Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

Сoвeршaeтся пoлнoe кaждeниe xрaмa.Пo oкoнчaнии стиxиры и кaждeния вoзглaшaeтся «И o спoдóбитися нaм…», пoслe чeгo читaeтся Eвaнгeлиe. Дуxoвeнствo пoклoняeтся крeсту и уxoдит в aлтaрь.Зaтeм читaeтся «Ны́нe oтпущáeши…» и сoвeршaeтся oбычнoe oкoнчaниe пoстoвoй вeчeрни вoскрeснoгo вeчeрa.Пo oтпустe вeчeрни прoизнoсится прoпoвeдь o стрaдaнияx Спaситeля.Примeчaниe. Пo oкoнчaнии кaждeния читaeтся aкaфист Бoжeствeнным Стрaстям Xристoвым.Пoслe чтeния aкaфистa прoизнoсится сугубая ектения и молитва ко Господу Иисусу распятому из акафиста.Хор поёт стихиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.Ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Во время пения совершается каждение храма. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 15 июля сего года. Согласно этому описанию, завершавшемуся словами: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению», – пассия совершалась в составе малого повечерия. При этом тема страстей Христовых звучит в ежедневном постовом богослужении и в умилительных покаянных стихирах, и в тропарях великопостных часов, и в ветхозаветных пророчествах.В связи с изложенным, священнослужители призваны иметь попечение о благоговейном и ревностном совершении уставных богослужений Великого поста и Страстной седмицы, побуждая прихожан к возможно более полному и осознанному участию в них.Учитывая неуставной характер пассий, их совершение не следует считать обязательным.В тех приходах и монастырях, где такой обычай сложился, пассии могут совершаться в соответствии с одной из нижеизложенных схем.Приложение. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви, в частности, в Киево-Печерской лавре.В предреволюционные годы в Русской Церкви пассия воспринималась как местный обычай юго-западных епархий. Совершается полное каждение храма.По окончании стихиры и каждения поется или читается акафист Божественным Страстям Христовым.По окончании акафиста возглашается прокимен «Разде́лиша ри́зы Моя́ себе́…», после которого читается Евангелие, предваряемое возглашением “И о сподобитися нам…” Перед чтением Евангелия хор поёт: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди».— на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107 – 114 (или только 110 – 114);— на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63 – 69 (или только 66 – 69);— на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108 – 111 (или только 110 – 111);— на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58 – 62 (или только 60 – 62).После чтения Евангелия хор поёт: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди» и антифон «Днесь ви́сит на дре́ве…».После пения антифона произносится сугубая ектения и молитва ко Господу Иисусу распятому из акафиста.Хор поёт стихиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Перед чтением Евангелия хор поёт: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди!»— на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107 – 114 (или только 110 – 114);— на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63 – 69 (или только 66 – 69);— на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108 – 111 (или только 110 – 111);— на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58 – 62 (или только 60 – 62).После чтения Евангелия хор поёт: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди».Произносится проповедь о страданиях Спасителя.Хор поёт стихиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Ее последование предназначалось как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования службы с акафистом, принятой в Киево-Печерской лавре. Духовенство поклоняется кресту и уходит в алтарь.Затем читается «Ны́не отпуща́еши…» и совершается обычное окончание постовой вечерни воскресного вечера.После пения антифона «Днесь ви́сит на дре́ве…» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя. II.Совершение пассии без акафиста.В пятницу вечером на великом повечерии, после «Сла́ва в вы́шних Бо́гу…» хор поёт стихиру «Тебе́ оде́ющагося…». Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 28 января 2015 года. Храня богослужебную традицию конца XIX – начала XX века, Русская Православная Церковь Заграницей не содержит пассий в своём приходском обиходе.В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX–XX веков издавался Синодальными типографиями.В начале XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться в чинопоследование пассии. Предстоятель несёт Евангелие.Хор поёт 1-й кондак акафиста Божественным Страстям Христовым. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. В частности, появилась и практика исполнения на пассии только акафиста, без чтения Евангелия.Последование пассии включает в себя отдельные песнопения служб Великого пятка и Великой субботы, что нарушает внутреннюю логику последовательности великопостных богослужений, а чтение Евангельских зачал не соответствует нормам устава, который не предполагает включение текстов Нового Завета в великопостное будничное богослужение. Предстоятель несёт Евангелие. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в конце изданной в Киево-Печерской лавре Цветной Триоди (включавшей в то время богослужения Недели Ваий и Страстной седмицы) как прибавление к богослужебному уставу. Возможные схемы совершения пассии.I.Совершение пассии с акафистом.В воскресенье вечером на середине храма поставляются Распятие и аналой под Евангелие.На вечерне, при пении стихиры «Тебе́, оде́ющагося…» на «И ныне…» в конце стиховных, духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. В этом варианте служения пассии песнопения Страстных Пятка и Субботы не используются.  Во время пения стихиры духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Однако во многих епархиях Украинской Православной Церкви пассия и ныне совершается без чтения акафиста.В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь.Далее следуют Трисвятое, «Го́споди сил…» и обычное окончание повечерия. III.Совершение пассии без чтения Евангелия.В воскресенье вечером на середине храма поставляются Распятие и аналой под Евангелие.На вечерне, при пении стихиры «Тебе́, оде́ющагося…» на «И ныне…» в конце стиховных, духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Вместе с тем, совершение пассии не предусмотрено богослужебным уставом, а чин совершения этих богослужений не имеет единообразия.Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством защитника Православия в борьбе с унией митрополита Киевского и Галицкого Иова Борецкого. Предстоятель выносит Евангелие.