Краткое наставление, как искать Бога и лица Его

Oн eсть любoвь, и прeбывaющий в любви прeбывaeт в Бoгe, и Бoг в нём (1 Ин. Симeoн Нoвый Бoгoслoв.И этoт экстaтизм, и нeкoтoрыe прaктичeскиe сoвeты Тeрстeгeнa высвeчивaют пeрeд прaвoслaвным бoгoслoвиeм нeскoлькo вaжныx прoблeм. Гeрлax Пeтeрсeн – сoврeмeнник Фoмы Кeмпийскoгo, принaдлeжaщий, кaк и сaм Фoмa, к «Брaтству oбщeй жизни» (прeдрeфoрмaциoннoe дуxoвнo-цeркoвнoe движeниe в Гeрмaнии и Гoллaндии).Кaк пeрвыe три чaсти «Пoдрaжaния», тaк и чeтвёртую чaсть – «Сoбeсeдoвaния» – Тeрстeгeн прeдвaрил в свoём издaнии oтдeльными прeдислoвиями. Бoг eсть дуxoвнaя, вeчнaя, ничeм нe oгрaничeннaя, прoстaя, крoткaя, тиxaя и блaжeннaя Сущнoсть. Бoг eсть дуxoвнaя, oтрeшённaя Сущнoсть, чуждaя грубoсти мирa сeгo, чувствeннoсти и рaссудoчнoсти. [3] [Пeрeвoд пo Сeптуaгинтe.][4] [Всeдoвoльный (ц.-сл.) – бoгoслoвский тeрмин, oзнaчaющий oблaдaниe всeм, пoлнoту всex блaг, нe имeниe нужды ни в чём.][5] [См. В VIII трaктaтe – «Истиннaя мудрoсть, или прeбывaниe тoлькo с Бoгoм и в сaмoм сeбe» – eгo трeтья чaсть пoсвящeнa рaссмoтрeнию вoпрoсa, чeм мoжeт и дoлжнo быть пoдрaжaниe Xристу, eсли смoтрeть нa внeшнюю зeмную жизнь Спaситeля. Мaкaрий Вeликий или прeп. O, скoль нeoбxoдим нaм и скoль дрaгoцeнeн прeд лицeм Бoжиим крoткий и мoлчaливый дуx (1 Пeтр. 23, 7), Гoспoдь Сaвaoф! Бoг eсть рaдoстнaя, мирнaя и блaжeннaя Сущнoсть. 1380­ – 1471) «O пoдрaжaнии Xристу» (1427). 22, 2) крoтoсти и любви Xристoвoй.10. 16, 11)                                                                          Ктo oбрaщaл взoр к Нeму, тe прoсвeщaлись,                                                                         и лицa иx нe постыдятся.                                                                                                (Пс. Невозможно узреть и обрести Его, как только простым и чистым сердцем (Мф. Пусть всё вне тебя идёт вкривь и вкось; пусть твоё тело претерпевает крест и страдания, а душа – сухость и скорбь; лишь бы твой дух пребывал незатронутым всем этим. Ты обретёшь всю свою отраду, довольство и блаженство в Боге; и Он, со Своей стороны, возымеет в тебе Свою радость и веселье (Притч. 17, 20; 118, 32; 96), не останавливаясь на частных предметах и размышлениях – особенно во время молитвы.8. 10, 5) и восходи духом в состояние божественной неограниченной всеобщности и безмолвной широты (Пс. 72, 25), и твоя любовь совершенно отвратится от них. 6, 22) твоей души прямо взирать на Бога и во всём иметь в виду лишь Его одного, без малейшего нечистого постороннего намерения или искания своего, без всякого, даже самого тонкого, лицемерия, притворства или искусственности. Одна из них: то, на что указывает автор в §§ 13 и 14 – на «остановку» в своём внутреннем делании и «субботствование» перед действованием Бога – нашему пастырскому богословию совсем неизвестно. 14, 23; 2 Кор. Остановись, отрешись хоть немного от круговращения твоей повседневной суеты и задумайся о своём высоком достоинстве и о цели, ради которой ты сотворён и введён Богом в мир сей. 35, 10). В этом сладчайшем уединении ты чрез непрестанное блаженное воззрение на Его вседовольную[4] Сущность и сам неким образом станешь вседовольным. Бог есть всеобъемлющая, неделимая, ничем не ограниченная Сущность, неуразумеваемая никаким умом. Исаака Сирина (слово 16-е). отцов, как преп.  Предисловие переводчика             О происхождении и времени написания настоящего трактата говорилось в предисловии к предшествующей публикации. Тогда постепенно ты опытно уразумеешь, что ты есть не только внешний человек, состоящий из тела, чувств и рассудка, которые предназначены для вещей и явлений века сего, – но прежде всего человек внутренний, обладающий благородным духом, укоренённым в вечности, и такими внутренними духовными силами, которые (независимо от того, что происходит в мире сем) способны сущностным образом вкушать и созерцать Бога и вечность и обретать в этом свой истинный покой и совершенное довольство.16. Но здесь нужно сделать следующие важные замечания. Первое: поскольку внешние предметы и занятия (особенно пока человек не укрепился и не укоренился в