Эсхатологические идеи в дневниках протоиерея Понтия Рупышева

Этoт мoмeнт, oчeвиднo, тeснo связaн с личным oпытoм сaмoгo oтцa Пoнтия кaк пaстыря и дуxoвникa Миxнoвскoй oбщины, пoдвижничeский oбрaз жизни кoтoрoй вo врeмeнa eгo рукoвoдствa и пoзднee удивлял мнoгиx сoврeмeнникoв. Вoт этo нaитиe нa нeгo Святoгo Дуxa, дeйствующee в нeм дo сиx пoр, привлeкaeт к нeму всe другиe нaрoды»[11].Идeя мeссиaнскoгo служeния русскoгo нaрoдa oтрaзилaсь в трудax мнoгиx прaвoслaвныx мыслитeлeй XX вeкa (Н. С. Ильин, Г. С.A. Бoльшeвики, тaким oбрaзoм, eсть прoмыслитeльнoe нaкaзaниe для дуxoвнoгo oчищeния. Принципиaльнoe пoнимaниe этoй взaимoсвязи иллюстрируeт слeдующaя мысль прoтoиeрeя Пoнтия: «Кaк в жизни oтдeльнoгo пoдвижникa спeрвa  бывaют  при  нaчaльныx  пoдвигax  пoлeты  мысли  рeлигиoзнoй  и  дуxa,  инoгдa  и  oбмaнчивыe,  пoтoм при усилeнии пoдвигa истoщaниe плoти, сoeдиняющeeся сo смятeниeм мысли и души, пoтoм утвeрждeниe души дуxoм вo блaгoдaти  Бoжиeй, зaтeм смeрть eё для  всeгo  зeмнoгo, дaлee  вoскрeсeниe eё пo дуxу, сoeдинeннoe свышe eстeствeнным сoстoяниeм, привoдящee, нaкoнeц, к нeбeснoму  сoстoянию eё, — тaк и в жизни Святoй Цeркви нa земле есть: Первый период её — апостольский, полета  духовного души во всех отношениях; Второй — мученический, истощание плоти её; Третий — исповедническо-учительный, смятения мысли и души при одухотворении её; Четвертый — патриархальный, воспитания во благодати Божией; Пятый — очистительный, вводящий в свободу духа при тяжких для сей цели скорбях; Шестой — славного Воскресения для свидетельства на земле Божественной Истины; Седьмой — небесный, в котором ей уже нет места на земле из-за крайней ожесточенности зла:  Апок. 179.[9] История…Т.1. 22.[2] Иоанн (Кологривов), иеромонах. 243.[8] История… Мюнхене. Призывая сербский народ сострадать мучимой большевизмом России, святитель разделил всю историю Православной Руси на семь периодов, связав их типологически с семью таинствами Святой Церкви. Вашему вниманию предлагается статья выпускника аспирантуры Московской духовной академии А. «Мы не в изгнании — мы в послании», — говорили многие. Часть 1. 7.[3] Забродская А. Возможно, окончательный вариант периодизации мог просто не сохраниться. Спасительный круг, ограждающий сознание христианина, есть устав Святой Церкви и хранение простоты веры в подражание верующим апостольских времен. Покинув свой дом в годину большевистских гонений, русский народ в лице эмиграции действительно невольно стал миссионером, несущим свет православной веры в приютившие его страны. Его труды в немалой степени посвящены истории Церкви и размышлениям о ее смысле.Прот. Отец Понтий предельно откровенно фиксировал в своих дневниках свой личный путь к святости и духовному совершенству, плоды которого в наше время более чем очевидны. Т.1. По мысли отца Понтия, этим очищением обеспечивается миссия русского народа в мире — привлечение к Богу всех народов: «Отечество русского народа — Небо, ибо его общественное и государственное бытие началось от принятия им Православия при святом князе Владимире. Тем не менее в эсхатологической концепции отца Понтия важны отнюдь не времена и сроки, а возможность исследовать именно «науку из наук» — пути духовного мышления. и заканчивается в XVIII или XIX веке. Будучи устремлена к вечности, святость живет в Церкви, которая сверхнациональна и всемирна, однако каждый народ обладает неповторимой духовной традицией, духом, который выражается в жизни святых, идущих в истории своим уникальным путем становления[2]. Однако следует заметить, что полнота наследия русского богословия до конца не определена, работа по собиранию и публикации имеющихся текстов ведется и вряд ли в скором времени завершится[3]. Зеньковский[1]. – Висагинас, 2015. В разных текстах в разное время отец Понтий по-разному определяет границы тех же периодов. Т.1. Во всех писаниях отца Понтия красной нитью проходит мысль, что духовная победа над грехом и диаволом, безусловно, возможна для искренне верующего человека. 2 и 3»[7].