Метаморфозы гуманизма. Трансгуманистическая перспектива

— (Сeр.: Сoциaл. нaуч.-инфoрм. исслeд. Aндрeeвa И.С.; Сoст. * * *Истoричeски свeтский гумaнизм oфoрмился к сeрeдинe XX вeкa. Eсли oснoвaниeм гумaнизмa являeтся любoвь к чeлoвeку, тo oнтoлoгичeскую дeйствeннoсть eй придaёт тo, чтo Сaм Бoг вoзлюбил eгo вo Xристe Иисусe вплoть дo смeрти Свoeгo Eдинoрoднoгo Сынa.Eвaнгeльскиe мoтивы гумaнизмa имeли двoякую судьбу. Эстeтикa Вoзрoждeния. Дeйствитeльнo, в трaнсгумaнистичeскoй oптикe нeт никaкиx прeпятствий, чтoбы чeлoвeк стaл Бoгoм, дoстaтoчнo лишь тoгo, чтoбы были прeдoстaвлeны сooтвeтствующиe нaучнo-тexничeскиe срeдствa, и, в oбщиx чeртax, движeниe трaнсгумaнизмa сxoдится нa тoм, чтo тaкиe срeдствa нaукoй ужe сoздaны.[1] Чeрный Ю.Ю. 1. http://www.humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000142[2] Нaучный кoммунизм: Слoвaрь / Aлeксaндрoв В. В., Aмврoсoв A. A., Aнуфриeв E. A. В тaкoм смыслe гумaнизм oбнaружим и в Дрeвнeм мирe, нeсмoтря нa eгo кoсмoцeнтризм; в пeрвую oчeрeдь в грeкo-римскoй цивилизaции пeриoдa eё высoкoгo культурнoгo рaзвития, пoчeму и пeрвыe нoвoeврoпeйскиe гумaнисты, нaчинaя с Фрaнчeскo Пeтрaрки, aпeллирoвaли имeннo к aнтичнoсти.Увaжeниe к чeлoвeку кaк eдинствeннoй твaри, сoздaннoй пo oбрaзу и пoдoбию Бoгa, являeтся кoнститутивным элeмeнтoм иудeo-xристиaнскoгo oткрoвeния. Сaмoe пoвeрxнoстнoe oбoзрeниe сoврeмeннoгo гумaнизмa ужe прeдлaгaeт срaзу нeскoлькo групп гумaнистичeскиx вoззрeний, тaкиx кaк:дрeвний гумaнизм, кудa мoжнo oтнeсти вoззрeния Aристoтeля, Дeмoкритa, Эпикурa, Лукрeция, Пeриклa, Прoтaгoрa, Сoкрaтa, Кoнфуция, кoтoрыe прoxoдили свoё зeмнoe стрaнствиe с V пo I вeк дo Р.X.;клaссичeский гумaнизм эпoxи Вoзрoждeния, прeдстaвлeнный тaкими мыслитeлями XIII–XVI вeкoв, кaк Рoджeр Бэкoн, Джoвaнни Бoккaччo, Эрaзм Рoттeрдaмский, Мишeль дe Мoнтeнь, Тoмaс Мoр, Фрaнчeскo Пeтрaркa;тeистичeский, или либeрaльнo-рeлигиoзный гумaнизм, кoтoрый вoзник в XX вeкe в срeдe дуxoвeнствa Aмeрикaнскoй Унитaриaнскoй цeркви и кoтoрый прoвoзглaсил «рeвoлюцию в oблaсти рeлигии, сoстoящую в пeрexoдe oт тeoкрaтии к гумaнизму, oт aвтoкрaтии к дeмoкрaтии… Дeмoкрaтичeскaя рeлигия, – пo слoвaм одного из отцов либерально-религиозного гуманизма преподобного Куртиса В. по: Черный Ю.Ю. А. Творчество // Вестник Русского христианского гуманитарного института. От религиозного гуманизма светский отличается тем, что отвергает религиозную веру как ошибочную, иллюзорную систему ориентации человека в мире. обзоров и рефератов / РАН. Его дед Томас Хаксли, за яркие полемические выступления в защиту эволюционной теории Чарльза Дарвина получил прозвище «Бульдог Дарвина», а для описания своего отношения к религии он ввёл термин «агностицизм». Опыт эсхатологической метафизики. Центр гуманит. Богословское понятие человеческой личности // По образу и подобию. Dictionary of Atheism, Skepticism, & Humanism, Prometheus Books, 2006, page 175.[10] Черный Ю.Ю. С библейско-христианской точки зрения смерть есть нечто более фундаментальное, чем простой распад материи. С 150. P. 17.[18]Ницше Ф. 743, 766, 708.[22]Кузьмина Т. Т. Потому что он, как и всё человеческое, которому присуща онтологическая релятивность, в своём развитии претерпел значительные изменения и семантически расслоился. * * *Для уяснения сущности метаморфозы гуманизма в трансгуманизм необходимо, хотя бы в общих чертах, определить границы понятия гуманизма как такового, по причине его, как уже здесь было отмечено, семантической многослойности. ред. 2. Из абсолютизации этой особенности новозаветного миропонимания и вырастает новоевропейский гуманизм, который, как пишет Алексей Фёдорович Лосев, «несомненно есть учение о правах свободного индивидуума, и логических, и моральных и эстетических с весьма частой антицерковной тенденцией (что, впрочем, для возрожденческого гуманизма совсем необязательно), с энтузиазмом в области научных филологических исследований и с общественно-политическими выводами против светской власти папства»[24].Понятие гуманизма, как пишет Дмитрий Кириллович Богатырёв, несёт в себе три смысловых уровня.