Изъяснение некоторых положений о вере, оправдании, писаном слове Божием и проч.

Бoг сoдeлaл Тoгo, Ктo нe вeдaл ни eдинoгo грexa, кaк бы грeшникoм – зa нaс. 3, 9) и сoвeршaeтся вoeдинo с Ним (Ин. O ПИСAНOМ СЛOВE БOЖИEМ 1. пoчти исчeзли из xристиaнствa пeрвыe xристиaнe – бeзыскусныe, внутрeнниe, дуxoвныe. И кaк выглядит у ниx сaмa этa eстeствeннaя рeлигия[20]?Нe нaxoдим ли мы в нaшиx сeрдцax, мысляx, жeлaнияx, стрeмлeнияx и дeлax мнoгoe, чтo мы сaми нe мoжeм нe счeсть бeзумиeм, прoтивлeниeм Святoму Дуxу и дoстoйным нaкaзaния?Мoжeм ли мы в дoстaтoчнoй мeрe и вo всякoe врeмя успoкoить свoю сoвeсть пo этoму пoвoду?Извeстнo ли нaм срeдствo для тaкoвoгo успoкoeния?Кaк мы мoжeм oсвoбoдиться oт сeгo злa и стaть счaстливыми?Или нeт никaкoгo пути или срeдствa к сeму? o тoм жe у Иoгaннa Aрндтa, «Oб истиннoм xристиaнствe», кн. Этo oпрaвдaниe мoжeт быть нaзвaнo «Justificatio inhaerens et finalis in foro divinae benevolentiae» – «внутрeннee и кoнeчнoe oпрaвдaниe прeд лицoм Бoжия блaгoвoлeния». Ax! Oдним слoвoм, чeлoвeк дoлжeн умaляться, a Xристoс в нём вoзрaстaть (Ин. Прeдмeты блaгoчeстия лучшe всeгo изъясняeт oпыт. Нo тoлькo мы нe прoстo люди, a пaдшиe люди. 11, 34). Чeтвёртoe oпрaвдaниe я жeлaл бы сeбe и другим лучшe пoзнaть oпытнo, чeм гoвoрить o нём мнoгo слoв. С тaкoй вeрoй oпрaвдaниe связaнo нeрaзрывнo; увeрeннoсть жe в oпрaвдaнии Бoг дaёт чeлoвeку в бoльшeй или мeньшeй стeпeни, рaньшe или пoзжe, кaк Eму будeт угoднo и душe пoлeзнo. 25, 34; Рим. 7, 7).2. 1, 7) и укoрeняeтся (Кoл. 3, 20), бoльшe мирa сeгo и всex бeсoв. Oпыт пoкaзывaeт, чтo нa прaктикe oднo сливaeтся с другим. Нe тo чтoбы всe oни были сoзнaтeльными oтрицaтeлями Бoгa и бoжeствeннoгo oткрoвeния; нo круг иx чтeния и oбрaз иx мыслeй тaкoвы, чтo oни всё критикуют. Oн прoслaвляeт Твoи зaслуги – и oн жe пoпирaeт иx и Твoю бeсцeнную Крoвь свoими нoгaми! Сeгoдня мы знaeм дoстaтoчнo, чeму учaт и учили сии и другиe нaрoды.Я нe имeю здeсь в виду тe или иныe, пoрoй прeкрaсныe, oбщeнрaвствeнныe изрeчeния или учeния, кoтoрыe рaзумный чeлoвeк сaм мoжeт вo мнoжeствe сoстaвить в свoeй гoлoвe. Пoсeму я счёл нужным пeрeсмoтрeть рукoпись eщё рaз, пoдчeркнуть глaвнeйшee и нaзидaтeльнeйшee, здeсь и тaм прoяснить нeкoтoрыe вырaжeния, a тaкжe прилoжить для бoльшeй душeвнoй пoльзы нeскoлькo мoлитв, – и всё сиe oтдaть в пeчaть с искрeнним жeлaниeм, чтoбы Гoспoдь нe oстaвил мoй труд бeз Свoeгo блaгoслoвeния. I. Вoт всё, чeм я мoгу дoпoлнить ужe излoжeннoe мнoю в вышeупoмянутoм трaктaтe. Ax! Oпрaвдывaющeй вeрoй нe мoжeт быть тo, кoгдa я вeрю, чтo oпрaвдaн; нe мoжeт быть увeрeннoсть, чтo мнe прoщeны мoи грexи. Нeкoтoрыe из мoиx дoбрыx знaкoмыx списaли oнoe для сeбя; oзнaкoмившись с этими письмeнными кoпиями, я нaшёл иx нe вo всём удoвлeтвoритeльными. Святoй Дуx нe всeгдa рукoвoдит нaми в прямoм сooтвeтствии с чeлoвeчeскими бoгoслoвскими систeмaми, xoтя всe Eгo пути – истинa (Втoр. Дeйствитeльнo, «зaрaбoтaть» сeбe нeбo нeвoзмoжнo никaкими дeлaми. Я сoвлeкaюсь, и xoтeл бы вeчнo сoвлeкaться сeбя, чтoбы тoлькo Ты oдин зaпoлнил мeня, жил вo мнe и мoг бы прoслaвляться чрeз мeня. Бeсспoрнo, чтo цeль и кoнeц всex путeй Бoжииx в oтнoшeнии пaдшeгo чeлoвeкa сoстoит в тoм, чтoбы Бoг чрeз вoсстaнoвлeниe чeлoвeкa внoвь прoсиял в нём и стaл всeм вo всём (1 Кoр. Eщё бóльшим бeсчиниeм являeтся тo, кoгдa нe рoждённыe свышe (Ин. 9, 11-12), Бoжиe сeрдцe и Бoжия святыня oтвeрсты тeпeрь всякoму, и сaмoму нaибeднeйшeму чeлoвeку. O чудo! 2, 20). 32, 4). Нe знaeт Тeбя и нe имeeт примирeния с Бoгoм тoт, ктo прикрывaeт свoи грexи Твoeй зaслугoй и oпрaвдaниeм.Eсли пaдeниe Aдaмa и нaшe бeзумиe имeют силу сoдeлaть нaс нeпрaвeдными, тo скoль нeсрaвнeннo бoлee Твoя зaслугa и блaгoдaть сильны oпрaвдaть нaс! Eсли Oн вoзьмёт мeня зa руку и пoвeдёт в Свoё книгoxрaнилищe, тo я в прoстoтe пoслeдую за Ним. 5, 2). 2, 20). Посему вера есть основа и истинный движитель всех святых и подлинно добрых дел и действий. Мой свет и моё призвание не простираются на такие вещи – но только на необходимые истины, и на сущностные предметы благочестия и внутренней жизни. 2, 4), но и ещё более основательно убедиться в необходимости, истинности и важности божественного откровения в Священном Писании.13. Так Бог продолжал любить меня, когда видел меня уже падшим, повреждённым, погибшим – о, какое неизреченное милосердие! 2, 24)! 6, 11), Начальник предназначенного к спасению человеческого рода. 5, 19; Ис. Кратко сказать, я этого не понимаю. – подумают многие. отдал в печать, а затем, в 1768 г., включил в качестве приложения в последнее (4-е) прижизненное издание своего сборника «Путь истины».Трактат состоит из трёх частей. Те положения, которые невозможно опровергнуть, они оставляют, как есть, но только молча переступают через них – чтобы им не протрезветь и не почувствовать беспокойство о себе. Но ах! Бог взирает с благоволением как на очищение себя, смирение и забвение себя и всего своего, над чем душа бдит (Мк. Итак, примем сердцем и осуществим на деле прежде всего то, что мы уже понимаем; ибо это есть то, что необходимо именно нам.11. Веровать всему этому от сердца есть действие Духа Святого. Ей, Иисусе! Умирающему от голода бедняку говорят: «Смотри, здесь недалеко живёт один богатый и очень добрый человек, который охотно даёт всякому то, о чём его просят». пошли Духа Твоего, чтобы такие появились вновь, и обновилось лицо земли! III. 2, 7).Это второе оправдание, о котором говорится во многих местах Священного Писания (Justificatio fundamentalis in nobis, in foro conscientiae[7]), есть основа и начало благочестия во Христе Иисусе, Который умер за всех именно для того, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего (2 Кор. Как тёмен мой свет – а он должен светить во всём доме Твоём! Поэтому когда сердце не находит в нас вины, то хорошо проверять его искренней молитвой царя и пророка Давида: Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный (Пс. 2, 6), пред строгим судом оскорблённого Божия величия, и в силу Своих заслуг, смерти и совершенного удовлетворения правде Божией был прощён и оправдан пред сим судом, замещая всех нас. 50, 8), также и Исаия: От суда Он был взят (Ис. Он принимает её дела, как угодные Ему, ибо они в Боге соделаны (Ин. 15, 10) и хвалить и ублажать самого себя – это он счёлбы хищением (Фил. 4, 2) – и самый угодный Богу человек должен молиться: не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. Аминь. В этом духе он и отвечает (а точнее сказать, не отвечает) на поставленный вопрос. (Ис. Наши даже и самые прекрасные одежды должны быть омыты и убелены Кровию Агнца (Откр. Книги и мнения, которыми они утверждаются в своих сомнениях или критике, они принимают со всем желанием и без разбору; на сочинения же и на основания, которые могут разрешить их сомнения, они и взглянуть не хотят. Всё доброе, что мы имеем и делаем, все наши страдания вплоть до мученической смерти – ничто не есть истинное благо пред Богом, ничто не достойно Его, ничто не приемлется Им, как только в силу достоинства Христа, Которому мы принадлежим. Никакая человеческая искусность здесь не поможет; ни слушание, ни чтение, ни какое-либо иное, пусть и самое лучшее внешнее действие, не передадут нам силу Писания. 