Сравнительный анализ учения о границах Церкви сщмч. Илариона и русских богословов XX века. Часть 3

– С. – Б.м.: Св.- Трoицкaя Сeргиeвa Лaврa, 1994. – С. Eдинствo идeaлa Xристoвa// Илaриoн, aрxиeп. рaстлeвaющиe дoмы Цaрствия Бoжия нe нaслeдят. 75-76]. Иoaннa Русскoгo, изд-вo Мoск. Мeжду тeм, сoглaснo иx eрeтичeским зaблуждeниям, Св. Григoрий Бoгoслoв: «Ибo, крaткo скaзaть, пoд силoю крeщeния рaзумeть дoлжнo зaвeт с Бoгoм o вступлeнии в другую жизнь и o сoблюдeнии бoльшeй чистoты» [3, с. Киприaну Кaрфaгeнскoму тaк кoммeнтируeт вoззрeния сщмч. – М.: Изд. Eдин Гoспoдь, eдинa вeрa, eдинo крeщeниe. К вoпрoсу o грaницax Цeркви// Бoгoслoвскиe труды: Юбилeйный сб.: МДA: 300 лeт (1685-1985). 10: 44-48). Дoм «Святaя гoрa», 2004. Курс цeркoвнoгo прaвa. Свoи дoбрoдeтeли Бeрнaрд Клeрвoский и Фрaнциск Aссизский стяжaли нe внe Кaтoличeскoй Цeркви, в кoтoрoй вырoсли и пoдвизaлись, дaрaми кoтoрoй дуxoвнo питaлись. Экклeзиoлoгия в русскoм бoгoслoвии в связи с экумeничeским движeниeм. – М.: Изд. Рaзбoр инoслaвныx учeний oб oпрaвдaнии: III. – С. Фeoфaн Зaтвoрник, свт. Пoдoбным жe oбрaзoм гoвoрит o знaчeнии крeщeния свт. 1: 4), и в этoм смыслe лaтинскoe учeниe сближaeтся с учeниeм иудeeв и мусульмaн. – Мaгистeрскaя диссeртaция. Кaк истиннo тo, чтo, пoгружaясь в смeрть Xристoву в крeщeнии, мы умирaeм грexу, тaк нeпрeлoжнo и тo, чтo сиe умeртвиe грexу eсть вoзнeнaвидeниe грexa, кoтoрoe нaдлeжит нaм вoзгрeвaть в сeбe сaмooxoтнo, при всeй oблeкaющeй нaс силe блaгoдaти Xристoвoй» [28, с. Aвгустинoм, oнo выглядит зaчaстую кaк признaниe лишь фoрмы тaинствa. 2009. 101].Нaш сoврeмeнник aрxим. – С. Флoрoвский, Гeoргий, свящ. Oтнoшeниe прaвoслaвнoгo чeлoвeкa к свoeй Цeркви и инoслaвию: Сб. Флoрoвский Г.В. Тo жe бывaeт и здeсь, eсли мы нe связaны мeжду сoбoй любoвью». – 704 с. [1]          Срaвнитeльный aнaлиз учeния o грaницax Цeркви сщмч. Дoгмaтичeскoe учeниe o сeми цeркoвныx тaинствax в твoрeнияx дрeвнeйшиx oтцoв и писaтeлeй Цeркви дo Oригeнa включитeльнo. Пoдтвeрждeниe этoму мoжнo нaйти и в бoгoслoвскoм aнaлизe идeй прoтивникoв икoнoмичeскoй тeoрии.Здeсь нужнo удeлить oсoбoe внимaниe тaким вoпрoсaм, кaк вoзмoжнoсть признaния:1) рaзнoй стeпeни блaгoдaтнoсти внeцeркoвныx oбщeств,2) нeпoлнoгo числa тaинств,3) oгрaничeннoй блaгoдaтнoсти тaинств инoслaвныx.4) Крoмe тoгo, стoит рaссмoтрeть вoпрoс o рaзницe oтнoшeния к Цeркви eрeсиaрxoв, рaскoлoнaчaльникoв и иx пoслeдoвaтeлeй.1) Рaзнaя стeпeнь блaгoдaтнoсти внeцeркoвныx oбщeств.Прeждe всeгo, нужнo зaмeтить, чтo выглядит пo мeньшeй мeрe сoмнитeльнoй сaмa тeoрия вoзмoжнoсти сущeствoвaния блaгoдaтныx Тaинств вo внeцeркoвныx сooбщeствax, мнoгиe из кoтoрыx прeдaны aнaфeмe нa всeлeнскиx и пoмeстныx сoбoрax Цeркви. Срeтeнский мoн-рь и др., 1996. Eсли крeщeниe сoxрaняeтся в сxизмe, oнo мoжeт тaм жe и прeпoдaвaться [32, 1: 2]. – М.: Изд-вo МФТИ, 1999. – С. – aнгл. Симeoн Нoвый Бoгoслoв, прп. – С. 50-51]. Бeз Цeркви нeт спaсeния – М.; СПб: Срeтeнский мoнaстырь; Знaмeниe, 2000. Исxoждeниe Святoгo Дуxa в прaвoслaвнoм учeнии o Трoицe// Лoсский В. 358].        С учeниeм o «филиoквe» связaнo учeниe лaтинян o твaрнoй блaгoдaти, o чeм упoминaeт и сaм пaтриaрx Сeргий [56, с. – [Б. Фирмилиaнa Кeсaрийскoгo oпрeдeляeт иx кaк «пoлeмичeскиe нaтяжки»: «Фирмилиaн кeсaрийский тoчнo тaкжe дoкaзывaл, чтo дaжe у мoнтaнистoв дoгмaтичeскoe учeниe o Св. 4: 13).Тo жe, чтo блaгoдaть Тaинствa мoжeт дeйствoвaть нe oднoврeмeннo с принятым oбрядoм и дaжe бeз нeгo, мы мoжeм увидeть ужe из тeкстoв Свящeннoгo Писaния Нoвoгo Зaвeтa. oтцoв и учитeлeй Цeркви. — Трoицкaя Сeргиeвa Лaврa, 1993. – С. 298]. рeд. В. Избрaнныe сoчинeния/ Сoст. Филaрeт (Дрoздoв), митр. Нo eсли лaтинянe признaют, чтo блaгoдaть иx тaинств твaрнa, тo нeвoзмoжнo гoвoрить o блaгoдaтнoсти римo-кaтoличeскиx тaинств в прaвoслaвнoм смыслe. Илaриoн (Трoицкий) гoвoрил o любви и другиx xристиaнскиx дoбрoдeтeляx кaк o бoжeствeнныx энeргияx, пoдaвaeмыx Бoгoм члeнaм Цeркви, в тo врeмя кaк oтцы Влaдислaв (Цыпин) и Ливeрий (Вoрoнoв) рaссуждaют o любви в псиxoлoгичeскoм смыслe. – С. – 366 с.19. Цыпин, Влaдислaв, прoт. Тaк, сщмч. Ибo чтo дeлaeт крeщaeмый прeд пoгружeниeм в купeль? Тeм нe мeнee, прeдпoчтeниe здeсь бoлee зaкoннo былo бы oтдaть Кoнстaнтинoпoльскoму прeстoлу, кaк имeющeму пoслe oтпaдшeгo Римa пeрвeнствo чeсти. Избрaнныe сoчинeния/ Сoст. Дуxa пo причинe утeри любви.Прoт. Рaзгoвoры мeжду испытующим и увeрeнным o прaвoслaвии вoстoчнoй грeкo-рoссийскoй цeркви (1815)// Филaрeт (Дрoздoв), митр. On Baptism, Against the Donatists. 80 — 112.59. На домочадцев сотника Корнилия Дух Святой сошел даже до крещения (Деян. Augustinus Hipponensis. 103].Председательствующий на 7-м Вселенском Соборе свт. Николай Кавасила также указывает на нераздельное единство церковных Таинств и их неразрывную связь с Евхаристией. 149-170.23. То есть, к примеру, протестант, не признающий приснодевство Богородицы, но поддерживающий с православными дружеские отношения, по предложенной схеме, получает возможность «спасительно пользоваться благодатью и будучи вне общения с Кафолической Церковью» (прот. Бог отдаёт Себя человеку целиком, в полноте благодати, «ибо не мерою дает Бог Духа» (Ин. И наоборот, благожелательное отношение к Церкви открывает еретикам и раскольникам возможность становиться добрыми. Илариона – разделение внешней формы и внутреннего содержания Таинства.Прежде всего, следует разобрать спорный момент объяснения архиеп. По его мнению, блж. Авторитетный византийский канонист Феодор Вальсамон, патриарх Антиохийский, упоминает о подобных случаях в толкованиях на 18-е правило Сардикийского Собора в связи с рассуждениями о мирянском крещении: «…Так не должен считаться крещеным и тот, о котором говорят, что крещен от непосвященного; почему таковый и должен быть без предосуждения удостоен истинного крещения. – 490 с.26. 205], нельзя принять за истинное. Но разве аполлинаристы, несториане и монофизиты не отвергали таинство Воплощения? Владислав оскудение благодати в таинствах инославных, количественно или качественно? – Т. В «чисто истинной» Церкви существуют «чисто истинные» таинства, а в «нечисто истинных» церквях, соответственно – «нечисто истинные» таинства. О. В 8правиле VIIВселенского Собора мы находим указания – тех из евреев, которые крестятся без веры, «притворно делаяся христианами», числить «по их вероисповеданию» [18, с. Augustinus Hipponensis. 2009. Сергий (Страгородский), патриарх. – С. Конечно, эти случаи крайние и достаточно редкие, но они помогают понять те принципы, согласно которым совершается Таинство Крещения. они «преподают крещение не во Отца и Сына, но в Творца и тварь, в Создателя и произведения… Приемля, по-видимому, крещение в имя не-сущаго, ничего не приимут они» [1, с. 29-59.      58. Карташева, протопресвитера Николая Афанасьева. – С. Прием в Церковь из схизматических и еретических обществ // Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902 – 1998. Так, мы нигде не находим свидетельства о крещении апостолов. Цыпин, Владислав, свящ. Слово 42, прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов// Григорий Богослов, свт. Верейский, сщмч. 408]. 3-493. 4]. Если же она нечисто истинная или неистинно чистая, то это уже просто не Церковь, так сказать, по определению. 52, 47].Позиция же в этом вопросе свт. – 974 с.29. Московский и Коломенский. Владислава Цыпина, и определяется «степень оскудения благодати» в отделившихся от Церкви обществах [65, с. – С. В такой оценке, вполне уместной по отношению к зачинщикам расколов, оказывается много натянутого, когда она прилагается ко всем вообще сектантам: к тем, кто в расколе оказался по воле случайных обстоятельств, к тем, кто имеет лишь очень отдаленное и смутное представление о Кафолической Церкви, и, наконец, даже к тем, кто вовсе не знает о ее существовании. Сергия (Страгородского) и получившее развитие в трудах протоиереев Георгия (Флоровского), Ливерия (Воронова) и Владислава (Цыпина). Илариона и русских богословов XX века. А это означает, что в таинствах инославных, как и в людях, признанных святыми в римо-католичестве, действует какая-то другая сила, отличная от божественной благодати православных Таинств, что и подтверждает рассмотрение римо-католической святости с точки зрения православной аскетики. В рассуждениях прот. – Репринт. 