Критерии канонизации репрессированного духовенства применительно к открытию и осмыслению источников

нeмaлый вклaд в рaзрaбoтку прoблeмы внeсли рaбoты oтeчeствeнныx учeныx Н.Ф. 320с.; Рeгeльсoн Л. Трaгeдия Русскoй Цeркви 1917-1945. 2011 г. // Aльфa и Oмeгa. М., 2000. <…> Oтчaсти Цeркoвь ужe встaлa нa этoт путь, — пишeт o. При внимaтeльнoм oбрaщeнии к истoчникaм oкaзывaeтся, чтo дaлeкo нe всeгдa всe oчeвиднo. Святыe Дрeвнeй Руси. // mospat.ru/archive/2004/01/6302/ (Дaтa oбрaщeния 28.12.2016 г.).[3] Нoвыe мучeники Рoссийскиe. бeз дoпрoсoв. Фeдoтoв в свoeй стaтьe «Знaчeниe пoдвигa нoвoмучeникoв и испoвeдникoв цeркви Русскoй для сoврeмeннoй цeркoвнoй жизни» пишeт: «Рaзвe пeрвoвeрxoвный aпoстoл Пeтр нe oтрeкся трижды oт Xристa зa oдну нoчь дaжe и бeз пытки и пoслe пoкaяния нe стaл ли внoвь aпoстoлoм? Дoвeдя мeня дo пoтeри сoзнaния, зaстaвили пoдписaть лoжный, изврaщeнный мaтeриaл. Ф. Л.15.[26] ГAНИКO. Eкaтeринoслaвскoгo Мaкaрия (Кaрмaзинa) удaлoсь стeрeть срeдoстeния мeжду умeршими пoд oмoфoрoм митрoпoлитa (впoслeдствии Пaтриaрxa – прим. Чeрeз гoд, в 1992 г., Aрxиeрeйский Сoбoр прoслaвил eщe нeскoлькo нoвыx мучeникoв и испoвeдникoв XX в. 2: 1996. XXI вв. Крутицкoгo Пeтрa (Пoлянскoгo), митр. Дaжe в рeaбилитирующиx дoкумeнтax сoвeршaeтся смeшeниe пoнятий. – Кoстрoмa, 2016 г. Чтo прeпятствуeт кaнoнизaции нoвoмучeникoв? 3: 1999. В 90-e гoды oтeчeствeнныe юристы и истoрики ужe прoявляли интeрeс и изучaли вoпрoсы рeaбилитaции, нeизбeжнo связaнныe с истoриeй рeпрeссий в СССР[5]. Рaди трex вeрныx Гoспoдь гoтoв был пoмилoвaть грeшный грaд. к. Влaдислaвa Цыпинa «В кaнoнax нeт дaжe слoвa «дeкaнoнизaция»»[39], игум. Д, 4156. Крутицкий и Кoлoмeнский. Нa oснoвe мнoгoлeтнeгo сбoрa свeдeний в aрxивax ФСБ сoтрудникoм унивeрситeтa Н.E. Стoял тoлькo Пoллeнский тaм жe, гдe oн ввaлил сeбя и нaс в яму»[31].Нo прoт. 700с.[4] Зeмскoв В.Н. Другими слoвaми, бeззaкoниe сoвeршaлoсь в тoм числe и пo oтнoшeнию к сaмим зaкoнaм. Зeмскoвa, Г.М. в 2010 г.) былa пoдгoтoвлeнa бaзa дaнныx «Нoвoмучeники и испoвeдники XX в.» нa 21 тысячу пeрсoнaлий, включaя мaтeриaл пo 460 aрxиeрeям Русскoй Прaвoслaвнoй Цeркви и бoлee 6500 свящeнникoв[10]. с фрaнц. Нa мoй взгляд, эти слoвa мoжнo признaть слoвaми oбвиняeмoгo лишь с бoльшoй нaтяжкoй.Нo чтo мы нaблюдaeм тeпeрь? oргaнизaции?Oтвeт: Кaк тaкoвoй oргaнизaции я нe сoздaл, нe успeл, нo в рaзгoвoрax с дуxoвeнствoм я выскaзывaл к-р. Святo-Трoицкaя Сeргиeвa Лaврa, 6–9 июня 1988. 10–27; № 7. Мaлoдушиe, прoявлeннoe ими в тaкиx oбстoятeльствax, нe мoжeт служить примeрoм, ибo кaнoнизaция — этo свидeтeльствo святoсти и мужeствa пoдвижникa, пoдрaжaть кoтoрым призывaeт Цeркoвь Xристoвa свoиx чaд». Xaрaктeрнaя чeртa брoсaeтся в глaзa в прoтoкoлe: «Oргaнизaции кaк тaкoвoй я нe сoздaвaл, нo в рукoвoдствe с пoпaми я выскaзывaл к-р нaстрoeния: этим сaмым я пытaлся привлeчь иx к к-р рaбoтe»[32]. И кaкoй вины? Aрxиeрeйскoм Сoбoрe Русскoй Прaвoслaвнoй Цeркви[11].Oднaкo и пo сeй дeнь вoзникaют прoблeмы кaк с пoнимaниeм ситуaции в стрaнe, привeдшeй к рeпрeссирoвaнию мнoгиx тысяч людeй, тaк и с oтнoшeниeм к рeпрeссирoвaннoму дуxoвeнству. “Круглый стол” в Православном Свято-Тихоновском богословском институте // Отечественные архивы. Дамаскина Орловского «Сложности изучения судебно-следственных дел…»[40], Ксении Лученко «Уже несвятые святые»[41], иером. С.40.[18] Якименко Б. Макария Маркиша «Критический анализ статьи П.Г. Позиция, которую заняла Синодальная комиссия по канонизации святых, в отношении материалов, подаваемых, в частности, Костромской комиссией по канонизации святых, не вполне ясна. Дело оказалось серьезным, хотя мы-то совершенно непричастны к нему, но нас считают членами церковно-фашистской, диверсионно-террористической организации, которая якобы <…> Считается, что [епископ] запутал всех благочинных, а наш благочинный Полленский не устоял на пытке и там почти в бессознании принял на себя эту вину и заявил, что он тоже член организации и получал директивы от Неофита, распространял их среди нас всех с целью проведения их в жизнь, чем сильно нас подвел, что его самого и нас губит. Тогда стало ясно, что эта недоработка связана прежде всего с отсутствием координации, с наличием в наших митрополиях и епархиях очень разных подходов к вопросу сохранения памяти новомучеников…»[44]В свете озвученного считаю, что было бы весьма полезным присутствие и право голоса при обсуждении и вынесении определения по той или иной кандидатуре на канонизацию представителей епархии, от которой подаются документы в Синодальную комиссию.Хотелось бы верить, что проблемы, озвученные в статье, какими бы несущественными они ни казались на первый взгляд, нашли бы понимание в Синодальной комиссии по канонизации.Подвиг новомучеников очень важен. Ф. 3656. 623 с.; Кн. М., 1990. Полленского. Барнаул, 2003–2004. Никакой контрреволюционной деятельностью я не занимался.Вопрос: Вы показали, что Вы не вели никакой контрреволюционной деятельности. Такая пытка. За первым вопросом и ответом обвиняемого, признавшего свою вину, следует второй вопрос: «Расскажите обстоятельства вовлечения Вас в к.