Божественная икономи́я и действенность Таинств

[Элeктрoнный рeсурс] // ПЭ «Aзбукa вeры». Aнaстaсии. «Aрxимaндрит Иaннуaрий (Ивлиeв), выступaя с сooбщeниeм «Нoвый Зaвeт o брaкe и сeмьe», пoдчeркнул, чтo мeстa в Нoвoм Зaвeтe, гдe упoминaeтся o брaкe и сeмьe, систeмaтизирoвaть труднo, пoпытки сoздaть oбщую нoвoзaвeтную систeму взглядoв нa брaк грeшaт прoизвoльнoстью. Aвтoр стaтьи рaссуждaeт o связи дeйствeннoсти и дeйствитeльнoсти Тaинств, o дeйствии блaгoдaти Святoгo Дуxa чeрeз Тaинствa, a тaкжe o спoсoбнoсти чeлoвeкa эту блaгoдaть вoспринять. URL: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/slugebnik/slug04.shtml (дaтa oбрaщeния 20.06.2016).[ix] Пoлынский A.В. Лк. Ввeдeниe в литургичeскoe Прeдaниe. Иeр. Дeйствeннoсть мoлитвы пoзнaeтся чeлoвeкoм исключитeльнo кaк личный рeлигиoзный oпыт.Нa дeйствиe Бoжeствeннoгo Прoмыслa в мирe укaзывaeт aпoстoл Пaвeл, и сoстoит oнo в тoм числe «в устрoeнии пoлнoты врeмeн, дaбы всe нeбeснoe и зeмнoe сoeдинить пoд глaвoю Xристoм» (Eф. При этoм сaмa Цeркoвь прoдoлжит свoe сущeствoвaниe, вeдь «врaтa aдa нe oдoлeют ee» (Мaтф. A, вo-втoрыx, иx oбилиe, рaзнooбрaзиe, блaгoдaтнaя силa нaxoдятся в прямoй зaвисимoсти oт блaгoчeстия людeй, сoстaвляющиx зeмную чaсть Цeркви. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/simvoly-i-signaly/1 (дaтa oбрaщeния 20.06.2016).[xi] Бoгoслoвскиe сoбeсeдoвaния прeдстaвитeлeй Русскoй Прaвoслaвнoй Цeркви и Нeмeцкoй eпискoпскoй кoнфeрeнции прoшли в Сaнкт-Пeтeрбургe. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontijskij/slovo-o-molitve/ (дaтa oбрaщeния 20.06.2016).[xiii] Eвaгрий Пoнтийский. Прaвoслaвнoe бoгoслужeниe, пeрeвoды Бoгoслужeбныx книг. Дoклaд нa прaвoслaвнoй кoнфeрeнции «Пути Русскoй Прaвoслaвнoй Цeркви в XX в.» [Элeктрoнный рeсурс] // Archive.is. URL: http://azbyka.ru/vvedenie-v-liturgicheskoe-predanie-tainstva-pravoslavnoj-cerkvi (дaтa обращения 20.06.2016).[vii] Молитва третьего часа. В противоположность монашеству другие общества «ревнителей» нарушали один или несколько критериев действительности таинств и постепенно вырождались в секты, в которых действенность даров Св. 7. Откр. 88. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Церковный принцип икономии и РПЦЗ при митр. Голос этот принадлежит одному Источнику, и голос этот один и тот же во все времена (ср. Неграмотный человек и взором, и духом прикован к внешнему виду знаков, а грамотный видит знаки взором, но постигает смысл духом. Это же актуально в отношении любого религиозного общества, находящегося вне евхаристического общения с Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью.Какими же критериями необходимо руководствоваться для определения действенности таинств Церкви для человека? 63. Все его внимание направлено на рисунок того письма, на палочки и черточки. Недоумевающим о Святом Крещении. «Вы – род избранный, <…> люди, взятые в удел» (1 Пет. [Электронный ресурс] // Электронные издания произведений и биографических и критических материалов. Но про обилие даров Св. Они даются в той мере, в какой способна вместить данная Поместная Церковь (приход, епархия). Очевидно, что они начинают искать пути возврата интенсивности потока живой воды (см. Сонм новомучеников и исповедников Русских лишь исключение, подтверждающее общую тенденцию к апостасии. 9:23), то и дары Св. Святость и непорочность Церкви вытекает не из образа жизни людей, входящих в Церковь, а из Божественной природы самой Церкви. Спасение человека невозможно без жизни в Церкви, а последнее непосредственно связано с участием в таинствах. Нравственно-подвижнические слова. Можно утверждать, что при сохранении действительности таинств их действенность не статична и соответствует Божественному Промыслу, Божественному домостроительству, и при этом направлена неизменно на спасение душ.Ощущение связи между личным благочестием человека и дарами Св. Между тем, грамотный, не обращая внимания на начертание иероглифов, быстро следит за смыслом, за мыслью, за духовным значением, заключенным в тех узорчатых знаках. URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/bulgakov/bulgak27.htm (дата обращения 20.06.2016).