Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке в свете документов церковных архивов

СПб., 2008. И. Пaтриaрший экзaрx Aмeрики митрoпoлит Иoaнн (Вeндлaнд) выскaзывaлся зa избaвлeниe Мoскoвскoй Пaтриaрxии oт aмeрикaнскиx приxoдoв путeм иx пeрeдaчи Aмeрикaнскoй Цeркви, кoтoрaя пoлучит зaкoнный стaтус[28].O тяжeлoй ситуaции нa приxoдax Мoскoвскoй Пaтриaрxии в Aмeрикe свидeтeльствoвaл в кoнцe 1960-x гг. См. С. П. Русскaя Зaрубeжнaя Цeркoвь в 1939 – 1964 гг. М. М., 2011.Л.Н. Мeйeндoрфa oт 3.01.1968 // Aрxив OВЦС. стaл Пaтриaрxoм, и мнoгиe aрxиeрeи Сeвeрoaмeрикaнскoй митрoпoлии пoминaли eгo имeннo в этoм кaчeствe. С. Письмo митр. Этo мизeрнaя суммa дaжe для oдинoкoгo свящeнникa»[29]. 279.[12] Ювeнaлий, митр. Прeкрaснo пoнимaя этo, мoскoвскaя цeркoвнaя влaсть пытaлaсь избaвиться oт свoиx приxoдoв в СШA, кaк бeспeрспeктивныx. 261 – 264; Русскo-Aмeрикaнский Прaвoслaвный вeстник. Пaтриaрx Aфинaгoр пoсoвeтoвaл Сeвeрoaмeрикaнскoй митрoпoлии oбрaтиться в Мoскoвский Пaтриaрxaт[21]. Митрoпoлит Никoдим впoслeдствии oбъяснял этo мoлчaниe тeм, чтo нa письмo пришлoсь бы oтвeчaть пoлeмичeски, a пo нaрoднoй мудрoсти, «xудoй мир лучшe дoбрoй ссoры»[14].В Мoсквe были увeрeны, чтo диктoвaть услoвия oбъeдинeния дoлжнa Русскaя Цeркoвь. Нe измeнилaсь ситуaция и пoслe избрaния в 1965 г. прoтoиeрeй И. Мoскoвский Пaтриaрxaт дaрoвaл aвтoкeфaлию Прaвoслaвнoй Цeркви в Aмeрикe. Кoнкурирoвaть с Мoскoвскoй Пaтриaрxиeй в тoт мoмeнт былo нeпрoстo. С. Мoскoвский Пaтриaрxaт дaрoвaл aвтoкeфaлию Сeвeрoaмeрикaнскoй митрoпoлии. Юрисдикциoнныe кoнфликты и oтнoшeния с мoскoвскoй цeркoвнoй влaстью. 1967. Нe былo вoзмoжнoсти oкaзывaть пoмoщь свoим зaрубeжным приxoдaм, кoтoрыe влaчили нищeнскoe сущeствoвaниe. «Oб этoм свидeтeльствуют, – писaл митрoпoлит, – прискoрбныe сoбытия, имeвшиe нeдaвнo мeстo в Румынскoй, Бoлгaрскoй и Сeрбскoй eпaрxияx в Aмeрикe: пoпытки вoсстaнoвить прямую кaнoничeскую связь с Мaтeрями-Цeрквaми oкoнчилaсь рaскoлoм и нeдoпустимым цeркoвным бeспoрядкoм». Истoрия Пoмeстныx Прaвoслaвныx Цeрквeй. Aдминистрaтивнoe устрoйствo и отношения с Церковью в Отечестве. Что касается литературы по этой теме, то она носит схематический и часто официозный характер, не раскрывая подробностей дарования автокефалии. Американская православная митрополия. Джорданвилль. 14.[29] Никодим, митр. Родосское Совещание 1961 г., задуманное как антикоммунистическое, не осудило коммунистический атеизм именно из-за позиции делегации Московской Патриархии. Джорданвилль. Резолюция митр. В середине 1940-х гг. Опыт создания временной самостоятельной архиепископии Православной Церкви Франции и Западной Европы: уроки истории // Проблемы истории Русского зарубежья: материалы и исследования. Д. Пример митрополита Евлогия (Георгиевского), давшего такое обязательство, показывает, что оно подразумевало отказ от свидетельства о новомучениках и полное прекращение обличения советской атеистической политики[8]. Development of the Orthodox Church in America», а также журнал «Русско-американский вестник», в частности послание митрополита Иринея (Бекиша) Патриарху Афинагору в связи с Рождеством 1967–1968 гг.[4]. 1. По свидетельству протоиерея Стефана Ляшевского (в то время клирика московского Экзархата в Америке), курс на упразднение Экзархата Московская Патриархия взяла еще в 1958 году. П. Менее чем через год, 22 января 1971 г. 65 – 118.[28] Ляшевский С., прот. При этом было понятно, что Североамериканская митрополия все равно получит канонический статус – если не от Москвы, то от Константинополя. В 1970 г. № 2. По количеству приходов Экзархат был ничтожен и в сравнении с Североамериканской митрополией, и в сравнении с Русской Зарубежной Церковью. Но и при его преемниках ситуация существенно не поменялась.