«1) В узко-историческом аспекте – явление западноевропейской истории, связанное с выяснением античной почвы (в отличие от христианского Неба) европейской культуры посредством, в первую очередь, филологических изысканий, ассоциируемое с именами Франческо Петрарки, Данте Алигьери, Лоренцо Валлы, Альберти и др.2) В широком историческом значении – идеология нового субъекта культурно-исторического развития, возникшая в основном в Италии, Германии, Франции, Голландии, концептуально выраженная в форме «учения о правах свободного индивидуума»[25], реализованная в различных культурных, философских, социально-политических и религиозных проекциях и характеризующаяся своеобразными стадиями своей эволюции.3) В духовном плане – тип миросозерцания, признающий человека абсолютной ценностью»[26].В последнем значении гуманизм имеет своим центральным ядром идею, а точнее говоря – мифологему творчества. В этом документе нашли отображение новые реалии конца ХХ века: падение СССР и вместе с ним коммунистических идей, глобализация мира, появление Интернета и возрастающий темп научно-технического прогресса. ред. обзоров и рефератов / РАН. 440.[35] Спиноза Б. Современный гуманизм. Современный гуманизм. С. 441-442.[33] Флоровский Г., протоиерей. — 168 с. С.40.[21]Ницше Ф. 103:29-30) и «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. В приложении к проблеме бессмертия её можно оценить как попытку завоевания бесконечной жизни. Он будет осознанно осуществлять свою реальную судьбу»[17].Нельзя не заметить, что трансгуманистическое видение мира весьма созвучно идеям Фридриха Ницше, который ещё в конце XIX века провозгласил «смерть Бога». Но, одновременно, это обнажает и древний богоборческий дух, который лежит в основании трансгуманистического мировоззрения и который возбуждает в своих адептах жалкое стремление к перманентной реконструкции собственных «кожаных риз».Трансгуманизм вполне допустимо с религиозно-философской точки зрения рассматривать как пародию обожения. Скептически относясь к теориям искупления, проклятия и реинкарнации, светские гуманисты пытаются осмыслить человеческое бытие в реалистических категориях; люди сами ответственны за собственные судьбы»[4].Появление в 90-е годы постмодернистских идей (Жак Деррида, Жак Лакан, Жиль Делёз, Жан-Франсуа Лиотар, Жан Бодрийяр и др.), которые подвергли пересмотру традиционные идеи современности, – т.е. ИНИОН. О Воскресении мертвых [Электронный ресурс] / http://www.wco.ru/biblio/books/list095d/Main.htm (дата обращения: 17.11.2016).[34] Спиноза Б. London : Chatto & Windus, 1957. Ницше добавляет к идее социальной инженерии Карла Маркса метафизический лозунг преобразования самой природы человека.Именно здесь, как представляется, и кроется экзистенциально-онтологический корень трансгуманизма.Гуманизм обычно сводят к некоторой социальной идеологии, поставляющей в центр сущего земного человека с его земными интересами и устремлениями. Олдос Хаксли был гуманистом, пацифистом и писателем, который семь раз номинировался на Нобелевскую премию. 2. ред. Современный гуманизм. Эстетика Возрождения. Куртц полагал, что «пока гуманизм, – секулярный гуманизм, – не перерастет в евпраксофию, ему не удастся покорить человеческих сердец»[7]. Отношение многих мыслителей-гуманистов к вопросу о вечной жизни весьма отлично от традиционной церковной точки зрения.Но гуманизм в своём генезисе выдвигает не только сомнения в личном бессмертии, – он начинает искать пути реализации искусственного бессмертия. и гуманит. СПб., 1999. Это взгляд правильный, но поверхностный. Сочинения : В 2 т. ред. С 150. Так говорил Заратустра. 2. 3:5).Перед человечеством открывается соблазн достижения постчеловеческого псевдорайского состояния без Бога и тех духовно-нравственных ограничений, которые обусловлены Его образом, лежащим в фундаменте духовно-телесной природы человека. Москва, 1995, с. Т. исслед. С другой стороны, внутри гуманистической цивилизации евангельские импульсы причудливо переплелись с агностическими и даже языческими. М.: Мысль, 1978. — (Сер.: Социал. А. Джулиан Хаксли выступал сторонником такого общества, которое придёт к полной реализации человеческого потенциала и заменит собой общество благоденствия. 196-203.[29] Булгаков С.Н. науч.-информ. 199-200.[32] Бурлака Д.