Братское учительное, увещательное и утешительное послание к обратившимся к Богу душам

9, 5). A eсли нaм приxoдится имeть дeлo с пaдшим мирoм, и сeй мир oтвeргaeт нaс, тo дaдим друг другу руки, и, кaк истинныe стрaнники и пришeльцы (Eвр. Бoг – вoздaяниe твoё;                           лишь тoлькo oстaвaйся вeрным.Тeрпи, будь нeпoрoчeн в мирe сeм, и вoзвeщaй o Нём свoбoднo. 9, 62), кoгдa урaзумeвaют, чтo зa сию жeмчужину oни дoлжны прoдaть всё, чтo имeют (Мф. В тaкoвыx мысляx и чувствax Гoспoдь всё пoлнee дa eдинит нaс (1 Кoр. Eгo eсть Цaрствo (Мф. мужaйтeсь и нaдeйтeсь нa Гoспoдa (Пс. 6, 16). Рaссмoтрeнию нeкoтoрыx прoблeм, связaнныx с этим явлeниeм, пoсвящeны трaктaты IV («Oб oтнoшeнии к oсoбым дуxoвным дaрaм, видeниям, oткрoвeниям и тoму пoдoбнoму») и V («Прeдoстeрeжeниe oт дуxoвнoй пoвeрxнoстнoсти и бeспeчнoсти») сбoрникa «Путь истины». 21, 27). Бeрeгитeсь! 4, 12) – дoлжeн oтсeчь и упрaзднить мнoгoe, чтo никoгдa нe мoжeт вoйти в Цaрствo Бoжиe (Oткр. Мы дoлжны с дeрзнoвeниeм прeпoручaть всё Бoгу; Oн нe oстaвит нaс. Прeдислoвиe пeрeвoдчикaДaнный трaктaт прeдстaвляeт сoбoй письмo, нaписaннoe Тeрстeгeнoм 30 сeнтября 1734 гoдa и нaпрaвлeннoe им и eгo учитeлeм и другoм Вильгeльмoм Xoфмaнoм к дуxoвнo близким им людям, прoживaющим в тaк нaзывaeмoй Бeргишскoй стрaнe (рaйoн сeгoдняшнeгo г. Вуппeртaля). 10, 24), дaбы мы, принявшиe Иисусa, нeпрeстaннo xoдили прeд Ним и всё бoлee и бoлee укoрeнялись в Нём. Oткликaясь нa вaши мнoгoчислeнныe пoжeлaния, я бы xoтeл, кoнeчнo, пoсeтить вaс личнo, дaбы мы, oсeнённыe Бoжиим блaгoслoвeниeм, мoгли укрeплять и нaзидaть oдин другoгo (1 Фeсс. 10, 42); кoгдa oни пoистинe стaнoвятся вeрными призыву блaгoдaти, пoдвизaясь в умирaнии для мирa и для всякoй лoжнoй жизни и в прoстoтe прeбывaя с Бoгoм в глубинe свoиx сeрдeц, – тo тaкиe души кaк бы сaми сoбoй стeкaются друг кo другу в рaдoстнoм сoглaсии и eдинствe. Тaкжe нaм нe слeдуeт oбeссиливaть сeбя мaлoвeрным «зaстрeвaниeм» нa сaмиx сeбe и пoстoянным кoпaниeм в сeбe. 5, 24)! 13, 1-7); в цeркoвныx дeлax мы нe прoизвoдим никaкиx рaздeлeний или сoблaзнoв (Рим. A вeдь всё сиe дoлжнo быть нaшим пoвсeднeвным зaнятиeм и oднoврeмeннo пeрвым и глaвным дeлoм! 3, 2). 5, 11) в нaшeм призвaнии и вeрe и утeшaть друг другa всeми теми благами, которые мы имеем во Иисусе, Главе и Начальнике нашей жизни (Деян. Обращающийся пламенный херувимский меч (Быт. Идём прямо, скоро вечер! Верен Призывающий нас, Который и сотворит сие (1 Фесс. И тогда мы будем всё больше и всё сущностнее на опыте познавать, ка́к обходится с нами Господь, привлекая нас Своею кроткою любовью; ка́к Он непрестанно ожидает нас и стучит в двери нашего сердца (Откр. Когда человек, пробуждённый к жизни в Боге, возвращается к обычному сообращению с людьми, прослышавшими, что он хочет проводить более благочестивое, серьёзное и глубокое жительство, чем прежде, – о, какие только возражения, какие кажущиеся исполненными заботы предостережения, какие псевдоразумные речи и выкладки рассудка не обрушиваются тут на слабую душу! 1, 3)!10. Когда ду́ши всё более и более отстраняются от всех образов и всего второстепенного ради одного того, что только нужно (Лк. 10, 42), и пребываем в нём. Внешние чины благочестия сами по себе несомненно могут быть для нас добрыми и вполне допустимыми средствами, если мы достигаем чрез них одного того, что только нужно (Лк. О, блаженна та минута, когда в душе возникает таковое уразумение и решение! 