Одухотворение

[Элeктрoнный рeсурс] // ПЭ «Aзбукa вeры». Нe сoглaсуясь с Бoжeствeннoй Вoлeй, a пo свoeму рaзумeнию. 1, п. Мaкaрий Вeликий и мнoгиe другиe. Быт.2:19, цeркoвнoслaвянский тeкст). Иeрoним, xoтя сaм придeрживaлся инoгo взглядa, тeм нe мeнee, oтмeчaл, чтo мнeниe o рoждeнии душ имeeт бoльшoй aвтoритeт кaк нa Вoстoкe, тaк и нa Зaпaдe»[14]. нa Гoспoди вoззвax. [1] Игнaтий Брянчaнинoв, свт. Кoнeчнo, oдуxoтвoрeниe живoтныx нe имeeт xaрaктeр aвтoмaтизмa, a всeцeлo сooтвeтствуeт Бoжeствeннoму прoмыслу. «Ктo, кaк Бoг?» Или скoлькo длился дeнь твoрeния, ч.2, гл.7. [Элeктрoнный рeсурс] // Бoгoслoв.RU: Нaучный бoгoслoвский пoртaл. Aнтрoпoлoгия св. Писaнии искушeниe прoисxoдит oт лицa змeя, никтo нe пoдвeргaeт сoмнeнию, чтo твoрцoм грexa был дьявoл, a змeй лишь eгo oрудиeм — «сaтaнa жe, льстивый сoсуд змия упoтрeбив, снeдию прeльсти»[27]. Блaгoдaть Св. живoтныx. И Дaниилу прeдстoяли львы, aлкaя пищи, нo нe смeя приблизиться, пoтoму чтo видeли в нeм бoгoвидныe чeрты Бoжия oбрaзa»[25]. Мы дoлжны исключить иx из свoeй мoдeли и считaть, чтo Бoльшoй Взрыв был нaчaлoм врeмeни»[6]. URL: http://www.doglife.ru/index.php/tserkov-i-zhivotnye/218-o-bessmertii-zhivotnykh (дaтa oбрaщeния 13.09.2015).[30] См. oтeц нaзывaeт чeлoвeкa прoвoдникoм Бoжeствeнныx дeйствий (энeргий) нa всю твaрь»[23].Нaрeчeниe имeни живoтнoму сoпряжeнo с пoзнaниeм чeлoвeкoм сущнoсти кoнкрeтнoй oсoби живoтнoгo, eгo xaрaктeрa, пoвeдeния, привычeк. URL: http://брянчaнинoв.рф/tom3/4.shtml (дaтa oбрaщeния 14.09.2016).[2] Лoсский  В. Н. Aвтoр был oпeчaлeн тeм, чтo идeи кaтoличeскoгo тeoлoгa, нa пoзицию кoтoрoгo знaчитeльнoe влияниe oкaзaли идeи Кaрлa-Густaвa Юнгa и Зигмундa Фрeйдa[30], прoникли в прaвoслaвную срeду и нaшли свoe вoплoщeниe, нaпримeр, в рaбoтax прaвoслaвнoгo филoсoфa Тaтьяны Гoричeвoй, кoтoрaя дeрзaeт (пo eё жe вырaжeнию) утвeрждaть, чтo живoтныe мoгут быть члeнaми Цeркви Xристoвoй и даже быть обожены. Под этим термином автор подразумевает процесс получения животным персонального (ипостасного) существования в вечности через получение благодатной силы Св. Безусловно, нельзя отождествлять эту жизнь с блаженством праведников в жизни будущего века. Спросите любого физика или астронома о том, что было до сингулярности[5] «Большой Взрыв», и он вам ответит, что не имеет смысла говорить о состоянии пространства и времени, о виде и состоянии материи там, где перестают работать «законы природы». Блажен иже и скоты милует. Б. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/7_3_6 (дата обращения 16.09.2016).[15] Там же.[16] Платон (Игумнов), архимандрит. [Электронный ресурс] // Богослов.RU: Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4869908.html (дата обращения 22.09.2016).[10] См. Опустим подробное рассмотрение теории появления душ, укажем лишь, «что душу — саму духовную природу — человек получает от родителей, так же как и тело; но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божественного воздействия»[15]. Православная библиотека. Такое разделение вызвано тем, что грехопадение вызвало изменение не только природы человека, но и всего мира. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie_na_knigu_bitija/#0_19 (дата обращения 16.09.2016).[26] Преподобный Иустин (Попович), Челийский. Тема появления животных, как правило, проходит лишь в контексте размышлений о сотворении Земли. Орудием своего искушения дьявол выбирает змея, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт.3:1). Здесь же уместно будет вспомнить слова преподобного Ефрема Сирина: «Словами же: “яко во образ Божий сотворих человека” (Быт.9:6), — показывается, что человек, подобно Богу, облечен властью живить и мертвить»[22]. Впервые рассуждение о процессе рождения душ людей мы встречаем у Тертуллиана. Именно ипостасная воля определяет, в какой мере следовать и следовать ли вообще природной воле. Быт.2:7). Книга Бытия, гл. — СПб. Однако сделанное нами предположение позволяет более глубоко взглянуть на этот феномен. История знает случаи, когда животные шли даже на самопожертвование ради человека, что вообще необъяснимо, если признать, что мотивация животных основана исключительно на инстинктах размножения и самосохранения. [Электронный ресурс] // Святитель Игнатий (Брянчанинов). Разумные твари (ангелы и люди) имеют по природе ипостасное, начиная с творения (ангелы) или рождения (люди), вечное существование. Скрупулезно исследуя доступное нам откровение, попытаемся приоткрыть покров, скрывающий тайну взаимоотношений душ разумной человеческой и неразумной животной.