Морально-этические проблемы определения статуса эмбриона

aпoстoлa Aндрeя, 2002. — № 4, с. Иeрoним и Фeoдoрит Кирский, Иoaнн Бoлгaрский и свт. Oднaкo eдинoдушия дoстигнуть нe удaeтся. Фoмa Aквинaт, прeдлoжили тeoрию пoслeдующeгo внeдрeния души. При этoм святитeль Вaсилий утoчняeт, чтo тяжeсть вины нe зaвисит oт срoкa бeрeмeннoсти: «У нaс нeт рaзличeния плoдa oбрaзoвaвшeгoся и eщe нeoбрaзoвaннoгo»[11]. Мoмeнт oдушeвлeнияВмeстe с тeм нeкoтoрыe oтцы (прeп. // Прaвoслaвиe и прoблeмы биoэтики. 444 Aвтoр псaлмa oписывaeт рaзвитиe эмбриoнa и плoдa кaк твoрчeский aкт Бoгa: «Ты устрoил внутрeннoсти мoи и сoткaл мeня вo чрeвe мaтeри мoeй… Oб этoм рaссуждaeт aвтoр стaтьи, oпирaясь нa нaучныe дaнныe, a тaкжe прeдлaгaeт библeйский и святooтeчeский взгляд нa прoблeму. Oтвeты нa вoпрoсы / митрoпoлит Aнтoний Сурoжский // Aльфa и Oмeгa. — С. Григoрию Бoгoслoву, кoтoрый утвeрждaл, чтo душa вoзникaeт в пeрвый жe мoмeнт пoслe зaчaтия, в чeм eму слeдoвaли другиe oтцы, в чaстнoсти прп. Г.М. мнeниe o рoждeнии чeлoвeчeскиx душ[13] (Тeртулиaн).Тeртуллиaн для oбъяснeния пeрeдaчи пeрвoрoднoгo грexa исxoдил из прeдпoлoжeния, чтo нe тoлькo тeлo, нo и душa пeрeдaeтся рeбeнку oт рoдитeлeй. O тoм жe свидeтeльствуeт Иoв в свoиx слoвax, oбрaщeнныx к Бoгу: «Твoи руки трудились нaдo мнoю и oбрaзoвaли всeгo мeня кругом… Шалкинский // Миссионерский сборник. Курило // Проблемы репродукции. Иоанн Златоуст, свт. Курило. «Большая часть среди участвующих в обсуждении этой проблемы специалистов, — резюмирует он, — учитывая невозможность в настоящее время решить вопрос о статусе эмбриона человека и невозможность остановить использование вспомогательных репродуктивных технологий <…> придерживаются умеренной позиции. Биоэтика: учебник / Э. Один основан на моральных принципах и требует запрета любых манипуляций с эмбрионами человека на любых стадиях их развития, поскольку жизнь человека, по мнению сторонников этой точки зрения, начинается с момента зачатия. Приверженцы противоположной позиции по вопросу статуса эмбриона, среди которых большинство врачей-исследователей, допускают и даже приветствуют не только использование эмбрионов человека в программе экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), но и вообще широкое внедрение искусственного оплодотворения в качестве альтернативного способа размножения людей. Как определить момент начала пульсации для конкретного эмбриона?Следующая позиция связывает становление человека с началом функционирования ствола мозга. Происходит только дифференциация, узкая специализация клеток: из зиготы произойдут и жировые клетки, и клетки соединительной ткани, и все остальные, но ни одна из них не будет более сложно устроена, чем самая первая. https://articlekz.com/article/6166. — 1998. Ты вывел меня из чрева» (Иов 10: 8, 18). Официальные документы Ватикана, исходящие из Папского Совета по вопросам семьи (Pontifical Council for the Family) или Папского Совета по вопросам жизни (Pontifical Council for Life), категорически утверждают, что с момента своего зачатия при оплодотворении яйцеклетки — естественного, искусственного или при клонировании, — человеческий эмбрион, даже если он состоит из одной оплодотворенной яйцеклетки, зиготы, обладает тем же самым человеческим достоинством, что и любая другая человеческая личность[3]. — М: Библейско-богословский институт св. С. Когда из одной клетки образуются две, то ни одна из них никогда не будет более сложно устроена, чем та клетка, из которой они образовались. 1:5). — № 3: http://www. с англ. Церковь и христианская совесть с самого момента зачатия признают человека личностью, наделенной вечной и бессмертной участью. — Москва: 2017. С. 4:1). Статус эмбриона. — 2001. И на это надо смотреть прямо и серьезно, никакого извинения в этом отношении нет»[17]. Д.В. Костомарова. Даже хромосомы соматических клеток с миллиардами генов будут идентичны тем, которые образовались в момент зачатия. Поэтому делить эмбрионы на более ценные и менее ценные невозможно. Зародыш мой видели очи Твои…» (Пс. 58-76.[6] Курило, Л.Ф. Развитие эмбриона человека и некоторые морально-этические проблемы методов вспомогательной репродукции / Л.Ф. 318-319[18] Цит. Но как применить это к исследованиям на эмбрионах человека, когда статус эмбриона не определен?»[6] — справедливо замечает академик Л.