Что несут нам миссионеры

    Автор: Эльмир ТОКТАБАКИЕВ, Рекламно-информационная газета Инфо-Цес (выпуск №24 от 21.06.13)
    По мнению специалистов, в последнее время в Казахстане наблюдается рост числа миссионеров. С чего бы это?

 Как сообщил на днях заместитель председателя Госагентства по делам религий Галым Шойкин, несмотря на недавнюю перерегистрацию религиозных объединений и принятие закона, который ужесточает требования к миссионерской деятельности, наблюдается рост числа миссионеров, прибывающих в Казахстан и желающих трудиться именно у нас. Ответственный работник считает, что нормы законодательства в Казахстане по отношению к миссионерам достаточно мягкие.

«По сути дела, единственное ограничение — это то, что разрешение на миссионерскую деятельность дается на полгода с продлением еще на полгода», — заметил г-н Шойкин.

 А вот директор Международного центра культур и религий Айдар Абуов не скрывает, что в республике растет число приверженцев нетрадиционных религий.

«Госорганы проводят большую организационную работу, выделяются соответствующие средства, разрабатывается большая программа, но все равно, как говорят отчеты, количество последователей нетрадиционных религиозных течений не уменьшается, а неуклонно растет», — сказал он.

Так ли уж безобидна данная тенденция?

По общему мнению, одной из характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным религиям, является то, что они формируются как разновидность харизматических культов. То есть во главе находится лидер, который наделен (или ему кажется, что наделен) харизмой.

Считается, что это особенное свойство личности, выделяющее его из общей среды, и что оно является не столько благоприобретенным в процессе жизнедеятельности, воспитания и образования, сколько милостиво дарованным ему свыше. Содержание этого «дара» заключается в уникальном умении влиять на настроение и поведение других людей, а также «учить их праведной жизни» от… имени Бога. Что же получается на самом деле?

Большинство новых (нетрадиционных) культов свято выполняют призыв создателя и вдохновителя печально известной Церкви сайентологии Рона Хаббарда, сделанный им в официальном послании 9 марта 1972 года: «Делайте деньги, делайте деньги, делайте больше денег, делайте еще больше денег, заставляйте других работать, чтобы и они производили для вас деньги». И именно эту цель преследуют культы такого направления.

Именно здесь лидер создает особую семью, или коммуну, в которой его называют отцом. Здесь устанавливаются обязательные для всех абсолютные правила поведения и образа жизни, но необязательные для самого лидера, ведь он особый, святой. Рядовые члены групп зачастую отказываются от своего имущества, а вознаграждение за труд передают в кассу коммуны. Многие представители новых религий живут в общежитиях, вне семьи, порвав всякие отношения с родными и близкими, обожествляя отца и его близкое окружение. Важно подчеркнуть, что в рамках организации контроля над поведением ее приверженцев используются средства исключительного манипулирования: гипноз, медитация, изнурительные длительные молитвы и заклинания, применение психотропных средств и лжи. Тот же Рон Хаббард постоянно повторял фразу, впервые сказанную во время проведения лекции Филадельфийских докторских курсов аж в 1952 году: «Мы открыли ряд новых способов превращать людей в рабов…»

Культовые процедуры обычно носят здесь коллективный характер, исключающий всякие субъективные и свободные проявления. Существенной особенностью вероучения новых религий является пропаганда катастрофически-апокалиптического взгляда на мир, предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптации к условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения. Общая характеристика деятельности таких религий включает в себя ряд важных моментов.

Ученые считают, что, во-первых, большинство организаций отличаются активной миссионерской работой, причем это касается не только лидеров, но и рядовых сторонников, адептов. Здесь применяются разные формы и способы распространения «новых» идей, включая выступления руководителей перед огромными аудиториями и доверительные беседы. Большие деньги тратятся религиозными организациями США, Канады, Южной Кореи для привлечения и содержания миссионеров.

Во-вторых, широко используются средства массовой информации. Известно, что многие культы для популяризации своих вероучений ведут регулярные передачи по телевидению и радио, публикуют рекламные сообщения в прессе, публицистические статьи в журналах, используют Интернет, а также павильоны автобусных остановок и просто фонарные столбы.

