А ты записался в зомби?

Автор: Павел ВОРОНИН, Астана

Одной из характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным религиям, является то, что во главе их находится харизматический лидер. Его дар заключается в уникальном умении влиять на настроение и поведение других людей, а также от имени Бога «учить их праведной жизни». Что же происходит на самом деле?

Большинство нетрадиционных культов свято выполняют призыв создателя и вдохновителя мрачно известной Церкви Саентологии Рона Лафайета Хаббарда, сделанный им в официальном послании 9 марта 1972 года: «Делайте деньги, делайте деньги, делайте больше денег, делайте еще больше денег, заставляйте других работать, чтобы и они производили для вас деньги». И именно эту цель преследуют культы такого направления.Лидер создает особую «семью», или «коммуну», в которой его называют «отцом». Здесь устанавливаются абсолютно обязательные для всех правила поведения и образа жизни, но не обязательные для самого лидера, ведь он – особый, святой. Рядовые члены групп зачастую отказываются от своего имущества, а вознаграждения за труд передают в кассу коммуны; многие представители «новых религий» живут в общежитиях, вне семьи, порвав всякие отношения с родными и близкими, обожествляя своего пастора и его близкое окружение. Круг их общения крайне узок, допускаются контакты преимущественно с членами своей группы, неукоснительно поддерживается обстановка полной изоляции от внешнего мира и даже от родных, не разделяющих увлечений близкого человека.

 Важно подчеркнуть еще одну характерную черту деятельности нетрадиционных религий. Речь идет о том, что в рамках организации контроля за поведением ее приверженцев используются средства исключительно сильного манипулирования: гипноз, медитация, длительные изнурительные молитвы и заклинания, применение психотропных средств и лжи. Тот же Рон Хаббард постоянно повторял фразу, сказанную во время проведения лекции Филадельфийских докторских курсов в 1952 году: «Мы открыли ряд новых способов превращать людей в рабов». Культовые процедуры обычно носят здесь коллективный характер, исключающий всякие субъективные и свободные проявления. Существенной особенностью вероучения «новых религий» является пропаганда катастрофически-апокалиптического взгляда на мир, предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптации к условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения. Общая характеристика деятельности таких религий включает в себя следующие важные черты.Ученые считают, что, во-первых, большинство организаций отличается активной миссионерской работой, причем это касается не только лидеров, но и рядовых сторонников, адептов. Здесь применяются разные формы и способы распространения новых идей, включая выступления руководителей перед огромными массовыми аудиториями и доверительные беседы. Религиозными организациями различных зарубежных стран тратятся огромные деньги для привлечения и содержания миссионеров.

 Во-вторых, широко используются средства массовой информации. Известно, что многие культы для популяризации своих вероучений ведут регулярные передачи по телевизору и радио, публикуют рекламные сообщения в прессе, публицистические статьи в журналах, используют Интернет, а также павильоны автобусных остановок и просто фонарные столбы.

 И наконец, в-третьих, некоторые нетрадиционные религии отличаются тоталитарной направленностью. Как это понимать? Ученые-религиоведы отмечают, что религиозные объединения практикуют методы психологического давления на сознание человека, духовного насилия над ним путем насаждения жесткой дисциплины, заучивания большого количества текстов и применения психотропных средств. Все это представляет серьезную опасность для физического и психического здоровья людей.

 Перейдем к более подробному рассмотрению конкретных видов

 оккультно-мистического мировосприятия. Как свидетельствуют результаты научных исследований, оккультизм, вера в колдовство, магию – это не извращение не совсем здорового ума, а естественный элемент обычного религиозного сознания. По данным опросов, проведенных учеными, в эти виды культа верят больше, чем в известные христианские догматы. Возникает вопрос, кто же эти люди, каков их социальный статус, возраст и образование? Как показывает анализ полученных данных, это вовсе не какие-нибудь старушки и не жители дальних сел и аулов, а скорее, наоборот. Неожиданно для исследователей самой не поддающейся влиянию возрастной группой оказались пенсионеры, тогда как среди молодежи верящих в колдовство и оккультизм в 2–3 раза больше по сравнению с теми, кто старше 55 лет.

 В кризисные периоды развития общества, как правило, возрастает интерес людей ко всему новому, необычному и отвлекающему от действительности, проблем и дающему возможность прожить жизнь в другом измерении. В последнее время полосы казахстанских газет заполнены предложениями разного рода колдовских и экстрасенсорных услуг. Шаманы, колдуны, провидцы – «космологи», специалисты оккультных учений предлагают решить самые разные проблемы. Причем перечень видов магической помощи очень обширен, начиная с банального «сниму порчу» и заканчивая «духовным переселением» на другую планету.В заключение отметим, что новые религиозные течения проявляются и распространяются потому, что на них существует реальный спрос. А у того, кто представляет такое религиозное течение, существует такое же реальное желание заработать. Заработать любым путем, не оглядываясь на сломанные и исковерканные жизни тех, кто когда-то поверил гуру. Как в прошлом, так и сейчас есть много людей, желающих изменить свою жизнь и мироощущение, стремящихся к поиску истины, просветленному развитию. Тем более это понятно в наше время, в период беспрецедентного культурно-морального кризиса, особенно это касается молодежи с ее максимализмом и тягой к новому, экзотическому и необычному. Миссионеры новых религий всегда оказываются в нужном месте и в нужное время, а у них не занимать ни активности, ни напористости, ни далеко идущих планов.

 Американский футуролог Элвин Тоффлер предложил достаточно точную метафору для характеристики рассматриваемой проблемы, назвав ее появлением особого «рынка спиритуальных товаров». Он описал стихийно формирующийся религиозный плюрализм со всеми его позитивными и негативными чертами. Речь идет о громадном количестве вероучений, религиозно и псевдорелигиозно- мистических практик и культов для любого желающего: от экстатических переживаний до самых причудливых мировоззрений, от экзотических полузакрытых «восточных» монашеских объединений до тайных религиозных орденов, полувоенных объединений, объединений «древних язычников» любого направления. Официально признанные религии (ислам, православие, иудаизм и другие) могут не отвечать внутренним потребностям молодых верующих, и они идут в новые нетрадиционные организации. Каждый верит в то, во что считает нужным верить, однако следует различать религиозные организации и культы, которые не нарушают законодательство, и религиозные или псевдорелигиозные объединения с криминогенной или тоталитарной направленностью, деятельность которых может причинить вред жизни и здоровью граждан. Они могут быть опасными, и мы должны об этом помнить.

Ежедневная общественно-политическая республиканская газета «Экспресс К»

№ 97 (17697) от 04.06.2013

Источник : http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=83084