Горькая тема: Распутин (к столетию мученической кончины)

Цaрствeнныe Мучeники и чeлoвeк Бoжий Григoрий-Нoвый» (СПб., 2007) рaсскaз Спиридoвичa oб имeнинax Рaспутинa взят в слeдующeм видe: oт слoв «Нaxoдясь в Пeтрoгрaдe» дo слoв «шлo угoщeниe».Цaрский Друг16/29 oктября 1914 г. Я был изумлeн прeвышe всякиx слoв. Цaрскaя Сeмья знaлa, чтo oн пьeт, и oсуждaлa eгo зa этo. В дaннoй публикaции прeдстaвлeнa пoпыткa нaйти взвeшeнныe oтвeты нa эти вoпрoсы. Нeсчaстнa. “Eсли бы тoлькo люди всeгдa пoмнили этo!” – вoскликнулa oнa. Xoрoший пaрeнь. Рaспу­тин зoркo смoтрит нa нee. Eпискoп Фeoфaн xoрoшo знaл Рaспутинa и кaк вдoxнoвeннoгo мoлитвeнникa, и кaк вдoxнoвeннoгo прoпoвeдникa, oчeнь любил eгo и дoрoжил им. Зaстaвишь сeбя, этo пoслушaньe нeбeс, – всeму пoслушaньe, – высoтa дoбрoты… Русский флoт был зaстигнут врaсплox, сoвeршeннo нe пoдгoтoвлeнным к пaрирoвaнию удaрa. (тaк чтo зa дoстoвeрнoсть тут мoжнo ручaться). Спиридoвич рaсскaзывaeт o тoм, чтo oн узнaл пo приeздe с Гoсудaрeм из Стaвки 17 янвaря (ст.ст.) 1916 г.: «Нaxoдясь в Пeтрoгрaдe, я встрeтился с нужными мнe людьми. Oбычный стиль Фoминa – чeрнить, дискрeдитирoвaть всякoгo, ктo дaeт o Рaспутинe нeгaтивныe свидeтeльствa; eсли жe при этoм eсть и вoзмoжнoсть «вгрызться» в сooтвeтствующий мaтeриaл, Фoмин ee нe oпускaeт и прoявляeт зaвидную дoтoшнoсть. Григoрий» («Xрoникa вeликoй дружбы. Вручил и дeньги. Вeрбицкoй (Фрaнция). Спиридoвичa, нaчaльникa личнoй oxрaны Гoсудaря в 1913–1916 гг., и нaчaльникa Пeтрoгрaдскoгo oxрaннoгo oтдeлeния в 1915–1917 гг. O, кaкoe впeчaтлeниe прoизвoдит Гoлгoфa! Двустoрoнняя oтрaвлeннoстьСтaрaниями нaшиx прeдкoв-сooтeчeствeнникoв имя «Рaспутин» прeврaтилoсь в тaк нaзывaeмый «сeкс-симвoл», вызывaющий гaдливoe вoсприятиe oдниx и нeздoрoвoe вoсxищeниe другиx. Рaспутин срaзу прeoбрaзился, eгo нeльзя былo узнaть, xмeль прoпaл бeсслeднo. Рaспутинa, с мoмeнтa смeрти кoтoрoгo прoшлo ужe стo лeт, дo сиx пoр трeвoжит умы людeй и стaнoвится прeдмeтoм гoрячиx спoрoв, вызывaя нeприятнoe oщущeниe у oдниx и вoсxищeниe у другиx. Чaeпитиe прoдoлжaлoсь с пoлчaсa, и всe этo врeмя Рaспутин вeл сeбя впoлнe нoрмaльнo и вeсьмa пoчтитeльнo пo oтнoшeнию к Вырубoвoй, a с eпискoпoм Исидoрoм вeл спoр нa бoгoслoвскую тeму. Сoвeршeннo другoe у нeгo былo oтнoшeниe к ee сeстрe Aлeксaндрe Александровне Пистолькорс, с которой он нисколько не стеснялся в виду своего старого с ней знакомства. Ежедневно у дверей его квартиры по утрам толпился бедный люд, и каждому он давал пособие, кому рубль, кому два, а кому и три. Святой ли он был старец, или обманщик, погрязший во грехе? Воспоминания о Григории Распутине», автор которой Ольга Ростиславовна Сидельникова-Вербицкая (1931 г. Лучше всего это можно почувствовать по ее реакции на смерть Друга. И многие люди, надо признать, в нашем православном народе почитают Распутина как святого. Григорий”. Попойки Распутина иногда сопровождались скандалами, то есть дело доходило до драки, так как Распутин становился тогда не в меру развязен и нахален. Во-вторых, потому, что каждый из нас может сам себя упрекнуть: «широк, широк, хорошо бы сузить». Взятое Вербицкой мною выделено: «Его (Распутина – А.М.) воздействие на людей, – говорила Матрена Григорьевна, – вероятно, заключалось в том, что он был чрезвычайно силен духовной энергией и верой в Бога. Поэтому как только (с 1990-го года) появились публикации, показывающие цену общественного мнения начала ХХ века в отношении Царского Друга, многие почитатели Царской Семьи определили Григория Ефимовича как «оклеветанного старца», и только как оклеветанного! Но горько думать и о человеке некнижном. Распутине». Горько думать о том, как Государь и Государыня беззаветно верили в простой народ, как верили в «дорогого Григория» – и как обманывались!Горечь – это то, к чему мы призваны в данной теме, ибо «блаженны плачущие». При том как много и с какой непоколебимой верностью дорогому человеку заступался Царь за Распутина, уместно задаться вопросом: кто же за кого пострадал? “На, бери, голубушка, Господь с тобой”. Слез-то море и меры нет. “Я уверена, вы оцените красоту души нашего друга”, – сказала она, присаживаясь на жесткий стул, который я пододвинул ей. Так что С.В. Государь не послушался ни одного, а некоторых зря не послушался (см. Список лиц, посещавших Распутина по тем или другим причинам, был очень велик. После отъезда Вырубовой Распутин вновь преобразился, продолжая быть пьяным или, по крайней мере, показывая это. Приглашенный им в столовую пить чай, я там застал целое общество: Вырубову, епископа Исидора, несколько дам и его семью. Так как и в данном случае приплетали имена Их Величеств, пришлось собрать полную информацию. Еще со вчерашнего вечера в квартиру то и дело прино­сили подарки от разных лиц: мебель, картины, серебро, по­суду, цветы, ящики вина, пироги, кренделя, торты. Пили много. Люди всяких званий. Семья его вела образ жизни скромный, но, по-видимому, ни в чем не нуждалась. по Ричард Бэттс «Пшеница и плевелы. Только вечером под влиянием успокаивающей беседы Григория душа пришла в равновесие!» Были и другие подобные случаи, есть и свидетельства самого Государя о важности для него поддержки со стороны Распутина. не один Дмитрий Павлович в этом замешан. Вот что оказалось. Что ж, Государыня верила в «старца» как в Божьего человека, посланного свыше Помазаннику Божию, и надо самим успокоиться, самим оставить экзальтацию неприязни к Царице, а потом уже думать о ней. Иногда шарил у себя в карманах и совал просительнице деньги. Государь относился к Григорию Ефимовичу гораздо более трезво, чем супруга, но любил и ценил его.Что же касается Государыни, то расхожее представление об экзальтированном характере ее расположения к Распутину абсолютно несправедливо. Не думаю, чтобы он отдавал предпочтение той или другой из его почитательниц, искренней любви ни к одной из его многочисленных любовниц у него не было. Тут у гроба видишь духовным сердцем всех людей своих любящих и они дома чувствуют себя отрадно… Я чувствовал себя ужасно сконфуженно и едва соображал, что делать. Мужья требовали впустить их в спальную. (одно из названий книги Олега Платонова, столь же значимого апологета Распутина, как и Фомин). Проводит ее до выходных дверей. И это называется «Жизнь за Царя»? Государь записал в дневнике: «…Находился в бешеном настроении на немцев и турок из-за подлого их поведения вчера на Черном море! 2009, стр. Распутин был совершенно пьян, что выражалось у него приплясыванием, вздором, который он молол, и бесконечными объятиями и поцелуями. Быстро оборачивается, окидывает взглядом просителей и, увидев хорошо одетого господина, говорит: “У тебя деньги ведь есть, дай мне”. Это была Императрица. С вашего позволения, для нормальности чтения, я поправлю в нем грамматические искажения, при желании их можно различить на прилагаемой фотографии этого знаменитого письма:«Милый друг, еще раз скажу: грозна туча над Россией. В книге А. Там с полудня за обильно уставленным всякими яствами и ви­нами столом шло угощение. Но Распутин скрывал такие случаи и никогда никому не жаловался» (Глобачев, цит. 1997, стр. Так что же из всего написанного о нем – правда, а что – ложь? С единственной целью: посмотреть, какова будет реакция. Как взглянешь на место, где стояла Матерь Божия, поневоле слёзы текут и видишь перед собой, как это было… Бывали священники, иногда даже офицеры, очень молодые. Вот его слова: «Причащайся как можно чаще и ходи в храм, какие бы ни были батюшки», «Я убежден: Церковь непобедимая, а мы семя ее, радость наша вместе с воскресением Христа».Приведем слова Григория Ефимовича о молитве: «В скуке молись, увидишь, радость восторжествует в тебе. Как мы видели, Глобачев дает связную неприглядную картину поведения Распутина, очевидно, суммирующую сведения, полученные начальником столичного охранного отделения и воспринимавшиеся им как достоверные. Треплет свою бороду. Но в Петрограде он снова вернулся к вину и пил много. Ольга Ростиславовна цитирует показания владыки Феофана (Быстрова), данные им Чрезвычайной Следственной Комиссии Временного Правительства и относящиеся не столько к самому Распутину, сколько к Государыне и ее отношениям с их Другом. А мог бы соблюсти: общество, обвиняемое епископом Феофаном, для Григория Ефимовича – не указ. К примеру, за месяц до его гибели Государыня просила Распутина уехать из столицы, т.к. Чуть ниже читатель познакомится с эпизодом, свидетелем которого был лично Глобачев. Сказанное лишь подтверждает истинность неприглядного, при знакомстве с которым у читателя возникает желание «плюнуть да бежать». Более того, С.В. Обычно так говорят: «Как мать, ее можно понять», – дальше следует «но» и вдохновенная хула вместо понимания. В день своего Ангела, 10-го января, рано утром, Распутин в сопровождении двух охранявших его агентов, отправился в церковь. Тяжко Божье наказание, когда ум отнят, тут начало конца. Больше всего он любил мадеру и красное вино. Наш друг совершает шаг в прошлое, к простой вере первых христиан, когда высшие и низшие собирались вместе услышать Слово Божие из уст простых рыбаков. Несколько дам заночевали у “Старца”./ Утром на следующий день все время звонил телефон. Или нужно допустить, что им приходилось иметь дело с искусно созданной (масонами, понятно) командой рядовых сыщиков, намеренно порочивших «старца».Примечателен рассказ Глобачева о способности Распутина мгновенно, если надо, трезветь: «Однажды, – пишет oн, – я приехал на квартиру к Распутину по служебному делу (охрана его личной безопасности). Или Царь за мужика? Хорошо известно показание владыки Феофана, данное той же ЧСК, о котором Вербицкая умалчивает и которое представляет собой емкую суммарную оценку личности Распутина и его пути: «Он (Распутин) не был ни лицемером, ни негодяем. Царственные Мученики и человек Божий Григорий-Новый» (СПб 2007), стр. В-третьих, думая о Григории Ефимовиче, мы не должны забывать о его любви! Мы приходим, таким образом, к единственно возможному выводу: имеет место замалчивание и негожий расчет на то, что с воспоминаниями самого Спиридовича или самого Глобачева читатель знакомиться не станет. Его увели и уложили спать. И, увы, тем глубже неправда. В описании следующего скандала, которым мы закончим этот раздел, емко соединяются и благочестие, нечуждое – по утрам – предмету нашего внимания, и разгул, характерный для вечернего времени, а также отношения с Царским Селом.Речь идет об именинах Григория Ефимовича, которые приходились на день памяти Григория Нисского, 10/23 января. Высокая дама откинула вуаль. Не укладывается в сознании такая «неординарность», конечно, не укладывается. Ольга Ростиславовна сама читает текст, и читает безупречно. На восьмушке простой бумаги он ставил сверху крест. А имеем мы дело – с Царским Другом… Важно то, что Фомин, едко изобличая в искажениях многих и многих, писавших о Распутине, с полным доверием и без каких-либо критических замечаний относится к двум лицам (и нередко цитирует их), чьи свидетельства о Распутине, которые мы сейчас приведем (Фомин их замалчивает), имеют сокрушительное свойство. Варламов «Григорий Распутин-Новый», М. Что скажу. Часто, не довольствуясь окружавшим его добровольным гаремом, он пользовался обыкновенными уличными проститутками. Перепи­лись и мужчины, и дамы… Варламова «Григорий Распутин-Новый» (М. М.1998, стр. Он был истинным человеком Божиим, явившимся из простого народа. Он производил впечатление человека, не отвечающего за свои поступки, и я уже собирался уходить, чтобы повидаться с ним в другой раз, когда он будет в нормальном состоянии, как в это время послышался входной звонок, и одна из дочерей пришла сказать, что пришла «Аннушка», то есть Анна Александровна Вырубова. Посмотрев, Распутин берет просительницу за плечи. В течение целого почти дня его посещали лица, принадлежавшие к разным слоям общества и разного служебного и общественного положения. Фомин пишет о Спиридовиче как о «человеке, хорошо знавшем Распутина». Нет возможности говорить об этом подробно, но у почитателей Распутина есть основания к его почитанию, последнее нельзя считать лишь вторичным, связанным только с почитанием Царской Семьи. Не был Распутин хлыстом (каковое мнение являлось в начале ХХ века общим местом), но любил Православную Церковь и вдохновенно ратовал за церковность. Цыгане, улучив минуту, уехали. Кроме того, были и завсегдатаи, так сказать, друзья его, состав которых менялся в зависимости от личных симпатий Распутина в данный момент. Выйдя на лестницу и, посмотрев, что сунул ей Распутин смятым, она насчитала пятьсот рублей./ Некоторым он давал записки к разным министрам. Умывают ноги, утирают полотенцем, и полились слёзы у верующих, все изумлены глубиной поучения, как нас учат смиряться…» Ах, как было бы отрадно для почитателей Царской Семьи на этом хорошем и остановиться! Прошло ведь сто лет, а последние 25 из них уже – без советской власти, так что можно и клевету отстранить, и выделить то, что достоверно.Достоверные обличенияСреди почитателей Распутина есть уважаемые, ученые люди. 139).Без конца печаль.  Говоря о падении, владыка Феофан имеет в виду, понятно, половую распущенность – по необходимости, мы еще коснемся этого вопроса.На мой взгляд, однако, наиболее выразительным, в плане критики О.Р. Он лишь полицейский профессионал («высокого уровня» – замечает о нем Фомин), и достоверность сведений – часть его профессии. 447-448). Велика погибель, без конца печаль. И грешно против истины уверять других: был! 182).Как же это могло быть? Беспристрастно о Г.Е. Вскочил, принял нормальный вид и побежал встречать гостью. А мы вынуждены не опустить:«Распутин жил со своей семьей, состоявшей из жены, двух дочерей и сына, в весьма скромной квартире во дворе дома N 64 по Гороховой ул. В таком случае, мог ли Господь дать им прозреть, каким был «старец» в действительности? Глобачева. р.) – известная православная писательница Русского Зарубежья, проживающая под Парижем. Иногда просительница выскакивала оттуда раскрасневшись и растрепанной» (цит. Или: “Прими, выслушай. А к Спиридовичу у него – полное уважение, и никакой критики «негатива» в написанном Спиридовичем о Распутине. Кто из нас способен на такую любовь и на такое печалование о родной стране, какие мы встречаем в сохранившемся письме Распутина Царю, написанном в июле 1914 года? Горя много темного и просвета нету. Противоречивая личность Г.Е. Государь ответил: «Никому не дано право заниматься убийствами; знаю, что совесть многим не дает покоя, т.к. Можно только руками развести и вспомнить «Исповедь горячего сердца» из романа «Братья Карамазовы», где Митя, среди прочего, говорит: «Широк, широк человек, я бы сузил». Тот вынимает из бокового кармана бумажник и подает что-то Распутину. Но мы видели в рассказе Спиридовича об именинах Царского Друга, что тот сам давал повод ищущим повода. Грозило колоссальным скандалом. Одни здесь бывали из-за личных симпатий к Распутину, другие – ища его протекции, а третьи просто в надежде около него набить карман. “Ну, пойдем”. Обрадо­ванный несказанно “Старец” сейчас же отправил в Царское Село телеграмму: “Невысказанно обрадован. Распутине». Показать это просто. 17/30 октября 1914 г. Долго и истово молился. Оторопь берет.Интересно, что в сборнике документальных материалов «Хроника великой дружбы. Такое отношение к Вырубовой объясняется тем, что Вырубова глубоко верила в святость Распутина, что она являлась при дворе императрицы точной выразительницей его мыслей, так сказать, напетой им граммофонной пластинкой, и ее мнение о нем поэтому для него было особенно ценно. Дарили деньги и цен­ные вещи. Фомину также можно лишь подивиться. Во время самого страшного для жизни Наследника случая (осень 1912 г., Спала, Польша) избавление от опасности пришло по молитве Распутина, который в это время находился в родном Покровском за тысячи верст (ему была послана телеграмма).Если же снова обратиться к небольшому, но выразительному наследию Распутина (представляющему собой литературно обработанные рассказы с сохранением живой своеобразной речи «опытного странника»), то становится нетрудным представить за Государыню, сколь невозможным было для нее разочароваться в «старце» Григории через обличения сторонних людей. Окружение, которое хотело, чтобы это случилось, оставалось равнодушным и считало все происшедшее чем-то несерьезным». Григорий”. В этом труде 90% объема посвящено историческому контексту, а в том, что касается самого Распутина, многое, скажем прямо, опущено, к примеру, образ жизни его в Петрограде во время войны, в 1914–1916 гг., описан односторонне, и вечернее времяпрепровождение нашего героя находится за завесой от читателя… А за­тем увели черным ходом и Распутина. Уже после этого обязательная Акилина попросила ревнивых мужей лично убедиться, что в квартире их жен нет, что те и сделали./ Распутин же, проспавшись и опохмелившись, послал Вырубовой с именин бутылку мадеры, цветы и фрукты. Беспристрастно о Г.Е. Старец двинулся навстречу, приветствуя их, и мягко произнес: “Приветствую тебя, Александра, раба Божия”. Обычно хулят Царицу за постоянное упоминание Распутина в письмах супругу 1915–1916 гг., за постоянные советы, даже военного характера, передаваемые Царицей от Распутина. Так и делают почитатели Распутина, но вместо неправды «со знаком минус» возникает тогда неправда «со знаком плюс». Принесли поздравительную телеграмму из дворца. Вече­ром один из рестораторов прислал полный ужин на много персон. К примеру, Фомин приводит свидетельство Глобачева о скромности квартиры Распутина в Петрограде (речь идет о 1914–1916 гг.) и опускает дальнейшее описание происходившего в этой квартире. … Я не мог не заметить почтение, которое Императрица выказывала по отношению к старцу. И каковы были его взаимоотношения с Царской семьей? Раза два или три его били, когда он сталкивался при подобных обстоятельствах с лицами посторонними. С.Ольденбург в известной своей монографии «Жизнь и царствование Императора Николая II» насчитал 17 таких советов за всю переписку 1915–1916 гг. М. В несколько более живом описании происходившего в квартире Распутина, которое дает генерал Спиридович, также переплетаются милосердие и нецеломудрие: «В квартире Распутина (Гороховая, 64), в его приемной, с утра толпилось много народа. Воспоминания каждого из них без труда доступны – и в библиотеке, и в Интернете. Передача эта составлена с такой любовью к Царской Семье и вместе с тем так хорошо, выразительно, профессионально, что не могла не вызвать сердечного отклика у российских слушателей и особенно слушательниц. Я осмелился вставить банальность, что Бог нелицеприятен. Правда о Распутине не должна смущать сердце человека, почитающего Царственных Страстотерпцев. Первые мои мысли были о побеге. Свет Божий светит над вами. М. Веселье шло крещендо и скоро перешло в оргию. Он был очень самостоятельным человеком, вплоть до полной самодостаточности, и поступал всегда так, как сам считал нужным. Ибо как не был Распутин ни хлыстом, ни германским шпионом, так не был он ни святым, ни даже просто благочестивым человеком. Затем следовало: “Милой, дорогой, сделай ей, что просит. Глобачев «Правда о русской революции: воспоминания бывшего начальника Петроградского охранного отделения» М. Пачка­ми поступали письма и телеграммы. А не осуждающие, не ожесточенные, но также и не те, кто замазывает правду елеем. 60-61).Несомненно то, что семья Николая II знала Григория Ефимовича с лучшей стороны и получала от него реальную духовную помощь. Такой хороший, а при этом развратник и пьяница. Много лиц разного положения явилось поздравить лично. Приведем один из известных отрывков: «Что реку о той минуте, когда подходил ко Гробу Христа!.. Ольденбурга): мужик-то Распутин был умный и здравомыслящий, это все отмечали. Очень не хочется молиться, молись, это скорее услышит Бог. Явился хор цыган поздра­вить именинника. Я был уверен, что мое присутствие должно тяготить Императрицу, которая, возможно, шла на квартиру, рассчитывая на присутствие только своих двух фрейлин. Очевидно, если бы были основания считать эти тексты ложными, апологеты Распутина привели бы такие основания. В ее взгляде светились духовный покой и счастье, когда она отвечала на его приветствие и, поднеся к себе золотой крест, который он носил на цепочке, прижалась к нему губами с трогательным почтением. Он не захотел и остался.Невозможно не сделать здесь, в преддверии наступающих столетних дат (отречение Государя от престола, заключение Царской Семьи под арест и далее), следующее общее замечание. В общественно политических кругах, в редакциях газет много и весело говорили о том, как справил “Старец” свой день Ангела. 43-44).Таким образом, мы не можем не видеть, как поистине дорог был Царской Чете «старец» Григорий. Но речь о другом. Одна интеллигент­ная женщина жаловалась, что муж убит, пенсии еще не выш­ло, а жить не на что. Ошибка – наука, молись, – научишься, молись, более всего ошибка научит быть христианином» (цит. Вера в святость Распутина была так велика, что женщины целовали его руки, принимали пищу из его грязных рук и покорно сносили оскорбления и грубость с его стороны, считая это за особое счастье. В особенности это относится к рассказам Распутина о паломничестве на Святую Землю: живость впечатлений и благоговение, которыми дышат эти рассказы, неподдельны. Горько думать о том, как сердце русского культурного («книжного») человека ушиблено безразличием к родной стране, как слишком часто такой человек мог бы сказать и от себя сказанное Федором Павловичем Карамазовым: «Я люблю не Россию, а остроумие». Спиридович «Великая война и февральская революция», Минск, 2004, стр. Слышно по голосу, что человек она немолодой, и даже совсем не молодой, и что взвешенность интонаций и мера вкладываемого в звуки чувства обеспечены нешуточным опытом – тем более внятно каждое слово, тем вернее ложится оно на душу, так что всякий неискушенный слушатель, конечно же, солидаризируется с автором! Принял он меня в своем кабинете, который представлял маленькую грязную комнату, меблированную дешевеньким письменным столом с банкой чернил на нем, креслом и диваном, крытым дерматоидом, весьма потрепанным от времени. по А. Более близких приглашали в столовую. Вот, Германию победят, а Россия? «Мололая гвардия», ЖЗЛ, 2007, 2011, 2013) повествуется о том, сколь трудным и болезненным было для владыки разочарование в сибирском страннике. А с другой – самочинная святость, со всеми последствиями, вытекающими из самочинности, предвестницы раскола.При (опять же) обычной для нас неспособности, а главное – нежелании слышать друг друга все это живет себе и живет, и если одни игнорируют истину просто по безразличию (и к истине, и к истории родной страны), то другие – напротив, из-за ревности не по разуму.Много хорошегоВ то же время о Григории Ефимовчие Распутине может быть сказано много, очень много хорошего.Прежде всего, он совсем не был проходимцем – как нередко считалось его современниками, как считалось и в недавнее время, к примеру, автором знаменитой книги «Николай и Александра» Робертом Мэсси. Давным уж давно ни у кого нет сомнений в чистоте этих отношений, и соответствующее место в передаче, таким образом, не очень удачно в плане выбора материала. 1997, стр. Если в том, что не касается Распутина как Глобачев, так и Спиридович пользуются доверием историков, то почему не доверять им и в этом плане? Так что сомневаться (есть такие попытки) в истинности и взвешенности слов владыки не приходится. Обе были скромно одеты в простые черные платья, головы покрывали меховые токи. Пока домашние уговаривали мужей, уверяя их, что дамы уехали от них еще вчера вечером, филеры в это время спасали двух дам и вывели их черным ходом. Молись, когда враги ищут посрамить тебя, молись. Женщин, с которыми у него не было близкой связи, он старался привлечь на свою сторону лаской и исключительной способностью влиять на их душу, чтобы создать себе в их глазах ореол святости и слепой веры в себя» (К.И. Как я уже говорила, уходя странствовать, он бросил пить. С обычным у нас максимализмом из оклеветанности вывели тут же святость – мысль о ней укрепилась и живет. Недостоинство было всеобщим, начиная с высшего света и исключая Венценосцев. Разочарование в Распутине тем полезно, что отрезвляет – избавляет от фальшивого умиления «простым человеком», призванным к достоинству и правде в той же степени, что и человек «книжный». Боже, какая восстаёт в уме картина. 260-262).Невозможно представить, чтобы С.В. Вырубова поздравила по телефону и, хотя Распутин требовал, чтобы приехала, она не приеха­ла. Однако императрица сразу же ободрила меня… 80-81).Зачем бы нужно было Глобачеву порочить «старца»? соч., стр. Наиболее преданными его друзьями были женщины – дамы-почитательницы, которые верили в него как в святого. Хорошо ли желаемое выдавать за действительное?Хуже клеветыВ недавнем эфире радио «Радонеж» прозвучала передача «Памяти убийства Григория Ефимовича Распутина: радиоочерк писательницы О. Не был Распутин и демонической личностью. Вы­рубова рассказала Царице, как трогательно дружески про­шли у “Старца” именины дома, среди родных и близких. Тут же в храме Воскресения, где Царица Небесная стояла, на том месте сделана круглая чаша и с этого места Матерь Божия смотрела на высоту Голгофы и плакала… Не убоимся ничтожества”./ Еще больная, А. в квартире Распутина, куда тот пригласил его на чай: «…Вошли две дамы в вуалях. Как именинник был счастлив, что Их Величества не побо­ялись поздравить его открыто телеграммой, как он был до­ма весел и очарователен./ А простые люди — филеры — отплевывались, вспоми­ная, как вела себя на именинах “интеллигенция”, знали правду Белецкий и Хвостов, но не в их интересах было рас­шифровывать “Старца”» (А.И. К.И. Явились мужья заночевавших у “Старца” жен. Бедная. А крови? Говорили ему об этом и мы. Подумать, так воистину не было больше страдалицы, вся тонет в крови. Больше всего дам. А. Николай».Недостоинство проявил затем и народ в целом. <…> – “Это так оживляет меня. очень тревожилась за него. Ибо наряду с удивительной одаренностью, он, что главное, был очень добрым, сострадательным, отзывчивым, а также щедрым и бескорыстным. Его просто влекло к женскому телу чувство похоти и разврата. Он замечательно хорошо говорил о Боге, когда бывал пьяный. Фомин и другие ученые почитатели Распутина не были знакомы с теми свидетельствами, которые только что были приведены. Не говорим уж о неоднократном спасении Наследника от смертельной опасности во время приступов гемофилии, о любви Наследника к сибирскому мужику и о теплом попечении этого мужика в отношении царственного «Алеши».Не был Распутин ни гипнотизером, ни экстрасенсом, исцеления совершались им по молитве. Что же? книгу С. Многие из них были с ним в близких, интимных отношениях, а другие еще только добивались этой чести. В начале лета 1918 года большевики не менее двух раз распускали слухи о расстреле Царя, чтобы затем опровергнуть их в газетах. Знаю, все от Тебя войны хотят и, верно, не зная, что ради гибели. VIII. По возвра­щении домой его встретил Комиссаров и от имени Хвостова и Белецкого вручил ему ценные подарки и для него, и для семьи. Григорий”./ Некоторых дам принимал особо, в маленькой комнатке с диваном. Решение же Архиерейского Собора 2004 года, не увидевшего оснований к почитанию Распутина, для таких людей ничего не значит: мол «начальство не разобралось».Итак, с одной стороны – неприязненное и пренебрежительное отношение к человеку, неразрывно связанному с Царской Семьей, очень дорогому для них (не только в плане целительства) и уже поэтому заслуживающему серьезного отношения. Автор не раз цитировала Матрену, дочь Григория Ефимовича, и для одной из таких цитат я приведу контекст, из которого она незаслуженно изъята. 2007, стр. Вербицкой, явилось следующее место. Обстановка квартиры среднемещанского типа, даже скорее бедная. Расспрашивал, давал советы, принимал письменные просьбы, все очень участливо, внимательно. Всегда для всех у него был один ответ: «Не могу запить того, что будет после». Фомин цитирует этот текст, но, понятное дело, без последних двух фраз.Предвижу возражения тех, кто оскорбится (за Григория Ефимовича) приведенными цитатами и скажет, что Глобачев и Спиридович пишут с чужих слов… Все изображалось страшными каракулями и безграмотно./ Одному было написано: “Милой, дорогой, прими его. 82-83).Что же если Григорий Ефимович (говорю абсолютно серьезно) мог столь мгновенно отрешиться от алкогольного опьянения, то, вероятно, он мог также быстро переходить к настрою глубоко целомудренному. Но что ж делать? Эпизод связан, правда, с пьянством, а не развратом, но эти пороки неразлучны. Пустился в пляс и сам протрезвившийся и вновь начавший пить именинник. Очень трудно – молись, потеря – молись, Бог обратит Своими судьбами потерю. Народ безмолвствовал, и Царскую Семью расстреляли.Возвращаясь к Распутину, стоит заметить, что да, человек этот был оклеветан в высочайшей степени, с понятной (в особенности задним числом) целью: опорочить Царскую Чету. Р. Семнадцать человек из ближайшего окружения Царя написали ему прошение о смягчении мер в отношении великого князя Дмитрия Павловича в связи с убийством Распутина, которое расценивалось ими в качестве «патриотического акта» (прямо так, впрочем, в письме не говорилось). Самый активный и самый плодовитый из них – историк Сергей Владимирович Фомин, в недавние годы опубликовавший семитомный труд (а каждый том по 600–800 стр.!) под общим названием «Распутин: расследование». Более того, Ольгу Ростиславовну можно упрекнуть не только в лицеприятности, но и в сознательном сокрытии фактов, противоречащих смыслу составленной ею передачи.Коснемся двух моментов, сразу обращающих на себя внимание при знакомстве с радиопередачей, о которой идет речь. Я имею в виду генерала А.И. Опыт глава жизни и златницы идеал. Я не мог не заметить тень, пробежавшую по ее лицу, как если бы ее внутреннему взору предстала приводящая в уныние трагедия» (Ричард Бэттс «Пшеница и плевелы. К вечеру сам име­нинник свалился с ног. Повели нас на Патриарший двор, стали умывать ноги. – тем более что многим хотелось бы так считать. Православное воспитание царских детей неразрывно связалось с авторитетом для них Григория Ефимовича. Распутин всегда был очень любезен и ласков с новыми, которых называл еще не посвященными, и в высшей степени груб с теми, с которыми он уже был близок интимно. Но под влиянием высшего общества, которое не могло понять этого простого человека, произошла ужасная духовная катастрофа, и он пал. т. Много несчастных./ Распутин выходил в приемную и обходил просителей. Мужик за Царя? немецко-турецкий флот совершил неожиданное нападение на Одессу и потопил канонерскую лодку «Донец». Если мы истинные христиане, мы должны любить простоту. Во время войны Царица решилась на то, чтобы, преодолев застенчивость, стать медицинской сестрой, по совету именно Распутина, и получала от него в этом плане постоянные поддержку и ободрение. Зачем это делалось? Ты Царь, отец народа, не попусти безумным торжествовать и погубить себя и народ. Удивляюсь вашему обращению ко мне. К ужину были приглашены только близкие друзья./ Ужин вскоре перешел в попойку. Соколову в декабре 1919 г. Скорее последнее.Горькая темаПерефразируя Гоголя, можно воскликнуть: горько жить на этом свете, братья и сестры! И они были люди немощные, как все, – разве они бы выдержали?НедостоинствоМужик не соблюл достоинство Царского Друга. Слов нету – неописуемый ужас. Помогите, не знаю, что делать. Генерал А.И. И когда радость – молись, и когда обманывают – молись, потому что делают опыт. С ней была Великая княжна Татьяна, статная, элегантная и красивая в своем простом черном платье. Во-первых, потому, что Государь и Государыня проявили себя безупречно и в данном плане. Начались “Чарочки”. Пил он дома, но больше в ресторанах и у знакомых. Мысль его заключалась в том, что он ждал чего-то худого для родины в будущем, и хотел потопить в вине свое горькое чувство от сознания нехорошего будущего» (Русский архив. Пошла музыка, песни, танцы. Горько думать о его готовности к праздномыслию и резонерству, о его готовности судить Государя Николая II и неспособности отрешиться от набивших оскомину клише. А уж как Распутина при этом не жалуют, это легко представить.В своей уникальной (по трезвости и благой настроенности) книге «Пшеница и плевелы» Ричард Бэттс приводит уникальный рассказ некоего Жерарда Шелли о встрече с Государыней в 1915 г. Распутин был очень доволен. Большое горе, беспокойство за Анну Вырубову, ничего лишнего – все это видно из писем. Горечь правды – это нормально. Дух дышит, где хочет”. Беда. Это отрывок из показаний Матрены Соловьевой-Распутиной, данных ею следователю Н.А.