Историческое происхождение частиц и их значение

Бoг бывaeт зрим и приeмлeм нaми!» (Диaлoг, гл. И в свoём «Тoлкoвaнии» oн oтмeчaeт: «Сиe пoдтвeрждaeтся слoвaми, oт Свящeнникa вo врeмя Прoскoмидии прoизнoсимыми: «Приими, Гoспoди, – глaгoлeт oн, – жeртву сию в прeнeбeсный Твoй жeртвeнник!» Чaстицы, o Святыx принoсимыe, служaт им в слaву, чeсть, в прeумнoжeниe дoстoинствa и в бoльшee приятиe Бoжeствeннoгo Свeтa…» (гл. И нa сaмoм дeлe, этo и eсть тoт смысл вoзнoшeния, кoтoрый вырaжaeтся и пoслeдующим вoзглaсoм «Святaя святым!»: призыв дoстoйныx и удaлeниe нeдoстoйныx oт явлeннoгo Тeлa Гoспoднeгo. Вaжныe вoпрoсы, кoтoрыe имeeт смысл рaссмoтрeть, oтнoсятся к истoрии чaстиц и иx знaчeния пoслe oсвящeния, к вoзнoшeнию иx нa вoзглaсe «Вoнмeм, Святaя святым!», и нeпoсрeдствeннo к Причaщeнию свящeнникa и вeрныx.Кaк нaм извeстнo, свящeнник дo XIII вeкa вo врeмя чинa прoскoмидии вынимaл и пoлaгaл нa дискoс тoлькo Aгнeц. В тo жe врeмя чeрeз чaстицы зa святыx oсвящeниe нисxoдит нa нaс, пoдoбнo тoму, кaк этo бывaeт и чeрeз мoлитвы, кoгдa мы вoспoминaeм этиx святыx или кoгдa принoсим чтo-нибудь в xрaмы к иx мoщaм или икoнaм. В xoдe прoскoмидии иeрeй твoрит мoлитвы и извлeкaeт из прoсoфoр чaстицы в пaмять святыx, a тaкжe живыx и умeршиx прaвoслaвныx xристиaн. A при свящeннoдeйствии Тaйн, чeрeз сoeдинeниe и oбщeниe сo святыми, чaстицы oсвящaются и низвoдят oсвящeниe нa тex людeй, зa кoтoрыx в дaнный мoмeнт в aлтaрe сoвeршaeтся пoминaниe. Aгнцa? Мoжнo зaключить, чтo в тo врeмя этoт вoпрoс был aктуaлeн у грeкoв, нo кo врeмeни нaписaния грaмoты oни имeют ужe устoявшуюся литургичeскую прaктику, oснoвaнную нa богословии неизменности человеческой природы, божественной благодати и очищения человеческих грехов Честной кровью после ссыпания частиц в чашу. Об этом расскажет статья игумена Константина (Куркина). Эти дары приносятся Ему во имя святых. И на четвёртой просфоре поминает празднуемого святого, и после того, как скажет имя святого дня, говорит: «И всех Твоих святых. С этим учением Симеона, кратко суммирующим веру Православной Церкви о данном учении, согласны и более поздние Феофил Камбанийский в «Ризнице Православия» (гл.17), святой Никодим Святогорец в «Пидалионе», в комментарии на 28-е правило Шестого Вселенского Собора, да и другие составители канонических литургических сборников.Не совсем ясно, что относительно этого сказано в византийском комментарии на Божественную литургию «Церковная история и таинственное созерцание», который обычно приписывают имени Патриарха Константинопольского Германа I (715-730), где конкретно не говорится о частицах, хотя выглядит так, словно подразумевается, что на дискосе, помимо Агнца, находятся и другие части просфоры. Но так как не всем подряд разрешено причаститься Святых Таин, то он не зовёт всех присутствующих, но, взяв в руки животворный Хлеб, возносит Его высоко и показывает, то есть призывает достойных придти и причаститься. дискос? 5, 180-182, стр. Возглашает «Святая святым», как бы говоря: «Вот Хлеб Жизни, Который вы видите. («Литургические недоумения», т. 2, т. Далее Фундулис суммирует и излагает порядка 12-ти аргументов Симеона Солунского в защиту принятой церковной практики. 99).Из всего вышеприведённого следует ясное заключение: возносится только Агнец, не потому, что он изначально стоял на дискосе, а потому, что только он прелагается в Тело Христово, и, следовательно, только Он показывается народу, как бы оглашая призыв к причащению, и только его возношение изображает Господне вознесение на крест. В средоточии всего видим Его, истинный Свет, вечную жизнь, Им же стяжанную, освящаемую и хранимую, ибо Сам Он присутствует в образе хлеба, полагаемого в середине. Бернацкого, посвящённую литургической полемике с «латинствующими» по вопросу освящения поминальных частиц на Руси в XVII веке, которая представляет собой прекрасное дополнение к исследованию Фундулиса и создаёт у читателя достаточно полную и наглядную картину обсуждаемой темы.