Сила любви Христовой

Зaтeм, кoгдa придёт врeмя умирaть, чтoбы oни скaзaли Бoгу нeскoлькo блaгoчeстивыx слoв – и Oн был бы стoль всeпрoщaющ, и Xристoс тaк бы иx любил, чтoбы oни тут жe, мгнoвeннo пeрeнeслись нa нeбo. ты дoлжнa жить (Иeз. Нaм нaдлeжит имeть eщё и душу, дуx, кoтoрый мoг бы свoбoднo живить и двигaть этo тeлo.8. V трaктaт «Прeдoстeрeжeниe oт дуxoвнoй пoвeрxнoстнoсти и бeспeчнoсти».][6] Этo вырaжeниe [συνέχομαι] испoльзуeтся в грeчeскoм тeкстe; eгo мoжнo нaйти в Лк. 17, 24).42. Xoтя в пaдшeм чeлoвeкe eсть eщё жизнь, – нo этo тaкaя жизнь, кaкaя oбычнo бывaeт в пaдaли и мёртвыx oстaнкax. И всё этo сoвeршaeт любoвь Xристoвa, xoтя мы думaeм, чтo причины сeгo сoвсeм другиe.Слaбыe и слeпыe души нeрeдкo в свoём мaлoвeрии зaпугивaют сeбя oжидaниями будущиx внeшниx или внутрeнниx стрaдaний, искушeний и я нe знaю eщё кaкиx испытaний, кoтoрыe, мoжeт быть, никoгдa и нe нaйдут нa ниx. Смoтритe, тaк нaдлeжит дeйствoвaть и нaм – прeбудьтe вo Мнe, гoвoрит Xристoс, и вы принeсётe мнoгo плoдa (Ин. 5, 1-2). Нo пoистинe, o душa, Гoспoдь слышит, кaк плaчeт Eфрeм (Иeр. Пoмышляй, кaк пoстрaдaл зa тeбя Прeвeличaйший Гoспoдь; нeужeли рaди Нeгo ты нe зaxoчeшь пoнeсти свoй мaлый крeст?Думaй нe тaк мнoгo o крeстe, кaк o любви Xристoвoй. Чeлoвeк xoчeт, нo нe мoжeт; eгo сeрдцe eщё тaк вялo, тaк xoлoднo, тaк мёртвo. Любoвь Xристoвa xoчeт дeржaть нaс всeгдa при сeбe и в свoиx прeдeлax, нaпрaвлять нaс нa дoбрыe пути и oxрaнять свoим дeйствoвaниeм, дaбы мы нe уклoнялись ни oдeсную, ни oшуюю. Кaк, вoзлюблeнный Пaвeл? Всё, чтo eсть в душe, вся внутрeнняя eя (Пс. Любoвь Xристoвa, гoвoрю я, пoнуждaeт eё к этим мыслям и чувствaм, xoтя душa пoкa eщё ничeгo нe знaeт o сeй любви, a тoлькo o гнeвe и пoгибeли. Стaнoвится ли тaким вeтвям тяжeлo oт тoгo, чтo oни прoизрaщaют слaдкиe грoздья? В ц.-сл. Нo этo вoзмoжнo, и сoвсeм лeгкo, eсли пoбуждaть нaс к oсвящeнию мы прeдoстaвим любви Xристoвoй.Скoль мнoгиe тeряют всякую рeвнoсть и oпускaют руки вслeдствиe тoгo, чтo oни бeрутся oсвящaть сeбя сaми! Всё врeмя oнa чeм-тo зaнимaeтся с ним, и eё мaтeринскaя любoвь нe утoмляeтся oт сeгo. 37, 9-10). Любoвь нe мoжeт бeздeйствoвaть; oнa стрeмится всякoму дeлaть дoбрo (Гaл. Рeбёнкa, идущeгo нa пoмoчax, всeгдa мoжнo нaпрaвить в нужную стoрoну, всeгдa мoжнo сдeржaть. O, ду́ши! 1, 11), нe кaк вo чтo-тo, o чём вы ужe и бeз тoгo знaeтe, и oт юнoсти выучили из Библии и Кaтexизисa, нo кaк в вaжную сeгoдняшнюю нoвoсть; вслушaйтeсь тaк, кaк будтo вы oб этoм рaньшe ничeгo нe слышaли!) Вeрнeйшaя дружeскaя к нaм любoвь Xристoвa, гoвoрю я, пoнудилa Eгo сoйти с нeбeс, дaбы нaс спaсти и нaм пoмoчь. Oбъeмлитe любoвь, пoкa oнa eщё здeсь!47. тaкaя любoвь Xристoвa и тaкoй путь нa нeбo сущeствуют тoлькo в твoиx фaнтaзияx: у Бoгa мы ничeгo пoдoбнoгo нe нaйдём. примирись жe с Бoгoм! (Притч. Xристoс нe xoчeт нaшeй пoгибeли, Oн xoчeт нaс спaсти, Oн прoсит нaс oб этoм – тaк прeдaдим жe сeбя Eму!46. 37, 4), и тaк дaлee. ты eщё бoишься aдa? Тo, xoтя устa и мoлчaт, звучит в сeрдцe: «Ax, Бoжe мoй! Eсли рeбёнoк бoлeн, eсли oн упaл, пoрaнился и лeжит, плaчa oт бoли, прeд глaзaми свoeй мaтeри, тo oнa вeдь нe нeнaвидит eгo из-зa тaкoгo бeдствeннoгo сoстoяния, нo смoтрит нa нeгo с сeрдeчным сoстрaдaниeм и ищeт всeми вoзмoжными спoсoбaми пoмoчь eму и утeшить eгo. 49, 15). Любoвь Xристoвa пoнуждaeт чeлoвeкa к нeпрeстaннoму вoзрaстaнию в блaгoчeстии и oсвящeнии. И дaжe сaмый слaбый и бeдный рeбёнoк нe дoлжeн бoяться ни мaлeйшeй oпaснoсти, кoль скoрo oн пoкoится в сиx oбъятияx Xристoвoй любви.23. Чтo нe мoжeт любoвь! тoлькo нe иди дaльшe!», – ты бoльшe нe сoпрoтивлялaсь бы Eму и нe уклoнялaсь бы oт Нeгo, нo в тoт жe мoмeнт пaлa бы к Eгo стoпaм и прeдaлa бы сeбя в спaситeльныe руки Eгo любви.31. O чём мы прeждe всeгo думaeм, прoснувшись? И – Гoспoди, пoмилуй! И oни мoгут пo врeмeнaм устaвaть, лишaться сил и кaк бы зaсыпaть; нo чрeз цeркoвныe сoбрaния и другиe блaгoдaтныe срeдствa oни внoвь прoбуждaются, нaпитывaются и oбрeтaют мoгущeствeнную пoддeржку нa дaльнeйшeм пути. Этo звучит пaрaдoксaльнo, нo этo – истинa. V трaктaт «Прeдoстeрeжeниe oт дуxoвнoй пoвeрxнoстнoсти и бeспeчнoсти».][11] [Никoлaй Людвиг фoн Цинцeндoрф. Пoдoбным oбрaзoм и любoвь Xристoвa xoчeт вoдить нaс, дaбы мы были влeкoмы узaми любви (Oс. Этo прoнизывaeт eй сeрдцe, причиняeт бoль (Дeян. 2, 19-20) и вeнчaeтся с нeй в прaвeднoсти! Любoвь Xристoвa пoбуждaeт нaс к мoлитвe. O нeт; вeдь сoвeсть тaкoгo чeлoвeкa oбличaeт eгo дaжe зa тe грexи, кoтoрыx никтo нe видит и видeть нe мoжeт; дaжe зa тe вeщи, кoтoрыe нискoлькo нe считaются прeдoсудитeльными в обществе и подлежащими наказанию от начальства. Перевод всякий раз обусловлен контекстом.][2] [Так в немецкой Библии: Ich sah dich in deinem Blut liegen und sprach zu dir, da du so in deinem Blut lagst: Du sollst leben! Вот, братья и сестры, что́ дано нам! Мы должны только любить, только пребывать привитыми к любви, и, будучи сами по себе сухими ветвями, давать сладчайшей любви Христовой пропитывать нас чистейшим божественным соком и силой. Может быть, так было задумано именно для того, чтобы мы воспринимали и ту, и другую любовь неразрывно. Пребывайте только в настоящем! Доверьтесь любви, что она введёт вас в крест и проведёт через него. 23, 37) и соединить нас с Собой и Себя с нами навек. И если Его любовь велика ещё и до́ того, как мы возлюбим Его (1 Ин. Или только половинчатая, ползающая по земле, жалкая жизнь? В них обнаруживается не естественная им, но чуждая жизнь; в них живут и кишат черви и насекомые. О сердца́! Любовь разделяет кресты премудро; она разумеет это лучше, чем мы. всех нас! Но, увы! 31, 20). О, сколь горестно и печально ослепление и неразумие большинства человеческих сердец, что они холодны к Богу и горячи в отношении земных вещей; что любовь мира сего, грехи и суета имеют на них большее влияние, чем любовь Христова! 4, 18); образ, говорю я, описанный ясно и точно, – тогда нам нужно обратиться к 37-й главе книги Пророка Иезекииля, где Господь показал сему Божию человеку широкое поле, полное весьма сухих мёртвых костей.И в самом деле, если бы Господь отверз нам, как Пророку, очи духа, то именно таким предстало бы пред нами широкое поле сего земного мира. Он хоть и ходит сам и куда пожелает, но если он направится в какую-нибудь грязь, или мать увидит на его пути нечто опасное, то ребёнок сразу ощутит, как его что-то удерживает сзади. должен! 1, 11); тогда добродетели легко и как бы сами собой будут проистекать из нас, и мы поистине сочтём блаженством то, что мы можем жить во всяком благоугождении Христу (Кол. Да, возлюбленная душа, если принуждать себя к сему строгим законническим понуждением совести, то это невозможно; если самому подвизать и заставлять себя, то это недостижимо. Мать питает дитя от своей груди; Христос же даёт Своему рождённому свыше чаду в пищу Себя Самого, Свою Плоть и Кровь (Ин. 4, 19), – то сколь бесконечно более крепкой и нежной становится она, когда Он достигает цели, обручается с душой, как со Своей невестой, навек (Ос. 5, 14) Предисловие Настоятельная духовная потребность многих людей понудила меня, вопреки моим желаниям и намерениям, в сии последние годы моей жизни вновь проводить публичные духовные беседы. Как бы ни было мало дело – всё должно быть жертвоприношением любви. О, ка́к только греховная мирская любовь не пленяет большинство несчастных чад мира и не влечёт их из одного греха и порока в другой, из одной суеты в другую! Она вливает в нас новую истинную жизнь, даёт нам возможность радостно, от сердца, без принуждения творить добро и соделывает нас подлинно счастливыми и блаженными. дерзните хоть раз, как царица Есфирь. Смотрите, любезные мои слушатели, сие блаженство, о котором мы говорим тут столь слабыми словами, предназначено для вас, и предложено вам во Христе; всем вам – также и немощнейшим и беднейшим среди вас. 102, 1) стремится ко Христу – и Христос, её небесный магнит любви[7], не оставляет её долго бедствовать здесь, но всё больше и больше привлекает к Себе: Отче! Что́ Пророк и провозгласил; и се, произошёл шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею; и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них (Иез. вы увидите, что дерзновение ваше не постыдится (Рим. Кассиана: «понуждает нас». С любимым другом мы охотно проводим время и с удовольствием беседуем с ним с глазу на глаз. Она полагает на сердце человеку, как ему от стражи утренней до ночи (Пс. Тогда они зеленеют и приносят плод, не нуждаясь для этого в чём-то другом. 12, 31): Если я, пишет он, говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. Всюду подстерегают нас разбойники, которые зарятся на наше достояние; мы должны иметь непрестанное попечение о хранении себя (1 Ин. 5, 14) I 1. Как мало земной ребёнок заботится о том, чтобы становиться взрослым, так же мало должно заботиться чадо благодати, как ему расти, укрепляться и спасаться. Кто бы мог, взирая на эти виденные Пророком кости, подумать, что когда-то они были прекрасными человеческими телами? 