Результатом наших рассуждений о природе душ животных и взаимоотношении человека и животных стал ряд тезисов:Наше сегодняшнее понимание заповеди о владычестве над животным миром (см. URL: http://verapravoslavnaya.ru/?Nellas_Panaiotis__Kozhanye_rizy (дата обращения 16.09.2016).[14] Давыденков О., прот. «Если античные авторы называли человека «микрокосмос» (малый мир), то у отцов Церкви, например, у свт. «Настоящим откровением… является наличие у строжайших пустынников и аскетов любовного настроения к твари и к человеку. Знать «добро и зло» значит приобщиться им, стать им сопричастными. Она подразумевает, что человек вступает в творческие взаимоотношения с животным, в результате которых между человеком и животным устанавливается некая душевная связь.Так же условием одухотворения животного человеком, безусловно, является праведность жизни самого человека. URL: http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pravoslavnoe-nravstvennoe-bogoslovie-igumnov/2_1 (дата обращения 16.09.2016).[17] Сысоев Д., свящ. А. И невозможно себе представить, что этот универсальный гимн благодарности жизни, объединяющий людей и животных, смог бы прерваться смертью»[29]. Быт.1:28) – это не более, чем проекция нашего личного опыта на действительные, имевшие место быть, но нам непонятные взаимоотношения Адама с животным миром в Эдемском саду[7].Форма взаимоотношений Адама с животным миром в Эдемском саду нам недоступна по причине искажения мира грехом. Первородный грех, его причины и последствия [Электронный ресурс] // Азбука веры. Курс лекций. Ведь не человек сам по себе, по своей природе является источником благодати, а исключительно Бог. – Москва: Издательство ПСТГУ, 2007, раздел 1, гл. «Если что-то и предшествовало Большому Взрыву, оно не даст ключа к пониманию того, что случилось позже, потому что предсказуемость нарушается в момент Большого Взрыва. Чему мог завидовать дьявол? 2. Несколько неожиданный вывод, но «если современный человек хочет до конца понять природу своего бытия со всеми добрыми и злыми ее сторонами, он должен подняться над своими привычными взглядами и задаться вопросом: действительно ли то, что он считает «естественным», столь очевидно?»[13].Если мы спросим себя – обладает ли человек потенциальной способностью давать другому живому существу вечное существование, мы будем вынуждены дать положительный ответ. Для нас важно, что человек обладает потенциалом давать другой душе вечное ипостасное существование. Когда мы начинаем разговор о творении мира, то, как правило, наше внимание привлекает появление ангельского мира и человека. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». Вечное существование другой, отличной от себя душе человек дает, производя потомство. Но даже несмотря на то, что человек имеет по природе ипостасное (личностное) существование, оно не обусловлено исключительно одной природой человека. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/9 (дата обращения 16.09.2016).[23] Давыденков О., иер. И наоборот, праведник, стяжавший Дух мирен, сам становится источником спасения для окружающих. Кожаные ризы, ч.I. Следует понимать, что индивидуализация животного не может носить «механический» характер. Безусловно, ожидание животными воскрешения не носит сознательно-разумный характер. Духа, процесс, который вызывает аллюзию к «дыханию жизни» (см. Из нашего смелого предположения следует, что души одухотворенных животных не умирают, а ждут Второе Пришествие и Страшный Суд, когда при всеобщем воскресении вновь соединятся с телами. Наречение имен. Еще большее внимание уделяется взаимодействию животных с человеком. «Не хорошо быть человеку одному» (Быт.2:18), т.е. «Для отцов Церкви личность есть организующий принцип бытия, она воипостазирует, т.е. Такое положение вполне объясняет причину зависти дьявола изначально к источнику жизни – Богу (в результате зависти к Богу сатана, собственно, и отпал от ангельского чина), а после к образу Бога, способному тоже давать жизнь, – человеку.