Отзыв на документ Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви «Профессии, совместимые и не совместимые со священством»

Вeдь oн зaнимaeтся нe чeм иным, кaк сцeничeским пeниeм.Мнe извeстeн свящeннoслужитeль в oднoй из eпaрxий дaльнeгo зaрубeжья, являющийся прoфeссиoнaльным oпeрным пeвцoм. Нa мoй взгляд, пoдoбный случaй нe пoдпaдaeт пoд oпрeдeлeниe «нeoстoрoжнoгo убийствa» (8-e Прaвилo свт. В чaстнoсти, срeди прoфeссий, нe являющиxся зaпрeтными для клирикoв, пeрeчисляются «рaбoтa нa гoсудaрствeнныx прeдприятияx или в гoсудaрствeнныx учрeждeнияx в кaчeствe рaбoчиx, инжeнeрoв, тexничeскиx рaбoтникoв и пoдoбныx дoлжнoстяx» (стилистикa дoкумeнтa сoxрaнeнa).Мнoгo вoпрoсoв вызывaeт прeдпoлaгaeмый зaпрeт нa врaчeбную дeятeльнoсть для свящeнникoв, имeющиx мeдицинскoe oбрaзoвaниe. Служeниe Цeркви oн сoвмeщaeт сo сценическим пением на протяжении всей жизни. Не думаю, что нам следует стричь всех наших клириков под одну гребенку. Святой апостол Павел, как известно, рассматривал свою трудовую деятельность по производству палаток как добровольный подвиг. Следуя букве документа, священник-врач должен будет воздержаться от оказания помощи, поскольку в случае смерти пострадавшего он может быть обвинен в «неосторожном убийстве». Не проще ли взять классификатор профессий и отметить галочками те профессии, которые допустимы для священнослужителей, и те, которые недопустимы или нежелательны? Для священнослужителя владение навыками, относящимися к иной профессии, может дать дополнительные возможности для проповеди, миссии и активного доброделания, к которому призывает Господь (Мф. Кроме того, возможность несчастного случая кроется в очень многих других видах профессиональных занятий.Не является ли принципиальный отказ священника, получившего медицинское образование, от врачебной практики нарушением апостольской заповеди: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. Всем известен пример святителя Луки Крымского. 5, 16). 10, 31–32). Несчастный случай во время операции — это всего лишь подтверждение того, что даже самый искусный хирург является человеком, не всеведущим и не всемогущим. Вашему вниманию предлагается отзыв митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Более толерантное отношение авторы документа показывают к техническим профессиям. Однако можно ли считать обоснованным расширение понятия актерской профессии на «сценическое пение»? По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Кроме того, требованиями сохранения служебной тайны в силу специфических обязанностей могут оказаться связаны и некоторые клирики, не состоящие на государственной службе. Но об этом, на удивление, в тексте документа ничего не сказано. У священника и левита были свои мотивы, чтобы так поступить: если бы они коснулись этого израненного человека, а он оказался мертвым, то они, согласно ветхозаветным правилам, считались бы оскверненными. На суд церковной общественности представлен сырой текст, содержащий множество сомнительных выводов и к тому же многочисленные стилистические погрешности (чего стоит хотя бы фраза «в исключительных случаях… Что же плохого в том, чтобы врач душ был и врачом телес? Или хор мирян на концертах выступать может, а хор духовенства не может? И как быть священнику, который имеет медицинское образование, в случае, если кому-либо требуется неотложная помощь, а поблизости нет врача (например, если у пассажира в самолете случился сердечный приступ)? Не забудем о том, что наша Церковь присутствует в более чем 60 странах мира, и условия везде разные. Ему следует это запретить? Полагаю, что у наших святителей найдется достаточно мудрости, чтобы определить, исходя из всей совокупности факторов (включая материальный), какая деятельность позволительна для подведомственных им клириков, а какая предосудительна.Может ведь оказаться, что допустимое в одном культурном контексте окажется недопустимо в другом. Небесный покровитель святителя Луки Войно-Ясенецкого, святой евангелист Лука, был врачом, и это не стало препятствием для его апостольского служения.Обоснованием запрета на медицинскую практику в документе становится возможность несчастного случая во время операции, который «подвергает хирурга обвинению в невольном убийстве». Следует ли теперь запретить его в священнослужении?Вызывают вопросы также следующий текст: «Клирикам запрещена государственная служба, предполагающая повышенные, в сравнении с общегражданскими, обязательства, например, относительно секретности, служебной тайны, которые могут вступать в конфликт интересов с исполнением пастырского долга». Совершенно ясно, что в медицине пролитие крови, если и совершается, то с целью спасения жизни и сохранения здоровья, а не убийства или нанесения ущерба человеку. Почему владеть можно, а управлять — только через некое «иное светское лицо»?Текст вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Тогда непонятно, зачем он был канонизирован. Ветеринаром священник быть не может, а кадровым сотрудником спецслужб может?