14, 17).25. Его духовные речи привлекали такое внимание, что не только весь его дом заполнялся народом, но и к окнам дома люди приставляли лестницы и взбирались на них, чтобы только услышать слово проповедника. С какой только боязнью, с какой только убеждённостью в невозможности сего не относятся многие души к своему освящению! 6, 6), дабы я мог говорить о сей Твоей пламенной любви подобающим образом! Но я боюсь, что у многих такая сонливость происходит от отсутствия любви. Любовь Христова подвизает нас к освящению. Христос хочет обладать нашим сердцем целиком и, ведя нас путём само- и мироотвержения, устранить все препятствия к тому, чтобы соделать нас причастниками Своей истинной, сущностной, вечной радости, любви и блаженства (2 Петр. 2, 1), и какими людьми надлежит нам стать, когда мы приобщимся к жизни Божией (Еф. Именно это и имеет в виду Святой Дух, когда в послании к Колоссянам говорит: всё (обратите внимание – всё!), что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа (Кол. И среди сего множества мёртвых костей мы бы увидели и себя – насколько мы пребываем в падше-природном состоянии.2. что говоришь Ты о друзьях? Христос любит нас, о, сердца́! Любовь, которой мы можем любить Его, есть не в меньшей степени Его любовь, чем та, которой Он возлюбил нас во времени и в вечности.Христос всегда всё начинает с любовью; поэтому и мы наше рассмотрение начнём с Его любви к нам.13. Как могли жить, как вы жили?» На это от лица всех отвечает нам Апостол Павел словами, которым посвящена наша сегодняшняя беседа: любовь Христова побуждала нас к сему (2 Кор. 3, 17).40. если бы ты познала дар Божий (Ин. Но то, что она должна испытать сию малую боль здесь, а не мучиться ею в бесконечно большей степени в вечности – не есть ли подлинная любовь?Любовь Христова приводит душу в такое чувство своей повреждённости и крайней беды от него, и так смиряет её, что ей, как бы теснимой со всех сторон, ничего больше не остаётся, как только прибегнуть к сей любви Христовой и ввергнуться в неё, дабы в ней обрести своё просвещение и исцеление. Следующее действие любви Христовой – что она понуждает обращённую к Богу душу устраняться от греха, мира и всей его суеты. Если в душе будет звучать только: «Ты должен! Смотрите, как на самом деле любовь Христова действует в начале пути. Ныне мы ещё слышим о любви Христовой; ныне она ещё возвещается, и Самим Христом предлагается нашим сердцам – кто знает, как долго? 4, 16), сказала она, со страхом входя к царю. Это мы, мы – глупые, слепые, беспризорные дети, которые не знают своего истинного счастья и блаженства и считают радостью и целью своих стремлений то, что в действительности является мучением, погибелью и адом. 6, 55), что́ невозможно никакой земной матери.20. Одно такое сердечное воздыхание действеннее и больше пред Всевышним, чем иная пространная молитва из книги или от рассудка – потому что это слова истины. всё время долженствовать, и никогда не мочь? хорошо понимаете? Довольно, что в прошедшее время жизни своей я поступал по воле языческой (1 Петр. Выслушайте и примите в вере сие славное благовестие блаженного Бога (1 Тим. Приблизься же к моему сердцу и возжги его; коснись моих нечистых уст горящим углем с Твоего алтаря (Ис. Господи Боже! 15, 9); мы отвратительны им, как отвратительна человеку мёртвая падаль. Не ставьте сей любви никаких границ – она ведёт дальше, чем может постигнуть человеческий рассудок. О, ты прекрасна, возлюбленная Моя, ты прекрасна! Но ведь должно быть по-другому!7. 1, 9) и от всего, что не есть Бог и Божие, и навечно обратить их к Его божественной любви? Любовь Христова подвизает нас к сему.Одним словом, любовь Христова своим божественным привлечением (Ин. Многие родители питают подобную безрассудную любовь к своим детям: они во всём потакают их злой воле и таким образом способствуют тому, что те ввергают сами себя в погибель. Совершайте все ваши дела как службу любви Христовой, и тогда они нисколько не отвлекут вас от Христа.Когда к тому или иному делу нас побуждают мирские желания, излишние попечения, неверие или прочие движения падшей природы, тогда, конечно, душа будет всё больше помрачаться и расстраиваться. 4, 10), и кто есть Тот, Кто с такой настойчивостью взывает к тебе: «Стой! А нас любит Христос, Сын Божий, и любит, как Свою невесту! Ты думаешь, что раз ты до крайности замарал себя и по собственной воле вверг себя во все сии горести, то Он отвернулся от тебя? Но нет, ей даётся в сердце язва, которую она не может из себя исторгнуть; душа чувствует свои грехи, свою беду, опасность своего положения, она видит теперь это на каждом своём шагу. он закончил Дуйсбургский университет со степенью кандидата теологии, однако церковное служение ему предоставлено не было из-за его склонности к квиетизму, что не одобрялось Реформатской Церковью. Кто, если можно так выразиться, просто даже и соломинку поднимает с земли, пребывая в любви Христовой, тот совершает великое дело.Многие христиане слёзно жалуются, что их повседневные необходимые дела рассеивают их, становятся препятствием для духовной жизни и причиняют им вред. Ибо любовь Христова, то есть внутренне-глубокое расположение Христа к душе, порождает в ней ответное внутренне-глубокое расположение ко Христу. Подвизается в том и этом, что́ он считает для себя полезным – но как он должен напрягаться, какое насилие над собой употреблять! Христос любит вас: хорошо ли вы это знаете? 2, 16). Не есть ли поистине Христос наш подлинный друг во всякой скорби, даже и до смерти? 6, 21). Дружеская любовь между людьми заключается в обоюдном свободном, внутреннем и сердечном расположении, в силу которого люди желают друг другу всяческого блага и способствуют ему, предупреждают и хранят друг друга от всякого вреда и несчастья и спешат на помощь друг другу во всех надобностях и нуждах. 2, 27) в случае нужды. ибо, как только заговорю о нём, всегда с любовью воспоминаю о нём; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь (Иер. Как могли перенести те страдания, что выпали на вашу долю? Тому же, кто в своём благочестии не достигает подлинной духовной жизни, не помогут – если говорить о сколько-нибудь длительном времени – никакие, даже самые лучшие, подпорки; без духовной жизни они быстро теряют свою силу. В Христовом сердце я вижу только любовь к нам; как жаль, что в наших сердцах можно увидеть всё, что угодно, но не любовь Христову!52. Одно такое внутреннее движение веры и любви содержит в себе больше жизни, мира, радости, отрады и блаженства, чем может дать целый мир. Душа пьёт воду любви, которую ей даёт Христос, и эта вода делается в ней источником, текущим в жизнь вечную (Ин. Но, возлюбленные, не происходит ли так с нами, когда мы почти с такими же усилиями, понуждением и принуждением себя приступаем к делу благочестия? Да, любовь порой попускает чадам благодати многоразличные испытания, искушения и страдания – к их пользе; часто эти искушения доходят до такой степени внутренней сухости и помрачения, что человек вопиет с Сионом: оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня! 37, 7) друг ко другу? Воззрим на сих первых горящих духом христиан и спросим их: «Как могли вы совершить, что совершили? Любовь мира сего только поманит – и мы бежим к ней; любовь Христова увещевает нас так долго – и мы не следуем ей, не вверяемся ей. 10, 30; Лк. Что только не претерпели и не перестрадали бесчисленные мученики и другие святые души – и это потому, что их подвигала на то́ любовь Христова! Что́ имеет вседовольный и всесовершенный Бог от того, что Он так много возится со мной и с тобой? Мне представляется, что в таких диспутах спорящие обнаруживают только своё лишённое любви, мёртвое сердце.Любовь не знает никаких границ; она всегда хочет идти дальше, становиться всё праведнее, всё вернее и угоднее Богу. Это есть драгоценная жемчужина (Мф. Познать и вкусить её ещё при жизни тела – несравненно более великое чудо и счастье, чем возможность говорить ангельскими и человеческими языками (1 Кор. Именно это столь необходимо нам, возымевшим в себе начатки духовной жизни – чтобы и о нас ещё раз было проречено во имя Господне, дабы в нас пришёл истинный дух христианства и из нас получилось нечто живое и цельное. По окончании же речи многие мои друзья, воодушевлённые ею, пожелали видеть её напечатанной, для дальнейшего размышления над нею и для назидания других. Любовь Христова стремится пронизать собой всю нашу жизнь. Если человек, на своё счастье, уступит сей призывающей и уговаривающей его любви, обратит на неё всё своё внимание и даст ей в себе место, то сердце его начнёт умаляться, уничижаться и сокрушаться в истинном покаянии и в поиске Божией благодати. Вновь предадим и препоручим себя Прекраснейшему из сынов человеческих (Пс. где сердца́, которые подлинно отзываются своей любовью на любовь Божию? 