Таинства в инославии: благодать вне Церкви или форма без благодати?

Пoэтoму для Злaтoустa причины oтдeлeния oт Цeркви втoрoстeпeнны. Нa этo мoжнo вoзрaзить и скaзaть крaткo: eсли крeщeниe вo имя Xристoвo внe (Цeркви) имeлo силу oчистить чeлoвeкa, в тaкoм случae и вoзлoжeниe рук вo имя Xристoвo мoглo тaкжe имeть силу для принятия Дуxa Св. 2009. οξύμωρον, букв. Eсли внeцeркoвнoe сooбщeствo сoxрaняeт элeмeнты цeркoвнoгo прeдaния, и в чaстнoсти — фoрму нeкoтoрыx тaинств, тo в случae присoeдинeния к Цeркви нaд приxoдящим к нeй чeлoвeкoм нe пoвтoряeтся oбрядoвaя сoстaвляющaя тaинствa, нo сoвeршённый рaнee oбряд нaпoлняeтся блaгoдaтным сoдeржaниeм. – aнгл. – М.: Изд. – URL: http://www.newadvent.org/fathers/14083.htm (дaтa oбрaщeния 12.11.09).[27] Илaриoн (Трoицкий), aрxиeп. Кoнeчнo жe, этa ситуaция в истoрии нe eдинствeннaя. – М.: Изд-вo МФТИ, 1999. Тo жe сaмoe мoжнo скaзaть o aриaнax. Иoaннa Русскoгo, изд-вo Мoск. Eсли вoспринимaть мoнтaнистскoe учeниe o всeлeнии Св. Взгляды эти мoжнo крaткo излoжить слeдующим oбрaзoм. – М.: Изд. 205.[22] Augustine of Hippo, saint. Избрaнныe бoгoслoвскиe стaтьи. Ч. Aвгустин гoвoрит o всex тaинствax, нe oгрaничивaя иx числa. 367.[29] Киприaн Кaрфaгeнский, сщмч. Иoaнн Злaтoуст рaссуждaeт oб oтдeлeнии oт Цeркви в oргaничeскиx тeрминax: «В сaмoм дeлe, eсли бы случилoсь рукe oтдeлиться oт тeлa, дуx, истeкaющий из гoлoвнoгo мoзгa, ищa прoдoлжeния и нe нaxoдя ee тaм, нe срывaeтся с тeлa и нe пeрexoдит нa oтнятую руку, нo eсли нe нaйдeт ee тaм, тo и нe сooбщaeтся eй. Тaинствa «сxизмaтичeскoй цeркви», пo мнeнию o. – М.: Изд. – С. Кoгдa дeлo кaсaeтся сooбщeств, oтдeлившиxся oт кaкoй-либo пoмeстнoй цeркви, ситуaция выглядит бoлee-мeнee пoнятнoй. Рaссуждaя упoмянутым oбрaзoм, в кoнцe кoнцoв вo мнoгиx случaяx прoстo нeвoзмoжнo будeт рeшить, ктo крeщeн, ктo рукoпoлoжeн, a ктo нeт, нo oчeнь прoстo зaйти в тупик, пoдoбнo дoнaтистaм. В тaкoй oцeнкe, впoлнe умeстнoй пo oтнoшeнию к зaчинщикaм рaскoлoв, oкaзывaeтся мнoгo нaтянутoгo, кoгдa oнa прилaгaeтся кo всeм вooбщe сeктaнтaм: к тeм, ктo в рaскoлe oкaзaлся пo вoлe случaйныx oбстoятeльств, к тeм, ктo имeeт лишь oчeнь oтдaлeннoe и смутнoe прeдстaвлeниe o Кaфoличeскoй Цeркви, и, нaкoнeц, дaжe к тeм, ктo вoвсe нe знaeт o ee сущeствoвaнии. Т. – Рeпринт. стaтeй. Гoвoря o Тaинствe Мирoпoмaзaния, oн зaмeчaeт: «Ибo кaкaя сooбрaзнoсть, чтoбы из Свящeнныx тaинств oдни были дeйствeнны, a сиe нискoлькo нe былo пoлeзнo, и oб oныx знaть, чтo вoзвeщeннoe o ниx, пo слoвaм Пaвлa (Eвр. 42.[11] Цыпин, Влaдислaв, свящ. Нo рaзвe aпoллинaристы, нeстoриaнe и мoнoфизиты нe oтвeргaли тaинствo Вoплoщeния? 292.[42] Дaмaскин (Oрлoвский), иeрoм.: Жизнeoписaниe aрxиeп. 308.[13] Бoлoтoв В.В. Letter 208 // New advent: [сaйт]. Прeдлoжeнный пoдxoд пeрeвoдит вoпрoс o дeйствии блaгoдaти вo внeцeркoвныx тaинствax в oблaсть нe прoстo тaинствeнную, нo, мoжнo дaжe скaзaть, зaгaдoчную. – aнгл. Блaжeнный считaл, чтo нe нaдo быть нeспрaвeдливым ни к oднoму из тaинств[23].Слeдуeт также отметить некоторую неточность прот. В догматическом отношении Рим все более удаляется от православия. Сергий (Страгородский) следующим образом определяет признаки общества, принимаемого первым чином (через крещение): «Отпали все, но есть степени отпадения. Но делают они это весьма избирательно, используя подходящие им элементы из достаточно цельного учения Блаженного о таинствах и отвергая неугодные. Следовательно, по мысли Святейшего Сергия, крещение македониан должно признать «простым омовением и даже осквернением». К примеру, учитель свт. Патриархии, 1986. 16:21. 205.[5] Сергий (Страгородский), патриарх. Как писал свт. Сергий не видит в этом беды, поскольку считает благодатность Римо-Католической Церкви достаточной для принятия латинян через покаяние, а повторение таинств греками хоть и неправильным, но не меняющим сути дела. Но тем недостает Божией любви, кто не заботится о единстве Церкви, и, следовательно, мы правы в понимании того, что можно сказать, что Св. – Казань: Центральная Типография, 1909. Татианы, 2002. Должно или ни об одном не думать, или и о других думать одно и то же, так как одна и та же сила действует во всех, и единое заколение единого Агнца и Его смерть и кровь доставляет совершение всем»[30].Можно встретить подобные взгляды и у близких нам по времени церковных писателей и богословов. Что говоришь ты? – С. – М.: Изд-во МФТИ, 1999. 184.[40] Николай Кавасила, св. Так, патр. На ариан слово второе// Афанасий Великий, свт. – М.: Изд-во МФТИ, 1999. – С. – М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2008. Владислав вынужден сделать оговорку: «Но совершенного исцеления от греховной порчи в ереси или расколе нельзя получить никому…»[48]В Священном Предании Церкви можно найти достаточно свидетельств того, что одна и та же участь ожидает ересихиархов, расколоучителей и их последователей. Патриархии, 2001. Пислякова.- М.: Изд-во Св. – Т. Если говорить о вселении Св. Как видим, даже триадологические ереси не позволяют четко определить принадлежность исповедующих их сообществ к тому или иному чину.Еще сложнее вопрос с ересями, искажающими христологический догмат. 50-51.[6] Воронов, Ливерий, прот. Илариона (Троицкого) см.: Горбачев, Андрей. Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви (1815)// Филарет (Дроздов), митр. прав. Августину, который в упомянутом выше 208-м письме пишет, что если раскольники по видимости и выглядят добрыми, тем не менее «само отделение от Церкви делает их злыми, по слову Господа: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает»»(Мф. писем. – С. Тем не менее мы видим, что церковные каноны предписывают принимать македониан вторым чином, то есть без крещения. Ливерий Воронов в качестве одной из идей «православного экуменизма» приводит следующую мысль свт. Отношение Православия к инославию // Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902 – 1998. Моск. Если принять сторону патр. 12:30)[47].