[v] Малков П. 7. 12:27-30). Богослов – это не ученый, богослов – это молитвенник. Цит. 1:24).Вместе с тем утверждать, что церковная жизнь и участие в таинствах дают «автоматическое» право на жизнь вечную, мы не можем. Но, как мы видим, причина этого совсем в другом. Таинства Православной Церкви, гл. Из этого следует, что жизнь в Церкви является необходимым, но недостаточным условием спасения. В-третьих, отсутствие Церкви на определенных территориях, или исчезновение, «уход» Церкви есть тоже, в не меньшей степени, действие Божественной икономи́и.Божественная икономи́я порой вынуждена сохранять каноническую Церковь на определенной территории только для того, чтобы сохранять действительность совершаемых таинств. Освящающая сила Церкви. Тут встает вопрос действенности таинств для человека, жившего в прежних, обильно благодатных условиях и оказавшегося «на реках Вавилонских». Духа преподаются более обильно, и действие их на людей, если можно так сказать, более глубоко, более выразительно, более чувствительно для человека. Яркой иллюстрацией тезисов святителя является, например, выступление профессора СПбДА архимандрита Ианнуария (Ивлиева) на Богословских собеседованиях представителей Русской Православной Церкви и Немецкой епископской конференции. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/vvedenie-v-liturgicheskoe-predanie-tainstva-pravoslavnoj-cerkvi (дата обращения 20.06.2016).[vi] Преподобный Марк Подвижник. URL: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb08.shtml (дата обращения 20.06.2016).[ii] Булгаков С., прот. 7. И наоборот, внутренняя апостасия отдельных членов земной Церкви складывается в апостасию уже церковной организации (прихода, епархии, поместной Церкви) с вполне закономерным уменьшением благодатной силы, преподаваемой Господом. В религиозном сознании некоторых людей святость и непорочность церкви отождествляется с явной, имеющей место быть жизнью христиан. В первую очередь в таинстве Евхаристии, которое на метафизическом уровне можно отождествить с самой Церковью. Иногда сохранение каноничности Церкви осуществляется в обход канонических правил, но с непременной рецепцией происходящих процессов всей полнотой Церкви. 7:38) или места, где источник «воды живой» (Откр. «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Матф. 11:15). 3:8). Безусловно, слова «благодать оставила нас» не говорят о полной богооставленности. Таинство «поначалу является для принявшего его человека действительным, но еще не действенным, еще его не освящающим. Слово о молитве, гл. Таинства Православной Церкви, гл. Результат молитвы, ее действенность будут доступны исключительно молящемуся. URL: http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=103427#ad-image-0 (дата обращения 20.06.2016).[xii] Евагрий Понтийский. Иными словами, можно сказать, что когда Господь видит сердца людей предрасположенными или готовыми идти за Ним на Голгофу (см. 14:2). Аминь »[vii]. Человек, рожденный от Духа, не знает только, откуда (когда) приходит и куда уходит Св. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». Даже видимые формальные признаки принадлежности человека Церкви (посещение богослужений, участие в таинствах и даже наличие духовного сана) еще не свидетельствуют о связи человека-ветки с лозой-Христом. Но каждый отдельный человек в разной мере усваивает от этой благодати. У первых и чувства, и дух прикованы к символам, а вторые видят символы чувствами, но духом читают дух»[x]. При этом возможность спасения человека в Церкви как базовая цель существования самой Церкви остается. 7. 3:8). 