Сильный удар по Русской Церкви нанесло правление Н.С. архим. С. Вып. Русская Зарубежная Церковь в 1925 – 1938 гг. С. Верховской обсудили с митрополитом Никодимом возможность встречи для переговоров. Архивы Кремля. 17 – 21.[5] См.: Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Американская православная митрополия. № 2. Священник К. писал: «Все наши предложения и инициативы принимаются почти безоговорочно Константинополем не только к сведению, но и исполнению»[18]. 401. Development of the Orthodox Church in America. В последующие годы отношения между Московской Патриархией и митрополитом Платоном свелись к минимуму из-за тяжелого положения Церкви в коммунистическом государстве. Когда протоиерей А. 137 – 138.[16] Митрополит Никодим и всеправославное единство. (24 и 25 августа в Женеве, 28 ноября в Токио). Фонд «Маевский». Д. М., 2008. М., 1994. 113, 185, 290.[8] Подробнее см.: Кострюков А. Нет ответа и на важный вопрос: почему Московский Патриархат, ранее предъявлявший Североамериканской митрополии жесткие требования и налагавший прещения, в 1970 г. М., 2007. Скурата, где изложена схема событий[2]. Не скрывал стремления к автокефалии и митрополит Ириней. Приходы в Америке не были исключением. 135 – 152.Жизненный путь архиепископа Вашингтонского и Аляскинского Антонина (Покровского), его личные воспоминания и переписка / Авт.-сост. было принято решение финансировать эти приходы за счет общин, что вызвало большое недовольство прихожан и проходило с большим трудом. С. История Русской Православной Церкви. 14.[34] Никодим, митр. митрополит Ириней обратился к Вселенскому Патриарху Афинагору и к главам других Поместных Церквей. Вселенская Патриархия, несмотря на существование в Северной Америке российской православной епархии, учредила в США свои епархиальные структуры (в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго и Сан-Франциско), причем архиепископу Нью-Йоркскому был присвоен титул Американского[19]. 582.[6] См.: Следственное дело Патриарха Тихона. 22 сентября 1968 г. Количество приходов Русской Церкви уменьшилось вдвое, а антицерковные реформы серьезно ухудшили и финансовое положение Московской Патриархии. Л. В 1947 г. 1. Для связей с ООН и для экуменических контактов достаточно иметь представительство в Нью-Йорке при Никольском соборе, где можно держать какое угодно количество клириков. 177 – 193.[4] Orthodox America 1794 – 1976. 13.[27] Подробнее см.: Л.Н. 285 – 286.[17] Гуревич А. 11, 12.[31] Ювеналий, митр. вина за такое положение была возложена на митрополита Вениамина (Федченкова)[27]. Некоторые достижения действительно были. Л. Эти условия приняты не были, и в 1947 г. Л. Л. американское духовенство попыталось наладить отношения с Московской Патриархией, но тщетно. Пассайке) держали себя независимо по отношению к московской церковной власти.Ситуация осложнялась кадровым кризисом. New-York. Главной причиной неудачи стало желание Москвы контролировать кадровую политику Североамериканской митрополии, а также требование прекратить выступления против коммунистической власти[10]. Д. В 1963 г. Либеровским).[10] Русская Православная Церковь в Северной Америке. О возможности предоставления ей автокефалии писал архиепископ Алеутский и Североамериканский Тихон (Беллавин)[5]. Ч. Во многом это было связано с тем, что автономия в рамках Русской Церкви православных американцев не устраивала – во время встречи с главой ОВЦС Московского Патриархата митрополитом Никодимом (Ротовым) представитель Североамериканской митрополии протоиерей Александр Шмеман прямо и твердо сказал: «Мы рассчитываем на большее», то есть на автокефалию[12]. 179.[13] Русско-Американский Православный вестник.  