Кто сможет ответить Богу? К.С. Льюис о спасении нехристиан и вечности мучений

Писaтeль вo мнoгиx свoиx прoизвeдeнияx пoвтoряeт oднo вaжнoe утвeрждeниe: «Гoспoдь пoстaвил Сeбe прaвилo нe мeнять чeлoвeкa нaсильнo. Бeдa с этим N! Срeди дeйствующиx лиц пoвeсти ни oдин нe дaeт пoвoдa усoмниться в eгo душeвнoм здoрoвьe, a кoнфeссиoнaльную принaдлeжнoсть Льюис рaскрывaeт лишь для oднoгo из ниx. Eщe oдну вaжную цитaту, кoтoрaя нe былa включeнa в пoлeмику двуx aвтoрoв, мы нaxoдим в пoвeсти «Пoслeдняя битвa», гдe мoжнo прeдпoлoжить бoлee знaчимый для вoпрoсoв Игoря Лысeнкo «внутрeнний» кoнтeкст. Чeлoвeк oтмeняeтся // Пoлнoe сoбр. В прoизвeдeнии «Письмa к Мaлкoльму» oн зaмeчaeт, чтo «Xристoс умeр нe тoлькo для людeй вooбщe, нo и для кaждoгo чeлoвeкa в oтдeльнoсти, кaк eсли бы другиx нe былo. Другими слoвaми, «вoзмoжeн лишь oдин прaвильный oтвeт нa зaдaчу, всe oстaльныe нeвeрны; нo нeкoтoрыe из нeвeрныx ответов ближе к верному, чем другие»[18].2. Каждый акт ежедневного выбора между добром и злом в жизни человека есть преобразование человеком собственной души, подобное движению по ступеням вверх или вниз. 3, 4, 7, 45, 76.[7] Льюис К.С. Единственный грешник из «Расторжения брака»и иноверец из повести «Последняя битва» составляют «подавляющее меньшинство» в числе героев Льюиса[19]. Письма к Малкольму (электронная версия).[8] The Collected Letters of C.S. Льюис не боится утверждать, что «окончательная утрата хотя бы одной души действительно означает поражение божественного всемогущества (ведь создав существа со свободной волей, Всемогущий с самого начала признает возможность такого поражения)»[11].Именно здесь проходит разделение между Льюисом и сторонниками апокатастасиса. Кажется, обстоятельства жизненного пути каждой из групп не дают им никакой возможности что-либо сказать Богу, т.е. Льюис, вне всякого сомнения, разделяет мнение многих сторонников апокатастасиса об универсальности действия спасительной воли Бога (universal salvific will). Все, кроме одного, ответили на призыв Бога отказом, причем ответили уже в состоянии посмертия.Часто образы в художественных произведениях Льюиса воспринимаются как аллегорическое переложение догматических истин. Мир создан ради каждой человеческой души, каждая душа — цель»[7]. В одном из поздних произведений – «Письма к Малкольму» – Льюис замечает, что акт творения связан с «передачей полномочий. Lewis – On the Christ of a Religious Economy. Этот контекст мы можем назвать «внутренним», т.к. 93, 115.[14] Льюис К.С. Письма к Малкольму(электронное издание).[11] Аналогичная цитата в издании Эксмо Льюис К.С. 6-7.[4] Льюис К.С. Бог ничего не делает Сам из того, что могут сделать Его творения»[10].Значит человек имеет возможность не только приближаться к Богу, но и отдаляться от Него. С. // Полное собр. Однако форма таких произведений – мифопоэтическая, она отличается от аллегории именно отсутствием полной тождественности прообраза и его отображения[3]. В дискуссии, посвященной вопросам апокатастасиса, были затронуты взгляды английского писателя и апологета христианства К.С. Иерей Димитрий Самсонов в данной публикации показывает, что даже в пылу полемики те или иные доводы следует соотносить не только с отдельными взглядами писателя, но и с системой его богословских воззрений в целом, а также с контекстами, которые лежат в основании этой системы. Льюиса на возможность спасения нехристиан. В этом смысле Он ограничил Свою власть»[9]. о А. Нравственный закон присущ каждому человеку и в определенную меру известен всем, поэтому каждый сможет дать ответ, основываясь на узнавании в Боге Создателя этого закона. Это единство недостижимо в других религиях, они «неадекватный инструмент» для изучения Бога, в отличие от христианского братства[17]. Р.225. И третий вопрос: а что представляют собой в понимании Льюиса мучения в аду? Райтом об игнорировании писателем иудейского мессианского контекста, сталкивается с вопросом о предпочтении тех или иных богословских парадигм. 60.[5] Льюис К.С. Меня, 2006. C. В повестях «Принц Каспиан» и «Последняя битва» лев Аслан (Christ-like figure, т.е. К аналогичному выводу можно прийти, проанализировав письма Льюиса. Я убедительно прошу считать данную статью анализом взглядов этого замечательного писателя, а не дополнительной порцией аргументов в пользу той или другой стороны.В творчестве великого английского писателя К. Спасутся ли, по мнению Льюиса (не по моему или Англиканского сообщества, или протестантов, или Платона Кузьмина, или слепого блондина, или тем паче кельта), те, кто совершенно не знал о Христе, или же знал, но был последователем другой религиозной системы? Кроме того, Льюис является сторонником консервативных взглядов на библейскую науку, поэтому критика, предложенная профессором Н. Либо каждый раз находить и приводить «внутренний» контекст для доказательств.Теперь обратимся к «внешнему» контексту. Страсть дороже небытия и забвения. Значимым доказательством этого служат для писателя мифы Египта, Греции и Скандинавии об умирающем и воскресающем боге.Для писателя сходство языческих религий с христианством заключалось также в единстве понимания (с несущественными различиями) сути нравственного закона. Не следует забывать, что всехристиане представляют собой Тело Самого Христа, тот организм, через который Он действует[16]. Автор видит в предположении Льюиса ограничение возможных вариантов выбора и приводит в качестве значимых дополнений две категории людей: представителей альтернативных религиозных верований (включая тех, кто физически не мог знать о Христе) и людей с ограниченными ментальными возможностями. соч. Т.о. В каждом из нас растет и крепнет какое-нибудь свойство, которое само станет адом, если его не вырвать»[12]. Для Льюиса исключительно важную роль играет единство верующих со Христом. Именно поэтому в повести «Расторжение брака» почти все персонажи отказываются принять спасение. Здесь исключительно важно учесть значимость концепции суверенности свободы воли, которой придерживается Льюис. Слова Аслана «если служение мерзко, оно не может совершаться во имя истинного Бога, а если служение не мерзко – ложного»[14] обращены:к представителю иной веры;после его смерти;после принятия его в общение с Christ-likefigure (что эквивалентно спасению).Дальше Льюис выражает мнение, что всякий греховный поступок, совершенный ради Бога, не принимается Им, в то время как всякий добрый поступок, совершенный во имя ложных богов будет Им принят. 163.[9] Льюис К.С. соч., том 2, С. С. Lewis, Volume III., P. Просто Христианство. Просто Христианство. Беда с этим N! Это сводит на нет значимость данного утверждения для нужд христианской апологетики.К сожалению, оба обвинения имеют одно общее слабое место – недостаточно хорошее знакомство с мнениями самого Льюиса и теми контекстами, которые их порождают. «Есть только два вида людей: те, кто говорит Богу: “Да будет воля Твоя” и те, кому Бог говорит: “Да будет воля твоя”. соч. Для начала несколько утверждений.Льюис высоко ценил религиозные системы, существовавшие до возникновения христианства или параллельно с ним, т.к. Как раз в этом случае есть о чем подискутировать, но уже в другой раз.2. узнать и принять Его или отвергнуть.Я отказываюсь участвовать в возникшей полемике по сути вопроса, но, думаю, взгляды К.С. «Мы знаем, что человек может спастись только через Христа, но нам не сказано, что только те, кто Его знают, могут спастись через Него»[15].О механизме спасения Льюис не говорит прямо, но многие исследователи подчеркивают уверенность писателя в возможности «встречи» со Христом, «знакомства», которое состоится после смерти каждого человека. соч. Brazier C.S. Последняя битва // Полное собр. Таким образом, речь идет о возможном спасении не большинства неверующих или представителей других конфессий, а о единицах тех, чьи сердца и желания были направлены к «неведомому Богу» (Деян. У этого мнения есть как минимум две предпосылки.1. Creation and Sub-Creation. Небытие нужно выбрать для себя самому, а для писателя очевидно, что выбор будет сделан в пользу пребывания со своими страстями. Том 6. Христос сошел во ад, чтобы проповедовать умершим, а не избранным. Льюис упоминает данное утверждение в своих произведениях в разных формах 14 раз. Все, кто в аду, сами его выбрали»[1].Оппонент Платона Кузьмина, Игорь Лысенко в ответном материале «Тест на человечность: о проблеме ада в Православии» предполагает необоснованность использования данной цитаты как аргумента в дискуссии ввиду его несостоятельности. И продолжается оно до самого ада. Lewis, P. 379, 391.[6] ChristopherC. М.: Фонд им. 336.[13] Льюис К.С. Просто Христианство // Полное собр. «светлые мечты» о грядущем Мессии[4]. Льюис преследует совершенно другую цель. речь не идет об изменении для продолжения добродетельной жизни на земле, но для решения их вечной участи.Будучи уверенным в универсальном действии божественной воли, Льюис все же уверен, что ее можно преодолеть. он включен в само произведение, где приводится трилемма. Его призыв услышали и те, кто жил задолго до Него, и те, кто родился уже после Его искупительного подвига[8].Косвенными доказательствами универсальности спасительной воли служат примеры из художественных произведений писателя. Платон, Аристотель, стоики и восточные народы согласно признавали существование объективных ценностей[5].Удивительно, но эти положения стали основой для включения писателя в число сторонников универсализма[6]. Следует ли из того, что если в этой повести нет ни одного кельта, индуса, прокаженного или слепого, блондина или страдающего облысением, то все перечисленные люди лишены возможности встретить Бога? 71, 72.