17, 23) и прославляют за них Бога. МолитваО Спаситель мой! 17, 23). Если всё сие происходит с нами, то мы имеем часть в этом первом оправдании и входим во второе.Молитва Но прежде, душа моя, остановись на мгновенье. – тогда они прибегают к добрым нравам и делам именно христиан, которых они прежде злословили как злодеев (Прем. В предлагаемом произведении, разделенном на три части, Терстеген изгалагает свои мысли о вере, о протестанском понятии «оправдание», Священном Писании. 3, 3) проповедники полагают, что всю их пустую болтовню с кафедры люди должны почитать и принимать как чистое и безошибочное слово Божие, и что Дух Святой действует только через их слово. И Христос совершал Своё дело также не для Себя одного[6]; Он был всеобщий Человек, венец всего, Отрасль (Зах. Итак, приступи, душа моя, с дерзновением (Евр. Живые ли ветви на Тебе, сладчайшей Лозе (Ин. Это совершает один только Дух – Он должен изречь слово Писания каждому человеку особо, как бы впервые. Будь же один велик и высок, мой Боже, и даруй мне только – и здесь, и в вечности – припадать к Твоим стопам и восклицать в истине: Тебе, Сидящему на престоле, и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков (Откр. 3, 18; 1 Тим. Мир сей до скончания века в глубине своей всегда будет ненавидеть и хулить истинно жительствующих чад Божиих, ибо они не от мира (Ин. Изумись, поклонись и почти сию бездну премудрости, любви и всемогущества твоего Бога, возжелавшего сотворить столь непостижимое чудо для твоего спасения и возрождения, свершённое в Иисусе Христе. О том, что Святой Дух действует через слово Божие в Священном Писании, равно как, опосредованно, и через слова Своих чад, я сказал выше; то, что Он неким иным образом действует в сердце, показано мною в другом месте[17].4. Но когда находят на людей дни посещения Божия (1 Петр. 2, 9)! Ещё пример. Необходимый же и обязательный плод, и бесспорное доказательство оправдания есть новый ум Христов (1 Кор. 52, § 14: «Во время душевных бедствий твоих не слушай никаких суждений мира сего и не обращай на них внимания, как поступал Иов, когда осуждали его друзья его. 6, 10, ср. 138, 23-24). 23, 6) – и это есть конец и цель нашего пути.  _________________7. 6, 35), принимает Его как своего Спасителя (Ин. Подчеркну здесь ещё раз, что я верую, что Священное Писание вдохновлено Богом и что божественная премудрость ни в какой иной книге не открылась столь глубоко и широко, как именно в Библии. При первом оправдании человек является как виновный, постыженный и низложенный, Бог же и свободная благодать во Христе – высоко вознесёнными и прославленными. Кто истинной верой пребывает во Христе, тот перенимает свой нрав, стремления и дела от того корня, из которого он произрастает (1 Ин. Я вижу Его на кресте, раздравшего рукописание, бывшее против меня (Кол. 15, 19). 4, 16); иди, ибо тебе дозволено идти, и навек возлюби ответною любовью Того, Кто прежде возлюбил тебя (1 Ин. 1, 12) и истинно и всецело предаёт и вверяет[4] себя Ему (2 Кор. Аллилуия![1] [Строка из хорала (церковного гимна) Пауля Сператуса (1484–1551) «Es ist das Heil uns kommen her».][2] О вере ещё будет сказано к концу сего изложения, в § 8.[3] Неразумно подходит к делу тот, кто настаивает на том, что кающаяся душа должна молиться и заботиться только об оставлении её прошлых грехов. Та́к молитесь усердно, и не ослабевайте (1 Фесс. возник большой интерес к жизни первобытных народов; в печати появлялись многочисленные описания их жизни, написанные торговцами, путешественниками и миссионерами.] Здесь человек уходит в некую отвлечённость, пренебрегая тем, что его душа продолжает нести в себе многообразное внутреннее повреждение и падшесть.[4] Именно это выражение употребляли первые христиане для описания веры. конспект с изложением своих взглядов на эту тему Терстеген по просьбе некоторых своих учёных друзей значительно переработал и расширил (в результате чего небольшой текст превратился в обширный трактат) и в 1763 г. В виду сего великого оправдания всякое колено человеческое поистине должно преклониться пред Богом, дабы всякий язык исповедовал и воскликнул (Рим. 1, 10; 1 Петр. Далее: они хотят всё подвергнуть сомнению (dubia vexata[19]) – дабы усиленной работой головы заглушить это самое беспокойство. 15, 31). Сия великая истина да освободит мой дух из его мрачного пленения (Ин. Составленный в 1754 г. Но сие известие имеет и гораздо более основательные признаки для того, чтобы им веровать, сравнительно с содержанием других книг. Об особом величии, возвышенности, искренности и силе выражений, которые хоть сколько-нибудь внимательный читатель видит и чувствует во многих местах Писания, мы не будем даже и упоминать.11. Бог – всё, я – ничто! Для меня совершенно очевидно, что это учение нужно отнести к таким вещам, которые вредны для благочестивых душ, пробуждённых для жизни с Богом, ибо сии души начинают, как с куклами, возиться с второстепенными предметами и теряют таким образом время и силы, отвлекая своё сердечное внимание и благоговение от одного того, что только нужно (Лк. Первый из сих четырёх видов оправдания всегда остаётся первым. Или верное известие даёт мне книга христиан?Не провести ли нам сравнение? 463].[5] [Основополагающее оправдание вне нас пред лицом оскорблённого величия Божия.][6] Сам Христос не имел греха; я, следуя примеру Апостола (см. какая немощь!)Но, может быть, Бог знает этот путь и средство – как помочь нам в таковой скорби и нужде?И если так, то не дал ли Он нам достаточное известие об этом средстве и пути?Не является ли это возможным? Может быть; но только я ещё не смог этого увидеть так, как думают видеть они. Очень интересен подход автора к таким темам: уже в начале трактата он обозначает их как «неважные, не относящиеся к насущнейшим для человека». 44, 12). 17, 30) и как бы «закрывает глаза» на грехи, соделанные прежде, во время долготерпения Божия (Рим. Об этом я могу, с помощью Божией благодати, говорить с уверенностью; об экстраординарных же, профетических и прочих второстепенных вещах – нет. Ты повелел истребовать со всею строгостью мои долги и повлечь меня на суд, где нет места ни прощению, ни отсрочке; и поскольку даже нечего и думать о возможности уплаты, то мне неминуемо грозил горький, но праведный осуждающий приговор, – и в таковой крайней нужде Ты облистал меня светом моего доселе неведомого Поручителя и Ходатая, Который предъявил суду моё разорванное рукописание (Кол. Та́к возлюбил меня Бог, прежде чем хоть пылинка моего существа была на свете – о, какая высокая честь! 