Таким образом, любовь для блж. Тем не менее никто из этих потомков не избежал следствий грехопадения. Моск. – Репринт. Именно так, как иудеев и мусульман (то есть через крещение), и стали греки принимать латинян в XVIII веке.По мнению патр. Тот же святитель говорит: «Если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от Божества»[8]. Тмуйскому, послание 1// Афанасий Великий, свт. Един Господь, едина вера, едино крещение. Богословие и боговидение: Сб. «Церковь на Гангрском Соборе отлучила их как еретиков и провозгласила многие анафемы в их адрес»[19]. Признание возможности совершения таинства за пределами Церкви влечет за собой признание и других таинств. К вопросу о границах Церкви // Богословские труды: Юбилейный сб.: МДА: 300 лет (1685-1985). Патр. Если же такой невозрожденный попадает в клир, тем паче в епископы, может ли он преподать другим благодать, которой сам не имеет?»[50]Но при такой постановке вопроса возникает сложность, которой ни патр. – С. Различие причин гибели в ереси и в расколе о. – С. прихода храма св. – М.: Изд. Иоанна Русского, изд-во Моск. То же бывает и здесь, если мы не связаны между собой любовью». К вопросу о границах Церкви // Богословские труды: Юбилейный сб.: МДА: 300 лет (1685-1985). Поэтому и в церковных канонах отступники всех трех видов часто носят общее наименование еретиков: «Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов» (6-е правило Второго Вселенского Собора)[10].                Богословский аспектХотя в канонических правилах можно заметить тенденцию распределения еретиков и раскольников по степени искажения догматического учения, но тенденция эта не абсолютна и не единственна. отд. Конфессионализм и экуменизм. Киприану Карфагенскому так комментирует воззрения сщмч. При этом чин приема соответствует степени поврежденности догматического учения отделившегося сообщества. Сергия, отступники получают возможность совершения таинств от Церкви, которая может лишить этих прав[55]. Дух не только не пребывает в раскольнических сообществах, но раскольники не получают Его и в таинствах по причине своей неспособности воспринять подаваемую в них благодать. Фирмилиан Кесарийский в послании сщмч. – М.: Православное братство «Радонеж». Патриархии, 2001. – С. “У них та же самая вера, и они так же православны”. – С. Моск. Патриархии, 1986. Августина. То есть, к примеру, протестант, не признающий приснодевство Богородицы, но поддерживающий с православными дружеские отношения, по предложенной схеме получает возможность «спасительно пользоваться благодатью и будучи вне общения с Кафолической Церковью»[45].Между тем, вряд ли будет справедливым признать, что такой человек не «настроен против» Церкви. мц. В Православной Церкви существует три чиноприема приходящих в нее из инославия: одних инославных принимают через крещение, других — через миропомазание, третьих – через покаяние. Можно ли из такого разделения сделать вывод, что в таинствах, которые совершаются в рамках неправославных конфессий, все-таки присутствует благодать? Потому что это недуг любоначалия. – С. Любое сообщество, отступившее по каким бы то ни было причинам от Церкви, теряет благодать, в том числе и благодать таинств. Если выражение «чисто истинная» Церковь явно избыточно и является типичным плеоназмом[37], то словосочетание «нечисто истинная» Церковь звучит парадоксально. 317, 319.[15] Афанасий Великий, свт. Духа. 2. – Казань: Центральная Типография, 1909. – Гл. – СПб.: Вира и др., 1996. Епифаний представляет следующим образом: «И мы думаем, что же лучше: сгореть или утонуть?»[20]Таким образом, согласно святоотеческим взглядам, не только любая ересь, но и раскол, и даже самочинное собрание одинаково отделяют человека от Церкви и от божественной благодати, наполняющей церковную жизнь.  2) Неполное число таинствС учением о различных «степенях оскудения благодати» в отделившихся от Церкви обществах[21] непосредственным образом связано признание ограниченного числа таинств в инославии. Константинопольский, отказался распределять еретиков по степени их вредоносности. Согласно концепции блж. Он обосновывая свою мысль следующим образом: «Искажением веры также является возведение до статуса догматов того, что догматом не является. То есть если кто-либо захочет сделать догматом веры, условием спасения нечто второстепенное, пусть даже и хорошее, тогда он автоматически становится еретиком!» В пример приводятся евстафиане, которые возвели в обязательные условия спасения безбрачие и отказ от мясной пищи. Не явно ли, что Церковь может быть только чистой и только истинной? Грех нелюбви к братьям составляет одну из причин отделения, но те из крещенных в схизме, кто ничего не знает о православных братьях, могут быть и свободны от этого греха»[44].В обоих случаях настроенность против Церкви изображается неким душевным состоянием, чувством неприязни, которое мешает схизматику быть добрым. Иоанна Русского, изд-во Моск. Например: бесплатный подарок, свободная вакансия и т.п.[38] Оксюморон (др.-греч. Владислав предложенные свт. Заблуждения в христологии не менее гибельны для спасения человека, чем триадологические ереси. – М.: Изд. Надо сказать, что предложенные свт. Владислава Цыпина об ограниченной благодатности внецерковных таинств можно увидеть развитие мысли свт. В XVIII веке русские стали латинян принимать через покаяние, а греки — через крещение. Афанасия на ариан и еретиков вообще. В.В. Августина о таинствах схизматиков, которое представляется следующим образом: «Единство Церкви созидается двоякой связью: единством Духа в союзе мира (Еф. Святой собор сказал: «Это очевидно»»[17].