Список литературыГуревич А. «1968». Они с нами заигрывают, и <…> нам невозможно им давать отпор, пока, кроме них, у нас нет друзей»[25]. «Юридически и исторически, – писал митрополит Никодим, – Московский Патриархат имеет все права совершить этот акт, т.к. 2012. — Новосибирск, 1998.. 65 – 118.Русская Православная Церковь в Северной Америке. А.А. Фонд «Ляшевский». Надежды контролировать американское православие больше не было. По мнению митрополита Иринея, возглавляемая им Церковь имеет право на самостоятельность, как Церковь единого американского народа. № 9[2] Скурат К. 1954 (на обложке указан 1955). Приходы Североамериканской митрополии не были для Фанара исключением.В январе 1967 г. 225 – 226.[9] Акт 3-й Архиерейского Совещания 11.09.1933 г. В 1968 г. На основании материалов российских и зарубежных архивов в публикации доктора исторических наук, кандидата богословия, ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского отдела Новейшей истории РПЦ, доцента кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Кострюкова Андрея Александровича показаны некоторые подробности предоставления автокефалии. С. С. 2.[3] Ювеналий, митр. В тот же день Патриархом Алексием I был подписан Томос об автокефалии.Константинопольский Патриархат и большинство Поместных Церквей не признали законность новой автокефалии. 263[22] Ювеналий, митр. 2012. Глава ОВЦС согласился встретиться в одном из этих городов в феврале 1969 г., но предложил и более удобный вариант – встретиться в Америке в январе 1969 г.[37] Начало переговорам было положено.21 января и 3 февраля 1969 г. Человек Церкви. К. Кн. 181.[23] Журнал Московской Патриархии. С. Последний вариант Москву совершенно не устраивал[33]. Л. Неопределенность политики Вселенского Престола, вызванная его тяжелым положением, с одной стороны, подтолкнула Североамериканскую митрополию к Московскому Патриархату. 1975. Константинопольская Патриархия вернула себе русский Западноевропейский экзархат в качестве «Архиепископии русских православных приходов в Западной Европе». 1970. Московская делегация воспрепятствовала рассмотрению важных церковных вопросов, например, вопроса о миссионерстве, а также об осуждении спиритизма и теософии. Американская православная митрополия. 1.[36] Никодим, митр. Эта война, по мнению главы ОВЦС, нанесет тяжелый удар по Константинопольскому Патриархату, который получает большинство материальных средств именно из Америки. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. 12.[19] Греческая Церковь в Америке // Церковные ведомости. Д. количество патриарших приходов в Америке едва достигало 25, причем почти все приходы были малолюдными, а большие приходы фактически не подчинялись Московской Патриархии. Вып. Последняя расценила эти действия, как подталкивание в сторону Москвы[24].Однако действия Патриарха Афинагора не означали, что он отказался от своих планов подчинить себе всю православную Америку. Письмо Патр. Главной причиной митрополит называл социальный строй в России, резко отличающийся от американского. Наверное, самым тяжелым было положение Константинопольской Патриархии – турецкое правительство угрожало ей изгнанием из страны, а греческое население из Турции выселялось. II. Есть сведения о частном письме Патриарха Тихона, которое предписывало митрополиту Платону не оставлять Америку (См. «В настоящее время, – писал он, – Экзархат состоит из немногим более, чем 30 приходов, большинство из которых малочисленные и слабые. Эти приходы составляли Североамериканский Экзархат и для московской церковной власти являлись обузой. состоялась третья встреча, и 31 марта стороны подписали Соглашение. Копия письма неизвестному лицу // Архив Свято-Троицкой духовной семинарии. Это событие недостаточно отражено в литературе, а многие документы по этому вопросу недоступны. Наоборот, предоставление автокефалии Московским Патриархатом могло сделать Американскую Церковь союзницей с возможностью некоторого влияния на нее.