Православное заупокойное богослужение в осмыслении святителя Афанасия (Сахарова) епископа Ковровского, исповедника и песнописца

125.[25] Служeбник. O eпискoпe Aфaнaсии (Сaxaрoвe) кaк литургистe-испoвeдникe, o eгo литургичeскoм нaслeдии и o пoчитaнии eгo в Трoицe-Сeргиeвoй лaврe и Мoскoвскиx дуxoвныx шкoлax (нa прeдмeт кaнoнизaции) // Сeргия (Eжикoвa), игум. М., с. Святитeль Aфaнaсий (Сaxaрoв), испoвeдник и пeснoписeц. Нo всe жe Цeркoвь нe мoжeт oстaвить свoиx чaд бeз мoлитвeннoй пoддeржки, пoминaния пoчившиx. Служeниe пoчившим являeтся oдним из высoкиx критeриeв прoявлeния любви, a Свящeннoe Писaниe пoдтвeрждaeт: «Кoгдa ты xoрoнил мeртвыx, я был с тoбoю. В этoт дeнь сoвeршaлoсь пoминaниe, зa всex xристиaн, oстaвшиxся пo кaким либo причинaм бeз xристиaнскoгo oтпeвaния. Тaкaя скoрбь служит oблeгчeниeм для сeрдцa. Сущeствoвaвшиe при клaдбищax «Бoжии дoмa» кaк иx нaзывaли в нaрoдe, в кoтoрыe бoгoмoльцы принoсили всe нужнoe для пoгрeбeния. Пeрexoд в вeчнoсть для xристиaн всeгдa рaдoстeн, пo слoвaм aп. Вaжнoсть дaннoгo чтeния, пo мысли влaдыки, в тoм, чтo oнo утeшaeт скoрбящую душу, a тaкжe служит утeшeниeм для живыx, скoрбящиx o рaзлукe с ближним[28].Вaжнoй службoй для пoчившeгo являeтся пoслeдoвaниe пoгрeбeния. O пoминoвeнии усoпшиx пo Устaву Прaвoслaвнoй Цeркви. Пo этoму пoвoду святитeль Aфaнaсий выскaзaл мнeниe, чтo имeннo в этoм и прoявляeтся нaшa любoвь к пoчившeму. 12.[10] Мaтфeй (Мoрмыль), aрxим. Тaкoй чин прoдeржaлся дo кoнцa XVIII вeкa. 190 – 535 с.[7] Трeбник, в 2-x чaстяx. Рaскрывaя мысли Устaвa o зaупoкoйныx службax, влaдыкa критикoвaл всякиe нoвшeствa, кaк тo: служeниe зaупoкoйнoгo всeнoщнoгo бдeния, глaснoгo пoминaния в прaздничныe дни и пр., кoтoрыe были нaвeяны врeмeнeм, он показал их несостоятельность в литургической жизни.Особо стоит отметить исключительность труда святителя Афанасия «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». М., 2011, с. СПб., 1997 с. 457 – 458.[2] Данилушкин М.Б., Никольская Т. Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. Первое суточное богослужение — вечерня. 87 – 88.[22] Афанасий (Сахаров), еп. Именно в такой период времени пришлось нести свое архипастырское служение и заниматься литургической деятельностью святителю Афанасию, епископу Ковровскому, исповеднику и песнописцу.Смыслом всей жизни святителя Афанасия было богослужение, которое придавало силу переносить тяжесть окружающей действительности. Воспрещая гласное поминовение, Церковь при праздничных богослужениях имеет тайное поминовение, к чему призывает следовать молящихся христиан. Такое предписание базируется на том, чтобы не затягивать своей продолжительностью утреню ради грядущих служб и праздника. Наши богослужебные книги не знают такого наименования, в связи с чем святитель предлагает опустить этот термин в том случае, если поминается один человек, а если множество имен, то чтобы особо выделить из перечня поминаний имя недавно почившего, допускает такое название. 93.[24] Там же, с. В эти дни Устав предписывает оставить службы минейных святых, исключением станет только служба храмового святого, память которого выпадет в эти дни, тогда поминание переносится на предшествующую субботу или четверг. К., Шкаровский М.В. Именно на неё стоит перенести все гласные чтения помянников. Как общественное богослужение, так и келейная молитва содержит в себе молитвословия о почивших[4]. 13:5). М., 2011, с. Теряя близких людей, человек скорбит. По Уставу она должна служиться только в пятницу вечером, если будет простая служба, но любовь к почившим берет верх, поэтому, снисходя к немощам человеческим, разрешается совершать после вечерни и утрени литию, которую приводит Типикон в 9-й главе.Четвертую часть труда автор посвятил домашней, келейной молитве мирянина. Устав и стройность богослужений в эпоху Синода и последующих гонений на Церковь были нарушены, в результате чего появилось множество нововведений и сокращений в богослужении, противных Уставу. Панихида может быть совершена после вечерни или даже перед Литургией, а также позволительно совершать литии на могилах[21].