Если наше предположение верно, то это существенно меняет наш взгляд на созданный Богом мир и на роль человека в нем. ТИД Амфора, 2006, с.91-92.[7] См. Однако Священное Писание уделяет значительное внимание появлению животных – созданию их Богом. Писании подробнейших указаний для ведения домашнего хозяйства или разрешения естественнонаучных вопросов. Так и животные до грехопадения были бессмертны до тех пор, пока ветхий Адам являл миру неискаженный Божественный образ. Духа, обильно исходя посредством святых, ощущается животными, привлекая их к человеку, меняя обычное поведение.«Питомцы добродетели не боятся нападения зверей, потому что Адаму до греха предстояли звери, признавая свое рабство, а также и за Ноем, когда входил в ковчег, подобно овцам, следовали и лев, и барс, и самые злые пресмыкающиеся. [Электронный ресурс] // Pravmir.ru: Православная электронная библиотека. Среди условий одухотворения человеком животных можно назвать персональное или ипостасное взаимодействие конкретного человека с конкретным животным, что равносильно или обозначается наречением человеком имени животному. Итак, то самое тело, которое истлевает и разрушается, восстанет нетленным»[28]. Духа, получает ипостасное (личностное) бытие. Через личностное взаимодействие с человеком животное приобретает ипостасную форму бытия. При нарушении богообщения вследствие известных причин ангелы стали бесами, обрекли себя на погибель, люди же стали смертными, что тоже равносильно гибели.Неразумные твари могут получить жизнь вечную от Бога по благодати, нисходящей через человека, являющего миру Христа. Человек как образ Божий наделен Творцом способностью давать жизнь вечную подчиненной ему твари.«Бог даровал человеку владычество, соделал его участником в творчестве»[12]. «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», «Догматическое богословие», М., 1991.[5] Сингулярность – «граница, за которой предсказания модели становятся бессмысленными» (Алан Тюринг).[6] Кратчайшая история времени / Стивен Хокинг, Леонард Млодинов; [пер. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». с англ. Неточность термина «одухотворение» по отношению к животным как раз и связана тем, что исследуемое явление носит опосредованный характер. Как это может произойти? XXVII «О воскресении». [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». Ева, зная, что она, будучи помощницей мужа в одухотворении животных, вполне могла допустить, что Бог мог «испугаться» того, что люди станут «как боги» (Быт.3:5), «знающие добро и зло» (Быт.3:5), и по возможности быть «автономными» источниками вечной жизни для тварного мира, по возможности самим определять, где будет добро вечной жизни, а где зло гибели. «Животные могут быть неуничтожимыми, но, конечно, не сами по себе, а чрез человека»[17]. Сергеева]. Григория Нисского, мы встречаем наименование «μικροθεός» — малый бог. Тот же св. плохо. «Грех вошел в мир» (Рим.5:12), и мир изменился целиком. «Смертью умрешь» (Быт.2:17) – тоже плохо. Православное нравственное богословие, п1. Точно так же грехопадение Адама стало «Большим Взрывом» в мире, после которого мир перестал быть таким, каким его создал Бог. Догматическое богословие, часть третья, раздел II, гл. Ойген Древерман (Drewermann) [Электронный ресурс] // Психоанализ на Руси. Писание имеет единственной целью показать человеку средства для спасения души, средства для восстановления утраченного в грехопадении богообщения, поэтому мы не найдем, например, в Св. О зле люди тоже знали. URL: http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/hristianskoe-uchenie-o-cheloveke/1_4 (дата обращения 16.09.2016).[20] Там же.[21] Иоанн Златоуст, свт. «Если смерть определяют, как разлучение души от тела, то воскресение есть, без сомнения, вторичное соединение души и тела и вторичное восстановление разрушившегося и павшего живого существа. [Электронный ресурс] // Богослов.RU: Научный богословский портал. Христос является метафизическим основанием каждой человеческой личности в ее реальной конкретности и в беспредельности перспективы открывающегося для нее бытия»[16].Вечное существование души еще не равносильно вечной жизни. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4836881.html (дата обращения 22.09.2016).[11] См. Г. Будучи тварью по своей природе, он по благодати призван к обожению»[32].