192]. Так, рассуждая о покаянии, Тертуллиан писал: «Я не отрицаю, что божественное благодеяние, то есть уничтожение грехов, спасительно для вступающих в воду крещения, но нужно трудиться, чтобы этого достигнуть… Об истинности и согласии учения отцов Восточной Церкви со Священным Писанием и о ложном направлении подвижников Западной Церкви и их творений// Игнатий Брянчанинов, свт., еп.           Кавказский и Черноморский. С другой стороны, в самой Церкви получает распространение гипертрофированная боязнь печати антихриста, которую, по мнению некоторых, можно принять совершенно бессознательно (даже во сне) без явного отречения от Христа и поклонения антихристу. – С. 270]. – URL: http://www.newadvent.org/fathers/14083.htm (дата обращения 12.11.09).34. II. – М.: Паломник, 2003. 453-454]. 207-208]. Но тогда, согласно позиции патриарха Сергия, принятие латинян в русской Церкви (без крещения) остается безблагодатным.Из сказанного можно сделать вывод, что мы необходимо должны признать икономическое понимание правил приема в Церковь еретиков и раскольников. 48].Можно встретить подобные взгляды и у близких нам по времени церковных писателей и богословов. – C. 308].Но даже если не брать в рассмотрение монтанистов, все же, из предложенной схемы трудно выяснить богословские принципы, в соответствии с которыми можно уверенно распределить имеющиеся еретические и раскольнические общества по разным видам чиноприемов в соответствии с «мерой повреждения в них евангельского учения», которой, по мнению прот. – М.: Паломник, 1997. Николай Кавасила, св. Он называл его грехом нелюбви и вражды на братьев. Григорий Богослов, свт. Писании: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 4, 3). Хотя в отношении границ Церкви они придерживались мнений противоположных воззрениям архиеп. Богословие и боговидение: Сб. и общ. 7: Собор Никейский 2-ой, Вселенский Седьмой. Поное собрание творений в 12 т. Владислав предложенные свт. Потому что это недуг любоначалия. Начало этому возрастанию взаимообщения человека и Бога полагается в крещении и продолжается в остальных Таинствах и во всей жизни христианина, «доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. Духа. со 2 издания 2 тома «Мистическая Трилогия», Петроград, 1915 г. То же самое можно сказать об арианах. 1. – Загорск, машинопись, 1979. Все же, надо думать, что недостаток веры и покаяния восполняется через чинопоследование Таинства верой самой Церкви, поскольку обыкновенно приступающий к Таинству Крещения имеет хотя бы доверие к Церкви и соглашается на отречение от «сатаны и всех дел его».Тем не менее, как видно из сказанного выше, возможна и крайняя степень, когда крещение не совершается по причине отсутствия даже зачатков веры у крещаемого или его воприемников. Кроме того, как видно из контекста, речь здесь ведется, собственно, о чистоте не Церкви или церквей, но их вероучения. Дух не является Богом, но сотворен, что, собственно, есть прямая хула на Св. Проблематика христианского воссоединения// Флоровский Г.В. 108].Исторический аспектОшибочность теории догматического толкования церковных правил, которые регулируют прием в Церковь отступников, наиболее заметна на историческом материале.Несмотря на то, что богословы, взгляды которых были рассмотрены в настоящей главе, предлагают свои варианты объяснения правил приема в Церковь еретиков и раскольников как альтернативу икономической теории, предложенные ими толкования не только не проясняют, но еще более запутывают вопрос. Василия Великого едва ли не наиболее строгая, поскольку, развивая предложенный им подход ко крещению монтанистов, можно вполне справедливо отвергнуть таинства всех отступников, так как они, отвергая Церковь Божию, отвергают и Христа, и Духа Божия, пребывающих в Церкви, и тем самым возносят хулу на Бога. Но если, как в случае с Римом, отпадает целая Поместная Церковь? прав. Толкование на Послание к Ефесянам// Иоанн Златоуст, свт. XVI) [9, с. Правила первых четырех Вселенских Соборов. статей. 600 – 615.      64. Христос и Его Церковь (Приложение)// Лосский В. Творения. 3. – М.: Изд. Патриархии, 2001. Поскольку же перечисленные свойства Церкви являются ее существенными свойствами, теряя которые, предмет перестает быть самим собой, то мы вынуждены признать, что такая «нечисто истинная» Церковь Церковью не является. Бекорюков, Алексий, диакон. Августин, на учение которого обыкновенно ссылаются приверженцы теории частичной благодатности таинств инославных, не был сторонником этой идеи. 205].Любые попытки противников икономической теории, опираясь на канонические правила, сколько-нибудь конкретизировать «меру повреждения евангельского учения» отступников вызывают неразрешимые противоречия с этими же правилами. Творения: В 4 т. – 206 с.39. 89-97.56. On Baptism, Against the Donatists. Не одни ли они потерпели? Григорий определяет как «отречение от безбожия и исповедание Божества» [4, c. прав. Крещеному все прежние грехи прощаются, а от будущих охранять его будет сия, нисшедшая в него в крещении сила… Духа. Иоанн Златоуст, свт. Тертуллиан. – Т. Тем не менее, «неуврачеванные» аполлинаристы принимаются в Церковь через миропомазание, а «отлученные от Божества» несториане – даже через покаяние.Из сказанного можно сделать вывод, что отсутствие общих указаний в канонических правилах присоединения к Церкви еретиков и раскольников не случайно и не является временным, и о ереси мы можем лишь сказать со свт. Сретенского мон-ря, 2001. –М.: Православная беседа, 1992. Спасение человека, его обожение, его духовное возрождение, начинающееся в крещении, не является плодом только человеческих усилий или действием одного божественного могущества, но – синергией, содействием, соработничеством человека и Бога.Патриарх Сергий в своей магистерской диссертации «Православное учение о спасении», написанной им еще в сане архимандрита, большое внимание уделяет необходимости в деле спасения человеческих усилий, в частности, веры и благого произволения, без чего божественная помощь остается бездейственной. Божественная благодать представляется здесь потоком энергии, который в таинствах раскольников и схизматиков превращается в небольшую струю, производящую некоторое действие, но неспособную наполнить. Между тем, опровержение последней было одним из главных поводов развития первой.Предложенное рассуждение позволяет сделать вывод, что по вопросу о границах Церкви из двух рассмотренных направлений богословски, святоотечески и исторически наиболее обоснованным выглядит направление, ярким представителем которого является сщмч. – лат. – Б.м.: Св. – М.: Отчий дом, 2001. теория догматического толкования церковных правил, регулирующих способы принятия в Церковь из раскола и ереси, для устранения своих недостатков вынуждена прибегнуть к помощи теории «икономической». Также и сщмч. Исходя из этого, можно, в случае возвращения кого-либо в лоно Церкви, поступить либо по икономии и признать совершённое вне ее (Церкви) границ (например, хиротонию), дав таинству, таким образом, недостающую силу; либо по акривии – не признать совершённого и потребовать его повторения» [45, с. без крещения. В. Августину, который в упомянутом выше 208 письме пишет, что если раскольники по видимости и выглядят добрыми, тем не менее, «само отделение от Церкви делает их злыми по слову Господа: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает»» (Мф. – Ч. – Т. Епифаний Феодоропулос обосновывает мысль о равной губительности ереси и раскола следующим образом: «Искажением веры также является возведение до статуса догматов того, что догматом не является. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Мейендорф, Иоанн, прот. Рассуждая упомянутым образом, в конце концов, во многих случаях просто невозможно будет решить, кто крещен, кто рукоположен, а кто нет, но очень просто зайти в тупик, подобно донатистам.Это касается не только древних ересей. – URL:            http://www.augustinus.it/latino/ritrattazioni/index2.htm (дата обращения 12.11.09).35. Марк (Лозинский). 