Ф. Только по истечении 20-дневного срока данный орган приобретает черты настоящего 4-камерного сердца млекопитающих. И даже законодательства европейских государств, например Франции, Италии и Швейцарии, содержат противоречивые ответы на приведенные выше вопросы[8]. New York.2007. Савельевой, Л.Г. Первые движения плода зафиксированы на 6-й неделе развития, в это же время плод реагирует на прикосновения, в спинном мозге вы­являются синапсы. Проводить юридическую разницу между четырнадцатидневным эмбрионом и двадцатидневным — это то же самое, что за убийство пятикилограммового младенца давать меньший срок, чем за убийство десятикилограммового, или определять права людей в зависимости от расы, профессии либо того, кто правша или левша. «Градуалистские» позицииСторонники градуалистской позиции, ставящие во главу угла поэтапность развития, обращают внимание на то, что и сперматозоид, и яйцеклетка являются живыми объектами еще до процесса оплодотворения, и подчеркивают, что оплодотворенная яйцеклетка развивается в человека постепенно. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью»[4].Священный Синод Элладской Православной Церкви на тех же основаниях в специальном заявлении «Клонирование клеток эмбриона» категорически осуждает проведение экспериментов, предусматривающих разрушение эмбрионов. Исходя из такого представления, Православная Церковь настаивает на неприкосновенности жизни человеческого плода или эмбриона на любой стадии развития. Такая позиция Ватикана обусловлена тем, что для богословия Католической Церкви ключевым вопросом этики современных вспомогательных репродуктивных технологий является вопрос о статусе эмбриона человека. На нее нельзя не обратить внима­ние прежде всего в силу принципа симметрии. 138: 13, 15–16). Для опровержения этого богословского тезиса другие отцы, а затем и св. Нобелевская премия в области физиологии и медицины была присуждена Роберту Эдвардсу за разработку технологии экстракорпорального оплодотворения (ЭКО)[2], Римская Католическая Церковь немедленно выступила с публичным осуждением этого решения Нобелевского комитета. Соответственно, права эмбриона могут перевешиваться другими правами или интересами, такими, как соображения здоровья матери, в тех случаях, когда эти последние сильнее. Но четкие регламентации по поводу допустимых пределов таких манипуляций до сих пор отсутствуют. В жидком азоте хранятся миллионы «лишних» эмбрионов, которые были заготовлены для имплантации в матку на случай неудачи предыдущих попыток. С. 73.[9] Тертуллиан, К.С.Ф. Статус эмбриона — это понятие, возникшее в связи с достижениями современных репродуктивных технологий и поставившее вопрос о морально-этических критериях и барьерах, связанных с манипуляциями, осуществляемыми над человеческими эмбрионами. https://www.nkj.ru/archive/articles/18844/ Дата посещения: 20.20.17.[3] Аксенов Игорь., прот. Доклад Рабочей группы по защите эмбриона и плода человека. 84.[19] Защита ємбриона человека IN VITRO. Св. Даже сам термин «развитие» не вполне подходит, так как предполагает изменение от простого, примитивного состояния к более сложному. В. Этический аспект манипуляций над эмбрионами. Однако последняя не является точной копией сердца взрослого человека. — Рязань. Анализируя этот пример, нужно сказать, что наше поведение в той или иной ситуации не лишает эмбриона его статуса. Любая установка, предполагающая возможность умерщвления человека в любом возрасте, начиная с зачатия, ведет к оправданию убийства.Жизнь человека начинается с момента зачатия. Дата посещения: 20.10.17.[16] Силуянова И.В., Першин М.С., Ляуш Л.Б., Макеева И.М. <…> Улучшение жизни других людей не может основываться на разрушении миллионов человеческих существ на эмбриональной стадии развития»[5].«В Хельсинской декларации Всемирной медицинской ассоциации говорится: «Интересы и благо отдельного человека должны превалировать над интересами общества и науки». 25. В современной медицине утвердился критерий смерти человека — «смерть мозга». Фома считает, что растительная и животная душа существует уже с момента оплодотворения. В зиготе, оплодотворенной яйцеклетке, то есть в человеке, после зачатия есть все, что имеется у взрослого, только в одной клетке. Таким образом, хронологическая проблема приобретает онтологическое значение[14].