Рецензия на сборник «Единство Церкви в Новом Завете»

Миссионер из Евангелическо-Лютеранской Церкви Америки, магистр богословия, преподаватель Лютеранской теологической семинарии в Новосаратовке Брэдн Бюркле откликается в данной публикации на выход в свет в прошлом году сборника «Единство церкви в Новом Завете», который не только включает важнейшие статьи по теме единства на основе Нового Завета, но и дает представление о самых существенных вопросах экклезиологии в современном богословии.

Увы, единство — не та тема, которая сегодня занимает умы и сердца людей, в том числе христиан. Разочарование в экуменическом движении, ощущение его стагнации, осознание глубоких различий в мировоззрениях (пресловутые дихотомии: Россия – Запад, север и юг, «либералы» и «консерваторы») порой вне зависимости от конфессиональной принадлежности — все это говорит о нашей разобщенности. Поэтому именно сегодня так нужна свежая пища для размышлений о возможности истинного единства. Хотя бы в контексте церкви. Хотя бы с помощью Нового Завета.

Поэтому можно только радоваться появлению в серии «Современная библеистика» (Издательство ББИ, 2014) сборника «Единство церкви в Новом Завете». Эта книга не только формально объединяет важнейшие статьи по теме единства на основе Нового Завета, она дает представление о самых существенных вопросах экклезиологии в современной теологии. Кроме того, авторами книги уделено много внимания практическому применению современной библейской науки к сложным богословским вопросам нашего времени. Наконец, авторы входящих в книгу статей вносят свой вклад в современные дискуссии об отношениях между христианскими конфессиями. Думаю, не ошибусь, если скажу, что подобные издания на русском языке – редкость!

Объем издания небольшой – чуть больше 200 страниц, статьи в сборнике написаны научным, но понятным языком. Переводчики справились с задачей сделать тексты удобочитаемыми, при этом точно передавая ход мысли авторов.

Спектр этих мыслей — очень широкий, отчасти потому, что авторы представляют разные конфессиональные традиции. Редактор и один из авторов книги Ульрих Луц признается в предисловии, что конфессия не может не влиять на взгляды автора. Но, самое главное, в центре внимания остаются сами новозаветные тексты (а не догматические позиции того или иного богослова).

Большая часть вошедших в сборник статей была представлена на Международном симпозиуме Восточноевропейской комиссии Общества исследователей Нового Завета в Санкт-Петербурге в 2005 г. Однако сборник включает в себя и более ранние работы на эту тему. Такое удачное решение помогает читателю ориентироваться в контексте научной дискуссии и следить за ее развитием. Особенно важными и интересными в сборнике стали статьи крупных библеистов второй половины XX века – Эрнста Кеземана «Обосновывает ли новозаветный канон единство церкви?» (о многообразии в Новом Завете) и Рэймонда Брауна «Единство и многообразие экклезиологии Нового Завета» (о том, что общее между членами церкви намного больше, чем различие). После прочтения этих работ становится понятным, что «Единство церкви в Новом Завете» – отличное пособие для тех, кто хочет познакомиться с принципами и методами современной библейской науки, не говоря уже об основной цели книги – вдумчивом анализе темы единства у новозаветных авторов.

Так же, как между авторами Евангелий не всегда существовал прямой диалог, и здесь мы сталкиваемся с тем, что существенная часть разговора о новозаветных текстах остается за рамками сборника. Очевидно, прямой диалог между авторами статей не входил в задачи составителей, а этого как раз не хватает. Но в пользу книги говорит то, что она позволяет проследить за контурами более широкой, нежели это отражено в ее материалах, дискуссии в современной библейской науке. Благодаря статьям сборника, каждая из которых достойна собственной рецензии, читатель получает пространство для собственного богословского развития – с помощью самих текстов и примечаний к ним он может продолжить собственное исследование темы и больше узнать о тех богословах, с которыми авторы книги вступают в полемику.

Книга «Единство церкви в Новом Завете» не завершает исследования, а, наоборот, открывает дверь для того, чтобы новое поколение богословов могло более глубоко осмыслить возникшие вопросы и стремилось к осуществлению сделанных на их основе выводов в жизни Церкви.