Образы богослова и пастыря в духовном наследии преп. Паисия Святогорца

С. Пaисий вeсьмa высoкo вoзнoсит пaстырскoe служeниe, пoстaвляя eгo нa урoвeнь вышe aнгeльскoгo. Пaисий считaeт oбмирщeниe: «Кoгдa Пaтриaрx Дмитрий, нaxoдясь в Aмeрикe, пoсeтил Бoгoслoвскую шкoлу Чeстнoгo Крeстa, тo к нeму пoдoшли нeкoтoрыe блaгoгoвeйныe студeнты-aмeрикaнцы и скaзaли: «Вaшe Святeйшeствo, в нaшу эпoxу дуxoвeнствo дoлжнo стaть сoврeмeннee!» A Пaтриaрx им oтвeтил: «Святoй Кoсмa Этoлийский гoвoрит, чтo кoгдa дуxoвныe лицa прeврaтятся в мирян, мирянe прeврaтятся в бeсoв!.. C бoлью и любoвью o сoврeмeннoм чeлoвeкe. Тaинствo xристиaнскoй жизни. Пoэтoму приxoдится тoлькo блaгoгoвeйнo изумляться тoму, кaк жe прoрoчeски aктуaльны и чрeзвычaйнo вoстрeбoвaны сeгoдня слeдующиe eгo слoвa: «В oтнoшeнии тoгo, чтo прoисxoдит в Цeркви, нe пo всeм вoпрoсaм мoжнo oткрытo вырaзить кaкую-тo пoзицию… Тe, ктo oбличaeт другиx бeз рaссуждeния, нaxoдятся в дуxoвнoм пoмрaчeнии… Увидeв гдe-тo нeчистoты, кoтoрыe нeльзя убрaть, тaкиe люди присыпaют иx чeм-нибудь свeрxу, чтoбы oни нe вызвaли oтврaщeния у кoгo-тo eщe. Т.I, М.: Святaя Гoрa, 2008. 231.[20] Стaрeц Пaисий Святoгoрeц. «В тo врeмя нeкoтoрыe приxoдили, нaдeясь пoлучить oт мeня блaгoслoвeниe нa этo!» Нeкoтoрыe нeдoумeвaли: «Рaзвe рясa дeлaeт чeлoвeкa свящeнникoм?» Нa чтo стaрeц в свoйствeннoй eму шутливoй и фигурaльнoй мaнeрe oтвeтствoвaл: «Пoп бeзряствeнный — видать, безнравственный»[30]. Таким образом, отец Паисий говорит не только о внутреннем устроении пастыря, но и внешнем его виде, считая их связанными друг с другом: «Духовное состояние, в котором находится человек, дает ему сияние и внешнее. 361.[36] Старец Паисий Святогорец. И самым правильным и логичным было бы обратиться для этого к духовному наследию тех святых, у которых мы находим ясные, основанные на личном опыте богообщения, описания и того и другого. С. Очевидно, с самого начала требуется определить смысл, вкладываемый в понятия «богослов» и «пастырь». Не требует поэтому пояснений то, что вопросам определения критериев подлинного богословия и пастырского идеала должно уделять первоочередное значение. Продолжая известную аскетическую традицию своего земляка — Евагрия Понтийского, старец Паисий обозначает некую эпистимиологическую антиномию разума и сердца, методов рационального познания и созерцательного постижения. Слова. Материалы. 360.[34] Мф. Да лучше бы ему было не проповедь произносить, а пойти и без шума сдать немного крови самому!» [14].Весьма примечательно, что преподобный Паисий расширяет привычное нам понятие плагиата и вводит в него новое духовное измерение: «Неверно поступает человек, который богословствует, используя чужое богословие, потому что он похож на бездетного человека, который усыновляет чужих детей, а затем выдает их за своих, представляя себя многодетным отцом»[15]. Но насколько же отталкивают от себя другие носители священного сана: красивые наружно, но имеющие в себе мирской дух, колеблемые мирским ветром! Издательский дом «Святая Гора», Москва, 2006. Том V. Паисий смотрит на вещи как бы из будущего и провидит бесплодность данных намерений без понимания необходимости того, о чем писал святитель Григорий Богослов: «Надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать»[17]. Слова. 30-31. Паисий вспоминал: «Как-то раз один богослов в своей проповеди призвал людей идти сдавать кровь, потому что в этом была необходимость. Богословская конференция Русской Православной Церкви. 125.[16] Старец Паисий Святогорец. Паисий: «Знания [в области богословия] необходимо стяжать для того, чтобы помочь себе самому»[18]. С. быть способным сказать что-то умное».Если непригодность второго мотива очевидна по причине его тщеславности и отсутствия любви, то первый мотив («помогать другим») на первый взгляд вызывает доверие и сочувствие. Если мы привыкли считать плагиатом в науке заимствование чужих мыслей без указания источника, то, по классификации о. Известно, что старец испытывал благоговение и уважение к епископам, глубоко смиряясь пред обращающимися к нему за духовными советами иерархами Церкви внутренне и внешне — преклоняя колена.В то время, когда отец Паисий составлял свои поучения для пастырей, еще не существовало блогосферы. Пастырское служение по священным канонам. 126.[11] Там же. Слова. С. Взамен он предпочитает говорить о том, чего хотят от него люди: «Сегодня люди хотят от священника двух вещей: чтобы он был несребролюбив и имел любовь. А вот люди, расковыривающие мусор и грязь чужих грехов, похожи на кур, которые копаются известно в чем… 161.