этом внутреннем делании) легко могут стать причиной многого разорения и препятствовать душе на её пути к Богу и даже сбивать её с этого пути, то совершенно необходимо и крайне важно в продолжение дня стараться использовать любой момент, когда всё видимое и всё рассудочное можно отложить в сторону, дабы собраться внутрь, в присутствие Божие, и поставлять себя, с помощью благодати, в вышеуказанные состояния души, насколько это позволяют человеку его мера и внешние обстоятельства.14. Это как раз путь, всё дальше отводящий человека от Бога и лишающий его способности познавать Бога и Его истину.4. Посему, если ты хочешь познать Бога и приобщиться Ему, то со смирением оставь все свои особые, ограниченные, младенческие образы и помышления о Боге (1 Кор. Ах! 19, 12), и обитает Он в безмолвии невозмутимой вечности. Здесь Терстеген вновь обращается к теме подражания Христу, которое рассматривает как внутреннее усвоение человеком свойств Божиих. Как некий Серафим, ты будешь сокровенно пылать в чистейшей любви твоего Бога и в сем кротком огне любви сам станешь поистине милостивым, кротким, тихим, любвеобильным; более того – самой любовью.17. Если заметишь в себе нечто подобное, то мягко и кротко отстранись от сего. Ты будешь столь всецело насыщен, преисполнен и возрадован твоим Богом, что уже не бросишь ни единого взгляда на все богатства, славу и услаждения неба и земли (Пс. Нам надлежит приближаться к Богу внутренним, тихим, ровным и мирным деланием склонения или расположения к Нему нашего сердца, воли и любви. 4, 24) и близок твоему духу (Пс. 6, 44), которое мы должны лишь в простоте увидеть и последовать ему и перед которым надлежит умолкнуть и остановиться всем нашим собственным действиям. Относись к чувственной и рассудочной части своей души, как будто бы это был чуждый тебе человек, и пребывай в духе, обращая всё своё благоговение и любовь к Богу внутри себя. 7, 26). Как данный трактат, так и другие произведения нашего автора (в особенности его письма), да и вся обстановка «духовного пробуждения» в западном христианстве XVII – XVIII веков свидетельствуют о том, что описываемые им состояния были, если так можно выразиться, «массовыми». Твоё чистое разумение, око твоей души, отвратится от всего, что не есть Бог и Божие, и просветится, укрепится и возвысится в духе светом вечной Премудрости, дабы тебе, подобно Херувиму, преклоненно предстоять и созерцать лице Божие, Саму Премудрость, чистое зеркало действия Божия (Прем. Церковная дидактика учит человека пребывать в непрестанном подвиге, в непрекращающемся делании (что можно назвать «аскетикой синергии»). Он не есть то или это, но Всё и Одно[2]. В этом одном заключается твоё вечное спасение и временное благобытие – чего тебе не может дать ничто, кроме Бога. Игнатий (Брянчанинов). Ты существуешь в этом мире именно и только с той целью, чтобы искать тебе твоего Бога и спасительного лица Его (1 Пар. О человек (именно ты, читающий сии строки)! Бог же есть в высочайшей степени простая Сущность; Он не есть то или иное частное совершенство, но всецелое благо и всецелое совершенство, в неразделяемом и неуразумеваемом единстве. 8, 21). Тогда, наконец, твоя любовь, твоё сердце, твои пламенные душевные стремления, освободившись и очистившись от всего иного, примут в себя высочайшее Благо, необъятное Божество и соделаются Его необъятным лоном – и именно это есть цель, для которой ты сотворён и искуплен. Но других ступеней нынешняя православная педагогика не знает, что и является главной причиной сегодняшнего феномена «расцерковления», когда начальный уровень церковной жизни исчерпывает себя, а ничего другого христианину не предлагается.Другая проблема сводится к тому, что те высокие состояния, которые описывает Терстеген, по общепринятому православному мнению, должны быть чрезвычайно редкими и могут быть доступны только избранным людям, великим подвижникам и святым («одному из тысячи», если воспользоваться выражением преп. В конце трактата Терстеген, описывая плоды этого усвоения, поднимается до прямо-таки экстатических высот. 3, 4), и не внимай ничему, что происходит вовне.6. 2, 20). 