28, 20)! Они не пребывают, как сказано выше, во Христе; они не навыкают в должной мере истинной сердечной молитве, дабы верою соединяться с Богом в своём сердце; они не держатся за Него детски; они не имеют общения с Ним и собеседования в любви в кротком и молчаливом духе (1 Петр. В нас – сплошная падшесть, немощь и расстройство; во Иисусе – спасение и жизнь вечная. 23, 21) или ветвью, отсечённой от лозы (Ин. Наоборот, здесь необходимо внимать, чтобы мы по самолюбию, высокоумию или гордости не уничижали и не презирали ни единого доброго обряда или внешнего назидания. 16, 17); мы не образовываем и не хотим образовывать никакую секту; мы находим свою совесть совершенно чистой в отношении как этих, так и других обвинений, которые нам без всякого основания хотят вменить. 2, 13). О, братья мои! Он учредил и установил всё внешнее ради внутреннего; более того, Он Сам стал во Христе, если можно так сказать, «овнешневшимся», дабы нас, «овнешневшееся» творение, призвать внутрь и там соединиться с нами. 30, 25), ибо никакое око не видело, никакое ухо не слышало, и на сердце никакому не просвещённому от Бога человеку не приходило, что уготовал Бог тем, кто уповает на Него (1 Кор. Бесчисленные внутренние проявления и целые тайные залежи зла остаются для многих до смерти сокрытыми от их очей – к великому их ужасу во оный час, – и это только потому, что человек не стремится проводить внутреннюю жизнь в соприсутствии Божием. Не указано ли, возлюбленные, в нашем договоре, заключённом с Господом Иисусом Христом, что Он даёт нам Царство тем же чином и порядком, каким оное дал Ему Отец, – именно, что вместе со Христом многими скорбями, внешними и внутренними, надлежит нам войти в это преславное, непреходящее и вечное Царствие Божие (Деян. 1, 7). и это тогда, когда во Христе нам дарованы великие и драгоценные обетования, дабы мы ещё в этой жизни соделались причастниками Божеского естества (2 Петр. Испытывайте благодатью, что́ есть лучшее (Еф. 16, 13)! Терстеген подчёркивает, что яркое переживание ощутимо касающейся человеческого сердца призывающей благодати – только начало христианского пути, краткое (но весьма исчерпывающее и, как всегда у Терстегена, очень глубокое) описание которого и составляет содержание послания.Как и прочие сочинения Терстегена, данный трактат оказывается весьма актуальным при раскрытии темы «расцерковления», являющейся одной из важнейших сегодняшних пастырских проблем (этому главным образом посвящены §§ 8-й и 9-й).Из текста, помимо прочего, становится видным и отношение обывателей к своим «духовно пробуждённым» согражданам (верный себе Терстеген, всегда стремящийся уравновешивать противоположности, предостерегает здесь и «духовно пробуждённых» как от излишнего упования на «общинность», так и от пренебрежения нормативной церковностью). 132, 3), радуется, живя среди нас и благословляя нас (Притч. 32, 20). 3, 14) – к общению с Богом в духе. Так восторжествовал Христос над всеми адскими силами. стойте же твёрдо, и ничто да не поколеблет вашего мужества (1 Кор. Если в том или ином месте происходит духовное пробуждение, то человеку легко присоединиться к множеству народа. Конечно, степени благодати у разных призванных Богом душ весьма отличаются одна от другой; но христианин, год за годом сохраняющий свои немощи и погрешности и пребывающий в одном и том же положении, должен самым серьёзным образом задуматься о своём состоянии, и трезво размыслить – не является ли он сухим деревом без жизни (Лк. Кто подозревает нас в чём-то ином, тот или неверно осведомлён, или злонамерен. Приидите и видите!11. Да не постыдят нас Его уста, говорящие нам: что вы так боязливы, маловеры (Мф. В наши дни Божией благодатью в нас и среди нас посеяно многочисленное доброе семя – и теперь происходит его проверка, очищение и укоренение. Внутренне, в нашем сердце Он предшествует нам на сем пути Своим драгоценным призыванием благодати чрез обличение, вразумление, побуждение, свет, любовь и жизнь – в каждом по его состоянию и мере; а мы должны блюсти себя при этом в тихости и простоте, если только мы желаем быть с Ним и возрастать в благодати. 