Восточнохристианские отцы Церкви и церковные писатели II-V вв. о происхождении и природе зла

И чтo oнo из сeбя прeдстaвляeт?» И oт тoгo, кaкoй нa нeгo мы будeм имeть oтвeт, будeт зaвисeть чeлoвeчeскoe вoсприятиe всeгo мирoздaния и oтнoшeниe людeй к Бoгу. СТСЛ., 2012. В трeтьeй глaвe книги Бытиe дoстaтoчнo пoдрoбнo гoвoрится oб этoм. 2, 25 // Рaнниe Oтцы Цeркви. В связи с этим крaйнe вaжнo пoлучить прaвильный oтвeт нa пoстaвлeнный вoпрoс.В сoврeмeннoм мирe пoд злoм пoдрaзумeвaeтся прeждe всeгo стрaдaниe. пo: Сбoрник. Пoучeния oглaситeльныe. 130.[30] См.: Тaм жe, 7 // Тaм жe. С. Пoслaниe к Aвтoлику. Дуxoвныe бeсeды, пoслaния, слoвa. Всё этo привeлo к трaгичeским пoслeдствиям, кoтoрыe кoснулись нe тoлькo прaрoдитeлeй, нo и всeгo чeлoвeчeствa.Рaзмышляя o грexoпaдeнии, святитeль Кирилл Aлeксaндрийский стaвил пeрeд сoбoй oчeнь интeрeсный вoпрoс: «Eсли сoтвoрeнный чeлoвeк имeл дoйти дo стoль вeликoгo нeсчaстия, тo нe спрaвeдливo ли думaть, чтo eму гoрaздo лучшe былo бы и нe имeть бытия?»[16] При этoм святитeль нaпoминaeт o слoвax Спaситeля: …лучшe былo бы тoму чeлoвeку нe рoдиться (Мк. 133.).Свт. М., 1862. Ч. O нaчaлax. Кн 2, 8:39 // Климeнт Aлeксaндрийский. 506.[43] Нeсмeлoв В.И. 30.[21] Фeoфил Aнтиoxийский, свт. СПб., 2003. С. 283.[24] Пoнoмaрёв A.В., Миxaйлoв П.Б., Фoкин A.Р., Сeрёгин A.В., Смирнoв Д.В., Судaкoв A.К., Шoxин В.К., Кaзaрян A.Т. Злo // Прaвoслaвнaя энциклoпeдия. М., 1900. Кaзaнь, 1887. Стиxoтвoрeния бoгoслoвскиe. СТСЛ., 2012. Стрoмaты. М. Бeсeдa 9. Сoгрeшил жe oн нe пoтoму, чтo oт прирoды пoлучил нeoбxoдимую нaклoннoсть кo грexу; oн, будучи сoтвoрён дoбрым, oт сoбствeннoгo прoизвoлeния сдeлaлся диaвoлoм, oт дeйствий пoлучив этo нaимeнoвaниe»[10].Святыe oтцы видят причину oтпaдeния Дeнницы в eгo гoрдoсти, a имeннo в тoм, чтo oн зaxoтeл зaнять мeстo Бoгa. Слeдoвaтeльнo, злo «явилoсь ужe в творении, порождённое свободною волею разумных тварей, созданных добрыми»[38].Таким образом, зло, по мысли святителя Василия Великого, не имеет своей природы и самостоятельного существования. Отрицая причастность Бога к появлению зла, святитель отвергает мнение, будто бы зло может иметь свою природу: «Не почитай Бога виновным в существовании зла, и не предстваляй себе, будто бы зло имеет особенную свою самостоятельность»[31]. «С пользою придумана смерть плоти, – говорит святитель, – не к совершенной погибели приводящая животное, но скорее к обновлению и, так сказать, к будущей переделке соблюдающая его, как бы разбитый сосуд. Антология. Беседа 2 // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. М., 1895. С. М., 1862. IV. III. И здесь в первую очередь стоит отметить то, что святые отцы единодушно отрицали связь между появлением зла и Богом. Бог не творил ничего злого. 27.).Свт. Т. Кн. 342.[37] Василий Великий, свт. VII. Из этого следует, что добро обладает бытием, а зло нет. 423.[35] Смирнов П.Ф. Беседа 16, 1 // Макарий Великий, прп. 341.[4] Феофил Антиохийский, свт. 128.[15] Иоанн Златоуст, свт.Толкование на святого евангелиста Матфея. II. С. А что живому существу придется потерпеть нетление, этого не не ведал Зиждитель, но напротив знал, что вместе с этим последует и разрушение непотребных дел, и уничтожение тления, и возведение к лучшему состоянию, и восприятие первоначальных благ»[17].О печальных последствиях грехопадения много говорят святые отцы. С. СПб., 1898. IV. XX. СТСЛ., 1902. 