К. Но принципиальное значение имеет то обстоятельство, что идея радикального преображения человеческого духа и плоти, искаженная трансгуманизмом, утрачивает характер синергийного преображения человека при содействии нетварных Божественных энергий, и обретает некую «дурную» непосредственность. СПб., 1994. филоофии; Отв. Человек – это то, что должно быть преодолено[18]. Панченко А.И. — Ч. Два града : Исследование о природе общественных идеалов. Основными вехами его становления стали публикации манифестов гуманизма: «Гуманистического манифеста I» в 1933 году, «Гуманистического манифеста II» в 1973 году.В ответ на критику светского гуманизма со стороны консервативных религиозных групп в 1980 году стала публикация «Декларации светского гуманизма», в которой провозглашалось: «Светский гуманизм – это реальная сила в современном мире. Андреева И.С.; Сост. Цивилизация, экзистенциальным стержнем которой является мифологема самобытного исторического творчества, маргинализирует идею личной вечности как таковую как в адском, так и в райском её измерении. — М., 2003. вып.).[9] Cooke, Bill. Кузьмина, – не выражено столько презрения и отвращения к человеку. С.190, 192.[19] Кузьмина Т. Вместе с Альбертом Эйнштейном и Томасом Манном входил в руководство Первого гуманистического общества Нью-Йорка. Хаксли полагал, что «человеческий вид окажется на пороге нового существования, столь же отличающегося от нашего, как наше отличается от синантропа. Отд. — М., 2000. На месте Бога теперь «сверхчеловек», причём «сверхчеловек» – это то, что создаётся, а человек – то, что преодолевается.При этом, – как справедливо замечает один из исследователей творчества Ф. Таким образом, секулярный гуманизм сегодня позиционирует себя как идейное движение, «в котором теория и практика должны быть неразрывно связаны и органически дополнять друг друга»[10].При этом надо заметить, что светский гуманизм сегодня является самым влиятельным и масштабным направлением в мировом гуманизме. Только человекобог, точнее – сверхчеловек.Ницше предлагает новую форму богоборчества. (Обзор) // Философия в XX веке: В 2-х ч.: Сб. В результате гуманизм постепенно утрачивает свою христианскую основу и движется в сторону безверия.Ключевые фигуры указанного процесса дехристианизации гуманизма: Людвиг Фейербах, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд. — С. / Бенедикт Спиноза. Согласно платоническим воззрениям душа живёт сама по себе и, таким образом, жизнь и идеальность фактически совпадают. Этика преображенного эроса. Если самосознание средневекового человека основывалось преимущественно на чувстве его тварности и греховности, и центральной для средневекового миросозерцания являлась идея спасения, внутри которой творчество функционирует как подчиненный элемент, то в выработанном эпохой Возрождения мировоззрении, обретшим имя гуманизма, структура жизненных ценностей имеет качественно иное основание.Творчество становится духовно первичнее для человека, нежели спасение. http://wwf.panda.org/who_we_are/history/sixties/[13] UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.[14] UNESCO. В своих глубинных архетипических истоках гуманизм, в самой значительной степени, формировался как реакция на мифологию бессмертия, созданную христианским средневековьем.В своём решении этой проблемы гуманизм неоднороден. Георгия Флоровского, аристотелевские представления о смертности конкретного человека, не умаляемые бессмертием его индивидуальной души, в определённом смысле ближе христианской идее воскресения, нежели платонизм[33].Свою лепту в растворение водой философии классических христианских представлений о бессмертии внёс и субъективный идеализм. На передний план выдвигается трансценденция к Богу, который переживается как любящий Отец, а не надсмотрщик, строго калькулирующий малейшие грехи и исправляющие их аскетические подвиги.Евангельские идеи гуманизма выросли из изменения отношения к человеку в Церкви. науки в XX в.). М.: Мысль, 1978. В самом широком значении гуманизм представляет собой мировоззрение, построенное на признании центрального значения человека в мире, уважении к его достоинству и правам. В этом новом манифесте секулярного гуманизма была представлена программа построения глобального планетарного гуманистического сообщества.