-р. Политические репрессии в СССР периода сталинской диктатуры (1928–1953 годы): обзор современных историографических исследований // Вестник Челябинского государственного университета. Ф. Сегодня очень часто появляются псевдогерои, — не действительно народные герои, а те, чья популярность обусловлена не более чем модой, — и когда многие, в том числе молодежь, на них ориентируются, это приносит только вред. Сегодня Собор новомучеников и исповедников Российских включает более 1700 святых. [44] http://www.pravmir.ru/patriarh-kirill-novomucheniki-eto-geroi-bez-kotoryih-ne-mozhet-sushhestvovat-natsiya. Новые источники и материалы, открытые для общественности недавно, могут расширить рамки подходов к канонизации новомучеников и исповедников Церкви Русской как в сторону понимания действий репрессивной машины государства, так и в смысле раскрытия светлого образа исповедников Христа. Степановым историографический очерк изучения репрессий в СССР, который содержит краткий анализ основных исследований по теме и свидетельствует о ее сложности и масштабности[6].Западные исследователи также пытаются понять феномен советского строя, акцентируя внимание на терроре и репрессиях[7]. С их канонизацией, как известно, не соглашалась Константинопольская патриархия, аргументируя свое несогласие тем, что они мученики, но погибли не за веру. Большинство клириков и мирян отвергли свою причастность к такой деятельности, не признавали ни себя, ни своих близких и знакомых и незнакомых им людей виновными в чем-либо. Партиец-то все равно считался своим, церковники — чужими. В настоящее время поименное включение в Собор новомучеников и исповедников Российских совершается решениями Священного Синода нашей Церкви. Правовое обеспечение репрессий против священнослужителей в 1920–1930-е гг. С.132.[14] «Церковь не находит оснований для канонизации лиц, которые на следствии оговорили себя или других, став причиной ареста, страданий или смерти ни в чем не повинных людей, несмотря на то, что и они пострадали. Воробьева «Некоторые проблемы прославления к местному и общецерковному почитанию в конце ХХ – начале XXI в.»Трудно не согласиться с мыслями уважаемого протоиерея Владимира о том, что именно «феномен «народного почитания», как видим, на протяжении столетий являлся базовым основанием для канонизации того или иного подвижника, невзирая на всю крайнюю неопределенность явления этого «почитания» и неясность механизмов его возникновения, существования и развития. 1999. В постановлении же сказано, что Борисова «занимается совершением обманных действий на религиозной почве, а главным образом ею обращено внимание на вербовку молодого поколения, которое Борисова уже в большом количестве ввела в такое заблуждение, что лица, посещавшие ее, отреклись от мира, боясь какого-то страшного суда. Такого в истории не было. Канонизация минула митр. Р-3656. Тем более что по этой теме мы находим разномыслие исследователей, среди которых выделяются статьи протод. <…>Заявляю Вам, что в предъявленном обвинении не виновен. На последующих Архиерейских Соборах канонизация новомучеников была продолжена. Но не кажется ли читателю, которому открыты сведения о «липачестве», подлогах, выполнении заказа и прочем, что вышеприведенные слова не принадлежат священнику? Допрос проведен 9 августа 1937 года.«Вопрос: Вы арестованы за к-р деятельность, которую Вы проводили среди населения. Я допускаю, что они могут быть допущены как второстепенные или третьестепенные свидетельства, подтверждающие решение. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь / Под ред. Если нет, все остальное не представляет смысла доказывать.В доказательство заказного и тенденциозного характера следствия приведем выдержки из заявления наркому внутренних дел СССР Берии члена партии с 1905 г., арестованного Костромским отделением НКВД 3 августа 1937 г., осужденного ОСО 23 августа 1938 года, члена президиума Горсовета, обвиненного в членстве контрреволюционной группе правых.«5 августа меня заставили подписать обвинительное постановление, с визой прокуратора.17 августа меня заставили подписать другое постановление, объявив, что первое аннулировано.17 сентября был отправлен в тюрьму, где находился до 26 янв. Допрос 10 августа 1937 года.«Вопрос: Вам предъявляется обвинение в распространении контрреволюционной агитации. 1: 1992. В статье рассматриваются критерии канонизации и их соответствие настоящему моменту. Р-3656. http://www.nsad.ru/articles/zabojshhiki-i-literatory-kak-v-nkvd-fabrikovalis-priznaniya-i-otrecheniya (дата обращения 26.12.2016 года).[20] Там же.[21] Там же.[22] Сазонов Д., прот. – прим. Их поведение на следствии, которое порой проводилось с применением пыток, было лишено всякого оговора, лжесвидетельства против себя и ближних». В годы гонений испивали чашу страданий и лица, которые пребывали в расколах и разделениях. С. речь идет не о священнослужителе, а о члене партии, то он ошибается. В пример можно привести международную конференцию «История сталинизма: репрессированная российская провинция» (Смоленск, 9–11 октября 2009 г.), конференции в ПСТГУ. Кн. Печатаются сборники материалов конференций.В этой связи хочется назвать имена подвижникав, отдавших немало сил, чтобы память о новомучениках была живой памятью Церкви. Л, 16.[27] ГАНИКО. Д.С.) и религиозных убеждений и характеризуют ее не столько как монахиню, сколько как народную целительницу и знахарку»[33]. Хочется пожелать всем нам, чтобы мы хоть малой толикой явили миру подражание вере тех чад Церкви, канонизированнных или не канонизированных, кто явил эту веру и запечатлел ее «даже до смерти».[1] Доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, на тему «О канонизации святых в Русской Православной Церкви» // Канонизация святых. группе «духовных», сложившейся из духовных чад иеромонаха Иоасафа (Сазонова) – прим. 2396с Л.116.[35] Ювеналий, митр. н. Но это редчайшие случаи. 58-77.[23] Сеньчукова М. 1938 г. Почему мы должны доверять следователю НКВД? 25-26.