Персонализм Виктора Ивановича Несмелова

Oднaкo, сoглaснo прaвoслaвнoй дoгмaтикe, Бoг eдин пo сущнoсти и трoичeн пo Лицaм. I. Пo Нeсмeлoву, «связнoe eдинствo цeльнoгo мирoвoззрeния» мoжeт быть дoстигнутo лишь в рeзультaтe синтeзa рeлигиoзнo-мистичeскoй интуиции и рaссудoчныx пoстрoeний филoсoфии и eстeствoзнaния.Xaрaктeрнo, чтo для кaзaнскoгo филoсoфa чeлoвeк в свoeм сaмoсoзнaнии пoзнaeт Бoгa тaким, кaким Oн eсть в Сaмoм Сeбe, в eгo истиннoй прирoдe — Eгo Личнoсти. С. Вeдь, вo-пeрвыx, у oтцoв нeт кaтeгoрии личнoсти, пoнимaeмoй кaк сaмoсoзнaниe; oни испoльзуют синoнимичныe пoнятия «ипoстaсь», «лицo», «индивид», «пeрсoнa», кoтoрыe oпрeдeляются кaк уникaльный сaмoбытный oбрaз бытия сущнoсти. Т. I. Гaврюшин. Xристoс oсущeствляeт искуплeниe, кaк бы зaнoвo твoря чeлoвeкa, стaвя eгo в пoлoжeниe, в кoтoрoм oн нaxoдился eщё дo грexoпaдeния, нo ужe прoсвeтлeнным и oбoгaщeнным испытaниeм. Тaк пeрсoнaлизм привoдит нaс к xристoлoгичeскoй сoтeриoлoгии и эсxaтoлoгии.Нeсмeлoв пoнимaeт спaсeниe чeлoвeкa кaк дoстижeниe пoбeды личнoсти нaд свoeй вeщeствeннoй плeнeннoстью. сoч.).[7] Для Нeсмeлoвa «филoсoфия являeтся спeциaльнoй нaукoй o чeлoвeкe — нe кaк зooлoгичeскoм экзeмплярe, a кaк o нoситeлe рaзумныx oснoв и вырaзитeлe идeaльныx цeлeй жизни» (Нeсмeлoв В.И. Vol. «И oбъeктивнoe бытиe Бoгa, и дoстoвeрнoe пoзнaниe Eгo прирoды нeпoсрeдствeннo дaны чeлoвeку рeaльным бытиeм и прирoдным сoдeржaниeм eгo сoбствeннoй личнoсти… Личнoсть чeлoвeкa являeтся нe зeркaлoм пo oтнoшeнию к Бoгу, a сaмим изoбрaжeниeм Бoгa, и oбрaз Бoжий в чeлoвeкe нe вoзникaeт пoд фoрмoй кaкoгo-нибудь явлeния сoзнaния, a прeдстaвлeн сaмoй чeлoвeчeскoй личнoстью вo всeм объеме ее природного содержания, так что это содержание непосредственно открывает нам истинную природу Бога, каким Он существует в самом себе… 1(25). Личность для Несмелова — абсолютная и единственная константа, квинтэссенция сущего, само бытие. Эта мысль явно противоречит святоотеческому учению о принципиальной невозможности для тварного ума познать Бога по сущности, таким, какой Он есть в Самом Себе; Бог познаваем лишь ограниченно, по Его энергийным проявлениям.Как видим, по мысли Несмелова, самопознание есть абсолютное Богопознание и основа истинного и целостного миропознания. 350).[27] См. С. Мы достоверно знаем в познании самих себя, что Бог в себе самом есть живая самосущая Личность»[25]. Вып. С. 286.[22] Идея Бога «действительно дана человеку, но только она дана ему не откуда-нибудь извне, в качестве мысли о Боге, но предметно-фактически осуществлена в нем природою его личности, как живого образа Бога» (Т. I. Личность принципиально противопоставлена материальной, ограниченной и ограничивающей вещественной стихии, ведет с ней непрестанную борьбу.Отметим, что Несмелов отличает понятие личности от простого, голого факта сознания своего «я». Григорий Нисский, богословие которого Несмелов прекрасно знал, и другие отцы учат, во-первых, об одновременном творении Самим Богом душ и тел первых людей без какого-либо их участия, и, во-вторых, о грядущем воскресении людей как воссоединении Богом их душ с их первоначальными земными телами, измененными, обновленными и преображенными божественной благодатью.Как человеческая личность связана с Божественной? 261.[24] Несмелов В.И. О каком полноценном восприятии человеческой природы Христом можно говорить, если не воспринимается человеческая личность? В чем заключается ее сущность? 99-124. Душа первого человека была сотворена Богом из ничего. C. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни // Русская религиозная антропология. Чурсанов. Фейербаховская мысль о загадке человека из орудия борьбы с религией превращается мыслителем в орудие защиты христианства[6]. 247.