4, 9), поддавшись похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1 Ин. Если ты, о душа, хочешь приблизиться к Нему и иметь общение с Ним, то избегай всяких бесполезных воспоминаний и предположений, равно как и бесчисленных наведений, расчётов и беспокойств твоего падшего рассудка, и пребывай, как невинное дитя, всем своим умом и чувствами в настоящем мгновении с Господом. Он всегда один и тот же; у Него нет никакого До или После, но всегда единое пребывающее Ныне. Бог обитает в Себе Самом в вечности. Главное же здесь – действование Бога и Его любви в сокровенном привлечении нас к Себе (Ин. Если же против твоей воли подвигнется в тебе что-либо ложное и нечистое, то искренне и спокойно, без всякой утайки, повергни всё таковое пред лицем Божиим – и оно исчезнет.9. Твоя душа, твоё постоянно взирающее на Бога внутреннее чувство[5], отрешённое от всякого удовольствия, услаждения и утешения от творений, преисполнится внутреннейшей чистейшей радостью и глубочайшим миром Божиим. 2, 16)! Если ты почувствуешь, что в тебе начинает проявляться нечто, противоположное милосердию Божию – сразу, не вступая с ним в спор, погружайся в сладчайшие воды (Пс. Бог есть милосердная и кроткая Сущность. подними же вечные врата твоих духовных сил над падшей природой, чувственностью и рассудочностью, да внидет в них к тебе Царь славы (Пс. Бог есть тихая и ровная Сущность (3 Цар. 6, 16), как на Своём незыблемом престоле мира; и твой дух, который, как беззащитный сирота, столь долго блуждал на чужбине, сладчайше упокоится в месте своего подлинного отдохновения, в своём отечестве, всецело повергнув себя на лоно Божие, в истинный мир, и сокрыв себя в тишайшей вечности. Предоставь Ему заботиться о тебе и вести тебя, куда Ему угодно (Фил. Ищи же только того, чтобы тебе уподобиться всей душой Богу – и тогда ты сможешь обрести и познать Его легко и безошибочно. Взирай на Него, как на своего ближайшего и лучшего Друга, и не ожидай от Него ничего, кроме блага и добра. Избегай всяких разорительных попечений, досады, ропота и печали, которые помрачают душу и делают тебя неспособным к общению с Богом. Подражание Христу рассматривается как внутреннее усвоение человеком свойств Божиих, причём автор даёт вполне практические и исполнимые советы, как действовать в этом направлении (православный читатель может составить себе из этих советов представление о том, в чём, собственно, заключается «аскетика веры»). Посему взыскуй того, чтобы тебе всегда быть чистым и простым. 4, 16). Сего ради и ты будь всегда кроток, любвеобилен и милостив, как внутри себя, так и во всех твоих поступках. 4, 4-5) и паки возвысить твой дух в свободу славы детей Божиих (Рим. Как только мы замечаем, что Господь посещает нашу душу, желая возвысить нас над суетой или собрать нас в себя, утишить или умирить; как только мы начинаем ощущать в глубине нашего сердца детское благоговение пред Его присутствием, Его всеохватывающую благость или нечто подобное, – то мы должны без всякого смущения прекратить всё своё делание и всецело предоставить себя Богу в субботствовании и тишине, во всякой простоте и отрешённости от всего. О подражании же Христу с внутренней стороны с чрезвычайной глубиной и силой говорит настоящий трактат.Этот краткий текст является одной из вершин творчества последнего немецкого пиетиста, мистика и квиетиста. Твоё просветившееся открытое лицо (2 Кор. Сию превечную любовь, сию всеподательную Сущность ты, как невинное дитя свою горячо любимую мать, наинежнейшим и внутреннейшим образом обнимешь и прижмёшь к своему сердцу всеми силами своей любви, собранными воедино; и Бог, со Своей стороны, свято объемлет тебя. Пусть твоё сердце будет чуждым и затворённым для всего мира и всех творений, но всецело своим и отверстым для Бога. Бог есть сама простота и чистота. 13, 11), плени свой ум в послушание простой и детской вере (2 Кор. Так и твоей душе надлежит быть подобной тихим и прозрачным водам, дабы в них отображалась слава Божия. Пусть по твоей воле никакое творение не входит в тебя; и сам не исходи из себя по любви и вожделению к какому бы то ни было творению. Чем больше внутри себя ты стяжеваешь именно такие качества и свойства, тем ближе подходишь ты к Богу и делаешься способным к тому, чтобы Он открылся тебе и приобщил тебя к Себе. II 5. Из текста (и, несомненно, из опыта) Терстегена видно, что это только начальный уровень, первая ступень подлинной духовной жизни. 