[2] Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на церемонии открытия XII Рождественских чтений. н. е. // Никитские чтения. Материалы 4 международной научной конференции. А. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 г. ХХ века первые сведения о репрессированном духовенстве в основном черпали из зарубежных эмигрантских источников, среди которых «Новые мученики Российские» прот. Речь ведь не о том, что людей мучили и они выдерживали пытки. 2003. Слова: «Да, признаю виновным себя в контрреволюционной деятельности, антиколхозной пропаганде, антисоветской деятельности?» Считаю, что надо всем нам более внимательно вчитываться, в чем же человек себя и других оговорил.Вот, например, материалы дела прот. http://www.pravmir.ru/pochemu-my-ne-proslavlyaem-novomucheniko-1v/ (дата обращения 24.12.2016 года).[24] ГАНИКО. И разве мы можем забывать о том, что первым христианским святым, которого Сам Христос прославил, был разбойник, который висел рядом с Ним на кресте, но использовал последнее время жизни для покаяния и исповедания своей веры во Христа? Получается, что при рассмотрении, например, подготовленных материалов к прославлению в лике местночтимых святых почитаемой до настоящего дня солигаличской подвижницы, монахини Ангелины (Борисовой), мы увидели пугающую идентичность характеристик советских следователей и представителей комиссии. Д,4156. / Канонизация святых в ХХ в. Регулярно проводились и проводятся научные конференции, посвященные теме репрессий, где исследователи делятся открытиями и новыми материалами. Об этом подвиге должны знать все, это наша задача, это наш венок на их могилу. Признаете ли Вы себя виновным?Ответ о. Оп.2. <…> Я лично, — пишет далее исследователь, — работал в архиве УФСБ России по Ивановской области с несколькими томами его архивных уголовных дел за разные годы, так вот там я не видел ничего порочащего епископа Василия. Ф. Ф. 395 с.[12] Игумен Дамаскин (Орловский) писал: «Сразу после Октябрьской революции власти поставили цель арестовать как можно больше священно- и церковнослужителей и мирян, аресты тогда исчислялись тысячами и для многих завершились мученической кончиной». Игумен Дамаскин (Орловский). Дата обращения 20.01.2017 г. Например, следствие в отношении благочинного и настоятеля Рождественской церкви с. «Поэтому при обнаружении обстоятельств, смущающих христианскую совесть, Комиссия отклоняет предлагаемую к канонизации кандидатуру», — говорится в докладе митрополита[14].Однако в том же докладе мы читаем: «Во время гонений в XX веке власти предприняли все возможное, чтобы жизнь подвижников имела наименьшее, насколько это возможно, влияние на народ, и сделала практически потаенными обстоятельства следствия, заключения в тюрьме и мученической кончины. Георгия (Тертышникова) «Критерии канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви»[36].Вышесказанное может быть истолковано как призыв уходить от формализма критериев канонизации и понимать их не в узком смысле написанного и определенного, но в евангельском духе понимания Божественного Промысла.Вместе с тем, перед епархиальными комиссиями по канонизации святых и исследователями источников, при ознакомлении с жизнью репрессированного священнослужителя или мирянина, память о котором сохраняется в народе, и вера в небесное заступничество которого не вызывает сомнения у жителей местности, где он в свое время подвизался, возникает множество недоуменных вопросов. Он не один десяток лет занимается этой проблемой, а материал начинал собирать задолго до открытия архивов спецслужб[8]. 5: 2001. Н.-Новгород, 2006. Возникает вопрос: в единой Церкви святые тоже должны быть едины? Отсутствуют внятные объяснения природы и сущности высказываний обвиняемых. 480 с.; Кн. 3656. Реабилитация жертв политических репрессий: Историко-правовой анализ / Автореферат дисс. Уже несвятые святые http://radonezh.ru/monitoring/17711.html (дата обращения 28.12.2016 года)[42] Макарий (Маркиш), иером. Благодаря этой работе стало возможным причислить к лику святых многих новомучеников на состоявшемся в 2000 г. д.-т. Что считать признанием вины, и что признать оговором? 219.[16] Книга памяти жертв политических репрессий Костромской области. Р-3656. 179–180.[13] Синельников С.П. Т,2. №2. Посему во все времена основным условием прославления было проявление подлинной освященности, святости праведника. 478 с.; Кн. Р-3656. Казанского Кирилла (Смирнова), митр. Т.1. Проценко «Посмертная судьба новых мучеников» (НГ-религии.16.04.2013 // Церковь, государство и общество в истории России 20 века. Т,2.1957. Пер. Критерии канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви // Альфа и Омега. В. С одной стороны, говорим о порочности следствия, о его злонамеренном умысле в деле осуждения людей, с другой стороны, мы следствию продолжаем безраздельно верить: все, что оно записало (а каждый протокол — документ), является для нас истиной.Позиция Синодальной комиссии понятна, но при изучении материалов следственных дел исследователь сталкивается с сомнениями нравственного порядка: как святой должен вести себя под пыткой? Александра Полленского: Виновным себя по предъявленным обвинениям признаю, что действительно являлся участником диверсионно-террористической церковно-фашистской организации, созданной епископом Неофитом Коробовым».Казалось бы, вот признание вины. Оп.2,, д.4412 Л. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. Оп..2. Т.2. в массовых выступлениях в связи с отбором церковной сторожки. В канонах нет даже слова деканонизация http://www.pravmir.ru/protoierej-vladislav-cypin-v-kanonax-net-dazhe-slova-dekanonizaciya/ (дата обращения 28.10.2013 года).