Наконец, митрополит Никодим был уверен, что предоставление автокефалии Американской Церкви укрепит позиции Москвы по сравнению с Константинополем. 1967. М., 2000. Отчет о встрече специальной комиссии Митрополии с митрополитом Никодимом 21 января 1969 г. В 1923 г. P. 49 «Русский Заграничный церковный раскол». Американская православная митрополия. Павел (Фокин). включала с себя все православное население Северной Америки всех национальностей»[34]. Во время встреч с представителями Североамериканской митрополии глава ОВЦС отстаивал это мнение. Американская православная митрополия. Патриарха Афинагора посетил протоиерей Александр Шмеман. также: Кострюков А. Речь идет о тяжелой ситуации с американскими приходами, подчинявшимися Московской Патриархии. Митрополит Сергий (Страгородский) в 1943 г. Часть Церквей (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская) находилась на территории нехристианских государств, испытывая подчас серьезные трудности. Митрополит говорил о стремлении Североамериканской митрополии к единству с мировым православием через участие в «Постоянной Конференции Православных канонических епископов». 3 января 1968 г. Распоряжение Патриарха Тихона об увольнении митрополита Платона в 1924 г. отношения с московским священноначалием стали налаживаться. Московская Патриархия отзывалась о Североамериканской митрополии как о расколе, причем поведение представителей Патриархии было иногда крайне недипломатичным. Однако примирения не произошло. Перехватив инициативу, Московская Патриархия сможет воспрепятствовать появлению в Америке автономной Церкви, подчиненной грекам[36].Митрополиту Никодиму удалось убедить в своей правоте и Синод, и государственную администрацию. 12 – 14.[35] Фотиев К., свящ. /Публ. Человек Церкви. 2. и митрополит Никодим. 6 (49). В мае 1966 г. Подобная информация была и у митрополита Никодима, который констатировал, что Константинополь планирует объединить все структуры, находящиеся в Америке, в единую Всеамериканскую Церковь[26].Эта информация заставила Московскую Патриархию срочно решать американский вопрос.Было еще одно важное основание для скорейшего решения проблемы. 21.[21] Orthodox America 1794 – 1976. Уровень московского духовенства в Америке, по оценке митрополита Никодима, был столь низким, что ниже были только украинские самосвяты-липковцы. Кострюкова // Вестник ПСТГУ. Получение этого статуса от греков (например, в качестве автономной митрополии наподобие Западноевропейского экзархата) отдалило бы Американскую Церковь от Москвы еще больше и означало бы, что шанс влиять на новую Поместную Церковь будет потерян. 23.[38] Опубликовано в Вестнике ПСТГУ. В августе 1933 г. С благословения главы Североамериканской архиепископии Вселенского Патриархата архиепископа Иакова (Кукузиса) в хиротонии приняли участие два константинопольских архиерея – епископ Амфипольский Сила (Коккинакис) и епископ Левкийский Марк (Липа) из Албанской епархии[22]. 186.[32] Никодим, митр. на встрече в Упсале протоиерей И. Один из них, митрополит Платон (Рождественский), переехал в Северную Америку. С. не было принято Североамериканской митрополией по ряду причин – в Америку не был назначен преемник, которому можно было бы передать дела, указ появился под явным давлением коммунистической власти. Резолюция на письме прот. Л. Кострюкова // Вестник ПСТГУ. Фотиев так передал его слова: «Константинополь будет недоволен автокефалией, но это не беда – а разве Константинополь спрашивал кого-либо, когда он создавал на территории США свою епархию <…> А возможное непризнание нашей автокефалии К [онстантинопольской] П [атриархией] можно будет вынести на межправославное Совещание – по какому праву греки могут не признавать то, что желает даровать своей бывшей епархии Русская Церковь, которая была первой на этом континенте и права которой на Америку до 1922 года никому в голову не приходило оспаривать?»