И, наконец, в 2003 году был опубликован «Гуманистический манифест III» под названием «Гуманизм и его устремления», последний на сегодняшний день манифест современного гуманизма, который значительно короче предыдущих манифестов и состоит из шести тезисов, которые перекликаются с более ранними текстами манифестов секулярного гуманизма.Пол Куртц, который оказал большое влияние на секуляризацию гуманизма и стал активно пользоваться в своих работах термином «светский гуманизм», большое внимание уделял вопросам гуманистической практики. Он является автором известного романа-антиутопии «О дивный новый мир». P. А. М. Румянцева. — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1983. Андреева И.С.; Сост. Поэтому «смерть Бога» означает и «смерть человека», который преодолевается в сверхчеловека.«Ни у кого, как у Ницше, – пишет исследователь его творчества Т. (Обзор) // Философия в XX веке: В 2-х ч.: Сб. А если «Бог умер», то кто может и должен занять его место? C. ред. Ведь постмодерн занял откровенно антигуманистическую позицию, объявив объективное научное знание разновидностью мифа, а людей не способными к свободному выбору и ответственности за свои действия.Секулярные гуманисты частично согласились с постмодернистами в том, что XX в. науки в XX в.). СПб. , 1997.[30] Вышеславцев Б.П. 2. 255.[17] Huxley J. Смысл творчества : [опыт оправдания человека]. 125-167. C. М., 2013.[28] Франк С.Л. Целостность дела, которое переживёт своего деятеля во времени, стала подменять цельность человеческой личности. Бог Умер: личные судьбы и соблазны секулярной культуры // http://nietzsche.ru/look/xxc/etika/god-died/?curPos=1[23] Кузьмина Т. Исаака Сирина, которых вообще-то и следует назвать гуманистами по преимуществу. СПб. : Наука, 1999. 2. филоофии; Отв. Так, за идеей вечного ада были обнаружены жажда мщения, свойственная рабам и неудачникам, садистический комплекс, который залегает гораздо глубже социальных различий и присущ, в той или иной степени, каждой личности, а также свойственный древним римлянам юридизм и страсть к жестоким зрелищам.Разрушая мифологию вечного ада и бегства от него, Новое время создало свой миф о человеке, творящем историю и собственную судьбу. обзоров и рефератов / РАН. London : Chatto & Windus, 1957. — С. С одной стороны, Западная и Восточная Церковь были в немалой степени уже гуманизированы. Центр гуманит. Успешную настолько, что ценность успеха почти полностью вытеснила переживание смерти как успения человека.Естествознание существенным образом конкретизировало и обновило представления о связи душевной структуры, в частности сознания, с телесной организацией. Он считал трансгуманизм «новой позицией ума», к которой обратится человечество в состоянии кризиса, используя научное знание для того, чтобы построить лучший мир. (Обзор) // Философия в XX веке: В 2-х ч.: Сб. Богатырёва, «антихристианство Ницше наиболее последовательное, онтологически обоснованное, глубокое и агрессивное, в нём атеизм перестает быть просто безбожием, построенным на вере в человека… Человек должен быть преодолен в сверхчеловеке. Это породило так называемые либеральную теологию, вовсе отвергающую ад, но, главное, привело к маргинализации и профанации темы личной судьбы в вечности, подменив её сходной проблемой во времени.Средневековая мифологема сотериологической ценности личного труда была преобразована гуманистической культурой в экзистенцию его социально-исторической успешности. Современный гуманизм. — М., 2003. http://www.humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000142[4] Цит. Джулиан Хаксли является внуком известного учёного-дарвиниста Томаса Генри Хаксли, его родным братом был писатель Олдос Хаксли, а единокровным братом — нобелевский лауреат Эндрю Хаксли. Объектом критики в данном случае выступала вовсе не средневековость образов посмертного существования, а сама способность человеческой мысли воображать предметы, недоступные нам в опыте.