Александрийская православная церковь

Александрийская православная церковь

Александри́йская Правосла́вная Це́рковь (греч. Πατριαρχεῖο Ἀλεξανδρείας καὶ
πάσης Ἀφρικῆς) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая второе
(по Вселенском Константинопольском Патриархате) место в диптихе автокефальных
поместных Церквей. Согласно своему преданию, имеет апостольское основание.
В последнее время Александрийский Патриархат проводит интенсивную миссионерскую
деятельность. Особенно она заметна на побережье озера Виктория — в Кении,
Танзании и Уганде. К примеру в Уганде из 20 миллионного населения уже около 1.5
миллионов относят себя к византийскому христианству — православию. В Кении —
около 1 000 000 православных, в Конго — 1 000 000, в Камеруне — 1 000 000, в
Танзании — более 40 000, Мадагаскаре — около 15 000, ЮАР — около 40 000, Бенине
— более 2 000, Гане — 10 000, Зимбабве — несколько тысяч и развивающаяся
значительная миссия и др. Африканские православные активно участвуют
в жизни Церкви, стараются несмотря на материальные трудности вести гуманитарную
работу. Также крупные общины православного Александрийского патриархата созданы
в ЮАР, Бенине, Кот-д’Ивуаре, Гане, Зимбабве и ряде других африканских стран.
Сейчас на Африканском континенте насчитывается около 6 миллионов православных
христиан (из которых только около 300 тысяч греков) и их число стремительно
растёт [1]. В частности в ЮАР миссионерскую работу ведёт Сербская Православная
Церковь.Содержание
История
Александрийская Церковь в I — начале VI вв.
По преданию, основана около 42 евангелистом Марком (ум. в 63) в Александрии
(Эллинистический Египет).
До возвышения Константинополя Александрия была главным христианским центром на
Востоке, её епископы носили (и продолжают носить) титул «Папа».
С 451 — Патриархат, третий по значению после Рима и Константинополя.
Александрийская Церковь — колыбель восточного монашества.
В конце V — нач. VI вв. была сильно ослаблена монофизитской ересью. По оценкам
некоторых историков, к началу VII века из примерно шестимиллионного
христианского населения Египта православных было всего около 300000 человек,
остальные придерживались монофизитства.
В 630 на Александрийский престол вступил бывший епископ Фасиса Кир. Он принял
доктрину о единой воле Христа — монофелитство. Это учение было официально
провозглашено во всей Александрийской Церкви 3 июня 633. Против распространения
монофелитства в Александрии выступил ученый монах Софроний Иерусалимский
(будущий патриарх Иерусалимский). К нему присоединился Максим Исповедник,
отстаивавший Православие не только в Александрии, но и во многих других областях
Египта.
В период арабского господства и крестовых походов
В VII в. в связи с арабским нашествием, Александрийская Церковь окончательно
пришла в упадок, чему впоследствии способствовало и создание Османской империи,
так что до последнего времени Церковь находилась в сильной церковной зависимости
от Константинополя.
В сентябре 642 года византийцы, окруженные в Александрии, сдались. Христиане в
покорённом Египте сохранили свободу вероисповедания. Патриарх Кир умер ещё до
сдачи Александрии (весной 642 г.), а избранный его преемником Петр, также
монофелит, покинул Египет вместе с византийской армией и скончался в
Константинополе около 654 года. После него преемство православных
Александрийских патриархов прервалось более чем на 70 лет.
В 731 г. при халифе Хишаме, достаточно благосклонно относившемся к немусульманам,
православным Египта было позволено восстановить пост Александрийского патриарха.
Новоизбранный патриарх Косма, хотя и был неискушённым в политике, сумел добиться
у халифа возвращения православным многих церквей, захваченных монофизитами после
ухода византийцев. При халифе аль-Мутаваккиле (847—861) христианам пришлось
пережить тяжёлое гонение. Мусульмане подвергали разрушению церкви, запрещали
совершать Богослужения и Таинства. В конце IX — первой половине Х в. халифат
пришёл в упадок. В числе прочих провинций Египет вышел из повиновения халифу и
превратился в самостоятельное государство.