[35].Убежденный в слабости Константинополя, митрополит Никодим был готов к противостоянию. По канонам, в каждой области должно быть свое священноначалие, а подчинение священноначалию «за морем» (в данном случае Московской Патриархии) бросит на Американскую Церковь тень, как на «чужую» для народа и государства[13].Письмо митрополита Иринея осталось без ответа. пошел на широкие уступки.Проблемой в изучении этого вопроса является то, что информация о подготовке и обстоятельствах предоставления автокефалии в настоящее время почти недоступна, за исключением официальных публикаций в «Журнале Московской Патриархии»[1]. Никодиму от 22.09.1968. 16.[20] Русско-Американский Православный вестник. Но обычно такие приходы (например, в г. № 2. «1968». Константинополь предписал архиепископу Иакову воздержаться от евхаристического общения с Североамериканской митрополией. «В плане нашей церковной политики это будет иметь большое и положительное для нас значение <…>, – писал он. 14 – 15.[37] Мейендорф И., прот., Верховской С. М., 2007.Кострюков А. В 1922 г. С. Л. Но оставался еще один путь – обращение к Вселенскому Престолу. Часть Православных Церквей (Сербская, Болгарская, Румынская, Польская, Чехословацкая) находилась на территории социалистических стран, а значит под влиянием советского государства. New-York. Нужные данные в настоящее время приходится разыскивать по крупицам в самых разных публикациях и архивах. Серьезно ухудшилось и материальное положение Патриархии[15].На этом фоне Московская Патриархия стала одерживать дипломатические победы и считать себя ведущей силой в мировом православии. Это представительство не будет загружено мелочными приходскими заботами, зато сможет сосредоточиться на вопросах политических. греки приняли официальную резолюцию за объединение православия в Америке под единым автономным Синодом, который будет подчинен Константинополю. Подчинение этой Архиепископии всех православных структур в Америке на определенном этапе было задачей Константинополя. «1969». 1923. Священный Синод Русской Православной Церкви предоставил автокефалию Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке. Важной является информация, переданная главой Православной Церкви в Америке Блаженнейшим митрополитом Феодосием (Лазором) и опубликованная в сборнике, посвященном митрополиту Никодиму (Ротову), «Человек Церкви»[3].Важный источник – статья протопресвитера Александра Шмемана, опубликованная в сборнике «Orthodox America 1794–1976. В том же 1967 г. С. Послание Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола Митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена Святейшему Афинагору, Архиепископу Константинополя – Нового Рима и Вселенскому Патриарху // ЖМП. № 6; Об учреждении Автокефальной Православной Церкви в Америке. Натянутыми были и отношения Вселенского Патриарха Афинагора с Грецией. М., 1998. [1] Об Автокефалии Русской Православной Греко-Кафолической Церкви Америки (Митрополичий округ) и автономии Японской Православной Церкви // ЖМП. Есть приходы, где число прихожан не превышает 20 человек. Единственный образованный священнослужитель, по словам митрополита Никодима, имел «подмоченную репутацию морального и канонического характера». По возвращении в Америку содержание беседы было доложено митрополиту Иринею. прямо сказал главе митрополии митрополиту Леонтию (Туркевичу), что считает его структуру раскольничьей[11]. 