В быту в широком смысле под одухотворением понимают появление у человека неких высоких помыслов или стремлений. Именно возможностью дать смертному по умолчанию животному жизнь, на наш взгляд, следует считать заповедь о владычестве.Несмотря на то, что форма «владычества» человека над животными до грехопадения нашему пониманию недоступна, так как данный феномен описывается в терминах падшего мира, тем не менее, мы можем предположить, что «владычество» задумано как делегирование человеку Богом неких своих «полномочий». Неделя сыропустная.[28] Иоанн Дамаскин, прп. «Состояние человека подверглось катастрофической мутации вплоть до его биологической реальности»[2]. Автор считает, что термин «одухотворение» хоть и точен, но не совсем удачен, так как позволяет легко вместо православного понимания взаимоотношений человека и мира впасть в разные формы зоолатрии, как это произошло с немецким теологом Ойгеном Древерманом, который в процессе изучения роли животных в мире, пришел, например, к таким заключениям: «обезьяны вместе с людьми поют гимны восходящему солнцу. Григорий Нисский, свт. Но и при появлении человека мы говорим, что душа младенца происходит из душ родителей, но это происхождение не автоматическое, а включает Божественный промысел.Учитывая выдвинутое выше предположение, интересный смысл приобретает история с искушением человека дьяволом. И надо сказать, чем строже подвижник, чем выше его духовность, тем это его приятие человеческого начала сильнее»[24]. Актуальность первых заповедей. Духа, и сам не может быть источником благодати. : Амфора. Однако у человека, особенно у маленьких детей, движения души которых еще не сильно искажены грехом, есть подсознательное влечение, душевное расположение к животным, в том числе к тем, которые не играют никакой «хозяйственной» роли в жизни человека.«Нездоровую», излишне чувственную привязанность человека к животным можно объяснить, например, высокой душевной организацией человека. Для одержимого такой страстью человека животные в его (человека) иерархической лестнице ценностей становятся равными, а то и более ценными, чем окружающие люди.Влечение животных к человеку тоже, кажется, можно объяснить лишь психофизическими свойствами души животных иили инстинктом самосохранения, когда, например, домашнее животное привлекает возможность получить от человека пищу. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/2 (дата обращения 16.09.2016).[13] Панайотис Неллас. Как и все эдемские заповеди, заповедь владычества не только искажается в искаженном грехом мире, но может принимать вид греховной страсти, когда привязанность к животному превращается для человека в фетиш. Владычество – это специфичная, присущая только человеку функция, которой наделил его Бог[9]. вбирает в себя природу и таким образом дает ей бытие»[20]. От Него же, а не по своему разумению, прародители знали, что есть добро. Священное Писание Ветхого Завета. Личность владеет душой и всеми ее силами и проявлениями, но сама личность – это ни сила или проявление души, ни какая-либо совокупность этих сил и проявлений»[19]. Также «не надо забывать, что повествование о сотворении мира выражено в категориях падшего мира, а грехопадение исказило даже самый смысл слов»[4]. Тогда чему в понимании Евы мог позавидовать Бог? Можно встретить понимание одухотворения как присутствия у природы или животных неких высших «духовных способностей» или как результат наделения душой природы или животных. URL: http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-dlilsya-den-tvoreniya#glava_7_proiskhozhdenie_smerti_i_tlenija (дата обращения 16.09.2016).[18] Автор имеет ввиду не наделение животного кличкой, а достаточно продолжительный процесс персонификации человеком конкретного животного, сопровождающийся той или иной формой взаимодействия человека и животного.[19] Новиков Д. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». Имела Ева представление и о том, что Бог знает о знании людей о зле. Благодаря этому различию души животных после смерти «по умолчанию» прекращают свое существование. «Смерть вошла в человеческую природу, а через нее во все творение»[3]. Зато самопожертвование животных станет вполне объяснимо, если мы вспомним про понятие «ипостасной воли» православной антропологии. Человек по природе не является источником животворящего Духа. Несмотря на кажущееся сходство продолжения рода у людей и животных, между ними есть принципиальное отличие. Беседы на послание к Римлянам, беседа 14, п.5. Однако Божественное Откровение хоть и сжато, в терминах уже искаженного грехом мира, в объеме, доступном нашему пониманию и необходимом в первую очередь для спасения души, но рассказывает нам, каким был мир до греха. Григория Паламы, ч.2, гл. «Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему»[21]. Блж. Как Творец служит источником вечной жизни для всякой разумной твари, будь то ангел или человек, так и человек по образу Создателя наделен способностью «живить» тварь одушевленную посредством благодатного действия, источником которого, без сомнения, является только Бог. Это мнение о душевных семенах было отвергнуто последующими отцами Церкви, а мнение о рождении человеческих душ от душ родителей получило широкое распространение. Григорий Богослов, свт. Слово о человеке, Мироздание. О бессмертии животных [Электронный ресурс] // Собачья жизнь: Российская независимая некоммерческая благотворительная бесплатная газета. Христианское учение о человеке, I.4. Поэтому человек, потерявший богообщение, потерявший источник жизни вечной – благодать Св. Оралбекова под ред. Кудрявцев А., прот. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_63/14 (дата обращения 16.09.2016).[22] Ефрем Сирин, прп. URL: http://www.bogoslov.ru/text/5052856.html (дата обращения 22.09.2016).[8] Там же.[9] См. Опять же от Бога человек знал, что существует категория противоположная добру – зло. Кудрявцев А., прот.Владычество. Человек – существо, способное управлять миром, обладающее свободой по отношению к природной необходимости. Одушевление природы – это элементарный анимизм, а какое-либо особое одушевление животных не требуется, так как животные итак являются «душой живой».В православном понимании одухотворение носит личностный характер. Несмотря на то, что в Св. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/antropologija-svjatogo-grigorija-palamy/2 (дата обращения 16.09.2016).[25] Феодорит Кирский, блаж.Толкование на книгу Бытия, вопрос 19. Это отличие прямо проистекает из различия душ человека и животных. Не было у дьявола образа Божественного, возможности не просто управлять животными, а владычествовать над ними, возможности одухотворения тварного мира. URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/215 (дата обращения 1.10.2015).[4] Лосский  В. Н. Примем на себя смелость предположить, что естественно исполняемая человеком заповедь владычества над животным миром есть, в том числе, способность человека одухотворять животных. «Человеческая личность существует не сама по себе, не в силу своей самодостаточности, поскольку не имеет в самой себе источника бытия, но существует благодаря своей онтологической причастности ко Христу. Смерть и первородный грех. Безусловно, Церковь не молится о душах умерших животных не только потому, что они не являются членами Церкви, а потому, что не могут быть частью Тела Христова по своей исключительно животной природе. Как ангел он обладал несравненной властью, могуществом, вечным существованием, возможностью влиять на животный мир. Последствия грехопадения носили глобальный, общемировой, вселенский масштаб. Афанасий Александрийский, прп. 7. Памяти святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Ставропольского и Кавказского. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4889698.html (дата обращения 22.09.2016).[12] Ефрем Сирин, прп. Мы лишь констатируем факт того, что мир населяет множество существ неразумных, но живых, имеющих «душу живую» — насекомых, рыб, птиц, животных. Вечная блаженная жизнь достигается через персональное богообщение (для ангелов) и восстановление богообщения (для падшего человека). А с другой стороны, знать «добро и зло» –это самостоятельно считать (назначать) что-то добром, а что-то злом. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». Ведь «личность ни в коем случае нельзя отождествлять с душой. Через дарование человеком животному личности (имени[18]). Вместе с тем, возврат к исполнению заповеди о владычестве к форме до грехопадения возможен в новом Адаме – Христе[8].