[24] Софроний (Сахаров), архимандрит. Этот греческий богослов откровенно заметил: «Исчерпать словесно образ старца Паисия — весьма трудная затея, мы можем отважиться попытаться только приблизиться к пониманию преподобного. по Православная энциклопедия. И таким образом в слабых душах колеблется вера»[35].Есть ли сегодня действенный рецепт того, как можно стать истинным богословом и пастырем? Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 476.[4] Старец Паисий Святогорец. 43.[33] Старец Паисий Святогорец. С. Однако такое соединение, во-первых, не может совершиться рациональным способом и, во-вторых, по одной только воле человека. Слова. C болью и любовью о современном человеке. – Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. Паисий, «зла и огня искушений», можно выносить «из своих сердец божественное слово, чтобы помочь последующим поколениям».Без учета вышеназванных условий богословское образование может быть даже разрушительным, предупреждает о. 238.[19] Там же. Минск, 2007. C болью и любовью о современном человеке. 131.[21] Там же.[22] http://gpaisioskappadokis.blogspot.ru/2015/05/blog-post_733.html (Дата обращения: 22.04.2017).[23] С. Паисий, коренится в таинственных словах апостола Иоанна: «И вы помазание имате от Святаго и весте вся… И вы, еже помазание приясте от Него, в вас пребывает и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем…» (1 Ин. Паисий находил проходившую тогда в Греции дискуссию об отмене обязательного ношения ряс священниками. 18, 17.[35] Старец Паисий Святогорец. Слова. Т.II, М.: Святая Гора, 2008. С. Но ответ будет всегда лежать в области христологии, описывающей совершенного человека. Евангельское изречение «повеждь Церкви»[34] не означает, что все должно становиться известным, потому что сегодня Церковь — это не все. Он есть живое свидетельство присутствия Святого Духа в Церкви и действенности обетований, исполнение которых относится к субстанциональным признакам реального осуществления Нового Завета.Как писал Владимир Лосский: «Богословское изыскание предполагает предварительное пришествие Искомого»[1]. Т.I, М.: Святая Гора, 2008. 25.[26] Старец Паисий Святогорец. С. Старец сокрушается, что «от всех них Церковь получает больший вред, чем от врагов Православия»[21]. Действительно, с одной стороны, нельзя отрицать того, что богословие действует в нашем историческом, еще не преображенном мире и вынуждено пользоваться принятым научным инструментарием и методологией, чтобы быть понятым, использовать язык науки. 252.[31] Старец Паисий Святогорец. Паисий отвергает как непригодные два вида побуждения: «Не следует стремиться приобрести знания[16]:1. 8, 10; Мф. 236.[8] Там же.[9] Старец Паисий Святогорец. Минск, 2007. С другой стороны, прибегая к επιστημη, богословие не должно этим ограничиваться, но вести человека далее, в ту метафизическую область, где сама мысль останавливается. Иерофей Влахос и м. Арх. Ведь монах Паисий говорил: «Искусственные слова ничего не говорят душе человека, как не может разговаривать красивая статуя»[9]. Не следует соревноваться в оригинальности и стремиться к искусственной наукообразности, так как это свидетельствует лишь о внутренней пустоте и духовной несостоятельности богослова. В данном контексте богословие монаха Паисия суть личностная рефлексия Божьего избранника, человеческий ответ веры и любви на обращенное к нему Слово Бога. Паисий. С. Дескать, в самих этих институтах заложено извечное противоречие и конфликт официальной Церкви с харизматическими личностями. С. «Напротив, — продолжает он, — если человек стяжал чистоту, за которой следует простота со своей горячей верой и благоговением, то в него вселяется Святая Троица, и тогда с помощью божественного просвещения он легко находит ключи к божественным мыслям, имея возможность изъяснить богодухновенные слова очень простым и естественным образом, не ломая голову»[10]. Т.I, М.: Святая Гора, 2008. Сам процесс того, как именно преп. Т.I, М.: Святая Гора, 2008. 201.[18] Старец Паисий Святогорец. Ты видишь перед собой совершенно мирского человека»[31].По словам архимандрита Георгия (Капсаниса): «Церковь есть основание православной пастырской деятельности. «Если бы некоторые [говоруны] познали себя, то, увидев свое плачевное состояние, они бы не смели открыть и рта», — заключает старец[19].  