49 «Русский Заграничный церковный раскол». «1968». П. 8, 9.[14] Никодим, митр. состоялись встречи представителей Московского Патриархата и Североамериканской митрополии. Однако этому процессу помешала революция и последующие гонения на Церковь в России.После массового исхода беженцев в эмиграции оказалось около тридцати архиереев Российской Церкви. С. 179 – 181.[25] Мейендорф И., прот. Парийский о церковной ситуации в Америке в середине 1940-х гг. Подводя итоги своим успехам, митрополит Никодим в 1969 г. С. Никодима // Архив ОВЦС. Тогда же Вселенский Престол стал постепенно возвращать потерянное за предыдущие годы. Политбюро и Церковь 1922 – 1925 гг. 2.[15] Гуревич А. 2. Официальные встречи начались с августа 1969 г. № 7; Переписка иерархов в связи с Автокефалией Американской Православной Церкви // ЖМП. Но в Североамериканской митрополии поминали на богослужениях московскую церковную власть – сначала Патриарха Тихона, а затем Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). С. Опыт создания временной самостоятельной архиепископии Православной Церкви Франции и Западной Европы. «Упразднение Экзархата не только не снизит нашу активность в США, но наоборот, может ее повысить», – писал митрополит[32].Таким образом, митрополит Никодим был готов передать приходы Московской Патриархии создаваемой Американской Церкви.В Москве реально взглянули на ситуацию и были вынуждены признать, что Североамериканская митрополия ушла из ведения Русской Церкви навсегда. Московской Патриархии не доверяли ни православные американцы, ни русские эмигранты. Структура, в течение нескольких десятков лет находившаяся в разделении с Русской Церковью, стала именоваться Православной Церковью в Америке. Хрущева. Вып. Глава делегации архиепископ Никодим (Ротов) сказал, что осуждение атеизма будет носить политический характер. Участие этих иерархов в хиротонии вызвало протест Московской Патриархии[23] и Патриарх Афинагор был вынужден заявить, что проблему Североамериканской митрополии должен решать Московский Патриархат. 2 // Архив Свято-Троицкой духовной семинарии. Таким образом, оставалось ждать, когда ситуация в Северной Америке сложится благоприятно для Московской Патриархии, чтобы окончательно и выгодно решить американский вопрос.Неудивительно, что попытки Североамериканской митрополии наладить отношения с Русской Церковью ни к чему не вели. П. /Публ. Ч. 6 (49). С. П. П. – Конфликт между Константинопольским и Московским Патриархатами в настоящее время будет полезен для охлаждения слишком инициативной экуменической и особенно проватиканской деятельности Константинопольского Патриархата». 49 «Русский Заграничный церковный раскол». При этом сослужения представителей Североамериканской митрополии с клириками Константинопольской Церкви не были редкостью. М., 2008. Американская православная митрополия // Архив ОВЦС. Человек Церкви. История Поместных Православных Церквей. В сентябре 1968 г. М., 2011. 514).[7] Подробнее см.: Жизненный путь архиепископа Вашингтонского и Аляскинского Антонина (Покровского), его личные воспоминания и переписка / Авт.-сост. 2. Л. С другой стороны, как только Константинополь начал претендовать на создание своей собственной единой Церкви в Америке, Московский Патриархат стал ускоренными темпами решать вопрос американской автокефалии, забыв все прежние разногласия[38]. Верховской отправили митрополиту Никодиму письмо, где указывалось место возможной встречи – Женева или Белград. он писал Патриарху Алексию I, что возвращение Американской Церкви в подчинение Московской Патриархии невозможно. митрополит Сергий запретил митрополита Платона в священнослужении, а 11 сентября того же года Собор американских архиереев заявил об автономии (фактически независимости) Американской Церкви от Московской Патриархии до законно избранного Всероссийского Поместного Собора[9].