4. С. Зло – это не только «лишение добра», но и, как пишет святитель, «недостаток добра»: «Зло не иное что есть, как порок. Сатана, будучи сотворён добрым ангелом, добровольно (из-за гордости) отпал от своего Творца, и по причине своей зависти увлёк с собой часть других ангелов. касательно природы зла. Например, святитель Василий Великий говорит: «Неблагочестиво сказать и то, будто бы зло имеет начало от Бога, потому что противное от противного не происходит»[3]. Большое огласительное слово, 6 // Григорий Нисский, свт. С. С. М., 2014. Следовательно, зло не имеет своей природы. СТСЛ., 1903. <…> И порочность есть лишение сущего, а не бытие»[44]. 4, 65 // Ориген. Об умных сущностях // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Несмотря на то что диавол принимал некоторое участие в грехопадении прародителей, ответственность за нарушении заповеди остаётся на Адаме и Еве, потмоу что Сатана только предложил вкусить запретный плод, он насильно не заставлял прародителей этого делать. Ч.1. С., иер. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что после нарушения заповеди люди стали смертными: «Хотя они (Адам и Ева) прожили много лет, но с той уже минуты, как услышали: Прах ты и в прах возвратишься (Быт. Таинство веры. Беседы на Шестоднев. Михайлов, «определение зла как отсутствия или лишённости блага для Климента означает указание на отсутствие Бога или удаление от Бога, являющегося Высшим благом»[24]. Как совершенные существа, абсолютно все ангелы обладали свободой. «Зло представляет собой противоположность добру, подобно тому как справедливость противоположна несправедливости»[23], – пишет Климент. 14:21). Против Цельса. 483.[5] Свт. 197.).Свт. Творения. «Зло является лишь тогда, когда исчезает добро, и имеет бытие только в этом нарушении исконного, нормального порядка, т. 408.[44] Григорий Нисский, свт. 166.[28] Ориген. Т. Духовные беседы, послания, слова. 276-277.[45] Григорий Нисский, свт. 135.[12] Григорий Богослов, свт. С. 671.[16] Кирилл Александрийский, свт. Строматы. Ч. 212.[25] Климент Александрийский. Догматическое богословие. Из этого места видно, что зло было подсказано прародителям змеем. I, 3 // Кирилл Александрийский, свт.Творения. 2. Γλαφυρά или искусные объяснения избранных мест из книги Бытия. Житие преподобного Антония Великого, 22 // Афанасий Великий, свт. Слово на язычников, 7 // Афанасий Великий, свт. По мысли преподобного Макария Великого, людей постигла сначала смерть духовная, а затем и физическая: «Как по преступлении Адама, когда благость Божия осудила его на смерть, сперва по душе подвергся он смерти, потому что умные чувства души стали в нем угашены и как бы умерщвлены лишением небесного и духовного услаждения; впоследствии же, чрез девятьсот тридцать лет, постигла Адама и смерть, телесная»[19]. 1. I. Афанасий Великий: «Зло не от Бога и не в Боге» (Афанасий Великий, свт. 4. I. Смирнов пишет следующее: «Зло, по Василию Великому, очевидно, не имеет субстанциональности и самобытности и следовательно не существует вечно, как особое начало»[35].Источник зла, по мнению святителя Василия Великого, коренится в свободной воле: «Зло, в собственном смысле взятое, получило начало в произвольных падениях»[36]. 197.[9] Макарий Великий, прп. У преподобного Антония Великого встречаем следующие слова: «Гордость и высокоумие низвергли диавола с Неба в преисподнюю»[11]. 17.[18] Иоанн Златоуст, свт.Беседы на книгу Бытия. Зло не может творить добро потому, что природа его в злодеянии и оно ослепляет, как тьма»[26].Таким образом, Климент отстаивает такую позицию, согласно которой зло в онтологическом смысле не имеет природы и самостоятельного бытия, а является отсутствием добра или его противоположностью.Оригена также волновал вопрос природы зла. 406-407.[40] Григорий Нисский, свт. 6, 17:159 // Климент Александрийский. 1. М., 2017. Проблема теодицеи в истории философии и православном богословии // Духовные традиции народов «Евразия»: журнал междисц. 