2, 9).7. Нашим земным правителям мы покорны, всячески оказывая им подобающую честь и исполняя свой долг, как мы и научены (Рим. Именно эта благодать и предваряет нас со своими вышеописанными спасительными действованиями внутри нас, в наших сердцах. 15, 13). «Зачем производить столь много шума? Первая решимость совершается быстро; но внимайте – после того, как начальный огонь ревности по Богу несколько угасает, человек вводится в испытания, при которых необходимы предусмотрительность, мужество и Божия благодать.4. 15, 2). Всё это приводит к разорению, а не к созиданию. Если же, невзирая на сие, мы должны страдать, то будем страдать как христиане, не стыдясь этого, но радуясь предоставленному случаю прославить Господа (1 Петр. Люди берегут свои деньги; вы же берегите своё время и дарованные вам благодатные силы. Это драгоценная, неоценимая благодать, которой до́лжно внимать несравненно больше, нежели обманчивым благам и обещаниям всего мира!Но здесь, о верные души, пережившие блаженный час, когда вы от всего сердца дали слово Иисусу, вам необходима изрядная осмотрительность и основательность.3. Ах, ду́ши! Они чужды нам; они в обольщении; все они отнюдь не так хороши, какими выставляют себя. При всём, что особо захватывает душу, при всём, в чём есть что-то необычное, при всём, что кажется чем-то великим, потребна особая святая осторожность.15. 72, 25), ни в нас, ни вне нас, что могло бы подлинно исцелить, освятить и умирить нас, кроме только явившейся во Христе Иисусе любви и благодати Божией (Тит. Отнюдь не будет излишним также и сколь возможно частое уединение для святого и сладчайшего молитвенного делания внутрь-собирания и обращения к Богу в глубине наших душ. В Нём мы должны деятельно найтись (Фил. 3, 24) – я имею в виду здесь слово Божие, живое и действенное (Евр. Наши собрания, по апостольским установлениям, посвящены тому, чтобы поощрять друг друга к любви и добрым делам (Евр. Серию переводов трактатов, принадлежащих перу Герхарда Терстегена, немецкого протестантского проповедника, продолжает еще одно произведение. Сколь многие, принявшие слово Евангелия с радостью, потом падают духом, когда узревают врагов нашего спасения и убеждаются, что для подлинного благочестия требуется не слышание и говорение, но подвизание и отвержение себя и мира! И если мы пребудем при сей благодати в благоговейном, собранном внутрь устроении души, сколь можно часто с детской простотой всецело и искренне открывая глуби́ны нашего сердца являющемуся нам сему целительному свету жизни; если после всякого случающегося с нами разорения мы будем с алчбой и жаждой вновь искать возвращения в наше сердце, по Писанию (Ис. Да, с Ним неизреченно хорошо; но всё доброе должно быть проверено и испытано, дабы ему не прейти и не погибнуть. 6, 44), не сосредотачивают на этом своего внимания и не дают в себе место Богу; они не прилепляются к Нему внутренне и, как дитя от груди матери, не приемлют благодать на благодать (Ин. Пусть не сбивают вас с пути те или иные экстраординарные явления и непонятные духовные силы и действия, которые, прикрываясь видимостью чего-то особого и великого, предлагали бы себя вашим мыслям и чувствам и нравились бы вашему самолюбию. О ду́ши! 45, 8)! В Его благодатной силе да пребываем все мы.                                                                                                             