В 969 Египет, а также Палестина и Южная Сирия были завоеваны шиитской династией
Фатимидов, создавшей своё государство. Первые Фатимиды проявляли редкую
веротерпимость, но уже в 1003 году халиф аль-Хаким развернул жесточайшие гонения
на христиан. Каждый год его правления был отмечен массовыми погромами церквей и
христианских кварталов, осквернением кладбищ. В 1008 г. халиф запретил
христианам праздновать Вербное воскресенье, а позже — и Крещение Господне. В
1014 г. начался массовый исход христиан в византийские владения. Из оставшихся в
Египте немусульман значительная часть приняла ислам, хотя многие делали это
неискренне. Следующий халиф — аз-Захир (1021—1035) отменил все ограничения,
наложенные на немусульман. Православные получили возможность избрать нового
патриарха и епископов, которых лишились во время гонения. Христиане, ранее
бежавшие из Египта, возвращались обратно, восстанавливали разрушенные храмы, со
всей пышностью отмечали церковные праздники, и даже те, кто был насильственно
обращен в ислам, безнаказанно возвращались в христианство.
С появлением на Ближнем Востоке крестоносцев, Египет на два столетия стал
передним краем борьбы мусульманской и католической цивилизаций. Несколько раз
крестоносцы предпринимали попытки овладеть Египтом. Крестовые походы ухудшили
положение египетских христиан, вызвав всплеск ярости у мусульман, который привел
к гонениям против «неверных». Сами же крестоносцы относились к православным
христианам как к еретикам. Во время вторжений в Египет они грабили и истребляли
население, не делая различий между мусульманами и христианами. После взятия в
1219 года Дамиетты, где находилась кафедра православного митрополита, папский
легат учредил в городе католическую кафедру, причислив её к владениям
Иерусалимского латинского патриарха. То же повторилось при захвате этого города
крестоносцами в 1249 года.
Мусульмане со своей стороны не вникали в противоречия между христианскими
конфессиями и подозревали православных в пособничестве крестоносцам. Помимо
бедствий и разрушений непосредственно в районах военных действий христиане
подвергались разнообразным преследованиям на всей мусульманской территории.
В 1250 власть в Египте захватили мамлюки, их политика также отличалась
религиозной нетерпимостью.
В период турецкого господства
В 1517 году Египет стал одной из провинций Османской империи. В целом османы
были более веротерпимыми, чем правившие до них мамлюки; но всё же жизнь
Александрийской Церкви в период турецкого господства мало чем отличалась от
предыдущего периода тысячелетнего господства мусульман в Египте. Своей
немногочисленной паствой управлял фактически сам патриарх, при котором иногда
был ещё один архиерей. Духовенство было малограмотным. Александрийская Церковь
имела один храм в Александрии (в монастыре св. Саввы), один в Рахитии (Розетте),
один в Дамиетте и четыре в Каире. Кроме того, было два монастыря — святого Саввы
в Александрии и вмч. Георгия в Каире, где размещалась резиденция Патриарха.
Посетивший в 1657 г. Египет русский монах Арсений (Суханов) сообщал, что в Каире
постоянно живут 600 православных арабов и греков. Александрийская Церковь
постоянно находилась в тяжёлом финансовом положении и жила только благодаря
поддержке других Восточных Патриархов и помощи православных государств, прежде
всего России, начавшейся ещё во времена Ивана Грозного.[1]
Многие патриархи едва ли не большую часть своего правления проводили за
пределами Египта, принимая участие в делах Константинопольской Церкви или
собирая милостыню на поддержание своего престола в Дунайских княжествах. С 1517
по 1846 годы александрийские патриархи имели свою резиденцию в Фанаре (Стамбул).

В начале XIX века Александрийскую патриаршую кафедру занимал Парфений I
Панкостас (1788—1804), родом с острова Патмоса, бывший протосинкелл
Константинопольской Патриархии. Время его патриаршества пришлось на довольно
трудную эпоху в жизни египетских христиан. Во время восстания против
наполеоновских оккупационных войск, занявших Египет в 1798, толпы мусульман
громили христианские кварталы, убивая их жителей. Спасаясь от насилия, Патриарх
Парфений II в конце 1804 г. вынужден был бежать на Родос, где и скончался в 1805
г. Албанский военачальник Мухаммад Али, восстановивший порядок в стране, будучи
человеком прагматичным и заботясь о доходах казны и развитии промышленности,
покровительствовал христианским общинам. В Египет из османских владений
устремилось множество греков, которые покупали земельные участки, строили на них
больницы, благотворительные заведения и школы. Когда после греческого восстания
1821 года по всей Османской империи прокатились погромы, Мухаммад Али окружил
христианские кварталы войсками и не допустил столкновений. При слабых
наследниках Мухаммада Али во второй половине XIX века Египет быстро потерял
экономическую самостоятельность и, формально оставаясь под турецким господством,
превратился в полуколонию европейских держав. В страну приехало множество
иностранцев, среди иммигрантов было много христиан — греков и сирийцев,
заполнивших важные социальные ниши. Иностранное засилье вызвало рост
националистических настроений, кульминацией стало восстание Ораби-паши (1882).