[40] Дамаскин (Орловский), игумен. Хочется услышать от Синодальной комиссии обоснование решения и подробное объяснение по каждой отдельной личности, лишенной упоминания в календаре, со ссылкой на конкретные документы. Д. ю. <…> Был лишен передачи и медицинской помощи, несмотря на то что страдал язвой желудка, склерозом сердца, на что имеются у следствия документы.26 января 1938 г. Изд-во: Крутицкое Патриаршее подворье. С. Ф. Но посмотрим далее, в чем истинный смысл этого признания. — С. Но давайте рассмотрим признание вины подследственным, которое прозвучало на допросе 4 сентября 1937 года:«Вопрос: Вы арестованы как участник организации, проводившей активную к-р деятельность. 1949. 2002 – 288 с.; 2003 – 288 с.; 2003 – 240 с.; 2004 – 336 с.; 2004 – 176 с.; 2005 – 287 с.; 2005 – 272 с.; 2005 – 278 с.[10] Водопьянова З.К. автора), проводившей активную к-р. Больше меня никто не вызывает, и дольше меня никто не стоял. Стало очевидным, что в действиях оппозиционеров нельзя обнаружить явно злонамеренных, исключительно личных мотивов. О канонизации святых в Русской Православной Церкви: Доклад на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси : Троице-Сергиева Лавра, 1988 // Канонизация святых в ХХ веке. излагает следующие признаки святости православных подвижников: мученическая смерть за Христа, чудотворения, народное почитание[1].Впоследствии одним из качественных аспектов оценки мученического подвига в ХХ веке стал критерий неправомерности считать мучениками всех погибших в ту пору не только мирян, но даже и священнослужителей только на основании самого факта их убийства. Верт и др. Paris, 1997. Т,2. 2009. Тогда посчитали, что его признание было фактом подтасовки следствия.А вот рассказ о пытках священника Преображенской церкви села Спас-Васильевского с/с Мантуровского района Н.И. В состав вскрытой и ликвидированной к-р организации церковников входили, главным образом, духовенство, монашки и лица церковного скита, будучи враждебно настроенными к политике ВКП(б) и Советского правительства. Среди них, без сомнения, следует назвать имя игумена Дамаскина (Орловского), немало потрудившегося над изучением репрессий духовенства. Ни в какой контрреволюционной группе не состоял, ни в каких собраниях на квартирах не был.Прошу Вашего вмешательства и защиты, т. Я сделал протест на такое следствие, которое не только меня сделало предателем партии, но и обличало других. Распространял провокационные слухи о гибели Советской власти, а также проводил подготовку свержения Советской власти»[28].Налицо признание вины. С. были прославлены все, как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры минувшего ХХ столетия и поименно включены в этот сонм святых 1097 человек. <…> Кто конкретно видел документы, согласно которым святитель Василий (Кинешемский – прим. Поэтому так важно не только ясное определение критериев канонизации, выяснение всех обстоятельств жизни и служения, а также обстоятельств мученичества или исповедничества репрессированного духовенства, но и понимание, в каком случае критерии работают, а в каких нет.В докладе Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, на тему «О канонизации святых в Русской Православной Церкви» прозвучало, что одним из главных критериев канонизации репрессированного священнослужителя или мирянина должен быть критерий нравственной чистоты кандидата, образцовое поведение его не только в жизни и пастырском служении, но и на следствии. 2007 С.180.[17] Федотов Г.П. «Какая работа была проведена другими священниками, я сказать не могу, — заявляет он следователю, — так как о проделанной работе в этой области они меня не информировали». С. С.) «не соответствует требованиям» для канонизации? Следствием установелно, что Вы принимали активное участие в 1935 г. Несомненно, именно такова роль героев, которые полагают жизнь свою за Родину, за Церковь, — и новомученики являются такими героями…В наше время, когда людям трудно оторваться от своей повседневности, поставить под сомнение привычный комфорт, особенно важно во весь голос говорить о наших отцах, братьях, сестрах, которые погибли, но остались верны Господу. приложение, Л.6.[31] Письмо родным священника Преображенской церкви села Спас Васильевского с/с Мантуровского района Н. организацию епископом Неофитом Коробовым?Ответ: В 1932 году я, будучи у епископа Неофита Коробова, первый раз в качестве благочинного, <…> делал доклады о церковных делах. <…> На Архиерейском Соборе 2013 года были отмечены недостатки в работе, направленной на приобщение нашего народа к подвигу мучеников минувшего века, на разъяснение значения подвига новомучеников и исповедников в истории Отечества, в истории Церкви. 285–300.[36] Георгий (Тертышников), архим. суждения по отношению к колхозам»[37].Видна ли из этих слов «вина» подсудимого? Наследие и наследники преподобного Никиты Костромского.: материалы конференции, Кострома, 28 сентября 2016 г. ц.-ф. Признаете ли себя виновным?Ответ: Если следствие считает, что я виновен, выносите какой угодно приговор, а я от дачи показаний отказываюсь»[26].Как видим, обвинение предъявляется уже не в деятельности, а в агитации.Допрос 11 августа 1937 года.«Вопрос: На допросе 9 августа Вы упорно утверждали, что не вели никакой контрреволюционной агитации. С.), а только ее знахарство, — значит считать, что и у большинства канонизированных церковников отсутствует фактор исповедничества, что они были арестованы лишь по политическим мотивам, вмененным им в вину соввластью.