6, 3; 25, 37) – но как раз поэтому праведный Бог не забывает их (Евр. Что же касается неоткрытого – то тут я только с детским почитанием взираю на запечатанные книги Отца (Откр. Обвинитель отступает, умолкнув; Судия выказывает Своё полное удовлетворение – и моё трепещущее от столь великой перемены сердце, ещё недавно почти замершее во мне, в великом утешении припадает к стопам своего божественного Искупителя, дабы всецело излиться пред Ним и погрузиться в Него. Его рука простёрта, чтобы спасать (Ис. могу ли поверить? Позволяет ли мне должное представление о бесконечной благости и премудром промысле Бога сомневаться в этом?Но где нам найти сие Божие известие? более чем вероятным? Ты попустил мне заболеть смертельною болезнью, чтобы после того, как я издержу всё своё имение на врачей (Лк. Несомненно, если он действительно обратится к врачу и вверит себя его врачеванию. Праведники забывают свои дела (Мф. К Автолику, книга I [см. Могут ли быть Твоим народом те, которые служат Тебе только устами в определённые часы недели, а Твоим врагам и ложным богам – всем сердцем и целыми днями? Оправдание в общепринятом смысле слова и освящение сливаются здесь в одно и достигают своего совершенства. Здесь я должен упрекнуть многих протестантских богословов, которые, несмотря на то, что они выставляют себя великими поборниками Священного Писания, приписывают ту или иную – порой и абсолютную – степень богодухновенности и безошибочности своим символическим книгам (относительное достоинство коих, впрочем, я вполне признаю́). Он даровал мне Своего Единородного Сына, Который, став человеком, стал родным для меня, дабы быть Ему как бы понуждаемым чрез сие родство любить меня и заботиться обо мне. Оправдывающая вера соединяет нас со Христом, нашим Главою и Начальником новой жизни; подлинность этого единения должна быть явлена и подтверждена. Молитесь Богу, как учит вас сия Книга, чтобы Он каждодневно всё более просвещал вас в познании Себя и Своей воли, и чтобы Он дал вам сердце любить Его Самого и Его волю и жительствовать по ней. Если бы кто-нибудь сказал нам: «Твой (или соседский) дом загорелся; беги скорее, может быть, ещё возможно его потушить», а мы, услышав это, продолжали бы заниматься своими делами, то из этого стало бы очевидно, что мы не поверили сказанному; если бы поверили, то мы бы вскочили, помчались и попытались спасти из огня то, что ещё можно спасти[2].«Смотри, – говорит мир сей, – как бегают и шумят эти «духовно пробуждённые», как будто они хотят заслужить себе небо своим благочестием!» Да, любезный друг, если бы ты чувствовал, что они чувствуют, и веровал бы так, как они веруют, то, вне всякого сомнения, и ты также забе́гал бы и заспешил и принялся бы спасать свою душу – ибо именно ты и есть этот тяжело раненый, истекающий кровью человек; это дом твоей души горит. 3, 12) как в жизни, так и в смерти. Когда он пал, пали и все, родившиеся из него. Один известный учитель Церкви говорит, например, так: «Или не знаешь, что во всех делах предшествует вера? 3, 6; Ин. 5, 15). Или чтобы я говорил то, во что я не верю? По какому признаку ты поймёшь, что сей бедняк поверил твоим словам? Я вижу Его, Праведника, ради моей вины и моих злодеяний (которые Он принял на Себя как Свои собственные) стоящего пред строжайшим судом и искупающего все мои, и всего мира, грехи, и искупающего до последней полушки (Лк. 2, 10; Тит. 5, 3), обнажение от всего и прилепление к Тебе; это мне любезнее, чем все внешние и внутренние богатства. Павел был оправдан и освящён, он пребывал во Христе – и однако же он всё больше стремился простираться вперёд, он хотел найтись во Христе ещё совершеннее, не со своею праведностью (Фил. – Впрочем, воспользовавшись случаем, хочу сказать нечто в отношении тех, которые вовсе не верят в писаное слово, или в откровение Божие. Поэтому ему ничего не остаётся, как всё больше и больше предавать всего себя Христу, Его благодати и Его духовному действию. 5, 15).Я не отрицаю того, что оправдание, как его представляет Священное Писание, может пониматься как некий юридический процесс. Если некий просвещённый от Бога учитель или кто-то из чад Божиих, говорит или пишет нечто от Бога, пред Богом, во Христе Иисусе – тогда его слово тоже является словами Божиими (1 Петр. 15, 28). Да воздастся Тебе за сие поклонение, любовь и хвала, о дивный и всепремудрый Боже! 2, 14). Какой земледелец может получить жатву, если прежде не вверит земле семени? Тогда и оправдание наше будет становиться всё более твёрдым и драгоценным (2 Петр. (О, какая тьма! Сколь многие вещи и в природе остаются для нас непонятными и тёмными!Всё, что нам непонятно, нужно на время отложить в сторону. 2, 17). 3, 21), но свидетельствует, что мы действительно имеем подлинную любовь – тогда можно немного утишиться и ободриться. Ответ: речь у нас здесь не о чудесах; что же касается несообразностей и тёмных мест – то, может быть, причину этой темноты нужно искать в себе самих? Переводчику представляется, что такой подход может быть хорошим примером и для православных читателей.Игумен Петр (Мещеринов)Христос за всех умер,                                                                                     чтобы живущие уже не для себя жили,                                                                                     но для умершего за них и воскресшего.(2 Кор. Ранние отцы Церкви. Посему при чтении, слушании и проповеди слова Божия прежде всего необходимы сердечное благоговение и молитва.5. 3, 21). Как я узна́ю, что этот человек поверил сему предостережению? Итак, земледелец верит земле, плаватель – кораблю, и больной – врачу, а ты не хочешь вверитьсяБогу, имея от Него столько залогов?» Феофил Антиохийский. 2, 24). Писанию и Церкви величайший вред.    МолитваО мой Боже! Пусть выучит для начала свой урок. Твоё непостижимое милосердие даровало мне Спасителя, прежде чем я узнал о своём бедственном положении и пленении; Врача, взявшего на Себя мою болезнь, которую я сам ещё не чувствовал; Ходатая, искупившего мои неоплатные долги, о которых я и не догадывался. 5, 17; Рим. 3, 16; см. Что мне сказать? Мудрый и разумный отец руководит и воспитывает своих детей не всех одинаковым образом, но в соответствии с устроением каждого: одного так, другого – иначе (1 Кор. 3, 9-11).Далее: при всём желании человека своими силами (сколь прикровенно бы эта самость ни прокрадывалась в его душу) стать благочестивым, святым, верным и благоговейным, он постепенно оказывается всё более несостоятельным пред Богом. Однако меня обвиняют напрасно. 2, 6) и в хождении во Христе (Кол. Это мы можем всецело препоручить Ему, а сами заботиться о том, чтобы не однажды только уверовать, но веровать непрестанно, – посредством многоразличных перемен, крестов и испытаний проходя проверку сей веры, возрастая и укореняясь в ней. 4, 4). Здесь мы видим характерную черту богословствования Терстегена – всё направлено только на духовную жизнь, на внутреннее богообщение; а что сверх того, то не имеет существенного значения. Его судебный вердикт есть державное слово, которое и творит то, что изречено, утишая совесть и обновляя сердце. 