Совершенный путь истинной любви

12, 13) с Бoгoм Oтцoм, и Сынoм, и Святым Дуxoм, Eдинoсущнoю Трoицeю, вoсxвaляeмoй вo вeки! Ax! 13, 8). Нeсoмнeннo, знaчeниe пoкaяния чрeзвычaйнo вeликo; нo нaчaлoм пoдлиннoй дуxoвнoй жизни являeтся всё жe любoвь к Бoгу, в свeтe кoтoрoй чeлoвeк тoлькo и мoжeт увидeть свoё нeдoлжнoe сoстoяниe и пoкaяться в нём. Eгo грexи, кaк бы вeлики oни ни были, oтпустились бы eму с тaкoй жe лёгкoстью, с кaкoй сгoрaeт связкa льнa в рaскaлённoй пeчи. Eсли тoлькo ближний имeeт в нeй нужду, eсли oнa мoжeт быть пoлeзнoй eму, пoслужить eму, oбрaдoвaть и утeшить eгo, чeм-тo угoдить eму – тo oнa зaбывaeт сaму сeбя. Рaссмoтрим жe вкрaтцe сии oпрeдeлeния Дуxa.15. Кaк тo (любoвь к Бoгу), тaк и другoe (любoвь к ближнeму) ни в кaкoй мeрe нe являeтся дeлoм, кoтoрoму мoжнo нaучить или нaучиться или кoтoрoe чeлoвeк мoжeт oсущeствить сaм. Нaчни, прoдoлжи и сoвeрши в нaшиx душax вeликoe дeлo oчищeния и oсвящeния, бeз чeгo никтo нe мoжeт увидeть лицa Твoeгo (Мф. 13, 6), гдe бы и кaк бы oнa ни являлaсь – чeрeз нeё ли или чeрeз другиx. Нo дa нe пoдумaeт никтo, чтo здeсь идёт рeчь тoлькo o чувствуeмoй и утeшaющeй любви. Eсли гoвoрить o бoгoслoвскoм oсмыслeнии этoгo тeкстa в прилoжeнии к сoврeмeннoй прaвoслaвнoй жизни, тo здeсь пeрeд нaми встaёт прoблeмa oтсутствия в нынeшнeй цeркoвнoй пeдaгoгикe дoлжнoгo aкцeнтa нa Пeрвую зaпoвeдь Xристa – «Вoзлюби Гoспoдa Бoгa твoeгo всeм сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. Архив радио «Радонеж», 5.08.2017.[2] Сии молитвенные воздыхания заимствованы из предисловия французского издателя к книге «Богословие любви» [речь идёт о предисловии кальвинистского богослова, философа и пиетиста Пьера Пуаре (1646–1719) к книге «Богословие любви, или жизнь и сочинения св. Она не хочет быть видимой со своими делами или получать за них благодарность. попали в нас сим Твоим достопоклоняемым огнём всё, что противостоит Твоей святости! Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём (1 Ин. Любовь не превозносится (1 Кор. Люди, находящиеся в таком состоянии, могут наиторжественнейшим образом заключать между собой мир, образовывать союзы, клясться в вечной дружбе и прочее, но всё это будет не более чем строительство воздушных замков. Любовь никогда не перестаёт (1 Кор. 13, 6), когда другие оступаются, чтобы на их фоне казаться праведной. 13, 5) – не горячится, не выказывает досады, если другие поступают не по ней. И как она может престать, когда её основа – глубочайшее смирение?Много доброго может иметь человек; но если у него нет любви, то всё это – ничто и устоять не может (Лк. 3, 14; 16; 1 Ин. Иметь любовь и ощущать любовь – не всегда одно и то же.Истинная и непоколебимая любовь состоит во внутреннейшем благоговейном припадании пред Богом, когда человек верой познаёт Бога как единого Сущего, единственно достойного любви, и по этой причине, насколько это зависит от него, добровольно и всецело предаёт себя и приносит себя в жертву Сему Богу, в служение Ему и в Его славу и честь.Сия любовь, которую Святой Дух изливает в наши сердца (Рим. 7, 20), когда весь её характер и её поступки в отношении ближних становятся живым выявлением того, что́ Дух Божий восславил в ней чрез апостола Павла. Она молится и трудится в таковой надежде, насколько может. Но поскольку мы от рождения укоренены в греховном самолюбии и по этой причине так обращены к самим себе, что не можем ни видеть Бога, ни любить Его, ни ввериться Ему, то надлежало Самому Сыну Божию излить в наши сердца сию любовь Духом Своим Святым (Рим. Екатерины Генуэзской», 1691 г.]. Она не низводит человека в область падшей природы и рассеивающей чувственности, но собирает и утишает душу и укрепляет человека в решимости всегда и везде жить для Бога.14. Даже если она воочию столкнётся со злом, она не перестаёт надеяться и думает: «Несомненно, сему человеку это очень горько и скорбно; он, наверное, уже покаялся или покается; Бог силен восставить его (Рим. Из любви Божией мы черпаем истинную любовь к братьям (1 Ин. 19, 26). 13, 5), хотя нередко её встречают враждебно, над ней смеются и издеваются, её действия толкуют самым худым образом. Когда же свершается то, что человек чрез Божию благость и любовь приходит к покаянию, то да верует он без всякого сомнения, что и угодить Богу лучше и легче он не может никакими иными деланиями или подвигами, как только любовью.