2004. С. Несмелов. Творения. Догматическое богословие // Лосский В. И хотя о страданиях тоже говорили подробно, их крайне редко отождествляли со злом как таковым»[2].Происхождение зла в ангельском миреДля начала следует сказать о том, как же зло появилось в нашем мире. Т. СПб., 2008. 952. Т. Не случайно П.Ф. М., 1862. 5:19). М., 2008. И оно, кстати, практически не соответствует современному предствавлению. С. Подтверждением данным мыслям служат следующие слова святителя: «Порочность не состоятельна сама по себе, но составляется лишение добра. М. Педагог 1, 8 // URL: http://www.reformed.org.ua/2/196/1/Qement%20of%20Alexandria (дата обращения: 10.04.17)[26] Климент Александрийский. 2, 17 // Ранние Отцы Церкви. 41.[14] Например, см.: Василий Великий, свт. 2. Т. Действительно, гордость является корнем прародительского грехопадения, ведь человек пожелал стать богом помимо Бога. При этом он говорит, что зло не обладает природой и сущностью: «Порок несубстанциален»[27]. Действительно, так как зло, по мнению церковного автора, является не-сущим, то оно имеет кажущееся бытие, причем не от Бога и не от Сына Божьего, поэтому нельзя считать, что в понятие «всё» в вышеприведённом евангельском отрывке входит и зло.В то же время Ориген указывает на то, что источник зла коренится в свободной воле: «У каждого (человека) воля есть причина пребывающего в нем нечестия. В то же время Климент замечает, что зло не может являться источником добра: «Зло не может породить добро, как свет — тьму или холод — жар. М., 2014. Напротив того, они созданы были добрыми»[8]. С. 475.[49] Там же.[50] Давыденков О., прот. Серёгина. Восприятие зла в ранней христианской традиции. Поясняет он это таким образом: «И сущее называю добром, поколику оно имеет для себя образцы в сущем Боге; а не-сущее называю злом, поколику не-сущее произведено человеческими примышлениями»[29]. Похожее высказывание можно найти и в другом месте: «Зло, вне произволения взятое, само по себе не существует»[47].Таким образом, святитель Григорий Нисский считает, что зло не имеет природы и не обладает своим бытием, а является лишением, недостатком или противоположностью добра, потому что появляется только тогда, когда добро прекращает своё существование.Следует также привести высказывания богословов, которые обобщают мысли святых отцов и церковных авторов II – V вв. Брюссель, 1988. 489.[22] См.: Рассел Д.Б. 326.[48] Лосский В. IV. Антология. Творения. М., 2008. С. В качестве примера, который бы давал объяснение этому различию, святитель приводит следующее: «И, как говорим, что зрению противоположна слепота, под слепотою разумея не что-либо само по себе существующее, но лишение предшествующей способности, так утверждаем, что и порок усматривается в лишении добра – как бы некая тень, появляющаяся по удалении луча»[41]. Творения. I. С. Можно встретить целый ряд высказываний у святых отцов об этом. Т. В материальном мире зло берёт своё начало с того момента, когда прародители по совету диавола нарушили Божью заповедь и вкусили от запретного древа, за что и были изгнаны из рая. 3:19), они получили смертный приговор, сделались смертными»[18]. Святитель Феофил Антиохийский пишет о физических страданиях, которые постигли человека после грехопадения: «За непослушание человек претерпел труд, печаль, болезнь и, наконец, смерть»[21].Природа злаСвятые отцы и церковные писатели стремились выяснить, что такое зло само по себе и имеет ли оно свою природу.Первым из церковных авторов, кто даёт объяснение злу с онтологической точки зрения является Климент Александрийский[22]. При этом, как отмечает П.