[17] Т. Если оценивать его по критерию ортодоксальности, то придется заключить, что оно является недоработанным и противоречивым, причем в важнейших областях православного богословия — в триадологии, христологии и антропологии. Казань, 1905. Однако это противоречит его же отождествлению человеческой природы с личностным самосознанием. I. Несмелова «Наука о человеке»). Наличие одного «животного» самосознания еще не делает человека личностью. Несмелова «Наука о человеке») URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn064.htm.[20] Т. Имя ей — человек. 135). I. Одной из ярчайших звезд этого теологического направления был профессор Казанской духовной академии Виктор Иванович Несмелов (1863 – 1937).В этом убеждает нас осмысление его теоретических построений. Первый — о Боге-Троице. Как мы знаем, свт. I. II. Т. в Казани в 1898 г. Если есть человеческая личность, значит есть Бог-Личность[14]. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Гаврюшина: «Антитетичность актов самосознания проявляется в том, что человек одновременно осознает себя и как свободную самосущую личность, и как тленную, материальную, зависимую вещь внешнего мира. I. История русской философии URL: http://krotov.info/library/08_z/en/ovsky_30.html).[3] Николай Бердяев Опыт философского оправдания христианства (О книге В. 145. II. 371). 202). – С. Личность «опирается на сознание ее ценности», выражается «в свободном самоопределении личного существа к разумной деятельности в мире»[10].В самосознании как в фокусе сходятся все линии мысли казанского философа, все ее темы — метафизика, апологетика, этика, гносеология, сотериология и эсхатология. I. Именно категория самосознания придает им всем принципиально антрополого-персоналистический характер.Итак, по Несмелову, человеческую личность можно определить как сверхчувственное, идеальное, духовное, свободное, моральное, познающее и творческое самосознание, находящееся в конфликте со своей физической вещественной ограниченностью[11].Характерно, что для Несмелова творческая мощь личности простирается даже до создания своей собственной телесности. URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn064.htm.[4] Антропология и гносеология В.И. Это Личность Богочеловека Иисуса Христа. С. Однако явление Христа в мир и Его крестная смерть сами по себе ещё не спасают. Под ред. Таинственное противоречие человеческой природы содержит в себе свидетельство бытия Божия и Божественного происхождения человека; указывает на возможность и необходимость преодоления этого противоречия Христом и во Христе. Если до конца развивать эту логику совпадения, то придется сделать вывод о творении Богом человека не из ничего, но из Него Самого, из Его собственной субстанциальной Личности.Суть грехопадения прародителей, по Несмелову, состояла в том, что «они подчинили свою душевную жизнь механической причинности и тем самым ввели свой дух в общую цепь мировых вещей»[17]. И еще: «Образ безусловного бытия не создается человеком в каких-нибудь абстракциях мысли, а реально дан человеку природою его личности… По самой природе своей личности человек необходимо изображает собою безусловную сущность и в то же самое время действительно существует, как простая вещь физического мира» (Там же. Т. В этом плане он мыслит даже радикальнее православных персоналистов-экзистенциалистов ХХ в., которые различали в человеке и Боге сущностное и личностное начала, онтологически выводя первое из второго. Personalistic dimensions of neo-patristic synthesis and modern search for new subjectivity // Θεολογία. 81. Антропология и гносеология В.И. Казань, 1913. Познание мира подобно лучу исходит из точки самосознания. 2012. По аналогии с единой личностью человека Несмелов говорит о Боге как о единой Божественной Личности. Несмелова. С. Том I. На рубеже XIX–XX в. 407-424; Матвеев Д. 17). 145.[21] Т. Антология. С. В результате грехопадения они свободно вышли из послушания Богу и подчинили себя вещественности, тем самым оказавшись в настоящем расколотом, противоречивом состоянии своей природы. Спасение совершается в результате свободного выбора и сотрудничества наших личностей со Христом. С. Подчеркнем, для Несмелова отношение между человеческой личностью и Божественной — это даже не отношение между причиной и следствием, оно теснее и ближе любой причинно-следственной связи. II. И что собой представляет эта безличная человеческая природа по Несмелову? Сам Бог есть Личность, являемая в человеческих личностях. Наука о человеке. С. У Несмелова его религиозное сознание своеобразно осветило ему проблему человека, — из этой основной и характерной для Несмелова интуиции развилось все его религиозное и философское сознание» (Василий Зеньковский. Христос и есть всесовершенный, божественный Человек. Метафизика жизни и христианское откровение. В этом году исполняется восемьдесят лет со дня кончины профессора Казанской духовной академии, выдающегося русского философа и богослова Виктора Ивановича Несмелова (1863 – 1937). С. И Бог — Личность. 65.[26] «Признавая Христово воскресение действительным основанием и первым выражением общего закона воскресения умерших, мы должны, очевидно, признать во Христе такого человека, который, будучи истинным собственником человеческой природы, не носил, однако, индивидуальной человеческой личности, т.к. Его концепцию в целом можно охарактеризовать как абсолютный монистический персонализм.При осмыслении по своему глубокой, последовательной и, безусловно, оригинальной концепции Несмелова возникает ключевой для нас вопрос: как она соотносится с церковным учением о Боге и человеке, систематически выраженным в творениях святых отцов? У Несмелова все превращается в науку о человеке[7].Центральная и определяющая категория мысли Несмелова — категория личности. 2009. 18:3 (2014). С. С. Т. Примеч.).[8] «Сознание Я» указывает на «действительное существование человеческой личности в качестве метафизической сущности» (Там же. Опыт философского оправдания христианства (О книге В. Ответ Несмелова — в самосознании. Сами по себе человеческие личности не в состоянии решить проблему своей материальной ограниченности, не в силах вырваться из темницы вещественности и искупить свою вину. С помощью двух первых человек способен рассматривать мир исключительно с точки зрения времени и потому «навсегда обречен оставаться без законченного воззрения на мир и без цельного разумения мира»[24]. Главная проблема для разума заключается в человеке. Серия 1. С. К., 2016. По удачному выражению Н.К. II. «Сознание живет только в том случае, когда оно сознает себя самого, то есть когда оно есть самосознание, следовательно — когда оно и есть личность, и в своей деятельности выражается как личность сознанием я»[9]. Личность — это самосознание, проявляющее себя в моральной свободе, идеальных нравственных устремлениях, религиозной познавательной интуиции веры «с точки зрения вечности» и творческой активности. С. P. Человеческая личность самим фактом своего существования являет, показывает и таким образом доказывает факт бытия Бога-Личности. С. Благодаря спасительным действиям Христа времен Первого и Второго Пришествий человеческие личности окончательно освободятся от вещественного плена и вновь божественной силой Господа создадут свои новые преображенные тела, с которыми и войдут в вечность[13].Это яркий пример увлеченности мыслителя своей персоналистической интуицией, которая приводит его к явному несогласию с позицией святых отцов и учением Церкви. Сколько у Него самосознаний? Бог просто дан нам в нашей личности как в Своем живом образе, Он в нем просто явно присутствует. Для него человек по природе своей — это личность. По Несмелову, она — живой образ безусловной, абсолютной Личности Бога. Проводится критический анализ его основных положений с точки зрения православного святоотеческого богословия. 305). Тринитарные основания утверждения уникальности человеческих личностей в православном богословии XX-XXI веков // Церковь и время. Гаврюшина, «Развивая антитезу «личности» и «материи», «свободы» и «необходимости», Несмелов совершенно сознательно придает своей персонологии асоматическую, или спиритуалистиченскую, ориентацию» (Н.К. Философия. 2003. Все сводится к личности и выводится из нее. Если бы можно было отвергнуть это единственное отношение, то вместе с ним совершенно резонно можно было бы отвергнуть в мире и всякое чудо, и всякую тайну»[5].В этом Несмелов примыкает к линии Декарта, Канта, Фихте и Фейербаха. По Своим сущности и ипостасям Бог абсолютно трансцендентен для твари. 8-19. Таково оригинальное Несмеловское доказательство, вернее психологическая демонстрация бытия Божия[15].Наличие в человеке личного самосознания с его абсолютными устремлениями необъяснимо без принятия его неразрывной связи с личным Божественным Самосознанием. Богословие, культура, образование. «Для человека не существует в мире никаких загадок, — считает Несмелов, — кроме самого человека, и сам человек является для себя загадкой лишь в том единственном отношении, что природа его личности по отношению к данным условиям его существования оказывается идеальной. С. Еще дальше отстоит мысль Несмелова от позиции святых отцов, о чем ниже. Первозданные человеческие личности сами силой Божией сотворили свои первозданные тела в начале истории[12]. Николай Бердяев. Только Она может нас спасти. «Он [Бог – Б.Т.] реально открывается в нас <…> как безусловная Личность, и потому имеет в Своей природе все действительные свойства личного бытия: и фактическое богатство всеведущего ума и реальное могущество действительной свободы, и вечное достоинство единственной цели» (Т. 2010. Казань, 1905. 90-105; Horujy S. Личность как самосознание и есть образ Божий в человеке. 241. Она «только необходимо усвояет себе физический организм как постоянное разрешение постоянного противоречия в ее собственной деятельности»» (Т. (Н.К. Он сводит к антропологии все важнейшие разделы человеческого знания — метафизику, онтологию, гносеологию, теологию. Победа эта совершается, во-первых, Христом и, во-вторых, свободными усилиями каждой человеческой личности. 12).[16] Т. Нужно подчеркнуть, что в несмеловской концепции личность выражает саму сущность человека и Бога. Т. I. 257 .[18] Т. С. «Религия есть жизнь по вере в Бога, а философия есть мысль об истинной жизни по истинной вере в Бога» (Там же. 270).[23] Т. Осуществление самобытия и познание инобытия неразрывно связаны между собою и взаимно определяют друг друга»[20].Мыслитель обращает сократовскую максиму «Познай самого себя» на службу христианству. «Нравственное сознание возникает у человека из идеальной природы его личности, и потому оно ведет человека не к понятию о благе жизни, а исключительно только к понятию об истине жизни»[21].По Несмелову, познание должно начинаться с самопознания; самопознание должно вести к сознанию своего Я, то есть личности; познание личности как образа Божия — к познанию Божественной Личности; познание Бога, дополненное мистическим религиозным Откровением, дискурсивным знанием науки и философии — к целостному познанию мира.Первые три этапа познания осуществляются внутри самой человеческой личности, они полностью совпадают в точке самосознания. С. Говорят о персоналистической парадигме чуть ли не всего православного богословия новейшего времени[1]. Однако он разворачивает эту линию в противоположном направлении. I. Философ, по видимости, не отличает личность от сущности. № 4. Непонятно, как это утверждение согласуется с библейским рассказом о сотворении Богом человека как раз в обратной последовательности (сначала тело, а потом душа).[13] «Входя в рассуждения о догмате воскресения, он [Несмелов – Т.Б.] снимает вопрос о тождестве воскресшего тела и умершего, утверждая, что «тождество человека создается исключительно только единством его личности»» (Т. I. 83-108; Чурсанов С.А. С. Гаврюшин URL: http://www.bogoslov.ru/text/301185.html.[5] Несмелов В.И. Богословское понятие личности (πρόσωπον) в структуре методологической парадигмы православной психологии и педагогики. Во-вторых, отцы, за исключением блаженного Августина, не используют категорию самосознания по отношению ни к Богу, ни к человеку. Новый опыт учения о богопознании и другие статьи. «Он [человек — Т.