Психология ХХ века, с одной стороны, экспериментально подтвердила связь человеческой психики, в частности, структуры восприятия с телесной организацией. Прежде всего, это отказ от различения добра и зла, от понятия греха и от христианской морали в принципе. И в силу того, что человек, как целое, не сводим к своей природе, или, как написал Владимир Лосский, личность «есть несводимость человека к природе»[6], такая трансцендентность личности требует и трансцендентного природе, выходящего за её пределы и недоступного эмпирическому опыту.Для того чтобы ответить на этот вопрос, Пол Куртц попытался ввести новое понятие, не опирающееся на веру в трансцендентное: «евпраксофия» («eupraxsofia») – от лат. — 168 с. Сверхчеловек будет адекватным выражением глубинного онтологического принципа Универсума – воли к власти»[32]. науч.-информ. Есть в гуманизме и интеллектуально-агностический аспект, вырастающий из нового прочтения античной мифологии и философии, в результате которого в представлениях, казавшихся сугубо христианскими, были открыты языческие прообразы.Но, что важно отметить, в гуманизме есть и евангельский прорыв за пределы средневековой мифологии вечного ада. 114.[7] Куртц П. Отд. А главное, это отказ от заданного Богом как нравственной цели бытия человека – уподобление его Богу, т.е. Бог Умер: личные судьбы и соблазны секулярной культуры // http://nietzsche.ru/look/xxc/etika/god-died/?curPos=1[20]Ницше Ф. — М., 2003. Тот, кто творит новые формы бытия, должен быть твёрд, ибо все созидающие тверды. — Ч. http://www.humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000142[6] Лосский В. филоофии; Отв. Он противостоит всем разновидностям веры, которые ищут сверхъестественных санкций для своих ценностей или подчиняются силе диктата… Светский гуманизм верит скорее в человеческий разум, чем в божественное руководство. науч.-информ. В смерти одушевлённое тело перестает дышать – человек расстаётся с духом (ср.: «Отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются» (Псал. Ризе, – принимает форму «посюсторонности»… Согласно демократической религии, главная цель человека состоит в том, чтобы содействовать человеческому благополучию здесь и теперь»[1];атеистический гуманизм, который представлен творчеством Жан-Поль Сартра, Альбера Камю. Девиз Ницше – не улучшать человека, а именно преодолеть, превзойти»[19].Таким образом, наивысшая цель человека после «смерти Бога» – это создание сверхчеловека. М., 1993 ; Бердяев Н.А. Пока гуманизм не станет реальной альтернативой религиозным культам, как сказал Пол Куртц, он, «похоже, рискует остаться одним из интересных интеллектуальных движений, занимающих ограниченное число учёных философов, но имеющих мало отношения к живой жизни»[8]. СПб., 1998. Он активно содействует развитию нетеистической морали и обладает консультативным статусом при ООН, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ[11]. Отд. Высказанное поначалу немногими гуманистами (Пико делла Мирандола) убеждение о преимущественно творческой природе человека с XVIII века становится все более привычной его самохарактеристикой»[31]. — Ч. Мужество стать: Добродетели гуманизма. и др.; Под ред. Секулярный гуманизм противопоставляется религиозному и утверждает необходимость вести этический образ жизни без идеи о существовании Бога и метафизической реальности. Натуралистический гуманизм С. Отд. Он всё более начинает относить творчество к самому себе, ощущать себя свободным творцом истории и своей собственной судьбы (и потому – богоподобным). В смерти нет смысла. исслед. Ницше, – в стороне остаётся вопрос, «а почему, собственно, нужно что-то менять и в человеке и в его жизни, откуда вообще это стремление к лучшему (не говоря уже об императивности такого стремления, когда стремление к совершенству вменяется как долг и идеал), откуда, наконец (а этот вопрос можно ставить только после ответа на предыдущие), мы берём сам масштаб оценки, по какому критерию оцениваем наше стремление к лучшему?И неслучайно, что все эти вопросы, законные и осмысленные в рамках теизма (от различий в последнем в данном случае можно отвлечься), в секулярной мысли мало-помалу повисают в воздухе (выступая по сути унаследованным от прошлого непрояснённым «пережитком»), а то и вовсе перестают вставать»[23]. Панченко А.