Позиция же в этом вопросе свт. Церковь как союз любви. Писания в России. Творения. Крещение не только очищает грехи, возрождает человека для новой жизни. Book III // New advent: [сайт]. – С. растлевающие домы Царствия Божия не наследят. Раскольники едины с церковными людьми «в крещении, в вере, в других таинствах Господних», но не едины «в единстве Духа и в союзе мира, одним словом, в самой Кафолической Церкви»[25]. 391-392.[14] Афанасий Великий, свт. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1998. 11, кн. Скажи мне: ужели вы считаете достаточным то, что их называют православными, тогда как у них оскудела и погибла благодать рукоположения? прихода храма св. Практика, как мы видим, часто различается, и мы приходим к невозможному выводу — для русской Церкви крещение, миропомазание и священство латинян благодатны, для греческой — нет. – С. Троице различно от кафолического. Фирмилиана Кесарийского, определяет их как «полемические натяжки»: «Фирмилиан Кесарийский точно так же доказывал, что даже у монтанистов догматическое учение о Св. Владислав Цыпин определяет эти таинства как «хотя и окраденные, но низводящие благодать и освящающие приемлющих их»[32]. Моск. 49-50.[43] Воронов, Ливерий, прот. Конфессионализм и экуменизм. – англ. Так, в Богородичном каноне 6-го гласа воскресной утрени мы читаем: «Да рыдает собрание злочестивых, не проповедующих Тя яве, чистую Богоматерь»[46]. С точки зрения психологии и грехопадение Адама не должно иметь существенных последствий для его потомков, особенно для тех, кто ничего об этом даже не слышал. 4, 3). – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального мон-ря, 1994. «А если, как известно, у еретиков невозможно ни освящение елея, ни совершение Евхаристии, то не может быть у них и духовного помазания»[29].Св. 2009. – Т. Сергий, ни его последователи не уделили внимания и которую удобно разобрать на примерах.Свт. В глазах святителя Феолипта арсенитский раскол представлял не меньшую (если не большую) опасность для православной Церкви, чем ересь «латиномыслящих»»[18].Наш современник, греческий богослов архим. Что же пользы во всем прочем, если у них не соблюдена эта последняя? – М.: Изд. При помощи таких полемических натяжек, конечно, можно было бы оспаривать православие догматического учения о Троице даже у новатиан. – URL: http://www.newadvent.org/fathers/1102208.htm (дата обращения 12.11.09).[48] Цыпин, Владислав, свящ. То есть пребывание вне Церкви по причине неприятия церковных догматов, как, впрочем, и любое самовольное отделение от Церкви, неизбежно ввергает человека в область злочестия, лишая его (вне зависимости от чувства симпатии или антипатии по отношению к Православной Церкви) возможности без изменения веры и без присоединения к Церкви становиться добрым. прав. Следовательно, отличие православных и инославных таинств качественное. Если крещение сохраняется в схизме, оно может там же и преподаваться[22]. Творения: В 4 т. – М.: ПСТБИ,1998. Отношение Православия к инославию// Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902 – 1998. – Гл. Августин «слишком упрощенно квалифицировал характер греха, который удерживает раскольников в отделении от Церкви. – С. – М.: Моск. – С. Одна только Церковь обладает дарами Св. Таинство единства Церкви: Сб. «Купель есть вход и дверь», — говорит св. 57. 308.[4] Цыпин, Владислав, свящ. Проблематика христианского воссоединения // Флоровский Г.В. А это означает, что в таинствах инославных, как и в людях, признанных святыми в римо-католичестве, действует какая-то другая сила, отличная от божественной благодати православных таинств, что и подтверждает рассмотрение римо-католической святости с точки зрения православной аскетики.В рассуждениях прот. Ведь и небольшая струйка воды когда-нибудь наполнит даже большой сосуд. 7: Собор Никейский Второй, Вселенский Седьмой. 278.[21] Цыпин, Владислав, свящ. Крещение таких еретиков можно назвать простым омовением и даже осквернением (поскольку в их учении есть хула на Святого Духа)»[5]. Августин, на учение которого обыкновенно ссылаются приверженцы теории частичной благодатности таинств инославных, не был сторонником этой идеи. – Гл. Блаженный не отделяет единства Духа от союза мира. Общества, отпавшие от Церкви и юридически и фактически, воюющие против нее на словах и на деле (иногда с оружием в руках), оскорбляющие Православную Церковь, объявляющие ее еретической, схизматической, безблагодатной, даже «антихристовой», глумящиеся над православными таинствами, возводящие в ранг святых тех, кто гнал и убивал православных (даже порой именно за эти гонения и убийства), эти общества вдруг объявляются сохранившими благодать таинств.Выше уже приводилась оценка Василием Великим монтанистов, которые «восхулили на Духа Святаго, нечестиво и бесстыдно присвоив наименование Утешителя Монтану и Прискилле. В конечном итоге те, кто решатся следовать ходу их рассуждений, для компенсации недостатков предложенных объяснений будут вынуждены, как это ни странно, обратиться за помощью именно к икономическому объяснению канонов.Патриарх Сергий в отношении приходящих к Церкви из ереси и раскола готов оправдать акривию, но не икономию: «Между тем, если мы вместе со строгими церковниками будем говорить, что вне Церкви никаких Таинств нет, то акривия не вызовет у нас недоумения, а экономия будет совершенно непонятна: каким образом человек, в сущности некрещеный <…> , может быть сочтен членом Церкви и допущен к ее Таинствам, до святого причащения включительно? 7: Собор Никейский 2-ой, Вселенский Седьмой. статей. – Б.м.: Св. – СПб.: Вира и др., 1996. – С. Владислава Цыпина, и определяется «степень оскудения благодати» в отделившихся от Церкви обществах[4].Любые попытки противников икономической теории, опираясь на канонические правила, сколько-нибудь конкретизировать «меру повреждения евангельского учения» отступников, вызывают неразрешимые противоречия с этими же правилами. Благодать же Христова есть, сообщается в крещении и еретических общин, стоящих вне Церкви»[27].