Тест на человечность: о проблеме ада в Православии

Слeдoвaтeльнo, oн прoстo oбязaн изo дня в дeнь буквaльнo тoрмoшить людeй в связи с тeм, ЧТO им угрoжaeт. Нo oб этoм нeмнoгo пoзжe.Вступив в пeрeписку с aвтoрoм упoмянутoй стaтьи и сoслaвшись нa вышeпривeдeнныe цитaты, я зaдaл eму тoт жe вoпрoс: «Тaк ктo жe прaв?» Вoт oтвeт П. Oн, пoдoбнo упoмянутoму вышe Г. Eсли, кaк пишeт П. Этo устaрeвшee пoнимaниe, пытaющeeся oпирaться нa eвaнгeльскиe тeксты, трaктуeт иx буквaльнo грубoвaтo, мaтeриaльнo, нe вникaя в иx дуxoвный смысл, скрытый в oбрaзax и симвoлax. A пoвoдoм для этoгo мoжeт быть xoтя бы тoт фaкт, чтo в oтнoшeнии этoгo вoпрoсa oтсутствуeт eдинoдушиe срeди прaвoслaвныx вeрующиx. Нo пoчeму свoбoдный выбoр чeлoвeкa нe служить Бoгу oбязaтeльнo oзнaчaeт вeчныe мучeния в aду, a нe прoстo вeчнoe нeбытиe? – с.13.[iii] Дoбрoтoлюбиe избрaннoe для мирян. Нeужeли кaждый, ктo живёт, нe испoлняя вoлю Бoгa, являeтся вoрoм, убийцeй, прeлюбoдeeм, зaкoрeнeлым лжeцoм и т.д.? С другoй стoрoны, eсли упoмянутыe тeсты пoкaзывaют, чтo пaциeнт нe имeeт прeдпoлaгaeмoгo зaбoлeвaния, кoгдa нa сaмoм дeлe oнo у нeгo eсть, тo рeчь идёт oб oшибкe втoрoгo рoдa. 318.[xviii] Лoсский Н.O. Пoпыткa сфoрмулирoвaть вoпрoс нeскoлькo инaчe («Вaм ближe чья пoзиция: aрxимaндритa Aмврoсия (Юрaсoвa) или A. – с.71, 303-304.[xvii] Лoсский Н.O. «Нeвoльник – нe бoгoмoльник». Этим oпрeдeлялaсь мoя oцeнкa христиан… В основании моего отвращения к учению о вечных адских муках лежит, вероятно, моё первичное чувство жалости и сострадания, невозможности радости и блаженства, когда существует непомерное страдание и мука». Причины этому следующие.Во-первых, что касается способности К.С. Так, например, известный православный библеист и публицист Андрей Десницкий в личной переписке на заданный ему таким образом вопрос предпочёл отшутиться:«Я даже представить себе вечность не могу, не то, чтобы утверждать, как оно там будет:)». Вопросы и ответы. шк., 1991. Митрополит Сурожский. Бог насильно никого к Себе не гонит. В начале было Слово. И крайне вредно для духовной жизни пребывать в иллюзии, что этого риска нет.А мнение о. А она выражена в «Пространном Православном катехизисе Православной Кафолической Церкви» святителя Филарета Московского (Дроздова) (1782–1867), где в разделе «О двенадцатом члене Символа веры» записано: «Неверующие и беззаконники будут преданы вечной смерти, или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволами»[viii]. И в этой связи нельзя не вспомнить слова апостола Павла: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений» (1 Коринфянам 1:10, Синодальный перевод Библии).Итак, что же можно видеть в отношении этого вопроса?С одной стороны:«Пройдут биллионы лет – это только начало блаженств для чистых сердцем… Пройдут биллионы лет страданий в аду – это только начало мучений для падших, и конца им не будет…»[ii] .«Будущие награды и наказания равно вечны… Одним Божественная Правда воздаёт вечную жизнь, а другим – вечное мучение»[iii] .«Для людей неверующих и для нераскаянных грешников жизнь будущего века будет состоянием вечного мучения. Хочется искренне верить, что после Всеобщего Воскресения и Страшного Суда «богословы-оптимисты», вкупе со своими приверженцами действительно окажутся по правую сторону»[xi] .Ещё один пример того, как мнение современного православного богослова расходится с официальной церковной позицией, – священник Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, который так высказывается по поводу вопроса вечности мук в аду: «Остановимся на этих понятиях: «мука вечная» и «Жизнь вечная». Святые отцы и «оптимистическое богословие» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567,  публ.21405, 12.11.2015.Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0017/001a/00171171.htm.[xi] Там же.[xii] Кочетков Георгий, свящ. Меня?») также не увенчалась успехом – ответ был таков: «Я ответил, как мог». – с.30.[iv] Закон Божий (для семьи и школы) / Сост. – c. – Минск, 1999. Георгия Сидоренко, под ред. – с.72.[vi] Жив Бог. Максимов даже не пытается скрыть свой сарказм: « Прежде чем переходить к пространному исследованию, хочется отметить первое, что настораживает в позиции «эсхатологических оптимистов» – точку зрения, с которой они рассматривают проблему. 564.[v] Мень А. – М.: Высш. Это обсуждение с позиции людей, которые твёрдо знают, что уж они-то точно в ад ни при каких условиях не попадут. Как это касается рассматриваемого вопроса с точки зрения человечности?Если вечные мучения в аду реальны, а человек считает, что это не так, т.е. Кузьмина: « В VI веке дважды (!) Поместные Соборы анафематствовали тех, кто считает, что мукам нераскаянных грешников будет конец… 10-ый анафематизм Собора 1082 года, решения которого вошли в чин «Торжества православия», направлен против отрицающих вечность ада. – М.: Высш. Мучения грешников надо рассматривать не только с точки зрения юстиции, а с точки зрения учения о свободе человеческой воли. На мой взгляд, здесь имеет место необоснованная дихотомия: «есть только два вида людей». показывают наличие заболевания у пациента), когда на самом деле пациент этим заболеванием не страдает, то это будет ошибкой первого рода. – изд. На наш взгляд, она заключается в том, что в этом случае человек рискует недооценить Божье милосердие, которое, согласно Библии, «торжествует над судом» (Иакова 2:13, Современный перевод). Московской Патриархии. Кузьмина о том, что «там, где есть реальная возможность получить Благо, есть и реальный риск его лишиться». А Бог есть любовь», то неужели неуход в небытие грешников (а их вечные мучения в аду), означает любовь? Приведём примеры, иллюстрирующие это понятие. USA. Бердяева (1974-1948): «В моём отношении к христианству я делил людей на сторонников и противников ада. Льюиса высказывать подчас парадоксальные и остроумные утверждения, то в этом никто из тех, кто знаком с его творчеством, я думаю, не сомневается.И всё же, на мой взгляд, апеллировать к приведенной фразе Льюиса – не самый лучший вариант. прот. Как писал К.С. – Изд. Так, А.И. Льюис, «есть только два вида людей: те, кто говорит Богу: “Да будет воля Твоя” и те, кому Бог говорит: “Да будет воля твоя”. К этой теории мы обращается часто, чтобы по возможности правильно и точно объяснить отношения тварей к Творцу, в собственном смысле непостижимые и необъяснимые»[vii] .Было бы, конечно, нелогично в этой связи не упомянуть официальную точку зрения РПЦ по этому вопросу. Итак, отсюда предельно ясно следует вечность (или бесконечность) мучений грешников.Как видно, несмотря на недвусмысленное официальное мнение по поводу рассматриваемого вопроса, некоторые православные верующие считают возможным иметь собственное, отличное от официального мнение.Так кто же прав? Может показаться, что это всего лишь снисходительно-терпимый эпитет в адрес своих единоверцев, мнение которых не совпадает с официальной позицией Церкви, однако, весь тон статьи показывает совершенно иное. Меня («уход в небытие») противоречит учению Церкви о бессмертии человеческой души и свидетельству Священного Писания о том, что Бог не отказывается от Своего творения, «ибо Он создал все для бытия» (Премудрость, 1:14). Вопрос этот носит не просто умозрительный характер. Дело в том, что слово «вечность» в обоих случаях звучит одинаково, но важные нюансы его смысла различны. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/4900148.html (Дата публикации: 16.05.2016).[ii] Архимандрит Амвросий (Юрасов). 4-е, репринтное. Примеры других категорий людей, которые также не могут сказать Богу: «Да будет воля Твоя» в силу тех или иных объективных причин, можно приводить и дальше. Говоря просто, те, кто сознательно грешат и не раскаиваются, отделяя таким образом себя от Божьей любви, прекратят своё существование, поскольку «возмездие за грех – смерть» (Римлянам 6:23, Синодальный перевод).На наш взгляд, для всех тех, кто соглашается с мыслью о том, что грешников ждут вечные мучения в аду, и хочет при этом оставаться последовательным христианином, необходимо серьёзно задуматься над следствием, которое неизбежно вытекает из этой идеи. Это понятие представляется всё больше и больше нетерпимым насилием над совестью, мыслью и верой христианина… Давно пора покончить со всеми этими чудовищными утверждениями прошедших веков, которые творят из нашего Бога то, что Он не есть: “внешнего” Бога, который лишь “аллегория” земных царей и ничего больше. История русской философии. Но вернёмся к приведенному высказыванию Льюиса. Напротив, любовь даруется всем одинаково: и праведникам в царстве небесном, и грешникам в геенне огненной. и отмечает, что они не были осуждены Церковью за свои взгляды о конечности мучений в аду грешников. Упомянутые категории людей, очевидно, не могут сказать Богу: «Да будет воля Твоя». А как быть, например, с огромным числом людей, страдающих неизлечимыми психическими болезнями, не способными адекватно воспринимать окружающую действительность (такие люди даже с точки зрения человеческого правосудия не могут нести ответственности за совершённые преступления), а также – со слепоглухонемыми людьми, практически отрезанными от всякой информации? – с.426.[vii] Абачиев С.К. Серафим Слободской. – с.405.[xiii] http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=178.[xiv] Антоний. Я полностью согласен в том, что вопрос наказания грешников «надо рассматривать, не только с точки зрения юстиции, а [также] с точки учения о свободе человеческой воли». Это мучение грешников будет происходить от удаления их от Бога, от ясного представления своих грехов, от сильного мучения совести, от пребывания вместе со злыми духами, где будет огонь вечный неугасимый»[iv] .Но с другой стороны:«Весь Новый Завет свидетельствует против той мысли, будто Геенна – некая непреходящая реальность, противоположная Царству. Уход в небытие как раз означал бы нелюбовь. Кузьмина, сделанный в связи с мнением А. Здесь слово «вечность» является понятием вневременным»[xii] .Интересно также заметить, что в своём интервью интернет-изданию «Интерфакс-Религия» в марте 2008 года митрополит Иларион Алфеев говорит о том, что противником идеи вечного ада был известный богослов и православный миссионер митрополит Антоний Сурожский (Блум) (1914–2003), «который считал, что если бы дьяволу удалось «создать независимое от Бога, самостоятельное вечное царство», то это была бы его победа над Богом: «параллельно с Богом он осуществит то, чего хотел, он будет нераздельный царь вечного, со-вечного ада»»[xiii]. Итак, любой, кто считает себя христианином, должен руководствоваться любовью к ближним (и к врагам – в том числе). Не хочется выглядеть грубым, но никак невозможно отделаться от мысли, что здесь имеет место какая-то извращённая логика.Среди современных православных богословов наиболее последовательным в том, чтобы приписывать мучениям в аду конечный характер, следует считать, наверное, профессора Московской Духовной Академии А.И. Полемизируя с идеей, выраженной в статье Платона Кузьмина «О бесконечности мук», ранее опубликованной на нашем портале, автор данной публикации – доцент, кандидат технических наук Игорь Лысенко – приводит аргументацию сторонников противоположной точки зрения относительно вечности адских мук и выражает свое видение данного вопроса. – с.59-60.[xv] Евдокимов П.Н. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. О вере и спасении. Почему же сегодня никто (по крайней мере, абсолютное большинство) из тех, кто верит в вечные мучения в аду грешников, буквально не кричит об этом отовсюду?!А это могло бы быть (хотя бы в некоторой степени) показателем их человечности…[i] Кузьмин П. Булгаков (1987 – 1944) в своей книге «Свет невечерний» называет (возможно, не без горькой иронии) учение о вечных мучениях в аду «уголовно-исправительным кодексом теологии»[xviii].Так в чём же, собственно, состоит тест на человечность, как заявлено в названии статьи?Для ответа на этот вопрос хотелось бы обратиться к одному из понятий математической статистики, используемому для проверки статистических гипотез, когда с некоторой вероятностью ошибки выносится решение о достоверности того или иного утверждения (предположения). Об одном проявлении ошибки второго рода // «Академия Тринитаризма», М.,  Эл № 77-6567, публ.21815, 21.02.2016.Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001e/00123687.htm. Кирилла Фотиева, 1990. Там, где есть реальная возможность получить Благо, есть и реальный риск его лишиться. История русской философии. с франц. А популярный православный писатель, публицист и ведущий программ на радио «Радонеж» Сергей Худиев вообще проигнорировал этот вопрос.Очень показательно отношение к идее вечных адских мук выдающегося религиозного мыслителя Н.А. – Holy Trinity Monastery, Jordanvill, N.Y. А Бог есть любовь» .Возможно, кому-то из читателей такой ответ покажется удовлетворительным, но о себе я такого сказать не могу. 287.[xix] Лысенко И. Следует к этому добавить, что митрополит Антоний Сурожский в ответ на заданный ему вопрос о его «отношении к учению, которое говорит, что грешники будут прощены в итоге и что ад несовместим с представлением о вечности», обращает внимание на то, что, по его мнению, необходимо учитывать возможное отличие, «когда мы употребляем слово «вечность» применяя его к Богу или твари»[xiv]. что Бог, который, согласно Библии, есть любовь (1 Иоанна 4:8, Синодальный перевод), не может так поступить с грешниками, то это – ошибка первого рода. Педагогика устрашения и ужаса больше не эффективна. – Иваново: Свято-Введенский женский монастырь, 1996. Осипов в поддержку своей позиции ссылается на таких имеющих статус святых отцов Церкви, как Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Исаак Сирин, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст и др. Осипова, известного популяризатора Православия, который часто подвергается обструкции со стороны наиболее консервативно настроенных православных верующих за нестандартность своих взглядов. По сути, то, как на него отвечает человек, может указывать на его человечность. // «Академия Тринитаризма», М.,Эл № 77-6567,  публ.22397, 08.08.2016.[viii] Православный церковный календарь 1991 г. Выглядит всё это так, что стоя одной, если не двумя ногами уже в раю, «оптимисты» щедро расточают милосердие Божие, придумывая, под каким бы предлогом помиловать несчастных падших ангелов и тех из людей, кому повезло чуть меньше, чем им. Катехизис для просвещаемых. шк., 1991. Можно ли себе представить, что наряду с вечностью Царствия Божьего Бог любви готовит вечность ада, что было бы в каком-то смысле провалом Божественного замысла, победой, хотя бы частичной, зла?»[xv] .Следует также отметить, что некоторые православные верующие избегают касаться этой темы и не готовы откровенно отвечать на ясно поставленный вопрос о том, придерживаются ли они взгляда на бесконечность мучений в аду грешников. О бесконечности мук. Если же на самом деле мучения в аду не вечны (либо же их нет как таковых, а участь нераскаявшихся грешников – небытие, прекращение существования), а человек считает, что эти мучения вечные, то это – более опасная для человека (как было показано выше) ошибка второго рода.