В годы Второй мировой войны среди русских эмигрантов наблюдалось стремление к единству с православной Москвой. 10.[30] Никодим, митр. К. При архиерейских хиротониях ставленники приносили присягу Московскому Патриаршему Престолу[7].Официальный разрыв с московской церковной властью последовал в 1933 г., когда Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) потребовал от митрополита Платона прекратить антикоммунистические высказывания. более 150 лет тому назад Русская Православная Церковь образовала свою епархию, которая до 1922 г. Человек Церкви. Американская православная митрополия. Поэтому большое представительство в Нью-Йорке было решено оставить.Главная же причина предоставления автокефалии Североамериканской митрополии была напрямую связана с противостоянием между Русской и Константинопольской Церквами. Мейендорф и С. Казалось, что до полного восстановления общения всего один шаг. 20 – 21; Ириней, митр. С. По словам иерарха, коммунистам в Америке не доверяют, а потому никогда не будут доверять и Американской Церкви, если она подчинится Москве. 4. Историческая справка. Со временем стали появляться и другие материалы. Л. Шмеман спросил митрополита Никодима об отношении к американской автокефалии Вселенского Престола, митрополит ответил, что не видит в этом проблемы. 10 апреля 1970 г. 49 «Русский Заграничный церковный раскол». С. Парийский о церковной ситуации в Америке в середине 1940-х гг. С. 1967. был рукоположен во епископа клирик Североамериканской митрополии архимандрит Феодосий (Лазор). Так, 6 мая 1967 г. Североамериканская митрополия отказалась от предоставления подобных обязательств. Мейендорф и профессор С. Наконец, в марте 1970 г. (Копия документа, хранящегося в Архиве Православной Церкви в Америке, предоставлена автору директором департамента истории и архивов Православной Церкви в Америке А.П. в месяц. В апреле 1970 г. С конца 1960-х гг. Человек Церкви. Митрополит писал, что очень небольшое число приходов может содержать своих пастырей. Вып. Митрополит предложил провести неофициальную негласную встречу для обсуждения возможных мер к примирению. 1954 (на обложке указан 1955).Скурат К. 1975. 12.[33] Никодим, митр. Человек Церкви. 1970. № 19 – 20. Сохранилось свидетельство, что глава ОВЦС архиепископ Никодим (Ротов) в 1961 г. А потому возможности выбрать ставленников у руководства Экзархата просто не было. Архиепископ Никодим об этих вопросах также высказался, как о «политических»[16]. Американская православная митрополия. Письмо от 22.09.1968 // Архив ОВЦС. Павел (Фокин). Development of the Orthodox Church in America. Святейший Патриарх Тихон назначил митрополита Платона главой Североамериканской епархии[6]. В настоящее время подробности этого примирения еще не нашли отражения в исследованиях. 1970. 2Ювеналий, митр. Ч. Д. 98 – 99.[11] Скурат К. Положение патриарших приходов в Америке было плачевным изначально, то есть с 1930-х гг. Североамериканская митрополия дальнейшие переговоры прекратила.В 1950–1960-х гг. При этом окончательно уходить из Америки Русская Церковь не планировала, к тому же этого никогда не позволила бы ей коммунистическая власть. Русская Зарубежная Церковь в 1925 – 1938 гг. II. М., 2004. Митрополит был уверен, что Вселенская Патриархия смирится с американской автокефалией, так как в последние годы Фанар старался сохранять хорошие отношения с Русской Церковью. Л. С. Глава Североамериканской митрополии выражал надежду, что вся Православная Церковь поддержит и благословит молодое американское православие[20].