Повторюсь, в наличии широкое народное почитание.В связи с озвученной темой о расширении критериев канонизации хотел бы обратить ваше внимание на статью ректора ПСТГУ прот. Л.27.[29] ГАНИКО. Какую роль в репрессиях сыграли основополагающие государственные акты? № 6. Протопресвитер М. Мы тем самым как бы продолжаем следовать логике гонителей. 31. Ф. А.М. Д. работу, направленную на свержение Советской власти. Поэтому мне кажется просто безумием верить этим делам. Если, например, судебные процессы против бывших первых лиц государства в 1930-е годы носили показательный характер, на них были иностранные журналисты, пресса всего мира свидетельствовала о подлинности их признаний, то кто может подтвердить подлинность признаний безвестных и, в силу этого, «малозначимых» даже с точки зрения современного православного публициста, мучеников и исповедников?»[15] Почему мы должны доверять исследователю, который пишет о вине святителя Василия, якобы оговорившего Тихову? Д.С.) района контрреволюционно-фашистко-дивверсионно-шпионско-вредительско-террористическая организация церковников (так звучит определение организации в обвинительном заключении по следственному делу № 15099) в количестве 32 человек. 25 марта 1991 г. Но и этого мы доподлинно никогда не узнаем. Федотов в книге «Святые Древней Руси» вынужден был объяснять, что Борис и Глеб пострадали не за Христа, но «вослед Христу», уподобившись Спасителю своим добровольным принятием страданий и смерти[17]. Д,4156. Конечно же, далее следует само определение критерия: «Малодушие, проявленное ими в таких обстоятельствах, не может служить примером, ибо канонизация — это свидетельство святости и мужества подвижника, подражать которым призывает Церковь Христова своих чад».Как же так? Итак, в ответе Синодальной комиссии на имя управляющего Костромской епархией епископа (ныне митрополита) о невозможности канонизации монахини Ангелины мы читаем о стилистических ошибках, о «недостоверности ее жития», указано, что «показания самой монахини Ангелины, содержащиеся в архивно-следственном деле, крайне фрагментарны, совершенно не затрагивают вопросов ее веры (А во многих ли следственных делах мы находим свидетельства исповедничества веры? На замечание, как же я буду врать, было отвечено: «Ври, сколько хочешь, мы разберемся, что правда, что вранье». Кого он оговорил?Считаю, что есть повод задуматься над такими оговорами и признаниями. Оп.2. Р-3656. После 3-часового отдыха был вызван снова для ознакомления с материалом, в котором нет ни одного моего показания. 3–16[5] Петров А.Г. На мою просьбу, чтобы дали мне самому написать показания, было отвечено: «То, что ты напишешь, можешь отнести в…»[16].В данном контексте возьмем, казалось бы, безупречную модель прославленных Церковью мучеников с определением «смерти за Христа». Например, в Госархиве РФ находится фонд управления КГБ по Москве и Московской области (ГАРФ. Дело протоиерея Александра Полленского», где на основании многих источников показан механизм репрессий и их заказной характер[22].Интересно, что архиепископ Берлинский Марк на круглом столе «Критерии канонизации святых новомучеников и исповедников Церкви Русской» высказал сомнение в том, что документы необходимы для прославления: «Очень спорный вопрос, могут ли документы быть определяющими при прославлении святых. – Кострома, 2016 г. Разномыслие, как считаю, полезное в решении задач, определенных полнотой Церкви и священноначалием, считающих подвиг новомучеников и исповедников актуальным для увековечения и подражательного примера[43]. Возникающие при этом проблемы можно было бы упростить или вовсе их избежать, усовершенствовав и расширив процедурные возможности канонизации, т. Т.1. Скажите, нам представлена характерная речь благочинного, получившего образование и воспитание в начале ХХ века? Актуальность этого вопроса сохранилась до нашего времени. 545 с.[9] Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. М.,1996. Анализируя вопрос и ставя под сомнение истинность и полновесность таковой позиции в отношении обвиняемых, д-р исторических наук, профессор А.А. «непоминающих». Универ 26.09.1937 года в жалобе прокурору на выбитые и сфальсифицированные показания писал: «На допросе в течении 7 суток с меня следствие требовало только одного ответа, организовывал я контрреволюционную работу или нет. «Забойщики» и «литераторы»: как в НКВД фабриковались признания и отречения. Л.375, 376, 415.[25] ГАНИКО. Угличского Серафима (Самойловича), еп. Ф. Ф. работы по дискредитации колхозов, которые, в первую очередь, мешали нормальной церковной жизни…Вопрос: Назовите участников созданной Вами к.-р. Р-10035), содержащий судебно-следственные дела, из которых выясняются обстоятельства жизни, церковного служения и мученичества многих лиц, относящихся к клиру и мирянам, пострадавших от большевистских репрессий[9].Конечно же, нельзя не отметить в деле увековечения памяти репрессированного духовенства значительную роль Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, где давно ведет работу над поиском и обработкой материалов по новомученикам XX века целый коллектив исследователей во главе с ректором, протоиереем Владимиром Воробьёвым. Первые сутки держал без пищи. н. Одной из ярких работ по теме реабилитации является предложенный М.Г. Дело протоиерея Александра Полленского. За этот протетст меня держали целый месяц при НКВД в скотском состоянии. Вчитаемся в них, неужели оно там есть? Что же такое «образцовый святой»? Речь идет о прямом обмане. Дайте показания?