В каждой эпохе присутствует то, что можно назвать вызовом времени — специфическое действие злых сил, в разное время имеющих свой особый образ борьбы с человеком, вплоть до насилия над ним. Вестник ПСТГУ I: Богословие. Лосский, И. Устименко), презентация которого прошла 26 декабря 2017 г. Семь таинств в истории Святой Руси // Кафедральный собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. «То, что происходит сейчас в России с безбожной пятилеткой, есть показатель того, чего Господь и от нас ожидает — подвига веры и благочестия», — пишет отец Понтий. Многое было сказано о смысле истории, конечных судьбах мира, проблеме вечных мук, мессианском значении церковного народа, а также о связи эсхатологического сознания с понятием святости, путь к которой неразрывно связан с духовным предощущением Второго Пришествия и воскресения из мертвых. Живущие со Христом ради него страдают и подвизаются, обретая полноту жизни и наследие в Нем через крестоносный подвиг.Закономерность исторического процесса обусловлена Промыслом Божиим, ведущим человека в Церкви к совершенству и вечному спасению. Во всяком случае, датировки источников свидетельствуют о том, что на протяжении нескольких лет он постоянно возвращался к этому вопросу, фиксируя свои мысли в дневнике, развивая и дополняя их новыми замечаниями[4].Из совокупности записей, посвященных эсхатологической теме, в сопоставлении с аскетическими размышлениями, можно сделать вывод, что фундаментом историософских идей протоиерея Понтия Рупышева является высокая духовная жизнь, в опыте которой он осмысливает историческое бытие Церкви. Однако приблизительные границы эпох все же усматриваются. Понтий уверен в неизбежности уничтожения большевистского режима, которое, согласно его историософской идее, должно было произойти в силу особого назначения русского народа — хранить православие, что должно понимать именно как подвиг духовной жизни. Это время свободного действия зла, но также и период особой святости и духовной свободы Святой Церкви. Бердяев, Н. 232.[12] Небольсин А.С. Основным же источником идей, связующих Откровение и историю Вселенской Церкви, для отца Понтия является книга Откровения Иоанна Богослова[5].В центре христианской истории протоиерей Понтий видит Святую Церковь, которая есть продолжающееся царствование Христа и Царство Духа, начавшееся от сошествия Его на святых апостолов. «Эсхатологические концепции XVI века перекликаются с утопиями XIX века», — пишет В. Так, в 1932 году будущий святитель Николай Сербский в день памяти святого равноапостольного князя Владимира произнес удивительную по своей глубине проповедь. Или, иными словами, большевизм есть проявление зла в конкретный период, который побеждается противоположными ему дарами Духа. Как уже было сказано, возможно, это произошло потому, что представление эсхатологических идей складывалось у него постепенно (это предположение косвенно подтверждается датировками источников). Царствование Христа в Церкви проявляется во всех ее учреждениях — священнодействиях, таинствах, обрядах, через лиц, правила, установления, обстоятельства, поэтому все относящееся к человеку в Церкви необходимо, по мысли отца Понтия, принимать как от Христа, приводящего ко спасению, освящению и облагодатствованию. Установление четких границ периодов, о которых говорит отец Понтий, в их соответствии историческому времени для нас представляется задачей непростой. Любопытно, что самому большевизму в трудах мыслителей отводилась та же апокалиптическая роль, которая ранее в древнерусской книжности относилась к любой организованной силе, ставившей задачу глобального уничтожения христианского народа, с той разницей, что теперь этой силой становились родные по крови, но не по духу люди, убивавшие своих братьев за веру в Бога. Флоровский), исторической судьбой которых стало изгнание из Отечества. – URL: http://sobor.de/index.php?option=com_content&view=article&id=364:2013-07-27-12-41-33&catid=68:von-pfingsten-bis-kreuzerhoehung&Itemid=103&lang=ru.[11] История… Сменяя друг друга, периоды охватывают всю историю Вселенской Церкви, включая апокалиптические события будущего, развертывающиеся в последней, Лаодикийской эпохе. Поэтому подлинная ценность периодизации заключается не в историческом, а именно в духовном плане, масштабно, но и детально выявляющем действие нравственного закона в душе подвижника и во всей истории Церкви.В заключение скажем, что данная статья, носящая лишь ознакомительный характер, только приоткрыла круг идей протоиерея Понтия, касающихся осмысления истории Церкви, и нисколько не претендует на полноту исследования. Это и есть прозорливость святых»[6].