И. Произошла глубинная метаморфоза. Центр гуманит. Сочинения : В 2 т. «eu» – блаженство, «praxis» – практика и «sofia» – мудрость. — Ч. В результате бизнес, в широком смысле этого слова, стал фактической религией секулярного мира.Кальвинизм увидел в успешности земной профессии знак небесного избрания. 125-167. И надо признать, что научная критика христианского платонизма во многом справедлива. В христианстве, – после Боговоплощения, – место человека в онтологической иерархии сущего даже выше, нежели в ветхозаветном иудаизме. Данный манифест отстаивает ту форму светского (секулярного) гуманизма, которая определенно соответствует принципам демократии. Частные вопросы эвтаназии, клонирования, замены органов имеют своей скрытой мифологической основой волю конечных духовных существ продлить свою жизнь во времени максимально долго, освободив её от страданий здешнего бытия.Вне синергийных усилий с Богом эта деятельность людей по установлению господства над природой может быть названа магией. Если средневековье чрезмерно онтологизировало грех, как бы недооценивая его фундаментальную подорванность Жертвой Христовой, то гуманистическая цивилизация впадает в противоположную крайность радикальной деонтологизации зла, его редукции к моральному несовершенству.Суждение Бенедикта Спинозы в данном случае является глубоко типичным: «Человек свободный ни о чём так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни»[34]. : Республика, 1994.[31] Бурлака Д.К. ИНИОН. — (Здравый смысл: Журн. В данном аспекте усилия, направленные на максимальное продление плотской жизни во времени, и воля к самостоятельному построению нового (астрального, духовного, тонкого и т.п.) тела сущностно тождественны, различаясь лишь экзистенциально. — С. действительно обнаружил глубинные антигуманные тенденции, но это не значит, что идеалы Просвещения устарели, и будущее гуманистам видится не в деконструкции, а реконструкции человеческих ценностей, которое приведёт к новому гуманистическому ренессансу.Такая точка зрения светского гуманизма получила свое выражение в новом программном документе «Гуманистический манифест – 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму». А. Оно демонстрирует не примитивное отсутствие интереса, но иную экзистенциальную ситуацию. https://litlife.club/br/?b=49342&p=25[26] Бурлака Д.К. Андреева И.С.; Сост. Центр гуманит. (Обзор) // Философия в XX веке: В 2-х ч.: Сб. и гуманит. — 168 с. С. — М., 2003. Душа животворит тело, но живёт, даже гораздо лучше, и вне него.Изгнанный официально из ортодоксального христианства платонизм всё равно остался внутри коллективного подсознательного христианства, особенно в вопросе личного бессмертия.И Священное Писание, и научная биология утверждают жизнь в единстве физической и метафизической реальности. скептиков, оптимистов и гуманистов; Спец. ИНИОН. А. СПб., 2001. Христианский гуманизм вырастает из нового религиозного опыта. Новоевропейский материализм выражает это настроение с наибольшей полнотой. P. Джулиан Сорелл Хаксли стоит у истоков создания Всемирного фонда дикой природы[12] и международной организации ЮНЕСКО[13], в которой был её первым генеральным директором[14]. науч.-информ. филоофии; Отв. С. 348.[27] Бердяев Н.А. — М., 2000. / Бенедикт Спиноза. — (Сер.: Социал. Современные люди, по Ницше, поистине безобразны… Их важнейшими провозвестниками можно считать как Франциска Ассизского, так и прп. 17.[16] Huxley J. М. О назначении человека. «модерна», – связанные с рационализмом Нового времени и Просвещением, не могло не привлечь внимание светского гуманизма. СПб. : Наука, 1999. — 168 с. Антропоцентричная цивилизация, участниками которой мы пока ещё являемся, представляет собой закономерный этап развития христианского средневековья (главным образом западного, но не без восточного влияния). С. Панченко А.И. http://tapemark.narod.ru/kommunizm/025.html[3] Черный Ю.Ю. — (Здравый смысл: Журн. Гуманизм // Вестник Русского христианского гуманитарного института. науки в XX в.). 125-167. Евпраксофия, соединяя в себе и практику, и теорию гуманизма, как и религия, должна быть всеобъемлющей по своему мировоззрению, но отказаться от сверхъестественной компоненты и избегать «трансцендентного искушения»[9]. 1. 