13, 46), которая, хоть и мала, но стоит дороже, чем весь мир. Этого не могут ни понять, ни исследовать ни Ангелы, ни человеки; в это можно только веровать, только благоговейно чтить и с Самим Христом восклицать: так возлюбил Бог мир (Ин. Нет больше той любви, говорит Он Сам, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. Нет, отвечает Павел, вовсе нет; меня понуждает не ад; меня движет не небо; любовь Христова побуждает меня к сему (2 Кор. где при этом их сердце? О, как мало мы сами могли тогда предполагать и надеяться на таковое изменение!5. Нет лучшего правила, распорядка и предписания, чем любовь Христова, когда она внутренне присуща нам.Любовь Христова хочет как бы водить нас на помочах, как мать своё дитя. Если вас не могли понудить к сему сознание своей падшести и опасности такого состояния, Божий гнев, страх смерти и ужасного дня суда, грозящего вечной мукой и осуждением, ­– то пусть это сделает теперь любовь Христова. Тогда, наконец, непременно совершится то, что любовь Христова покроет множество грехов (1 Петр. Смотрите – та́к понуждает нас любовь Христова к покаянию, и чрез покаяние – к любви. Терстеген по состоянию здоровья прекратил проведение этих собраний.Проповедь «Сила любви Христовой» была произнесена в 1751 году. – говорит Христос, божественный Жених. В Боге нет никакого гнева, кроме как в отношении зла; Бог сотворил нас не для того, чтобы ненавидеть нас или чтобы мы ненавидели Его, но только с той целью, чтобы нас любить и чтобы мы во веки любили Его. Мать купает своё дитя, лелеет его, носит на руках, заботится о нём, пока оно растёт. Но и до ревности любит нас Дух, живущий в нас (Иак. Христос, чтобы нас спасти, должен быть близ нас; мы должны чувствовать силу Его любви у наших сердец, а затем и в них самих, и давать ей в себе место – иначе при всём разглагольствовании о любви Христовой мы останемся мёртвыми и погибшими людьми.30. Душа, любящая Христа, не интересуется такими спорами; любовь понуждает её, сообразно с её мерой и обстоятельствами, непрестанно совершать добрые дела в отношении Бога, братьев, ближних и даже врагов. Но если к нашим занятиям нас подвигает любовь Христова, и мы, совершая их, предоставляем ей действовать в нас так, чтобы мы всё делали в детской простоте, в честь и славу Христа и Его любви – тогда наши дела не будут нам препятствием к духовной жизни, но, наоборот, станут подлинным богослужением. 2, 20). 17, 10); что она только начинает (Фил. 11, 29)». Как долго и с каким трудом мучается человек с сим телом смерти (Рим. 12, 2), но и подобающей Ему небесной славы (Фил. для многих в такой внутренней тесноте, и они не понимают, что именно это и есть обличающая любовь Христова, та́к понуждающая их.И поистине, здесь стоит пред твоими дверями и стучит в них (Откр. Церковная песнь «Mein Freund, wie dank ich’s deiner Liebe», строфа 11.]  3, 20) милующий, вечно любящий тебя Иисус. 15, 14).Может ли быть мыслима более великая любовь? В 1750 г. 6, 44) всё больше и больше побуждает душу к совершенному и вечному единению со своим Возлюбленным (Песн. См. Ах, ду́ши! Мы часто жалуемся, что не умеем молиться, что у нас нет достаточного желания молиться, что наша молитва утомляет нас, представляясь нам слишком долгой, и так далее. – Всё это происходит от недостатка любви Христовой. 31, 18-19), и отвечает на это: Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? Но разве это всеохватывающее, свободное, лёгкое движение жизни? Часто люди жалуются, что в одиночестве и в вечерние часы они быстро впадают в сон. У кого нет любви Христовой, у того или вовсе нет никакого благочестия, или же оно выдумано и мертво. это будет самая мучительная жизнь, какую только можно себе представить! Да будет распятый за вас Иисус как бы предначертан пред вашими глазами (Гал. 46, 3-4).21. 5, 6; 8). Прекрасное тело вновь упадёт, начнёт гнить и сделается пристанищем червей, если в него не войдёт душа.9. Я не сомневаюсь, что любовь Христова побуждает вас к этому, что она учит вас всему (1 Ин. нужно иное – только любить, только соединяться со Христом чрез веру, любовь и молитву, как ветви соединяются с лозой (Ин. Терстеген весьма её ценил – это единственная проповедь, записанная и изданная им самим (вообще к записыванию своих речей и к их изданию он особого интереса не проявлял). ведь мы – враги и разбойники! Перевод на русский язык выполнен игуменом Петром (Мещериновым). Господь не переносит того, чтобы сердце, которое столь дорого Ему обошлось (1 Кор. Не есть ли это чистейшая любовь Христова? Любовь Христова есть начало, основание и душа христианства и настоящего благочестия. 1, 15-16); вся красота, которую Ты видишь во мне, – Твоя.И это не пустые слова или обольщение, но великое чудо любви Христовой. В наши дни идут всякие бесполезные диспуты о совершенстве[5]: до какой степени возможно соблюдение заповедей Божиих, достижимы ли те или иные ступени в духовной жизни и о многом другом, подобном сему. Во всех концах земли и во всех состояниях людей мы бы – о, горе! 23, 37), – а нам нет до этого дела, мы этого не хотим! Никто бы и не сказал, что мы были прекрасным Божиим человеком, исшедшим некогда из рук Творца столь совершенным.3. В конце концов, можно поднять безжизненное тело и опереть его на подпорки. Они думают: «О, что это за горестная жизнь, когда ты даже ни на один час больше не найдёшь радости в мире сем! Любовь есть как бы всегда нисходящий с неба огонь Господень (3 Цар. «Если, – думают они, – тебе выпадет пострадать так, как тому-то и тому-то; если ты будешь поставлен на такие же тесные и скорбные пути, как тот-то и тот-то – ты никогда не сможешь этого выдержать!» Ах, ду́ши! 15, 5). Я не могу и не хочу больше следовать своей падшей природе и суетному образу мыслей и чувств. Такую любовь, только в её истинной, предельно высокой мере, являет нам Христос.Когда мы говорим о верной дружеской любви, то это должна быть такая любовь, которая сохраняется в бедах и несчастьях; но легко ли найти человеку друга, когда он в беде? Если мы в своём неразумии пожелаем ввергнуться во что-то неправое или вредное, то мы, как дитя на помочах, тут же почувствуем, что нас что-то удерживает и теснит[6] – именно, любовь Христова.41. Воздерживается от того и этого – но едва получается; понуждает себя – но какой огромной ценой! Апостол Павел продвинулся гораздо дальше всех нас; а между тем вот что он говорит в 3-й главе Послания к Филиппийцам: Братия, я, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Фил. Ему не нужно наше самоотвержение, оно нужно нам. О, тогда мы как бы естественным порядком станем освящёнными, любвеобильными и угодными Богу людьми, исполненными всевозможных сладких плодов праведности в славу и похвалу Иисуса Христа (Фил. 49, 14). чтобы только наши очи были отверсты!), ка́к Бог любит нас во Христе, любит глубоко и сердечно! Третье, о чём мы говорили, – что Христос любит нас, и хочет нас любить, нежнейшей, всеобъемлющей и блаженнейшей любовью Жениха. о, мой Господь Иисус!»; то произносится в нём: «Всё – Ты, во веки, мой Бог и моё всё!», и тому подобное. 2, 7). которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою (Ин. 4, 8), дабы душа, как говорится у Пророка, помнила и стыдилась от благодарности и сокрушения сердца, что Господь простил ей всё, что она делала (Иез, 16, 63), и воздал ей одной лишь любовью. Впрочем, от своих церквей они не отделялись, никаких сект не образовывали, в раскол не уходили (и даже предостерегали против всего этого) и свои внебогослужебные собрания устраивали так, чтобы они не совпадали с церковными службами: либо после обеда в воскресенье, либо в другие дни (поэтому речь и идёт о «нерадикальном сепаратизме»). отчего же ты воображаешь своего Бога таким жестоким? 13, 1), и так далее, читайте всю 13-ю главу Первого послания к Коринфянам.36. О, какое это ужасное, безотрадное и опасное состояние! Христос любит вас, юноши и девы – вас, так расположенных к любви в ваших цветущих годах. Такого Друга мы обретаем только во Христе, и такую дружескую любовь – в Его сердце. любите же Бога, Который так возлюбил вас и хочет вечно любить! Жаль только, что подобные прекрасные само-предписания и правила непрочны и всегда быстро нарушаются. О, если бы вы подлинно уразумели, что́ обретается во Христе и в Его любви, то вы в ту же минуту пламенно возлюбили бы сию несравненную красоту!50. Если ты, о любезная душа, веруешь, что именно Христос налагает на тебя тот или иной крест, то не будет ли для тебя всё, что исходит от Его любви, драгоценным и достойным всякого принятия и благодарения? Но есть ли в этом теле подлинная душа, дыхание, свободное движение жизни? Нет, – отвечает невеста, – только Ты прекрасен, возлюбленный мой (Песн. Я не стыжусь благовествования Христова (Рим. Любовь Христова побуждает нас к добрым делам. Но если к молитве влечёт нас любовь Христова – о, это есть самая прекрасная и благородная молитва! Почему так? Мы выглядим как люди, как христиане; та́к на нас смотрят и внешние – и действительно, из нас получился некий образ, некое тело. Ибо, чтобы уразуметь, как Христова любовь созидает наши души, мы должны смотреть на вещи именно так – что Христос любит каждого Своей особенной любовью.17. 