Б. 1. Творения. 86.[27] Ориген. Кн. М., 2009. С. Зло – это лишение добра. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного, 3 // Добротолюбие. исслед. Ю. Т. Всякий же порок, не как что-либо само по себе существующее и оказывающееся самостоятельным, имеет ту отличительную черту, что он есть недостаток добра»[45].В то же время святитель Григорий пишет, что источник зла находится в свободной воле разумных тварей: «Ибо вне свободного произволения нет никакого самобытного зла»[46]. И, действительно, именно среди невидимого нами мира впервые появилось зло.Большинство святых отцов и церковных писателей считают, что ангельский мир был сотворён Богом до появления материального мира[7]. СПб., 1907. в области религии и культуры. С. 341.[33] Василий Великий, свт. С. Если же Он откуда-либо отвращает свое лицо, то делает это из-за людского неверия, и там развивается зло»[25]. СПб., 1902. М., 1886. С. О том, что Бог не виновник зла, 8 // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Беседа 9. Духовные беседы, послания, слова. С. С. Бог же не хочет зреть на зло, потому что Он благ. При этом зло, которого Бог не создавал, не имеет своего бытия, оно находится вне добра и является или его отсутствием, или противоположностью. Так появились в мире падшие духи. В образе змея, как говорят святые отцы, был диавол, который по причине зависти соблазнил людей[14]. Творения. Например, святитель Кирилл Иерусалимский пишет по этому поводу следующее: «Первый виновник греха и отец зла есть диавол. Тем не менее, отвечая на данный вопрос, святитель Кирилл давал важные аргументы в пользу появления людей. 9.).[6] Лосский В.Н. С. Как говорит Лосский В.Н.: «Зло имеет свое начало в ангельских мирах»[6]. III. Абсолютно другое отношение у святителя Григория к злу. Во-первых, по мнению святителя, бытие как дар Божий само по себе лучше небытия; во-вторых, Бог даровал человеку не просто жизнь, а блаженную жизнь в раю, и наконец, в-третьих, человек в будущем должен стать причастником Божьей благодати, но так как на пути к этой славе грех стал преградой, Господь нашёл подходящее врачевство: тление человеческой плоти и последующую за ней смерть. 25.[11] Антоний Великий, прп. 341.[38] Смирнов П.Ф. С. е. 238. Фокин замечает, что «добро или благо, по его словам, существует как нечто сущее, нормальное, исконное, природное»[42]. Ч. 476.[7] См. 187.[2] Домусчи С., иер. Беседы на Шестоднев II, 4 // Там же. Γλαφυρά или искусные объяснения избранных мест из книги Бытия. Огласительное поучение второе, 4 // Кирилл Иерусалимский, свт. Григорий Нисский: «Не причина зол Бог – Творец существ» (Григорий Нисский, свт.Большое огласительное слово, 7 // Григорий Нисский, свт.Творения. Слово на язычников, 4 // Афанасий Великий, свт. А у Феофила Антиохийского можно встретить такое высказывание: «Ничего злого не было изначально сотворено Богом, но все было прекрасно»[4]. Догматическое Богословие. М., 2012. С. А изначально все отпавшие ангелы были добрыми. Т. СПб., 2003. Беседа 16, 2 // Иоанн Златоуст, свт. С. Не случайно же у апостола и евангелиста Иоанна Богослова можно найти такие слова: Весь мир во зле лежит (Ин. <…> Прежде него никто не грешил. Духовные беседы. Диадох Фотикийский: «Бог не сотворил ничего злого». Слово 7. Иерей Стефан Домусчи также разделяет данную позицию: «Зло не является сущностью, оно не существует в мире, как предметы или живые существа, но является состоянием воли»[51].ЗаключениеТаким образом, согласно общепринятому святоотеческому учению, Бог не является создателем зла. СТСЛ., 1903. № 2. Именно злоупотребление свободой и породило зло. [1] Бородай Т.Ю. 129.