308]. В таком случае не может идти даже речи о обожении, о возможности стать «причастниками божественного естества» (2 Пет. 332, 333].Здесь следует остановиться на следующем вопросе: как воспринимать крещение в том случае, когда человек принимает это Таинство лицемерно или механически, равнодушно, в состоянии «окамененного нечувствия» или по какому-нибудь случайному поводу, к примеру, чтобы избавиться от бессонницы или головной боли? Владислава Цыпина близки мыслям о. Христианин в Церкви: Запись докада на летнем съезде РСХД// Флоровский, Георгий, прот. 271].Св. 15]. 2009. Иларион (Троицкий). Источники и литератураИсточники1. Духа и сообщает их при руковозложении. И в этом случае Таинство не совершается по причине того, что в завете не участвует уже божественная сторона. Согласно концепции блж. – англ. Book I// New advent: [сайт].2009. – через крещение), и стали греки принимать латинян в XVIII веке.По мнению патриарха Сергия, отступники получают возможность совершения Таинств от Церкви, которая может лишить этих прав [57, с. Александрийский святитель полагал, что недопустимо называть ариан христианами, т. – Репринт. Или, если бывает нечто, в чем члены, по-видимому, помогают главе, насколько справедливее, чтобы самая Глава приложила то, чего недостаёт членам? – 2-е изд., испр. – Прогресс, 1994. Тем не менее, никто из этих потомков не избежал следствий грехопадения. Слова, т. Именно такая направленность рассуждения свойственна блж. На ариан слово второе// Афанасий Великий, свт. Симеон Новый Богослов замечает: «Бывало, что некоторых посещала благодать Божия и без возложения рук священника, но то были исключительные случаи; не всем общие» [25, с. Правда о Фатиме: Духовная ткань фатимских явлений. Ред. Троицу: «Ибо как преданная нам вера в Троицу есть единая, и она сочетает нас с Богом, а кто отъемлет что-либо от Троицы, и крещается в одно имя Отца, или в одно имя Сына, или в Отца и Сына без Духа, тот ничего не приемлет, но и крещаемые, и кто мнит себя преподающим крещение остаются тщи и непосвящены; потому что тайноводство совершается во имя Троицы: так и кто отделяет Сына от Отца или Духа низводит до тварей, тот не имеет ни Сына, ни Отца, но безбожен, хуже неверного, и скорее всё, только не христианин… В XVIII веке русские стали латинян принимать через покаяние, а греки – через крещение. – М.: 1998. Патриархии, 2001. Что же касается решения отцов Вселенских Соборов принимать монтанистов первым чином (т. – С. Следовательно, отличие православных и инославных таинств качественное. прихода храма св. 278].Таким образом, согласно святоотеческим взглядам, не только любая ересь, но и раскол, и даже самочинное собрание одинаково отделяют человека от Церкви и от божественной благодати, наполняющей церковную жизнь.2) Неполное число таинств.С учением о различных «степенях оскудения благодати» в отделившихся от Церкви обществах [65, с. Собрание сочинений, т. Слово 40, на святое Крещение// Григорий Богослов, свт. Феолипт, митрополит Филадельфийский, «очень серьезно относился к арсенитской «схизме». Например, Дионисий Александрийский позволял себе такую дедукцию, что Новатиан вводит хульное учение о Боге и клевещет на всеблагого Господа нашего Иисуса Христа, представляя Его немилостивым» [41, с. – англ. Сергий и его последователи) признавали благодатными некоторые таинства отделившихся от Церкви обществ. Послание к Ефесянам// Ранние отцы Церкви: Антология. 7: Избранные письма/ Сост. – 448 с.51. е. – СПб.: Изд-во Русской Христианской гуманитарной академии, 2005. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1998. 341-345.11. О крещении// Тертуллиан, Квинт Септимий Флоррент. – URL: http://www.newadvent.org/fathers/1102208.htm (дата обращения 12.11.09).32. Но, дорогой мой, открыв любую книгу по православной догматике или же каноническому праву, ты увидишь, что Церковь в принципе не признает действительным все, что совершается вне ее границ, иными словами, у еретиков, раскольников и в нелегальных церковных формированиях. Retractationum// Sant’Agostino: Augustinus Hipponensis: [сайт]. В. Это омовение есть запечатление веры, а вера начинается и свидетельствуется верой в покаяние» [27, с. писем. г.]. мц. Луг духовный. Надо заметить, что блж. 217-218].3) Ограничение благодатности таинств инославных.В своем развитии признание ограниченного числа таинств инославных обществ приводит к ограничению действия отдельных таинств у инославных. Общества, отпавшие от Церкви и юридически и фактически, воюющие против нее на словах и на деле (иногда с оружием в руках), оскорбляющие Православную Церковь, объявляющие ее еретической, схизматической, безблагодатной, даже «антихристовой», глумящиеся над православными Таинствами, возводящие в ранг святых тех, кто гнал и убивал православных (и даже порой – именно за эти гонения и убийства), эти общества вдруг объявляются сохранившими благодать Таинств.Выше уже приводилась оценка Василием Великим монтанистов, которые «восхулили на Духа Святаго, нечестиво и бесстыдно присвоив наименование Утешителя Монтану и Прискилле. 283]. – М.: Изд. Благодать же Христова есть, сообщается в крещении и еретических общин, стоящих вне Церкви» [11, с. Григорий Нисский, свт. «Таинственное возрождение в крещении, – писал соискатель магистерской степени, – не составляет исключения: и оно возможно только в виде произвольного решения, которое только укрепляется и доводится до конца благодатию» [53, с. К Серапиону, еп. Признать такого человека крещеным я бы не решился. 101-110.10. Это так и бывает» [20, с. Отсюда можно сделать вывод, что окраденность внецерковных таинств, о которой говорит о. Владислава Цыпина и Ливерия Воронова, стало учение о том, что схизматические сообщества не имеют Св. 595]. Ибо они восхулили на Духа Святого, нечестиво и бесстыдно присвоив наименование Утешителя Монтану и Прискилле. Флоровский Г.В. Афанасьев, Николай, протопр. – № 8. 57. 2. Иоанна Русского, изд-во Моск. 54-105, 139-141.13. – Казань: Центральная Типография, 1909. Тем не менее, эта оценка римо-католичества не бесспорна. 215]. Три аспекта рассмотрения идей противников икономической теории толкования канонов: канонический, богословский, исторический.Для более подробного анализа идей противников икономической теории толкования канонов, регулирующих прием в Церковь еретиков, раскольников и самочинников, следует рассмотреть их позицию в трех планах: каноническом, историческом и собственно богословском.Канонический аспектКак уже было замечено выше, существующие попытки построить на каноническом материале более-менее внятную схему соответствия чинов приема в Церковь инославных «природе или… Прот. San’Agostino. В первом случае – действием человеческим, во втором – действием Божиим. Sermo 268. Духа на апостолов было действием Божиим, совершённым без какого-либо обряда. Они причащались Тела и Крови Христовой еще до получения Св. И хотя усилия человеческие несоизмеримы с могуществом Божиим, но Бог, ценя дарованную Им человеку свободу, ставит Себя с человеком в равные по отношению к человеческому спасению условия. Пислякова.- М.: Изд-во Св. Введение в святоотеческое богословие. Собрание творений в 2-х томах. — Владимирского Братства, 2000. 127]. 355-356].Таким образом, мы видим, что бывают случаи, когда Церковь не признает крещения, совершённого православным священником законным образом, если с человеческой стороны полностью отсутствуют необходимые для крещения вера и покаяние.Что касается случая с крещением мусульманских младенцев, то здесь требует разрешения следующий вопрос. – 332 (V) с.8. Кирилл, архиеп. Татианы, 2002. Именно так, как иудеев и мусульман (т. Ибо, если мы не это скажем; не только войдем в противоречие с священными и божественными правилами, но и будем вынуждены из почтения к святому миру называть верными и тех агарян, которые в силу долговременного обычая крестятся за тем, чтобы от них не было запаху…; чего, по моему, по крайней мере, мнению нельзя допускать» [24, с. Николай Кавасила» [20, с. 100-101].Также и ниспослание Св. – М.: Изд. Т. 184].Между тем, несмотря на признание таинств схизматиков блж. Встает вопрос: как понимает прот. 292].4) Вопрос о разнице отношения к Церкви ересиархов, расколоначальников и их последователей.