Конечно, с богословской точки зрения не может быть оправдано учение о разделении единой божественной благодати, ведущее в своем развитии к разделению божественной природы Сына Божия и Св. 358.[54] Сергий (Страгородский), патриарх. 103.[17] Деяния Вселенских Соборов. 43-44.[16] Иоанн Златоуст, свт. Владислав, — равно и представлять эти добродетели как результат их «естественных» человеческих усилий или действий Божественной благодати, осуществляемых помимо церковных институтов и даже помимо Таинств. Августином, оно выглядит зачастую как признание лишь формы таинства. Одной из мыслей епископа Гиппонского, неприемлемых для протт. и доп. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам // Он же. 52,47.[18] Сидоров А. В «чисто истинной» Церкви существуют «чисто истинные» таинства, а в «нечисто истинных» церквях, соответственно — «нечисто истинные» таинства. Патриархии, 1986. Надо заметить, что блж. Две крайности: Экуменизм и зилотство: статьи и письма. 205.[12] Книга правил. – С. – англ. Πλεονασμός – «излишний, излишество») — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла, наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста. Московский и Коломенский. Стефана: «Но много, говорит он (Стефан), помогает вере и святости крещения имя Христово, так что, кто крещен во Христа, тотчас же получает благодать Христову. 217-218.[32] Цыпин, Владислав, свящ. – Репринт. Филарета (Дроздова): «Недостойными самого имени христианской Церкви архимандрит Филарет считает лишь такие еретические общества, которые «отвергают таинства Троицы и Воплощения»»[6]. Августина, несмотря на то, что таинства раскольников совершаются, Св. Владислав не использует эту терминологию, но смысл его рассуждений таков. – С. Подобны рассмотренным и воззрения свт. К Серапиону, еп. Духа. Как же мы можем говорить о таинстве как о совершившемся, если оно не выполняет своего прямого предназначения? – М.: Изд-во храма св. Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви (На материале «Двух слов против арсенитов») // Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Св. 1. – С. Дом «Святая гора», 2006. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам // Он же. Если у них хорошо, то у нас худо, а если у нас хорошо, то у них худо. Януарию в защиту единства таинств приводит следующий аргумент. К вопросу о границах Церкви // Богословские труды: Юбилейный сб.: МДА: 300 лет (1685-1985). – СПб.: Вира и др., 1996. Игнатий Богоносец писал: «Не обольщайтесь, братья мои! Духа и сообщает их при руковозложении. – URL: http://www.newadvent.org/fathers/1102093.htm (дата обращения 12.11.09).[26] Augustine of Hippo, saint. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. 9.[9] Деяния Вселенских Соборов. Священномученик Иларион (Троицкий) о свойствах Церкви и ее границах. Эта мысль с особой силой подчеркивается им во 2-м «Слове». Между тем, согласно их еретическим заблуждениям, Св. Папа Стефан, к примеру, принимал без крещения даже маркионитов, крещение которых 95-м правилом Трулльского Собора отвергается, наряду с крещением манихеев и валентиниан. Послание к Ефесянам // Ранние отцы Церкви: Антология. Георгия Флоровского в изложении учения блж. 101.[19] Епифаний Феодоропулос, архим. Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице // Лосский В. мц. Духа, и ариане присоединяются к Церкви без крещения.Свт. Но тогда, согласно позиции патриарха Сергия, принятие латинян в русской Церкви (без крещения) остается безблагодатным.Из сказанного можно сделать вывод, что мы необходимо должны признать икономическое понимание правил приема в Церковь еретиков и раскольников. Например: «горячий снег», «живой труп» и т.п.[39] Флоровский Г.В. – С. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. 10.[8] Там же, с. XVI) [49].Исторический аспектОшибочность теории догматического толкования церковных правил, которые регулируют прием в Церковь отступников, наиболее заметна на историческом материале. Иоанна Русского, изд-во Моск. Георгий Флоровский считал, что исповедуемый им «факт круговращения Духа» во внецерковных таинствах «не может быть учтен для построения «нормальной» схемы Церкви»[39].Частичную благодать таинств еретиков богословски оправдать едва ли возможно. – М.: Изд. 1:2. Между тем, опровержение последней было одним из главных поводов развития первой.[1] Подробнее о взглядах архиеп. Наиболее удалившиеся от Церкви принимаются через крещение, остальные — через миропомазание или покаяние.Для более подробного анализа идей противников икономической теории толкования канонов, регулирующих прием в Церковь еретиков, раскольников и самочинников, следует рассмотреть их позицию в трех планах: каноническом, собственно богословском и историческом.Канонический аспектСуществующие попытки построить на каноническом материале более-менее внятную схему соответствия чинов приема в Церковь инославных «природе или <…> существенным признакам» отделившихся сообществ [2] нельзя признать удавшимися.Если бы мы захотели распределить всех отступников от Церкви по степени их догматических заблуждений, то схема, отражающая удаленность их вероучения от православного богословия, могла бы выглядеть следующим образом (в скобках указан чин принятия согласно каноническим правилам):а) еретики, искажающие догмат о Св. 2009. Поскольку же перечисленные свойства Церкви являются ее существенными свойствами, теряя которые предмет перестает быть самим собой, то мы вынуждены признать, что такая «нечисто истинная» Церковь Церковью не является. 2009. статей. 1:4), и в этом смысле латинское учение сближается с учением иудеев и мусульман. То есть теория догматического толкования церковных правил, регулирующих способы принятия в Церковь из раскола и ереси, для устранения своих недостатков вынуждена прибегнуть к помощи теории «икономической». – С. Татианы, 2002. Еп. Московский и Коломенский. Но если, как в случае с Римом, отпадает целая поместная церковь? 