[17]Там же. Именно совокупность преобразований, а не желание или прихоть Бога становится причиной «обращения человека в небесное или адское существо»[13].Вот ответ от Льюиса на вопрос Игоря Лысенко, «почему свободный выбор человека не служить Богу обязательно означает вечные мучения в аду, а не просто вечное небытие?». Кроме того, в последнем из названных произведенийАслан обращается к группе персонажей, погибших в сражении. 150.[18] Льюис К.С. Помимо иноверца, к которому была обращена цитата из повести «Последняя битва», этот ответ могут дать и те, кому сделать выбор в земной жизни препятствовало особое состояние психики или физический недуг. Льюиса, по его собственным замечаниям, одной из важнейших тем является сотериология. C. 157.[12] Льюис К.С. мифопоэтический образ Христа) старается привести некоторых отрицательных персонажей к покаянию и изменению себя. Для вопросов полемики лучше обращаться цитатам из таких произведений, как трактат «Просто христианство», эссе «Страдание», сборник «Письма к Малкольму» и некоторым другим. Это предполагает, что любой человек может узнать в Боге того, к кому были устремлены его чаяния во время земной жизни, либо того, от призыва которого человек так усердно удалялся. Т. Требовать от писателя точности богослова (этот «статус» Льюиса в Православной Церкви очень часто оспаривается) именно в этом произведении было бы странным. Цитата взята из художественного произведения «Расторжение брака». Это «внешний» контекст, связанный со взглядами самого писателя.Вернемся к цитате из статьи Платона Кузьмина и обратим для начала внимание на «внутренний» контекст. Можно считать это теологуменом Льюиса.Очевидно, что еще один ответ Игорю Лысенко от Льюиса состоит в том, что даже те, кто не знал или не мог знать истинного Бога в земной жизни, найдут, что сказать Ему в момент «встречи» с Богом.[1] Льюис К.С. Именно дихотомия лучше всего выражает выбор персонажей повести. О том, что люди с ограниченными ментальными возможностями останутся такими и после смерти, мы рассуждать не будем, но просто подождем доказательств тех, кто готов отстаивать эту точку зрения.Для уточнения «внешнего» контекста нам необходимо учесть еще как минимум два момента:1. К примеру, по словам не менее известного христианского ученого и апологета профессора Уильяма Лэйна Крейга, Льюис упускает некоторые возможные альтернативы в своей знаменитой трилемме (Иисус из Назарета: либо безумный, либо обольститель, либо воплотившийся Бог). Что ж, внимательный читатель произведений Льюиса может отчасти согласиться с тем, что, по мнению писателя, спасение доступно не только христианам. Схожие высказывания мы находим в трактате Просто христианство. 335.[10] Льюис К.С. Боюсь, на него ответ мог дать только сам писатель. Льюиса. Можно лишь предполагать, что все они принадлежат к Церкви Англии и не являются атеистами или агностиками. Источник: http://predanie.ru/lyuis-klayv-seyplz-clive-staples-lewis/book/68935-rastorzhenie-braka/[2] К.С. В случае трилеммы, Льюис заранее оговаривает круг тех лиц, о которых идет речь[2]. Lewis, PP. — Том 1, C. 17:23). I. Данный материал был написан вне рамок полемики по вопросу вечности адских мук и апокатастасиса и представляет собой выдержки из магистерской диссертации по сотериологии К. McClinch Reason, Imagination and Universalism in C.S. Он может его изменить и изменит, но только тогда, когда человек Ему поддастся. Цитата из его произведения, которую привел Платон Кузьмин в своей статье «О бесконечности мук», указывает на один из наиболее интересных и обсуждаемых аспектов сотериологических воззрений писателя – его отношение к посмертной участи людей. Страдание, С. Моя версия – вот такой системы сотериологических воззрений он придерживался. Видимо, нет. Льюиса стоит немного прояснить, включив сюда вопрос о соотношении свободы воли и выбора небытия как одной из альтернатив посмертной участи.Замечания, касающиеся чрезмерного упрощения логических конструкций в адрес известного христианского апологета звучат довольно часто. они могли включать т.н. Платон мне приятель, но Льюис дороже(забытое философское речение)N.B.! Другой вопрос, почему Льюис занимает такую позицию? 71.[16] Там же. «Дело не в том, что Бог “отправит” грешника в ад. С.315.[15] Льюис К.С. Небольшую статью «Беда с этим N!» Льюис завершает следующими размышлениями. Основная критика направлена на одну из глав трактата Просто Христианство, поэтому за «внутренним» контекстом я обращаюсь именно к этому произведению.[3] George Philip Kingsley The Doctrine of Soteriology in the Writings of C.S. Просто Христианство С. С. 48.[19] P.H. Том 3, C. Расторжение брака. C. С.