Мюльхайм, 3 октября 1737 г. О, всеми презираемый Сион! 4, 32), в сладчайшей любви Иисуса!2. предадим же себя усерднее сему прекрасному деланию молитвы, ибо мы не можем ни на один момент опереться на самих себя. 4, 24). Но если мы непрестанно будем взирать на Того, Кто возлюбил нас (1 Ин. 2, 2) братски и дерзновенно странствовать к блаженному отечеству внутреннего и вечного общения с Богом во Христе Иисусе. Здесь всем нам нужно обратиться к 13-й главе Евангелия от Матфея. 46, 8), то мы не только сохраним себя от всяких уклонений с пути жизни, но и будем всесторонне возрастать в Того, Кто есть наш Глава, Иисус Христос (Еф. 1, 1).5. Тогда и вечная любовь, как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские (Пс. Бедная и простая жизнь Иисуса для надменного рассудка есть соблазн и безумие (1 Кор. 10, 42) – умереть самому себе и всякому творению и жить Богу в духе и истине (Ин. 8, 23-26)!3. В Нём, Его благодатью, остаюсь я вашим немощным со-путником и братом, –                                                             Герхард Терстеген, Мюльхайм, 30 сентября 1734 г.                                                             С сердечным приветоми пожеланиями благословения Божия,Вильгельм Хофман. _________________  Ободряющее и воодушевительное послание,обращённое к тем же духовно пробуждённым душамв виду угрожающего им преследования                                                                          Не бойся, малое стадо!ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.(Лк. И хотя Бог попускает нам иногда в испытаниях и искушениях некоторое время опытно познавать свою немощь, мы не должны этого бояться. 13, 22)Возлюбленным по благодати Божией братьям, сёстрам и друзьям,которых имена – в книге жизни (Фил. Вход к сему отверст в Его Крови и близок всякой душе, даже и величайшего грешника. Господь с нами (Мф. Вот уже воздвигнуто малое волнение, за которым может последовать и великая буря; корабль покрывается волнами. Всякая победа одерживается нами в тихом, приимательном, верующем и молящемся состоянии души. Отчего же мы недоумеваем – вместо того, чтобы радоваться, – когда с нами случается то, что Господь заранее возвестил нам? 117, 7).7. Совершенно невозможно исполнить всё то, что они проповедуют», и т. д. 21, 18)? Это отношение было весьма отрицательным. 4, 19; Еф. И если человек хоть немного прислушается к сему змию и передаст в себе самом бразды правления своему плотскому рассудку – он сразу будет ослабевать и низлагаться. 4, 13-16) чрез приобщение к Его уничижению, в детском уповании на Его верность, пребывающую вовек (2 Тим. Также мы не должны принимать легкомысленное воззрение, как будто человек сразу, в один момент достигает нового рождения свыше (Ин. 11, 3) той или иной видимостью премудрости и высоких познаний. И благодать всегда использует такие случаи, дабы уловить как можно больше душ в свои спасительные сети. И в самом деле, почему мы должны беспокоиться и приходить в смятение? Господь же хочет во всём и чрез всё насаждать и взращивать Своё дело в наших сердцах; лишь об этом и надлежит нам иметь попечение, – и всё, что противится нам, будет против своей воли наилучшим образом способствовать сему. 31, 33), ни к опытному познанию Бога, Его благ и Его истин.9. Опаснее всего – люди умно-рассудочные, особенно кажущиеся или почитающиеся другими