Преемники взглядов патриарха Сергия (Страгородского) на вопрос о границах Церкви в своих изысканиях часто ссылаются на мысли блж. – С. Поэтому и в церковных канонах отступники всех трех видов часто носят общее наименование еретиков: «Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились, и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов» (6-е правило Второго Вселенского Собора) [19, с. 11, кн. – лат. игум. Патриархии, 2001. Афанасий и о других еретиках, искажающих веру в Св. 758-767.63. 219]. – С. Протоиерей Иоанн Мейендорф отмечает, что «крещение есть вступление в Церковь, а потому крещение в осуждение (совсем без вступления в Церковь) невозможно по определению» [50, с. Но с другой стороны, если церковная иерархия, зная, что крещение над этим человеком было в свое время совершено, решит принять его в Церковь через миропомазание или через покаяние (если миропомазание было совершено вместе с крещением), значит ли, что этот человек присоединяется к Церкви без крещения? – С. Тут же, в духе крещаемого. Надо сказать, что предложенные свт. статей/ Общ. Pour le jour de la Pentecôte. 391-392].Тем не менее, такие рассуждения обычны для святых отцов. 308]. Значение апостольского преемства в инославии// Сергий (Страгородский), патриарх. Писания в России. 3: 21).Это же отношение к Таинству Крещения можно встретить и в трудах церковных писателей, свв. Если выражение «чисто истинная» Церковь явно избыточно и является типичным плеоназмом, то словосочетание «нечисто истинная» Церковь звучит парадоксально. 586-602.    5. Дионисий Александрийский смертельно грешил, принимая приходящих из монтанизма без крещения и тем самым лишая надежды вечной жизни не только их, но и тех, кому не посчастливилось принять таинства от принятых из монтанизма столь незаконным образом.Конечно же, такая ситуация в истории не единственна. Augustine of Hippo, saint. В.В. прихода храма св. С одной стороны, магическое восприятие Таинства Крещения заставляет множество людей прибегать к нему по причинам, имеющим случайный характер. Ливерий Воронов в качестве одной из идей «православного экуменизма» приводит следующую мысль свт. С точки зрения психологии и грехопадение Адама не должно иметь существенных последствий для его потомков, особенно для тех, кто ничего об этом даже не слышал. Августина о таинствах схизматиков, которое представляется следующим образом: «Единство Церкви созидается двоякой связью: единством Духа в союзе мира (Еф. князя Александра Невского, 2001. Признание возможности совершения таинства за пределами Церкви влечёт за собой признание и других таинств. – Т. – 440 с.46. – М.: Изд. Иларион (Троицкий), архим. Макарий (Петанов), иерод. – М.: Моск. Святой собор сказал: «это очевидно»» [7, с. Если так, отчего же они не с нами? Синодальная б-ка, 1991. Прот. Октоих: гласы 5-8. Как видим, даже триадологические ереси не позволяют четко определить принадлежность исповедующих их сообществ к тому или иному чину.Еще сложнее вопрос с ересями, искажающими христологический догмат. Не вместе ли с ними и их сообщники? Правила Св. Московский и Коломенский. Поэтому толкование чинов приема в Церковь отступников в догматическом ключе, как определяющих «степень оскудения благодати» в отделившихся от Церкви обществах [65, с. – 264 с.54. В 2т. Болотов В. То есть пребывание вне Церкви по причине неприятия церковных догматов, как, впрочем, и любое самовольное отделение от Церкви, неизбежно ввергает человека в область злочестия, лишая его (вне зависимости от чувства симпатии или антипатии по отношению к Православной Церкви) возможности без изменения веры и без присоединения к Церкви становиться добрым. С одной стороны, конечно, следует, так как совершённое крещение признано недействительным. 141-156 (2-я пагин.) (Окончание).55. 134].Тому, что благодать, подаваемая в Таинствах, может быть получена от Бога иным образом и даже без внешних действий, находим подтверждение и у святых отцов. – Прогресс, 1994. Синергия невозможна, когда отсутствует усилие одной из сторон. к. – URL: http://www.newadvent.org/fathers/1102093.htm (дата обращения 12.11.09).31. «В расколе спастись нельзя» – эта максима обозначает только то, что Православная Церковь даже в этих светочах западного христианства не опознала святых, а значит, вне Православия невозможно достичь подлинного обожения, невозможно стяжать благодать Святого Духа в той преизбыточествующей полноте, в которой сподобились этого дара православные святые» [65, с. – Репринт. 260-369.2. – С. – С. 5-218.15. – М.: Пробел, 2000. Если воспринимать монтанистское учение о вселении Св. Отношение отечественной науки к инославному богословию// Богословский вестник, 1895. – С. Augustine of Hippo, saint. Иларион) утверждалась полная безблагодатность таинств еретиков и раскольников, а в другой (патр. статей. Духа в Монтана и Прискиллу как о новом боговоплощении, то эта ересь становится подобной заблуждениям еретиков, искажающих христологический догмат. 2. Мысли священномученика о восполнении в Церкви Господом нашим Иисусом Христом действий человеческих также вполне соответствует церковной, святоотеческой традиции, воспринятой и современными православными богословами. 2: История Церкви в период до Константина Великого. Таинство совершено, благодать дана, но она не воспринята. Письмо к Магну о крещении новациан и о получивших крещение в болезни// Киприан Карфагенский, сщмч. – они должны сказать: тот Христос, который послал Духа Утешителя, проявляющегося в Монтане и его пророчествах. И дело тут не в уровне силы, а в степени самоотдачи. Иерусалимский, свт. Филарета (Дроздова) о существовании церквей «чисто истинных» и «нечисто истинных» [29, с. Владимир так прокомментировал описанное событие: «При всем моем уважении к этой уже покойной христианке, я, конечно, сказал ей, что такой способ действий совершенно неправомочен. Где же оно в крещении? Обе позиции имеют свои уязвимые места, на которых следует остановиться отдельно. Спорный момент объяснения архиеп. То есть, несмотря на полученную благодать, западный христианин, вне зависимости от своих подвигов и добродетелей, не может достигнуть святости. Духа в Монтана как приписывающее Монтану особое богодухновенное состояние, то заблуждения монтанистов следует признать относящимися к области аскетики. Если говорить о вселении Св. Лосский В.Н. Иногда для Церкви могут быть более опасны раскольники или еретическое общество с незаметными на первый взгляд догматическими отступлениями как раз в силу внешнего сходства этого общества с Православной Церковью. 126].То же самое можно сказать и о любом человеке, когда он приступает к Таинству Крещения, понуждаемый к этому каким-либо суеверием или в силу других причин, не связанных с христианской верой. Деяния Вселенских Соборов. – С. – через крещение), то здесь можно предположить влияние воззрений на монтанистов свт. – М.: Пробел, 2000. 307-319.       28. Таинства «схизматической церкви», по мнению о. Но тем недостает Божией любви, кто не заботится о единстве Церкви и, следовательно, мы правы в понимании того, что можно сказать, что Св. Игнатий (Брянчанинов), свт. По прямому смыслу этой фразы, в принципе, и пребывающие в отделении от Церкви, при известных условиях, могут становиться добрыми: для этого им нужно перестать быть настроенными против нее» [44, с. Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального мон-ря, 1994. – Т. Афанасия на ариан и еретиков вообще. Letter 208// New advent: [сайт]. Столярова. Папа Стефан, к примеру, принимал без крещения даже маркионитов, крещение которых 95 правилом Трулльского Собора отвергается наряду с крещением манихеев и валентиниан. – Репринт. Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает» (Еф. 220]. – 2004. При наличии того и другого внутреннее расположение человека освящается и усовершается в крещении божественной благодатью, следствием чего и является очищение от грехов крестившегося. Подтверждение такого взгляда на действие и смысл крещения мы можем найти в Св. В глазах святителя Феолипта арсенитский раскол представлял не меньшую (если не большую) опасность для православной Церкви, чем ересь «латиномыслящих»» [58, с. В конце концов, подобного рода идеи приводят к признанию «нечисто истинной» благодати таинств внецерковных обществ, что является, по сути, свидетельством именно безблагодатности таинств еретиков и раскольников.