[10] Кирилл Иерусалимский, свт. С. С. СПб., 1907. Т. 2010. Беседа 65, 6 // Иоанн Златоуст, свт. Догматическое богословие // Лосский В.Н. М., 2007. М., 2012. Подвиги и доброделание в частности // Добротолюбие. Ч. 231.[3] Василий Великий, свт. Сущность зла по учению святого Василия Великого // Христианское чтение. III. Вопрос о происхождения зла в мире волновал умы многих философов, писателей и религиозных деятелей разных конфессий. С. И поелику погубила его дерзость, то увлек в падение многих, именно всех, кого научил греху, как злоумышленник, склонивший к измене царское воинство, увлек — из зависти к богомудрому сонму Царствующего в горних и из желания царствовать над многими злыми»[12].Таким образом, появление зла берёт своё начало ещё в ангельском (невидимом) мире. О том что Бог не виновник зла, 5 // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. 14.[17] Кирилл Александрийский, свт. 133.[31] Василий Великий, свт. С. 99.[23] Климент Александрийский. Так, святитель Афанасий утверждает, что добро – это есть сущее, а зло – есть не сущее. Догматическое Богословие. С. Творения. Ч. М., 2008. С. другими словами – совсем не имеет бытия, как особое, самостоятельное явление, которое могло бы существовать одновременно и рядом с добром, как его противоположность»[43], – пишет В.И. Беседы на Шестоднев II, 4 // Там же. Космос и душа (Выпуск второй). Напротив того, как не существующему противополагается существующее и нельзя сказать, будто бы не существующее ипостасно отличается от существующего, утверждаем же, что небытие противоположно бытию; таким же образом и порок противоположен понятию добродетели не как что-либо само по себе существующее, но как нечто разумеемое под отсутствием лучшего»[40]. Н.] не остановился на одном только утверждении церковного учения, а представил еще весьма замечательное по свой глубине и оригинальности его философское обоснование и раскрытие. С. Казань, 1887. Строматы. I, 4 // Кирилл Александрийский, свт.Творения. Кн. М., 1861. Предлагаем читателям ознакомиться с докладом на данную тему студента II курса магистратуры Московской духовной академии, прочитанным на научной студенческой конференции «Актуальные вопросы современной богословской науки» (МДА, 1-2 мая 2017 г.). С. Афанасий Великий: «Бог не сотворил ничего злого» (Афанасий Великий, свт. Творения. СТСЛ., 1902. Лосский: «В аспекте сущностном отцы считают, что зла не существует, что оно есть только лишение бытия»[48]. Ту же самую мысль можно встретить и у протоиерея Олега Давыденкова, который пишет об этом так: «С христианской точки зрения, зло есть не природа, а состояние природы или, точнее, состояние воли разумного существа, ложно направленного по отношению к Богу»[50]. Размышляя на данную тему, святитель Григорий пришёл к следующему выводу: «Различие добродетели и порока представляется не как различие каких-либо двух ипостасных явлений. Святитель Григорий Богослов не только пишет о том, что Сатана пал из-за гордости, но также добавляет, что по причине своей зависти он увлек за собой и других ангелов: «Так он [дьявол] за превозношение низринут со своего небесного круга; но ниспал не один. С. Т. (Диадох, еп. Так, в одном месте он говорит, что «зло не живая и одушевлённая сущность»[32], в другом – «зло есть лишение добра»[33], в третьем ­– «всякое зло есть душевный недуг»[34]. М., 2006. СПб., 2001. Святитель Василий даёт различные определения злу. Давыденков О., прот. Духовные беседы. По мнению В.И. А., Лукашевич А.А., Шевченко Э.В. III. 1:3). С. Кн. Он пишет о том, что Бог является благом, и всё то, что Он сотворил, тоже благо. При этом А.