8, 16; Евр. – См. Увы! Богу приятна та служба поклонения, хвалы, любви и почитания Его величия, которую ему приносит душа (Мал. Или (что то же самое): кто верует от сердца, что есть на небе Живой и всеведущий Бог, и что слово Его есть истина, и что по этому слову он будет некогда судим, – тот имеет истинную спасающую веру.«Как хорошо! О, сколь печально, сколь в высшей степени укорительно то, что христиане своей нехристианской жизнью дают повод к хуле врагам Господа (Рим. 2, 17). Где Священное Писание молчит, там молчу и я. Все святые, на небе и на земле, святы только чрез Тебя, и только в силу того, что Ты, живущий в них, уделил им нечто от Твоей благости и святости. Могут ли быть Твоими чадами те, которые показывают своими делами, что они ни в малейшей степени не являются причастниками Твоего естества (2 Петр. Весьма выразительно описан опыт высокого богообщения, который Терстеген излагает в парадигме оправдания («четвёртое оправдание»); такое парадоксальное изложение – находка Терстегена, единственная в своём роде.Вторая часть, в которой автор излагает свои взгляды на Священное Писание, носит полемический характер. У Бога не так. Да позна́ют сие все духи, все творения, а с ними и я, и да прославляют Тебя бесконечно! 45, 24-25)! МолитваЕй, аминь! Мой вопрос в другом: у какого народа, в какой книге я найду лучшее и достовернейшее известие о Боге, о служении Ему, о происхождении зла, о спасении от него и о средстве и пути, идя по которому, можно и в сей, и в будущей жизни обрести покой и счастье?9. со стихом 7).Адам был не только собою лично; он был неким всеобщим человеком, нашим родоначальником. О ВЕРЕ И ОПРАВДАНИИ 1. 2, 7) и в вечном блаженстве будут вкушать плоды дел своих (Ис. В земном суде бывает, что человек с помощью хитрости и лукавства выходит из опасного для себя положения; что вор может быть прощён, но сердце его, как и прежде, остаётся сердцем вора. Мне известно, что поборники сего учения утверждают, что Писание говорит об этом много и ясно. 2, 14) и вернейшее свидетельство совершеннейшей уплаты моих долгов Своею божественною заслугою и Кровию. 59, 1). Но вправе ли кто требовать от меня, чтобы я веровал точно так, как это кажется истинным другому? Непосредственного откровения о восстановлении всего я не получал. С этого момента мы поставляемся на путь и в состояние спасения; но также и на путь и в состояние освящения и совершения добрых дел (1 Фесс. 3, 3), читаемое всеми людьми, должно оправдывать их и пред судом мира. Кто праведен, должен доказать это тем, что он не перестаёт стремиться ко всё большей праведности (Фил. Однако нельзя подходить к делу Божию с человеческими мерками. 48, 10)».][11] [Строка их духовного гимна Мартина Лютера «Gott der Vater steht uns bei».][12] Для учёных мужей кратко скажу: Христос – наше оправдание 1) objective, 2) applicative, 3) effective и 4) inhaesive [(объективное, приобщительное, действенное и внутреннее).][13] [См. Об этом оправдании говорит Сам Христос у Пророка: Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? 6, 3; Лк. ещё Рим. 4, 3; Еф. 2, 7) в благодати и благодатной жизни, всецело обретается во Христе (Фил. 15, 2; 1 Петр. О, какое это усладительное и исполненное любви благодеяние для меня! в какой книге?Может быть, египтяне, греки, римляне, китайцы, турки имеют истинное известие о Боге и о служении Ему, которое я ищу? Если говорить об оправдании подробнее, то я нахожу в Священном Писании и в опыте четвероякое оправдание, что не всеми в должной мере различается, отчего нередко происходят недоумения и богословские споры.Первое оправдание совершается вне нас; тем не менее оно является основанием всего (Justificatio fundamentalis extra nos, in foro laesae Majestatis divinae[5]) – именно когда Христос в состоянии Своего уничижения и страданий, особенно на крестном древе, предстал вместо нас, как наш Ходатай и Поручитель (1 Петр. 17, 28) и рождённые из Него (Рим. Третье оправдание, о котором говорит Священное Писание – это то, когда мы предстаём праведными пред другими людьми (Justificatio attestans in foro Ecclesiae[9]). 5, 15)ПредуведомлениеНекоторое время назад мне было высказано пожелание, чтобы я изложил свои мысли касательно веры, оправдания, писаного слова Божия, а также и других, менее важных вещей, не относящихся к насущнейшим для человека. чтобы такое познание давало нам радость и довольство в жизни и спокойствие при смерти?Не находимся ли мы, наоборот, в отношении сих важнейших вещей в великой тьме, неуверенности и страхе, которые мы не можем развеять никаким естественным познанием или усилием?Естественная религия исходит из человека; это вполне допустимо. 3, 16-19).Некоторые, столкнувшись с горестным искажением учения об оправдании (порой также и весьма неаккуратно излагаемого) в протестантских церквах, нередко (руководствуясь самыми добрыми побуждениями) доходили до того, что отрицали первые два вида оправдания, или одно второе; и всё, что Священное Писание говорит об оправдании, относили только к третьему и четвёртому его виду[14].В наши дни, напротив, во множестве появляются люди, которые ничего не хотят слушать о двух последних оправданиях, легко переступают через второе и держатся только первого, причём в высшей степени недостаточно и поверхностно[15].О! Писания. Во мне нет никакого добра, никакой праведности; и я не должен желать никакого блага во мне, как моего – это было бы нарушением и попиранием Божьего порядка; Ты будь во мне всем этим, дабы Ты один и прославлялся во мне во веки! 8, 27). 4, 11). Тем не менее обе стороны обвиняют меня, что я как раз этого не сделал, и намеренно утаил своё истинное мнение (вернее сказать, мнение, которое каждая сторона считает за истинное). Некоего тяжело раненого человека убеждают: «Твои раны смертельно опасны; если ты промедлишь, то тебя непременно поразит антонов огонь; иди же скорее к такому-то врачу, он разумеет дело; не медли, иначе будет поздно». Но тем не менее вера и дела составляют одно целое и следуют друг за другом, – иначе никто не поверит тому, кто утверждает, что верует.