Вообще, попытка построения богословского рассуждения, основанная на признании «чисто истинной» Церкви и «нечисто истинных» церквей выглядит бесперспективной. – Т. Филаретом термины, высказаны им прежде всего, чтобы избежать категорического суждения в сложном вопросе, в целях, так сказать, назидательных: «А ты все ищешь такого себе оружия, которое бы защитило тебя погибелью других!» [там же]. Владислав Цыпин определяет эти таинства как «хотя и окраденные, но низводящие благодать и освящающие приемлющих их» [65, с. Владислава Цыпина об ограниченной благодатности внецерковных таинств можно увидеть развитие мысли свт. – 652 с.24. Augustine of Hippo, saint. Августина имеет бытийный характер, это онтологическая связь Церкви, которую теряют все, кто отделяется от тела Христова. Епифаний Феодоропулос пишет: «Ты говоришь о «перерукоположении» старостильных клириков Элладской Церковью. Августина. 211-263.       14. – Репринт. Дух не может быть принят нигде, кроме Кафолической Церкви» [33, 16: 21].         Возможность разделения таинств еретиков на благодатные и безблагодатные допускал оппонент сщмч. Так, патриарх Сергий (Страгородский) следующим образом определяет признаки общества, принимаемого первым чином (через крещение): «Отпали все, но есть степени отпадения. 35-36].Но при такой постановке вопроса возникает сложность, которой ни патриарх Сергий, ни его последователи не уделили внимания и которую удобно разобрать на примерах. – [М.]: Отчий дом, 1994. Илариона (Троицкого) на различные чины присоединения к Церкви инославных вполне укладываются в русло церковного учения о Таинствах. Катанский А.Л. Подобны рассмотренным и воззрения свт. Так и 8-е правило VII Вселенского Собора, говоря о случаях присоединения к Церкви притворно крестившихся евреев, когда они искренне уверуют, не требует принятия их через крещение, но через покаяние и публичное отвержение оставленных заблуждений [19, с. – франц. Тарасий, патриарх Константинопольский, отказался распределять еретиков по степени их вредоносности. Догматическую позицию папы Стефана по этому вопросу архиепископ Иларион излагает следующим образом: «В последнем пункте – еретики не имеют Святого Духа – согласны были и сторонники Стефана Римского… Стефан и его единомышленники разделяли духовные благодатные дары на две части: благодать Христова и дары Св. У еретиков нет евхаристии. Известно также воздушное крещение, имеющее распространение у православных греков Северного Эпира [51, с. В предыдущих частях автор представил анализ идей представителей русской богословской мысли относительно вопроса церковных границ. Если принять сторону патриарха Сергия, то свт. — Владимирского Братства, 2000. Кафоличность Церкви// Флоровский Г.В. Если таинство крещения совершилось, то оно совершилось в Церкви, а Церковь может совершить не одно таинство, а все. Поместных Соборов с толкованиями: В 2 ч. Когда затем, в сем духе отвращения и ненависти ко греху, погружается он в купель, тогда благодать Божия, нисшедши внутрь, закрепляет сии расположения и решения воли и дает им силу живую и действенную. Илариона, но по вопросу единства благодати, действующей в Таинствах, согласны с Владыкой.Протопресв. – Б.м.: Св.- Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Епифаний представляет следующим образом: «И мы думаем, что же лучше: сгореть или утонуть?» [45, с. Но дело в том, что «Великий Дионисий» «не приметил сего» [там же] и принимал монтанистов без крещения. Григория Паламы свт. 1: слова 1-52. Владислав, – равно и представлять эти добродетели как результат их «естественных» человеческих усилий или действий Божественной благодати, осуществляемых помимо церковных институтов и даже помимо Таинств. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию// Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви: Москва, 13-16 августа 2000г. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам// Сергий (Страгородский), патриарх. Лосского, столь значительное, «что уже становится затруднительным применять без оговорок одно и то же слово «богословие», относя его к двум столь различным взгядам на божественные реальности» [48, с. – С. Воронов, Ливерий, прот. – 381 с7. Мы знаем о крещении кровью, о крещении при отсутствии воды, например, крещение песком [15, с. Надобно одинаково стоять как за веру, так и за нее (багодать священства). Хорошей иллюстрацией необходимости человеческой доброй воли для совершения Таинства Крещения может послужить случай, приведенный прот. Братство свв. – М.: Изд. Ч.1., Ч. Хотя Таинство в подобных случаях можно считать несовершённым, но когда человек, обретая истинную веру и приходя в покаянное сокрушение, прибегает к помощи Церкви, тогда то, что потенциально было дано ему в крещении, актуализируется, и благодать, которой он пренебрег ранее, начинает по вере действовать. 36-37].Из сказанного можно сделать вывод, что воззрения архиеп. Януарию в защиту единства таинств приводит следующий аргумент. Одной из мыслей епископа Гиппонского, неприемлемых для протт. 547], а само крещение свт. статей/ Общ. Вступление в Церковь. 1. А.А. В предыдущих частях[1] статьи был предложен аналитический обзор идей представителей русской богословской мысли, касающихся вопроса церковных границ. Владислав вынужден сделать оговорку: «Но совершенного исцеления от греховной порчи в ереси или расколе нельзя получить никому…» [65, с. – 474 с.42. 12: 30) [31, 6]. писем/ Сост. – итал. – М.: Изд-во МФТИ, 1999. Афанасьев, Николай, протопр. Бессознательное отношение к возрождению в Таинстве Крещения оборачивается боязнью столь же бессознательной гибели от печати антихриста. Игнатий Богоносец писал: «Не обольщайтесь, братья мои! Что говоришь ты? Хотя по его воззрениям таинства совершаются и вне Церкви, поскольку совершаются они Самим Христом, но блж. В догматическом отношении Рим всё более удаляется от Православия. Сергий (Страгородский), архиеп. – С. 544-575.4. 141-158.60. 311-326.  18. 218]. Свт. Крещением мы входим в Церковь, духовным образом приобщаемся к телу Христову. Т. Иоанн Златоуст рассуждает об отделении от Церкви в органических терминах: «В самом деле, если бы случилось руке отделиться от тела, дух, истекающий из головного мозга, ища продолжения и не находя ее там, не срывается с тела и не переходит на отнятую руку, но если не найдет ее там, то и не сообщается ей. «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам», – сказал апостолам Господь (Ин. Характерен один существенный момент в размышлениях Святителя: раскол, по его мнению, бывает порой хуже ереси. Дух не только не пребывает в раскольнических сообществах, но раскольники не получают Его и в таинствах по причине своей неспособности воспринять подаваемую в них благодать. — № 3 (17). При помощи таких полемических натяжек, конечно, можно было бы оспаривать православие догматического учения о Троице даже у новатиан. А.А. «Едва ли было бы благочестиво и справедливо отрицать всякие христианские добродетели инославных подвижников, – утверждает о. Еще более определенно говорит об этом св. Так, например, греческий старец и богослов архим. Моск. Именно эту веру подтвердили и остальные отцы Собора: «Иоанн, боголюбезнейший местоблюститель апостольского престола на востоке сказал: «ересь отделяет от Церкви всякого человека». Мы знаем, что вслед за признанием действительности крещения еретиков и схизматиков последовало признание действительности и других таинств» [39, с. ап. Владимир (Сабодан), архиеп. Что же пользы во всем прочем, если у них не соблюдена эта последняя? 3: 34). Но делают они это весьма избирательно, используя подходящие им элементы из достаточно цельного учения Блаженного о таинствах и отвергая неугодные. Иларион (Троицкий), архиеп. Если же человек, крещенный таким образом, пожелает присоединиться к Церкви, то будет законно принятие его и через крещение, и без него, так как в последнем случае Бог восполняет то, чего не хватало совершённому вне Церкви Таинству.Таким образом, и лицемерное или случайное крещение в Церкви, и искреннее крещение вне Церкви восполняются тем, что им недостаёт. Ибо как лишение Христово восполняют члены Церкви, Павел или иной кто, подобный ему, так нет ничего странного, если лишение Церкви восполнит Глава Церкви. – Киев: Пролог, 2003. 177-188.65. В конечном итоге, те, кто решатся следовать ходу их рассуждений, для компенсации недостатков предложенных объяснений будут вынуждены, как это ни странно, обратиться за помощью именно к икономическому объяснению канонов.Патриарх Сергий в отношении приходящих к Церкви из ереси и раскола готов оправдать акривию, но не икономию: «Между тем, если мы вместе со строгими церковниками будем говорить, что вне Церкви никаких Таинств нет, то акривия не вызовет у нас недоумения, а экономия будет совершенно непонятна: каким образом человек, в сущности некрещеный… может быть сочтен членом Церкви и допущен к её Таинствам, до святого причащения включительно Да и могут ли эти Таинства принести для не- возрожденного духовно какой-либо плод Ведь это почти то же, что давать пищу мертвому Если же такой невозрожденный попадает в клир, тем паче в епископы, может ли он преподать другим благодать, которой сам не имеет» [57, с. Таинство единства Церкви: Сб. Фирмилиан Кесарийский в послании сщмч. и общ. Отношение Православия к инославию// Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902 – 1998. Скажи мне: ужели вы считаете достаточным то, что их называют православными, тогда как у них оскудела и погибла благодать рукоположения? 395-460.Источники на иностранных языках30. – URL: http://www.newadvent.org/fathers/14081.htm (дата обращения 12.11.09).33. 8-13.6. 192-220.40. 126].Константинопольский Синод в XII веке принял решение не признавать крещения магометанских младенцев, приносимых родителями ради избавления от неприятного запаха, хотя крещение их было совершено в Церкви вполне законным образом [38, с. Духа. Сидоров А. Это значит, что мы не понимаем, что такое православное Таинство» [43, с. Пислякова.- М.: Изд-во Св. – М.: Изд. Творения: В 4 т. 272].Рассуждения на эту тему прот. “У них та же самая вера, и они так же православны”. Августин говорит о всех таинствах, не ограничивая их числа. Но чтобы приобщиться этой полноте, человеку необходимо также целиком довериться Богу. – С. 52]. То есть, в этом случае необходимо признавать и священство схизматиков. – М.: Просветитель и др., 1991. Блаженный не отделяет единства Духа от союза мира. Существо умертвия греху всегда одно: это есть отвращение от греха, смертельное возненавидение его. Многим посылал Он облако с небеси и воду из земли сверх ожидания и таким образом крестил их, а большую часть воссоздал сокровенно. – С. Самое большее, что могут сделать «нечисто истинные» таинства, это привести принимающих их в состояние «нечисто истинной» святости. Блаженный считал, что не надо быть несправедливым ни к одному из таинств [там же].Следует также отметить некоторую неточность прот. – 579 с.12. Так, в Богородичном каноне 6-го гласа воскресной утрени мы читаем: «Да рыдает собрание злочестивых, не проповедующих Тя яве, чистую Богоматерь» [21, с. В противном случае мы должны были бы признать и крещение крещеных насильно, и крещеных методом подобным тому, который применяли латинские миссионеры, которые, тайно произнося крещальную формулу, трижды брызгали водой на индусов, купающихся в Ганге, считая таковые действия Таинством Крещения. Если же… мечтаете вы, будто бы Дух Святый есть тварь; то уже не одна у вас вера, и не одно крещение, но два: одно во Отца и Сына, а другое в Ангела, который есть тварь» [2, с. У приступающего ко крещению в отступившем от Церкви обществе есть вера (хоть и несовершенная) в Спасителя нашего Господа Иисуса Христа Сына Божия, во Святую Троицу, есть в основных моментах верная обрядовая форма Таинства, но нет содействия Божия, нет благодати, так как Таинство совершается вне Церкви. Должно или ни об одном не думать, или и о других думать одно и то же, так как одна и та же сила действует во всех, и единое заколение единого Агнца и Его смерть и кровь доставляет совершение всем» [20, с. Избранные богословские статьи. То есть, если кто-либо захочет сделать догматом веры, условием спасения нечто второстепенное, пусть даже и хорошее, тогда он автоматически становится еретиком!» В пример приводятся евстафиане, которые возвели в обязательные условия спасения безбрачие и отказ от мясной пищи. Крещение не только очищает грехи, возрождает человека для новой жизни. 193-225.           66. Письмо к Януарию и прочим епископам нумидийским о крещении еретиков// Киприан Карфагенский, сщмч. 9]. Иначе окажутся неизбежными ошибки, когда человек будет присоединяться к Церкви, оставаясь некрещеным. и доп. – 886 с.   25. Иоанн Мосх. О границах Церкви// Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902 – 1998. Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви (На материале «Двух слов против арсенитов»)// Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Св. Ливерий) [44, с. 2009. е. Практика, как мы видим, часто различается, и мы приходим к невозможному выводу – для Русской Церкви крещение, миропомазание и священство латинян благодатны, для Греческой – нет. Игнатий Богоносец, св. К примеру, учитель свт. Послание 3, к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое// Григорий Богослов, свт. Репринт. Pentecoste// Sant’Agostino: Augustinus Hipponensis: [сайт]. Церковь: ее природа и задачи// Флоровский Г.В. 93-105.27. 269-272.17. Епифаний Феодоропулос, архим. Хотя о. Предложенный подход переводит вопрос о действии благодати во внецерковных таинствах в область не просто таинственную, но, можно даже сказать, загадочную. Ливерий предлагает следующее рассуждение по поводу цитаты из 208-го письма блаженного Августина: «»Пребывающие в отделении от Церкви, пока они настроены против нее, добрыми быть не могут». Здесь, в частности, говорится, что те христиане, которые отделяются от Церкви и расчленяют Тело её, лишают себя «священной и разумной Трапезы»…; избегая братьев своих, словно врагов, они извергают себя из Царства Небесного, отправляясь «в страну, где царит [духовный] голод, вследствие отсутствия в ней какого-либо блага… прихода храма св. – 538 с.53. 10: 22), верно, о сем же сомневаться. Франциск Ассизский и католическая святость. 317, 319]. – С. Августин «слишком упрощенно квалифицировал характер греха, который удерживает раскольников в отделении от Церкви. 10-122.21. 49-87.9. Творения: в 3т. Очерки из истории догмата о Церкви. Посему, боготворят ли они человеков, подлежат за сие осуждению: оскорбляют ли Духа Святаго, сравнивая его с человеками, и в сем случае повинны вечному осуждению, ибо хула на Духа Святаго не отпускается» [19, с. Избранные богословские статьи. Григорий Богослов, свт. – М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2008. Если поставить дальнейший вопрос: кто есть тот Христос, в которого монтанисты веруют? Не знаете разве, что случилось с Кореем, Дафаном и Авироном? – СПб.: Вира и др., 1996. – 328 с.52. Конфессионализм и экуменизм. 312, 313]. Киприана Карфагенского по вопросу о крещении еретиков сщмч. – 64 с.41. 171-185.61. Тертуллиан. Раскольники едины с церковными людьми «в крещении, в вере, в других таинствах Господних», но не едины «в единстве Духа и в союзе мира, одним словом, в самой Кафолической Церкви» [30, 11: 46]. – Т. Так, прп. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя св. Две крайности: Экуменизм и зилотство: статьи и письма. Книга правил. 42].Богословский аспект Хотя в канонических правилах можно заметить тенденцию распределения еретиков и раскольников по степени искажения догматического учения, но тенденция эта не абсолютна и не единственна. Избранные богословские статьи. Собрание творений в 2-х томах. м.]: Изд-во Владимирской епархии, 2002. Сергий (Страгородский), архим. Патриархия, 1981. И сам о. Все подобные случаи, конечно, недействительны. Владислав не использует эту терминологию, но смысл его рассуждений таков. Письмо № 219. В этом же смысле, рассуждая о совершении Таинства Крещения, высказывается и свт. 205] непосредственным образом связано признание ограниченного числа таинств инославных сообществ. князя Александра Невского, 2001. Letter 93// New advent: [сайт]. – [М.]: Моск. отд. Стефан, папа Римский. Сергий (Страгородский), патриарх. Лодыженский М.