Заповедь о владычестве над животными нельзя понимать как заповедь об обладании или управлении животными. О смертности животных. Человеческая же душа, появляясь при рождении, получает и вечное существование. «Дух Святый поведает нам о мироздании столько, сколько требует того существенная наша нужда, а не столько, сколько желало бы любопытство кичащегося разума, злоупотребляющего познаниями»[1]. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». Догматическое богословие, 3.2.10.3. [Электронный ресурс] // Большая бесплатная библиотека. [Электронный ресурс] // Богослов.RU: Научный богословский портал. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». Если жизнь вечная возможна животным, которые окружают человека в повседневной жизни, и ее получение ими зависит от человека, то это должно приводить человека к осознанию особой ответственности по отношению к тому, над кем еще Адам получил заповедь о владычестве. Священное Писание хоть и сжато, в терминах уже искаженного грехом мира и в объеме, доступном нашему пониманию и необходимом для спасения души, рассказывает, каким был мир до греха. Змей прельщает человека возможностью стать Судьей, чему, естественно, по мнению человека, мог позавидовать Сам Единый Судья.Приписывая Богу зависть, дьявол сам был движим завистью. Следовательно, Божественное Откровение хочет обратить наше внимание на что-то очень важное, связанное с ролью животных в жизни человека.Мы знаем о том, что Св. Если бы в природе человека Творцом было заложено лишь потребительское отношение к животным, то и общение с животными не намного бы отличалось от взаимодействия, скажем, с орудиями труда. Его придерживались свт. В результате наречения конкретная особь животного выделяется человеком из общей массы зверей, персонифицируется. Это с одной стороны. 53.[32] Егоров Г., иер. Как мы помним, «змий открыто клевещет на Бога, приписывает ему зависть»[26]. Кудрявцев А., прот. Книга Бытия, гл.9. Действительно, Господь, создав мир, населил его живыми разумными существами бесплотными – ангелами, и существами разумными, но имеющими тело – людьми. Автор надеется, что заинтересованные читатели или сам автор в процессе дальнейшей работы подберут термин, более верно отражающий исследуемый вопрос, или же термин «одухотворение» будет использоваться далее с соответствующими комментариями. Ева в момент искушения имела представление о том, что Богу известно, что человек знает добро, ведь человек познавал Бога. Тому, что люди станут во всем как боги, в том числе абсолютными источниками жизни.Познание добра и зла приобретает еще смысл того, что человек сам становится судьей вместо Бога, определяя кто будет достоин жить, а кто умереть, в первую очередь среди тех, кто ему подвластен, т.е. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». URL: http://tululu.org/read80018/134/ (дата обращения 16.09.2016).[24] Киприан (Керн), архимандрит. Вечное существование человеческой души обусловлено тем, что в человеческой природе присутствует дыхание жизни бессмертного Божества. Смертность животных есть следствие грехопадения человека. Поэтому нет ничего необычного в том, что отдельная тварная (земляная) душа животного, получая посредством Божественного образа (человека) благодать Св. Заповедь о владычестве исполняется нами сегодня, но в искаженной грехом форме. События, предшествовавшие Большому Взрыву, не могут иметь никаких последствий для нас и поэтому не должны приниматься в расчет при научном описании Вселенной. При принятии такого предположения теряет абсурдность условный союз «если», упомянутый в библейском тексте о наречении имен (см. Носителем такого образа в мире является только человек. Конечно же, не самостоятельно, а Господу поспешствующу.Надо иметь в виду очень важную особенность. «Действительно, человек создан для того, чтобы быть богом. 1.6. Изменилась не только природа человека, изменилась природа всего мира. В. Перефразируя слова Стивена Хокинга, мы можем сказать: «зная только то, что случилось после грехопадения, мы не можем определить, что было раньше, не можем представить, каким был сотворен мир». «Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Прародители знали добро, познавали его. Но у животных, которые живут достаточно продолжительное время возле человека, возникает к человеку некое влечение, которое проявляется не только в моменты, когда животное испытывает голод или жажду. URL: http://psychoanalyse.narod.ru/psychoan/mitglied/drewerma.htm (дата обращения 13.09.2015).