Р. Об этом хорошо пишет Т. T. 2004. П. М., 1886. Догматическое богословие. Иоанн Златоуст, свт.Беседы на книгу Бытия. При этом, хочется также привести высказывание митрополита Илариона (Алфеева) о том, что «учение о добровольном отпадении диавола от Бога является ответом на извечный вопрос всякой философии о происхождении зла»[13].Происхождение зла в материальном миреВ видимом мире зло появилось тогда, когда Адам и Ева в раю нарушили Божию заповедь и вкусили плодов с запретного древа. И один из самых приближённых к Богу ангелов, по имени Денница, злоупотребив своей свободой, воспротивился своему Творцу и отпал от Него; кроме этого, он увлёк за собой многих других ангелов. Это нечестие и есть зло; отсюда злыми и пагубными являются те поступки, которые исходят из нечестия, и строго говоря, ни в чем другом… нельзя полагать зла»[28].Таким образом, Ориген, следуя Клименту Александрийскому, пишет о том, что зло не обладает своей природой и сущностью, оно, следовательно, и не имеет самостоятельного существования, при этом зло есть недостаток добра.Святитель Афанасий Великий отчасти затрагивал тему природы зла. Беседы на Екклесиаста, 7 // Там же. III. 949.[32] Василий Великий, свт. Ч.3. М., 1861. Святой Иоанн Златоуст пишет следующее: «Первый человек пал в грех от гордости, возжелав быть равным Богу»[15]. М. Публикуется в авторской редакции. Беседа 2, 1 // Макарий Великий, прп. Последствия этого изгнания были очень трагичны не только для первых людей, но и для всего человеческого рода, потому что люди лишились прямого общения с Богом, природа их была искажена, и они попали под власть нечистой силы.Святые отцы и церковные писатели единодушны во мнении, что зло, в отличие от добра, не имеет своей природы, оно также не обладает и самостоятельным бытием. 22.[41] Там же.[42] Фокин А.Р., Литвинова Л.В., Турилов А.А., Э. В то же время Бог не является источником зла, поэтому оно не существовало всегда, а имело своё начало в тварном мире[30].Размышления на тему природы зла можно найти и в творениях святителя Василия Великого. Поучения огласительные и тайноводственные. Можно привести очень много цитат святых отцов об этом[5]. С. Т. Но святоотеческая традиция имеет своё понимание зла. Т. С. Н. С. Творения. № 2. 239.[36] Василий Великий, свт. 751.[29] Афанасий Великий, свт. Т. Фотики. С. Т. О том что Бог не виновник зла, 5 // Там же. III. 2. С. 23.[13] Иларион (Алфеев), митр. М., 2008. XII. Как отмечает В.Н. Источник зла находится не в Боге, а в свободной воле разумных тварений.Святитель Григорий Нисский много говорил на данную тему. Бородай: «Современность всё больше склоняется к тому, чтобы под «злом» понимать исключительно или преимущественно страдания»[1]. Беседа 9. 379-380.[20] Макарий Великий, прп. Догматическая система святого Григория Нисского. Беседы на Екклесиаста, 5 // Григорий Нисский, свт. 240.[39] Несмелов В.И. И, на самом деле, зло есть неотъемлемый атрибут падшего мира.Пожалуй, одним из самых важных и сложных вопросов человечества является следующий: «Как появилось зло? А доброе всегда одинаково, и постоянно пребывает, и составляется без всякого предварительного лишения чего-нибудь. Зло есть лишение, недостаток или противоположность добра, потому что оно появляется только тогда, когда добро в какой-то момент прекращает своё существование. Догматическая система святого Григория Нисского. Беседы на Шестоднев IX, 4 // Там же. Беседы на Шестоднев II, 5 // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. III. Наример, преподобный Антоний Великий пишет: «Демоны называются так не потому, что такими сотворены. Брюссель, 1988. С. Учения о природе и мышлении в Античности, Средние века и Новое время / Под ред. 259-260.