1.] Ты создан не для времени и творений, но для Бога и вечности, и для того, чтобы Богу и вечности была посвящена вся твоя жизнь. Да возвышается он в ясности и тишине над круговращением суеты мира сего и да радуется по внутреннему человеку общению с Богом, а по внешнему – тому, что Бог всё устрояет ко благу.III 12. 5, 8). Итак, если в тебе есть искреннее стремление взыскать и обрести Сего твоего Бога и лица Его, то смотри, чтобы не приступить тебе к делу неправым и неподобающим образом. Будь истинен и непорочен (Иов 1, 1[3]) во всех своих делах, речах, мыслях и желаниях. Духовное твоё око не насыщается ничем; внутреннее чувство[1] не находит ни в чём мира и полноты – только во всеподательном и бесконечно преисполненном любви Благе, которое есть один лишь Бог.3.   IV 15. 3, 18).18. Бог есть дух (Ин. 2, 15). 102, 1) постепенно будет уподобляться Богу, и в тебе всё больше будет открываться способность сущностно обрести сие всеподательное и преисполненное любви Благо и узреть Его спасительный лик.13. 1, 5-7; 2, 6). Впоследствии они вошли в состав сборника «Путь истины» как VIII и IX трактаты. Дай простому оку (Мф. В сем бесконечном царстве мира сможешь ты жить, уже неколеблемый штормами страстей, в безопасности от всякой беспокойной и разорительной радости и печали, страха и надежды, которые совне нападали бы на тебя.И так соделаешься ты ясным и светлым небом Пресвятой и Преблагословенной Троицы, Триединого Бога – неба, в котором Он пребывает, которое преисполняет Своим светом, любовью и всеми божественными совершенствами и в котором прославляется во времени и в вечности.19. Если ты хочешь обрести Бога и узреть лице Его, то, насколько это возможно для тебя, храни свой дух, свою любовь, желания и сердечные помыслы также отрешёнными и чуждыми миру и тому, что в мире (1 Ин. Поэтому мы не должны рассчитывать, что своими усилиями, а тем более самоизмышлёнными подвигами или напряжением ума, мы можем найти и узреть Бога. Внимаю читателей предлагается еще один трактат немецкого мистика и проповедника Герхарда Терстегена в русском переводе. Не будь же больше, о человек, славное создание и образ Превечного Бога, столь неразумным, чтобы постыднейшим и жалким образом порабощать свой царский (если не сказать – божественный) дух немощным и бедным вещественным началам и суете мира сего (Гал. Ничто в целом мире недостойно того, чтобы из-за него ты разорял себя. Пусть все твои мысли и желания будут такими, чтобы ты всегда мог поставить их пред светлым солнцем присутствия Божия. 6, 6), в средоточие твоего сердца, далеко, далеко от всякого творения. 4, 6; Пс. Избегай всякого ненужного излишества в деятельности твоих чувств и рассудка. Не подвергая никакой ревизии святоотеческие предостережения о крайней трезвости и осторожности в отношении всяких «высоких» явлений (к которым и сам Терстеген полностью присоединялся, см. V и XI трактаты), всё же надо подчеркнуть, что сочинения Терстегена предназначались для широкого круга читателей. Господь – во святом храме Своём: да молчит пред лицем Его всё, что в тебе (Авв. Да убезмолвятся твои уста, твоя воля, твои желания и помыслы; да будут тихи все твои дела. Для «церковного большинства» такие состояния не только недоступны, но и опасны (о чём писал, в частности, св. 3, 18) и увиденный тобою блаженный лик Господа встретятся исполненными любви взглядами, и ты, как малое дитя, лобызая и объемля своего Бога, будешь неотрывно взирать на Него простым оком, исполняясь радости; и Он, со Своей стороны, как любящая мать, не отведёт Своего взора от тебя – чрез что ты всё более и более будешь освящаться, преображаясь в Его образ от славы в славу (2 Кор. Особенность перевода Терстегена заключается в том, что он опустил 4-ю, заключительную книгу «Подражания» (в которой говорится о Таинстве Причащения) как «слишком католическую» и заменил её на небольшой трактат Герлаха Петерсена «Собеседования сердца с Богом» (также перевод с латинского). прим. 8, 31). Мир сей должен быть для тебя ссылкой, а твоё тело – исправительным домом и темницей. Аминь. [1] Способность души испытывать радость и покой, иначе именуемая совестью, ощущением Божьего к себе благоволения, и т.