В документе много двусмысленных формулировок, оставляющих большое пространство для толкования. Какой бизнес является непредосудительным? Например, указывая на несовместимость священнослужения с занятием бизнесом, документ в то же время утверждает, что «клирик может владеть на правах собственности тем или иным видом непредосудительного бизнеса, непосредственно не участвуя в управлении им — например, передав дело иному светскому лицу в доверительное управление, либо передав имущество в аренду». При этом если он не будет вмешиваться в ситуацию и пассажир умрет, он будет свободен от обвинений.Как тут не вспомнить начало притчи о милосердном самарянине? А может быть, правильнее было бы оставить в каждом конкретном случае вопрос на усмотрение правящего архиерея, которому подчиняется тот или иной клирик? могут быть допущены исключения» или словосочетание «иное светское лицо» после упоминания о священнике).Проект документа, в явном противоречии с его заглавием, не содержит списка профессий, совместимых со священством: перечисляются, притом в произвольном порядке, только несовместимые, что придает документу ярко выраженный запретительный характер. 4, 17)? Мы молимся святым врачам, но при этом хотим запретить врачебную практику священникам. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо» (Лк. Считаю, что представленный проект может нанести серьезный ущерб пастырской и миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, в частности в диаспоре. Клирик Одесской епархии священник Виктор Кочмарь является чемпионом мира по пауэрлифтингу. Если же мы этого сделать не можем, давайте не будем возлагать «бремена неудобоносимые» на клириков, ревностно и нередко практически безвозмездно служащих Церкви, но при этом, по примеру апостола Павла, зарабатывающих на жизнь иной профессией.Каковы канонические основания запрета для клириков профессионально заниматься спортом и каков критерий профессиональности такого занятия? Без соблюдения таких обязательств деятельность духовенства в войсках окажется невозможной. В этом случае механическое применение правил, почерпнутых из Номоканона, производит впечатление чуждого Новому Завету Господа Иисуса Христа фарисейского буквализма.Канонический запрет на совмещение священства с актерской профессией понятен. Вместе с тем, все военные священники, в том числе состоящие на должностях помощников командиров по работе с верующими военнослужащими, неизбежно связаны определенными обязательствами относительно секретности и сохранения служебной тайны, включающей, например, численность, а порой и место дислокации войскового подразделения. Василия Великого), ведь здесь отсутствуют как намерение причинить человеку зло, так в подавляющем большинстве случаев и преступная неосторожность. Следует ли включить сюда и выступления на сцене церковных хоров? Давайте тогда сначала подумаем, как нам обеспечить всех наших зарубежных клириков материальным пособием, соответствующим хотя бы прожиточному минимуму для тех стран, где они несут служение. А как насчет иеромонаха Фотия, который получил первую премию на конкурсе «Голос» и выступает с сольными концертами? Авторы документа, как кажется, об этом вообще не задумались.Наибольшему нареканию, как это ни странно, в документе подверглись профессии, связанные либо с творчеством, либо с доброделанием. В чем же заключается упомянутый в документе конфликт интересов с исполнением пастырского долга?Понятен и объясним был бы запрет на профессиональную работу в спецслужбах для священнослужителей: здесь действительно возможен конфликт интересов. И если святитель Лука Войно-Ясенецкий стал милосердным самарянином для сотен или тысяч людей, чьей плоти коснулся его хирургический нож и чью кровь он проливал во время операций, то обсуждаемый документ видит в этом лишь исключение из правила. Авторы же представленного документа, возможно, мало знакомые с реальными условиями пастырской деятельности в современных условиях, особенно в малочисленных приходах диаспоры, почему-то склонны рассматривать трудовую деятельность духовенства как нечто терпимое Церковью, да и то лишь в силу необходимости.Церковь сегодня живет в стремительно меняющемся мире, который бросает ей все новые и новые вызовы, одновременно открывая новые миссионерские возможности. На портале продолжается дискуссия вокруг проекта документа, призванного регулировать дополнительную профессиональную деятельность духовенства. Разумеется, общеобязательным правилом медицинская деятельность клирика стать не должна и не может, но примеры такого совмещения как в истории Церкви, так и в современной ее жизни столь многочисленны, что объявить их единичными случаями невозможно. К тому же наверняка не все произведенные им операции были успешны, наверняка за долгие годы его хирургической практики были и такие пациенты, которые умерли под его ножом.Само сведение медицинской практики к пролитию крови вызывает большие сомнения. В числе вполне совместимых со священством занятий можно было бы упомянуть, в частности, преподавание и вообще работу в образовательных, просветительских организациях, а также организациях издательского, благотворительного, паломнического характера. Такие выступления являются распространенной и общепринятой практикой, одним из видов миссионерского служения Церкви в светском обществе. В представленном проекте он назван исключением, которое не следует возводить в правило. А так — прошли мимо и остались чистыми.Обсуждаемый документ, по сути, узаконивает подобную ситуацию для священнослужителя, имеющего медицинское образование, и делает ее единственно возможной.