Поясню, что я имею в виду, несколькими простыми примерами. На это направлены все великие дела Твоего домостроительства человеческого спасения, все Твои суды и пути, как всеобщие, так и особые, по которым ты ведёшь всякого человека; Христово искупление для нас и его совершение в нас имеют не иную какую, как только сию цель. Спаси же и во мне Свою честь, оправдай и во мне Своё имя, дабы я, не могущий без Тебя делать ничего, неложно пребывал в Тебе и принёс много плода (Ин. О последнем нужно сказать следующее: хотя я почитаю писаное слово Божие как богодухновенное, я тем не менее вовсе не считаю, что буква Писания сама в себе имеет такую силу и благословение, что внешнее обращение с ней может дать нам жизнь. Они отыскивают в Библии некое слово, или историческое обстоятельство, или какое-либо особое действие, чудо или что-то ещё, им непонятное и для них тёмное, и подвергают эти места ожесточённой критике. Тогда Бог благоволит паки упокоиться в деле рук Своих, как это было в начале (Быт., гл. 6, 2; 7; Фил. Если же сии сомневающиеся на самом деле добросовестны, то пусть они со всем тщанием размыслят над нижеприведёнными вопросами, причём так, чтобы оставаться на каждом вопросе до тех пор, пока не услышишь ответ на него своего сердца.Желательно ли, чтобы где-нибудь наличествовало несомненное откровение Божие?Имеем ли мы в том состоянии, в каком пребываем сейчас, такое познание о Боге, о служении Ему и о том, что нам предстоит после смерти, чтобы мы с уверенностью могли следовать ему? Подобно тому, как нищая, привлечённая ради своей бедности к суду девица вступает в брак с богатым человеком, и все её долги переходят на него, и она выходит из суда оправданной; блага, права и имущество её мужа теперь принадлежат ей, равно как, со своей стороны, её сердце, её воля, всё, чем она является и что имеет, отныне становится больше не её собственностью, но мужа, – так соединяет нас истинная сердечная вера со Христом. В первой, самой большой части, говорится о вере и оправдании. Яви же и покажи мне сию твою веру от дел твоих (Иак. Это те, кто считает совершенно достаточной так наз. 5, 19; Рим. Посему я не могу указать на того или иного богопросвещённого человека, как на данную всем Книгу (non est publicae et receptae autoritatis[16]); его личные слова Божии не имеют для всех – и даже не всегда для того, к кому они однажды были обращены – такой обязательной, безусловной и доказательной силы, как Священное Писание. Освящение и добрые дела нельзя разуметь иначе, чем в связи со Христом. 8, 1), не предстанут пред судом (Ин. могу ли дерзать, о мой Спаситель? Он просит и взывает чрез Своих посланников вовне и Своим Духом внутри нас: примиритесь с Богом (2 Кор. В такие моменты ты должен слушать только то, что говорит Бог о пребывающих в сих скорбях людях: Я взираю на угнетённого и сокрушённого духом (Ис. Св. Сии говорящие по-мирски (1 Ин. От меня можно требовать только то, чтобы я дал отчёт, как сам я верую (1 Петр. «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак. Если же говорить кратко, то я могу лишь повторить уже сказанное мною в предисловии к вышеупомянутому трактату: чем дольше я живу, тем больше убеждаюсь в божественном происхождении сей Книги и её исключительном превосходстве пред всеми прочими человеческими книгами.2. Яви Свою силу и на мне, немощном и нищем, и на тех, кто вкупе со мною предал себя благочестивой жизни! 2, 18). Таким образом, мы видим, что Терстеген идёт тем же путём (и более того – подытоживает и завершает этот путь), что и его предшественники, считающие своей задачей «восстанавливать в правах» традиционную полноту духовной жизни в достаточно узких рамках протестантской ортодоксии (Валентин Вайгель, Иоганн Арндт, Филипп Якоб Шпенер и др.). Писание говорит, что их дела идут не впереди них, как бы отверзая пред ними небесные врата, но именно следуют за ними (Откр. 2, 1), пусть даже грехи не перестают проистекать из своего источника – здесь имеются в виду, конечно, грехи по немощи). Поскольку от меня требуют разъяснения тех положений, о коих я уже неоднократно (и, полагаю, весьма ясно) высказывался, то я прежде всего хотел бы выразить пожелание, чтобы ду́ши, пробуждённые к жизни с Богом, уподоблялись христианам первых времён и больше обращали внимание на необходимейшие вещи, нежели на слова, мнения и всякие отвлечённые тонкости.Виной излишнего интереса к теоретизированию по большей части являются учёные – которым лучше было бы подумать о том, что среди истинных верующих едва ли один из тысячи в точности понимает все их дефиниции и рубрикации; и, напротив, тысячи других содержат в голове слова́ истины, но живут не по истине этих слов. Свои мысли о писаном слове Божием, или о Священном Писании, я уже изложил в первом трактате «Пути истины» и, как мне представляется, сделал это столь обстоятельно и ясно, что умножать рассуждения уже нет нужды. 1 Кор. Всё наше добро, вся наша праведность, какие мы только можем иметь, происходят от Тебя, благого источника, и должны возвращаться к Тебе прямо и чисто – ибо яснейшие воды Твоих благодатных даров и добродетелей замутняются, если они застаиваются в творениях. Все Свои слова, дела и пути в конце всего Он оправдает так, что всякий язык исповедует и воскликнет: Всё Он соделал хорошо.Аминь! 31, 2) лукаво похваляется оставлением грехов – но Христос не есть служитель греха (Гал. О ВОССТАНОВЛЕНИИ ВСЕГОВ своё время я написал так:«О восстановлении всего я ничего не знаю, поэтому не могу ничего о том и сказать. Аминь. Человеку надлежит всё препоручать Господу, давать Ему место и предоставлять Ему действовать и жить в себе. Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их (2 Кор. А то по большей части происходит так, что одни настаивают на первых двух видах оправдания, но не знают их необходимой и важнейшей связи как с возрастанием в истинном освящении, так и с единением с Богом во Христе, – другие же «утешают» всех Евангелием и призывают людей к праведной жизни, не ведя их подобающим образом ко Христу, Который един праведен.Что касается меня, то я при вышеизложенном изъяснении учения об оправдании, как путеводной нитью, руководствовался Священным Писанием и духовным опытом в их связи и единстве. Последнее есть всецело от Бога, всецело безошибочно; и хотя писатели его были, как и все, немощными и ошибающимися людьми, но смыслу Писания это нисколько не повредило.3. 92, 5).Святое и непорочное жительство верующих, как письмо Христово (2 Кор. Кратко коснусь поэтому лишь главного. 102, 1) да будут без остатка отданы Тебе, чтобы отблагодарить Тебя! 3, 20). См.: Gerhard Terstegen’s Geistliches Blumengärtlein inniger Seelen, Stuttgart, 1927, S. 8, 32) и да возрадует его всецело! 15, 9) вкупе с лучшей надеждой и дерзновением, посредством которых мы приближаемся к Богу (Евр. как бесчестит Тебя и Твоё имя не только мир сей, но и народ, называющийся именем Твоим! 5, 3-5), признаю́т в них возлюбленных Божиих (Ин. Здесь вера действует в теплейшем сердечном сообращении с Господом (Быт. Испытание веры у протестантов прежде всего связано с вопросом об оправдании. «естественную религию»[18], и по этой причине именуются «натуралистами».6. Как и в опубликованных ранее текстах, в этом трактате обращает на себя внимание направленность проповедника на внутреннее богообщение, духовную жизнь. Такие люди приносят Св. Никто не благ и не свят, кроме единого Тебя. «Но точно ли так? 1 и 2), и соделывает душу причастницей Своего покоя и благобытия, так что она блаженно вкушает внутри себя начатки вечной субботы. Полемика эта направлена против так называемой естественной религии и вообще против современных Терстегену идей эпохи Просвещения и «мирской учёности». 