Момент внедрения души отнесен к периоду между 30-м и 40-м днем после оплодотворения, по аналогии с библейскими предписаниями, связанными с очищением женщины после родов. Попов, известный российский ученый-эмбриолог, утверждает, что изучив всю профессиональную литературу, он так и не нашел аргументированного и достойного внимания обоснования тому, что 14-й день считается началом какого-то качественно нового периода в жизни человеческого эмбриона[18]. / под общ. Догматическое богословие. Кроме того, эта гипотеза предполагает, что для внедрения души необходима определенная организация тела, некая «форма», которая, будучи душой, формирует тело. В других странах, включая Украину, законодательное регулирование деятельности в области репродуктивных технологий и исследований практически отсутствует. Библейский и святоотеческий взгляд на статус эмбрионаЗачатие и рождение ребенка, с точки зрения христианской веры, представляется даром Божиим. Таким образом, снова возникает давний вопрос, как рассматривать статус эмбриона, а именно с какого момента отсчитывать начало жизни человека, на каком этапе внутриутробного развития рассматривать эмбрион как личность с определенными правами, находящуюся под защитой закона.Вопрос статуса эмбриона породил горячие дискуссии о юридических и этических границах допустимого в экспериментах над ним. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 1997.с. — Сб. Тертуллиан // Богословские труды. Что делать с ними по истечении «срока хранения»? В случае с эмбрионом скорее можно говорить о проявлении уже имеющихся, но скрытых свойств. Сборник работ. Что касается клеточного микроокружения, то оно важно не само по себе, а толь­ко в качестве фона, на котором реализуется генетическая программа.[1] Акушерство и гинекология: пер. Именно образование уникального и неповторимого набора генов (генома) является ключевым моментом в формировании зародыша. Иероним Стридонский, свт. rusmedserv.com/problreprod/1998/3/article_90.html. XII.4 http://www.patriarchia. ru/ db/text/141422. Можно ли использовать человеческие эмбрионы в научно-исследовательских, терапевтических или промышленных целях? 403.[4] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. 176.[10] Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша). http://seminaria.accanto.ru/pravo/milosh/canons_fathers_nikodim_milosh.htm#_Toc86275502. Относятся ли так называемые «репродуктивные права», то есть право иметь детей, и притом ровно столько, сколько хочется, к числу неотъемлемых прав человека? Дата посещения: 20.10.17.[12] Шалкинский, С., свящ. Сборник работ. Однако самостоятельное дыхание, а следовательно, автономное существование плода вне тела матери, становится возможным только к 20-й неделе[16].Таким началом также считают формирование сердечно-сосудистой системы (20–40-й день после оплодотворения). 2:7). Естест­венно допустить, что если конец человеческой жизни мы связываем со смертью мозга, то и начало человеческой жизни должно быть связано с началом функционирования ствола мозга.Ряд специалистов, прежде всего эмбриологи и гистологи, связывают начало человеческой жизни с моментом формирования первичной полоски — морфологического предшественника нервной трубки. Сичинава. 240.[13] Давыденков Олег., прот. Василия Великого. В нервных волокнах спинного мозга у плода 10-й недели развития определены первые нейромедиаторы и зарегистрирована активность ствола головного мозга[15].Начало жизни человека связывают с моментом формирования дыхательной системы. Последняя складывается уже в конце 4-й недели с момента оплодотворения. Следует немедленно добавить, что не все отцы церкви придерживались такого мнения, в особенности это относится к греческим отцам, прежде всего к свт. Что же касается его права на жизнь — тут мнения варьируют в известном диапазоне: кто-то может считать, что эмбрион человека обладает правом на жизнь, другие предпочтут говорить о праве на развитие.Сторонники градуалистских позиций полагают, что права эмбриона усиливаются и расширяются по мере его развития. Позволительно ли прибегать к предимплантационной диагностике ради выявления возможных генетических дефектов или для определения пола будущего ребенка в том случае, если супруги желали бы, например, рождения мальчика, а не девочки? 122.[14] Сгречча, Э. мнение о предсуществовании человеческих душ (Ориген);2. Дата посещения: 20.10.17.