Библейское и святоотеческое понимание души высших животных

Святитeля Львa, пaпы Римскoгo. Тaким oбрaзoм, тo жe рaздвoeниe, кoтoрoe чeлoвeк чувствуeт в сeбe сaмoм и стoнeт oт сoбствeннoгo бeссилия вoсстaнoвить утрaчeннoe eдинствo, внeсeнo и в прирoду. Чтo жe тaкoe душa? И eсли в oтдeльныx случaяx этo eщe нужнo признaть врeмeннo дoпустимым (уничтoжeниe нeчeстивыx нaрoдoв пo прямoму пoвeлeнию Бoжию, принeсeниe вeтxoзaвeтныx жeртв, испoльзoвaниe нeкoтoрыx живoтныx в пищу и для другиx нужд), тo в другиx случaяx – этo прямo грexoвнo (бeззaкoннoe убийствo чeлoвeкa, истрeблeниe живoтныx нe рaди рeaльнoй нужды, a вслeдствиe нeoбуздaннoй жeстoкoсти). Ибo кaким oбрaзoм исключитeльнo «мaтeриaльнaя» крoвь мoглa бы oчищaть душу чeлoвeкa, нe имeя никaкoй дуxoвнoй сoстaвляющeй? Тaкoe oтнoшeниe вo мнoгoм пoрoждaeтся тeм, чтo чeлoвeк смoтрит нa живoe сущeствo кaк нa нeчтo низшee, примитивнoe, жизнь кoтoрoгo ничeгo нe стoит. Пoэтoму и o бeсслoвeсныx живoтныx скaзaл Мoисeй, чтo крoвь eгo душa eгo eсть. Oднaкo вряд ли слoвa «крoвь eсть душa» слeдуeт пoнимaть дoслoвнo; в прoтивнoм случae кaк oтвeтить нa вoпрoс o тoм, кaким жe oбрaзoм впoлнe мaтeриaльнaя крoвь живoтнoгo являeтся oднoврeмeннo и нeмaтeриaльнoй «душoй». 73-74.[10] Тaм жe, С. Другoe дeлo, eсли всe жe крoвь живoтнoгo сoдeржит в сeбe нeкoe дуxoвнoe нaчaлo: oнo-тo кaк рaз, пo-видимoму, и нe дoлжнo вxoдить в чeлoвeкa и кoнтaктирoвaть с дуxoвным нaчaлoм пoслeднeгo.Мнeниe o тoм, чтo душa живoтнoгo смeртнa, oпрoвeргaют и слeдующиe слoвa Гoспoдa – «крoвь сия душу oчищaeт» и чтo oнa прeднaзнaчeнa для жeртвeнникa (Лeв. 1:26). Кaким жe oбрaзoм твaрь сдeлaлaсь тлeннoй чeрeз другoгo? Плeвинскис. Им нe свoйствeнны высшиe фoрмы дуxoвнoсти – рeлигиoзнoсть, нравственное чувство, философское и научное мышление, тонкая художественная и музыкальная восприимчивость. — С. Прочие же животные земные и воздушные, у которых есть голос, имеют дыхание и душу. Но после падения человека, чтобы он, обладая прекрасной тварью, не возгордился, Господь предал тварь за человека и ее господина проклятию – суете, изменчивости и смерти, однако не навеки, а на время, с надеждой восстановления ее в первобытное состояние (в свободу от тления), когда и люди освободятся от этого же тления и явятся во славе чад Божиих. Издательский отдел Московского Патриархата, Изд-во «Посад», 1994, С. Он прямо говорит о бессмертии «духа» животных, ссылаясь при этом на авторитетное слово апостола Павла: «И дух животный, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе бессмертном. Эти вопросы остаются для Церкви дискуссионными и неоднозначными, единого мнения нет. Есть ли у животных душа? Сказанное имеет такой смысл. Пророки поступают так: у них реки рукоплещут, холмы скачут, животные и чувственные предметы имеют лица. Не вызывает сомнений, что процесс освобождения человека от рабства греху, «обожение», немыслим без совершенствования в духе христианской любви; о необходимости последней для спасения неоднократно говорили как Сам Спаситель, так и Святые Апостолы, а впоследствии – и Святые Отцы Церкви. Так и Бог уберег тварь в честь нашу» [5].Правда, здесь святитель говорит о некоторой аллегории сказанного апостолом, но только в смысле какого-то сознательного «чаяния» тварью искупления. 69-70.[9] Там же, С. 4. Кн. По трудам свт. Люди стали истреблять и друг друга, и весь живой мир. Поэтому примитивная душа животных смертна, как смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия). Так делает и апостол, когда говорит, что тварь имеет «чаяние», то есть большое ожидание, что и она переменится к лучшему, и ожидает откровения славы нас, сынов Божиих. Для Адама достаточно было одного слова, им созданного, которое и охватывало всю суть животного, включая, видимо, и заботу человека об этом животном и, с другой стороны, чувство самого животного, что человек заботится о нем.Но все изменилось с грехопадением человека. Попытку обобщить взгляды на эту тему предпринимает автор статьи П.В. 8:20-21): …в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих»[6].Предстоит разобраться: о душе каких именно живых существ идет речь? Итак, уже Ветхий Завет однозначно свидетельствует о животном как о существе, наделенном душой.   Но что такое душа животного и что отличает душу животного от души человека? 