75-76.[55] Сергий (Страгородский), патриарх. Тарасием: «Зло так зло и есть»[9]. Филаретом характеристики переносит на таинства. прав. Собрание творений в 2-х томах. Ред. 165-166.[20] Там же, с. – С. – 2004. Дух не может быть принят нигде, кроме Кафолической Церкви»[26]. Возможность разделения таинств еретиков на благодатные и безблагодатные допускал оппонент сщмч. 453-454.[28] Цит. Именно эту веру подтвердили и остальные отцы собора: «Иоанн, боголюбезнейший местоблюститель апостольского престола на востоке, сказал: «Ересь отделяет от Церкви всякого человека». Например, в 1923 году перешедший к обновленцам епископ Антонин (Грановский) посчитал, что на шестнадцати сибирских «архиереях», рукоположенных единолично обновленческим епископом Петром Блиновым, почила лишь половина благодати, и «дорукоположил» их[42].4) Вопрос о разнице отношения к Церкви ересиархов, расколоначальников и их последователейПреемники взглядов патр. — Владимирского Братства, 2000. Александрийский святитель полагал, что недопустимо называть ариан христианами, так как они «преподают крещение не во Отца и Сына, но в Творца и тварь, в Создателя и произведения… Приемля, по-видимому, крещение в имя не-сущаго, ничего не приимут они»[14].Так же рассуждает свт. И сам о. Отношение православного человека к своей Церкви и инославию: Сб. Прот. Василия Великого едва ли не наиболее строгая, поскольку, развивая предложенный им подход ко крещению монтанистов, можно вполне справедливо отвергнуть таинства всех отступников, так как они, отвергая Церковь Божию, отвергают и Христа, и Духа Божия, пребывающих в Церкви, и тем самым возносят хулу на Бога. 408.[36] Там же.[37] Плеоназм (от др.-греч. Болотов, говоря о похожих высказываниях еп. – Репринт. 204.[49] Игнатий Богоносец, св. В наши дни достаточно распространено богословское мнение о благодатности некоторых таинств, совершающихся в еретических и раскольнических сообществах. 31:6. Карташева, протопресвитера Николая Афанасьева. Ибо они восхулили на Духа Святого, нечестиво и бесстыдно присвоив наименование Утешителя Монтану и Прискилле. – С. – М.: Изд-во МФТИ, 1999. То есть в этом случае необходимо признавать и священство схизматиков. Феолипт, митрополит Филадельфийский, «очень серьезно относился к арсенитской «схизме». Патриархии, 1986. Духа по причине утери любви.Прот. Отношение православного человека к своей Церкви и инославию: Сб. «Ибо это есть та любовь, которой недостает всем отделяющимся от общения с Кафолической Церковью… Сергия, то свт. Именно такая направленность рассуждения свойственна блж. Дионисий Александрийский смертельно грешил, принимая приходящих из монтанизма без крещения и тем самым лишая надежды вечной жизни не только их, но и тех, кому не посчастливилось принять таинства от принятых из монтанизма столь незаконным образом. – они должны сказать: тот Христос, который послал Духа Утешителя, проявляющегося в Монтане и его пророчествах. – Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Даже если рассматривать одно учение о «филиокве», то вполне можно определить его как триадологическое заблуждение, по мнению В.Н. Василий Великий считал, что монтанисты должны быть принимаемы через крещение «ибо не суть крещены, крестившиеся в то, что нам не предано» (1-е правило)[51]. Некоторые отпали потому, что утратили все церковное: исказили и веру, и Триединого Бога, и Господне повеление. Толкование на Послание к Ефесянам// Иоанн Златоуст, свт. Основным аргументом сторонников этой теории является наличие в нашем церковном праве различных чинов присоединения к Церкви людей, обращающихся из ереси и раскола. – М.: Изд. Патриархии, 1986. 308.[52] Там же.[53] Лосский В.Н. Значение апостольского преемства в инославии // Он же. Самое большее, что могут сделать «нечисто истинные» таинства, это привести принимающих их в состояние «нечисто истинной» святости. Дух не является Богом, но сотворен, что, собственно, есть прямая хула на Св. Свт. – М.: Изд. Троице, — манихеи (1), валентиниане (1), маркиониты (1), савеллиане (1), павлиане (1), евномиане (1), ариане (2), македониане (2);б) еретики, искажающие христологический догмат, — аполлинаристы (2); несториане (3), монофизиты (3);в) раскольники — новациане (2), савватиане (2), четыредесятники (2).Монтанисты (фриги, пепузиане) могут быть отнесены к любой из этих трех групп в зависимости от трактовки их богословия. – СПб.: Вира и др., 1996. Сергия (Страгородского) на вопрос о границах Церкви в своих изысканиях часто ссылаются на мысли блж. Это касается не только древних ересей. – С. – С. Владислава Цыпина близки мыслям о. 272.[44] Цыпин, Владислав, свящ. По его мнению, блж. – С. 2. Духа в Монтана как приписывающее Монтану особое богодухновенное состояние, то заблуждения монтанистов следует признать относящимися к области аскетики. Так, сщмч. Ливерий предлагает следующее рассуждение по поводу цитаты из 208-го письма блаженного Августина: «»Пребывающие в отделении от Церкви, пока они настроены против нее, добрыми быть не могут». Поное собрание творений в 12 т. – С. «Едва ли было бы благочестиво и справедливо отрицать всякие христианские добродетели инославных подвижников, — утверждает о. – Репринт. – С. В таком случае не может идти даже речи об обожении, о возможности стать «причастниками божественного естества» (2 Пет. У еретиков нет Евхаристии. Филарета (Дроздова) о существовании церквей «чисто истинных» и «нечисто истинных»[35]. В противном случае окажутся неизбежными ошибки, когда человек будет присоединяться к Церкви, оставаясь некрещеным. 270.[46] Октоих: гласы 5-8. Лекции по истории Древней Церкви: [в 4 т.]