Перевод приводится без изменения стиля автора и формата приводимых цитат и источников, как это напечатано в книге:«№180: Каково происхождение и значение частиц, полагаемых припредложении на св. Это упоминание могло бы быть самым хронологически ранним свидетельством о приношении частиц, если бы не изменчивое предание об этом тексте и его сомнительное авторство. Относительно сегодняшней практики разница очевидна: «Священник, взяв в руку другую просфору, говорит: «В честь и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами …», и, вынув святым копием частицу, полагает её с левой стороны святого хлеба. «Возносится в руках священника как Тело на крест» (Иоанн Дамаскин, О теле и крови Христовых, 5). Некоторые иереи поднимают весь дискос. В кодексах того времени начинают появляться возношения и других просфор на проскомидии, помимо тех, из которых вынимался Агнец, а именно: в честь Честного Креста, Богородицы, Архангелов, Предтечи, как и других святых. В остальном же упразднение ими лжицы и предавание причастия рукой священника, который бы брал кусочек святого хлеба, погружал его в чашу и влагал в уста причастника, потребовало бы приготовление отдельных частей на проскомидии, по типу малых латинских облаток, и поэтому было бы необходимо осящать всё содержимое дискоса». Мы уже видели, что Святой Симеон Солунский ясно учит, что они не прелагаются в «Господне Тело». 24). И святые, как подвизавшиеся Христу, в этом страшном Таинстве делаются причастниками ещё большей славы и восхождения — через причастие спасительной Жертвы. Ибо только тело и вино, принесённые в воспоминание страданий Господних и Его Воскресения, пресуществляются и прелагаются; частицы же принимают освящение. Этот же смысл выражает и Святой Николай Кавасила: «А сейчас предстоит момент, когда и сам священник приступит к Честной Трапезе, и да позовёт и других приступить. В том же историческом периоде появляются и поминания живых и усопших по именам, возношения просфор за них, но опять же без вынимания частиц.«Указания Божественной литургии» XII-XIII вв (кодекс Афинской Национальной библиотеки) показывает в точности тот же порядок. И по этой причине не возносится дискос целиком с частицами. Ибо, хотя они невещественно и мысленно участвуют душами своими в причащении Христовом, однако и чрез священнодействие, Которое заповедал Он совершать за мир, они, как потрудившиеся и прославленные вместе с Ним, имеют участие в величайшей славе Его» (гл. Главный аргумент того, что частицы не прелагаются, состоит в том, что Агнец вынимается в воспоминание Господне, и просфора, из которой вынут, становится антидором, а частицы вынимаются в честь и память святого и в прощение грехов, и вынимание их происходит уже после соединения в Чаше. Ибо, хотя чрез содинение со все святою Кровию все соделалось единым, и приобщение Крови Владычней бывает даже и если кто приобщится [поминальной] частицей: однако же так как всякий верный должен при общаться вместе и Тела, и Крови Христовых, то иерей должен, взимая лжицею вместе с Кровию и Тело Владычне, преподавать причастие приступающему. И Феофил Кампанийский обращает внимание священникам на следующее: «Иерей, между тем, должен внимать, чтобы не преподать верным частицы, но Тело Христово, ибо тем самым много согрешает и впадает в идолопоклонство» (Ризница Православия, гл. 82-92).Три вышеприведённых вопроса затрагивают тему частиц, которые вынимаются в время чина проскомидии и полагаются на дискос рядом с Агнцем. Даже и рукописи XIV века свидетельствуют, что сразу после вынимания Агнца, его крестообразного разрезания, прободения и вливания вина в чашу, иерей ставил звездицу и покрывал дары. Прелагается только Агнец, который и есть единственный хлеб, изначально приносимый во время Предложения: «хлеб един», который «ломимый», ибо «Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?»(1 Кор. Темой данной работы был выбран вопрос о частицах, вынимаемых из неагничных просфор, их происхождение, литургическое значение, а также исторические вопросы, связанные с их освящением, большей частью возникших в процессе полемики с униатами. Несомненно, только Агнец, поскольку только он прелагается в Тело Христово. Частицы полагаются вместо святых и в их честь и освящение, не прелагаются ни в Тело Христово, ни в тело святых, в честь которых они были вынуты. Также и Кавасила не выражается ясно или по крайней мере не делает внятного различия между Агнцем и частицами: «Всякое же приношение Даров совершается в воспоминание Господа, и оно целиком провозглашает Его смерть («Толкование на Божественную литургию», гл. Я присоединю один отрывок из «Диалога» Святого Симеона: «Замечаешь ли, что частицы символизируют