В своей книге владыка Афанасий указывает и на древнее поминание существовавшее на Руси, в четверг седьмой седмицы после Пасхи. Это старался показать святитель, переживая о современных ему событиях, считая это Божиим попущением, чтобы Церковь очиститься от всего, что было чуждо ей. На ней происходит поминовение почивших на сугубой ектении: «Всех прежде почивших отец и братиях наших, зде лежащих и повсюду православных»[11]. В церковном Требнике приводится целый ряд чинов, сосредоточенных на заупокойных последованиях. 532 По Уставу предписано еще 9 дней в году без полного поминания почивших, включая полуношницу, — в Лазареву субботу, Великий Четверток и Субботу, в среду Преполовения, на праздники Рождества Христова, обрезания Господня, в день Богоявления[24]. Такими действиями человек вносит свое несогласие с богослужебным Уставом Церкви, нарушая то, что сама Церковь, движимая Святым Духом, по крупицам собирала в свой богослужебный опыт. М., 2004, с. М., 2011, с. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. На заупокойной утрени Устав приводит заупокойную ектению с поминанием не имен, а «праотец, отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных христиан»[17]. Уставом не назначается панихида после вечерни, а установлено это было ради религиозных чувств молящихся, не могущих совершить поминание среди недели из-за литургического отсутствия[19]. Так, по освящении Святых Даров сначала совершается поминовение всех усопших, а потом поминовение всего епископата православных и прочих живущих на земле членов Церкви»[16].Два богослужения полностью посвящены заупокойному служению — Вселенские поминальные субботы перед неделей о Страшном суде и Пятидесятницей. Поэтому все, что было связано с религией, оказывалось вне закона и должно было быть искоренено. Первый приводится на панихиде или в Псалтири, а второй — в Октоихе 8-го гласа. М.,2004, с. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2013, с. В изъяснение этого владыка приводил в пример то, что даже чтения из Писания в праздники корректируются. М., 1991, с. Закрывались монастыри и храмы, начинались гонения на христиан, церковная жизнь приходила в упадок. В молитвах таких чинов все внимание обращено ко Господу, утешить, духовно укрепить скорбящих сродников умершего.[31] Афанасий (Сахаров), еп. 291[36] Сергия (Ежикова), игум. По мнению святителя Афанасия, этот плач не стоит отлагать. «Христианская жизнь» Клин. 48 – 414 с.[13] Кирилл Иерусалимский, свт. Минувшее столетие в истории нашей Церкви было временем испытания на прочность веры в Господа. 171.[15] Служебник. Господствующая идеология того времени выстраивала жизнь общества вдали от Бога. За него владыке Афанасию предполагалось дать сан архиепископа, от которого владыка смиренно отказался и просил такие вопросы по отношению к нему больше не поднимать. Но и одновременно с этим: «Это было время великих духовных подвигов. 29 – 30.[26] Афанасий (Сахаров), еп. Отличием данного обряда является то, что это торжество могут возглавить сонм священнослужителей, тогда как для обряда и Таинства достаточно одного священника и дьякона. Свято-Успенская Почаевская лавра, 2012, с. Будучи в разных жизненных обстоятельствах, занимая разное положение в жизни Церкви и общества, все они были едины в одном — в своем желании быть со Христом. 152.[5] Афанасий (Сахаров), еп. Касаясь Радоницы, святитель доходчиво поясняет, почему не должно быть ничего заупокойного в службе, а поминание происходит на полуношнице. В поминании просилось упокоить «всех православных христиан, в мимошедшем году скончавшихся и оставшихся без церковного погребения, ихже имена Ты Сам, Господи, веси»[23].Особо остро осуждает владыка Афанасий гласное поминовение усопших на воскресной Литургии, омрачающее торжество еженедельной Пасхи, напоминая о тайном поминании, существующем в богослужебном круге. Сотни тысяч людей духовного звания и мирян проявили свою верность Богу, идя путем мученичества и исповедничества. 213.[21] Там же, с. В молитвенном правиле для мирянина нет никаких ограничительных мер по отношению к почившим. 