Ответ: В 1935 г. <…> Отношение органов репрессивной власти к служителям Церкви и верующим было однозначно негативным, враждебным. М. Думаю, что выражу не только свое мнение, но и мнение других, что перед епархиальными комиссиями и исследователями возникает дилемма — какими критериями руководствоваться при изучении жизни новомученика и его последующей канонизации, когда вдруг обнаруживается признание им своей вины или «оговор»? Допросы были тяжелые. Этот же вопрос о «смерти за Христа» встал и перед Архиерейским собором 2000 г., канонизировавшим императора Николая II и его семью. Добролюбова: «Дело наше закончено. Признаете ли себя виновным?Ответ: Виновным в предъявленном обвинении себя не признаю. № 3(21).[37] Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО) Ф. Регельсона и другие, то в конце ХХ — нач. [15] Федотов А.А. 479 с.; Кн. Вопрос о канонизации оказался настолько дискуссионным и «смерть за Христа» настолько недоказуемой, что самодержец был канонизирован как «страстотерпец» (то есть по факту смиренного, беззлобного принятия кончины), а не как «мученик»[18].В данном контексте обсуждения небезынтересен материал, представленный научным сотрудником ПСТГУ Лидией Головковой, которая просмотрела более 20 тысяч следственных дел за веру пострадавших, причисленных к лику новомучеников. Значение подвига новомучеников и исповедников церкви Русской для современной церковной жизни // Никитские чтения. Причем священномученик Никодим, по материалам дела, тоже «сознался»[30] Но ведь его канонизировали! Обратимся к источникам. Оп.2 Д. Конечно, какие-то дела могут быть сфальсифицированы больше, какие-то меньше. Конечно же, издание фондом сборников стало возможно благодаря тому, что для исследователей были открыты архивы спецслужб. Например, в связи с отсутствием в списке имен новомучеников, помещенном в православном церковном календаре на 2013 год (и далее), опубликованном Издательским советом Московской Патриархии, имен 36 канонизированных святых новомучеников, кстати, указанных в прежнем календаре. ночью был взят на допрос к следователю, который продержал меня на стуле 3 суток без перерыва. ОП.2. Куртуа, Н. А. 4156. Ставили <…> Я раз стоял 20 часов, не сходя с места, раз стоял 15 часов, а остальные были короче, не дольше 4-5 часов, но все без хлеба, без воды, без курева. Крутицкий и Коломенский. Как стали возможными массовые сфальсифицированные обвинения? Ярославского Агафангела (Преображенского), архиеп. автора) Сергия (Страгородского) и т. Оп.2.Д, 4156. на Юбилейном архиерейском Соборе сразу весь Собор новых мучеников и исповедников Российских, ведомых по именам и неведомых, и постановив, что имена новомучеников, выявленные вновь Синодальной комиссией, могут не проходить снова процедуру канонизации, а вноситься в месяцеслов после утверждения на Священном Синоде»[35].Также интересна в данном контексте статья архим. А далее выясняется, что он общался со своими подчиненными, и вся вина его заключалась в общении с ними. Личный архив протоиерея Д. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской (Российской) Православной Церкви ХХ столетия. Другой точки зрения придерживается игумен Дамаскин (Орловский), который целью репрессий в отношении духовенства и верующих считает намерение государственных органов (в соответствии с коммунистической идеологией) ликвидировать институт священства и сам институт Церкви[12].О репрессированном духовенстве собран огромный фактологический материал, сказано много слов и написано немало комментариев, но все же глубокого анализа причин репрессивной политики государства пока нет. М., 2001. к. И хотя при его прославлении из-за существующих тогда внешних политических обстоятельств не было сказано о подвиге исповедничества этого святого, вся полнота Церкви восприняла это деяние Собора как начало прославления новомучеников. Собрание материалов. ц.-ф. С. д. «непоминающими», некоторых из которых органы НКВД относили к Истинно-Православной Церкви, а значит, к сектантской организации, членов которой необходимо было репрессировать, а саму организацию уничтожить.Именно при внимательном рассмотрении источников и высказанной по ним оценке стало очевидным, что нельзя ставить в один ряд обновленцев и «церковную оппозицию», т. Слава Богу, детальные исследования источников и анализ материалов помогли отделить «зерна от плевел»: канонизацией митр. Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью — включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в собор новомучеников и исповедников Российских http://comissvyat.blogspot.ru/2012/01/blog-post.html (дата обращения 27.12.2016 года).[41] Лученко К. Историки и члены комиссии Политбюро по дополнительному изучению материалов, писавшие текст указа Президента СССР от 11 августа 1990 г., толковали “беззаконие” расширительно: для них репрессии были одинаково незаконны как с позиции общечеловеческих норм, так и с точки зрения самих законов 1920–1930-х гг. Материалами следствия установлены факты подрывной работы, совершенные Вами и другими участниками организации. Польский. Тверь, 2002–2005. После допросов 12 и 15 октября, когда обвиняемый не признал своей вины, допрос 11 ноября. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая второе заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской 18 ноября 2015 г., сказал: «Новомученики — это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация. Оп.2.Д, 1143. Я действительно являлся участником к-р организации церковников. Оговоримся, что к процессу канонизации, конечно же, нужен взвешенный и продуманный подход. Л.94, 95.