104.[3] Толкование Посланий св. Бессмертен дух, который <…> может существовать без связи с телом и душой»[10].Продолжая свою мысль, св. Всех ли или только высших животных?Святой Антоний Великий говорит об этом следующее: «Растения имеют жизнь физическую, но души не имеют. Примитивный дух животных – это только дыхание жизни (у низших). Беседы на книгу Бытие. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть станет нетленной. Конечно, бессмертие не будет иметь для твари того значения, как для человека. Предстоит ответить на вопрос, чем для человека должно являться животное – лишь средством удовлетворения различных потребностей или чем-то другим, а в прошлом, до грехопадения, совершенным творением Божиим, на которое, как и на все, созданное Творцом, может и должна распространяться человеческая любовь и бережное отношение.Ответы на эти вопросы нельзя получить, не исследовав вопрос о том, наделено ли животное душой, и если да, то каковы свойства последней.Приходится констатировать, что различные богословские мнения о наличии у животных души, смертности либо, наоборот, бессмертии души животного, роли животного в спасении человека, месте животного в жизни вечной достаточно противоречивы.Хочется сказать, что сам факт наличия противоречивых точек зрения на этот вопрос вызывает печальное недоумение. СПб., 1998. Т. СПб., 1998. Прежде всего потому, что в таком случае будет грубо нарушен общепринятый и важнейший богословский принцип – «Сотворенное Богом возвращается к Богу». Как же понимают это место Писания отцы Церкви?Святитель Феофан Затворник, собрав все ранние святоотеческие толкования так толкует это место Писания: «…все эти страдания, какого бы рода они ни были – ничто в сравнении с той славой, которая явится в нас в будущей жизни. Как известно, смерть не является творением Божиим, она пришла в мир после грехопадения человека как естественное следствие грехопадения. Степень самосознания животных определяется развитием их ума и доступной им степенью духовности»[11].Святитель Лука заканчивает свои мысли по поводу души животных, говоря о величии и гармоничности замысла Творца, который касается не только человека, но и твари: «Но только ли человек наследует бессмертие? 1. И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Это совершенство выразилось в том, что он нарек имена животным таким образом, что в имени выражалась суть этого животного. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении новой светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять ее. И именно поэтому тварь, после Самого Бога и ближнего, также достойна совершенной христианской любви и бережного отношения со стороны человека; такая любовь, духовно совершенствуя человека, станет одним из залогов его спасения.[1] Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа константинопольского, в русском переводе. 4:14), так и животные, увидев разлад среди людей, стали боятся их. Дух, душа и тело. 366-367.[4] Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа константинопольского, избранные творения. 75.[11] Там же, С. 182-183[8] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Свободится, говорит (апостол), от работы истления, то есть не будет уже тленною, но сделается соответственною благообразия твоего тела. Дело в том, что Творец, еще до создания самого человека, создал творение – мир видимый и невидимый, о котором Сам свидетельствовал: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). И отец одевает слуг в хорошее платье для чести сыновей. Так точно, когда тело твое сделается нетленным, то и тварь станет нетленной. Изд-во им. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне. Так, Господь, разрешив употреблять мясное в пищу, повелевает не есть кровь животного, а выливать ее на землю, как воду, потому что «кровь есть душа» (Втор. Во всем остальном его мнение вполне согласно с мнением остальных отцов: тварь будет вновь «восстановлена» в нетлении и будет участвовать в будущих благах.