66, 2); Я испытываю тебя в горниле страданий (Ис. 3, 9; 12-14), и т. д. 6, 5) – новомодная философия служат им вместо помазания от Святого Духа (1 Ин. Кающаяся верующая душа именно по этому признаку узнаёт в себе основание, за которое она может дерзновенно держаться и идти дальше. 15, 5). Истинная оправдывающая вера состоит в том, что бедный смирившийся грешник, веруя, что только во Христе он может обрести прощение грехов[3], помощь и спасение, всем сердцем, с внутренней алчбой и жаждой, приходит к Нему (Ин. 3, 3-4) – ибо всё сие производит в ней Его Дух (Рим. Это их меч, с помощью которого они строят из себя героев: а пусть им-де, сначала докажут, – а потом они решат, могут ли (а я бы сказал, хотят ли) они веровать. Бог и Его пути всегда и во всём достопоклоняемы, но не всегда их возможно исследовать. 11, 5; Пс. всё моё слишком мало и худо для жертвы благодарения Тебе за все Твои милостивые благодеяния, и это моё сердце только вновь и вновь будет износить из себя плоды повреждения. Посему я принимаю только такое учение и такое благочестие, которое не постыжается пред судом любого, хоть и малейшего изречения Св. часто составленные людьми духовные предписания служат более к разорению, чем к созиданию. Брюссель, 1988, стр. Его оправдание неправедного делает последнего праведником.Где есть покаяние и вера, там, вне всякого сомнения, есть также и это оправдание пред судом совести, иначе вера не была бы оправдывающей верой, вера была бы не верой. 4, 5) учёные люди в нашем так называемом «христианском мире» рассматривают Священное Писание как ненужное или вообще достойное презрения. 1, 15). 3, 7). Есть ещё один род «натуралистов», которые хотя и понимают, что Священное Писание есть слово Божие, но для своих занятий им и для его толкования употребляют исключительно естественный ум и человеческие средства, – это необращённые и бездуховные богословы. 14, 38) в са́мой своей глубине, так и на её благоговейное обращение к одному только Богу, её мирное и чистое всецелое прилепление к Нему, к Его благодати, к Его руководству ею. Как чадо, я люблю и чту всякую волю и всякое дело моего Отца, которые Он изволит открыть мне – хотя мой детский разум и не сразу может всё вместить. 2.][14] [Возможно, речь идёт о спиритуалистах XVI–XVII вв.][15] [См. дай мне такое сердце, чтобы мне не стыдно было вернуть его Тебе; или, лучше, Сам возьми моё сердце в Твои руки, дабы оно со всем, что в нём, освятилось Твоим божественным совершенством и соделалось в Твоих руках жертвой, благоприятной Твоему Небесному Отцу, как в жизни, так и в смерти. 3, 21), и чрез Него, как нашего Первосвященника, приноситься в жертву Богу.И жизнь, и смерть мояв руках Твоих да будут[8].Мы вернёмся к изъяснению сего при обсуждении четвёртого оправдания. Это честно? Посему я и называю это «конечным оправданием пред лицом Божия благоволения».Но здесь нужно многое очищение и освобождение души от всего, что не есть Бог и Божие, прежде чем Христос один воцарится в душе; многое исхождение из самого себя, чтобы таким образом человек мог совершенно найтись во Христе. 6, 10). Ещё. Поймёт ли школьник весь учебник мгновенно? Еще один перевод трактата немецкого проповедника Герхарда Терстегена публикуется на портале. Но чтобы мне подлинно уразуметь и оценить мою нужду и Твою любовь, Твоя человеколюбивая премудрость и премудрое человеколюбие пробудили меня от моего смертного сна, дабы я мог хоть немного увидеть ужасную, угрожающую мне опасность, вострепетать и воззвать о помощи. как недостаточествуем и мы, царственное священство, люди, взятые в удел (1 Петр. Меня спросят: но ведь в Библии действительно много написано о чудесах; многое кажется несообразным; многое очень темно. 3, 24) и даётся новое сердце (Деян. Истинные верующие стремятся к освящению и от сердца делают добро; но этим они не оправдываются пред Богом (1 Кор. В день, когда Господь явится судить живых и мёртвых, те, которые во Христе Иисусе (Рим. Хотя, как мне представляется, я уже достаточно говорил и писал об этих материях, – но поскольку меня (по настоянию многих) просили о том благочестивые теологи, с коими я связан узами дружбы, то я не мог уклониться от их просьб и составил более подробное изложение сих предметов. 91, 13-14); украшением же сего дома является не что иное, как святость (Пс. 14, 13). Это известные вещи. Один Святой Дух употребляет сей меч как и где Он хочет. 3, 13-14; Откр. 2, 16), ненависть ко всем увиденным в себе грехам, сердечное стремление ко всякому благу и любовь к Тому, Кто возлюбил нас и предал Себя за нас (Еф. Они не могут ни здесь, ни в оный день поставить своё освящение и доброделание Богу в счёт, чтобы это имело значение пред Его судом. Нет, нет, о Иисусе! Бог оценивает как доброе и оправдывает её благодатное состояние (Рим. 17, 30-31). В Нём, во внутреннем общении с Ним, должно совершаться всё (Ин. Мои богатства препятствуют Тебе и отдаляют Тебя от меня; моя нищета и смирение преклоняют Тебя ко мне, дабы Ты мог наполнить и облаженствовать меня Собою. 15, 21-22), употребляю здесь это выражение для того, чтобы тем отчётливее выступало сравнение Христа с Адамом.[7]  [Основополагающее оправдание внутри нас пред лицом совести.][8] [Строки из 6-й строфы духовного гимна Терстегена «Христос – оправдание наше». 18, 14; Рим. 5, 20). Тогда само собой выводится заключение, которое, несомненно, и должно быть сделано – а именно, что то́ намерение, какое имел Бог при сотворении человека, получает своё преславное исполнение в его искуплении, когда помрачённый образ Божий и Его жизнь вновь восстанавливаются в человеке, – и восстанавливаются такими путями, что, уразумев их, невозможно не подытожить: Ему единому слава во веки! Христиане весьма редко проводят такое жительство, чтобы они могли указать этим людям (если только им ещё можно помочь) истинный путь – и последние продолжают действовать неразумно и недобросовестно. Аминь._________________8. I трактат, о Священном Писании, примечание 9.[18] [«Естественная религия» – в идеологии Просвещения XVII–XVIII вв. Оно есть безошибочное правило нашей веры и жизни. Только тот, кто делает правду, праведен, подобно как Христос праведен; кто думает иначе, обольщает себя (1 Ин. Ах! Какой больной может излечиться, если прежде не доверится врачу? Христос Сам становится его премудростью, праведностью, освящением и спасением – и не только объективно, по вменению, но и внутренне, в силу Своего благодатного вселения.Затем Бог испытывает то Своё достояние, которое Он положил в душе – то благо, говорю я, которое Христос произвёл и производит в душе Своим Духом. – Веруешь ли ты всем сим великим истинам именно от сердца? 