[8] Балашов Николай., прот. Современные репродуктивные технологии неизбежно предполагают и проводят определенные манипуляции с половыми клетками и эмбрионами человека. —:http://vivovoco.rsl.ru/vv/papers/men/cells.htm. Дата посещения: 20.10.17.[11] Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша). http://seminaria.accanto.ru/pravo/milosh/canons_fathers_nikodim_milosh.htm#_Toc86275502. Человек, 2007, № 2. — Москва: 2017. — 2001. В силу того факта, что современные вспомогательные репродуктивные технологии сопряжены с производством избыточного количества человеческих эмбрионов, подавляющее большинство из которых затем по тем или иным причинам подвергается разрушению, Римская Католическая Церковь считает этически неприемлемыми разнообразные методы оплодотворения in vitro, клонирование и тому подобные репродуктивные технологии, связанные с производством и гибелью человеческих эмбрионов.Такая точка зрения отображена и в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Эмбрион представляет собой настолько замкнутую систему, что извне, то есть из организма матери, он получает только воду, кислород и питательные вещества. Этико-правовые аспекты использования стволовых клеток человека / Л.Ф. Кирилл Александрийский);3. 2003. С. С. — М: Московская Патриархия, 1984. 454.[2] Нобелевская премия по физиологии и медицине 2010 года. мнение о творении человеческих душ Богом (блж. — С. Согласно последней, в основе начала жизни лежит природа последовательных биологических процессов, и защита эмбриона человека соотносительна степени его развития»[7].На протяжении последних десятилетий все эти проблемы обсуждаются медиками и юристами, философами и богословами в разных странах мира, а также в различных международных организациях. Противники такой позиции опасаются, что варьирование степени защиты, предоставляемой эмбриону/плоду в рамках градуалистского подхода, может подорвать уважение к человеческому достоинству и принцип равной моральной ценности всех лиц. Достижения современной медицины, особенно репродуктивных технологий, заставляют все серьезнее задумываться — с какого момента начинается жизнь человека, на каком этапе внутриутробного развития эмбрион становится личностью со всеми правами и под защитой закона? — № 3. Такая же позиция отражена в «Православном исповедании» (1643): «Душа дается от Бога в то время, когда тело образуется и соделается способным к восприятию оной»[12]. Прогресс и современное человеческое достоинство. Можно ли пойти на определенные генетические манипуляции с целью появления на свет ребенка с желательными для родителей качествами (теоретически такой подбор свойств может оказаться осуществимым)? Если мы связываем момент формирования сердца с первым сердцебиением, следует ли считать пульсацию дорсального сосуда за таковое? Дата посещения: 20.10.17.[7] Курило, Л.Ф. «Тот, кто будет человеком, уже человек»[9], — писал Тертуллиан. 1:20). Нет, в момент зачатия зародыш ребенка уже является человеком, его уничтожение является убийством человека. Из догматического богословия мы знаем три теории творения человеческих душ:1. по Максим Обухов., прот. Страсбург. При каждой процедуре, как правило, используется 7-8 яйцеклеток и уничтожается 6-7 полученных эмбрионов.Когда в 2010 г. Апология / К.С.Ф. 167.[15] Проблема определения статуса эмбриона. «…приобрела я человека от Господа», — говорит Ева по рождении сына (Быт. Максим Исповедник. Сначала образуются две клетки, потом четыре, восемь и так далее — до самой биологической смерти. М., 2005. 1:5). — № 3(29). Сгречча, В. Дата посещения: 20.20.17.[5] Балашов Николай, прот. — С. 98-108.[17] Антоний Сурожский, митрополит. ред. С.6.[20] The Oxford Handbook of Bioetics. О бесплодной Анне, впоследствии матери пророка Самуила, сказано, что «Господь заключил чрево ее» (1 Цар. Кирилл Туровский) считали, что одушевление зародыша происходит не тотчас же по зачатии, но лишь спустя некоторое время — подобно тому, как при сотворении первого человека Бог прежде создал тело Адама, а затем уже «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. // Православие и проблемы биоэтики. Это субъективное и произвольное решение схоластического рода, не основанное на научных данных. — № 2 (15). — 2003. //Православие и проблемы биоэтики. Геном человека, «терапевтическое клонирование» и статус эмбриона (точка зрения православного) / протоиерей Николай Балашов // Церковь и время. Из этих предпосылок вытекает дифференцированное отношение православных богословов к различным методам доступной в наши дни аномальной техники деторождения.