. Само отделение становится одинаково губительно и для еретиков, и для раскольников, и для самочинников: «Если эти последние содержат противные нам догматы, то потому самому не должно с ними иметь общения; если же они мыслят одинаково с нами, то еще больше (должно избегать их). 15.[41] Мейендорф, Иоанн, прот. Духа в Монтана и Прискиллу как о новом боговоплощении, то эта ересь становится подобной заблуждениям еретиков, искажающих христологический догмат. В этом случае их следует причислить к раскольниками (а может, и к самочинникам). 184.[25] Augustine of Hippo, saint. – М.: Изд. Киприана Карфагенского по вопросу о крещении еретиков, сщмч. Letter 93 // New advent: [сайт]. Патриархии, 2001. Поэтому толкование чинов приема в Церковь отступников в догматическом ключе, как определяющих «степень оскудения благодати» в отелившихся от Церкви обществах[11], нельзя принять за истинное. 108.[50] Сергий (Страгородский), патриарх. – C. Патриархии, 2001. – М.: Паломник, 1997. – С. прихода храма св. 11:46. – С. Лосского, столь значительное, «что уже становится затруднительным применять без оговорок одно и то же слово «богословие», относя его к двум столь различным взглядам на божественные реальности»[53].С учением о «филиокве» связано учение латинян о тварной благодати, о чем упоминает и сам патриарх Сергий[54]. – М.: Изд. – С. 48.[31] Афанасьев, Николай, протопр. – С. Письмо к Януарию и прочим епископам нумидийским о крещении еретиков // Киприан Карфагенский, сщмч. 10:22), верно, о сем же сомневаться. – С. Позиция эта получила название «икономической теории»[1].Названные выше оппоненты этой теории не согласны с ней лишь в одном. Иларион (Троицкий) говорил о любви и других христианских добродетелях как о божественных энергиях, подаваемых Богом членам Церкви, в то время как отцы Владислав (Цыпин) и Ливерий (Воронов) рассуждают о любви в психологическом смысле. On Baptism, Against the Donatists. Не знаете разве, что случилось с Кореем, Дафаном и Авироном? по: Катанский А.Л. Так как этих пророчеств кафолическая Церковь не признает, то должна признать, что монтанисты веруют не в того Христа, в которого верует кафолическая Церковь. — № 3 (17). Илариона (Троицкого) / Иларион (Троицкий), архиеп. – М.: Изд. Антония (Храповицкого). Отношение православного человека к своей Церкви и инославию: Сб. А если всякому позволительно, по древней пословице, наполнять свои руки, быть священником, то пусть приступят все, и напрасно устроен этот жертвенник, напрасно — церковный чин, напрасно — лик иереев: ниспровергнем и уничтожим это»[16].Председательствующий на 7-м Вселенском Соборе свт. Если так, отчего же они не с нами? Стефан, папа Римский. статей/ Общ. Не вместе ли с ними и их сообщники? Причина же этой неспособности во вражде с Церковью, а, следовательно, в отсутствии любви. Отношение православного человека к своей Церкви и инославию: Сб. И наоборот, благожелательное отношение к Церкви открывает еретикам и раскольникам возможность становиться добрыми. Вред всех ересей, отделяющих человека от Церкви, тождественен: «Зло так зло и есть, особенно в делах церковных; что касается догматов, то погрешить ли в малом или в великом, это все равно, потому что в том и другом случае нарушается закон Божий». Он называл его грехом нелюбви и вражды на братьев. Надобно одинаково стоять как за веру, так и за нее (благодать священства). Протоиерей Иоанн Мейендорф резонно замечает, что «крещение есть вступление в Церковь, а потому крещение в осуждение (совсем без вступления в Церковь) невозможно по определению»[41].Учение о частичной благодати таинств в историческом приложении воплощается порой в весьма своеобразных формах. Также и сщмч. Если таинство крещения совершилось, то оно совершилось в Церкви, а Церковь может совершить не одно таинство, а все. Владислав оскудение благодати в таинствах инославных, количественно или качественно? Т. статей. Если же она нечисто истинная или неистинно чистая, то это уже просто не Церковь, так сказать, по определению.В противном случае мы должны будем признать возможность существования Церкви «не совсем единой», «не вполне святой», «недостаточно соборной» и «несовершенно апостольской». – С. Не случайно прот. – С. прав. Отсюда можно сделать вывод, что окраденность внецерковных таинств, о которой говорит о. Епифаний Феодоропулос считал, что раскольников также следует причислять к еретикам. – С. Его трудно воспринимать иначе, как оксюморон[38]. О границах Церкви // Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902 – 1998. 40-41. Августина имеет бытийный характер, это онтологическая связь Церкви, которую теряют все, кто отделяется от тела Христова. 3. Николай Кавасила[40]. – «остроумно-глупое») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка, сочетание слов с противоположным значением, сочетание несочетаемого. Из этих чинов обыкновенно выделяются три основных — принятие через крещение, миропомазание и покаяние.В русском богословии XX века сформировалось богословское направление, в рамках которого была совершена попытка обосновать существование этих чинов догматически. Илариона (Троицкого) и митр. – С. 203-204.[45] Воронов, Ливерий, прот. К вопросу о границах Церкви // Богословские труды: Юбилейный сб.: МДА: 300 лет (1685-1985). 219.[35] Филарет (Дроздов), митр. статей. Моск. Отношение Православия к инославию// Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902 – 1998. – С. Прот. Творения: В 4 т. 2: http://www.pravoslavie.ru/33288.html[2] Сергий (Страгородский), патриарх. – С. – М.: Паломник, 2003. Николай Кавасила также указывает на нераздельное единство церковных таинств и их неразрывную связь с евхаристией. 1: http://www.pravoslavie.ru/33271.html Ч. – М.: Изд. Посему, боготворят ли они человеков, подлежат за сие осуждению: оскорбляют ли Духа Святого, сравнивая его с человеками, и в сем случае повинны вечному осуждению, ибо хула на Духа Святого не отпускается»[3].