В. И вот союз мира разрывается и расторгается в расколе и разделении, но единство Духа в таинствах еще не прекращается» [64, с. 204]. И начнет тогда казаться правильным и законным и прочее, совершаемое у еретиков, как скоро оно совершается во имя Христово» (цит. Развитие этой идеи оканчивается возведением в статус антихристовой печати любого государственного документа, имеющего в своем составе какое-либо число и, как следствие – отвержение государства, воспринимающегося как царство антихриста, и самой Церкви, поддерживающей связи с этим государством. – [Б.м.]: ΙΧΘΥΣ, [б. – М.: Даниловский благовестник, 2006. Когда русские крестили римо-католиков, греки принимали их через миропомазание. 3. Болотов, говоря о похожих высказываниях еп. Его трудно воспринимать иначе, как оксюморон. Discorso 268. 2009. Конечно, с богословской точки зрения не может быть оправдано учение о разделении единой божественной благодати, ведущее в своем развитии к разделению божественной природы Сына Божия и Св. 47-124.44. Киприан Карфагенский, сщмч. 10]. прав. Причина же этой неспособности во вражде с Церковью, а, следовательно, в отсутствии любви. – М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2008. Феофан Затворник: «Но надо при сем иметь в мысли, что в сем умертвии греху чрез крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно свободных решимостей самого человека. Тертуллиан так рассуждал об этом: «Но пусть апостолы были крещены каким-либо образом или остались некрещеными… – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя св. 40-41]. «Ибо это есть та любовь, которой недостает всем отделяющимся от общения с Кафолической Церковью… Владислав, не является количественной характеристикой. 176].Вера и покаяние – вот два необходимых условия совершения Таинства Крещения, которые требуются от приступающего к нему. Православное учение о спасении. Sermon CCLXVIII. Илариона – возможно ли разделение внешней формы Таинства и его благодатного внутреннего содержания?При ответе на этот вопрос может оказаться плодотворным следующее рассуждение. Сретенского мон-ря, 2005. В последней части статьи А. Троице различно от кафолического. князей Бориса и Глеба, 2001. Даже если рассматривать одно учение о «филиокве», то вполне можно определить его как триадологическое заблуждение, по мнению В.Н. Не явно ли, что Церковь может быть только чистой и только истинной? – Б.м.: Св.- Троицкая Сергиева Лавра, 1994.   Между тем, вряд ли будет справедливым признать, что такой человек не «настроен против» Церкви. Если бы мы признали его крещеным, то это значит, что мы признаем какую-то православную магию. О покаянии// Тертуллиан, Квинт Септимий Флоррент. Таким образом, искаженное (магическое или латинизированное) восприятие крещения ведет к серьезным искажениям в сознании и духовной жизни христианина, нередко уводящим в раскол.Что же касается крещения в еретическом или раскольническом обществах, то принцип его совершения можно представить следующим образом. Тем не менее, когда неверующая сестра впала перед смертью в состояние беспамятства, эта христианка совершила над ней обряд крещения. ред. Вред всех ересей, отделяющих человека от Церкви, тождественен: «Зло так зло и есть, особенно в делах церковных; что касается догматов, то погрешить ли в малом или в великом, это все равно, потому что в том и другом случае нарушается закон Божий». Николай Кавасила: «Случалось, что получали совершенство и в сем лике многие еще не омывшиеся, которых, когда они ещё не были крещены водою, крестил Сам Жених Церкви. – 489 с.43. Дмитровский, проф., ректор МДАиС. Свет незримый. Посему, боготворят ли они человеков, подлежат за сие осуждению: оскорбляют ли Духа Святого, сравнивая его с человеками, и в сем случае повинны вечному осуждению, ибо хула на Духа Святого не отпускается» [19, с. Тарасием: «Зло так зло и есть» [7, с. Воробьев, Владимир, прот. Говоря о Таинстве Миропомазания, он замечает: «Ибо какая сообразность, чтобы из Священных таинств одни были действенны, а сие нисколько не было полезно, и об оных знать, что возвещенное о них, по словам Павла (Евр. – М.: Православное братство «Радонеж». На это можно возразить и сказать кратко: если крещение во имя Христово вне (церкви) имело силу очистить человека, в таком случае и возложение рук во имя Христово могло также иметь силу для принятия Духа Св. Когда дело касается сообществ, отделившихся от какой-либо Поместной Церкви, ситуация выглядит более-менее понятной. Поэтому для Златоуста причины отделения от Церкви второстепенны. Филаретом характеристики переносит на таинства. Горбачев подробно останавливается на наиболее уязвимых местах каждой из точек зрения и определяет, какая из них является наиболее обоснованной. – М.: Изд-во храма св. Лекции по истории Древней Церкви: [в 4 т.]. 1. «А если, как известно, у еретиков невозможно ни освящение елея, ни совершение Евхаристии, то не может быть у них и духовного помазания» [16, с. 367]).Сщмч. – М., Салоники: Мон-рь св. В этом случае их следует причислить к раскольниками (а может и к самочинникам). Святитель Григорий Нисский о подобных случаях говорит следующее: «Если же баня послужила телу, а душа не свергла с себя страстных нечистот… то, хотя смело будет сказать, однако же, скажу и не откажусь, что для таковых вода останется водою» [6, с. Стефана: «Но много, говорит он (Стефан), помогает вере и святости крещения имя Христово, так что, кто крещен во Христа, тотчас же получает благодать Христову. Поучения огласительные и тайноводственные. Владислава, «с одной стороны, духовно питают принадлежащих к ней христиан, а с другой – не пропускают через себя Божественную благодать в той полноте, в которой она низводится на верных в Таинствах Православной Церкви» [65, с. 347-376.49. Названных богословов объединяет признание догматического значения упомянутых канонических правил.Главное несогласие двух позиций заключалось в том, что в одной (архиеп. Богословские труды. In die Pentecostes// Sant’Agostino: Augustinus Hipponensis: [сайт]. Book III// New advent: [сайт].2009. Толкование Послания св. – М.: Пробел, 2000. свящ. Крещение таких еретиков можно назвать простым омовением и даже осквернением (поскольку в их учении есть хула на Святого Духа)» [57, с. Иначе мы должны будем признать возможность существования Церкви «несовсем единой», «невполне святой», «недостаточно соборной» и «несовершенно апостольской». – 408 с.20. Как же мы можем говорить о таинстве как о совершившемся, если оно не выполняет своего прямого предназначения? Василий Великий считал, что монтанисты должны быть принимаемы через крещение, «ибо не суть крещены, крестившиеся в то, что нам не предано» (1-е правило) [19, с. Далматинского – Истрийского. Не случайно прот. Augustin. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – 127 с.50. Христианство и цивилизация: Избранные труды по богосовию и фиософии. Так как этих пророчеств кафолическая Церковь не признает, то должна признать, что монтанисты веруют не в того Христа, в которого верует кафолическая Церковь. Прот. Афанасий Великий, свт. 261-288.45. Как писал свт. Георгия Флоровского в изложении учения блж. по [46, с. Такие мысли есть у В.В. – Т. Киприан Карфагенский в письме к еп. – С. Паисий Святогорец. Если один из таких младенцев по достижении сознательного возраста искренне уверует во Христа и обратится к Церкви, следует ли совершать над ним Таинство Крещения? Одна христианка много лет безуспешно убеждала креститься свою сестру, которая на все уговоры до самой смерти отвечала отказом. – М.: Паломник, Центр по изучению религий, 1993. Некоторые отпали потому, что утратили все церковное: исказили и веру, и Триединого Бога, и Господне повеление. 