святых и приносятся в память и честь их, и через них во спасение нам? И Симеон точно богословствует в своей книге: «Ибо частица, будучи принесена от имени какого-либо Христианина, и близ Божественного хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и прелагается в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святой Чаши напояется тогда животворящей Кровью: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом. Какое значение имеют вынимаемые из просфор частицы и какова история появления данного обряда? п. Конечно, правда, что все частицы, быв положены в чашу, приобщены и Телу, и Крови Христовым, и причастник вместе с ними, соединенными [с Телом и Кровию], приобщается Телу и Крови; но лучше, как, по крайней мере, мне думается, делать это с разбором и взимать лжицею [только] от Божественного Тела» (Диалог, гл. Примечательный факт, что в заключении он приводит выдержку из славянского Служебника о раздроблении Агнца и причащении верных от частей НИ и КА, как образец идеального практического литургического сборника, включающего в себя логический анализ всех свидетельств и толкований, собранных по этому вопросу.Последняя статья о частицах опубликована в пятом томе, в которой Фундулис всё равно считает эту тему незавершённой, так как, по его словам, возникли новые вопросы, что показывает немалый интерес к теме частиц в Греции в конце прошлого века. д. 10). В контексте нашей темы статья Бернацкого является значительным дополнением, создающим полноту понимания вопроса о поминальных частицах. Бернацкого о споре по вопросу освящения поминальных частиц в XVII веке. Тем не менее решение этого вопроса имеет непосредственные литургические последствия. Идите, стало быть, причащайтесь, но не все, а тот, кто свят. Что касается прикладного применения богословского учения о частицах, то было бы неплохо исправить «Учительное известие» в служебниках, носящее следы богословия могилянской школы, а священникам – ознакомиться с данными работами, чтобы в своём служении опираться на богословско-историческое основание священнодействия. Затем взяв следующую просфору, говорит: «За всё епископство православных…» Ещё произносит священник имена живых по отдельности, вынимая частицу из следующей просфоры и так говоря: «О памяти и оставлении грехов блаженных…», и вынимает частицу. И митрополит Филадельфийский Гавриил Севирос в отдельной работе «О частицах» выражает то же учение: «Необходимо знать, что ни одна из вышеупомянутых частиц не прелагается в Тело и Кровь Христовы, несмотря на то, что соединяется с Телом Господним. предложении, но только от св. Главная отличительная черта и харизма Фундулиса – это его совершенное знание богослужебного порядка и его особенностей в разных эпохах и областях, а также формулирование богослужебной проблематики в отличной и удивительной манере, как выражение богословского опыта Церкви с одной стороны, а с другой стороны, установка твёрдого и неоспоримого основания для дальнейшего богословского исследования. Прелагаются ли они в Тело Христово?№181: Обычно священник на Вонмем. Между тем, Герман эти частицы называет «частями и членами тела» Христа и соглашается, что Агнец, вероятно, будучи в соприкосновении с ними, переносит освящение и на них. Богословы, соборы и папа Бенедикт XIV определили, что всё содержание дискоса, и Агнец и частицы, пресуществляются в Тело Христово. 94).Сам Святой Симеон снова в удивительной манере открывает нам духовный смысл, скрытый в образе дискоса божественной литургии: «В этом божественном образе и действии священной проскомидии мы видим некоторым образом Самого Иисуса, созерцаем и всю единую Церковь Его. А именно: после соединения и перед покровением Даров «священник берёт другую просфору и говорит: «Приими, Господи, жертву сию предстательством Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». 94).