[30] ГАНИКО. Следователь применил прием, хорошо знакомый нам по другим следственным делам, а именно, он «рассказал другим, что Полленский сознался», что «он раскрыл всю группу» и т. Точно такие же заявления писались и священномучеником Никодимом (Кротковым), архиепископом Костромским и Галичским, и другими представителями церковников. С. Следственные дела тех лет от первых слов до последних появлялись на свет лишь для того, чтобы оболгать и опорочить ни в чем не повинных людей»[21].Небезынтересно в плане подробного изучения материала ознакомление со статьей прот. Л. Д,319. Меня допрашивали 11 раз и все под различной угрозой и под матюгами и стоя. Я вместе с другими участниками проводил активную к-р деятельность, направленную к разрушению колхозов, срыву хозполиткомпаний, полевых работ, трудовой дисциплины. Р-3656. К сожалению, ни от прошедших после события архиерейских соборов, ни от священноначалия не было дано никакого официального ответа на фактическую либо их деканонизацию, смутившую верующих, либо досадную ошибку. /Сост. Емельяновым (ум. Джорданвиль. Так пощады ждать нечего, хотя мы ни один не признаемся в участии в этой организации, но поверят ли нашим показаниям. 6: 2002. организацию из духовенства с задачей введения к.-р. И. Лихие дни…Террор 37-го. В 7 книгах. Считать, что при ее аресте не был затронут фактор ее веры (тем более, она принадлежала к т. Это выступление возникло стихийно, без моего какого-либо вмешательства»[25].Как видим, предъявляется обвинение в контрреволюционной деятельности. 288с. В 2-х томах. Польского, «Трагедия Русской Церкви»[3] Л. Волоколамского Феодора (Поздеевского). Например, осужденный И.И. Священный Синод РПЦ принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором 5/18 апреля 1918 г.». № 12 (150). 528 с.; Кн. Где признание, в чем? Петропавловский, сделал такое же «признание», которое заключалось в словах «признаю, что состоял в контрреволюционной организации». <…> В стране, где Конституция значила меньше закрытых постановлений, — далее делает вывод автор статьи, — где высшие меры наказания назначали внесудебные органы, где писанные законы легко могли попираться волей тех, кто мог это сделать, перед тем как потом самому стать жертвой этой же машины репрессий, где ложь и предательство были негласными добродетелями — откуда мы можем знать, достоверны какие-то конкретные уголовные дела или нет? Бугая, В.Н. Критический анализ статьи П.Г. История. Деканонизация: горькая правда http://diak-kuraev.livejournal.com/404290.html (дата обращения 28.12.2016 года).[39] Цыпин В., прот. 238 с.; Кн. В 8 тт.: январь–декабрь. ц.-ф. – прим. Тверь, 1992–2002. А в основном мы абсолютно не можем отличить, где правда, а где нет. С одной стороны, следствие любыми способами (избиение подследственного, фальсификация материалов, намеренная интерпретация слов обвиняемого и соответствующая запись в протокол и т. Огромную работу по сбору материала о репрессированных священнослужителях и изданию многотомных сборников проделали Синодальная комиссия по канонизации святых и возглавляемый игуменом Дамаскиным региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Андрея Кураева «Деканонизация: горькая правда»[38], прот. Г.П. 145–149.[7] Чёрная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии / С. — Такие протоколы для исследователя, может быть, представляют самую большую ценность. Дмитрий Сазонова «Лихие дни…Террор 37-го. Часть следственных дел некоторых архивов ФСБ была передана в государственные архивные хранилища. Жизнеописания и материалы к ним. <…> Cледственное дело направить на рассмотрение на рассмотрение Тройки УНКВД по Горьковской области»[24]. В разговоре он мне сказал, что я как благочинный должен принять на себя и другие дела <…> контрреволюционного характера, т. <…> Кроме того, Борисова занимается приемом больных, коих лечит ото всех болезней травой, делая последнюю комочками, и дает проглатывать внутрь, что явно свидетельствует, что тут обман и ничто иное»[34]. Полленский, как следует из материалов его следственного дела, как и прот. Петропавловского. Следствием установлено, что Вы систематически высказывали антисоветские проповеди. 49. Добролюбова из Мантуровского Домзака.[32] ГАНИКО. Но подлинный герой всегда несет в себе высокий нравственный заряд, нравственную силу. предложил создать к.-р. По информации Головковой, «фальсификацией следственных дел, или, на языке чекистов, «липачеством», занимались все райотделы управления НКВД, в том числе Москвы и Московской области. с каждым днем чувствую себя совершенно больным. Попова и других[4]. 47, 48.[38] Кураев А., протод. О канонизации и деканонизации. http://www.pravoslavie.ru/news/sobor/03.htm. Дайте показания.Ответ: Признаюсь, что 2 августа 1937 года по окончании службы я выступил с проповедью, в которой обвинил верующих в богоотступничестве и призывал к укреплению религии. Некоторые дела и вовсе составлялись уже после того, как человек был расстрелян. Действия многих из них были обусловлены по-своему понимаемой заботой о благе Церкви[2].Если для канонизаций в 90-х гг. Прежде всего скажите, виновным себя признаете?Ответ: Виновным себя признаю. Нахожусь 9 месяцев под строгой изоляцией»[29].Если кто-то подумал, что представленный материал неуместен, т. Вып. Проценко «Посмертная судьба новых мучеников»»[42] и др. Т,2. <…> Систематически срывали хозполиткомпании, проводимые на селе партией и Совправительством.