А для сего да сохраняет человек в своём сердце сокровенную искру любви Божией и да имеет о ней должное попечение, заключающееся в детском обращении к Богу, сердечном поклонении Ему и в том, чтобы предмет всех его занятий составлял только Бог и Его совершенства.Да подвизается он в любви. Она довольна и рада, если тот, кого она любит, доволен и радостен; его телесное или духовное благобытие она ценит, как своё собственное.22. Но ни профессор Осипов, ни подавляющее большинство наших проповедников не говорят о любви к Богу. Она не подозрительна, она не думает о ближнем неприязненно и худо, но, наоборот, всегда извиняет его и толкует его действия в лучшем смысле, в простоте сердца, насколько это возможно. Переводчик использует сплошную нумерацию на протяжении всего текста.Игумен Петр (Мещеринов)  Бог есть любовь,                                                                                     и пребывающий в любви                                                                                      пребывает в Боге,                                                                                и Бог в нём.                                                                                                (1 Ин. Любовь – наилучшее и сильнейшее среди всех прочих средств, коими Бог привлекает к Себе человеческие сердца; и человек ничем не может более угодить Богу, ибо любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 6-8); она обходится с человеком мягко; она способна долго трудиться, долго терпеть, долго врачевать, долго ожидать, долго пробовать и не переставать пробовать, долго любить и не переставать любить.16. 18, 20), так и находясь в отдалении от своих братьев (Фил. Но если кто и пышет на неё огнём, то она имеет достаточно воды в своём тихом источнике, дабы угасить сей огонь ласковым и дружелюбным обхождением либо же молчанием и доброделанием. Истинная же любовь не взирает ни на свою пользу, ни на славу и честь, ни на своё удобство; всё сие она вменяет ни во что. Любовь не раздражается (1 Кор. Также и зло, которое она видит в других, подвигает её не на гнев, но на сострадание.23. Если, скажем, ближний, по её мнению, преуспевает не так быстро, то она начинает менять одни воспитательные приёмы на другие и вконец запутывает его. 1, 4), когда она слышит хвалу добродетелям, благочестию и добрым нравам ближних, то она весьма сорадуется сему, даже если бы её саму при этом забывали и не ценили. Даже если тот, кто противился ей или осуждал её, преткнётся и посрамится из-за своей неправоты, то и тогда любовь не радуется тому из тайной мести, но от сердца болезнует о нём.25. А верит она всякому благу и тому, что только может послужить в славу и хвалу Богу потому, что она любит и желает сего.28. Истинная же любовь долготерпелива; она ждёт ещё и этот год (Лк. 13, 7). 5, 8; Евр. 13, 10).10. Сподоби, чтобы мы хоть в малой мере вострепетали пред поразительными судами Твоими и не замедляли на путях заблуждений! 102, 1) возрадуется и возвеселится, и весь человек станет кротким, милосердным, исполненным любви и источающим из себя любовь.12. Ты еси пылающий и поядающий огнь (Евр. И как сия любовь к ближнему происходит от любви Божией и рождается в безмолвной глубине сердца, то она совсем не препятствует и не противоречит любви к Богу, но, наоборот, способствует ей. Всё, что она говорит или делает, идёт у неё от души и являет её прямое и ровное устроение.19. Их немощи и слабости она покрывает, всегда во всякой простоте стремясь оправдать их перед собой и перед другими. 21, 19). Посему нам надлежит изойти из всей этой природной падшести, возжаждать всегда отверстой для каждого чистой любви Христовой и устремиться к ней, тем более что сие вечно любящее нас благо неизреченно близко к нам и побуждает нас своим духом к таковой жажде и стремлению. Любовь всего надеется (1 Кор. Да пожертвует человек себя самого и всё, что он любит, любви к Богу и да предаст себя в вере сей чистейшей любви.Да радуется он, когда ему представляется любая возможность ради любви к Богу и ради Его чести и славы что-либо сделать, от чего-либо отречься или что-либо претерпеть.Да навыкнет человек всё, что бы он ни делал, делать из любви к Богу; всё, что бы с ним ни происходило, принимать из любви к Богу; всё, что бы ему не встретилось скорбного, претерпевать из любви к Богу.Всё должно быть принесено в жертву любви – посредством любви. Любовь соделывает горчайшие страдания сладкими, неблагоприятные происшествия – добрыми, малейшие дела – великими и угодными Богу.3. Поистине, если бы грешник взялся за благородное делание чистой любви, когда он глубоко отвергся бы себя (Мф. 12, 49), чтобы царство Твоей любви пребывало во веки и чтобы мы были в нём, в единении сердец, душ, дел и слов, одним духом (1 Кор. 13, 7). 10, 22), и потому непреодолима в страданиях, и в конце концов непременно препобеждает всё. 4, 29), выражением лица, жестами и тому подобным; но она всегда готова войти в положение слабых, бедных и нищих и дать себя им, нисколько не унижая их.21. Нумерация параграфов в третьей части трактата в немецких изданиях отдельная. яви же себя бедным грешникам хоть издали такой, какая ты есть, – и они все возлюбят тебя и последуют за тобою!2. От высокомерия всегда происходит раздор (Притч. Ни с амвонов, ни в частной духовнической практике люди не получают наставления о том, что же это такое – возлюбить Бога, как велит вышеприведённая заповедь. О, бесконечная любовь! Любовь надеется, даже когда, кажется, уже и места нет никакой надежде.29. возлюбим же Его, потому что Он прежде возлюбил нас (1 Ин. Аминь.                           Пусть стремятся все к высоким дарованьям;                          мне ж довлеет чистая любовь.                          Братская любовь – запечатленье сердца;                          к ближнему любовь – мерило моей жизни.[1] Аудиолекция. Она любит истину всегда и во всём, пусть даже она обреталась бы и у её недругов.26. 4, 16)IДелание любви1. Любовь не радуется неправде (1 Кор. 13, 10).Чего невозможно добиться строгостью закона и страхом наказания, то легко достигается, когда Бог являет человеку Свою любовь во Христе Иисусе, возвещая ему оставление грехов, искупление и вечное спасение и на этом основании побуждая его к покаянию и ответной любви к Себе.Как во всеобщем домостроительстве спасения благоутробие любви Божией открылось падшему человеку в сладчайшем имени Иисус-Эммануил, и до нынешнего дня оно доступно любому грешнику (знает он про то или нет) в его сердце, так сия вечная любовь непрестанно действует и в глубинах всякой отдельной души, являя и предлагая себя нам и бесчисленными способами располагая нас к доверию себе, дабы найти к нам вход и даровать нам вечное спасение. 3, 18); она есть жизнь Божия в душе, излившаяся в сердце от Святого Духа (Рим. Излей в наши души хоть каплю сей Твоей любви, столь могущественной, что она превращает ад в рай!Ей, Господи! Обе сии любви есть плод и свойство нового рождения от Бога (Ин. Всё сие она без всяких требований и притязаний оставляет и забывает.24. И поскольку христиане крещены духом любви Христовой в одно тело, и напоены одним этим духом (1 Кор. Если бы величайший грешник мог познать лишь тысячную её часть, то в тот же момент он предал бы всего себя сей любви.О, любовь! Сия любовь непреходяща; она пребывает вечно; она есть очищенное золото (Откр. Чаще всего любовь к Богу приравнивается к усердному «хождению в церковь» (а когда эта идея практически исчерпывается, то наступает «расцерковление»); о внутреннем же содержании этой заповеди ищущий христианин не узнает сегодня, скорее всего, ничего.Предлагаемый вниманию читателя трактат, по мнению переводчика, позволит хотя бы отчасти восполнить этот недостаток нашей православной педагогики. 4, 8). Аминь.              IIIО любви к ближнему7. Любовь всё покрывает (1 Кор. Ибо Бог есть любовь (1 Ин. Тогда он опытно познает, что подлинная любовь к ближнему есть бесстрастное, не принуждённое, высшее всяких формальностей уподобление нраву и действованию Божию, свободное побуждение нового творения (2 Кор. 5, 5), может устоять и во всякой сухости, помрачении и тягчайших путях нашего очищения (кои на самом деле есть не что иное, как святое действование чистой любви Божией в нас).IIВсецелое предание себя сей любви 4. 2, 3), не любящим на самом деле ничего, как только самого себя, а Бога и ближнего – лишь в связи с самим собою.9. Если она слышит доброе известие о ближнем, то она сразу этому верит и не изыскивает поводов к колебанию и сомнению, как это делает падший рассудок. А родилась ли любовь в нашем сердце и истинна ли она – это узнаётся по плодам (Мф. 4, 19)!6[2]. На такой глубине, в такой полноте любви один человек может стать поистине совсем близким другому, объять и благословить его и сделаться как бы одной душой с ним, к прославлению Бога. 13, 7) и никогда не отлагает надежды на исправление других. Тем более она не насмешничает над ближними и не обижает их никаким гнилым словом (Еф. 25, 37).20. Отсюда происходят постоянная немирность и беспокойство, досада, недоверие, зависть, ревность и тысячи других горьких чувств, смущающих и разоряющих бедную душу, когда то одно, то другое идёт не так, как это хотелось бы её своеволию и превозносящемуся уму. О высоком идеале христианской любви вновь напоминает читателям немецкий мистик и проповедник Герхард Терстеген в своем трактате, перевод которого выполнен игуменом Петром (Мещериновым). В ветхом рождении также есть некая любовь: женская нежность, сердечная ласковость, естественная любезность в отношении тех, кто нам нравится и кому (как мы замечаем) нравимся мы, и тому подобное. Когда любовь видит многих прекрасных христиан, ходящих в истине (3 Ин. Ибо –30. Если ближний не может быстро усвоить её требования и назидания, то она теряет к нему интерес. Более того: много хорошего должно прейти и у благочестивых христиан, чтобы освободилось место для лучшего – чистой любви. 13, 5), как это делает всегда, везде и всюду, даже в лучших своих проявлениях, природа и естество. Любовь всему верит (1 Кор. 1, 13), всё более и более проникаясь и исполняясь блаженными сладчайшими силами любви, исходящими из сердца Божия.8. 5, 17). 13, 5). Причина, по которой она любит, есть любовь; она сама для себя – венец и вознаграждение. Падшая природа скрывает свою собственную худость и охотно злословит ближних; божественная же любовь хочет видеть в людях только доброе. Лучшие наши наставники духовной жизни – такие, как профессор А.И. Осипов – считают началом и основанием жизни во Христе видение своих грехов. 4, 16); тот устоит во веки. Добро – её единственный интерес. Поскольку она сама добра, истинна, верна и чиста, то и в других она хочет видеть только лучшее. Любовь не мыслит зла (1 Кор. Отсюда рождается покаяние. 3, 7), коим мы избавляемся от власти тьмы и вводимся в Царство возлюбленного Сына Его (Кол. Любовь милосердствует (1 Кор. скоро возжги сей огонь на земле, низвести который Ты пришёл, и о котором Ты так желал, чтобы он возгорелся (Лк. Более того, сия любовь соделала бы его святым и подобным Богу.5. 16, 24) и истинно предал и пожертвовал бы себя Богу, предоставляя Ему полную власть делать с ним во времени и в вечности всё, что Ему благоугодно, взирая и обращая внимание не на то, хорошо ли ему или плохо, но исключительно на Бога и на то, что только способствует любви к Нему, угождению Ему и славе Его, – то над таким человеком ад и наказание уже не имели бы власти. Любовь не бесчинствует (1 Кор. 1, 19).13. 6, 44) мы должны детски предавать себя, постоянно повергая в пучину любви Христовой всякую самость, всякие превозносящиеся, недоверчивые и ожесточённые мысли и чувства в отношении Бога и ближнего, и неизменно пребывать в таком смиренном алкании и чаянии, пока любовь не дарует нам себя, преисполнив нас своими божественными силами.11. 12, 14)!Даруй нам, Господи, хотя бы немного от Твоей пламенной любви, дабы мы вкусили её и пробудились от окамененного нечувствия и сна смерти! 13, 4), но радуется о других, как о себе самой, когда её ближние что-то из себя представляют, что-то могут, что-то имеют, чем-то довольны; и радуется столь сердечно, как будто она сама обладала бы всем этим.18. И если даже в трудах любви её постигнут скорби со стороны тех, кого она любит, ради её испытания и смирения, она не оставляет своей верности и терпения, хотя бы искушения длились и долго. 13, 7). Если она причинила скорбь другим или если другие сделали ей добро, то она всегда помнит об этом; но добро, которое она делает людям, или причинённое ей ими зло она вменяет ни во что; для неё это меньше, чем ноль. 13, 4) над другими; она не бесцеремонна, не брюзглива, не угрюма или груба в обхождении с ближним, но чистосердечна, открыта и скромна. В худых же слухах о других она, наоборот, всегда сомневается; здесь она должна убедиться и переубедиться. 5, 5), когда Он в Своём вочеловечении изволил взять на Себя наши грехи и сей чистейшей любовью примирить нас с Богом.Свободно служить именно такой любовью Богу – только и есть, собственно, христианство. 12, 29), попаляющий всё, что чуждо чистой любви, – ах! 13, 4). Нет ничего прекраснее, чище, отраднее, крепче и совершеннее любви. Только тот человек приобретает правильную веру, который начинает видеть грехи свои»[1] и так далее. Природная, естественная любовь стремится сразу добиться всего, а если это не получается, то бросает дело. Если люди претерпевают какую-либо несправедливость или скорбь, то она никогда не злорадствует, но всегда огорчается и сопереживает им. 4, 21), больше того – любовь ко всем людям. «Христианская вера – та вера, которая является действенной и действующей силой в человеке – начинается с осознания своих грехов, своего недостоинства. Но в должной ли мере мы следуем этой заповеди? Она терпит до конца (Мф. И дальнейшее становление и развитие внутренней христианской жизни есть не что иное, как раскрытие и умножение любви к Богу (и как её следствие – любви к ближнему). 13, 4); она не надмевается и не высится над людьми, но, наоборот, желает только покорствовать и служить им. Если она, несмотря на всё своё человеколюбие, всю веру, надежду и паки любовь, будет осмеяна, угнетаема и гонима, то всё сие она терпит (Лк. Обстоятельства происхождения и время написания настоящего трактата переводчику установить не удалось. Любовь не завидует (1 Кор. Поэтому очень жаль, что даже благочестивые люди так долго (если не всю свою жизнь) погрязают в страхах, беспокойстве и излишнем попечении о себе самих, вместо того, чтоб хотя бы попробовать всецело вверить себя Богу (Фил. 12, 13), то они в силах истинно помочь друг другу, как будучи собранными во имя Христово (Мф. Любовь долготерпит (1 Кор. 13, 4); её отзывчивый, человеколюбивый нрав, её слова и дела радуют и утешают людей и показывают, что она готова на всё, что только в её силах, дабы принести ближнему пользу и благо.17. Посему любовь всегда думает, что другие делают ей слишком много добра, в то время как она сама не сделала для них ещё совсем ничего, или крайне мало (Мф. Чем больше человек последует сему сокровенному привлечению божественной любви, предоставляя ей вводить себя в богоподобное устроение, когда любовь становится основанием его души; чем больше он будет в простоте приучать своего внутреннего человека к сей любви, тем больше он, как малое дитя от материнской груди, будет принимать в себя её чистую и невинную жизнь, так что вся внутренняя его (Пс. Посему –27. 14, 4); он ещё станет лучше, чем ты», и так далее. 12, 30). Любовь сорадуется истине (1 Кор. Она ничего не говорит о недостатках ближних, разве только когда это служит к их исправлению. о Пресвятая Троица – Отец, первопричина любви; Сын, свет, исполненный любви; Святой Дух, животворящий огонь и святейший источник любви! Любовь – как дитя: ей всё легко и хорошо. Если человек не рождён от любви, то он не может любить, как до́лжно. Этому сокровенному внутреннему привлечению (Ин. Все возникающие в человеческом сердце добрые мысли и желания, печаль и горечь о своих грехах, внутренние вразумления и наказания, побуждения к молитве, истинному благочестию, всецелому преданию себя Богу и многое иное, подобное сему, – всё это, говорю я, есть чистое действование сей кроткой и долготерпеливой любви Божией. О Боже, чистейшая и единая любовь! Первая заповедь предписывает христианам возлюбить Господа Бога всем серцем и всем разумением. 4, 6) и лишь искать чистой любви в сердце и лике Иисуса Христа. Любовь ни ищет своего (1 Кор. Любовь не гордится (1 Кор. Любовь всё переносит (1 Кор. Но падшесть нашей природы и самость вклиниваются всюду, и, при всей видимости любви, человек по сути остаётся чадом гнева (Еф. 5, 5).