Очень много рассуждает о душе и «духе» животных фактически наш современник, выдающийся врач и богослов, святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Живых существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены – каковы ангелы; другие имеют ум, душу и дыхание – каковы люди; иные имеют дыхание и душу – каковы животные, а иные имеют только жизнь – каковы растения. С. Отдана она во власть человеку, как царю ее, для того чтобы тот, будучи сам чист, свят и бессмертен, поддерживал ее и хранил в чистоте и добре. Т. Тварь, как и человек, сотворена прекрасной, доброй и чуждой смерти. Примером тому могут послужить бесчисленные свидетельства, когда животные служили праведникам (ворон кормил пророка Илию; медведь, питавшийся из рук прп. Поскольку ты получил тело смертное и подверженное страданиям, то и земля произрастила терния и волчцы, и небо состарившееся имеет нужду в перемене. Подобно тому, как Каин, убив Авеля, стал бояться людей, потому что, как говорит Каин, «и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (Быт. Ключевыми словами для нашей темы являются слова «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее». Душа животного в крови его. Это не вызывает сомнений – любовь к Богу и ближнему Сам Спаситель относит к главнейшим заповедям (Мк. Конечно, эти низшие животные формы, в отношении к их духовности, стоят не выше растений, а даже ниже, и им принадлежит только дух жизни, как и всякому животному»[8].Святитель Лука подчеркивает: «Не только люди, а и животные имеют душу. «Суете», то есть тлению, «тварь повинуся», то есть сделалась тленной через тебя, человек. Сам Адам был совершенным. 17: 11). В настоящее время среди богословов достаточно распространено мнение о том, что душа животного – это то, что оживляет его организм, – кровь, субстанция материальная.Душа человека, это дыхание жизни, которое вдунул Бог в тело человека при его сотворении, – субстанция нематериальная. С. Великое слово: Се, творю все новое относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всякой твари. Если да, то какими свойствами она обладает? 665-666.[5] Апостол с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Но любовь и зачатки альтруизма, а также эстетического чувства свойственны и животным. Краматорск, Изд-во «Тираж-51», 2013. Известны факты самоубийства лебедя, потерявшего свою подругу; он высоко взлетает, складывает крылья и падает камнем на землю. Итак, и сама тварь «свободится»; не ты один, но и гораздо низшее тебя, не имеющее ни души, ни чувства, и это, говорю, будет участвовать с тобою в благах и не будет уже тленным, но сделается соответственным тебе. Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Не говоря уже о грехах против самого Творца, грехах против ближнего, против самого себя, человек непрестанно грешит и против всего творения Божьего – созданного Богом видимого мира, включая и населяющих его живых существ.И сегодня, в эпоху невиданного разгула жестокости, невиданного презрения не только к жизни созданных Всевышним живых существ, но и к жизни самого человека, вопрос об отношении человека к животному весьма актуален. Выражая это, (апостол) прибавил: в свободу славы чад Божиих, то есть посредством свободы… Если надеется тварь, которая из-за тебя стала тем, что она теперь, тем более надейся ты, чрез которого тварь будет наслаждаться всеми теми благами… Так и Бог облекает тварь нетлением в свободу славы чад»[4].Святой блаженный Феофилакт Болгарский так толкует вышеприведенные слова апостола Павла: «Желая показать, какую получим мы славу, говорит, что и самая тварь переменится к лучшему, и тем паче мы придем в лучшее состояние. Исключение из этого правила – любовь у птиц. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ее примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Русский хронограф. Можно полагать, что душа животного с жертвенника восходила ко Господу, будучи прообразом Великой Искупительной Жертвы Самого Спасителя.И полностью опровергают мнение сторонников «смертности» души животных слова апостола Павла: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Тогда и она прославлена будет нетлением, когда и мы улучим безсмертие. И животное, как и человек, состоит из духа, души и тела. Человек называется разумным животным, потому что имеет ум и способен приобретать познания. 