Патриарх Софроний IV (1870—1899) и православное духовенство, как и представители
других конфессий, покинули Египет. В Каире и Александрии остались только два
священника, на долю которых выпали тяжкие испытания во время бесчинств мятежной
толпы. После подавления восстания приток иммигрантов продолжился, к началу XX
века православная община (главным образом за счёт иммиграции) составляла около
100 тыс. человек (63 тыс. греков, остальные — православные арабы сирийского и
ливанского происхождения). Численность духовенства увеличивалась медленнее: в
начале XX века под властью Патриарха состояли два митрополита и 50 клириков. По
мере роста православного населения строились новые храмы.
Александрийская Церковь в XX веке
Приемником патриарха Софрония IV стал патриарх Фотий Пероглу (1900—1925). При
нём территория Патриархата была разделена на семь епархий, помимо Каира и
Александрии, и восстановлена Птолемаидская митрополия (1901 года). С 1926 по
1935 годы Александрийской Церковью управлял патриарх Мелетий II (Метаксакис),
бывший до этого архиепископом Афинским и патриархом Константинопольским. К
моменту его прибытия в Египет там было 8 храмов, 40 священников и два монастыря
без монахов. Патриарх Мелетий развил активную деятельность по распространению
Православия в Африке. Он учредил кафедры в Йоханнесбурге, Бенгази, Триполи,
Тунисе, Судане и Эфиопии. Им было основано Свято-Афанасьевское духовное училище,
ставшее позже семинарией. В 1926 году состоялся переход Богослужения на новый
стиль.
Митрополит Леондопольский Христофор II (1939—1967), был избран на патриарший
престол 21 июля 1939 г. Во время его патриаршества, после Второй мировой войны,
из-за эмиграции в другие страны (главным образом в Австралию) произошло сильное
сокращение греческой паствы в Египте, являвшейся до этого опорой Патриархата на
африканском континенте. Несмотря на это, патриарх Христофор продолжал энергично
трудиться на благо Церкви, преодолевая возникшие трудности. Он смог добиться
устранения распрей и раздоров внутри христианских общин, которые на протяжении
целых десятилетий будоражили жизнь Церкви. Патриарх Христофор положил основание
современной миссионерской деятельности Православной Церкви на африканском
континенте. Его первым шагом на этом поприще стала хиротония архиереев в
новооснованные епархии Аккры и Иринополя. Ядром нового миссионерского движения
стала Кения, где был создан постоянно действующий миссионерский центр.
Последовали хиротонии в иереи из коренных жителей. Было совершено освящение
многих новопостроенных храмов. Большой резонанс получило рукоположение трёх
иереев, до этого бывших активными англиканскими проповедниками. Патриарх
Христофор прилагал большие усилия для того, чтобы дети из семей местных жителей
воспитывались в греческих школах Александрии, а затем отправлялись на обучение
не только на богословском, но и на других факультетах. Целью этого было
подготовить молодых людей для последующей миссионерской работы среди местного
населения.
Вследствие деятельности повстанцев мау-мау, в 1952 году британские колониальные
власти в Кении объявили чрезвычайное положение; православная Церковь была
запрещена, храмы и школы были закрыты, за исключением собора в Найроби, бывшего
преимущетсвенно греческим.
При патриархе Николае VI (1968—1986), в 1982, в Найроби (Кения) открылась
духовная семинария, где обучаются будущие православные священники из многих
стран Африки.
В настоящее время Александрийская Церковь насчитывает всего около 500 тыс.
верующих, которые объединены в 5 египетских и 16 африканских епархий. Примерно
300 приходских священников окормляют 400 приходов. Богослужение совершается на
древнегреческом и арабском языках. В африканских епархиях ведутся работы по
переводу Богослужения и на местные языки.
С 1997 по 2004 главой Александрийской церкви был Петр VII (Папапетру), 115-й
Патриарх Африки.
Возглавляет Церковь c октября 2004 Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор
II.