I В большинстве случаев человек, желающий подготовиться к принятию священного сана, поступает в духовную семинарию, где ему предлагается получить необходимое образование на факультете или отделении, которое обычно именуется богословско-пастырским. Основы христианской философии. 347.[27] Там же.[28] Там же. С. Однако о. Слова. Типичным признаком обмирщения о. Но, — заключал Лосский, — тем не менее оно никогда не должно забывать созерцания»[12]. Духовное пробуждение. В первом же томе его поучений содержится довольно пространная глава «О духовенстве и Церкви», которая целиком посвящена данной проблематике и без преувеличения является настоящим учебником пастырского богословия и пастырской этики .В целом, как и остальные святые отцы и учители, преп. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Православное учение о человеке. 52.[15] Старец Паисий Святогорец. Его начала следует искать в мистическом опыте тех встреч с Богом, которые он описывал как явления Самого Христа. C болью и любовью о современном человеке. – М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ: Вече, 2013. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Преподобный старец Паисий Святогорец — один из самых уважаемых и широко почитаемых святых XX века. 348.[29] Там же. С. Митрополит Каллист Уэр заявляет, что центральный фокус богословских исследований в XXI веке сосредоточится на антропологии, и что это уже свершилось: «Ключевым вопросом будет: «Что есть человеческая личность[25]»». C болью и любовью о современном человеке. Слова. С. С. Паисия, такой своего рода «духовный плагиат» происходит всякий раз, когда богослов свободно, как своей собственной ученостью, оперирует трансцендентными понятиями без благоговейного и смиренного понимания того, что они рождены мистическим опытом святых, который в своей онтологической глубине недоступен ему самому.Говоря о мотивации получения богословского образования, преп. Обмирщвляясь, духовное лицо становится кандидатом в диаволы»[29]. Паисий говорит об этом в следующих образных выражениях: «Святый Дух снисходит Сам — если найдет в человеке необходимые для этого духовные предпосылки. Таким образом, человек становится духовным ученым, богословом»[4]. «Слово, сказанное от интеллекта <…>, является плотью, — говорил преп. Т.I, М.: Святая Гора, 2008. Однако обличительный пафос о. Познание на библейском языке — это «реальное и ответственное включение себя в жизнь, вызывающее глубокие последствия»[3]. Интенция богословского гнозиса, которой следует преп. Письма. А духовная предпосылка состоит в том, чтобы человек очистил от ржавчины свои духовные провода и стал хорошим проводником — дабы приять духовный ток божественного просвещения. Он известен не только своей святой жизнью, но и творениями, в которых затрагивает разные аспекты духовной жизни. 236.[5] Там же.[6] Митрополит Иларион (Алфеев). 12, 34.[14] Старец Паисий Святогорец. 75.[3] Цит. Пользуясь отсылками к книгам афонского подвижника, автор рассказывает, чем стоит руководствоваться, выбирая для себя путь священства, и каким должен быть современный священник, чтобы заслуженно именоваться пастырем. Р. С. Только там, в монашеской келье у ног старца они приходили к осознанию того, что богословское исследование не должно становиться самоцелью. Паисий, имевший образование лишь несколько классов начальной школы, стал великим богословом Церкви, а будучи монахом, не имея никакой степени священства, сделался наставником пастырства и архипастырства, останется надежно сокрытым в своем существе от эмпирического постижения и пребудет тайной боговидца. В этом отношении эпистолярное наследие одного из самым почитаемых святых современности, недавно прославленного вселенской Церковью афонского монаха Паисия Святогорца представляет собой неисчерпаемый источник практического богословия и пастырской мудрости. И хотя протоиерей Василий Зеньковский полагал, что восточное богословие не выработало до сих пор христианской теории знания[2], мы видим, что библейская традиция позволяет судить о наличии особой мистической молитвенной практики, в которой сердце как синоним духовного ядра человеческой личности является основным органом познавательного акта. 267.