125-167. исслед. Отд. Только со «смертью Бога», как думает Ницше, человек впервые становится автором своих действий и может практиковать «божественный образ мыслей»[20]; только со «смертью Бога» возможно истинное величие человека[21].«Перед нами ни больше, ни меньше как мироустроительные, а вернее даже сказать, миросозидательные претензии, заявленные человеком, оставшимся после «смерти Бога» единственным деятелем»[22].Но со «смертью Бога» человек становится на почву иной реальности, логика которой приводит к ряду принципиально важных отказов от абсолютных онтологических оснований человеческой культуры. (Обзор) // Философия в XX веке: В 2-х ч.: Сб. «Блаженство не есть награда за добродетель, – конкретизирует свою мысль философ, – но сама добродетель»[35]. Нельзя не заметить, что в акцентировании психофизической цельности человеческой личности современные научные представления о человеке в некоторой степени подобны библейским, особенно ветхозаветным. Согласно логике кантовского трансцендентализма, образы Дантова ада суть не более чем конструкции человеческого рассудка, связанного априорными формами нашей чувственности (трансцендентальным пространством и временем) и движимого силой воображения. филоофии; Отв. Некоторые относят к этой группе и Фридриха Ницше;коммунистический, или социалистический гуманизм, который позиционирует себя как «гуманизм реальный, практический. Протоиерей Игорь Аксёнов в данной статье анализирует феномен гуманизма, ставшего неотъемлемой частью современной цивилизации. — С. New Bottles for New Wine. Достоевский и кризис гуманизма // Русские эмигранты о Достоевском. ИНИОН. науки в XX в.). Своей популярностью он был обязан деятельности американских философов Сидни Хука (1902–1989) и Корлисса Ламонта (1902–1995). Ведь если гуманизм окончательно отделить от религии, то возникает вопрос: «Каким образом он может удовлетворить экзистенциальную потребность всякого человека – потребность в смысле? http://www.humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000142[5] Черный Ю.Ю. http://www.unesco.org/new/en/unesco/about-us/who-we-are/director-general/the-organization/the-directors-general/julian-huxley/[15] Huxley J. — (Сер.: Социал. — (Сер.: Социал. В нём есть языческая сторона, связанная с усталостью от аскезы, отказом от трудового стяжания Царства Божия, откат к дохристианскому смирению перед неизбежностью смерти. обзоров и рефератов / РАН. 477.  богоподобия человека. Человек не образ и подобие Бога, но лишь мост к сверхчеловеку. обзоров и рефератов / РАН. Мужество стать: Добродетели гуманизма. Для Хаксли трансгуманизм был другим названием его «эволюционного гуманизма», а именно, преднамеренного усилия человечества «преодолеть себя — не только спорадически… но в целом, как человечество… Человек, остающийся человеком, но превзошедший сам себя, благодаря осознанию новых возможностей своей человеческой природы»[15].Хаксли рассматривает трансгуманизм как «ключевое понятие» с совершенно новой интеллектуальной структурой, как «новую идеологию», или «новую систему идей, соответствующих новому положению человека»[16]. Эта тема довольно подробно исследована в русской религиозной философии, в первую очередь, Николаем Александровичем Бердяевым[27], а также Семёном Людвиговичем Франком[28], Сергеем Николаевичем Булгаковым[29], Борисом Петровичем Вышеславцевым[30].Дмитрий Кириллович Богатырёв, систематизируя идеи русских философов, пишет: «идея-мифологема творчества является одной из фундаментальных универсалий христианской культуры и существенно отличает её от иных типов культурно-исторического развития…Осмысление феномена творчества проходило постепенно и противоречиво. Центр гуманит. По мнению Д. Гуманизм и протестантизм, каждый по-своему, высвобождали время и энергию индивида для земных дел и создали в результате самую социально-успешную цивилизацию в земной истории человечества. скептиков, оптимистов и гуманистов; Спец. К. и гуманит. 6:3)).Если душа и продолжает бытийствовать после распада тела, то в совершенно ином, качественно ином состоянии. Их можно оценить как земную и небесную проекцию единой стратегии завоевания бессмертия своими силами.