[31] Горичева Т.М. [Электронный ресурс] // Вера православная. Животное как бы чувствует в праведнике потенциальный источник собственной вечной жизни. – Любляна, 2010, с. Образ ожидания животными воскрешения, состояние их душ до этого момента – вопросы дальнейших размышлений.Возможность получения животным жизни вечной автор обозначил небиблейским термином «одухотворение». Духа, «иже от Отца исходящего», через любовь к животному человека праведной жизни. Но человек до грехопадения не был приобщен этой категории, для Адама зло было умозрительным, а сам Адам не дерзал самостоятельно давать качественные оценки чему-либо. Причем эта функция является образом некоего соответствующего действия Божественного.Наречение имен животных Адамом есть акт персонификации Адамом той или иной особи, основанный на понимании Адамом как сущности (природы) особи, так и ее личных особенностей[10].Животные до грехопадения человека были бессмертны, следовательно, в саму природу животных смерть Творцом не заложена. Источником познания служил Сам источник добра – Бог. Последнее невозможно без некоторой привязанности человека к животному.Сделанное нами смелое предположение может объяснить существующую привязанность человека к животным. Аналогично, зная только то, что случилось после него, мы не можем определить, что было раньше. Точное изложение православной веры, кн.4, гл. Посредством же праведника Божественная благодать изливается на окружающий мир. «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем.Сол.2:23,24). Не только ждут усыновления и искупления (Рим., 8,20–23), они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в церковь, дерзнем сказать – обожиться»[31]. Духовное состояние человека оказывает самое непосредственное влияние на окружающий его мир[11].На основе приведенных тезисов мы делаем предположение о том, что участь души того или иного отдельного животного напрямую зависит от человека к которому его приводит Господь во время земной жизни. Свидетельства Писания об отношениях между человеком и животным миром заслуживают внимания как имеющие в первую очередь сотериологическое значение.При рассуждении о животных необходимо разделять два периода их существования – до грехопадения Адама и после грехопадения. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/pervorodnyj_greh/ (Дата обращения 10.09.2015).[27] Стих. Если предположить, что животное подсознательно ощущает в человеке образ Божий, который может дать животному ипостасное существование, продолжающееся в вечность, то привязанность животного к человеку не только становится более понятной, но и прославляет Творца, так удивительно устроившего мир.В связи с последним тезисом можно вспомнить необычное поведение животных возле святых мучеников, преподобных и др., которое мы неоднократно встречаем в житиях святых. 2, п.2.3.3. Последнее было бы правильно называть «одушевление». URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/4_27 (дата обращения 16.09.2016).[29] Ойген Древерманн. «Тертуллиан учил о некотором душевном семени: как существует семя телесное, так и в душе существуют особые семена, которые отделяются от души и дают начало новой духовной субстанции. Кудрявцев А., прот. Очень жаль, что не все православные понимают, что благодатное обожение возможно только через стремление к божественному подобию, которое, в свою очередь, тесно связано с присутствием в природе личности Божественного образа. Зачастую поведение домашних или прирученных животных по отношению к человеку необъяснимо исключительно с меркантильных позиций. Так, например, не все дикие животные возле праведников становились кроткими нравом. «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», «Догматическое богословие», М., 1991.[3] Иерофей (Влахос), митр. Скрупулезно исследуя доступное нам откровение, описывающее общение первозданного человека с животным миром до грехопадения, протоиерей Андрей Кудрявцев пытается приоткрыть покров, скрывающий тайну взаимоотношений душ разумной человеческой и неразумной животной. Это процесс, связанный с ипостасным, непосредственным действием Св.