1:18-20), чтобы не очернять радость торжества, или в понедельник 4 недели по Пасхе из евангельского чтения опускается упоминание Спасителя о своем предателе (Ин. Читаемый сразу после исхода души канон имеет своей целью побудить душу умирающего к покаянию, а также духовно поддержать, проводить в вечность. М., 2006, с. Горя любовью к почившим сродникам, святитель напоминает, что любовь должна основываться также на слове апостола «Любовь не бесчинствует, не ищет своего» (1 Кор. Данная молитва, входящая как обязательная в состав чина Литургии, не исключается в праздничные дни, что дает возможность донести радость торжества до почивших, сотворив негласное, тайное поминовение. Святитель Афанасий, описывая чин разлучения души от тела, показывает важность данного чинопоследования и предписывает к совершению его у одра почившего, в отсутствие священника — мирянином[27]. В своем труде святитель подробно разбирает все заупокойные богослужения Православной Церкви в течение года, приводя их историческое значение, а также рассказывает, как лучше мирянину молиться за усопших. Касаясь пасхальной недели, когда не стихословится Псалтырь, предписывается чтение Евангелия или пение пасхальных песнопений, вне зависимости от наличия сана у почившего. Очерк истории Православия в России. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. Владыка разбирает термин именования почившего «новопреставленный», приводя исторически его появление в Требнике Петра Могилы. д.Церковный год предлагает определенные дни, когда совершается поминовение усопших, а есть дни, в которые такое это не уместно по духу празднуемого события. 79.[20] Там же, с. Именно в этом деле особо важна домашняя молитва. 355 – 356.[32] Там же, с. Богатый молитвенный опыт, существовавший в Церкви, был систематизирован в Типиконе и богослужебных книгах. Касаясь вопроса о поминовении усопших в праздничные дни, святитель высказал свое мнение. М., 2011, с. Соответственно, трапеза будет поставляться после вечерни и панихиды, перед повечерием и после утрени и Литургии. 151.[16] Афанасий (Сахаров), еп. Ему важно было одно — чтобы все чада церковные полюбили Устав и богослужение, бережно относились к написанному и тщательно хранили его[37].В своем труде автор старался показать особенности совершения заупокойного богослужения, его место и смысловое значение в богослужебном круге. В праздничные дни ради особой святости праздника и торжества гласное поминовение почивших отменяется, что предписывается церковным Уставом. Указывая на невозможность гласных поминовений ради особого торжества, владыка привел другие моменты совершения поминания на Божественной Литургии, что свидетельствует о неопустительной молитве о почивших. 6:70-72).«Вся же благообразно и по чину да бывают» (1 Кор. Павла: «Живем ли мы — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем; и потому — живем или умираем — всегда Господни» (Рим. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. 5:16) как раз призывает к данному действию. Святитель Афанасий подробно рассказал о заупокойных богослужениях в течении года, приводя их историческое значение, а также правильное уставное совершение, так как со временем оно приобрело далеко не уставные элементы. Установленное в память о Куликовской битве поминание воинов со временем перешло в обычную поминальную субботу, которая припадает в период между 19 и 25 октября. На первой странице исследования «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» подпись: это творение будет написано в память о горячо любимой матери, что свидетельствует об искренней сыновней любви к почившей.Смерть для каждого христианина, по учению Церкви, не является концом бытия, а всего лишь конец земного странствования, после которого начинается новая жизнь[3]. 206.[17] Там же, с. М., 2011, с. М., 2011, с. О епископе Афанасии (Сахарове) как литургисте-исповеднике, о его литургическом наследии и о почитании его в Троице-Сергиевой лавре и Московских духовных школах (на предмет канонизации) // Сергия (Ежикова), игум. 1:7). Отменяя гласное поминовение в праздничные дни, Церковь тем самым проявляет свою заботу о своих чадах, сосредоточивает внимание на данном торжестве, а не омрачает его скорбными заупокойными возгласами. 199.[9] Афанасий (Сахаров), еп. 448[34] Правило к Божественному Причащению. Это является большой ошибкой, которую автор книги о православном заупокойном богослужении старался донести до современников и всех тех, кто соприкасается с богослужебным Уставом.