Но даже если не брать в рассмотрение монтанистов, все же из предложенной схемы трудно выяснить богословские принципы, в соответствии с которыми можно уверенно распределить имеющиеся еретические и раскольнические общества по разным видам чиноприемов в соответствии с «мерой повреждения в них евангельского учения», которой, по мнению прот. прав. 218.[33] Там же, с. Прием в Церковь из схизматических и еретических обществ // Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902 – 1998. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам // Он же. Такие мысли есть у В.В. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и писателей Церкви до Оригена включительно. Подтверждение этому можно найти и в богословском анализе идей противников икономической теории.Здесь нужно уделить особое внимание вопросам возможности признания:1) разной степени благодатности внецерковных обществ,2) неполного числа таинств,3) ограниченной благодатности таинств инославных.Кроме того, стоит рассмотреть вопрос о разнице отношения к Церкви ересиархов, расколоначальников и их последователей.1) Разная степень благодатности внецерковных обществПрежде всего нужно заметить, что выглядит по меньшей мере сомнительной сама теория возможности существования благодатных таинств во внецерковных сообществах, многие из которых преданы анафеме на вселенских и поместных соборах Церкви. Семь слов о жизни во Христе // Николай Кавасила, св. – М.: Изд. – М.: 1998. Владислава Цыпина и Ливерия Воронова, стало учение о том, что схизматические сообщества не имеют Св. Почему так? Владислава, «с одной стороны, духовно питают принадлежащих к ней христиан, а с другой — не пропускают через себя Божественную благодать в той полноте, в которой она низводится на верных в Таинствах Православной Церкви»[33]. Богословские труды. 43.[3] Книга правил. «В расколе спастись нельзя» — эта максима обозначает только то, что Православная Церковь даже в этих светочах западного христианства не опознала святых, а значит, вне Православия невозможно достичь подлинного обожения, невозможно стяжать благодать Святого Духа в той преизбыточествующей полноте, в которой сподобились этого дара православные святые»[34].То есть несмотря на полученную благодать западный христианин, вне зависимости от своих подвигов и добродетелей, не может достигнуть святости. Божественная благодать представляется здесь потоком энергии, который в таинствах раскольников и схизматиков превращается в небольшую струю, производящую некоторое действие, но неспособную наполнить.Встает вопрос: как понимает прот. Троицу: «Ибо как преданная нам вера в Троицу есть единая, и она сочетает нас с Богом, а кто отъемлет что-либо от Троицы, и крещается в одно имя Отца, или в одно имя Сына, или в Отца и Сына без Духа, тот ничего не приемлет, но и крещаемые, и кто мнит себя преподающим крещение остаются тщи и непосвящены; потому что тайноводство совершается во имя Троицы: так и кто отделяет Сына от Отца или Духа низводит до тварей, тот не имеет ни Сына, ни Отца, но безбожен, хуже неверного, и скорее всё, только не христианин… Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, — если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят? – Т. Здесь, в частности, говорится, что те христиане, которые отделяются от Церкви и расчленяют Тело ее, лишают себя «священной и разумной Трапезы» <…>; избегая братьев своих, словно врагов, они извергают себя из Царства Небесного, отправляясь «в страну, где царит [духовный] голод», вследствие отсутствия в ней какого-либо блага… Хотя по его воззрениям таинства совершаются и вне Церкви, поскольку совершаются они Самим Христом, но блж. Если же <…> мечтаете вы, будто бы Дух Святый есть тварь; то уже не одна у вас вера и не одно крещение, но два: одно во Отца и Сына, а другое в Ангела, который есть тварь»[15]. Тем не менее, согласно 95-му правилу Трулльского Собора македониане, отвергающие Божество Св. On Baptism, Against the Donatists. Киприан Карфагенский в письме к еп. Свои добродетели Бернард Клервоский и Франциск Ассизский стяжали не вне Католической Церкви, в которой выросли и подвизались, дарами которой духовно питались. 192.[47] Augustine of Hippo, saint. Догматическую позицию папы Стефана по этому вопросу архиепископ Иларион (Троицкий) излагает следующим образом: «В последнем пункте — еретики не имеют Святого Духа — согласны были и сторонники Стефана Римского… Стефан и его единомышленники разделяли духовные благодатные дары на две части: благодать Христова и дары Св. Введение в святоотеческое богословие. Моск. Григорий Богослов: «Если кто понадеялся на человека, не имеющего ума, то он действительно не имеет ума и не достоин быть всецело спасенным, ибо невосприятое не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасается»[7]. Хотя в отношении границ Церкви они придерживались мнений, противоположных воззрениям архиеп. – С. Василия Великого, писавшего своем 1-м каноническом правиле: «Пепузиане же явно суть еретики. Характерен один существенный момент в размышлениях Святителя: раскол, по его мнению, бывает порой хуже ереси. Эти термины в данном случае равнозначны выражениям «чисто чистая» Церковь и «нечисто чистая» Церковь. В. А поскольку святое миро освящается в алтаре во время совершения Евхаристии то миро еретиков остается неосвященным. Тем не менее эта оценка римо-католичества не бесспорна. Иоанна Русского, изд-во Моск. К вопросу о границах Церкви // Богословские труды: Юбилейный сб.: МДА: 300 лет (1685-1985). Когда русские крестили римо-католиков, греки принимали их через миропомазание. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам // Сергий (Страгородский), патриарх. – С. 35-36.[51] Книга правил. Несмотря на то что богословы, согласные с позицией патр. 271.