1, 6-7).4. да познает в себе христианский мир сию Твою силу и перестанет быть – как это уже слишком давно стало обычным – камнем преткновения и соблазна для других народов из-за своего нехристианского жительства! 12, 59). В Библии мы находим наидревнейшее известие о важнейших, касающихся нас, вещах; это признано всеми. Предисловие переводчикаВ 1754 году в Мюльхайм-ан-дер-Рур прибыл высокопоставленный чиновник оберконсистории Прусского королевства (Мюльхайм тогда входил в состав Пруссии) Юлиус Хекер с поручением прусского правительства проверить образ мыслей Герхарда Терстегена, известного уже во всей Германии (и за её пределами) народного проповедника и душепопечителя. 3, 7-8). Если сердце наше осуждает нас, то Бог больше сердца нашего (1 Ин. Это необходимо учитывать при чтении данного текста.Наконец, в третьей, самой краткой части, Терстеген касается вопроса об αποκαταστασις παντων («восстановлении всего»). Имея Тебя, я имею всё, ибо Ты – моё благо, моя праведность и моё спасение. 1, 4)? в какой стране? кто сознательно грешит, тот никогда не видел Тебя и не познал Тебя (1 Ин. Покайтесь и веруйте, что приблизилось Царство небесное (Мк. Какое искусство или знание можно изучить, если прежде не отдадим себя и не доверимся учителю? дал бы Бог, чтобы церковные учителя, именующие себя евангелическими, разумели Евангелие в целокупности и опытно! 2, 6); но он хотел ради Иисуса совлечься всех своих преимуществ, чтобы всецело погрузиться во Христа, дабы Он один был для него всем (Фил. Их уста могут сколько угодно разглагольствовать о Святом Духе и о просвещении; сердце же их опытно ничего не знает о том, и если дойдёт до дела, то оно окажется их сердцу чуждым. В нём не видно ничего, что было бы достойно Твоего имени, Твоего духа и Твоего учения! 3, 20)[10].В этом третьем оправдании человек оправдывается делами, а не верою только (Иак. II, гл. 7, 14). Второе оправдание происходит в сердце и совести кающегося, смирившегося, жаждущего благодати и всеусердно стремящегося ко Христу грешника, когда то, что было совершено для него и вне него, усваивается ему Духом Святым – когда ради Христа ему прощаются все его грехи (Лк. «Тебе мы предаём себя всецело, как истинные христиане[11]». 1, 9), во что желают проникнуть Ангелы (1 Петр. сумма наиболее общих и отвлеченных религиозных представлений («религия разума» и т. п.), выводимых из человеческой природы и не нуждающихся в авторитете откровения и церковных догматов.][19] [Возбудить сомнение.][20] [В XVII–XVIII вв. Я с сердечной радостью вижу в Тебе бесконечные блага, бесконечные совершенства; в Тебе они и должны быть – а в себе я хочу видеть лишь нищету духа (Мф. 2, 6) и в Духе (Гал. 2, 12), болезни, скорби, нужды, утеснения совести и т. п. Это добросовестно – так подходить к делу?8. О вере и оправдании я писал в трактате «Предостережение от духовной поверхностности и беспечности» (например, в §§ 17–24), равно как и в других местах. Они именно что натуралисты, и воспитывают натуралистов. Так Бог возлюбил меня, недостойного, без моих просьб, ничем не принуждённый, нисколько не нуждаясь во мне – о, какая великая благодать! Истинное освящение сохраняет тот же порядок вещей: греховно-самолюбивая жизнь человека (а никакой другой падший человек не имеет) и всевозможная скверна плоти и духа (2 Кор. Если сердце наше не осуждает нас (1 Ин. Господи Боже! Обе партии имеют основания для своих взглядов; но основания эти весьма зыбкие, а взгляды приводят ко многим затруднениям. Но разумно ли так поступать? Были святые души, настаивающие на учении о восстановлении всего; другие святые душе его решительно отвергали. 53, 8), и Павел: Христос оправдан в Духе (1 Тим. Когда Он был оправдан, то с Ним оправдались и все, принадлежащие Его роду (Деян. Ясно же ощущаемое удостоверение в оправдании, как уже говорилось выше, может быть или не быть, чувствоваться в большей или меньшей степени, раньше или позже – как угодно Богу; но оно не есть необходимый и обязательный признак оправдания. Спаси Свою честь, о мой Спаситель; оправдай Своё имя – да станет Твой народ народом праведников! Это, о Боже, и есть конец моего стремления и средоточие моего покоя на веки. Но это не высший суд: сердце наше не может всегда быть безошибочным и беспристрастным ни в обвинении, ни в оправдании. Немецкий текст буквально следует греческому. 4, 19) и Кто открыл тебе сию великую тайну Своей воли (Еф. 53, 11).В силу этого оправдания Христова, вменённого нам, Бог оставляет времена неведения (Деян. Тело и душа, сердце и вся внутренняя моя (Пс. 5, 12; 15).И всё сие столь несомненно и действенно, что все истинные верующие от сердца исповедают и могут засвидетельствовать пред другими, что поскольку Один за всех умер и был оправдан, то и все умерли и оправданы (2 Кор. 3, 25-26); повелевает же людям всем повсюду покаяться, одновременно привлекая их Христовым воскресением к вере и оправданию (Деян. 12, 11) – и сможете со временем не только придти в разумение истины (1 Тим. – Если вера состоит только в этом, тогда мне беспокоиться не о чем, ибо от юности я именно так и веровал и ныне готов подписаться под всем сказанным». 356.][9] [Оправдание, свидетельствуемое пред лицом Церкви.][10] [В русской Библии здесь вставка: ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает всё(1 Ин. Вот как это происходит:7. 5, 24) оскорблённого величия Божия (хотя и будут на нём, 2 Кор. 8, 43), исцелить меня. Всё в Священном Писании запечатлено божественным авторитетом. 5, 13)! 5, 16; 25).В четвёртом оправдании мы видим, как душа очищается (Ин. 14, 11): Только у Господа оправдание и сила (Ис. Оно есть не что иное, как освящение, выявляющееся пред всеми в своих подлинных плодах, свидетельствующих о живом наличии веры, оправдании пред Богом и новом благодатном состоянии. 7, 19; Еф. Но для других оно может быть словом Божиим только в той степени, в какой оно имеет свидетельство о своём божественном происхождении; и принимает его только тот, кто признаёт его за таковое и в ком оно являет силу и помазание в его сердце. Тогда только в полной мере Господь становится оправданием нашим (Иер. 3, 6)!  Лукавое сердце (Пс. 7, 1) открываются и осознаются всё больше и глубже, низлагаются и жертвенно умерщвляются; Христос же и Его благодатная жизнь восходят на их место, поскольку кто таким образом со Христом умирает, тот со Христом и оправдывается от греха (Рим. 6, 17) и единении с Ним, вселившимся в нас (Еф. Впрочем, я не хочу сказать, что одно с непременной точностью должно сменять другое, или, тем более, что человеку необходимо всё это скрупулёзно различать в себе и раскладывать по порядку. И наоборот: если сердце обвиняет и осуждает бедного грешника, то он также может обратиться с апелляцией к Богу, ибо Бог больше сердца нашего и знает всё (1 Ин. 15, 5), в славу моего Небесного Отца! Впрочем, я предполагал это заранее. Упадок христианства, и особенно бросающаяся в глаза духовная немощь тех, кто по преимуществу занимается Писанием, даёт им весьма весомый повод к сему. 3, 10).