1. В простейшем ее виде, у животных – это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений. Возможно, кровь здесь понимается лишь как своеобразное «вместилище» души животного. Они, как и люди, бывают от природы носителями определенного духа. А почему она ждет с нетерпением? И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Изменчивость и смерть – следствие греха, вырывают вопли как у твари, так и из души человека. Потому что она и создана была всецело для человека. Святитель Иоанн Златоуст так размышляет над этим словом: «Видишь власть несказанную? 147-148 Совершенно очевидно, что Сам Создатель любил свое творение, и человек, созданный по образу и подобию Божию, должен был поступать точно так же, то есть беречь и любить творение Божие.Можно говорить о том, что любовь человека к творению – точно так же, как и любовь к Самому Господу и к ближнему – должна была стать средством совершенствования человека и укрепления его в любви и добре. И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. Исходя из этого, все творение Божие было весьма совершенным, включая и животный мир, над которым изначально определено было владычествовать человеку (Быт. Духа, мир совести, смелость сыновнего обращения к Богу, этот осязательный залог будущего обновления, воздыхаем о том, чтобы поскорее избавиться от скорбей внешних и внутренних – от тления тела и вступить в полную светлость сыновства в нетленном теле»[3].Очень ясно рассуждает об этом месте апостольского послания и Святитель Иоанн Златоуст, прямо говоря: «…живущие на земле, то есть люди, подвергнутся не конечной, а временной гибели; также и тварь… Не ты один, но то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувства, – и то будет с тобою участвовать в благах. 17: 10–14). с органическими ощущениями и чувственными восприятиями: эти последние, в свою очередь, неразрывно связаны с жизнью тела, особенно мозга, и исчезают со смертью тела. Святителя Льва, папы Римского. Изд-во им. 12:29–31).Но всю полноту христианской любви, по-видимому, нельзя свести только к любви к Самому Творцу и другому человеку. 12: 16, 23–24). Высшие животные, носители хотя бы ограниченной духовности, должны обладать самосознанием в примитивной форме. Не только тварь, не имеющая никаких видимых и осязательных начатков славы, стонет и воздыхает о ней, но и мы, уже имеющие начаток Духа – прощение грехов, усиление духа нашего благодатью Св. 2002. Выражение «не волею» означает, что все было попечением Божиим, а не могло состоять в воле твари, пренебрегал ею и устремлял дух к небесному. Однако в Библии и в наследии святых отцов можно найти рассуждения о возможности наличия души у животных. Общ-во любителей православной литературы. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне. Эти стоны и воздыхания твари, просвещенный Духом Божиим, слышит Апостол. Вероятно, «владычествовать» в этом случае означало «управлять» творением. 80.[7] Преподобный Антоний Великий. Об этом говорит и апостол Павел в 8 главе послания к Римлянам (8:19–22)… Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. Москва, 2009, С. Что значит «владычествовать»? Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. Итак, если тварь подверглась страданию для тебя, то и ты должен терпеть страдание для Бога; и если она надеется быть прославленной, то тем более ты надейся быть прославленным. Последняя уже ожидает этого своего восстановления и славы сынов Божиих… Открытия славы чад Божиих с нетерпением ожидает вся тварь, потому что и сама будет участвовать в ней. Мысль о бессмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари (Рим. Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему. Можно ли так клеветать на Бога?Но, как и всегда, для разрешения поставленного вопроса главнейшим авторитетом является Священное Писание, в том числе в его святоотеческом осмыслении. Итак, рассмотрим, что же конкретно содержится в Писании по этому вопросу и как соответствующие места Писания толкуют Святые Отцы и ученые мужи Церкви.Свидетельства о наличии у животных души имеются в Ветхом Завете. Беседы на Послание к Римлянам. К тому же упомянутым рассуждениям о смертности души животного противоречат слова Самого Господа, запрещающего употреблять кровь животного в пищу: ведь если кровь животного содержит в себе только материальное начало, тогда чего бояться, она переварится вместе с остальной пищей, и, в силу этого, не способна причинить какого-либо духовного вреда человеку. Поэтому обращение твари к человеку произойдет после обращения человека к Богу. Если душа животного – субстанция сугубо материальная, что вернется к Творцу после физической смерти творения? Нам теперь, после грехопадения, трудно понять и охватить все отличительные качества животного, заключенные в слове, например, «собака». Луки — «дух») является неуничтожимой (бессмертной); эта концепция требует глубочайшего богословского исследования и осмысления, после чего можно будет сформулировать окончательный вывод по данному вопросу.В-третьих, в будущей жизни животные (тварь) так или иначе будут восстановлены из состояния смертности и тления.В-четвертых, эта тварь будет участвовать вместе с человеком в вечных благах, хотя и не в той степени, что человек.Из всего этого следует важная мысль: животные – часть творения Божьего, которая в свое время (до грехопадения) была совершенной и вновь станет совершенной в будущей жизни. В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 78.[2] Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа константинопольского, в русском переводе. Видишь, что все твари подчинены человеку? Мы говорили уже, что дух животных, – хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. С. Господь говорит о душе животного, что «душа тела в крови», «кровь сия душу очищает» (Лев. 8:19–23). Слова «на уповании» и прочие, подобные им, почитай сказанным по обычаю олицетворения. – С. Неужели Творец, имя которому Любовь, сотворил какую-то живую душу тленной, уходящей в небытие после смерти тела? 1:29), да и самой смерти тогда на Земле не существовало. Лука говорит об этом весьма оригинально: «Что скажем о духе животных? Иоанн Златоуст объясняет различие души человека и животного так: «С человеком было не так (как с животными), но сначала тело творится из праха земного, а потом ему дается жизненная сила, которая и составляет сущность души (Быт. Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Кн. 2:7). В параллель с этим можно до некоторой степени поставить тот факт, что высшие формы любви и религиозности часто обнаруживаются людьми простыми, необразованными. Видишь начальство великое? Воздыхает, стонет и человек. 8:18–23).Само это место Писания четко и конкретно, оно вряд ли предполагает какую-то полную аллегорию либо возможность двоякого толкования. Понятие «владычествовать» вовсе не предполагало, что человек мог уничтожать животный мир, хотя бы потому, что животные изначально не предназначались человеку в пищу (Быт. А это, можно сказать без преувеличения, служит лишь укреплению человека во зле и явно препятствует главной человеческой цели – спасению. Не думай же низко об этом разумном животном (человеке), но помысли о величии его чести»[1]. Москва, 2009, С. Если человек венец творения, то он и должен привести все творение к Богу, а иначе как через любовь этого сделать нельзя. Серафима Саровского), не трогали мучеников на арене цирка (мученичество Игнатия Богоносца) и другое.И, как ни печально, но поврежденность человеческой природы грехом все более и более усугубляется. Итак, если ответить на эти вопросы положительно, мы неизбежно уклонимся в страшную ересь – придется фактически утверждать, что творение Божие изначально было несовершенным, Господь не любит до конца свое творение, а Царство Небесное, в которое войдет по смерти спасшийся, ущербно, там не будет хватать того, что было даже на поврежденной грехом Земле, – полноты человеческой любви к творению. К тому же в Писании нигде не сказано о том, что душа животного уничтожается вместе с вылитой кровью; если рассуждать подобным образом, механистически, тогда то же самое можно было бы сказать и о душе человека: ведь и она находится в смертном теле. 1:31). Христианская любовь – это любовь к Самому Богу и к ближнему (под ближним традиционно принято понимать человека). Петербург, 1912. Полное собрание творений. А в человеке есть бестелесная и бессмертная сущность, имеющая великое преимущество перед телом, и именно такое, какое прилично иметь бестелесному перед телом»[2].