Б.] сознает свою личность как реальный образ совершенной Личности, бытие которой совпадает с его сознанием»[16]. 353-354.[10] Несмелов В.И.Наука о человеке. С. Гаврюшина. С. «Человек в своей внутренней природе действительно есть то самое, чем он сознает себя — свободно-разумное бытие для себя — субстанциональная личность… С. «Истинная жизнь есть жизнь личности вне условий, интересов и целей ее физического существования, но жизнь личности безусловной»[18].К этой истинной жизни нас может вернуть только свободная от всякой вещественности Божественная Личность. Божественная личность отражается в человеческой личности, как бы просвечивает сквозь нее. Познать своё Я значит одновременно познать свою личность и Самого Бога. Далее при ссылке на труд В.И. С. «Возможность богосознания определяется фактом внутреннего противоречия между условным бытием человека и безусловным характером его личности»[23].Последний, третий этап познания выводит человека из центра самосознания вовне, к миру. – Нью-Йорк: Diocesan Publ. По сути личность понимается как некая прямая теофания, психологически самоочевидное явление и даже непосредственное присутствие Самого Бога в человеке. Лишь христианская религия позволяет мистически, интуитивно, богооткровенно созерцать мир sub speciea eternitatis, постигая его безусловную Божественную основу. Они лишь создают условия для спасения человеческих личностей. Несмелова URL: http://www.bogoslov.ru/text/301185.html).[14] «При отсутствии субстанциального бытия самосущей Личности наша собственная личность была бы так же невозможна в своем реальном бытии, как невозможно отображение в материальном зеркале такого предмета, который вовсе не существует» (Т. Наука о человеке. I. С. 269) .[15] Епископ Антоний (Храповицкий), бывший ректором Казанской духовной академии, предложил это оригинальное антропологическое доказательство бытия Бога «назвать Несмеловским, как существует доказательство Декарта или Канта» (Антоний (Храповицкий), епископ. Несмелов подходит к решению богословских вопросов не сверху (от Откровения), а снизу, эмпирически — от непосредственного опыта человеческой жизни. Полноценное личное бытие невозможно без осознания его абсолютной нравственной ценности, его первичной значимости по отношению к материальным условиям существования. 213).[9] Несмелов В.И. Наука о человеке. С одной стороны, он старается мыслить не понятиями, но эмпирическими фактами человеческой психологии, исходя из наличия человеческого самосознания и телесности. Непонятно.Второй вопрос — о Христе. Бог имманентен твари по Своей энергии. В Ней раскрывается богооткровенное решение загадки человека. 161). Т. Между Им и нами существует неразрывное онтологическое единство. Действительно, тема и проблема человеческой личности находятся в центре современного православного богословского дискурса, религиозных и философских вопрошаний в условиях глубочайшего антропогенного кризиса.Начало освобождения православного богословия от западного (читай — схоластического, эссенциалистского) пленения и выхода на экзистенциональный, диалогичный, персоналистский путь было положено представителями так называемого «нового богословия» в России. 47-72; Бортник Сергей «Богословие общения» и «богословие подражания Христу» в современной православной мысли // «Труды Киевской духовной академии» № 24. 309), которое обеспечивается самосознанием. 9.[25] Т. С. № 1(58). Бог — это единое самосознание, существующее в трех ипостасях, или три самосознания? «В человеке — и только в нем — и возможно познание, ибо в нем, в его самосознании осуществляется распад на самобытие и инобытие… чувственные качества, чувственная определенность для нее в конечном счете внешни. Человек «тоже имеет свое животное «я», которое страдает и наслаждается», но это еще не образует личности. «Тринитарный персонализм» современного православия: pro et contra // Страницы. I. Новый опыт учения о богопознании // Митрополит Антоний. По всей видимости, казанскому мыслителю помешала психологическая, личностная увлеченность. 369-386.[2] По мысли В. Как видим, психологический эмпирический метод нужен Несмелову для выявления проблемы, а идеалистическая диалектика — для ее решения. Так в подходе Несмелова своеобразно объединяются эмпирический психологизм и теоретический диалектизм.Казанский мыслитель строит оригинальную религиозную философию, квинтэссенцией которой является принципиально личностная антропология. Ведь личность — Его непосредственный, живой образ, Бог безусловно и непосредственно дан человеку в его идеальной личности[22]. Между Божественной Личностью и нашими личностями нет никакого бытийного зазора. Из единства психологического самосознания, Богосознания и дискурсивного научно-философского знания должно сформироваться систематическое мировоззрение.Итак, учение Виктора Ивановича Несмелова основано на двуедином принципе антропологизма и персонализма. «Богословие диалога: персональный подход» // Церковь и время. Современное православное богословие зачастую определяют как персоналистическое, противопоставляя его римско-католическому субстанциализму и увязывая с антропоцентрической, персоналистической, диалогичной, экзистенциальной религиозной философией конца XIX–ХХ в. Н.К. № 4(25). С. О понятии «личности» применительно к триединому Богу и Богочеловеку Иисусу Христу в православном догматическом богословии // Вестник ПСТГУ. I. В этих актах «я» и «материя», так сказать, трагически противопоставлены и одновременно нераздельны»[4]. С. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Отсюда логически следует необходимость нашего спасения, которое понимается как освобождение от вещественности и достижение истинной жизни. Несмелов говорит, что Христос воспринял человеческую природу, а не личность[26]. В Нем явлен Сын как превечно осуществленный образ и подобие Отца. Человек есть личность. С другой стороны, Несмеловская концепция строится вполне диалектически в рамках классической триады тезис-антитезис-синтез в ее фихтеанском варианте: Я — Не Я — Абсолютное Я. Хотя человеческая душа сотворена по образу и подобию Божию, она тем не менее также бесконечно отстоит от Творца по сущности.Учение Несмелова о фактическом, онтологическом совпадении Божественной Личности и человеческих личностей явно противоречит церковному учению. Его праведность была праведностью не отдельного человека, а праведностью природы человеческой, совершенно независимо от того, кто именно в частности имеет эту природу» (Т. Своим Воплощением, Благовестием, Распятием и Воскресением Господь воспринимает и исцеляет нашу расколотую природу, освобождает ее от вещественной зависимости, дарует свободу безусловного бытия. Малков П.Ю. В статье систематически рассматривается оригинальное персоналистическое учение казанского мыслителя — его методология, онтология, антропология, теология и гносеология. – (Жизнеописание и творения Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Все вопросы и все ответы пересекаются и совпадают в одной точке. Этика обуславливает, инициирует, активизирует и стимулирует гносеологию. «Все, что живет на земле, необходимо имеет и свое самосознание, свое животное «я»». Личность здесь, по-видимому, обозначает саму сущность Божию. Эта бытийная пропасть преодолевается лишь нетварной энергией Божией, которой Он творит и промышляет о Своем создании. I. Богословие. К вопросу о присутствии в святоотеческом наследии смысловых аналогий понятия «личность» // XVII ежегодная богословская конференция ПСТГУ 2007: Материалы. Поэтому Бог не доказывается, Он обнаруживается, открывается в человеческой личности.Согласно святоотеческому учению, между Богом-Творцом и его творением существует бесконечная онтологическая пропасть на сущностном и ипостасном уровнях. Несмелова URL: http://www.bogoslov.ru/text/301185.html).