2:27). Господь заключил Завет со своим народом. Это есть тайна Божественного Промысла. «Достаточно упомянуть князя Дмитрия Шаховского, будущего архиепископа Сан-Францисского Иоанна, который, будучи почти ещё ребёнком, записался в Добровольческую армию, приписав себе при этом два года возраста»[ix]. Введение в литургическое Предание. Именно такой взгляд на определение действенности таинств свойственен сознанию Церкви. При принятии оно оказывается только залогом, семенем будущего обожения, потенциальным «образом» будущей славы во Христе, но отнюдь не самой этой славой, и даже не началом ее осуществления: оно возможность, а не плод»[iii]. Как мы видим, из критериев, предложенных самим отцом Сергием, применительно к Римо-Католической церкви актуальным является только критерий преемственности. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». // Час третий. Духа. 11:15).[i] Чин исповеди. 15:5,6). Но снова обратим внимание на то, что монашество представляет собой как бы отдельную организацию внутри единого церковного организма.Приведем пример ощущения действенности Благодати из новейшей истории. URL: http://ioann.ucoz.ua/publ/nojabr/belaja_gvardija/109-1-0-304 (дата обращения 20.06.2016).[x] Николай Сербский, свт. [Электронный ресурс] // Электронные издания произведений и биографических и критических материалов. «В Новом Завете это слово употребляется в переносном смысле Божиего управления Своим домом, т.е. Все ли Апостолы? Духа во всей полноте преподается в та́инственной жизни Церкви. [Электронный ресурс] // Святитель Иоанн. Какой поголовной бескомпромиссной стойкости в вере можно ожидать от тех, кого точно так же оставила благодать? Символы и сигналы, гл. Даже для нас собственные движения сердца зачастую остаются тайной, и поэтому мы словами св. Только в таком случае это Таинство и становится для него действенным, то есть спасительным»[v]. В свою очередь, по-другому оценивается «сергианство», в котором РПЦЗ длительное время упрекала РПЦ. С. Иоан. «Для идолопоклонников, как и для философов-материалистов (что одно и то же), природа – это китайская грамота. 1, п. Можно ли подойти рационально к определению тех моментов, когда «в сердце <…> явившись, пришла благодать», ведь только Господь проникает в сердце человека (см. 26:26), «Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/bulgakov/bulgak27.htm (дата обращения 20.06.2016).[iii] Малков П. URL: http://azbyka.ru/vvedenie-v-liturgicheskoe-predanie-tainstva-pravoslavnoj-cerkvi (дата обращения 20.06.2016).[iv] Булгаков С., прот. И позналось это людьми лишь в сравнении того, «как было» и «как стало». Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Иоан. «И когда увидишь в сердце своем бывающую тебе помощь, знай достоверно, что не извне явившись пришла благодать сия, но данная тебе таинственно при Крещении, воздействовала ныне в такой мере, в какой ты, возненавидев (греховный) помысл, отвратился от него»[vi]. 13:8). Освящающая сила Церкви, ссылка 1. Но, как мы уже говорили, участие человека в таинстве, даже если таинство совершено священнослужителем, имеющим апостольское преемство и находящимся в евхаристическом общении с полнотой Церкви, еще не является гарантией того, что таинство для участвовавшего в нем будет спасительно. Духа в силу того, что сохранило описанные выше критерии действительности таинств. православным христианам, активным участникам та́иственной жизни Церкви.Мы приходим к пониманию необходимости различия между действи́тельностью таинства и его де́йственностью. Духа. Вывод о действии, вернее бездействии, благодати родители, братья и сестры монахини, очевидно, сделали исключительно из личных духовных ощущений, на основе личного религиозного опыта. Все ли имеют дары исцелений? 5:27), будет величайшей дерзостью. Единое Божество, единая Сила, помилуй меня, грешного, и Тебе известными путями спаси меня, недостойного раба Твоего, ибо Ты благословен во веки веков. 28:20) в своем Теле – Церкви. Так, обмирщение общей церковной жизни еще на ранних этапах истории с одновременным желанием отдельных членов Церкви сохранить ревность к благочестивой жизни привело, с одной стороны, к отделению в отдельный церковный институт монашества (к IV ст.), с другой – к появлению различных расколов и даже сект, например, монтанизма еще во II ст. Духа в апостасийном обществе нужно забыть. [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургская митрополия РПЦ, Официальный сайт: новости, 16 июня 2016 г. 11:4). Укажем лишь, что монашество как особая форма организации церковной жизни осталось под благодатным действием Св. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоан. Таким образом, факт того, что греховная жизнь человека отторгает его от Тела Христова, закреплен в церковном самосознании на та́инственном уровне. Правила определения апостольской преемственности и общения в таинствах регламентируются соборным мнением Церкви на основе правил святых апостолов и Соборов.Иными словами, применительно к таинствам можно сказать, что действительность – необходимое, но недостаточное условие для действенности таинств. Кроме возможности спасения рассчитывать на какие-то сверхъестественные дары в Церкви в то время будет наивно.Иными словами, мы, составляющие Церковь земную, постепенно все меньше и меньше, по сравнению с предыдущими поколениями христиан, получаем сверхъестественных даров Св. Как бы продолжая приведенную мысль святителя Николая Сербского, можно сказать, что отдельные христиане, которые «видят символы чувствами, но духом читают дух», вполне могут прочитать на пергаменте с «иероглифами»: «пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана» (3 Цар. Во-первых, действие Божественной икономи́и заключается в распространении или сохранении Православной Церкви на территориях, с народами которых Бог уже заключил та́инственный Завет, в первую очередь в таинстве Крещения. Из-за такого ошибочного суждения возникает диссонанс, особенно усиливающийся, когда жизнь людей церковных явно идет вразрез с божественными заповедями. Саму же действенность таинств каждый из нас определяет, прислушиваясь к благодатному действию Св. Божиего плана о спасении сотворенного Им мира, о Божием домостроительстве… В том же смысле употребляется чаще всего слово «икономия» у раннехристианских отцов и учителей Церкви»[xiv]. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontijskij/slovo-o-molitve/ (дата обращения 20.06.2016).[xiv] Васса (Ларина), инок. Слово 4. «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты – богослов»[xiii]. 18:8). Под действи́тельностью таинства необходимо понимать его правильное совершение, под де́йственностью – его благодатное воздействие на отдельного конкретного человека – члена Церкви. Ярким подтверждением последнего тезиса являются слова молитвы из чинопоследования таинства Исповеди: «Примири и соедини его (прим.: кающегося) святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем»[i]. Все ли говорят языками? Православное богослужение, переводы Богослужебных книг. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матф. Но вхождение в эту дверь во многом зависит от нас.Наше нынешнее положение в чем-то схоже с положением Ветхозаветной Церкви перед первым пришествием Христа. Понимание икономи́и как «снисхождения» или «целесообразности» чуждо раннехристианской мысли.С учетом вышесказанного можно сделать несколько выводов. В этом поиске опасна всякая крайность. Все ли пророки? Духа внутри нас.Остановимся немного на действенности таинств. 12:31). Кажущийся парадокс легко понять, если мы вспомним, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мар. Духа отсутствовала. Дух. 1:10). В то время во всей земной Церкви будут лишь два подвижника благочестия, «это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли» (Откр. 17:3, ср. «К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. Поэтому вызывает недоумение комментарий протоиерея Сергия Булгакова: «Православная церковь не отвергает действенности таинств в римском католичестве, ибо здесь неоспоримо сохраняется апостольское преемство иерархии, хотя повреждения в учении и препятствуют прямому общению таинств с католиками»[iv]. И продолжение мысли апостола Иоанна только подтверждает уже установленный факт. Даже в обществе, полностью пораженном апостасией, только Церковь останется тем организмом, где может произойти встреча человека с Богом. Неграмотный смотрит и видит только чарующий узор. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». В переводе с греческого «икономи́я» означает «управление домом», или «устроение дома». Принадлежность Церкви Христовой оставляет для нас потенциально открытой дверь в Царство Небесное, в наш Божественный дом (см. Таинства Православной Церкви, гл. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». Но некие благодатные дары перестали быть ощущаемы. «Вы – тело Христово, а порознь – члены. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. URL: http://archive.is/EWp2 (дата обращения 20.06.2016). Все ли учители? Сергиев Посад, 1911. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». Общение в таинствах и взаимное признание таинств поэтому и есть одно из оснований церковного единства»[ii]. Белая гвардия. 16:18). 4:12). «Святой Дух, сочувствуя нашей немощи, посещает нас, даже если мы нечисты; и если Он находит, что с любовью к истине молится ему только ум, то нисходит на него и разгоняет всю фалангу обступивших его помыслов и [греховных] мыслей, обращая его к пылкому желанию духовной молитвы»[xii]. Писании, в Церкви, тем самым по духу становясь со временем почти не отличимыми от материалистов. Православное богослужение, переводы Богослужебных книг. Духа в мире, в Св. Иоан. Лишь полнота сознания Церкви делает легитимным то, что происходит с нарушением Закона. При невыполнении условий действительности таинств говорить об их действенности смешно. Мы объективно не можем уже переживать то, что переживали наши предшественники сто лет назад. И лишь чуть позже из объявления священника в храме они узнали о трагических революционных событиях в столице. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». Откр. С учетом этого факта совершенно особый аспект получает, например, участие значительного количества духовенства и благочестивых мирян в белом движении начала XX в. В земной же Церкви лишь богословы способны услышать ясно и в полной симфонии Слово Божие. 14:16).В целом земная история Церкви – это история, которая закончится во времена, когда «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. Духа, изливаемые на всех членов Церкви, оскудевают. По каким критериям можно определить действительность и действенность таинства?Рассуждая о действенности Таинств Церкви, протоиерей Сергий Булгаков пишет: «Церковь имеет истинные действенные таинства, это есть один из признаков истинной Церкви. Все ли чудотворцы? Все ли истолкователи?» (1 Кор. Иностранцу или неучу, впервые увидевшему свиток с китайскими иероглифами, они кажутся прекрасным орнаментом, чудесной вязью, чарующим узором, но безо всякого внутреннего смысла и значения. Представьте себе, что перед пергаментом, испещренным иероглифами, стоят два китайца: один неграмотный, а другой грамотный. Еще раз повторюсь – мы не утрачиваем ни на йоту возможности спасения, мы лишь утрачиваем, например, возможность видеть единое благодатное действие Св. Именно поэтому непосредственно перед Причастием, после того как мы уже тщательно «подготовились», мы снова просим: «Да не в суд и не во осуждение будет мне причащение пречистых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела»[viii].Таким образом, видимые критерии, по которым можно констатировать действенность таинства, определить невозможно. О таинствах. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». 21:6) не менее интенсивен по сравнению с тем «как было». 17:10)? Духа присутствует на протяжении всей истории Церкви. С одной стороны отпадение от одной общей лозы – Христа чревато гибелью, с другой – угроза атрофирования остроты религиозного опыта в силу «соглашательства» с общей апостасией, послужившей такой форме Божественной икономи́и. 61. Утверждать, что причиной недостаточности для спасения жизни в Церкви является сама Церковь, которая «свята и непорочна» (Еф. 1, п. URL: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/chasoslov/chas08.shtml (дата обращения 20.06.2016).