[7] Старец Паисий Святогорец. Православное пастырское служение немыслимо вне или около Церкви»[32]. Церковность посему является главным критерием подлинного пастырства. Письма. С. Софроний (Сахаров) утверждал: «Теперь, когда человек так повсюду унижен, тема тайны происхождения человека и его высокого предназначения в мире особенно важна…»[24]. Потому что, только святой может понять святого»[22]. Многие современные беды Церкви, по мысли преподобного, связаны с тем, что многие получившие богословское образование «приняли догмат умом, а не духом святых отцов»[20]. С. для того, чтобы помогать другим;2. Темой своей статьи протоиерей Тимофей Фетисов, ректор Донской духовной семинарии, избрал образ пастырства в наследии старца. Предназначение богословской науки так или иначе должно иметь сотериологический смысл. Если люди находят в священнике эти две вещи, то они считают его святым и со всех ног бегут в церковь. Нельзя говорить о милосердии и иметь жестокое сердце, нельзя писать о гордыни, не стремясь к смирению. Но, что еще более убедительно, сам святой старец являет образ великого богослова и пастыря. Паисия не было рассудочным и рациональным. С. 339.[32] Архимандрит Георгий (Капсанис). 2:20, 27). Паисий так много и так заостренно говорит о проблемах богословия, продиктована его болью и любовью к современному человеку, который страдает в том числе от того, что не получает должного духовного лекарства, поскольку обращенное к нему проповедническое «слово сказанное от интеллекта, не изменяет души»[8]. Т.I, М.: Святая Гора, 2008. С. Т.I, М.: СвятаяГора, 2008. Поэтому актуальность простых, но оттого не менее значимых, христоцентричных мыслей старца Паисия о человеке будет сохраняться и усиливаться и в будущем, являясь прекрасной иллюстрацией тех феноменов нравственного сознания, которые требуют современного святоотеческого осмысления в антропологической программе богословских исследований.IIПереходя к теме образа подлинного пастырства, с самого начала хотелось бы отметить, что, как и в случае с темой богословия, мы встречаем в изложении старца Паисия описание двух противостоящих типов: идеального и отрицательного. Итак, если вербальная репрезентация богословского мышления обусловлена интеллектуальными способностями и культурно-образовательным опытом индивидуума, то само божественное откровение содержится опять-таки в сердце[13].Личная жизнь подлинного богослова не должна расходиться с собственными словами, она не должна проходить в комфортном кресле. Чтобы это понять, надо потрудиться самим, надо полюбить Святых и от любочести,я приложить усилия к тому, чтобы быть на них похожими»[36].[1] Лосский В.Н. С. Паисия никогда не переходил те границы, за которыми бы терялась его связь с Церковью и которые он сам же обозначил: «Нам надо быть внимательными, чтобы не создавать в Церкви проблем и не раздувать случающиеся малые человеческие слабости, чтобы не сделать большее зло и не дать лукавому повода к радости»[33]. М.: Святая Гора, 2008. Сам он, однако, не сдал ни капли, хотя крови у него, прямо скажем, хватало с избытком. Т.II, М.: Святая Гора, 2008. М.: Святая Гора, 2008. С. C болью и любовью о современном человеке. Едва ли можно найти более простой ответ на этот вопрос, чем слова самого о. Вот почему богопознание преп. Именно поэтому к поступлению в духовную школу оказывается более готов тот абитуриент, который понимает то, о чем говорит преп. С. Как нам представляется, вселенское значение монаха Паисия как богослова основывается на его глубоком знании не только Бога, но и человеческой природы и личности. – М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ: Вече, 2013. М., 2002. Москва: Синодальная богословская комиссия, 2004. Вторая причина была обусловлена тем, что в действительности к о. Одним из главных препятствий к ее достижению и важнейшей проблемой современного пастырства преп. А это называется «мозгословием», от которого рождается вавилонское столпотворение»[7].Причина, по которой преп. Orthodox theology in the twenty-first century. Т.I, М.: Святая Гора, 2008. Письма. Именно об этом говорит преподобный Паисий: «Переживая на себе божественные тайны, человек становится богословом, потому что он не трогает их умом, а переживает в действительности. Хоружий. – М.: Канон+, 1997. Люди соблазнились. Православная энциклопедия. С. Слова. Церковь — это верующие, живущие так, как хочет Христос, а не те, кто воюет против Церкви. Мы лишь восхищаемся святыми подвижниками нашей Церкви, не понимая того, насколько велик был их труд. 238.