В чём же состоит эта большая опасность? – Электронный ресурс. Но для первых она становится источником радости и блаженства, для вторых источником мучения».П.Н. А. – с. Бердяев, «Самопознание»)Несколько месяцев назад на православном портале «Богослов» появилась статья студента Московской Духовной Академии РПЦ МП Платона Кузьмина под названием «О бесконечности мук»[i], в которой автор, озабоченный тем, что, как он пишет, «в настоящее время среди некоторых богословов существует тенденция утверждать и обосновывать тезис о том, что вечные муки всех грешников будут иметь конец», на основании анализа решений двух поместных соборов в Константинополе (536 и 543 гг.) обосновывает противоположное утверждение, а именно: муки грешников будут бесконечными.Вообще надо заметить, что вопрос, поднятый для рассмотрения в статье, – о вечных мучениях в аду грешников – не так часто делается предметом широкого обсуждения в современном Православии. Другой русский религиозный философ, Н.О. Проще говоря, лучше с точки зрения человечности переоценить Божье милосердие (ошибка первого рода), чем его недооценить (ошибка второго рода).Читателю данной статьи, очевидно, станет ясно, что её автор является противником идеи вечных мучений в аду грешников, но в то же время он не причисляет себя к числу (как выразился автор одной из процитированных статей) «эсхатологических оптимистов», полагающих, что в конечном итоге спасение, как приобщённость к Божественной жизни, будет дарована всем. Я вижу в этом догматизирование древних садических инстинктов человека… Существование ада означало бы самое сильное опровержение существования Бога, самый сильный аргумент безбожия»[xvi]. Абачиев, «в “Слове о смерти” святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867) положение о бесконечности адских мук пытается обосновать апелляциями к доказательности математических знаний»: «Это положение о бесконечности адских мук заимствовано из известной математической теории о бесконечном. Что Он сотворил – то сотворил. Кузьмин,«уход в небытие как раз означал бы нелюбовь. Может возникнуть вопрос: а разве может быть какой-то иной вариант? А с людьми, воспитанными в такой культурной и религиозной традиции, где понятие о Едином Боге-Творце как Личности вообще отсутствует (буддизм, даосизм, синтоизм и т.д.), и таких людей многие и многие миллионы? Кузьмина, автора статьи «О бесконечности мук»), виду людей, осуждённых на вечные мучения в аду?Далее. Меня об «уходе в небытие» грешников вместо их вечных мучений. Православный катехизис / Пер. Священное Предание: неприкосновенная святыня или предмет творческого отношения? Так, порой священник Г. Почему вечное небытие не может быть лишением права получить вечное Благо?И уж совсем озадачивает вывод П. Кочеткову, поясняет: «В некотором смысле, нет соизмеримости между Божией вечностью и тварной вечностью: тварная вечность укладывается в пределы времени; Божия вечность никакого отношения к времени не имеет».При этом сам Иларион Алфеев говорит о «реальности ада, его существования для грешников и даже возможности его вечного существования» и пытается увязать этот вопрос с Божьей любовью, ссылаясь на упомянутого выше Исаака Сирина, который «писал о том, что грешники в аду отнюдь не лишены любви Божией. Она есть “смерть вторая”, небытие, уход в ничто»[v].«Скажем прямо: идея вечного ада и вечных мучений для одних, вечного блаженства для других – безразличного к страданию других, не может больше в живом и обновлённом христианском сознании оставаться таковой, как её некогда изображали наши катехизисы и наши официальные учебники богословия. И далее:«Наибольшее противление у меня вызывает всякая объективация ада и всякая попытка построить онтологию ада, что и делают традиционные богословские учения. Сын человеческий. – М.: Свято-Филаретовский Православно-христианский институт, 2007. На наш взгляд, о нём вполне определённо говорит Библия: «Праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней, а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее» (Притчи 2:21-22, Синодальный перевод). – М.: Правда, 1991. прот. Но почему лишиться блага – это обязательно вечные мучения в аду? Это аксиома. – c.121.[xvi] Бердяев Н.А. Бердяева относительно идеи вечных мук в аду: «Исключительно ценно утверждение Бердяева о том, что учение об ужасных муках ада, безнадёжных и вечных, носит садистский характер… Замечательная черта философии Бердяева состоит в защите той истины, что христианство – религия любви и, следовательно, свободы и терпимости»[xvii].А богослов протоирей С.Н. Самопознание. Пример из области медицины: если тесты, предназначенные для диагностики заболевания пациента, дают положительный результат (т. е. Евдокимов (1900–1970), профессор нравственного богословия в Свято-Сергиевском православном институте в Париже, высказывается практически в том же духе, что и Антоний Сурожский: «Общепринятое понятие о вечных мучениях представляет собой лишь школьное мнение, упрощенческое богословие («наказующее»), которое пренебрегает глубиной таких текстов, как Ин 3:17  и 12:47. Все, кто в аду, сами его выбрали». Могу легко согласиться с мыслью П. Другой пример – из области компьютерной безопасности: когда при авторизации легальный пользователь классифицируется как нелегальный (злоумышленник), имеет место ошибка первого рода, а когда нелегальный пользователь классифицируется как легальный, – ошибка второго рода[xix].Как видно из приведенных примеров, более опасной с точки зрения последствий является ошибка второго рода. Лосский, высоко оценивает высказывания Н.А. Действительно ли есть только два вида людей? Означает ли это, в таком случае, что они принадлежат ко второму, с точки зрения Льюиса (а также разделяющего его мнение П. – с.99.[ix] http://alexey-osipov.ru/books-and-publications/intervyu/9-voprosov-o-smerti/.[x] Максимов Г. Наоборот, она загораживает вход в Церковь многим из тех, кто ищет Бога любви»[vi] .Интересно отметить, что, как пишет современный логик и философ С.К. В частности, об этом он говорит в своём интервью «9 вопросов о смерти», размещённом на его персональном сайте[ix].А священник Георгий Максимов пишет, что «подобные мысли можно обнаружить также у Дидима Слепца, Евагрия Понтийского, Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского»[x].При этом хотелось бы обратить внимание на то, что упомянутый автор, статья которого посвящена рассмотрению вопроса о вечности адских мук в работах православных богословов XX века, называет своих «братьев во Христе» «эсхатологическими оптимистами». Женщина и спасение мира. – М.: Книга, 1991. Человек перед Богом. – с. прот. Когда речь идёт о «муке вечной», этому слову придаётся значение, которое сродни бесконечности, той «дурной бесконечности», что принадлежит только этому миру и злу в нём… Хорошо только, что ожидается светопреставление, что мир сей преходящ… Значит и на самом деле «вечность» мук – не совсем вечность… А вот «Жизнь вечная» – непреходяща, не бесконечна, а в точном смысле слова вечна, подобно тому, как мы говорим о Боге, что Он вечен, а не бесконечен, ибо Он по отношению ко времени трансцендентен. – 1987. Кроме того, относительно тех, кто «не повинуется Радостной Вести о Господе нашем Иисусе», говорится, что «приговором им будет вечная гибель: они будут удалены от лица Господа и сияния Его славы и силы» (2 Фессалоникийцам 1:9, Современный русский перевод (издание РБО 2011 г.)). – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. – М.: Центр по изучению религий, 1995. Проблема вечной гибели и вечного ада –самая мучительная из проблем, которые могутвозникнуть перед человеческим сознанием.(Н.А.