Религия и культура

Традиционные религии служат фундаментом духовной жизни народов. Не случайно слово «культура» по своему происхождению связано со словом «культ». История распорядилась так, что религии в течение столетий и даже тысячелетий настолько тесно переплелись с культурой, духовной жизнью, обычаями и привычками различных народов, что разделить их практически невозможно. Столпы веры и нравственные заповеди стали ориентиром в великих свершениях и обыденной жизни людей. Если вычеркнуть религию из истории народа, то она обеднеет, лишится своей души, превратится в набор отдельных событий и имен.
«В основе любой подлинной культуры – культ Бога. Тысячелетиями культуры, основанные на вере, сохраняли свое живое слово в истории. В некотором смысле сохранение своего религиозного духа есть залог сохранения в истории целых народов», – сказал в своем выступлении на II Съезде лидеров мировых и традиционных религий Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.
В нашей стране крупнейшей по количеству последователей религией является ислам. Уже более тысячи лет казахская степь является частью исламского мира, а мусульманство суннитского направления – неотъемлемой частью идентичности его населения. Приобщение к мусульманскому миру дало позитивный импульс развитию науки и культуры в Казахстане.
С одной стороны, придя на смену архаическим культам, ислам способствовал нравственному возвышению, интеллектуальному и культурному прогрессу казахского народа. С другой стороны, религия стала одним из ключевых факторов сохранения государственности, этнической и культурной самобытности. Практически все выдающиеся представители казахской интеллектуальной элиты многих эпох – от Ходжи Ахмеда Яссауи и Асана Кайгы до Абая и Шакарима – были носителями исламской духовности.
Наши предки не случайно избрали в качестве духовного ориентира именно  суннитский ислам ханафитского мазхаба. Для этого мазхаба, названного по имени великого учителя Абу Ханифы, характерны такие черты, как поиск компромисса в вопросах вероучения и права, терпимость к народным традициям и обычаям, неприятие догматизма в любых его проявлениях. Эти черты способствовали тому, чтобы исламская вера стала неотъемлемой частью духовной жизни казахского народа.
Ислам как свод правил и постулатов на своем языке несет людям общечеловеческие ценности, закрепляет нормы поведения в обществе, выступает в роли хранителя незыблемых духовных ценностей народа. Учение Абу Ханифы и его последователей в совокупности с уважением к национальным традициям и любовью к родине соответствует идее умеренного ислама в нашем обществе.
Ханафитское наследие и уважение национальных традиций – это и есть «срединный путь», иными словами умеренный ислам. Этот путь, означает отказ от крайностей и фанатизма, неприемлемость конфликтов внутри уммы, компромиссный подход к решению противоречий. Также умеренность предполагает терпимость в отношении иных религий, уважение к проявлениям других культур, которые не идут вразрез с исламом.
Многовековые традиции гуманизма находят свое продолжение и в наши дни. Ислам в Казахстане тесно взаимодействует с государством, всеми общественными силами на принципах поддержания мира и согласия, толерантности, веротерпимости и стремления к диалогу со всеми, кто в этом таком диалоге заинтересован.
Ислам все заметнее становится важным фактором духовного просвещения и воспитания. Ведущей силой в процессе возрождения веры является Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), объединяющее более 2200 мечетей по всей стране.
Можно отметить активное участие руководства ДУМК во главе с Верховным муфтием Ержаном Маямеровым в просветительской и информационной работе, направленной на сохранение межконфессионального согласия, противодействие экстремизму и терроризму. Муфтият организовал несколько научных конференций и семинаров по проблеме возрождения исламского наследия и культуры. Свой вклад в благое дело возрождения духовно-нравственных начал вносят видные религиозные авторитеты, общественные деятели, теологи, религиоведы, представители творческой интеллигенции.
В преамбуле Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» отмечено, что Республика Казахстан признает «историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана».
Таким образом, государство на законодательном уровне отмечает особую роль традиционных религий, тем самым отдавая дань уважения их вкладу в формирование культуры и самобытности нашего народа. Соответственно, государство воспринимает ислам и православие как неотъемлемую часть культурного наследия и традиций общества.
Республика Казахстан стала для всего мира примером межконфессионального согласия. Многовековой опыт функционирования ислама ознаменовался культурным прогрессом, межэтническим и межконфессиональным согласием. Мы должны приложить все усилия для того, чтобы сохранить мир и добрые отношения между представителями всех этносов и конфессий, населяющих нашу страну.

Есбосын Смагулов,
религиовед