[17] Цит. Действительно, если сущность обычного человека непознаваема в своей онтологической глубине, поскольку ее ядро составляет непознаваемый образ Божий, то тем более это относится к святому, тесно соединившему свой образ с Богом до той степени, что стал в подобии ему, используя выражение святителя Григория Нисского, микротеос, в непостижимости своей «обнаруживая отпечаток природы неприступной». «Тот, кто думает, что сможет познать тайны Божии с помощью внешнего научного умозрения, подобен безумцу, который хочет увидеть рай в телескоп»[11], — в другом месте говорит святой. WCC publication. Его вера постоянно умножается, поскольку он движется в ином пространстве, в области божественных событий». Неслучайно Владимир Лосский писал: «Богословское научение занимает некое трудное среднее положение между ве́дением (γνωσις), как харизмой и безмолвием, созерцательным и жизненным познанием и επιστημη — наукой и рассуждением. 275.[2] Зеньковский В.В. Боговидение / Вера и богословие. Потому что, предавая огласке какое-нибудь, к примеру, нравственное прегрешение, мы оповещаем о нем враждующих с Церковью и даем им повод начать против нее войну. Боговидение / Вера и богословие. Поэтому единственным доступным для нас способом передачи святоотеческого опыта преподобного являются свидетельства людей, имевших опыт личного общения с ним, таких, как, например, м. С. 125.[12] Лосский В.Н. 273.[13] Иов. Лучшей проповедью всегда является личный пример. В некоторых современных, как правило, протестанстких богословских изысканиях стало общим местом противопоставлять пророчество и священство, особенно в эпоху древней Церкви. Помазание здесь означает присутствие Духа Святого в той непознаваемой области, которая в христианской гносеологии традиционно именуется сердцем. Паисия: «В нашу эпоху не хватает живых примеров… В наше время умножились слова и книги, но умалились жизненные опыты. И многие были побуждены его проповедью и сдали много крови. 185.[25] Мetropolitan Kallistos Ware. Жизнь и учение святителя Григория Богослова. С. по Митрополит Иларион (Алфеев). Однако на вопрос, что хочет от священника Бог, старец отвечает довольно просто: «То, что хочет Бог, весьма велико, ты лучше этого не касайся»[26]. Москва, 5-8 ноября 2001 г. Geneva, 2012. Механизм и метод данного познания заключен в самом смысле древнееврейского глагола («знать»), который означает на языке Библии соединение познавающего с познающим, субъекта с объектом. В унисон звучит мысль митрополита Илариона (Алфеева): «Богословие не есть ни наука, ни искусство, ни профессия: оно есть ни что иное, как мистическое восхождение к Богу»[6]. Преподобный Паисий активно выступает против подмены понятий и профанирования термина «богословие», предпочитая называть вещи своими именами: «Величайшее зло в том, что, занимаясь сухим рассудочным богословием, мы выдаем наш рассудок за Святой Дух. Сегодня ширится понимание необходимости того, чтобы в «наше время богословие стало антропологией». Преп. А раз они бегут в Церковь, то спасаются»[27]. Паисии как святом богослове, приходится согласиться с одним из исследователей его личности, архимандритом Иаковом Канаки. Не об этом ли говорит большинство поступающих в семинарию, отвечая на вопрос о цели поступления? С. 353.[30] Там же. Истину этих слов старца широко подтверждают современные проблемы медиапространства, где мы подчас встречаем людей, получивших прекрасное рассудочное образование, окончивших духовные академии, но так и не привитых к благодатной лозе Церкви.Говоря об о. Слова. Однако понимаем ли мы на самом деле, что это означает как для преподающих, так и для учащихся? Паисий уочняет: «Если священник находится в высоком духовном состоянии, то он — настоящий священник и помогает другим больше»[28].Главная цель пастыря — приведение людей ко Христу и спасенияе. «Я, — сказал им тогда богослов, — своей проповедью побудил народ к сдаче крови, и это все равно как если бы я сдал крови больше всех!» Так он успокаивал свой помысл. С. C болью и любовью о современном человеке. Паисий, — <…> поэтому у Богословия нет ничего общего с бесплодным научным духом»[5]. Однако преп. Духовное пробуждение. 124.[10] Там же. И только после определенного опыта духовной брани против, как выражается о. Преп. С. Слова. Паисию обращались за советом многие греческие богословы. Это духовная красота, Благодать, Божественная Благодать. Афанасий Лимассольский, а также изучение непосредственно письменного достояния старца Паисия. C болью и любовью о современном человеке. И этот его опыт оказался чрезвычайно востребованным в современной Церкви, живущей в условиях секулярной эпохи, которая, как считает современный богослов Сергей Хоружий, во многом стала результатом «неизвлеченности, непрочитанности, неартикулированности христианской антропологии»[23]. М.: Святая Гора, 2008. Жизнь и учение святителя Григория Богослова.