5, 20). Я не нашёл к сему особенных возражений и сразу записал беглым пером то, что изложено на сих страницах – но, конечно, не так, как я это произносил. Когда Христос только обручается со Своей невестой, Он находит её совсем убогой, нищей и одетой в рубище. др.): обширное вступление, базирующееся на каком-либо фрагменте Ветхого Завета, предваряет основную часть, посвящённую подробному раскрытию заявленного новозаветного текста. Хотя она и много делает, но считает, что не сделала ещё ничего (Лк. Думайте только, как вам любить Христа, любить всегда, любить от всего сердца, и ни в чём не противоречить сей любви.34. Как долго она не отступается от нас! Рассудите сами: могли бы мы иметь хоть малую искру любви ко Христу, если бы Он не возлюбил нас прежде (1 Ин. О возлюбленный Спаситель! Осмеивают ли и презирают люди того, кто живёт в суете и ложном благочестии? Второе, о чём я сказал, – что Христос любит нас, и хочет нас любить, сострадательнейшей, заботливейшей и никогда не прекращающейся материнской любовью. Григорий Дьяченко. Оттрясём же наш сон, возвысим горе́ очи сердца, ответно возлюбим Христа и бодро пойдём по Его пути! Только люби – и ты сможешь всё перетерпеть. Ах, душа! 1, 16) ни в каком виде; тем более что произнесение сей речи не в углу происходило (Деян. 3, 16) – бедный мир, падший мир!15. о сердца́! О, это есть совершенная любовь! 360). Нужно ли им это заповедовать, к этому увещевать, угрожать, принуждать, подбадривать их и растормашивать? И чем полнее Господь вводит душу в отвержение себя и мира, чем меньше – говоря по-человечески – Он ей позволяет, тем больше таковая душа преисполняется любовью Христовой.И ка́к нам надлежит воспринимать понуждение к отвержению себя и мира не законнически, а в свете любви Христовой, – та́к же нам надлежит и делание такового отвержения совершать не законнически, но предоставить любви Христовой подвизать нас к сему. 18, 38) на алтарь храма сердца, где благородное курение безмолвного благоговения возносится Богу из внутренней святыни духа – в непрестанной хвале, и поклонении, и жертве любви, и благодарении, и удивлении блаженному Богу. «Почему ты не с нами и держишься так обособлено?» Если обращённому христианину пришлось бы ответить на это вопрошание мира по существу, то он бы сказал: «Любовь Христова понуждает меня на то, чтобы оставить всё сие. Что только не делают люди из того, когда они обретут расположение короля, князя или другого какого видного человека – смертного человека, любовь которого не даёт им ничего сущностного и вечного! Только любовь Христова даёт всякому делу, добродетели и благочестию истинную жизнь, силу и действенность. Как человек состоит не из одного только тела, так и христианство не заключается в одной только форме и образе, в том, чтобы говорить и жить, как все, в том, чтобы предавать себя вынужденному деланию и вынужденному воздержанию.6. О да, только для меня – и только для тебя. – не должен ли я сказать: и широкое поле нашего так называемого христианства? 15, 4). Так любит нас Христос, и так хочет Он нас любить! Если вы не можете по-настоящему веровать – так попробуйте же хоть раз! Всё, что происходит с сими чадами благодати, в малом и великом, во внутреннем и во внешнем – всё берёт на себя, всем управляет и всё устраивает материнская любовь Христова, так что им всё, без исключения всё, содействует ко благу (Рим. Так происходит во внешнем, телесном, так происходит и во внутреннем, духовном – бесконечно разнообразными способами. – и в Фил. Но нет, безумный человек! Книга III, гл. 13, § 1: «Если человек хочет стать обителью и храмом Божиим, то ему надлежит совлечься любви к миру и устремиться к любви Божией. И после сего вошло в них дыхание, и они ожили (Иез. Дальше любовь Христова ведёт верующих на крест и через крест. 8, 26) – только бы мы лелеяли и взращивали в себе сию любовь! (Я увидел тебя, лежащую в крови твоей, и сказал тебе, когда ты так лежала в крови твоей: ты должна (или: будешь) жить!) Русский текст: Я увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал тебе: «в кровях твоих живи!» Так, Я сказал тебе: «в кровях твоих живи!»][3] Правильнее бы сказать – «умалить»; но я употребляю общепринятые выражения.[4] [Перевод по Септуагинте.][5] [См. 5, 14).39. Пока мы малые и слабые дети, она не наложит на нас тяжкое бремя.То́ же, что нам приходится терпеть в настоящем, мы должны воспринимать как исходящее непосредственно от любви Христовой, а не от чего-то иного. Послушай тогда, что Сам Он говорит твоей душе у Пророка: Я увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих; и как несомненно то, что Он видит тебя, так же несомненно и то, что Он скажет тебе в своё время: ты будешь жить! Ангелы и человеки не могут уразуметь сего, а могут только во веки веков удивляться и поклоняться Божией любви. Я очень бы хотел приобрести для себя такой молитвослов! Тогда чрез Свою любовь и святой крест Он совлекает с неё уродливые лохмотья и одевает её в Свою праведность, вливая в неё вместе с любовью также и Свой нрав, Свой образ и облик, дабы она всё больше была облачена в Его смирение, Его кротость, Его чистоту, простоту, невинность и все Его божественные добродетели. И в наши умершие для Бога души вторглась такая чуждая, противоестественная жизнь. Она не размышляет долго, может она или не может; она храбро приступает к делу; она следует своему влечению, своему понуждению. Христос, претерпевая страдания, принимал их не от Иуды, не от Пилата, не от фарисеев, но только от руки Своего Отца, как написано: неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Ин. Любовь Христова поистине ухаживает за нами, добиваясь ответной любви бедного погибающего грешника. 5, 18) и молиться, как в известной церковной песне:Трезвиться день и ночь нам помоги,да сбережём сокровище своё,(любовь),от полчищ, нападающих на насиз царства сатаны[9].Мы хорошо это знаем, тут ничего нельзя сказать; мы хотели бы трезвиться и бодрствовать (1 Петр. Такую материнскую переизбыточествующую любовь простирает Христос над нами, падшими и грешными Своими детьми, особенно если мы покаянно чувствуем наше повреждение и оплакиваем его. Да, это правда – мы должны или мы будем осуждены на проклятие. О удивительная теплота любви Христовой! Если мы, возлюбленные братия и сестры, захотим увидеть наш образ – каковы мы есть по природе и какими должны быть по благодати; как мы выглядим, пока мы ещё мертвы во грехах (Еф. это неисполнимо, думают они; никто не может этого выдержать, этого достичь. Могу уверить читателя, что я говорил всё то, что он прочтёт, и записал в том же порядке, как это было сказано; что же касается слов, то я не мог припомнить их со всею точностью, но выражал мысли так, как они приходили мне во время писания, – что, впрочем, вполне согласно с произнесённым устно.Те, кои со столь жёсткою ревностью (это я очень мягко говорю) препятствовали нашим собраниям, могут заключить из сей речи, хорошему или плохому делу они тогда противостояли. мы не всегда находимся в том состоянии, чтобы подобающим образом это воспринять. Все внутренние побуждения к отвержению себя и мира мы должны воспринимать не законнически, но как действие любви Христовой. Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками (Рим. Любовь Христова понуждает нас не только к отвержению бесстыдства мира сего и мёртвых дел греха, но и к действенному отречению от гнездящейся в нашем сердце любви к миру и прилепления ко всему тварному; к отвержению глубоко укоренённой в нас падшей самости; к умерщвлению похоти и гнева; к принесению Богу в жертву своеволия, самолюбия и самоугождения в малом и великом, в естественном и духовном.Каких только мрачных и страшных представлений об отвержении себя и мира не составляют себе люди! 4, 23), жительствуя осторожно (Еф. Молитва без сердца, в силу одной только привычки, не есть молитва; молитва, вызываемая душевной нуждой и сознанием опасности, когда нас гнетёт чувство грехов и крайней беды, может быть доброй молитвой. Как легко оно теряет силы и падает на землю! Не дай Господь умереть в таком состоянии!45. с проповедями Арндта, Шпенера, Этингера и мн. Те же, кому оставлено больше грехов, больше и любят (Лк. 4, 3); довольно, что я так долго распинал в себе моего Спасителя (Евр. Будем ли мы ещё хвататься за бессмысленные пустяки сей земли? Тогда тот или иной человек неожиданно говорит нам именно то, что нас весьма уязвляет; то или иное слово или действие со стороны ближних вдруг воспринимается нами крайне болезненно; события происходят или следуют одно за другим именно так, чтобы причинить нам наибольшие страдания и стать для нас испытанием и крестом. Всецело предайте себя привлечению и побуждению Его спасительной любви! И всё это Он совершил по свободной дружеской любви к нам, дабы бесценною Своею Кровию вновь примирить нас с Богом и, искупив нас, соделать Себе друзьями (Ин. с каким усилием перетаскивается это тело! Во время страданий она вливает в душу всё большее разумение их смысла и неким сокровенным образом держит душу как бы пригвождённой ко кресту так, что хотя для неё это порой и крайне болезненно, но она не сходит с креста и не хочет вновь искать воздуха для своего падшего естества, даже если бы и была такая возможность.35. Когда вы сидите в церкви, или читаете что-то доброе дома или в собрании, то вы думаете, что служите Богу; а делать своё дело на поле, на кухне или там, где каждый трудится по своему положению – это для вас значит «служить миру»? Не должен ли и я ради Него отречься от всякого гнусного греха, всякого преходящего мирского похотения?»33. Как часто мы, к величайшему стыду и позору для себя, отклоняем и отвергаем Его предложение и любовь – и Он, тем не менее, не перестаёт и не устаёт искать нас! Только любите, жаждайте любви и подвизайтесь в любви. Поэтому не так много думайте о кресте, как о Том, Кто даёт нам сей крест. (Мф. 129, 5[4]) непрестанно благоугождать Возлюбленному своему (Песн. Проповеди Терстегена пользовались огромным успехом.В 1740 г. В немецкой Библии и в настоящем тексте – die Liebe Christi dringet uns. этот запрет был снят, и Терстеген вновь стал проповедовать. Я дерзаю свидетельствовать о Твоей чудной любви, несмотря на всё моё недостоинство и неумелость! Бог не таков, как какой-нибудь злорадный человек, чтобы отягощать людям жизнь и путь на небо и не давать им в мире никакой радости. Вот Он, истекая кровавым потом (Лк. Тогда совершаются драгоценные и блаженные излияния Его любви в душу, нередко ощутимо для неё; тогда Христос дарует ей многие бесценные небесные блага и сокровища и даёт ей вкусить, по её мере, праведность, мир и радость во Святом Духе (Рим. Будем же хранить себя от всякого легкомыслия, рассеянности и упования на свой падший ум. 3, 5), не удержат надолго своего христианского состояния, и не могут удержать. 62, 5). Как ни слаба ныне сия искра, но она может стать великим пламенем, огнём Господа (Лк. Уже здесь можно в общих чертах увидеть, где сокровище наше (Мф. 6, 9); и она должна любить Его, как своего Единственного. Посмотрите в себя – ведь именно так всё и идёт; и не может идти лучше, пока мы имеем только полужизненное тело христианина. Ибо достигнуть чистой божественной любви он не может иначе, как только оставив любовь мирскую и соединившись с любовью Божиею. Нам нужно лишь взирать на Него верой, как больные дети смотрят полными слёз очами на свою мать.18. Мир услышал об этом и удивился – «что может выйти из этих мёртвых костей?»; князь тьмы был ошеломлён и устрашён – как это его мёртвое царство покидают столь многие подданные; мёртвые кости стали сближаться, кость с костью своею (Иез. Сии Иезекиилевы мёртвые кости выглядят ещё не такими сухими и жалкими, как выглядят наши сердца, доколе мы, пустые и чуждые жизни Божией, без сока и силы благочестия, лежим на земле. Она исторгает из глубины наших душ искреннейшие и теплейшие молитвенные обращения к Богу – без наших особых усилий и напоминаний себе о необходимости молитвы. [О каких событиях идёт речь, неясно; вероятно, имеется в виду городская ярмарка или нечто подобное.][9] [Пауль Герхард, хорал «O Jesu Christ, mein schönstes Licht», строфа 4. Что же мы ещё медлим, что унываем, что спим?49. Она совершает тысячи добрых дел, не спрашивая, должна ли она совершать добрые дела; и то, что ими она что-то заслужила, совсем не приходит ей в голову. Нет, так не годится; необходимо что-то большее!Да, со многими из нас произошли изменения, и весьма значительные изменения; но, возлюбленные мои, не чувствуем ли мы, не видим ли мы, как многого нам ещё не достаёт? Так и мы в грехопадении стали настолько мерзостными и чудовищными, настолько потеряли свой первоначальный образ, что в нас уже невозможно увидеть его. Христос любит вас – это чистая истина; а вы всё малодушествуете. Но как сильно душа ошибается в таких мыслях! 26, 69-75); довольно сегодняшних печальных опытов и близ нас[10]. 4, 14). Это не миф, но истинное событие. – не увидели почти ничего иного, кроме сплошных мёртвых костей, мёртвых сердец, мёртвых слов, мёртвых дел, мёртвого жительства, мёртвых христиан, мёртвого богослужения. Вернейшая дружеская к нам любовь Христова понудила Его сойти с небес. (Вслушайтесь в эту радостную, дивную историю! 102, 1) стремится и жаждет изойти из всего, что не есть Бог и Божие, ради всё более полного соединения со своим Возлюбленным. ах, бессмертные ду́ши! Если бы мы уверовали, если бы мы только увидели сию любовь, то наши сердца не могли бы не воспламениться детской ответной любовью к нашему Господу!19. Да постыдятся все те, кто представляет Бога неким тираном и человеконенавистником! Полный церковно-славянский словарь. 7, 24)! Эти вещи могут быть вовсе не великими и не важными; любовь Христова нередко употребляет мелочи, и умеет именно через них затронуть самые чувствительные наши стороны. Сатана и мирская любовь владычествуют над такими людьми и загоняют их в ад – если только они вовремя не придут в себя и не дадут любви Христовой побудить свои души к покаянию.44. О мой возлюбленный Спаситель»! 5, 8), как должно; но, ах! Ах, любезная душа! По руководству сих изречённых Духом Святым слов мы, с Божией помощью, и рассмотрим по порядку, одно за другим, то, что касается:1) любви Иисуса Христа и2) её божественной силы.О Господи мой Иисусе Христе! 1, 23: Влечёт меня то и другое. Одну из таких бесед я, движимый пожеланиями слушателей, решил напечатать, дабы сделать её доступной более широкому кругу лиц.Многим, кто меня знает, показалось странным, что я выпускаю в свет нечто в такой форме. Но отчего так происходит, возлюбленные души? Вслушайтесь в это преславное благовестие блаженного Бога (1 Тим. Не поразительно ли, что такого Бога, такого Христа, столь возлюбившего людей, такую любовь Христову так мало знают, понимают и принимают?28. Невозможно выразить словами внутренне-глубокое желание и горячее стремление любви Христовой вновь приобрести Себе наши сердца, вновь собрать нас к Себе (Мф. Человек и хотел бы всей душой быть верным Богу, постоянным в благочестии и освящении – но, ах! об этой любви мы и должны иметь всё своё попечение!10. Но Бог в вечности сжалился над нашей превосходящей всякую меру нищетой; Он не пожалел для нас ничего; Он послал для нашего спасения Своего Единородного Сына, и в Нём явил нам Своё исполненное любви сердце. «Любовь» – добавление Терстегена.][10] [См. 1, 3). У того, кто сильно утомлён дневной работой или телесно слаб, это может иметь естественные причины; тут остаётся только спокойно терпеть. Тогда получается, что вы обречены почти всё ваше время тратить на мирскую суету. Они подобны рабу, который едва осилит одну тяжкую работу, как его жестокий хозяин тут же принуждает его к другой. Завершает серию переводов трактатов Герхарда Терстегена проповедь, произнесённая на слова апостола Павла «Любовь Христова объемлет нас» (2 Кор. Ах, как стыдно! 23, 26; 2 Кор. Не оттого ли, что вы совершаете ваши дела только как нечто мирское? 9, 8).Я полагаю, что говорю об этом с облагодатствованными душами, которые сердечно желают такого само- и мироотвержения, но, к их великому сожалению, находят себя слишком немощными во всём. Ах, сердца́! 37, 7-8). 1, 7), то хотя нам, может быть, и удастся единократно подвигнуть свою душу и подняться, как вышеописанное тело, – но это продлится не долго; мёртвая колода вновь упадёт на землю, в свою прежнюю вялость и привычный ход вещей.Совсем по-другому происходит с людьми, имеющими духовную жизнь. Но слепой человек в великом непонимании принимает всё сие за диавольское искушение, которому считает нужным противостоять; или за свои собственные, случайно пришедшие ему в голову дурные мысли; или за злое уныние, и тому подобное. Нужны ли мы Ему? Любовь Христова побуждает нас ко всякому усердию, вниманию и ревности во всех делах и на всех путях благочестия. Хоффман организовал внебогослужебные духовные собрания в Мюльхайме-на-Руре, а в 1727 г. Любить и безмолвствовать в соприсутствии Божием – о, это великая молитва!Да, возлюбленные мои братья и сестры, мы не можем себе и представить, сколь искусным учителем молитвы является любовь Христова! Он хочет вкоренить в нас силу сей Своей любви, и вместе с ней – всякое благо во времени и в вечности. По падшей природе душа очень бы хотела выкинуть всё это из себя и, как прежде, жить день за днём беззаботно, радостно и весело. Это невозможно выдержать; а от того или этого ты и вовсе никогда не сможешь отказаться», и так далее. Подобно сему у падшего человека, как у этих мёртвых костей, нет никакой возможности, и даже надежды на возможность, самому вновь оживить себя.И кто знал нас, которых ныне коснулась благодать, несколько лет назад, год, полгода назад, в нашем тогдашнем безбожном состоянии и жительстве, тот тоже мог спросить: возможно ли, чтобы эти мёртвые кости, эти гниющие трупы вновь стали живыми людьми? 6, 6) своими грехами – Спасителя, Христа, Который любит меня столь сильно, что ради меня Он отвергся не только всякой мирской радости (Евр. Нам надлежит быть внутри, в наших сердцах, где любовь Христова имеет свою благодатную мастерскую, и непрестанно пребывать там в безмолвии, благоговении и собранных внутрь мыслях и чувствах.48. Оно становится для неё совсем ничем и поистине чужим; вся внутренняя ея (Пс. слушайте слово Господне!» (Иез. Та́к понимал это Апостол: Сын Божий возлюбил меня и предал Себя за меня (Гал. То, что благость Божия даровала нам столь многие благодатные средства для нашего пробуждения, вспоможения и укрепления, мы не должны считать чем-то незначительным, но со смирением исповедовать в этом великую милость и благодеяние Божие. И после того, как Он соделает её чрез Себя Самого прекрасной, – Он радуется о ней, как жених радуется о невесте (Ис. Часто люди предписывают себе всевозможные правила и распорядки – что́ я вполне допускаю; невоспитанным детям необходимы строгость и сдерживание, иначе они совсем распустятся. Ах! 44, 3) ответной и, Бог даст, ненарушимой любовью. О, горестное заблуждение! Предисловие переводчикаВ первой трети XVIII века в Рейнско-Рурской области был достаточно распространён церковный «сепаратизм» нерадикального толка. (Песн. Здесь даже не нужно приводить себе в предостережение пример Петра (Мф. Но если мы хотим, чтобы сии благодатные средства, данные нам Богом, соделывали нас всегда бодрствующими и приносящими плод, то мы должны быть непрестанно собранными в сердце и всячески внимать любви Христовой, которая, содействуя благодатным средствам, внутренне бодрит и укрепляет нас и побуждает нас ко благу в глубине наших душ.Любовь чужда всякой беспокойной и суетной заботы; но чужда она и всякой вялости и сонливости. Душа совершает это не сама, и никогда сама совершить не может. И это и есть единственное намерение Бога при таких болезненных обстоятельствах – не отогнать нас от Себя или ввергнуть в отчаяние и погибель, но побудить нас искать Его любящего сердца, чтобы мы, ужаснувшись своих грехов и их последствий, покаянно возжаждали любви Христовой, Его примиряющей нас с Богом Крови, Его бесценной заслуги и вечной благодати; и не самонадеянно и бессильно вменяли их себе, но приобщались им чрез смиренное сердечное искание и воздыхание по силе Христовой любви и благодати, что́ свидетельствуется действенным успокоением отягощённой совести и умирением стеснённого сердца.Душа, находящаяся в таком состоянии, должна только всецело смириться, всецело укорить себя, всецело отвергнуть себя и не желать ничего знать, кроме любви и вечной милости Христовой. Любовь отрешит вас от всего, и так отрешит, что вы и не почувствуете горечь отвержения, и даже почти не будете и думать об отвержении. Это глубоко западает человеку в сердце и принуждает его, чтобы он обратился к Богу, предал себя Ему и изменился. Аминь. II 12. Ах, кающиеся ду́ши! И эти горькие и болезненные состояния сердца, в которые ввергается человек, есть тоже действие любви Христовой. 5, 14). Как много хлопот доставляем мы Ему своими грехами! Возможно ли, чтобы эти закоренелые, погружённые в суету грешники, эти отвратительные и наглые служители ада превратились в облагодатствованных детей Божиих? Кто же соделывает это? Христос, наша вечная Матерь-Любовь, хранит и оберегает тех, кто рождён из Него, несравненно совершеннее и полнее, так что лукавый не может коснуться их (2 Фесс. всё это возможно для него только на краткое время. Скорбные и трагические жизненные происшествия могут ужаснуть и пробудить некоторых людей, закосневших в смертном сне; Божии суды, болезни, страх смерти, кончина близких и тому подобное нередко оживляют совесть, вызывают в человеке сильные внутренние движения и подвигают его на серьёзные изменения в жизни, так что даже создаётся впечатление, что здесь положено начало чего-то истинного. кто из нас не подумает со стыдом и сокрушением о том, как Превечный и Живой Бог – говоря по-человечески – должен возиться и мучиться с нами, дрянными детьми! Она понуждает человека к обращению, обличает его в его неправде, убеждает его в необходимости покаяния и возвращения к Богу, всевает в него чувство беспокойства о грехах и об опасности греховного состояния его души. Смотрите – та́к действует любовь Христова (2 Кор. 5,14) 18 октября 1751 года. 4, 19)? Познало ли оно опытно силу любви Христовой? Отнюдь нет; наоборот, осмеивают и злословят они тех, кто не участвует с ними в их распутстве (1 Петр. Жить, в точности следуя Писанию, становиться таким смиренным, кротким, верным, благоговейным, чистым, непорочным, святым, как требует оно – ах! В 1756 г. Мы приближаемся к концу нашей беседы, и я хотел бы ещё раз обратить ко всем нам слово утешения и ободрения. И всё сие он перестрадал не «вообще» за нас, но за каждого из нас. Избегайте ненужного обхождения и дружества с людьми мира сего и опасайтесь всяких соблазнительных и рассеивающих обстоятельств[8]. В 1713 г. что по большей части составляет предмет наших мыслей в продолжение дня? Нужда, смерть, ад могут понуждать человека; но если его не понудит вместе с ними любовь Христова, то человек снова скоро засыпает.Внешние благодатные средства также могут пробуждать и укреплять вялую и спящую душу. 7, 47).32. Здесь нам нужно вести себя так, как если кто идёт по улице с зажжённой свечой в ветреную погоду или несёт некое сокровище через дикий лес. В 1694 г. 8, 28).22. 11, 4). Ах! Стремимся ли мы к сему всем сердцем? Она хочет – и должна – принимать участие не только в значительных, но и в малейших событиях нашей жизни. Итак, бессмертные ду́ши, сотворённые, искупленные и призванные к любви, и любви к Богу, – смотрите (ах! Земная мать даёт своему ребёнку временную земную жизнь, рождая его в сей исполненный скорби мир; Христос же рождает нас свыше (Ин. Но это не так. сделайте же это, чтобы вам не слишком поздно встретиться с Тем, Кого вы пронзали своими грехами! М., 1900, стр. В Мюльхайме-на-Руре во главе «сепаратистов» стоял Вильгельм Хоффман (1676–1746). Христос, когда Он противоречит твоей воле, любит тебя несравненно больше, чем ты сам любишь себя; Он хочет лучше причинить тебе боль и страдание и исцелить тебя, нежели потакать тебе и попускать, чтобы ты устремлялся в геенну.29. Великая же любовь – это такая, когда друг отдаёт свою жизнь за друга; но где мы найдём такого друга, такую дружбу среди людей? Ах, как опечалит меня, как опечалит Иисуса, если вы попустите какой-нибудь обманчивой и недостойной любви околдовать себя! Что говоришь ты, Павел? Не должно ли сие радостное благовестие заставить вас воспрянуть? И в самом деле, одно здесь всецело зависит от другого, одно вытекает из другого, и в основе своей и та, и другая любовь едины. Не передать словами, что́ Ему только не приходиться совершать с каждой душой, чтобы воспитать и возрастить[3] её! Те же, кто приобщился по благодати первоначальной искре любви Христовой, – внимайте и бдите! Люди тысячекратно взывают устами: «О мой Бог! Любовь Христова касается души и привлекает её к себе, и душа следует ей – влеки меня, и я побегу за Тобою! Сын человеческий! Конечно, да воздастся Богу благодарение и хвала и за то, что в нас вошла хоть какая-то жизнь – ибо иначе откуда происходило бы движение и шум и сближение мёртвых костей (Иез. Тридцать четыре года ради нас Он трудился, молился, вёл бой с князем мира сего; трепетал и скорбел, чувствуя по человечеству величайший страх пред лицом разгневанного на наш грех Бога; проливал кровавый пот, испытывал богооставленность и адский ужас – одним словом, прошёл и перестрадал всё то, чем должны были вечно, вечно мучиться из-за наших грехов все мы. С глубиной и красноречием автор напоминает христианам о величии Божественной любви. 26, 38), взывает к вам; вот Он, вознесённый на крестное древо, в величайших телесных и душевных страданиях, распростирает Свои руки и принимает приходящих к Нему грешников, даже и величайших грешников; вот Он, показывая всем Свои истекающие кровью раны, отверзает вам Свою милость и любовь. О Боже! Смотрите – та́к действует в нас любовь Христова!38. 13, 1).43. 12, 49) – только бы мы хранили и лелеяли её! Любовь Христова да умягчит их сердца!Люди же внешние, слышавшие о духовном пробуждении среди своих сограждан, да получат чрез сей малый труд возможность понять, с какими материями последние имеют дело и убедиться, что ничего, кроме чистой евангельской истины, им не предлагается.Господь Иисус да благословит сии страницы для всех, читающих оные! 1, 10).И действительно, если бы было возможно, чтобы мы сами из себя становились святыми (что на самом деле невозможно), то это была бы скудная, мёртвая и недостойная лже-святость, которая происходила бы из человеческой воли и усилий, и в которой мы видели бы и любили бы лишь самих себя. О, как долго Он должен свататься, как долго Он должен уговаривать нас, прежде чем Он получит согласие на брак! Но чтобы это поистине произошло, Бог должен коснуться нас Своею любовью, подобно тому, как магнит прикасается к железу и притягивает его к себе».][8] Поскольку именно на этой неделе нам предстоит особый повод к рассеянию, то я считаю нелишним обратить ваше сугубое внимание на сие предостережение. Люди, ограничивающиеся только внешним хождением в церковь и не пекущиеся о внутренней силе благочестия (2 Тим. Если погибнуть – погибну (Есф. Ждёт ли Он от нас какой-либо выгоды? Да распространит Он царство Своей любви, и да исполнится славы Его вся земля (Числ. Если мы любим Христа, нам всегда найдётся, что сказать Ему; а если всё сказано, то можно просто пребывать с Ним в любви, без слов; и это и значит молиться. не любимое ли дитя? По форме проповедь типична для своего времени (ср. Он ищет тебя, Он умоляет тебя, как будто это Ему, а не тебе крайне необходимо: дай Мне, дай же Мне, сыне, твоё сердце! 5, 14).11. 22, 44) и испытывая ужасающие душевные муки (Мф. Если нужно сдвинуть безжизненное или лежащее в обмороке тело хотя бы на несколько шагов – о, какой труд и хлопоты проходится употреблять! если б мы только могли непрестанно следовать ей со всем вниманием! [В немецком оригинале у Терстегена здесь стоит глагол «beklemmen» – «стеснять», «сжимать»; «давить», «удручать». Мы должны жаждать Христовой любви, искать в ней добровольность и силу к отвержению себя и мира, и искать до тех пор, пока не найдём, пока сама любовь Христова не понудит нас охотно отрешиться от себя и всего тварного, и с радостью и счастьем, в любви к нашему Другу, нашей Матери, нашему Жениху Христу свободно отвергать, что надо отвергать, свободно дерзать, где надо дерзать, – и жить во всяком довольстве (2 Кор. Всё, что мы делаем здесь на земле, каким бы это ни казалось важным и великим, есть само по себе ничтожнейший пустяк, недостойный того, чтобы им занимал себя благородный дух. Как не ввериться нам навеки, и душою, и телом, сей материнской любви Христовой и её попечению о нас?24. Господь Сам говорит о сей Своей деятельной, исполненной заботы материнской любви в 46-й главе Пророка Исаии: Послушайте меня, дом Иаковлев, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней: и до старости вашей Я буду тот же, и до седины вашей Я буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас (Ис. Но какой в этом прок, если в него не придёт душа, жизнь? – обратился Господь к Пророку, – как ты думаешь, оживут ли снова кости сии? 6, 10) и являть себя всем.У любви всего для всех много; она богата, она милосердна, она охотно отдаёт всё, что у неё есть; и если у неё кончаются деньги или вещи, то у неё всегда есть сердце, исполненное милосердия, сострадания и готовности всячески помочь.Кратко сказать: любовь всегда делает добро, почти не задумываясь над этим. Для Него одного даны вам ваши сердца; для Него одного так глубоко всажена в них благородная способность любить. Библии: «обдержи́т нас» («обдержа́ть» – «владеть», «обладать»; «побуждать»; см.: прот. 26, 26) – несколько сот человек, среди коих был и один действующий пастор, слушали её с добрым вниманием; поэтому, я надеюсь, и всеми она будет принята благосклонно.Поскольку до произнесения сей речи у меня не было никаких намерений отдавать оную в печать, то я, со страхом Божиим обдумывая тогда, что сказать собравшимся на пользу души, не делал письменных заметок. Одним словом – о, как важно, чтобы Пророк Иезекииль повторно воззвал во имя Господне и сказал Духу: от четырёх ветров приди, Дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. Если бы мы имели немного больше любви, то мы всегда сохраняли бы бодрость!37. Как нам не почтить сию любовь? Святому Духу не было угодно указать нам с точностью, ка́к нужно понимать сии слова «любовь Христова»: как любовь, которой Христос любит нас, или же как любовь, которой верующие сердца́ любят Христа. Терстеген на протяжении своего трактата чаще всего исходит из последних двух значений: «побуждать», «понуждать». Человек не может больше принимать в этом участие, иначе его сердце как бы зажимается в тиски. 6, 20), сердце, которое Он так любит, прилеплялось к чему-то другому и не было посвящено только и исключительно Ему. Поэтому Павел и не переставал хвалить и славить сей превосходнейший путь (1 Кор. 37, 7) – и вот мы с вами собраны сегодня здесь. 3, 1). Христос любит нас величайшей и вернейшей дружеской любовью; Христос любит нас, и хочет нас любить, сострадательнейшей, заботливейшей и никогда не прекращающейся материнской любовью; Христос любит нас, и хочет нас любить, нежнейшей, всеобъемлющей и блаженнейшей любовью Жениха к Своей невесте.Христос, сказал я, любит нас величайшей и вернейшей дружеской любовью. консистория в Дуйсбурге запретила все внебогослужебные собрания. 10, 11).51. Господь продолжал: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! Но только, увы! Забудет ли женщина, – вопрошает Сам Господь, – грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Разве Христос умер только для тебя? 18, 11). 4, 5). Несколько человек записывали его проповеди; впоследствии эти записи были изданы. 6, 3)!_________________ Любовь Христова объемлет[1] нас (2 Кор. Часто, когда душа приступает к покаянию, она совсем не может веровать, что Господь внимает её слезам. не изводите себя напрасными заботами и печалями! О, тогда Он взирает на нас с великим состраданием!Ты не веришь тому, бедное кающееся дитя, что Христос так любит тебя и так на тебя взирает? Как часто она хочет собрать нас, подобно птице, собирающей птенцов своих под крылья (Мф. 7, 14).Скажу ещё здесь несколько слов о внешней вялости и сонливости. Он заключался в том, что люди, не получавшие желаемой полноты духовной жизни в своих церквах (Реформатской и, в меньшей степени, Лютеранской), сами собирались для молитвы и духовного назидания по домам, а в официальную церковь ходили редко или не ходили вовсе. Объемлите любовь, чтобы вас не объял гнев! «Прииди, Дух», должно взывать наше сердце, «прииди и вселись в меня, мёртвого человека, чтобы вошло в меня дыхание и жизнь!» Эта жизнь, эта душа, эта сила благочестия есть не что иное, как любовь Христова, которая соделывает нас живыми и действенными христианами. Чтобы Ему совершить сие, а нам чтобы не устрашиться Его, Он облёкся в наше нищетствующее человечество и греховный облик (Рим. Христос любит нас, всех, кого Он призвал. И когда она думала, что её ждёт смерть, тогда к ней был протянут скипетр благоволения, и царь принял её (Есф. 1, 11), возвещённое здесь хоть и слабыми словами, но во имя Господне: Христос любит нас и хочет нас любить. люди спорят о совершенстве, в то время как им нужно бы сперва спросить себя: а начало-то я положил? Проверить это можно по тому, что человека клонит в сон в вечернее время тогда, когда говорится или читается что-то душеполезное; если же речь заходит о других вещах, которые любит его сердце, он тут же становится необыкновенно бодрым и свежим. О, душа! Но, ах! И какие тут происходят и могут происходить внутренние действования любви – приобщение к Богу, единение с Ним, близость к Нему, общение и беседование с Ним и так далее, – то́ чистые, отрешённые от всего сердца́ хотя и испытывают, но не могут выразить словами; ведь всё сие более принадлежит вечности, чем времени. Мы несёмся во весь опор в нашем закоснелом падше-природном состоянии к погибели – и когда Спаситель останавливает нас, не есть ли это истинная любовь? 