И на самом деле, это соприкосновение частиц с честным Телом и, более того, соединение с Честной Кровью соединяет со Христом и освящает целое тело Церкви, святых и грешных верных, за которых приносится таинственная жертва. Симеон как раз первый, кто и дал, и раскрыл смысл этой практики. И этим (христианам) ничто не мешает освятиться причастием Святых Таинств, и этой частью Святыни стать святыми» (Толкование…, гл. Помимо достаточно ёмкого вступления, где ясно излагается историческая картина возникшей в XVII веке полемики, Бернацкий публикует главу из полемической книги «Щит веры», за авторством некого Евфимия, против учения о пресуществления частиц при наличии у священника намерения освятить их и против допущения причащения ими, как это допускается в Требнике Петра Могилы. Частицей же с правой стороны изображается Матерь Его, а с левой – святые и Ангелы, и внизу – благочестивое собрание всех уверовавших в Него. Здесь – великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов, получивших обожение от истинного Бога – по естеству, воплотившегося ради них.Здесь – будущее Царство и откровение вечной жизни. Аще изволит, поминает живых и мёртвых».В указаниях Божественной литургии патриарха Филофея (XIV век) мы находим древнее ясное свидетельство о связи вышеупомянутого поминания с выниманием частиц. В других томах он снова возвращается к теме частиц. Таким образом, Хлеб, участвуя в освящении, передаёт его и остальным честным дарам; подобно и чаше передаёт от освящения и благодати» («Тайнозрение вещей церковных»).И наконец, почему священник не причащается своей частицей, но Агнцем? Однозначно потому, что его частица не прелагается в Тело Христово, и не только он, но и верные обязательно причащаются от Агнца, а не своими частицами. Поэтому и диакон восклицает «Вонмем» – дабы указать нам тайну; священник прибавляет: «Святая святым», показывая, что Распявшийся Свят, и что потому и причащающиеся Его должны быть святы» (Святой Симеон Солунский, Диалог…, гл. В Росси, по крайней мере мне лично, не известны официально переведённые и изданные его работы.Основу данной работы составляет мой перевод его трёх статей, опубликованных в церковном журнале Элладской Церкви «Эвфимериос», а позднее вышедших в отдельном пятитомном сборнике «Литургические недоумения», куда вошли все его ответы по огромному количеству спорных литургических вопросов и по современной церковной практике, и по её историческим аспектам. 10:16). 94). Другие же священные дары не режутся копием крестовидно, но, как члены и части тела, разделяются и раздробляются. 17). Святыня и приличествует святым» (Тайноводственные оглашения 5,19). Ещё будучи иеродиаконом, в 2000 году я заметил в греческих монастырях на Кипре живой интерес к теме частиц, как следствие духовного возрождения греческого монашества и как попытку пересмотра установившихся практик. По свидетельству Иакова Эдесского (VII век), священник воносил Святой Хлеб и показывал его народу «во свидетельство». Все литургические рукописи и все уставы говорят речиво: «возносит хлеб», «берёт Честное Тело и возносит его», «крестообразно возносит хлеб», «берёт Честное тело и возносит Его», «творя Святым Хлебом образ креста над святым дискосом», «взяв святой хлеб кончиками пальцев двух рук, возносит его, творя знамение креста над святым дискосом» и т. Самый примечательный момент приведённой в славянском тексте главы состоит в том, что автор придерживается той же линии, что и профессор Фундулис, приводя слово в слово те же аргументы: цитаты из Симеона Солунского, Патриарха Паисия, святителя Германа, «Новой Скрижали», обосновывая свою позицию исключительно церковным православным Преданием. Симеон Солунский (+1429) и литургические рукописи того времени свидетельствуют с небольшими различиями уже о нашей сегодняшней практике. Подобное тому, что подразумевает Святой Симеон, или то, что претворяет их в Тело Христово? Подобно тому, как души святых, окружающих свет Божества, не становятся по природе Богом, но причастниками благодати, так и частицы, соединяющиеся с Телом и Кровью Господними» (Учительное известие, 1776, стр. Они и примиряют нас со Христом и соединяют, особенно тогда, когда мы вспоминаем их. Или: «Так как они принесены за нас, смиренных, требующих умилостивления и ходатайства и ожидающих от Бога великих милостей» (Диалог, гл. Примерно в то же время и Николай Кавасила беседует о «вводе» других хлебов «в славу Пресвятой Матери Божьей, предстательством того-то святого, о отпущении грехов душ живых и мёртвых», то есть о вынимании и приношении частицы за каждого из них (Толкование на Божественную литургию, гл. Может выглядеть несколько схоластичным разбор темы, освящаются ли частицы или нет. Приведенный отрывок написан в виде достаточно прямых указаний священнику, как и чем причащать верных, используя лжицу. 10).Во времена более поздние, чем «Указания» Филофея, число и место частиц приобрели тот вид, что они имеют сегодня – справа от Агнца Богородичная частица, слева 9 частиц святых, «чины», и внизу – частицы за живых и мёртвых. Именно это и говорит святой Симеон: «Но надобно знать, что при приобщении страшнейшим Тайнам иерей должен быть внимательным – брать не от [этих] частиц, но от Тела Господня и [Им] причащать приступающих. Просфоры либо уже существовали, либо была необходимость в возношении и других просфор, количество которых предусматривалось для раздачи антидора в конце литургии. К Святыне допускаются только одни святые». Под святыми же здесь подразумеваются не только совершенные в добродетели, но и те, кто тяготеет к совершенству, но его еще не достигли. Ибо он единственный, в ком изображается и показывается божественное и живоносное страдание Того, Кто принёс Себя в жертву за жизнь мира, будучи единственным божественным хлебом, который жрется и как агнец закалается. Фактически, это антилатинский полемический трактат против проповедуемой униатами и защищаемой идеологом «латинствующих» Сильвестром Медведевым доктрины установительных слов и пресуществления частиц из неагничных просфор. В частности, почти половину статьи Фундулиса занимает ответ на первый вопрос в грамоте, которую, кстати, упоминает в своей статье Бернацкий и совершенно опускает отец Михаил Асмус в своём исследовании освящения частиц. «Возносится живоносный хлеб, изображая самое распятие Спасителя за нас, Его Пришествие и Предавание Себя нам, ибо Он и распят за нас, и Его нам показывают, таинственно за нас умершего. «Святы предложенные дары, принявшие призыв Святого Духа; святы и мы, удостоившиеся Святого Духа. В частности, на ту часть, что была опубликована в 1981 году Дэвидом Бальфуром, где святой Симеон более категорично говорит о непричащении частицами, а Телом и Кровью Христовой, упоминая введение в употреблении лжицы. Святой Герман в своём толковании рассуждает, отчего же частицы не возносятся: «Возвышение горе достопоклоняемого Тела образует возвышение Иисуса Христа на крест, и на нем Его смерть и само Воскресение. 36).Византийские толкователи Святой Литургии возношению Святого Хлеба придают смысл возвышения Тела Господнего на крест, Его смерти и Вознесения. Итак, если в других случаях они могут принимать приношение в честь и память свою, то тем более они примут его во время священнейшей Жертвы. Далее приведём целый отрывок из Германа. Возношение же самого Священного Хлеба бывает потому, что Он – Царь, Господь и Глава, по апостолу, Честного Тела Христа Бога, в то время как другие честные дары суть члены Христовы и Тело Христово. Характерна и фраза, которая по традиции произносится при перемещении частиц в чашу: «Отмой, Господи, от грехов зде поминаемых рабов Твоих Кровию Твоей Честною». И помяни, Господи, архиепископа нашего (имя), благочестивых и христолюбивых царей (имена), раба Твоего (имя игумена), и всю братию…и всех преждеусопших». Вышеприведённые свидетельства не имели большого значения, так как учение Православной Церкви по этому вопросу является единогласным и ясным, по крайней мере от Святого Симеона и далее, если бы не многочисленные греко-униатские церкви занимали различные позиции по этому вопросу. Параллельно с переводом я читал статью М.М. Посему иерей да внимает, чтобы вместо Тела Господня не дать частицу причащающимся. Святая святым поднимает Агнец. Правильно ли это?№182: Почему священник не может причащаться той частицей,которую он вынимает за себя при св. 94). Тем не менее частицы не вынимались. Сами же святые приемлют освящение от Бога, а принимая приношения от нас, через них нас и освящают. В первом вопросе речь идёт о ссыпании частиц в чашу после причащения, об омовении грехов Кровью Христовой и т. Над третьей просфорой говорит: «Силою Честного и Животворящего Креста; Честных бесплотных Сил небесных….и всех Святых Твоих, их же молитвами ….», и так взяв частицу, полагает её на её место, остальные же частицы полагает снизу. Проскомидия – первая часть Литургии, совершаемая священником на жертвеннике, при закрытых Царских вратах. Ежели же кто, будучи предан греху, от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе приимет от принесенной за него жертвы» (гл. Немного ранее и были написаны нижеследующие вопросы и ответы известным греческим богословом и литургистом, главой Патриаршего института патрологических исследований в Салониках, профессором Иоанном Фундулисом, по праву являющегося духовным потомком и учеником Симеона Солунского, признанного святителя и отца Церкви. 102).Схожа и цель приношения частиц за живых и усопших, которые приносятся вместо лиц: «Усопшим ходатайствуют избавление от грехов и приобщение Божественной благодати, живым же, ежели только в покаянии жизнь свою препровождают, дают защиту от несчастий, служат ходатайством об оставлении грехов» (Толкование, гл. Однако частицы не прелагаются ни в тело Господне, ни в тела святых, но суть только дары, приношения и жертвы из хлеба — в подражание Господу. Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такая невидимо приемлет общение Духа Святого, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократно опыт. На этом непосредственный перевод заканчивается.Однако профессор Фундулис не ограничивается разбором вопросов о частицах только в этой статье. 37). «А возношение честного Тела изображает вознесение на крест, и смерть на нём, и самое Воскресение» (Феодор Андидон, Умозрительные главы о тайнах и символах божественной литургии, гл. Примечательно, что слова «Омой, Господи…» в то время не были обязательными, это было лишь персональным напоминанием себе некоторых священников.Вторая часть статьи включает в себя большой отрывок из книги «Святая Литургия с объяснениями различных учителей», датированной 1574 годом и изданной в Венеции за авторством иерея Иоанна Нафанаила, эконома Константинопольского патриарха Иеремии II. Но освящение какого рода? За всё время профессор Фундулис издал около двухсот научных работ и статей, много издано и его книг по литургическим вопросам. Перед нами яркий памятник полемики византийского и латинского литургического богословия на Русской земле, из которого видно достаточно высокий уровень русской допетровской богословской школы, которая имела в своём распоряжении все существовавшие в то время византийские литургические ресурсы.В заключении своей работы могу только констатировать ещё один факт, доказывающий единство византийского наследия в Русской и Греческих Церквях, следующих православному духу отцов. Каков в таком случае смысл частицы, изымаемой за служащего иерея? Затем приемлет и третью просфору и говорит: «Честных небесных Сил бесплотных; Честного славного Предтечи и Крестителя Иоанна; святых и всехвальных апостолов»; и приводит разные имена. В дополнение ко всему Фундулис разбирает грамоту Вселенского патриарха Паисия I патриарху Московскому Никону, или «Скрижаль», в которой Паисий отвечает на 27 «Вопросов» Никона. Мнение Кавасилы он считает туманным и снова возвращается к Симеону Солунскому, ссылаясь на неизданные его рукописи с пометками, которые самим Симеоном были и исправлены. 102). Диакон же, сам взяв просфору и святое копьё, говорит так: «Помяни, Господи, моё недостоинство» и полагает частицы внизу святого хлеба, как и иерей». 103). Это применительно к истории и значению частиц.Теперь можно суммировать всё вышенаписанное: частицы Предложения вынимаются и приносятся в честь святых и в прощение живых и усопших. То же говорит и преподобный Никодим Святогорец в комментарии на упомянутое правило Шестого Вселенского Собора, и другие каноническо-литургические сборники.Вышеупомянутая теория униатов, что частицы пресуществляются в Тело Христово, очевидно, имела задачу избежать определённых неудобств. Ответ на два следующих вопроса зависит от позиции, которую мы займём по первому и основному вопросу, о котором идёт речь.Надо ли возносить только Агнец или целый дискос? Фактически, книга иерея Иоанна является доказательством последовательности и постоянства Церкви в литургической теории и практике, а также постоянной директивой, которой следовали все учителя Церкви того времени.Вывод профессора Иоанна Фундулиса во всех статьях один и тот же: частицы во время освящения Тела Христова не прелагаются, и верные причащаются Агнцем, то есть Честным Телом Господним.Параллельно с переводом статьи Фундулиса была прочитана и интересная работа М.М. Они освящаются целым священным чинодействием и переносят освящение на всех членов Церкви, которую и изображают формально.Прелагаются ли они в Тело Христово?