[viii] Божественная Литургия святого отца нашего Иоанна Златоуста. Таким образом, критерии, предложенные отцом Сергием, – наличие церковной иерархии с апостольским преемством, сохранение истинности (православности) учения и общение в таинствах, являются критериями действительности таинства, а не критериями его действенности. 12:6). О таинствах. Введение в литургическое Предание. Конечно же, нет. Автор не утверждает, что белое движение состояло исключительно из ревнителей православия. Из слов апостола следует, во-первых, что благодатные дары необходимы для созидания земной Церкви. Духа целостности повествования характеризует только слушающего, но не слышащего (ср. Матф. по: Малков П. Эта действенность связана с наличием иерархии апостольского преемства и хранением истинного учения. Но живое чувство того, что благодать уходит, и в «красной» России ее не будет в той мере, в какой она была до революции, заставляло примыкать к белому движению настоящих ревнителей благочестия. Евр. Слово Завета непоколебимо, этим словом является Само Слово Божие – Христос, пребывающий с нами «во все дни до скончания века» (Матф. Как мы уже определили, благодать Св. По мысли докладчика, «тексты разных авторов и разных преданий больше похожи на пение разных птиц в весеннем саду»: птицы не пользуются единой партитурой, их голоса невозможно «гармонизировать», но их пение мы слышим как прекрасное и одухотворенное. Каждая птица сидит на своей ветке и поет по-своему»[xi]. Вот вам правдивое изображение с одной стороны идолопоклонников (неважно, ученых или неученых), а с другой стороны – истинных христиан. Слово о молитве, гл. Подчеркнем, что приведенные слова молитвы относятся ко всем без разбора чина, звания, сана и т.д. Не распознавание за словами Св. 2:9). Автору довелось слышать рассказ пожилой монахини Свято-Георгиевского Даневского женского монастыря (Украина, Черниговская обл.) о том, что в феврале 1917 года, когда будущая монахиня была еще ребенком, вся ее семья ощутила то, что «благодать оставила нас». И тогда уже не последовать призыву для услышавшего призыв будет равносильно гибели. Отец Ианнуарий считает, что происходит это по причине того, что «Дух дышит, где хочет» (Иоан. Таинства Церкви имеют видимый образ для того, чтобы христиане могли ощутить наиболее полно, насколько это возможно в земной жизни, благодать Божию, освящающую душу и тело. Новомученики явились тем урожаем, жатвой, которую собрал Господь (ср. Не будем подробно останавливаться на описании сект, отличавшихся «рвением» к благочестивой жизни. // Преподобный Марк Подвижник. Мардария просим: «Владыка Боже, Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе и Дух Святой! 1, п. Эти критерии применимы как к отдельной общине, так и к отдельной поместной Церкви. Отдельные же ревнители ощущают оскудение благодати как ее потерю. Но как вынужденная мера, такая икономи́я (управление домом) приводит к тому, что дары Св. Во-вторых, сохранение Церкви силой Божественной икономи́и не обязательно идентично сохранению прежнего обилия благодатных даров Св. Наш религиозный опыт отличается от религиозного опыта предыдущих поколений. «При искреннем обращении такого человека к Богу, этот «образ», залог, семя раскрывается в подлинное «подобие», благодать Таинства уже не «дремлет», но поистине действует в нем, уподобляя его Христу – как уже реально живущего Христом. Голос же Духа праведник слышит четко и понимает его смысл. Не говоря о более ранних временах. Мы можем только утверждать, что если человек принадлежит Церкви, то она, имея «истинные действенные таинства», преподает их человеку во всей полноте, но усваивается благодатная сила таинства человеком в той мере, в которой сердце человека открыто для усвоения. Разность определяется как желанием человека на уровне ипостасной воли вместить в себя благодатные дары, так и от Божественного Промысла.