Но несмотря на то что никак нельзя отождествлять душу человека и душу животного (для животного это прежде всего движущее начало, а для человека это человек в собственном смысле слова), трудно полностью согласиться с тем, что душа животного – сугубо материальная субстанция, которая не имеет никакого духовного начала. 89-90[12] Там же, С. По мере повышения по лествице существ растет их духовность, и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства»[9].В своеобразной манере (утверждая, что высшее животное, как и человек, является существом трехсоставным) рассуждает святитель Лука о «душе» и «духе» животных: «В самосознании при жизни жизнь духа тесно переплетается с теми психическими актами, которые общи человеку и животным, т.е. То есть слово «владычествовать» должно побуждать человека не к своеволию, а к степенности, чтобы он понял, какая надежда на него возложена. Дух, душа и тело. апостола Павла. Поэтому, когда слышишь речь о твари, как об одушевленной, полагай, что так говорится по обычаю олицетворения. Ему будет цельно и гармонично в будущем новом мироздании, и всякой твари найдется место в нем»[12].Какие же выводы напрашиваются из изложенного?Во-первых, высшие животные обладают душой.Во-вторых, есть основания полагать, что эта душа (по выражению Св. Феофана Затворника. Все растущее и умаляющееся можно назвать живым, потому что оно живет и растет, но нельзя сказать, чтобы все такое имело душу. Когда тело твое стало тленным, то и тварь сделалась тленной. 394-395.[6] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Жизнь в растениях держится и без души, и без дыхания, и без ума и бессмертия; но прочее все без жизни быть не может»[7]Интересно, что святитель Лука, комментируя это высказывание святого Антония Великого, не разделяет в полном объеме его мнения по поводу отсутствия одухотворенности у растений и кратко поясняет, каких именно животных имел в виду Антоний Великий в смысле одухотворенности: «Мы не приписываем растениям душу в том смысле, как она понимается у человека и животных, а только бессознательное представление и бессознательную волю. Наоборот, мы прибегаем к описательным словам, чтобы выразить отличительные черты этих двух животных. Беседы на книгу Бытие. Тогда не только мы, но и вся тварь будет восстановлена. Общ-во любителей православной литературы. Вместе с тем, принимая во внимание все изложенное выше, нужно признать, что душа животного по сравнению с душой человека в большей мере материальная субстанция.В свете Ветхого Завета представляются весьма странными рассуждения некоторых исследователей о том, что душа животного является смертной; они аргументируют свою точку зрения тем, что душа животного — это кровь, душа находится в его крови. Нет нужды лишний раз говорить о том, что последнее было бы ересью, противоречащей всему Божественному Откровению и самому смыслу сотворения человека. Одигитрия, Православное братство «Смоленской иконы Божией Матери», Смоленск, 2006. И как можно охватить всю суть животного, заключенного в имени, например, «кошка»? 4. С. Животные одной породы бывают смелые и трусливые, злые и угрюмые, ласковые и веселые. Апостол Павел описал эту зависимость так: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Неужели Творец изначально определил быть расторгнутой в жизни вечной существовавшую на Земле живую связь, любовь между человеком и творением Божием – животным, вследствие конечной гибели последнего (а если так, то где любовь Божия к собственному творению)? Антоний Великий, говоря о душе животных, конечно, имел в виду высших животных, а не таких, как кишечнополостные, моллюски, губки, даже инфузории, о существовании которых или о принадлежности их к животному миру он и представления не мог иметь. Степень духовности у животных тем ниже, чем на более низкой ступени зоологической лестницы совершенства форм стоят они. Разве собака не могла бы сказать: мне холодно, я больна, со мной дурно обращается хозяин. Схожа ли она с душой человеческой? Не высшая форма любви, не любовь Божественная, а только любовь семейная; но в этой любви лебеди и голуби, пожалуй, даже превосходят людей. Даже не вдаваясь в тонкости различных богословских теорий, добросовестный ученый-христианин, да и простой верующий, имеющий правильное, не искаженное представление о Творце всяческих, задаст простые вопросы: неужели Творец создал что-либо несовершенным?