Историческое бытие Церкви отец Понтий делит на периоды, типологически соотнесенные с семью церквями Откровения святого Иоанна Богослова. О богословском наследии протоиерея Понтия Рупышева. Методы интерпретации, эсхатология и структура Откровения Иоанна Богослова. Его эсхатологическая периодизация, будучи обращена к будущему, включает и нашу эпоху в свой цикл, вписывая таким образом судьбы современных христиан в духовный подвиг Церкви, живущей ожиданием Пришествия Господа. Здесь можно увидеть указание на общинное измерение церковной жизни, в котором проявляется реальность Церкви как тела Христова. Понтий нигде не приводит историософские идеи в систематическом изложении, однако можно предположить, что таковое имелось, в той или иной мере, в представлении самого священника. Смыслом истории святитель Николай назвал очищение духа от всего земного и прилепление к Царствию Небесному, к чему и ведут многие страдания. Особенными чертами его писаний можно назвать то, что в них присутствуют исключительная радость о Господе и непоколебимая уверенность в торжестве Истины в Церкви на протяжении всей Ее истории, дарующие великую надежду всем верующим.[1] Зеньковский В. Более того, по мнению исследователей, подобные периодизации, являясь отражением личных духовных интуиций подвижника, вообще не поддаются научной верификации[12]. Русская Православная Церковь Заграницей: [сайт]. 255.[7] История Михновской общины. В этот период включается история Русской Церкви, которая и становится далее основным предметом историософских размышлений отца Понтия. С. Или по-другому — в жизни аскета, идущего путем достижения совершенства, духовные дары усваиваются в той же последовательности, в какой эти дары ниспосылаются Церкви в эсхатологических эпохах. Так, например, первый и второй периоды — время царствования языческих царей, периоды апостольства и мученичества, что, очевидно, соответствует первым трем векам христианства. Некоторые подходы к богословским проблемам современности, например, были рассмотрены святителем Филаретом (Дроздовым) уже в XIX веке. Третья эпоха — период Вселенских Соборов, время борьбы с ересями и выявление Истины в ее догматических подробностях. «Русская мысль сплошь историософична, она постоянно обращена к вопросам о «смысле» истории, конце истории и тому подобном. Это делает богословское наследие отца Понтия значимым для современного исследователя. История русской философии. Община как историческое проявление Церкви, объединяющее верующих в Евхаристии, является местом спасения и, что важно, местом ожидания грядущего Христа. Остается добавить, что отец Понтий и будущий святитель Николай (Велимирович) также разделили судьбу многих своих современников, будучи изгнанными из своего Отечества, и оба после себя оставили ценное духовное наследие, привлекающее умы и сердца к православию.Из вышесказанного видно, что периодизация отца Понтия является несколько условной, что следует, отчасти, из неопределенности хронологических рамок эпох. С. Такими дарами для Пято-Шестого периода, времени смуты и революций, называются: дух истины, правды, любви и святыни[9]. Большевизм в этом смысле имеет инструментальную функцию — он есть временное попущение для оживления духа подвижников благочестия, которым дается от Бога и соответствующая подвигу благодать. 60. – Висагинас, 2015. Что касается большевиков, то прот. 242.[10] Николай (Велимирович), святитель. В нескольких местах своего дневника он оговаривает, что целый ряд таких бытийных вопросов закрыт для человека, однако некоторое знание дано в Откровении и этому знанию можно приобщиться в духовной жизни: «Победные действия Его [Творца – А.Ш.] никто никак предугадать не может, ибо они выходят за пределы законов бытия. Висагинас, Литва. В настоящее время оно уже публикуется для широкого круга читателей. Седьмой период, Лаодикийский, — заключительный, судный над Церковью.Чередование периодов истории Вселенской Церкви обусловлено духовной закономерностью, отражающей, как считает отец Понтий, семь этапов духовной жизни подвижника. С. Наоборот, он считает, что, хотя человеческому разуму отчасти и присуща определенная проницательность в отношении будущих событий, ему совершенно невозможно предугадать именно промыслительные действия Бога, выходящие за рамки законов бытия этого мира. Цель духовной жизни — совершенство, проявляющееся в полноте даров Святого Духа, даруемой Церкви на протяжении всех эпох.Спасительное действие благодати посылается верующему через послушание церковным уставам, вероучению Церкви, священнодействию и, что интересно, по мысли отца Понтия, через подражательную первым христианам жизнь, которой эти все установления и служат. С. – М.: Академический проспект, 2001. Шальчюнаса, посвященная историософским размышлениям протоиерея Понтия Рупышева. Философия 2010. Особый интерес, таким образом, могут представлять ранее не известные тексты, способные дополнить религиозную мысль новым содержанием.В этом году исполняется 140 лет со дня рождения протоиерея Понтия Рупышева, подвижника благочестия Православной Церкви, богословское наследие которого можно отнести к контексту русской религиозной мысли 1-й половины XX века. Выпуск 3 (31) 2010. Эсхатологическая проблематика всегда находилась в фокусе русской религиозной мысли. Та же духовная цель периода — очищение русского народа. – URL: http://www.bogoslov.ru/text/4604758.html.[5] Там же.[6] История Михновской общины. Четвертый — патриархальный, очень продолжительный, который начинается с 842 г. Если же его природа искажается, то необходимо очищение через скорби. Эсхатологические умонастроения народов, таким образом, всегда имеют индивидуальные оттенки, будучи обусловлены уникальным историческим бытием Поместных Церквей, поэтому можно говорить о русском эсхатологизме, греческом, сербском и так далее.Богатая и глубокая русская духовная традиция способна предложить много ответов пытливому уму. Из дневниковых записей отца Понтия следует, что организацию общинной жизни он напрямую связывал с подражанием первохристианской общине, упоминаемой в книге Деяний святых Апостолов Нового Завета (оговаривая, впрочем, что духовной жизни более важна не форма, а дух веры и разум, путь к которым лежит через исполнение заповедей и к которым установления Церкви руководствуют)[8].Интересно, что отец Понтий несколько раз упоминает антихриста и близкую кончину мира, ближайшими предвестниками которых являются большевики, однако в целом его идеи окрашены светлой уверенностью в торжестве Истины, и даже фон апокалиптических настроений последних эпох не затемняют ощущения торжества и духовного величия Святой Церкви, преодолевающей все козни диавола. С. Известно, что некоторые его рукописи были утрачены во время Второй мировой войны. С. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1961. В другом месте он пишет, что большевикам никогда ни в чем не удастся преуспеть, поскольку царство зла, которое они являют в своем лице («собирательный антихрист»), разрушительно в самом себе и для себя, поскольку противится Святому Духу — источнику жизни всего существующего и созидательному началу. В то же время сила Божия в виде даров благодати ниспосылается в это время человеку для противоборства злу. в г. Т.2. Статья вошла в трехтомный сборник материалов, знакомящий с богословско-пастырским наследием подвижника благочестия XX века,  — «История Михновской общины» (сост. Начала их заключительных периодов практически совпадают: революция и убийство царя Николая. // Богослов.Ru: [сайт]. Священник Павел Хондзинский: Русское богословие создает благоприятную почву для диалога Востока и Запада // Церковный вестник: [сайт]. Шестой период, Филадельфийский, открывает русская революция. Т.1. С. На протяжении нескольких лет он по разному определял границы периодов, что предположительно свидетельствует о том, что цельное представление об эпохах появлялось постепенно. Пятый период — время упадка веры и благочестия, тонкое действие разрушительных сил (Толстой, революционеры). Крушение большевизма протоиерей Понтий Рупышев предсказал в 30-х годах XX столетия, когда в СССР тоталитарная идеология только набирала обороты. Интересно, что в первой половине XX века схожие мысли можно было услышать у других ярких проповедников. Размышляя о тайне Промысла в истории, отец Понтий не формулирует единообразный алгоритм, детерминирующий исторический процесс, подобно тому, как это имело место у схоластов Средневековья. – URL: http://www.e-vestnik.ru/interviews/svyashcennik_pavel_hondzinskij/[4] Хондзинский Павел, священник. Отец Понтий замечает, что благодать дается человеку более обильно, нежели требуется для победы над злом, в чем проявляется крайнее милосердие Бога к человеку. Лишь Сам Господь может открыть о них Своим избранникам. При видимом порабощении народа, по мысли святителя, они очищают дух и теснее соединяют со Христом, и этим русский народ становится подлинно святым в Боге, готовым к миссии борьбы с возрождающимся язычеством, поднимающим рога на всех пяти континентах[10].Сравнив эсхатологические идеи святителя Николая и протоиерея Понтия Рупышева, можно увидеть много общего. Православие по существу крестоносно, пишет отец Понтий в дневниках, и только будучи таким оно отвечает своему предназначению. Очерки по истории русской святости.