<…>Позднее в число своих задач участники к-р организации поставили шпионаж в пользу иностранных государств, совершение поджогов культурных очагов, государственных и общественных учреждений деревни, колхозного имущества, а также намечали совершение террористических актов над советскими работниками и активистами села. Подвергался словесным издевательствам <…>, угрозам не только мне, но и моей семье, которая была выселена из квартиры и оставлена без средств к существованию. Ф. 1991. д. 17, 17 об.,18.[28] ГАНИКО. н. Еще с 1918 года участники организации встали на путь борьбы с Советской властью <…> В момент коллективизации вели борьбу против колхозного строительства. М., 1999. Но не как основные»[23].Для наглядности приведем пример. Человек обвинялся в чудовищных преступлениях, и цель обвинения была одна — добиться любыми способами признания вины в антигосударственной или контрреволюционной деятельности. е. В 1995 году, в самом начале своей работы, Синодальная комиссия по канонизации святых выработала одобренный священноначалием документ «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века», который лег в основу деятельности Комиссии по вопросу изучения подвига новомучеников и исповедников.Несмотря на закрытость некоторых фондов, епархиальные комиссии по канонизации святых за прошедшее время провели огромную работу по поиску источников, исследованию документов, оценке методов следствия и подлинности протоколов допроса на предмет причастности и вины осужденных.Исходя из полученного комиссиями материла, можно сделать вывод, что к сегодняшним критериям канонизации следует подходить более вдумчиво.Канонизация всегда мыслилась церковным сознанием как факт проявления в Церкви святости Божией, действующей через облагодатствованного подвижника. 55 с.[6] Степанов М.Г. Рождественского Ивановского района А.М. Ивановой, В.П. Она уверена, что судить о святости человека по следственному делу — ошибка[19]. Вопрос следователя: «Следствием установлено, что Вы являетесь участником церковно-фашистской диверсионно-террористической организации (к обвинению в церковно-фашистской организации добавилось обвинение в диверсионно-террористической деятельности! На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Владимир, — прославив в лике святых в 2000 г. 780 с.[8] Игумен Дамаскин (Орловский). Если такая позиция неприемлема, мы открыто и честно должны говорить, что по тем или иным критериям, руководствуясь неопровержимыми свидетельствами источников о недостойном поведении либо нравственном облике уже канонизированного святого, мы не можем считать новомучениками всех святых, канонизированных РПЦЗ. Наследие и наследники преподобного Никиты Костромского.: материалы конференции, Кострома, 28 сентября 2016 г. Сазонова.[34] ГАНИКО. Кострома. во время выступления женщин я никакого участия не принимал. 4: 2000. С.102.[43] 9 октября 1989 г., в день преставления апостола Иоанна Богослова, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви произошло прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В протоколе записано, что он признался, что «в каждом удобном случае высказывал к-р суждения по отношении к колхозам». Доказательства этого были получены автором во время работы со следственными делами 50-60 годов, именно в эти годы судили сотрудников, фальсифицировавших дела в тридцатые»[20].«Есть отдельные дела, когда не приходится сомневаться, что протокол написан со слов самого обвиняемого или же им самим, — резюмирует далее исследователь. С. «Канонизация святых в Русской Православной Церкви». Т.2. Доклад на Архиерейском Юбилейном Соборе 3–16 августа 2000 г. <…> Было заявлено: «Потребуется год, два или три, но до тех пор отсюда не уйдешь, пока не скажешь, что нужно следствию». п.) старалось доказать вину подследственного, и с другой стороны, мы выбрали модель поведения подследственного, которая и должна была правильно зафиксирована в следственном деле: безупречное соответствие выбранной нами модели. Эти и другие близкие по теме вопросы еще предстоит решить исследователям[13].Вызывает некоторое недоумение, что, наряду с объединением Русской Православной Церкви Московского Патриархата и РПЦЗ и наметившимся позитивным диалогом в отношении канонизации «непоминающих» (канонизация их в РПЦЗ прошла в 1981 году), не произошло автоматического введения в месяцесловы всех канонизированных РПЦЗ новомучеников. и определил совершать празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января/7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. Ленинградского Иосифа (Петровых) и архиеп. Иваново, 2004. Естественно, после подобного 11 из осужденных были приговорены к расстрелу, другие — к различным срокам заключение в исправительно-трудовых лагерях.Однако рассмотрим ход ведения следствия и оценим его. Д. 5 августа 1937 года Ивановским РО УНКВД была «вскрыта и ликвидирована на территории Ивановского (Островского – прим. 3656.Оп.2.Д 4412.Л.50,51.[33] Ответ Синодальной комиссии по канонизации святых Его Преосвященству, Преосвященнейшему Ферапонту, епископу Костромскому и Галичскому от 12.10.2016 №413/10/16. предусмотрев новые варианты правил, отвечающие потребностям нашего времени. Ювеналий, митр. Самый известный пример — первые русские святые мученики Борис и Глеб, канонизированные не позднее 1072 г. № 3.[11] Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000 г. Дата обращения 22.12.2016 г.[19] Миловидов К. 7: 2002. С. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Других каких-либо проповедей антисоветского содержания я не говорил»[27].В этих словах звучит признание вины.