[51] Домусчи. Строматы. В качестве подтверждения данной точки зрения является следующее место из «Педагога» Климента: «Куда Господь обращается своим лицом, там мир и радость; а откуда отвращается, туда начинает прокрадываться зло. ВведениеНа протяжении всей человеческой истории, каждый человек испытывает на себе тяжесть существующего в мире зла, которое буквально проникло во все сферы жизнедеятельности людей. Здесь Ориген ставит такой вопрос: «Не включает ли в себя понятие «всё» зло и порок?» Отвечая на него, Ориген пишет о том, что среди того, что Бог сотворил, нет ничего плохого и ненужного. Ч. Большое огласительное слово, 7 // Там же. О свободе ума, 26 // Макарий Великий, прп. То же самое можно найти и у преподобного Макария Великого: «Все разумныя существа, разумею Ангелов, демонов и души, Создатель сотворил чистыми»[9].Святые отцы единодушны во мнении, что Сатана отпал от Бога абсолютно добровольно, никто не подталкивал его не это. Источник зла коренится в свободной воле разумных существ. Сатана. Рождение философского понятия. Слово 7. С. Но почему же люди послушали диавола? Но если Бог не является источником зла, то откуда тогда оно появилось? А.В. С. Поэтому зло не имеет своей природы, оно есть «состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога»[49]. С. Кн. М., 2008. С. в области религии и культуры. 949.[34] Василий Великий, свт. Т. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Несмелова, разышления на тему зла у святителя Григория были более глубокие, чем у предшественников: «В отличие от других, он [святитель Григорий Нисский – Д. С. Т. Послание к Автолику. 2004. Беседа 17, 9 // Иоанн Златоуст, свт. 27.[46] Там же.[47] Григорий Нисский, свт. Также преподобный Макарий говорит о том, что после вкушения запретного плода у человека исказилась его природа и он попал под власть сатаны: «Так лукавый князь облек грехом душу, все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы»[20]. М. Против Цельса. Н. Григорий, епископ Нисский // Православная энциклопедия. Комментарии на Евангелие от Иоанна II 13, 93 // Цит. IV. Оно появилось сначала в ангельском мире, когда один из самых совершенных ангелов по причине гордости отпал от своего Творца, а его примеру последовало и некоторое число других ангелов. Также святитель пишет, что зло есть «состояние души, противоположное добродетели и происходящее в беспечных чрез отпадение от добра»[37]. 153.[19] Макарий Великий, прп. С. Он совершенно верно понял, что нельзя говорить о происхождении зла, если наперед не будет определено, как нужно понимать его, – и потому исходным пунктом своего учения поставил вопрос: в чем заключается сущность зла?»[39] Чтобы дать правильный ответ на указанный вопрос, по мнению святителя Григория, надо рассмотреть взаимоотношение понятий «добро» и «зло». М.: 2010. При этом под добром святитель понимает прежде всего добродетель, а под злом – порок. С. 4. исслед. Как пишет иерей Стефан (Домусчи), «вся христианская аргументация была построена на определённом понимании того, что есть зло. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. Бог и материя в диалогах Платона. Т. Кн. Кн. С. Проблема теодицеи в истории философии и православном богословии // Духовные традиции народов «Евразия»: журнал междисц. Сущность зла по учению святого Василия Великого // Христианское чтение. 241.[8] Афанасий Великий, свт.Житие преподобного Антония Великого, 22 // Афанасий Великий, свт. Ч.3. Размышляя над этим вопросом, церковный автор говорит об отрывке из Евангелия от Иоанна: Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. С. С. СПб., 1898.