[30] Николай Кавасила, св. 2: История Церкви в период до Константина Великого. – М.: Пробел, 2000. Духа. Тем не менее предпочтение здесь более законно было бы отдать Константинопольскому престолу как имеющему после отпадшего Рима первенство чести. Крещением мы входим в Церковь, духовным образом приобщаемся к телу Христову. прихода храма св. – URL: http://www.newadvent.org/fathers/14081.htm (дата обращения 12.11.09).    [23] Там же.[24] Флоровский, Георгий, свящ. Патриархия, 1981. Они также полагают, что лишь Церковь властна наполнить благодатью внецерковные таинства, но происходит это наполнение во время совершения самих таинств, хотя и «вне видимой ограды» Церкви. В конце концов подобного рода идеи приводят к признанию «нечисто истинной» благодати таинств внецерковных обществ, что является, по сути, свидетельством именно безблагодатности таинств еретиков и раскольников.Вообще, попытка построения богословского рассуждения, основанная на признании «чисто истинной» Церкви и «нечисто истинных» церквей выглядит бесперспективной. – Репринт. По крайней мере, вред и опасность для Церкви тех или иных отступников зачастую невозможно оценить, если основываться только на их богословских заблуждениях. – Т. Да и могут ли эти Таинства принести для невозрожденного духовно какой-либо плод? Что же касается решения отцов Вселенских Соборов принимать монтанистов первым чином (то есть через крещение), то здесь можно предположить влияние воззрений на монтанистов свт. Например, Дионисий Александрийский позволял себе такую дедукцию, что Новатиан вводит хульное учение о Боге и клевещет на всеблагого Господа нашего Иисуса Христа, представляя Его немилостивым»[13].Тем не менее такие рассуждения обычны для святых отцов. Болотова, А.В. Book I // New advent: [сайт]. Семь слов о жизни во Христе // Николай Кавасила, св. 220.[34] Там же, с. – Гл. – Репринт. Направление это берет начало от патриарха Сергия (Страгородского), а среди тех, кто продолжил разработку этой теории, наиболее известны имена протоиереев Георгия Флоровского, Ливерия Воронова и Владислава Цыпина.Теория эта появилась как альтернативная взглядам на отмеченный вопрос архиеп. – М.: Изд-во МФТИ, 1999. Но если латиняне признают, что благодать их таинств тварна, то невозможно говорить о благодатности римо-католических таинств в православном смысле. – 2-е изд., испр. Тем не менее «неуврачеванные» аполлинаристы принимаются в Церковь через миропомазание, а «отлученные от Божества» несториане — даже через покаяние.Из сказанного можно сделать вывод, что отсутствие общих указаний в канонических правилах присоединения к Церкви еретиков и раскольников не случайно и не является временным, и о ереси мы можем лишь сказать со свт. Афанасий и о других еретиках, искажающих веру в Св. – Клин: Фонд Христианская жизнь, 2001. – Репринт. 52.[10] Книга правил. Тарасий, патр. Отношение православного человека к своей Церкви и инославию: Сб. Филаретом термины, высказаны им прежде всего чтобы избежать категорического суждения в сложном вопросе, в целях, так сказать, назидательных: «А ты все ищешь такого себе оружия, которое бы защитило тебя погибелью других!»[36] Кроме того, как видно из контекста, речь здесь ведется, собственно, о чистоте не Церкви или церквей, но их вероучения.Прот. Патриархии, 1986. Ливерия. Конфессионализм и экуменизм. Сергия, предлагают свои варианты объяснения правил приема в Церковь еретиков и раскольников как альтернативу икономической теории, предложенные ими толкования не только не проясняют, но еще более запутывают вопрос. Николай Афанасьев обобщил рассуждения на эту тему следующим образом: «Все таинства составляют одно целое, в котором они взаимно связаны. – [М.]: Отчий дом, 1994. – Т. И начнет тогда казаться правильным и законным и прочее, совершаемое у еретиков, как скоро оно совершается во имя Христово»[28].Сщмч. Не одни ли они потерпели? Послание 3, к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое // Григорий Богослов, свт. Иногда для Церкви могут быть более опасны раскольники или еретическое общество с незаметными на первый взгляд догматическими отступлениями — как раз в силу внешнего сходства этого общества с Православной Церковью. Илариона, но по вопросу единства благодати, действующей в таинствах, согласны с Владыкой.Протопресв. И вот союз мира разрывается и расторгается в расколе и разделении, но единство Духа в таинствах еще не прекращается»[24].Между тем, несмотря на признание таинств схизматиков блж. Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает» (Еф. Патриархии, 2001. Посему, боготворят ли они человеков, подлежат за сие осуждению: оскорбляют ли Духа Святаго, сравнивая его с человеками, и в сем случае повинны вечному осуждению, ибо хула на Духа Святаго не отпускается»[12]. – М.: Изд-во храма св. – С. Хотя о. Если поставить дальнейший вопрос: кто есть тот Христос, в которого монтанисты веруют? Богословские труды. По прямому смыслу этой фразы, в принципе, и пребывающие в отделении от Церкви, при известных условиях, могут становиться добрыми: для этого им нужно перестать быть настроенными против нее»[43].Рассуждения на эту тему прот. Об этом рассуждает автор статьи, основываясь на древней и современной практике Церкви. 283.[7] Григорий Богослов, свт. К вопросу о границах Церкви // Богословские труды: Юбилейный сб.: МДА: 300 лет (1685-1985). Очерки из истории догмата о Церкви. прихода храма св. Мы знаем, что вслед за признанием действительности крещения еретиков и схизматиков последовало признание действительности и других таинств»[31].3) Ограничение благодатности таинств инославныхВ своем развитии признание ограниченного числа таинств инославных обществ приводит к ограничению действия отдельных таинств у инославных. Но дело в том, что «Великий Дионисий» «не приметил сего»[52] и принимал монтанистов без крещения. Григория Паламы свт. Ведь это почти то же, что давать пищу мертвому. Владислав, не является количественной характеристикой.