Адвентистские учения о первосвященническом служении Господа Иисуса Христа и небесном святилище в свете послания ап. Павла к Евреям

Кaзaнь, 1903. 69.[12] См., нaпр.: Иoaнн Злaтoуст, свт.Тoлкoвaниe нa пoслaниe к Гaлaтaм // Eгo жe. 128–130.[22] Иoaнн Злaтoуст, свт. Нeжeлaниe видeть в истиннoй скинии Тeлo Xристoвo вeдeт к oтрицaнию Eвxaристии и oбoжeния вeрныx. Смысл свящeнничeскoгo служeния — принoсить дaры и жeртвы зa грexи (Eвр. 5:1), и мы ужe oсвящeны eдинoкрaтным принeсeниeм тeлa Иисусa Xристa (Eвр. 10:10). Зeмнoe бoгoслужeниe — лишь внeшняя симвoличeскaя фoрмa пoсрeдничeскoй, xoдaтaйствeннoй функции свящeнникa. Xристoлoгия. СПб., 1903. 12. Т. 12. Сoстрaдaя нaм в нaшиx нeмoщax (Eвр. 2:18), Oн был чужд всякoгo грexa (Eвр. 4:15) и кaк пeрвoсвящeнник святoй, нeпричaстный злу, нeпoрoчный, oтдeлeнный oт грeшникoв и прeвoзнeсeнный вышe нeбeс, нe имeл нужды принoсить жeртвы зa Сeбя (Eвр. 7:26–27).Пo учeнию Цeркви, крeстнaя Жeртвa Xристa сoeдиняeт в сeбe всe виды вeтxoзaвeтныx жeртв[8]. С. В свoю oчeрeдь, втoрoй, т. Eдинствeннoсть принoшeния Тeлa Xристoвa и вeчнoсть прoщeния грexoв, усoвeршeнствoвaния вeрныx и иx oсвящeния oзнaчaeт, чтo ни в 1844, ни в кaкoм-тo инoм гoду услoвия спaсeния вeрныx ужe нe мoгут быть измeнeны: Xристoс сдeлaл всe нeoбxoдимoe для нaшeгo спaсeния нa крeстe и зaключил с нaми Нoвый Зaвeт в Свoeй крoви. Бeсeды нa Дeяния aпoстoльскиe, 1, 5 // Eгo жe. С. Oнo зaключaeтся в слeдствeннoм судe, в функцию кoтoрoгo вxoдит oкoнчaтeльнoe удaлeниe всex грexoв, кaк этo прooбрaзнo былo прeдстaвлeнo oчищeниeм дрeвнeгo святилищa в дeнь oчищeния»[1].Пo мнeнию aдвeнтистoв, oригинaл нeбeснoгo святилища был показан Моисею на Синае (Исх. 25:40). С. Т. С. Таким образом, первосвященническое служение Христа началось сразу после Вознесения[2], которое понимается не как событие, но как длящийся процесс, который перешел во вторую фазу в 1844 г.[3] Вначале Господь в первом отделении (святилище) приносил ежедневную жертву, очищая грехи верных и выступая Посредником за них, а с 22 октября 1844 г. Первый завет имел недостаток (8:7), почему прор. Итак, постараемся войти в покой оный (Евр. 4:9–11). Творения. В 24-й доктрине АСД говорится: «В небе находится святилище, скиния истинная, которую воздвиг Господь, а не человек. Именно в Своей плоти Он совершал священнодействие, принеся Себя в жертву, почему и назван священнодействователем святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр. 8:2). 1 // Ранние произведения Е. Собственно, именно вхождение с Кровью в небесное Святое святых и позволяет сопоставлять Спасителя с Аароном. е. Кровь Христова в несравненно большей степени очищает нас от грехов (мертвых дел) для служения Богу живому и истинному (9:14). 9. Посад, 2004.[7] Нектарий Пентапольский, свт. Немедленно по Вознесении Спаситель воссел одесную престола величия на небесах (Евр. 8:1) и там Он уже не приносит жертв. Творения. Мы видим, что Господь славы (Иак. 2:1, 1 Кор. 2:8) не имеет этой славы постоянно, но она периодически выделятся Ему Отцом — не по Божескому естеству и не за крестные заслуги, а лишь в силу первосвященнического служения, как некая награда за службу. все еще были записаны в небесных книгах[23]. Новгород, б.г. Т. е. 185.[8] Добросмыслов Д. Наоборот, это послание излагает учение о субботстве (Евр. Уайт, многократно повторяясь в ее видениях и предостережениях. Субботство народа Божия в своей основе имеет именно Первосвященство Христа (4:14) и предостерегает нас против непокорности Богу (4:11). Иоанна Златоуста, скинией истинной (Евр. 8:2, 9:11) является само Тело Христово, которое в послании к Евреям названо также завесой и небом. Казань, 1892. Толкование на Послание к Евреям // Его же. Напротив, в Писании Кровь Иисуса Христова с самого начала очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1:7), так что в Нем и ради Него нам уже прощены грехи (1 Ин. 2:12, Кол. 1:14).Для адвентистов вхождение Христа в Святое святых означает, что молитвы неадвентистов теперь направлены не к Богу, а в пустое святилище. Именно такое христоцентрическое понимание открывает суть домостроительства нашего спасения. Заокский, 2006. Павел не озвучивают надуманную адвентистскую идею о двух законах, из которых якобы отменен лишь обрядовый ветхозаветный закон, тогда как нравственный закон Декалога остался неизменным (Настольная книга по теологии // Библейский комментарий АСД. Уайт, после 1844 г. С. Ясно, что сила и власть Святой Троицы реальны, а не символичны. М., 2008. В 1844 году по окончании пророческого периода 2300 дней Он вошел во вторую, последнюю фазу Своего примирительного служения. СПб.,1904. Т. Творения. е. Новый завет заключен в Крови Христовой, с которой Он вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо (9:24). Поэтому-то законные жертвоприношения лишь напоминают о грехах (Евр. 10:3). Христос — цель и смысл истории нашего спасения. Несмотря на обилие образов, смысл их одинаков: Сын принес Себя в искупление за людей, в умилостивительную жертву за человеческий род, а Отец принял эту жертву. СПб., 1903. С. Там ради нас Христос совершает служение, представляя возможность верующим воспользоваться заслугами Его примирительной жертвы, принесенной однажды на кресте за всех. 223), где повторяется это видение и подчеркивается, что сатана делает молитвы неадвентистов бесполезными и направляет их на себя.[25] Например, так представлена в видении участь грешников: «Когда Иисус выходил из Святого святых, я слышала звон бубенчиков на краю Его одежды и когда Он вышел, мрак объял жителей земли. Первому завету соответствуют земные святилище (скиния), богослужение (9:1–7) и утверждение кровью (9:18–22), тогда как второму завету — другая скиния (9:11), другое святилище (9:12, 24) и другая Кровь (9:12, 14). 99–131.[9] Григорий Нисский, свт. С. 157–158).[19] Василий Великий, свт. Григория показывают два естества Христа — божественное и человеческое. С. Т. 13.[15] Там же. СПб., 1906. 1. Уайт. Конечно, по Вознесении Христос не перестал действовать в мире, но если вначале Он действовал через храм Своего Тела, то потом — через апостолов[15], хотя и Тело Христово преподается верным в таинстве Евхаристии.Первосвященническое служение Христа связано с Его ходатайством за нас перед Отцом (Рим. 8:34). И там же: «Когда Он Сам есть жизнь, источник всех благ, имеет равную с Отцом власть, воскрешает мертвых и животворит, и все прочее делает, то как Он может нуждаться в ходатайстве для оказания нам помощи?.. Поэтому она одновременно и нетварна, и тварна: несотворенная в предсуществовании, она становится сотворенной, когда принимает материальное устроение»[9]. опять-таки суббота.[17] Иоанн Златоуст, свт. Поэтому многие ветхозаветные прообразы, особенно связанные с храмом и жертвами, могут быть правильно поняты лишь в свете первосвященнического служения Спасителя. Подробно описанное в послании к Евреям и отчасти затронутое и в других посланиях ап. М., 1999. Духовные дары. Для полноты картины стоило бы поместить его на сам престол, но Е. Уайт на это все же не решилась. Кн. Как ветхозаветный первосвященник в силу своего статуса мог входить в земное Святое святых с кровью жертвенного животного, так наш Небесный первосвященник со Своей кровью после принесения жертвы сразу, а не через 18 веков, входит в небесное Святое святых и тем самым являет Себя первообразом Аарона и упраздняет ветхозаветное священство, а также исполняет условие Нового Завета: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета (Мф. 26:27–28)[21].В послании к Евреям прославление Сына при принесении Им Крови Отцу называется с помощью различных образов из нашего земного опыта и ветхозаветного богослужения: прошедший небеса (4:14), во внутреннейшее за завесу (6:19), превознесенный выше небес (7:26), одесную престола величия на небесах (8:1) или на высоте (1:3), священнодействователь святилища и скинии истинной (8:2), самое небо (9:24). Духовные дары. Слово о Богословии четвертое, 14 // Его же.Творения: в 2-х тт. Мы видим, что для нее сатана приобретает почти божественный статус, получив, во-первых, место в храме Божием рядом с самим престолом и, во-вторых, власть слышать христианские молитвы и отвечать на них. Заокский, 2010. Толкование на Послание к Римлянам 8:34 // Его же. Тем самым началась апокалиптическая эпоха, последнее время, день искупления[4].В Ветхом Завете адвентисты акцентируют внимание на законном богослужении как прообразе небесного служения Христа. 287–291.[6] Некоторые библейские акценты при описании первосвященнического служения Спасителя заимствованы нами из работы: Герасимов П.В. Калининград, б.г. Кн. Тот, после совершения всего этого и после возведения естества нашего на царский престол, нуждался ли в ходатайстве о том, что более легко?» При этом он сравнивает подобное место из 2 Кор. 5:20, где Сам Бог увещевает нас о примирении. Конечно, такое увещание не унизительно для Божества, но лишь показывает Его любовь.[18] Григорий Богослов, свт. О жизни Моисея законодателя, 174–177. С самого начала Он отдал Себя Самого за грехи наши (Гал. 1:4). Поэтому новозаветная скиния — это тело Христово, а открываемое через Его кровь небесное святилище — полнота Его божественной славы.[1] «Вероучение Церкви АСД» [Электронный ресурс] // URL: http://adventisty.ru/church/ (Дата обращения: 10.04.2017).[2] В начале было Слово… Изложение основ библейского вероучения. Над Иисусом изливался обильный свет, который отражался от Него на пре­стол благодати и наполнял весь храм славой Божьей»[20]. Со времени Своего Вознесения Он был восстановлен нашим Великим Первосвященником, и тогда же было положено начало Его ходатайственному служению. 140).[20] Уайт Е. С. С. Кровь Христова очищает нас от грехов, плоть Христову мы принимаем, насыщаемся, укрепляемся ею в таинстве Евхаристии. 14.[16] Эта доктрина красной нитью проходит через «Христианские опыты и видения» и первый том «Духовных даров» Е. Иеремия еще в давние времена показал его ветхость и близость к уничтожению (8:8–13). 5:5), но исполняя волю Отца, как Сын в доме Божием (Евр. 3:6). Калининград, б.г. Толкование Послания апостола Павла к Галатам. 3380–381), т. Когда дым курения возносился к Отцу, тогда слава от Его пре­стола переходила к Иисусу, а от Иисуса к тем, чьи молитвы возносились подобно благоухающему фимиаму. В Новом Завете центр учения о небесном святилище и первосвященническом служении Господа Иисуса Христа находится в послании к Евреям и в книге Откровения[5].Чтобы разобраться в ошибках адвентистов, вначале будет изложено библейское учение по данному вопросу в его святоотеческом понимании, а затем будет дана оценка всей этой концепции.1. Великая борьба. Творения. Н. Эта жертва вечная и единственная, вводящая Христа в полноту славы, лежащая в основании Его вечного первосвященства. Вечное первосвященство Христа до самого Второго пришествия опровергает веру адвентистов в прекращение ходатайства Христа в период последнего кризиса, когда Он якобы уйдет из небесного храма, оставшиеся на земле верные наверняка не падут, а неверные уже не покаются[25].Таким образом, мы видим, что учение адвентистов о физическом небесном святилище и совершающемся в нем богослужении уничижает Господа Иисуса Христа, представляет Его подчиненным служебным существом, не имеющим равной с Отцом славы. Павла является важнейшим элементом первосвященнического служения, что опровергает гипотезу адвентистов о начале этого служения лишь после Вознесения. 144–145.[4] Там же. С. Творения: В 2 т. Подчеркивая многократно засвидетельствованное в Писании Его полновластие, свт. Василий Великий даже в ходатайстве Святого Духа усваивает Ему равную с Отцом и Сыном власть, славу и честь (Там же, 19, 50. 372.[24] Уайт Е. Христианские опыты и видения // Ранние произведения Е. С. Заокский, 2006. Итак, земная и небесная скиния для свт. Все это прообразы, имеющие одно и то же значение: «Небо есть завеса, потому что завеса так же отделяет святое, как и плоть скрывает Божество; равно и плоть, заключающая Божество, есть скиния; и небо есть также скиния, потому что там внутри пребывает Священник»[22]. Это служение началось с Его Воплощения. Калининград, б.г. Не знали о двух законах и первые христиане. Павла, первосвященническое служение Спасителя включает многочисленные аллюзии на ветхозаветные реалии[6]. С. Т.10. Но в отличие от Аарона, Его первосвященство непреходящее, вечное (Евр. 6:20, 7:24). Напротив, материальное святилище скрывает от нас Христа, представляет его карикатурно беспомощным после Воскресения и Вознесения. 2. Она имела вид престола Божьего. С. Т. Победив смерть и ад, Господь как человек вошел в славу, принадлежавшую Ему от века как Сыну Божию, и открыл путь на небо всем верным (Евр. 6:20).Свт. Итак, это видение и все связанное с ним учение является следствием первоначального антитринитаризма адвентистов.Своим основанием ходатайство Сына и Святого Духа имеет Кровь Христову, которую Господь принес за нас Отцу (Евр. 9:12, 25). Будучи единственным, Его Приношение не может ни повториться, ни как-то улучшиться или увеличиться, потому что Он тем самым уже освятил нас, навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр. 7:27; 9:12, 26, 28; 10:10, 12, 14). В послании к Евреям, как и вообще в Новом Завете, мы не видим адвентистской идеи о ходатайстве Христа лишь за тех, кто соблюдает субботу и гневе Божием в отношении отвергающих субботний покой[16]. Как и Сын, Святой Дух ходатайствует и действует самовластно, а не подчиненно, и домостроительствует в раздаянии дарований по достоинству каждого (1 Кор. 12:4–6, 11)[19].Надо сказать, что ходатайство Святого Духа опровергает идею адвентистов о системе богослужения в небесном храме и показывает, что в силу крестной Жертвы мы получили надежду на прощение и доступ к Отцу (Еф. 2:18), и поэтому Сын и Дух теперь умоляют Отца за нас. Поэтому-то Кровь Христова очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1:7), умилостивляет Отца (1 Ин. 2:2, 3:16, 4:10), дарует нам жизнь вечную (1Ин. 5:11). М., 2005. Кн. Он перешел в Святое святых (куда раньше войти не мог) и начал следственный суд над всеми людьми. 1. Ср. С. Творения. Поэтому следующее за Распятием и Воскресением Вознесение Христа на небо не начинает, а продолжает первосвященническое служение Христа, вместе с тем являясь кульминацией царского Его служения. Впрочем, о ходатайстве можно говорить лишь в отношении человека Христа, но как Бог Он уже не просит, а подает вместе с Отцом (Феодорит Кирский, блж. С. Как видно, принесение Жертвы на кресте для ап. Мы должны были понести наказание, но произошло невероятное: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53:5), вместе с тем удовлетворив и божественному правосудию[12].Первосвященство Христа связано с переменой закона (Евр. 7:12), что опровергает идею адвентистов о вечном Декалоге[13].Новый Завет заключен в Крови Христа, Который принес в жертву Себя Самого (Евр. 7:28), возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф.5:2). Принесение Крови в самое небо как условие заключения Нового Завета выявляет ложность доктрины о вхождении Христа в небесное Святое святых в 1844 г.В отличие от первого завета, новозаветное очищение грехов является не временным, а вечным (9:26, 10:14), как вечными являются и призвание по смерти Христовой (9:15), и Его восседание одесную Бога (10:12). Такое толкование подтверждает и послание к Евреям, где сказано, что Христос пришел с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною (Евр. 9:11). 12. Не стало больше Посредника между виновными людьми и оскорбленным Богом… Когда же Христос оставил Свое посредническое служение между Отцом и людьми, эта преграда была удалена и сатана получил полную власть над нераскаявшимися» (Уайт Е. 9. в том же издании первый том «Духовных даров» (с. 325.[13] Ни Господь, ни ап. Т. О жизни Моисея законодателя, 174. Адвентисты настаивают на реальности небесного святилища, которое якобы многократно видела в видениях «пророчица» Елена Уайт. Григорий Нисский называет образом Христа всю ветхозаветную скинию: «Нерукотворная по своей природе, эта скиния становится тварной, когда ей нужно быть воздвигнутой посреди нас. Над ковчегом, у которого стоял Иисус, находилась неописуемая слава, на которую я не могла смотреть. Конечно, это была Его нерукотворенная плоть, с которой Он пришел[10]. В «Великой борьбе» она говорит об этом уже осторожнее: даже после 1844 г. Подобно Аарону, Господь не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником (Евр. Христос пришел не со скинией плоти, а в скинию на небе.[11] Григорий Нисский, свт. В тот момент, когда молитвы святых возносились с верой, достигали Иисуса и Он представлял их Своему Отцу, — тогда из кадильницы поднималось благовонное облако курения, как бы окрашенное в гамму цветов различных оттенков, — что представляло собой прекрасное зрелище. С. Так, сразу после вхождения за завесу Он делается Первосвященником навек по чину Мелхиседека (Евр. 6:19–20). Кн.2. Перемена закона, как мы наиболее наглядно видим в Нагорной проповеди, не означает его абсолютной отмены, но — одухотворение.[14] Иоанн Златоуст, свт. 371. 336–354). в самое небо (9:24). 280). Заокский, 2010. Христология по посланиям святого апостола Павла: Дипл. М., 2010. Так, свт. рядом с оставленным престолом Божиим находится сатана, который своим обманутым последователям подает «свет и много силы»[24]. С. 682. Первосвященническое служение Христа имело своей целью искупление от преступлений (Евр.9:15), примирение людей с Богом через принесение Им Себя в жертву за нас, проданных греху (Рим. 7:14). Т. С. Если мы не хотим умалить Сына, то должны признать Его непосредственный доступ к Отцу, не опосредованный через богослужение. Мнения отцов и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом законе Моисея. «Христос продолжает ходатайствовать за человека», но смысл этого ходатайства все-таки сводится к тому, чтобы ищущим был дан «свет истины» (Уайт Е. 12.С. Конечно, такая идея противоречит доктрине всевластия Бога и общим принципам домостроительства нашего спасения.В ключевой для адвентистов девятой главе Послания к Евреям учение о святилище предлагается в контексте противопоставления двух заветов и двух святилищ. Великая борьба. Нисский святитель подчеркивает, что Слово стало плотью (Ин. 1:14), устроив среди нас Свою скинию, в которой обитает вся полнота Божества телесно (Кол. Оно доставляет нам не только труд (постараемся войти в покой оный), но и плоды ходатайства — милость и благодать для благовременной помощи (4:16).Ходатайство Христово следует понимать не униженно, как младший к старшему, как священник к Богу, но богоприлично, как выражение горячности и силы любви Сына Божия к нам[17], как Его моление о нас перед Отцом в качестве посредника, причем за нас ходатайствует и Святой Дух (Рим. 8:26)[18]. 1. 69.[10] Поэтому чрезвычайно странно читать отрицание ясного значения предлога «с» (διά) в официальном толковании «Церкви АСД» на Евр. 9:11 и попытку толковать «с» (διά) как «в», т. Хотя адвентистский Христос примирял грешников с Отцом, однако грехи людей оставались непрощенными, т. Уайт. Т. 12. 1 // Ранние произведения Е. Христос — первосвященник по чину Мелхиседека (Евр. 5:10) — так превосходит Аарона и иных первосвященников из колена Левия, насколько тело отличается от производимой им тени[7]. М., 2003. Подобно искаженному представлению адвентистов о непрестанном храмовом богослужении Христа, ошибочна и идея о вещественном святилище на небе. По толкованию свт. Реальность небесного богослужения делает Сына неполновластным.Однако в видениях Е. Т. 216–217.[21] Никанор (Каменский), еп. Экзегетико-критическое исследование послания святого апостола Павла к Евреям. Отнесение начала первосвященнического служения к Вознесению выводит из этого служения центральный момент — принесение Жертвы на кресте. Господь не в 1844 г., а ныне предстал за нас пред лицо Божие. к. Уайт. Уайт именно так, через призму субординационизма, описывается богослужение в Святом святых небесного храма: «Между херувимами находилась золотая кадильница. С.780; Феофан Затворник, свт. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. С. 127. С. Т. 3–4) как будущее состояние, а не еженедельный день отдыха: Посему для народа Божия еще остается субботство. Адвентисты учат, что первосвященническое служение Христа началось 22 октября 1844 г., когда Он вошел во Святое святых небесного храма, чтобы начать суд Божий, с целью выявить достойных участвовать в первом воскресении, запечатлеть верных, осудить неверных и приготовить мир к славному Второму пришествию и тысячелетнему царству. Залогом этого очищения и вечного искупления является то, что Христос Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу (9:14) и однажды вошел во святилище (9:12), т. Иоанн Златоуст подчеркивает, что совершенное в Вознесении явление нашего естества на небесах завершает примирение с Отцом и является основанием для ниспослания Святого Духа[14]. 76.[3] Настольная книга по теологии // Библейский комментарий АСД. 287–296.[5] Там же. О Святом Духе к святому Амфилохию, епископу Инокийскому, 16, 37 // Его же. В своей статье аспирант МДА иерей Евгений Веселов рассматривает учение адвентистов о вещественном небесном святилище и совершающемся в нем богослужении, а также приводит библейское учение по данному вопросу в его святоотеческом понимании. 2:9)[11].Прообразовательное значение ветхозаветного священства и жертв объясняется тем, что невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр.10:4). С. Перед вхождением в самое небо (Евр. 9:24) Господь совершил жертву, подобно земному первосвященнику: однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею… принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (9:25–28).2. М., 1999. работа. Беседы на послание к Римлянам, 15, 3 // Его же. С. Заокский, 2010. 66. 1. С. Адвентистское учение о небесном святилище является результатом крайне рационального отношения к тайне нашего Искупления и продуктом юридического мышления XIX в. Согласно видениям Е. 138–139.[23] Уайт Е. е.