И в третьих, некоторые нетрадиционные религии отличаются тоталитарной направленностью. Как это понимать? Ученые-религиоведы отмечают, что религиозные объединения практикуют методы психологического давления на сознание человека, духовного насилия над ним путем насаждения жесткой дисциплины, заучивания большого количества текстов и применения психотропных средств. Все это представляет серьезную опасность для физического и психического здоровья людей.

Рассмотрим конкретные виды оккультно-мистического мировосприятия. Как свидетельствуют результаты научных исследований, оккультизм, вера в колдовство, магию — это не извращение не совсем здорового ума, а естественный элемент обычного религиозного сознания. По данным опросов, проведенных учеными, в эти виды культа верят больше, чем в известные христианские догматы. Возникают вопросы: кто же эти люди, каков их социальный статус, возраст и образование? Как показывает анализ полученных данных, это вовсе не какие-нибудь старики и старушки, не жители дальних сел и аулов, а скорее наоборот. Неожиданно для исследователей самой неподдающейся возрастной группой оказались пенсионеры, тогда как среди молодежи верящих в колдовство и оккультизм в два-три раза больше по сравнению с теми, кто старше 55 лет!

В кризисные периоды развития общества, как правило, возрастает интерес людей к новому, необычному, привлекающему и отвлекающему от действительности, проблем и дающему возможность прожить жизнь в другом измерении. В последнее время полосы газет заполнены предложениями разного рода колдовских и экстрасенсорных услуг, шаманов и колдунов, провидцев-«космологов», специалистов оккультных учений. Причем перечень видов магической помощи очень обширен, начиная с банального «сниму порчу» и заканчивая духовным переселением на другую планету.

Хочется подчеркнуть, что новые религиозные течения проявляются и распространяются потому, что на них существует реальный спрос. А у того, кто представляет такое религиозное течение, существует такое же реальное желание заработать. Заработать любым путем, не оглядываясь на сломанные и исковерканные жизни тех, кто когда-то поверил в гуру, учителя, отца. Как раньше, так и сейчас есть много людей, желающих изменить свою жизнь и мироощущение, стремящихся к поиску истины, просветленному развитию. Тем более это понятно в наше время, в период культурно-морального кризиса. Особенно это касается молодежи с ее максимализмом и тягой к новому, экзотическому, необычному.

Миссионеры новых религий всегда оказываются в нужном месте и в нужное время, а у них не занимать ни активности, ни напористости, ни далеко идущих планов.

Официально признанные в мире религии (ислам, православие, иудаизм и другие) могут не отвечать внутренним потребностям молодых верующих, и они идут в новые нетрадиционные организации. Каждый верит в то, во что считает нужным верить. Однако следует различать религиозные организации и культы, которые в своей деятельности не нарушают законодательство, и религиозные или псевдорелигиозные объединения, тоталитарные, с криминогенной направленностью, деятельность которых может причинить вред жизни и здоровью граждан, с посягательством на права личности и имущество граждан. Они могут быть опасными, и мы должны об этом помнить, какие бы сомнительные начинки ни заворачивали в завлекательные фантики новоиспеченные гуру от модного религиозного течения…

P.S. На неделе эта тема обсуждалась также в стенах Парламента, где на правительственном часе побывал председатель Агентства РК по делам религий Кайрат Лама Шариф. «Еще один вопрос, важный для духовной безопасности нашего общества, — это мониторинг интернет-ресурсов религиозного характера в целях ограничения информационного поля религиозно-экстремистских и террористических группировок», — сказал он.

По его словам, только в прошлом году на основе анализа более 1900 сайтов по 45 зарубежным интернет-ресурсам, содержащим материалы противоправного характера, приняты соответствующие судебные решения по их блокированию на территории Казахстана. В I квартале текущего года агентством изучено содержание около 500 сайтов и по 20 зарубежным сайтам направлены материалы в прокуратуру.

Кроме того, как сообщил г-н Лама Шариф, в популярных социальных сетях и видеохостингах открыты официальные аккаунты агентства, планируется запуск просветительского интернет-ресурса Е-islam.
    Источник : http://www.info-tses.kz/red/article.php?article=275790