как благочестивые, а также те, кто не последовал со всей прямотой и честностью бывшему им призыву от Бога. 5, 10; 1 Фесс. если бы люди знали сие! Поэтому кто сделает нам зло, если мы – ревнители доброго (1 Петр. Не для пустого времяпровождения и не для увеселения, возлюбленные, взошли мы с Иисусом на корабль. Пока продолжается первое ощутительное и сильное посещение благодати, человек горит духом и готов с Иисусом идти и на смерть. Ах, возлюбленные души! Всему, что мы делаем или претерпеваем ради Бога, Он придаёт Свою силу, и поэтому нам не нужно смотреть на свои немощи или неспособности. 1, 10) в одно сердце и душу (Деян. Как Терстеген предлагает реагировать на такое неприятие, показывает ещё одно его письмо, датированное 1737 годом и направленное тем же адресатам. Это письмо, написанное Терстегеном для духовно близких людей, где он рассуждает о духовном пробуждении, христианском пути, а также о трудностях, с которыми сталкивается христианин, начиная свой путь к Богу. Можно ведь тихонечко, для самого себя, служить Богу и не общаться со всеми этими бесчинными людьми. Господь всё соделал для нас; Он, Господь, и управит всё. Природа ищет для себя широты; она не хочет быть стеснённой; расточаться во всевозможных образах ей легче, чем страдать и умирать. 12, 49), который горит постоянно. Это есть то, что согласно требуют от нас и Писание, и благодать Божия в наших сердцах; это есть то, в чём только и можем мы обрести спасение и мир как в жизни, так и в смерти. 28, 20) – именно потому, что те, кто противится нам, столь люты. Избегайте всякого не необходимого обращения с людьми мира сего, дабы ваше время не было похищено, а сами вы не оказались запятнанными и пленёнными. Многие же рассуждения, хитросплетения мыслей и активность нашего рассудка, равно как и рассеянность чувств и многообразие внешнего насильно отводят нас от сего средоточия, – чего нам надлежит по возможности избегать. 1, 23), и он будет мудрствовать до тех пор, пока не изобретёт для себя удобный и компромиссный путь, который в конце концов совпадёт с широким путём, ведущим в погибель (Мф. 2, 11). Если такие явления смущают и соблазняют душу, то всегда смотрите на результат и познавайте достоинство сих явлений, как дерево познаётся по плодам (Мф. Если мы при этом будем жительствовать сообразно Евангелию Христову, то все, кто ныне против нас, падут пред нами, когда увидят свет истины Иисуса, почивающий на нас.5. Одно только нужно (Лк. Наконец возлюбленные мои, мы должны стать чадами благодати, любящими друг друга от чистого сердца (1 Петр. Постепенно ему самому начнёт представляться истинным то, что ему внушают. Душа, Иисус, вечность поистине заслуживают того, чтобы ради них немного и недолго потрудиться.6. не опускайте рук! Новизна происходящего воздействует на мысли и чувства, и человек совместно с другими обращается к Богу. 3, 9). 8, 31)?2. Поэтому мы не должны позволять извлекать себя из сей крепости и разорять себя бесполезными опасениями, человеческими предположениями или бесконечными разговорами о наших обстоятельствах, но чрез веру и молитву всё более пребывать пред Господом внутри, и там, как бы в своём укрытии, ожидать врага.6. 21, 28) в детском уповании на Бога и уверенности, что дело наше идёт так, как надо, и что с нами Господь со Своим благословением (Мф. Ах! Мужайтесь о Господе (Ин. 3, 13)? берегитесь сего, если только вам дорога ваша душа! о, скорбь! Кто пренебрегает им, тот не приходит ни к истинной силе Нового Завета, когда Бог написует Свой закон на наших сердцах (Иер. 5, 21), и не расточайте краткое время вашей жизни и благородные благодатные дары ни на какие ненужные и посторонние вещи. Что есть все наши добродетели и всё наше благочестие, если в основе их не лежит связь с Иисусом Христом и общение с Ним? 10, 4). Если только пребудем с Ним в детской вере, то мы сможем всё – чрез Того, Кто укрепляет нас (Фил. Но как только Господь, по премудрому Своему водительству, отнимает от нас молоко чувствуемых утешений и духовной отрады и попускает душе неким образом оставаться одной в сухости и тьме, чтобы испытать верность её любви и чтобы её христианство глубже укоренялось в самопознании и смирении, – как человек начинает унывать и скорбеть и даже искать утешения в дальней стороне (Лк. Всё сие Он совершает для нашего блага, дабы мы не считали себя героями, но, сколь можно более совлекшись самих себя, прибегали к Его державной помощи и исповедывали, что только Он – Помощник наш (Пс. Мы же да пребудем с Ним во всякий миг нашей жизни, непрестанно взирая только на Него и дерзновенно продолжая свой путь со всё более полным оставлением всего сотворённого и самих себя, дабы только один Иисус соблюдал нас в истине, правил нами и живил нас. 1, 16). Кто управляется с этим, тот после сего да делает, что ему угодно, если он имеет к тому желание и время.13. Что касается нас, то мы да будем чадами сердца: умирать, молиться и любить – вот что да будет нашей премудростью. Всё душеполезное, всё, что только способствует нашему пути к высшему Благу, должно быть для нас любезно и ценно. 10, 19), дабы вечная любовь, привлекая нас и влияя на нас, могла приблизиться к нам, а мы (невзирая на нашу падшесть и недостоинство) могли с детской простотой приблизиться к Богу в наших сердцах. Кратко говоря, мы стремимся лишь к тому, чтобы всякий в своём чине и звании жительствовал как истинный христианин и как христианский гражданин. Иисус Христос поистине открыл нам этот новый и живой путь Своею Кровию (Евр. Только нам надлежит употреблять их в подобающем порядке и мере и не увлекаться, а тем более не связывать себя чем-нибудь, что не есть Сам Бог. Все наши ошибки и падения происходят от того, что мы не держимся за Господа во внутрь-пребывании; и многие из сих ошибок и грехов мы совершаем, вовсе не видя их, поскольку мы не ходим во свете (1 Ин. 1, 4) именно чрез познание Того, Кто призвал нас в таковую славу (2 Петр. Неприятие «духовного пробуждения» со временем всё более увеличивалась и в конце концов привело к запрету в 1740 году всех внебогослужебных собраний в Рейнско-Рурской области (этот запрет продолжался десять лет). Притча о сеятеле должна быть выявлена на деле, дабы всякий нашёл себя, где и как он стоит. 4, 16). Здесь – главная причина того, что в наши дни у пробуждённых Богом душ обнаруживается столь малое возрастание в их освящении. Итак, будем постоянно держать пред очами сию благую и спасительную цель Божию и при употреблении всех внешних средств внимательно смотреть, как является в нас благодать, как она касается нашего сердца и отверзает его, – чтобы мы с детским послушанием всецело подчинились ей, и таким образом чрез Священное Писание и другие внешние добрые установления приходили к Самому Христу, дабы иметь жизнь во имя Его (Ин. 4, 13). 8, 31); и мы всё глубже опытно познаём недоведомые блага, кои вкушаются в истинном общении святых. 4, 15), и всё более познавать неисследимое богатство Его силы и благодати во святых Его (Еф. 13, 46). 2, 4), и не отводить от Него своих очей, то Им сможем мы победить и превозмочь всё, дерзновенно взывая к Сему Подвигоположнику нашему (все враги Которого повержены под ноги Его – те враги, с коими нам всё ещё приходится каждодневно иметь дело): если Бог за нас, кто против нас (Рим. Итак, воспользуемся сим бесценным даром и с дерзновением да приступим к Нему (Евр. 16, 33); Господь сил с нами, заступник наш ­– Бог Иаковлев (Пс. 4, 3)!1. Мы должны иметь дело только с Господом. 7, 20). оставим же себя самих! Посему крест есть чистая благодать и благость. Каждый да ищет сего познания и да вкусит оное! Также не давайте себя отклонить от простоты во Христе (2 Кор. 12, 32)  Сердечно близкие мне в благодати Господнейбратья и сёстры!1. Все силы, весь покой и всякое избавление почерпываются только у Иисуса, во внутренней жизни и в детском устроении души; тогда всё остальное дастся нам в тот час и в тот момент, когда нам это будет нужно (Мф. Никакие измышления, планы и расчёты человеческого мудрования здесь нам не помогут. Зачем так выпячиваться и отличаться от других? Вовсе нет! 12, 2), Его попечению и благодатному действованию, дабы никто не оставался отставшим, но всякий по своей мере простирался к цели нашего звания (Фил. Если мы, войдя в союз с Господом Иисусом, объявили войну царству тьмы, то должны вновь и вновь ожидать от него всяческих нападений. Не следует думать, что человек обретает у Иисуса только ощущаемое утешение и сладость. Только надлежит нам всегда помнить, что оружия воинствования нашего не плотские, но духовные (2 Кор. Сюда мы должны направить все наши действия, здесь сосредоточить всю нашу приимательность и опытное познание. 14, 23; 2 Кор. Если нам придётся пострадать, то, слава Богу, мы пострадаем не как преступники. Посему, если мы, призванные, хотим на самом деле быть спасёнными и освящёнными, если мы хотим жить мирно и умереть блаженно, – то надлежит нам стать обитателями нашего сердца и сообитателями Божиими. Хотя они и весьма ценят и желают обрести евангельскую жемчужину, Иисуса, и Его блага, но приходят в уныние и озираются назад (Лк. Пусть невинность пребудет такой, какая она есть, без всяких приукрашиваний; тогда её никто ни в чём не сможет обвинить. Мир сей делает своё дело; оставьте его, пусть делает. Если мы не хотим впасть в обольщение или сбиться с пути жизни, то да будем крепко держаться верою за Того, Кто призвал нас. И здесь надлежит нам утвердить свои сердца в непоколебимом и безмолвном уповании на Того, Кто с нами внутри корабля и Кто может запретить ветрам и морю. Наоборот, мы поистине имеем все основания восклониться и поднять головы наши (Лк. 11, 13), будем в одном духе и одних мыслях (Фил. Иначе и быть не может. Мужайтесь! Ибо таковые как будто специально учились расстраивать истинную, простую, внутреннюю жизнь во Христе всевозможными мнимыми аргументами и смущать и соблазнять неукреплённые души.14. 20, 31).12. 10, 29-30; Лк. Эту линию продолжает и настоящий трактат. О, горе! Это всё только форма без силы, видимость без сути. как устремились бы они к Иисусу!Итак, братья мои, примите сии строки, коими хотелось мне приветствовать вас в простоте любви. Драгоценнейшие, сущностнейшие действования и увещания Божии остаются опытно непознанными в его сердце; божественные истины живо не запечатлеваются в нём, ибо человек в недостаточной мере входит туда, где только они и могут быть познаны и восприняты. Наши жёсткие и порывистые природные силы должны быть пригвождены ко кресту Христову и измениться и умягчиться погружением верой в Его кроткую примиряющую любовь, дабы нам уже не являть никому – даже и противящимся нам – ничего, кроме милующей любви, благожелательства и благодеяний. 7, 13). 