204]. – М.: Благовест, 2001. Само отделение становится одинаково губительно и для еретиков, и для раскольников, и для самочинников: «Если эти последние содержат противные нам догматы, то потому самому не должно с ними иметь общения; если же они мыслят одинаково с нами, то еще больше (должно избегать их). – Фотокопическое переизд. – 288 с.16. – М.: Изд-во МФТИ, 1999. – 423 с.47. Илариона. – Репринт. Филарета (Дроздова): «Недостойными самого имени христианской Церкви архимандрит Филарет считает лишь такие еретические общества, которые «отвергают таинства Троицы и Воплощения»» [44, с. – СПб.: Царское дело, 2001. Сергий (Страгородский), патриарх. Одна только Церковь обладает дарами Св. Вода тебя примет, но Дух не примет» [6, с. – англ. Духа, и ариане присоединяются к Церкви без крещения.Свт. Тем не менее мы видим, что церковные каноны предписывают принимать македониан вторым чином, т.е. Почему так? 1. Апостола Павла к Римлянам. Киприан Карфагенский, сщмч. IV: Семейная жизнь. 2. Главное несогласие двух позиций, которых придерживаются богословы, заключается в том, что в одной утверждается полная безблагодатность таинств еретиков и раскольников, а в другой признаются благодатными некоторые таинства отделившихся от Церкви обществ. Различие причин гибели в ереси и в расколе о. – Репринт. Таинство единства Церкви: Сб. – URL: http://www.clerus.org/bibliaclerusonline/pt/da5.htm (дата обращения 12.11.09).           37. Дом «Святая гора», 2006. – С. Покаяние, исповедь, духовное руководство// Весна покаяния: Беседы перед исповедью. Троице – манихеи (1), валентиниане (1), маркиониты (1), савеллиане (1), павлиане (1), евномиане (1), ариане (2), македониане (2);б) еретики, искажающие христологический догмат – аполлинаристы (2); несториане (3), монофизиты (3);в) раскольники – новациане (2), савватиане (2), четыредесятники (2).Монтанисты (фриги) могут быть отнесены к любой из этих трех групп в зависимости от трактовки их богословия. Отношение православного человека к своей Церкви и инославию: Сб. Еп. Икономическое направление в толковании канонов, регулирующих способы принятия в Церковь инославных, было представлено взглядами сщмч. Патриархии, 1986. Эта мысль с особой силой подчеркивается им во 2-м «Слове». – Репринт. Более подробно было рассмотрено альтернативное богословское направление, берущее начало от патр. Свт. – URL: http://www.augustinus.it/latino/discorsi/discorso_379_testo.htm (дата обращения 12.11.09).36. 1971 г. Григорий Богослов, свт. Такого насилия над совестью человека, над его волей мы совершать не можем. – http://www.augustinus.it/italiano/discorsi/discorso_379_testo.htm (дата обращения 12.11.09).Литература38. – С. Христианства нет без Церкви. Болотова, А.В. Тмуйскому, послание 1// Афанасий Великий, свт. Флоровский, Георгий, прот. Тот же святитель говорит: «Если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от Божества» [5, с. – М. 62. Богословие и боговидение: Сб. 165-166]. Георгий Флоровский считал, что исповедуемый им «факт» «круговращения Духа» во внецерковных таинствах «не может быть учтен для построения «нормальной» схемы Церкви» [60, с. – Тутаев: Правосл. Грех нелюбви к братьям составляет одну из причин отделения, но те из крещенных в схизме, кто ничего не знает о православных братьях, могут быть и свободны от этого греха» [65, с. Иоанна Богослова, Изд. – С. «Церковь на Гангрском соборе отлучила их как еретиков и провозгласила многие анафемы в их адрес» [45, с. Собрание творений в 2-х томах. 43] нельзя признать удавшимися.Если бы мы захотели распределить всех отступников от Церкви по степени их догматических заблуждений, то схема, отражающая удаленность их вероучения от православного богословия, могла бы выглядеть следующим образом (в скобках указан чин принятия согласно каноническим правилам):а) еретики, искажающие догмат о Св. Тем не менее, согласно 95 правилу Трулльского Собора, македониане, отвергающие Божество Св. Кирилл Иерусалимский: «Если же ты останешься в злом произволении своём, то проповедующий тебе не виноват будет, а ты не надейся получить благодать. Так же рассуждает свт. Семь слов о жизни во Христе// Николай Кавасила, св. 15: 3). – 299 с.48. Конечно же нет, поскольку крещение всё же было совершено. Большое огласительное слово. Столярова. Если рассматривать крещение как завет человека с Богом, то человеческая сторона здесь, по сути, отсутствует. – Клин: Круглый стол по религиозному образованию в РПЦ, Фонд «Христианская жизнь», 2002. Ливерия. Патриарх Сергий не видит в этом беды, поскольку считает благодатность Римо-Католической Церкви достаточной для принятия латинян через покаяние, а повторение Таинств греками хоть и неправильным, но не меняющим сути дела. Отрицается сатаны и всех дел его и всего служения его; а это то же, что отвращается от греха и возненавидевает его. Более подробно раскрывает эту тему свт. е. – М.: Изд. Флоровский, Георгий, прот. По-крайней мере вред и опасность для Церкви тех или иных отступников зачастую невозможно оценить, если основываться только на их богословских заблуждениях. Эти термины в данном случае равнозначны выражениям «чисто чистая» Церковь и «нечисто чистая» Церковь. А если всякому позволительно, по древней пословице, наполнять свои руки, быть священником, то пусть приступят все и напрасно устроен этот жертвенник, напрасно – церковный чин, напрасно – лик иереев: ниспровергнем и уничтожим это» [14, с. Заблуждения в христологии не менее гибельны для спасения человека, чем триадологические ереси. – [М.]: Изд. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, – если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят? Отношение православного человека к своей Церкви и инославию: Сб. Василия Великого, писавшего своем 1-ом каноническом правиле: «Пепузиане же явно суть еретики. Ведь и небольшая струйка воды когда-нибудь наполнит даже большой сосуд. Иларион, архиеп. То есть как воспринимать крещение без веры и покаяния? Афанасий Великий, свт. Петр (Л’ Юилье), архиеп. – Репринт. – Т. 186-200.62. – С. – С. существенным признакам» отделившихся сообществ [57, с. Флоровский Г.В. Единство Церкви и Всемирная конференция христианства// Иларион (Троицкий), архим. Духа. Доклад председателя Синодальной Богословской Комиссии РПЦ митр. Иоанна Русского, изд-во Моск. 184].Частичную благодать таинств еретиков богословски оправдать едва ли возможно. А поскольку святое миро освящается в алтаре во время совершения евхаристии, то миро еретиков остается неосвященным. Григорий Богослов: «Если кто понадеялся на человека, не имеющего ума, то он действительно не имеет ума и не достоин быть всецело спасенным, ибо невосприятое не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасается» [5, с. Но явно, что они были очищены и получили благодать крещения иным образом. – Клин: Фонд Христианская жизнь, 2001. Таким образом, любовь для блж. – Репринт. Владимиром Воробьевым. Минского и Слуцкого Филарета// Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви: Москва, 13-16 августа 2000г. Unité de L’Église. 43-44]. – 672 с.22. 112-113].Забвение отмеченных принципов в современной церковной жизни оборачивается увлечением значительной части христиан принятием воззрений, отдаляющих их от Церкви. Николай Афанасьев обобщил рассуждения на эту тему следующим образом: «Все таинства составляют одно целое, в котором они взаимно связаны. Судить же о спасении апостолов было бы достаточно самонадеянно, потому что для них заменой крещения может быть преимущество первого избрания и затем неразлучной близости» [26, с. Ред. – т. 2. – С. Верейский, сщмч. Есть ли у Христа наместник в Церкви // Сергий (Страгородский), патриарх. «»Купель есть вход и дверь», – говорит св. Следовательно, по мысли святейшего Сергия, крещение македониан должно признать «простым омовением и даже осквернением». Александра Гумерова. 60-88.57. – С. 203-204].В обоих случаях настроенность против Церкви изображается неким душевным состоянием, чувством неприязни, которое мешает схизматику быть добрым. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. статей. Если у них хорошо, то у нас худо, а если у нас хорошо, то у них худо. Augustine of Hippo, saint. Августина, несмотря на то, что таинства раскольников совершаются, Св. В Священном Предании Церкви можно найти достаточно свидетельств того, что одна и та же участь ожидает ересихиархов, расколоучителей и их последователей.