37, 3), как если бы он хотел сказать: «Я, как сын человеческий, не могу этого знать; это я должен препоручить Твоей премудрости и Твоему всемогуществу». Как часто слабые, неопытные души запугивают себя им без всяких на то оснований! мы недостаточно разумеем хитрость и коварство врага, особенно в час искушения. Такими живыми, действенными, святыми христианами были не только Апостолы, но и вообще все верующие во времена Апостолов. Храните же её больше всего хранимого (Притч. Но чрез любовь любая мелочь может стать высоким и истинным служением Богу. И я уверен, что если бы мы подлинно познали себя в этом нашем противоестественном состоянии, то мы не возгнушались бы ничем иным в мире так, как самими собой, ибо мы стали бы омерзительны самим себе.4. Если мы не пребываем в любви, тогда над нами тяготеет гнев Божий, и мы как бы висим на тонкой нити жизни над бездной лютого царства тьмы. 8, 3) и, как наш Жених и самый близкий родственник, взял на Себя наше греховное бремя и вину как Свои собственные. Им я хочу сказать: не думайте так много об отвержении себя и мира, о том, что вы должны быть верными, жить свято и непорочно, и тому подобном. Между тем, именно о нас было изречено пророчество о имени Господнем; Господь послал Своё слово и придал Своему слову силу Духа; среди нас, там, где мы живём, произошёл шум и движение. 1, 10). Учёные богословы неустанно спорят о добрых делах, о заслугах от них, о том, необходимы ли они для спасения, и если да, то в какой степени, и о разных других предметах этого рода. 3, 13-14). Сего ради, возлюбленные братья и сестры, давайте посмотрим, что любим мы, что для нас самое важное. 16, 6[2])! 3, 13). Из страха перед родителями, обществом, начальством? Но как только исчезает внешний повод, всё это скоро проходит – если не привзойдёт сюда обновляющая сердце благодать и любовь Христова. Сердце в нашем христианском теле далеко ещё не стало подлинно христианским; мы ещё не можем истинно любить Бога, доверять Ему, прилепляться к Нему и в Нём и на Его путях обретать свою радость. 15, 13). Ведь в нас самих по падшей природе нет ни малейшего тяготения к добру. Только дайте ей место, и она сама понудит вас к молитве. Ах! Все мы от общения с Богом, от Его света, любви и дружбы отпали в величайшее несчастье, нищету и ад; все мы стали больше не друзьями, но врагами Ему, достойными уже не любви, но ненависти и гнева. Христос любит вас, обвиняющие себя, печальные, унывающие сердца – а вы этого не разумеете, этому не верите. Если это не есть сострадательнейшая материнская любовь, тогда я не знаю, что и назвать таковою! Обо всём этом печётся материнская любовь Христова; послушному же чаду надлежит только пребывать на руках у матери и, молясь, веруя и любя, вкушать от её благодатной груди силу и сок для жизни и возрастания. но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. – Любовь Христова, отвечает душа, есть моя молитвенная книга; любовь Христова побуждает меня так воздыхать.Любовь Христова есть не только лучший учитель молитвы, но и сама молитва. О, дал бы Бог, чтобы мы могли не только читать об этом в книге Песни Песней, но и познавать сию любовь в наших сердцах!26. или мы всё ещё пребываем в безжизненном и безлюбовном падше-естественном состоянии, без Христа и Его любви? Но не является ли уже начатком проклятия – всегда быть должным и ничего не делать добровольно, от сердца? Христос любит нас, и хочет нас любить, заботливейшей материнской любовью. – отвечал он, – Ты́ знаешь это (Иез. Но, идя путями Божиими, привыкаешь ко всяким странностям. И когда грехи и греховная вина, гнев и проклятие будут всё больше и больше обуревать душу, она ничего не должна делать, кроме того, чтобы только всё больше и больше погружаться в бескрайнее море отверстой для неё вечной милости и любви Христовой. только придите! Она пробуждает в сердце облагодатствованного человека бесчисленные неизреченные воздыхания (Рим. 5, 15). Предоставляем ли мы любви Христовой, хотя бы в начатках, действовать в наших сердцах? 21, 18). Он любит душу, как Свою единственную (Песн. И извращённое земное естество человека желает, чтобы такой была любовь Христова и Божие милосердие: чтобы Христос позволял им наслаждаться похотью и суетой мира сего, во всём по их воле, в полном благополучии. В Лютеровской Библии этот глагол в цитируемых местах не используется.][7] [Сравнение Иоганна Арндта. (Ис. Мы – как дети, играющие с острым ножом, которые начинают плакать, когда заботливая материнская любовь повелевает им бросить этот нож. Глагол «dringen» – многозначный, он означает: «проникать», «пронизывать», «понуждать», «настаивать». Земная мать оберегает своего ребёнка от всякого несчастья и заботится о его благе, насколько это в её силах. должен! 3, 7), в вечный мир, исполненный света и радости, и даёт нам жизнь нетленную (2 Тим. По содержанию же данная проповедь намного превосходит современные ей образцы: с необыкновенной глубиной и всесторонностью здесь раскрывается полнота внутренней духовной жизни, рассматриваемая сквозь призму любви Христовой._________________Проповедь, произнесённая 18 октября 1751 года,в понедельник 19-й седмицы по Троице,на слова Апостола Павла«Любовь Христова объемлет нас»(2 Кор. Но будем надеяться на лучшее, – и закончим наше собрание тем, что ещё раз обновим завет любви со Христом пред лицом Его. Она услышала, узнала и восчувствовала, что именно она распяла любящего Христа своими грехами. Спешите же: Христос любит нас, всех нас, грешных людей (ибо все мы должны признать, что были рабами греха и сатаны). Как несомненно то, что я сейчас говорю с вами и вы слышите меня, так несомненно и то, что милость и любовь Христова действует в ваших сердцах и подвизает вас ко благу. Желаю этого всем нам.Протянем же к соприсутствующему нам Господу Иисусу руки нашего сердца и с истинным благоговением воспоём:К Тебе я воздеваю рукии восклицаю вновь и вновь:стремлюсь к Тебе я бесконечно,вся жизнь моя – в Твоей любви.Сладчайшее Твоё я имясо дерзновеньем возвещу,и буду вечно Тебе верен,как верен Ты, мой Иисус[11].[[1] В переводе еп. Он с великой радостью отделался бы от таких мыслей и чувств, но те приходят к нему вновь и вновь, в доказательство того, что их происхождение – не от людей. Как вы повредите себе, и здесь, и в вечности, если вы обольститесь, запачкаетесь и осквернитесь суетной любовью мира сего к тому, что не имеет в себе ничего прекрасного, ничего истинно радостного и доброго; к тому, что так скоро увядает, истлевает и исчезает, как дым! Дни и годы проходят, увы! Поэтому я с полным основанием и называю любовь Христову вернейшей и величайшей дружеской любовью.14. Не меньше, чем многочисленные скверные насекомые, змеи и скорпионы в падали, кишат в наших сердцах всевозможные страсти, похоти и вожделения, так что мы становимся пред Богом, Ангелами и просвещёнными от Бога людьми поистине мерзостью (Притч. ответь мне, из какой книги ты научилась столь прекрасной молитве? Господь хочет уговорить нас, безумных детей, чтобы мы бросили вредоносный нож; и если ласковое уговаривание не помогает, тогда Он попускает нам порезаться – для того, чтобы мы, наконец, отказались от опасных игр с ножом. Если мы сердечно любим Христа, то мы с радостью будем проводить время с Ним одним, и оно не покажется нам долгим. О нет; у них всё идёт просто и легко и совсем само собой – только бы ветви пребывали на лозе и предоставляли ей пронизывать себя своим благородным соком. Но за нас Он отдал Свою жизнь; Христос, как говорит Павел, умер за нечестивых. Нередко мы так непредвиденно и странно оказываемся в тесных и скорбных обстоятельствах, что мы и представить не можем, как это произошло; из сего очевидно, что в эти обстоятельства мы введены. 1, 4). Мы ходим по краю ада – и Он, пусть и болезненно для нас, хватает нас и оттаскивает назад; не настоящая ли это любовь? 4, 4). Посему любовь Христова есть отнюдь не безумное обольщение, но животворящая, творческая, могущественная сила Божия, которая действенно помогает нам восстать и не закосневать в наших заблуждениях, грехах, падшести и смерти. 3, 3), и даже ни один волос не упадёт с их головы без Его воли (Мф. 14, 21; Ис. предайте же себя ей! Одним словом, любовь Христова есть великая тайна благочестия и неисчерпаемая бездна подлинного блаженства.27. поручил их проведение своему ученику и другу Герхарду Терстегену. 12, 50: Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Ах! Мы не могли бы и помыслить о сей материнской любви к нам Бога, если бы Он Сам не открыл её нам. ты ещё недостаточно благочестив? Душа опытно познаёт сие и отворачивается от всего, что на земле, от всего сотворённого и временного. Но только если мы, пользуясь всеми этим средствами и подпорками, не будем главным образом иметь попечение о Христовом духе силы и любви (2 Тим. «Об истинном христианстве», книга I, гл. 24, § 24: «Если магнит притягивает тяжёлое железо, то небесный магнит, любовь Божия, коснувшись человеческого сердца, не притянет ли бремя креста нашего, чтобы оно стало лёгким и благим? иначе ты навек погибнешь!», и человек своими собственными силами предаст себя на делание отвержения – о! Ибо мы не должны обольщать себя, что Христос любит нас, и обязан нас любить, некоей выдуманной, бессильной и душевредной любовью – как злых детей, не хотящих исправляться. Не должны ли мы дать Его любви совершенно отвратить наши сердца от ничтожных идолов (1 Фесс. 2, 36-37).