Но несмотря на свою строгую приверженность к уставным богослужениям, владыка Афанасий не выступает против неуставных поминальных дней — Димитриевской субботы и Радоницы. На практике случается так, что многие молитвословия из чина опускаются или вносится что-то новое противоречащее Уставу. К примеру, в Светлый Понедельник в рассказе об избрании апостола Матфия опускается рассказ о смерти Иуды (Деян. Аналогичное поминовение происходит на повечерии, вспоминают «родители наша и вся прежде отшедшая православныя христианы»[12]. Поучения огласительные и тайноводственные. Для заупокойных гласных поминаний он приводит такие аналогии: как в день Рождества Христова бросить ясли и пойти к кладбищу или в праздник Успения отойти от гроба Пречистой Матери и быть с мыслями со своими почившими. Помянник, приводимый в конце утренних молитв и Псалтыри, ясно свидетельствует об этом. 151.[4] Там же, с. Внешне проявляется такое церковное торжество в вожжение свечей, как и при Крещении, рождая человека в новую жизнь, каждением, псалмопением и различными молитвословиями. Гроб с телом, вокруг которого собрано духовенство и миряне, становиться сакральным, а тело — священным, это проявляется в особом почитании, каждении, молитвенных действиях, совершаемых у тела. На общественных богослужениях поминается вся Церковь, общим поминанием всех православных христиан. Особо отличается важностью поминовение на полуношнице, богослужении, совершаемом в честь грядущего Жениха — Христа и Страшного суда. 315.[29] Прим. Святитель затронул в книге острые вопросы совершения заупокойных чинопоследований, раскрывая смысл предписания Устава, что давало возможность его современникам и особенно сейчас нам совершать богослужения грамотно, не нарушая логики Устава.[1] Малков Г., диак. Революционные движения, атеистические идеи внесли расстройство и в богослужебную практику Церкви. Можно высказать свой протест, что нет разницы, когда молиться о почивших, если угодно душе молящегося. В переводе она означает всенощное бдение и в идеале должна служиться вечером или утром, но никак не днем[32], подробное ее исполнение изложено Типиконом в 14-й главе. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. 88.[23] Там же, с. 10:17),  высказывает мысль, что «самочиние» в богослужении проявляет человеческую гордость и отсутствие любви к Господу, а самому почившему приносит только печаль[9].Святитель Афанасий, исходя из богословского осмысления, подробно указал, как совершаются заупокойные поминовения за общественным богослужением в суточном, седмичном и годовом богослужебном круге[10]. Чтение диптихов и синодиков отличается своей древностью в исполнении при богослужении. Симферополь, 2009 с. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Мы верим, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как предлежит Святая и Страшная Жертва»[13]. 12.[6] Требник, в 2-х частях. Предписание Типикона о поминании всех почивших на утрени логично, так как это общественное богослужение, поэтому стоит уделить внимание почившим всей Соборной Церкви, а богомольцы могут в этот момент, тайно молясь о почивших христианах, перечислять имена своих сродников. К., 2012, с. Помянув святого Предтечу, апостолов и святого дня, Церковь предлагает нашему вниманию сотворить молитву ради «всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя»[15]. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2013, с. Такие богослужения в честь почивших автор труда предписывает совершить в усыпальнице или храме, но только не во время уставного богослужения.[30] Прим. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2013[37] Афанасий (Сахаров), еп. (Типикон 49 глава, «в субботу мясопустную»).В эти субботы ради удовлетворения чувств молящихся поется после вечерни великая панихида. 14:40). О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою» (Тов.12:13), подтверждающие такое служение ближним, а через них Создателю всяческих Богу. 73.[18] Афанасий (Сахаров), еп. 23:1), а после возливается елей также крестообразно, в память о помазании миром тела Господа.После погребения Церковь не забывает о почившем, вспоминая о нем на службах суточного круга, а также установив специальное заупокойное богослужение — панихиду. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. 16:18).Нашей единственной данью любви к почившим является молитва. Выступает владыка против употребления тропаря «Глубиною мудрости» на часах и литургии родительской субботы как противного духу Устава. М., 2004, с. Это самочиние и безграмотность в литургической жизни[20]. Говоря о цвете облачений при заупокойных богослужениях, владыка приводит белую воскресную ризницу, способную так же утешить скорбящих.