д.[2] Это нужно понимать и здраво разуметь не в каком ином, как только в следующем смысле: частные совершенства отдельного творения ум может обособить, измерить, разграничить и понять. Помни, что по благороднейшей твоей части ты есть чадо вечности; Сам Бог – твой Отец и твоё отечество, где надлежит тебе обитать и жить. 35, 10), то есть истину; и именно сия слава Господня, как в зеркале, отобразится в твоём ясном и тихом сердце. Впрочем, при этом автор остаётся строгим и трезвым евангелистом, так что его экстатизм не переходит в излишнюю восторженность, которая порой свойственна некоторым католическим сочинениям этого рода, и остаётся вполне церковно-традиционным, сопоставимым с экстатизмом таких св. Это сочинение, необыкновенно популярное и любимое в Европе, в оригинале написанное на латыни, многократно переводилось на немецкий язык и до Терстегена (например, одним из переводчиков в своё время был Иоганн Арндт). В этом свете познаешь ты свет (Пс. Он будет обитать и покоиться в тебе (Ин. 33, 19); поэтому тебе нет нужды, взыскуя Бога, высматривать Его здесь и там, или куда-то идти, или рассеивать себя многими и различными телесными подвигами, а тем более забивать себе голову многообразными исследованиями, соображениями и выводами падшего рассудка. Приобщайся Ему в сокровенном сердца человеке (1 Петр. Предоставь Духу любви Иисуса Христа умягчить жестокий и строптивый нрав твоей падшей природы, утишить неукротимость твоих страстей и преклонить к послушанию Богу твоё непокорливое своеволие. 3, 4)!11. Перевод выполнен игуменом Петром (Мещериновым). Даже твои прошлые ошибки и грехи должны тебя смирять, но не приводить в смятение. Это не может не дать повода современному православному богословию задуматься над тем, почему евангельские и апостольские обетования о духовной жизни, так обильно осуществлявшиеся в жизни христиан прошлого, оказываются практически неизвестными и недоступными нам сегодня.Разбивка текста на четыре части принадлежит переводчику.Игумен Петр (Мещеринов)Взыщите Господа, ищите непрестанно лица Его.                                                                                                (1 Пар. Как тот, кто хочет видеть солнце и греться на нём, должен подставить себя его свету, так и тебе, если ты хочешь по-настоящему приобщиться Богу, надлежит поступить в отношении Него таким же образом (1 Ин. Именно для того послал Бог Сына Своего, чтобы искупить тебя из такового рабства (Гал. Уж если даже твоего внешнего человека в краткое время сей многоскорбной жизни едва ли могут удовлетворить внешние явления этого мира, то наипаче внутренний твой человек алчет гладом, которого ничто не утолит. 33, 6)  I 1. Избегай поэтому всякого беспокойства, смущения и разгорячения извнутри и совне. Сей неприступный вечный свет невозможно увидеть, как только в Его свете (Пс. Относись к себе, к своим злым пожеланиям, самолюбию и своеволию, со строгостью; по отношению же к Богу будь по-детски свободен, ласков и доверчив. 22, 2).7. Для удобства читателя повторим сказанное там. В 1730 году Герхард Терстеген издал свой перевод знаменитого трактата Фомы Кемпийского (ок. Посему ищи и ты того, чтобы постоянно пребывать в мирном и радостном духе. Второе: прежде всего надлежит веровать – и быть твёрдо в этом убеждённым – что всё зависит от Божией милости, а не от нашей воли и действий. 16, 11), от которого ты отвратился в грехопадении и прилепился к творениям, дабы чрез сие тебе подлинно просветиться и освятиться и совместно с Богом иметь радость, мир, веселие и всякую отраду.2. С Сим твоим ближайшим и искреннейшим Другом ты сможешь как бы заключиться во внутреннейшую комнату твоей души (Мф. Если ты возьмёшься со мною за это делание, как оно описано выше, то вся внутренняя твоя (Пс.