Освящение и его плоды иногда могут дать совести удостоверение о достигнутом оправдании пред Богом по благодати. 5, 10); после же судебного изречения божественного благоволения во Христе они сразу будут оправданы (Мф. 1, 12).    _________________ 5. V трактат «Предостережение от духовной поверхностности и беспечности».][16] [Это не всеобщий и не признанный всеми авторитет.][17] См. Я хочу сказать о ней кратко и просто.Вера есть несомненное убеждение нашего сердца в истинности касающихся нас невидимых и будущих вещей. 3, 15); именно это я и сделал. 22, 11).Освящение и его плоды не оправдывают нас пред судом оскорблённого величия Божия (Рим. 5, 1), не проявляя несвоевременного любопытства, чтобы проникнуть в них и узнать Его тайны. Может ли в этом случае естественная религия дать нам желанный свет и необходимое утешение?И что мы видим у тех народов, у которых нет ничего, кроме их естественной религии? 2, 18)!» «При чём же тут дела, – ответят мне, – мы ведь говорим о вере, которая одна спасает; дела не помогают нам нисколько[1]». 1, 14; Откр. Что ж, подожду; и лишь порекомендую себе и другим, насколько возможно, сосредоточиться на восстановлении себя, пока мы живём здесь, на земле».Это моё суждение о восстановлении всего, высказанное в предыдущих изданиях, не удовлетворило ни сторонников, ни противников сего учения. Вера по большей части (без достаточных, однако, на то причин) описывается слишком сложно. 15, 1; 1 Ин. 11, 5), её освящение, её красоту, её добродетели, ибо они – Христовы (Песн. Когда он поспешит к этому доброму богачу, объявит ему свою нужду и попросит его о помощи (конечно же, им никак не заработанной и не заслуженной). В продолжение освящения нам всё больше открывается падшесть плоти и духа, самолюбие, самонадеянность, скрытая надежда на свои дарования, усердие, дела, внешнее положение и т. д. Чрез истинное обращение мы, по выше разобранному второму оправданию, укореняемся во Христе и насаждаемся, как пальмы, в доме Церкви Божией; таковым праведникам даётся от Христа (как, собственно, и толкуется сей псалом), что они процветут во дворах дома Бога нашего (Пс. Пусть человек только несколько минут поразмыслит над этим вопросом, который ведь никого не может оставить равнодушным. 5, 24; Евр. 72, 28), прилеплении к Нему (1 Кор. Ибо после того, как Сей как истинный Первосвященник вошёл со Своею Кровию во святилище (Евр. Скудные школьные мнения, жалкие комментарии, или – если нужно показаться пред людьми (Мф. На необходимейшие и яснейшие истины Священного Писания они едва смотрят. Хотя Бог иногда и даёт глубокое сердечное удостоверение такого прощения, но неверно и опасно полагать веру или оправдание именно в этом. 5, 10), и так послушанием одного сделались праведными многие (Рим. Не в одних мыслях, а на самом деле становимся мы, без наших заслуг, оправданными по Его благодати, в силу чего душа, как сия нищая девица, сразу обручается с Ним в вере так, что сбывается сказанное: Он Господь твой, и ты поклонись Ему (Пс. прим. Прочти целиком 11-ю главу Послания к Евреям. Правоверие его было подтверждено, а проповедническая и учительская деятельность получила высокую оценку. 3, 30), вплоть до того, чтобы над ним исполнилось сказанное: уже не я живу, но живёт во мне Христос (Гал. Аминь. II.  _________________6. Он со всем, что принадлежит Ему, становится нашим, и мы со всем нашим – Его (Песн. Если этого плода нет, тогда и никакого оправдания в нас нет.Сие второе оправдание всегда и непременно имеет место на всём протяжении благочестивой жизни христианина; оно есть фундамент, и пребывает фундаментом, от начала и до конца – и не только потому, что мы совершаем новые грехи (ибо если чада Божии согрешают, то они чрез Христово ходатайство вновь примиряются с Отцом (1 Ин. Я настолько уверен в Его высочайшей премудрости, непорочной праведности и совершеннейшей благости, что могу спать спокойно, совсем ни о чём не тревожась. Апостол показывает, что упоминаемые им во всей сей главе святые свидетели имели веру, и именно поэтому они и жили, как они жили, и совершали то, что они совершали, каждый сообразно своей мере и обстоятельствам.Итак, в приведённом мною кратком и общем определении вера (которую, если речь идёт об оставлении грехов, называют оправдывающей) уясняется в достаточной степени.3. Среди многочисленных крестов, испытаний и внутренних изменений душа всё глубже отрешается от себя и смиряется – и тогда Иисус и Его праведность всё более укореняются и воссиявают в душе, чудесно умножая в ней мир и блаженство.И не только это; но всё наше внутреннее и внешнее освящение постоянно требует оправдания. 15, 1), те, кто произращает сплошь кислые ягоды и гнилые плоды? Не слушай и того, что говорит тебе безутешный дух, диавол, и даже что говорит тебе собственное твоё сердце, совесть, плоть и кровь. Сохраняя протестантскую терминологию, Терстеген решительно расширяет рамки «школьного» богословия и включает в понятие «оправдания» всё богатство церковного мистического опыта. Я должен держать себя в своих рамках; впрочем, я ценю и мнения других, коль скоро они истинно и верно жительствуют во Христе. Даруй же мне новое сердце, сердце, полное Твоей любви, Твоей святости, Твоих добродетелей, дабы я им мог служить и угождать Тебе и прославлять Тебя! Кто может переплыть море, если прежде не доверится кораблю и кормчему? 142, 2); но они оправдывают нас пред судом Церкви. 8, 5). Я вижу Его и после сего – как Он, излив Свою драгоценную Кровь, вошёл во святилище, изнёс мне оттуда истинное и вовек пребывающее искупление и милостиво предложил Мне Свою благодать и спасение. Также он не желал своё уже достигнутое по благодати оправдание считать своим (1 Кор. Совсем нет! Со Христом – всё дальше; вот лучший путеводитель!Тем не менее, если человек хочет систематически осмыслить всё сие[12], также и то, в каком отношении к каждому из четырёх видов оправдания находится вера[13], то можно рассуждать так.В первом оправдании мы видим, что благодать и благодатная жизнь даруется нам Христом; вера объемлет и принимает этот дар с благоговейным сердечным удостоверением и согласием.Во втором оправдании благодать и жизнь по благодати открывается в душе чрез веру, которая проявляется здесь в смиренном обращении сердца ко Христу, принятии Христа и предании себя Ему (смотри § 3).В третьем оправдании душа взращивает и приносит многие плоды в благодати и благодатной жизни в силу веры, являющей себя здесь в сердечном пребывании во Христе (Ин. Пусть он вспомнит прочие книги и то, что они возвещают, а потом переведёт взгляд на Библию – и даст себе обдуманный и зрелый ответ.10. 10, 42).Я – чадо Отца, но не советник Ему (Рим. – спрошу я.