Вселенский Престол не считал Североамериканскую митрополию расколом, но вел себя неопределенно. История Русской Православной Церкви. С. Разобраться в подробностях предоставления автокефалии помогли также материалы, выявленные в архиве Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле и в архиве Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.Прежде чем говорить о событиях конца 1960-х гг., нужно кратко сказать о начале разделения между Русской Церковью и Североамериканской митрополией.Предпосылки к образованию в Америке самостоятельной Православной Церкви имелись уже в начале ХХ века. С. М., 2015. «Конвенция греческой архиепископии (в Афинах), – писал он, – приняла официальную резолюцию в пользу объединения Американского Православия под автономным Синодом, находящимся в К[онстантино]П[ольск]ой юрисдикции. Алексию 3.01.1967 // Архив ОВЦС. М., 1998. Глава ОВЦС напоминал, что Константинополь не имеет права претендовать на Америку, так как первыми принесли туда православие русские, а греки незаконно вторглись на чужую каноническую территорию. Наступил новый этап во взаимоотношениях Московской Патриархии с Константинополем.Итак, доступные в настоящее время материалы позволяют сделать следующие выводы.Московская Патриархия в 1969–1970 годах была уверена, что имеет полное право предоставить автокефалию Православной Церкви в Америке по причине того, что принесла на данную землю православие и первая учредила здесь свою епархию.Экзархат Московской Патриархии в Северной Америке, несмотря на громкое название, был крайне малочислен, находился в состоянии тяжелого кризиса и не мог претендовать на то, чтобы стать основой будущей Американской Церкви. С. 14.[26] Никодим, митр. С. Отправным пунктом для исследований долгое время служили «История Поместных Церквей» К.Е. 49 «Русский Заграничный церковный раскол». В 1968 г. 135 – 137.[18] Никодим, митр. Л. По мнению главы ОВЦС, духовенство Экзархата действовало крайне неэффективно, а средства, поступающие патриархийным приходам из Москвы, не приносили пользы[30].Поскольку коммунистическое государство препятствовало американской автокефалии и упразднению московского Экзархата[31], митрополит Никодим мог преувеличивать его трагедию, но, скорее всего, незначительно.Глава ОВЦС считал, что в дальнейшем существовании Экзархата нет смысла. Историческая справка. В середине 1940-х гг. Л. История Поместных Православных Церквей. № 2. Такое мнение подкреплялось ее внешними успехами на международной церковно-политической арене. И митрополия этот шанс постаралась использовать.В Америке в подчинении Константинополя существовала своя Архиепископия. П. Еще одной победой Москвы стало исключение из ведения Вселенской Патриархии русского Западноевропейского экзархата 22 ноября 1965 года. С. следующего главы митрополии – митрополита Иринея (Бекиша).В 1960-е гг. В своей грамоте Патриарх Афинагор посоветовал экзархату обратиться к Патриарху Алексию для устроения канонического статуса[17]. М., 1994. 1967. С. Вселенская Патриархия стала восстанавливать свои позиции. об этом сообщил представителю Московской Патриархии протоиерей Иоанн Мейендорф. А.А. Даже в таком городе, как Чикаго, где очень много русских людей, приход, состоящий из нескольких десятков семей, может давать священнику только 150 дол. «1968». Опыт создания временной самостоятельной архиепископии Православной Церкви Франции и Западной Европы: уроки истории // Проблемы истории Русского зарубежья: материалы и исследования. 24 – 25. 3.[24] Ювеналий, митр. архим. Митрополит Никодим отмечал крайне низкий образовательный уровень духовенства Московской Патриархии в Америке, резко контрастировавшего с римо-католическим и протестантским клиром.