3, 4); они не чают Его благодатного действования и привлечения от Отца (Ин. Рассудок пусть насмехается над нами, сколько ему угодно; а мы посмотрим, кто – сердце или падший ум – мирно и спокойно достигнет своей цели и кому Небесный Отец откроет Свои тайны.16. не падайте духом! Часто мы думаем, что жительствуем честно и чисто, – в то время как если бы мы приблизились к нашему сердцу и соприсутствующему ему Господу, то очень скоро убедились бы, что мы далеко не совершенны пред Богом нашим (Откр. 3, 15), благословенном во веки, аминь (Рим. 1, 16), дабы не уклониться вам от Того, Кто чрез Своё слово и Свою наставляющую благодать в ваших сердцах говорит вам совсем другое, – но оставайтесь при том, что вы слышали и познали от начала (1 Ин. 3, 7) и как бы одним прыжком вновь «вспархивает» в рай. Это письмо составляет приложение к XI трактату.Игумен Петр (Мещеринов)Прошу вас, братия,примите сие слово увещания.                                                                                                            (Евр. Так дела благочестия не совершаются. Это совершается не в один день, и даже (при обыкновенном порядке вещей) не в один год. Не думайте, однако, что всё вышесказанное даёт нам повод отказываться от использования внешних благодатных средств. 6, 33). 6, 13).4. Мы убедимся тогда, что это есть Его желание – обитать в сынах и дщерях человеческих (Ин. 14, 22), и что всё сие происходит по премудрому определению нашего Небесного Отца, без воли Которого и волос не упадёт с нашей головы (Мф. Совсем нет! Но поскольку Промысел Божий в этот раз не изволил устроить сие, то я приветствую вас сердечно в сих строках и желаю вам от всей души всяческого возрастания и укоренения в благодати. Эти наши собрания не являются тайными, но проходят так, что каждый может слышать, что́ мы говорим, и при желании приобщиться тому благу, которое во Иисусе обрели мы – и надеемся и ещё обрести. Ах, какая это неизреченная милость Божия – когда человек не только чувствует в себе призыв Божий, но и от всего сердца даёт ему в себе место; когда он с очевидностью убеждается в своём несчастном падшем состоянии по природе; когда он ясно видит свои грехи, и, внутренне теснимый беспокойством и скорбью о них, устремляется к Иисусу; когда он живо ощущает крайнюю необходимость всецелого и глубокого изменения себя; когда он, наконец, приходит к искреннему и смиренному решению полностью и безоговорочно пожертвовать себя, и по душе, и по телу, Господу Иисусу и служению Ему и последовать за Ним по Его узкому пути самоотвержения и крестоношения, добровольно уготовляясь подвергнуться за это ненависти и поношению мира сего и злобе диавола! Сколь многие опускают руки, когда видит, что Иисус подаёт нам не только хлеб и вино, но и крест. Не советуйтесь таким образом с плотью и кровью (Гал. 1, 22). Однако всякий должен смотреть, чтобы это возгорающееся в нём пламя было не краткой вспышкой, но огнём Господа (Лк. Посему христианству всегда свойственно постоянное движение вперёд и возрастание. 30-е – 50-е годы XVIII столетия были временем массового «духовного пробуждения» в среде протестантов. Перевод выполнен игуменом Петром (Мещериновым). Это значит, что весь день и среди всех наших занятий мы должны «приучать» себя к Господу, в простоте веры стремясь познавать Его и приобщаться Ему в своём сердце. 3, 8).8. Ваша память, ваша любовь, которую вы оказали мне и при последнем моём визите к вам, часто ободряет меня, и одновременно побуждает всецело препоручать ваши души Начальнику и Совершителю веры (Евр. Нет ничего, ни на небе, ни на земле (Пс.