[12] По Несмелову, «содержание вещей не воспринимается духом извне, а им же самим творится» (Т. 256). Главной предпосылкой и стимулом познания здесь, как и у Сократа, является нравственное сознание человека. II. House, 1969. Указ. Он очищает от грехов тех, которые добровольно желают быть Им очищены, которые любят в Нем осуществленное божественное совершенство — истинное предназначение человека[19]. С помощью Христа, Его божественной силой человеческие личности в итоге должны будут создать новую, подчиненную себе, преображенную телесность — телесность для воскресения и вечной блаженной жизни в Царствии Божием.Сотворение Богом человеческой личности, сотворение личностью своей совершенной телесности, свободное отпадение человеческой личности от Бога и подчинение себя вещественности, осознание своей вины, освобождение Христом человека от вещественного пленения, перспектива окончательного спасения всех человеческих личностей с заново сотворенными ими телами в грядущем воскресении — такова своеобразная сотериологическая диалектика Несмелова.Чрезвычайно примечательна несмеловская гносеология, также всецело выстроенная на основе антропологического персонализма. он совершил оригинальный антропологический и персоналистический поворот в сфере православного богословия и систематической религиозной философии[2].При этом Несмелов опирался на своеобразную методологию, представлявшую собой единство экзистенциально-психологического и диалектического подходов. С. С. 75-83; Шичалин Ю.А. Впервые опубл. Также непонятно.На эти вопросы в учении Несмелова нет ясных ответов. Виктор Иванович исходит из принципиального противоречия материального существования и идеального самосознания человека, которое в итоге должно разрешиться в некоем гармоничном и совершенном единстве.Николай Бердяев называет этот подход «онтологически-психологическим»[3]. Гаврюшин Антропология и гносеология В.И. Несмелова «Наука о человеке» будет указываться лишь том и страница.[11] По мысли Н.К. Зеньковского, «замысел Несмелова очень приближается к тому, что ныне называют «экзистенциальной философией». 246).[6] «Огромную заслугу Несмелова можно кратко выразить так: основная мысль Фейербаха об антропологической тайне религии обращена им в орудие защиты христианства» (Николай Бердяев. В-третьих, отцы реально различают сущность и ипостась в Боге, в человеке, в ангелах, во всех творениях, указывают на онтологическую равнозначность и взаимозависимость этих категорий; ни о какой редукции сущности к лицу не может быть и речи.Понимание личности как самосознания ставит перед нами и другие важные вопросы. Факт бытия человеческой личности как вещи в себе непосредственно дан в самосознании человеческом, а потому, если человек думает о себе не как о явлении, а как о бытии в себе, как о сущности, то думает верно» (Там же. Н.К. Несмелов прямо говорит о том, что человеческая личность «сверхчувственна» по своей природе (Т. М., 1997. В нем же находится и решение этой проблемы. Несмелов выделяет три плана миропознания: естественно-научный, философский и религиозный. 519), т.е. Несмелов стал заложником своих исходных персоналистических посылок и не смог их критически переосмыслить.Наука о человеке Виктора Ивановича Несмелова задолго до формирования православного персонализма как богословского направления и парадигмы со всей остротой поставила проблему возможности и допустимости использования в православном богословии категории личности[27].[1] См.: С.А. 317. I. С. С. Данные этого опыта сводятся к таинственно-загадочной противоречивой двойственности человеческой природы. У Несмелова личность полностью подменяет и поглощает сущность[8].Что же такое личность? Поэтому дух человеческий «появляется в мире не после того, как материальная природа физико-химическим путем приготовит ему телесное помещение», а напротив, «он сам именно и создает для себя свое тело» (Т. URL: http://www.orthedu.ru/prav-psyhology/9841-bogoslovskoe-ponyatie-lichnosti-960961972963969960959957-v-strukture-metodologicheskoy-paradigmy-pravoslavnoy-psihologii-i-pedagogiki.html; Чурсанов С.А. 289.[19] См. С.