Таким образом, гуманизм, заново рождаясь из христианского осмысления исторического факта Боговоплощения, в своём генезисе, утрачивает связь с Триипостасным источником и основанием богоподобного достоинства человека и деградирует в трансгуманизм, который возвращает человека к первому искушению посредством гнозиса, магически стать «как боги» (Быт. Подобно тому, как натрий и хлор существуют вне единства соли, или водород и кислород вне единства воды, хотя эти аналогии и бедны тождеством с единством духовно-телесной природы человека.По мнению прот. Он переносит центр тяжести с абстрактных рассуждений… на научную разработку путей освобождения трудящейся личности, на практическую борьбу по созданию социалистического и коммунистического общества… Сущность социалистического гуманизма, – по определению Словаря научного коммунизма 1983 года издания, – в признании человека труда высшей ценностью жизни, в активной борьбе за его… счастливую… жизнь»[2].натуралистический, или научный гуманизм, который «приобрел широкую известность в 50-х годах. Говорить о гуманизме сегодня представляется занятием далеко не простым. http://www.humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000142[11] http://iheu.org[12] WWF. Материализм абсолютизировал эту связь, выстроив на этом доктрину радикальной смертности. Бог Умер: личные судьбы и соблазны секулярной культуры // http://nietzsche.ru/look/xxc/etika/god-died/?curPos=1[24] Лосев А.Ф. — С. New Bottles for New Wine. В настоящее время он подвергается необоснованным и неудержимым нападкам с самых разных сторон. Панченко А.И. Хук отмечал, что натуралистический гуманизм отличается от теистического гуманизма отрицанием любой формы супранатурализма, а от атеистического гуманизма – стремлением избежать выставления себя напоказ, и от коммунистического гуманизма – его оппозицией всем убеждениям, не основанным на идее свободы, значении индивидуальной и политической демократии. 125-167. New Bottles for New Wine. С. Если мы отбрасываем веру в Бога как чистое безумство, то что мы можем предложить взамен?»[5]Действительно, если человека лишить метафизического измерения его бытия, то в чём смысл его жизни? №4. Он представлен Международным гуманистическим и этическим союзом (IHEU), в который входят национальные гуманистические общества более чем 30 стран и насчитывает более 5 миллионов своих членов. Успехи новейшего естествознания, биологии, медицины и генной инженерии лишь обострили проблему искусственного бессмертия и вбросили её в пространство массового обсуждения. * * *Но помимо светского, или секулярного гуманизма, параллельно ему в середине ХХ века возникла ещё одна разновидность гуманистического мировоззрения, которая получила название «трансгуманизм».Термин «трансгуманизм» был введен в 1957 году Джулианом Хаксли (1887–1975), английским биологом, одним из создателей Синтетической теории эволюции, которая является синтезом генетики и дарвинизма, и других научных дисциплин. науки в XX в.). Никакой любви к нему, никакого сочувствия к его немощи, никакого оправдания ошибок… Воля к власти. Ecce Homo. и гуманит. №2. Атеизм // Вестник Русского христианского гуманитарного института. Андреева И.С.; Сост. London : Chatto & Windus, 1957. Эндрю Хаксли стал лауреатом Нобелевской премии в области физиологии и медицины в 1963 году.Джулиан Хаксли активно выступал за распространение гуманистических ценностей, был членом многих гуманистических организаций, в том числе членом Международного гуманистического и этического союза. С другой, выдвинула и объяснила тезис о заинтересованности и детерминированности воображения бессознательными факторами. исслед. ИНИОН. и гуманит. Ламонта стал основой для оформления такой более поздней версии гуманизма, как светский гуманизм»[3].светский, или секулярный гуманизм, провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью. Дело личного спасения в вечности трансформировалось в историческое «спасение» собственным делом во времени. Панченко А.И. М., 2011 ; Бердяев Н.А. Хука и К. https://litlife.club/br/?b=49342&p=25[25] Лосев А.Ф. Современный гуманизм. Н. Обычное противопоставление Бога и человека заменяется, после провозглашённой «смерти Бога», антитезой «сверхчеловек – человек». — М., 2003. — Ч. — 168 с. вып.).[8] Куртц П.