Откуда пошло это мнение? Но при этом моральные и канонические нормы (налагавшие суровые наказания) оставались неизменными, настаивая на недопустимости аборта во всех случаях. Позиции о статусе эмбриона человека соотносительно степени его развитияВ рамках данного направления можно выделить несколько позиций.Одним из ключевых в определении эмбриона человека как личности является вопрос о том, когда плод человека приобретает способность чувствовать. Тамбоне; пер. Человек устроен так, что не может быть человеком сначала на одну десятую, потом наполовину, а затем уже целым. С. Дающие врачевстводля извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы»[10]. С. p. О времени одушевления зачатых младенцев / свящ. Во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого сказано: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства… Внешнее сходство или несхожесть определяет видовую принадлежность эмбриона. Эта теория утверждает, что душа, будучи предназначенной к субстанциональному единству с телом, онтологически имеет иное происхождение и создается непосредственно Богом. Когда же она, после долгих молитв, рождает ребенка, то говорит: «От Господа Бога Саваофа я испросила его» (1 Цар. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. «Я образовал тебя во чреве <…> и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя…», — говорит Господь пророку Иеремии (Иер. До 14-го дня после оплодотворения эмбриологи рассматривают эмбрион человека как преэмбрион, считая, что до этого срока он сформирован клеточными слоями, представляющими собой зародышевые оболочки — материал, не участвующий в дальнейшем в построении собственно эмбриона.Митрополит Антоний Сурожский, рассуждая на эту тему, говорит: «Можем ли мы сказать, что когда Божия Матерь зачала Спасителя Христа, то до какого-то момента — до 14, 18, до 28-й недели — Он не был человеком и не был рождающимся Богом? с итал. Кто-нибудь колебался бы на секунду, прежде чем спасти ребенка? «Точка зрения, согласно которой человеческая личность начинает формироваться на 14-й день после зачатия, не может оправдать британских ученых. — Москва: 2017. Зелинский и Н. Здесь возникает ряд вопросов. Ценность эмбриона значительна, но не абсолютна. Является ли эмбрион личностью и в праве ли мы за него решать его судьбу?Технология ЭКО включает оплодотворение «большого количества» яйцеклеток[1] и последующее уничтожение большого числа эмбрионов при каждой произведенной процедуре. Во время внутриутробного существования происходит развитие. Ведь с точки зрения градуалистской позиции, если по каким-то причинам нужно выбирать между эмбрионами, то исходить при выборе следует из того, какие интересы сильнее и приоритетнее[19]. Один из сторонников этой позиции приводит такой пример: «Представьте себе, что 2-месячный ребенок оказался в ловушке в клинике, и вы могли либо спасти одного ребенка, либо 100 эмбрионов, но не обоих. Макарий Великий или автор приписываемых ему творений, блаж. Более того, существуют два прямо противоположных подхода к решению проблемы. Человек, будь то новорожденный ребенок или старик, как эмбрион или зигота, остается таковым независимо от того, сколько он весит, какой имеет возраст. Наверняка нет, но если бы эмбрионы действительно были морально эквивалентны младенцам, то был бы выбор в спасении многих эмбрионов и только одного ребенка, что было бы решающей причиной спасения эмбрионов»[20]. 1909. Сборник работ. То, что мы себя так поведем, говорит только о нашем восприятии (воспитании), а не о том, является ли эмбрион человеком или нет. ВыводыТаким образом, все позиции, которые предполагают возрастание ценности и правовой защищенности эмбриона по мере того, как он приобретает внешние черты, характерные для человека, являются своего рода антиподами 2-го правила свт. Курило // Человек. Этические вопросы современных вспомогательных репродуктивных технологий. Эту мысль можно проиллюстрировать следующим сравнением: после оплодотворения (зачатия) начинается деление клеток. Первоначально сердце эмбриона представлено пульсирующим сосудом — дорсальной аортой. Репродуктивные технологии: Дар или искушение?