Отдельно святитель Афанасий касается вопросов, связанных с заупокойными последованиями, — в частности, в чем их отличие от общественного богослужения. Владыка Афанасий, основываясь на словах Евангелия (Мф. М., 1991, с. Общественное богослужение, по мысли святителя Афанасия, не должно сильно перегружаться заупокойными последованиями, так как оно имеет совсем другую цель. История Русской Православной Церкви. Находясь в туруханской ссылке, в 1930 году святитель предпринимает первый опыт исследования, окончил которое он незадолго до блаженной кончины. Таким образом, святитель предлагает поминать при пении «Господи помилуй» своих сродников тайно, так как такая молитва: «…сливаясь с молитвами всех и возносится ко Господу чрез предстоятеля, как единая общая молитва Церкви»[26]. Поминовение происходит под общим прошением «Помолимся».Но особую важность для почивших имеет поминовение на Литургии. М., 2011, с. М., 1991, с. 290 – 291.[11] Служебник. На проскомидии совершается молитва о здравии и за упокой с изъятием частиц из просфоры, которые в конце Литургии опускаются в святую Чашу с Божественной Кровью Спасителя с молитвой «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами Святых Твоих»[14], как заповедовал божественный апостол: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. Православный катехизис. Так, литургийное поминание не предполагает гласного поминовения, так как сугубая ектения затрагивает всю церковную иерархию и всех православных христиан. М., 2004, с. Излагая в приведенной книге правила совершения заупокойных богослужений и поминаний, владыка старался показать всю красочность совершаемых действий в обряде отпевания и поминания почивших. Все составляющие песнопения направлены на одну мысль — упокоение души почивших и прощение прегрешений. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. Что касается остальных двунадесятых праздников, поминание почивших происходит на литии в словах: «О успении, ослабе, блаженной памяти и оставления грехов всех прежде почивших отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных»[25]. 21 – 592 с.[12] Часослов. 2009. Более полного сборника заупокойных богослужений русская литургическая наука не знает. 160.[14] Служебник. По традиции над гробом священнослужителей читается Евангелие, а над мирянами — Псалтырь. Святитель Афанасий раскрыл особую важность заупокойного поминовения на Литургии. Гласное поминовение происходит на Литургии на сугубой и заупокойной ектениях, но особо важным моментом является поминание после эпиклезиса, во время пения «Достойно есть». Гласное поминовение по именам предписано совершать на молебне по 3-й песни канона, так как это является частной службой. Важность поминовения по именам заключена в труде и выражении любви по отношению к близким. 711[35] Матфей (Мормыль), архим. 1:21)»[2]. Специальной заупокойной всенощной наш Устав не знает, появившаяся служба «Парастас», как принято называть в церковном кругу, из Требника Петра Могилы, также не одобрительно расценивается существующим Уставом, но и не отменяет его. Заупокойные богослужения и поминовение усопших — важная часть богослужебного круга, которую исследовал епископ Афанасий (Сахаров). Минейный святой не отменяется, а припадающий бденный праздник вовсе может отменить заупокойные богослужения. 77.[19] Там же, с. «Последуя Христу, Православная Церковь <…> взошла на свою Голгофу, день за днем, год за годом распинаемая новой богоборческой властью»[1]. Святитель Афанасий предлагает совершать моления о почивших при чтении Священного Писания, Псалтыри, а также по желанию читать канон за единоумершего и канон общий за умерших[33]. Говоря о важности молитвенного поминания на проскомидии, святитель Афанасий предостерегает от существующей у нас неправильной традиции изъятия частиц во время чтения часов, во время совершения самой Литургии. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. Принесённый гроб с телом почившего в храм становится центром внимания всего церковного собрания[29]. «…Святая Церковь не только допускает плачь о разлуке с умершими, но даже сама побуждает к нему»[5]. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. Пожалуй, с первых веков христианства не появлялось за такой короткий период столько мучеников за веру, столько бесстрашных исповедников, для которых «жизнь — Христос и смерть — приобретение» (Фил. «Молитесь друг за друга», — апостол Иаков (Иак. Сам чин погребения констатирует скорбное состояние человека: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, беславну, не имущую вида…»[6]; «О братие; кий плач, кое рыдание в настоящем часе…»[7]; «Велий плач и рыдание, велие воздыхание и нужда, разлучение души»[8] и т. Все это, а также смерть матери, натолкнуло владыку Афанасия на мысль написать труд, в котором он хотел растолковать, что говорится в Уставе о православном поминовении усопших. 264.[27] Там же, с. «Так, и на сугубой ектении сначала возноситься моление о прежде почивших отцех и братиях наших, а потом уже о милости, жизни, мире, здравии и спасении живых. Важный комментарий был дан касательно поминовения усопших в праздничные и воскресные дни. Прощальная молитва о прощении и разрешении от всех грехов, читаемая священником, полагается после отпуста, но в данное время читается после Евангелия, так как в конце внимание предстоящих больше обращено на мысли о последнем прощании с почившим. Русь Святая. 310.[28] Афанасий (Сахаров), еп. Святитель Афанасий приводит само надписание данных служб в Типиконе и Триоди, свидетельствующее о всеобщем поминании почивших, и обращает внимание духовенства на тот факт, что на таких службах внимание всех должно быть акцентировано на богослужебных чтениях, а не на чтении помянников[18].Русская богослужебная традиция в дни Святой Четыредесятницы отводит три субботы для совершения заупокойных поминания, которые в значительной мере отличаются от предыдущих Вселенских поминальных дней. Святитель уподобляет такой момент празднику, когда гости идут к юбиляру, имениннику, поздравить с личным торжеством. 3.[3] Николай Сербский, свт. М., 2011, с. Оставшихся же преданных чад Церкви любовь к Богу и его общине должны будут побудить: «любить богослужение и церковный Устав, тщательно хранить его и исполнять»[35].Рецензируя данный труд в 1961 году, протоиерей Петр Чельцов, высказался о нем так: «Светлое явление в русской православной мысли»[36]. Изъясняя церковный Устав касательно заупокойного поминания, святитель Афанасий пытался показать всю глубину внутреннего содержания заупокойных чинопоследований, молитвословиями которых выражается торжество Церкви, радость почивших и утешение скорбящих чад. Совершая проскомидию, священник одновременно не участвует в «служении часов», возглашая только положенные возгласы, тем самым нарушая «Известие учительное»[34], правила, руководствующие к совершению богослужений.Важна молитва священника, но её должна восполнить и наша молитва. Богослужебный Устав предписывает петь тропарь дня: «Апостоли, мученицы и пророцы…», который иногда бывает опущен ради полного посвящения богослужения заупокойному строю. М., 2011, с. с. В этот день совершалась заупокойная молитва по всем усопшим, не знакомым нам «даже к злодеям, в разбое убитым грабителям и казненным преступникам»[22]. В недавнем времени появились чин отпевания инославных и «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». 198.[8] Требник, в 2-х частях. За исключением праздника Казанской иконы Божией Матери, апостола Иакова, может быть совершена служба по 13-й главе Типикона. Главным для него в этот момент есть молитва и то с какой ревностью совершается чин отпевания и его правильность, в этом и состоит искренность к почившему[31]. В пример он приводит Спасителя, прослезившегося над гробом Лазаря. Все наши молитвы, возносимые за умерших, свидетельствуют об искренней любви к почившим и угодны Господу, Милостивому Судии.Разбирая вопросы о гласном поминании и чтении помянников, святитель говорит об их важности, так как они составляют отчасти важную часть богослужебного круга — Литургию. Перед погребением на тело почившего посыпается земля со стихом из псалма: «Господня земля и исполнения ея, вселенная и все живущии на ней» (Пс. Это не удивительно, так как еще при жизни тело освящалось, приобщаясь к Святым Таинствам.В Православной Церкви существуют 4 чина отпевания — мирских человек, священнослужителей, монахов и младенцев[30]. Панихида является сокращенной частью вечерни и утрени. 354.[33] Афанасий (Сахаров), еп. Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец.