Время и вечность в учении святых отцов о воплощении Бога-Слова

Мaксим Испoвeдник. «Вoпрoсoтвeты к Фaллaсию». Изд. Причинa пoдoбныx eрeсeй зaключaлaсь в нeспoсoбнoсти oтрeшиться oт чувствeннoгo вoсприятия врeмeни, мыслить Бoгa внe врeмeни. Xрaмa Кoсмы и Дaмиaнa», 2006, стр. В свeтe учeния святыx oтцoв o врeмeни и вeчнoсти aнтрoпoмoрфизмы Вeтxoгo зaвeтa (Быт. Григoрий Нисский. Избрaнныe твoрeния, Слoвo нa святую пaсxу, изд. Тoчнoe излoжeниe прaвoслaвнoй вeры. Oднaкo, в oтличиe oт учeния o прeдвeчнoм рoждeнии и прeдсущeствoвaния Сынa Бoжьeгo Бoгa-Слoвo, oнa нe пoлучилa ширoкoгo рaспрoстрaнeния. Aнaлoгичныe кoсмoлoгичeскиe мoтивы звучaт в бoгoслoвии св. Бeсeды нa Eвaнгeлиe oт Иoaннa Бoгoслoвa, тoм.1, Изд. Пeнрoуз. Избрaнныe твoрeния. Oн скитaeтся пo зeмлям дрeвнeй Пaлeстины, прoпoвeдуeт в рaзныx гoрoдax, и этa зeмнaя жизнь Сынa Бoжьeгo прoтeкaeт вo врeмeни и прoстрaнствe. И дaлee: «Ибo и eстeствo чeлoвeчeскoe oт нaчaлa сoстaвлeнo былo для нoвoгo чeлoвeкa, и ум, и жeлaниe пригoтoвлeны были для нeгo, и рaзум мы пoлучили, чтoбы пoзнaвaть Xристa, и жeлaниe, чтoбы к нeму стрeмится, пaмять имeeм, чтoбы Eгo дeржaть в нeй, пoтoму чтo и для твoримыx Oн был пeрвooбрaзoм. В этoм мгнoвeнии Бoг Слoвo «всeгдa» Иисус Xристoс кaк «Aгнeц, зaклaнный oт сoтвoрeния мирa». В Бoжeствe и в Бoжeствeннoй жизни нeльзя мыслить или прeдстaвлять кaкиe бы тo ни былo измeнeния, кaкиe бы тo ни былo «дeлeния врeмeни»[1]. Этo oтнoсится нe тoлькo к Триeдинoму Бoгу, нo и к кaждoму ипoстaснoму лицу Святoй Трoицы. Вoпрoс LX.[27] Прeп. МГУ, 2007, стр. Гeoргий Флoрoвский. Вoстoчныe oтцы IV вeкa. Aфaнaсий Вeликий. «Oтчий дoм», 2011, стр. 342.[12] Тaм жe, стр. И в этoт жe бoжeствeнный миг Oн вoзврaщaeтся пoслe крeстнoй смeрти и вoскрeсeния. 80.[36] см., нaпримeр: A.М. Гeoргий Флoрoвский. Визaнтийскиe Oтцы V-VIII вeкoв, Мaксим Испoвeдник.[26] Прeп. Oтстaивaя бoжeствeннoсть Иисусa Xристa, нeoбxoдимo былo сoeдинить внeврeмeнную вeчнoсть Триeдинoгo Бoгa и врeмя твaрнoгo мирa.Для вoззрeний xристиaнскиx писателей первых веков характерно представление о времени как о некой сфере бытия, единой для Бога и человека. Августин: «О человек! Таинство воплощения, сотворение мира и человека мы должны мыслить не в категориях чувственного времени, «приспосабливая» промысел Божий к нашим представлениям о времени, а наоборот, мыслить время в категориях Божественной икономии, сообразовывая само время с делами Божьими.Конечно, учение о предвечном рождении и предсуществовании Сына Божьего Бога-Слово, а тем более идея о предсуществовании во плоти Иисуса Христа, встретили ожесточенное сопротивление у сторонников различных ересей, особенно среди ариан. 36.[10] Св. Афанасий (см. «Изд. Хокинг, Краткая история времени, «Амфора», 2008.истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь Вопрос LX.[30] Преп. стр. «Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим. 3, 38)». по кн.: Иерей Иоанн Бер. отцов в исповедовании Сына Божьего как Иисуса Христа при толковании событий, предшествовавших рождению Иисуса, таких как сотворение мира и человека. «Одесную отца» нет «ни времени, ни части времени», нет наших причинно-следственных связей, нет прошлого и будущего, причины и следствия. Григорий Богослов учил: «Совершенное единство внутри-Божественной жизни выражается прежде всего в безусловной вневременности Божественного бытия. Именно благодаря своему рождению от Девы Марии, крестной смерти, воскресению и вознесению к Отцу в божественный миг земной истории, Иисус Христос исполнил «полноту времен» и мог явить себя в «начале», в воскресшем обоженном теле, при сотворении «неба и земли» и человека. Слово на Благовещение Богородицы. 462.[17] Св. На что св. И потому, «если Один был от начала, то было Три». Карсавин. Святые Отцы и Учители Церкви. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова, стр. Новый ум короля, URSS, М.2011; С. отцов новое, сверхчувственное восприятие времени, основанное на боговдохновенном откровении, отличное от эмпирического опыта.Наиболее ярко идея предсуществования Иисуса Христа нашла свое отражение в богословии св. Николай Кавасила. Христос, Церковь, Богородица. Не только душа и дух сотворены по образу Божьему, но и плоть человека есть образ Божий: «Совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотью, которая создана по образу Божию»[16]. Здесь явно св. Храма Космы и Дамиана», 2006, стр. Каково (например) это изречение: «»посеем на земли явися и с человеки поживе (Вар. 5, 15). Христос умер и воскрес для того, чтобы «люди остались живы, <…> небо и земля, солнце и вселенная <…> обрели благобытие и вообще бытие». Для этого Он явил себя в начале и сотворил наш мир и человека по образу и подобию Своему. О божественных именах, гл. МГУ, 2007, стр. Белорусского Экзархата, 2006, стр. «Подробное изложение веры». Под именем Христа св. 75.[33] Св. Георгий Флоровский. По словам Григория Богослова, когда мы сводим в единство начало и конец времени, то приходим к вечности (!): «Вечность не есть ни время, ни часть времени; потому что она неизмерима»[4]. Дионисий Ареопагит. Действительно, если мы веруем во второе пришествие Христа в будущем, когда Он явит Себя во славе судить «живых и мертвых», то мы не можем исключать такой возможности и в прошлом, например, при сотворении мира и человека, так как «одесную Отца» для Бога нет прошлого и будущего.Сама идея предсуществования Иисуса Христа во плоти не нова и была известна в древней Церкви. Слово 38. Св. Ириней Лионский. Максим Исповедник, следуя апостолу Павлу и св. 160.[24]  Св. Иоанн Дамаскин. Ибо не ветхий для Нового, но Новый Адам для ветхого служит образцом»[22]. Иринею, утверждал: «Христос-Богочеловек есть начало и конец всего домостроительства, — средина и средоточие всех веков и всяческого бытия…»[25]; и далее: «Ибо через Христа, или через таинство по Христу, все века и то, что в этих веках, приняли и начало, и конец своего бытия»[26].Основываясь на вневременности Божественного бытия, из которого вытекает возможность предсуществования Иисуса Христа и учении св. в нашем тварном временном мире) и что «человеческая природа Сына Божия, которая была соединена с Его божеством, предшествует рождению от Марии»[6]. Вечен Сам Бог. Слово на Успение Богородицы. Ибо не тому не должно удивляться, что оно ранее по времени, но надлежит верить, что совершенное сие служит началом несовершенного, помышляя то, что и сначала для нужды человека многое приготовлено было заранее, и человек, мерило всего, уже после всех пришел на землю»[23].Св. 87.[34] Св. Григорий Нисский: «Ибо Имеющий власть положить душу Свою о Себе и опять воспринять, когда хотел, как Творец веков, имел власть в Своих делах не быть подвластным времени, но устроять время сообразно с делами»[34]. Время — творение Божие. Иначе пришлось бы разделить Бога Слово на двух — одного в Троице, как нисшедшего, а другого в Иисусе, как восшедшего, и признать одновременное существование двух Слов Божиих, то есть подменить Троицу четверицей. Сын Божий Бог-Слово может явить Себя в любой момент времени нашей истории как Иисус Христос во плоти. отцов: у преп. 296.[16] Там же, стр. Григорий Богослов: «Но всякому можно видеть, что в изречениях, выражающих время, нередко ставятся времена одно вместо другого, особенно это употребительно в Божественном Писании, и не только в рассуждении о времени прошедшего или настоящего, но и будущего»[32]. Аналогично и Иоанн Златоуст указывал: «У древних пророков было в обычае, чтобы о будущих событиях говорить так, как бы уже совершихся. 1, Изд. Афанасий Великий. Афанасий подчеркивал: «Из отношений Отца и Сына должна быть исключена всякая последовательность, всякая «продолжительность» или расстояние между ними. 6, 62). 376.[14] Там же, стр. Григорий Богослов. Ибо когда это говорилось, Бог еще не явил и не вступил в соединение с людьми»[31]. Об этой же особенности времени писал и св. человека с Богом»[13]. И далее он поясняет: «Ибо конец Закона — Христос, к праведности всякого верующего (Рим. Аналогичной точки зрения придерживались многие св. И не только они, но и небо, и земля, и солнце, и вселенная через Блаженную Деву — как растение через плод, — обрели благобытие и вообще бытие»[27].Таким образом таинство Воплощения может рассматриваться как центральное событие мировой истории, имеющее космологическое значение для сотворения мира и человека. 9, 5).О возможности предсуществования Иисуса Христа писал еще Ориген в своих трудах «Против Цельса» и в «Комментарии на Евангелие от Иоанна», указывая, что некоторым образом Слово Божие должно быть признано человеком всегда (т.е. Изд. Избранные творения. Иоанн Златоуст. Дионисий Ареопагит учил, что Божество «одной из своих ипостасей приобщилось нашей природы, тем самым призвав к Себе и возвысив человеческую удаленность, из которой и был неизреченно составлен единый Иисус, и тем самым протяженность времени воспринял Вечный и внутри нашей природы оказался сверхсущественно Превзошедший всякий порядок всякой природы, сохраняя пребывалище Своих свойств неизменным и неслиянным»[24]. Избранные творения. 3, 13); а также: «Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде» (Ин. п. Ибо если бы Он не воплотился, то и не воскрес бы, и не вознесся к Отцу, не явил бы Себя «в начале», и не сотворил наш мир и нас с вами. Григорий Богослов. Николай Кавасила. «Христос, Церковь, Богородица». Божественная вечность исключает всякое время. Для Триединого Бога они, как и вся земная история, одновременны и мгновенны. Св. Неизменяемость — постоянство Бога во времени, ассоциирована с вечностью. Мы видим, что из учения о вневременности Божественного бытия с необходимостью вытекает возможность предсуществования Иисуса Христа в событиях, имевших место до Его земного рождения. Сретенского монастыря, М., 2014, стр. Новизна и сложность проблемы усугублялась тем, что в ней богословие неявно переплеталось с метафизикой времени. Изд.: «Герменевтика», 2006. отец подразумевает Иисуса Христа как Бога, воплотившегося и воскресшего во плоти. Если Он, по апостолу, «прежде всего», то и прежде рождения от Девы Марии. 53, 7)»[33].Святые отцы не пытались «втиснуть» свое богословие в узкие рамки понятий чувственного времени, сформировавшегося на бытовом уровне. Вечность воспринималась ими как непрерывно и постоянно длящийся во времени процесс, например как «жизнь вечная» или как нечто запредельное, находящееся вне бесконечного и безначального времени — «прежде всех век». Избранные творения, Слово 29. стр.169.[5] Блаженный Августин Гиппонский. Исповедь, Изд. Так в Послании Первого Антиохийского собора еще до низвержения Павла Самосатского говорится: «Посему и тело, заимствованное от Девы и вместившее всю полноту Божества телесно, неизменно соединилось с Божеством и обожилось. «Подобает отнести к Блаженной Деве и то, что люди остались живы и вообще остаются людьми. Афанасия, род человеческий был сотворен Господом Иисусом Христом: «Создатель мира и Царь царей Бог, превысший всякой сущности и человеческого промышления, как благий и все превосходящий добротой, сотворил род человеческий по образу Своему, Спасителем нашим Иисусом Христом и чрез уподобление Себе соделал его созерцателем и знателем сущего»[19]. 158.[22] Там же, стр. 380.[13] Там же, стр. 266 г.[9] Св. «То, что было произнесено, не исчезает; чтобы произнести всё, не надо говорить одно вслед за другим: всё извечно и одновременно»[5]. 3, 8) не кажутся столь уж наивными измышлениями простецов.Указание на предсуществование Иисуса Христа можно усмотреть в творениях св. МГУ, 2007. «Никакая другая конечная цель создания человека не может быть предпочтена этой являющейся высшей из всех и доставляющей Творцу наибольшие честь и славу»[28]; и у преп. 356-357.[29] Преп. Так, св. Потребовалось почти четыре столетия гонений, преследований и борьбы как с внешними, так и внутренними противниками, пока в недрах Церкви не выкристаллизовалась Божественная Истина, нашедшая свое выражение в Никейском Символе веры. Эта проблема спустя более полутора тысяч лет обсуждается на достаточно высоком научном уровне, правда, пока в применении к задачам астрофизики и космологии, а не богословия[36].[1] Прот. На пути учения святых отцов «непоколебимой» стеной вставал так называемый здравый смысл человека. стр. Время существует как бы само по себе, независимо от Бога и твари. 145, 217.[7] Там же, стр. отцов, изложенного выше, можно прийти к выводу, на первый взгляд парадоксальному, но достаточно важному в отношении христианской традиции восприятия времени. по «Посланию православных епископов первого Антиохийского Собора к Павлу Самосатскому, писанное до его низвержения», ок. Следуя Апостолу, он учил, что Иисус был всегда, во все времена от сотворения мира: «…есть единый Иисус, который в частности и вообще был для людей в показании истинной правды и первым, и средним, и последним»[21]. Сретенского монастыря, 2010. То, что говорит писание Мое, говорю Я. Черепащук, А.Д. Вряд ли это может быть просто следствием терминологии, свойственной древней Церкви. Ибо как иначе Бог может иметь плоть? Изд. 4, 10). Бог-Слово и Иисус Христос неделимы, они — единая Ипостась Триединого Бога, позволяющая Сыну Божьему одновременно находиться в двух мирах, во вневременном мире Триединого Бога как Бог Слово и во временном миге земной истории как Иисус Христос.Для нас божественный миг разворачивается во времени, не разделяя единство Бога-Слово и Иисуса Христа, не разрушая Божественную Троицу и оставляя Их постоянными и неизменными — такими, какими они были в этом мгновении. «Век2» 2003; Р. Олега Абышко, С-П. Григорий Богослов. Положив прежде такое применение как некую норму, в соответствии с ним Он и образует затем человека». Максим Исповедник. «Вопросоответы к Фалассию». Вопрос 7.[31] Преп. Здесь исключается всякое «некогда» и «когда»»[2].Однако мы знаем, что Сын Божий в отличие от остальных Лиц Святой Троицы воплощается — рождается от Девы Марии и тем самым входит в наш мир, космологически связанный с пространством и временем. Изд. Максим Исповедник. «Вопросответы к Фалласию». Время в человеческом понимании сотворено Богом, как и вся вселенная. В статье автор рассуждает, можно ли применить категорию времени к Лицам Святой Троицы, а также анализирует гипотезу о предсуществовании Христа. Более того, из этих слов следует, что «все создано» Иисусом Христом «Им и для Него» и «все Им стоит»; и далее, в другом месте св. Об этом же учил блж. Избранные творения. Ириней указывает, что «Слово Божие может восходить и нисходить» в наш мир через Иисуса Христа, в котором, как учили св. 129.[25] Цит. Разрешить возникающие противоречия можно было двумя путями: оставаясь верным учению и преданию святой Церкви о божественной природе Иисуса Христа, отказаться от традиционного чувственного восприятия времени и вечности или, сохранив устоявшиеся представления о времени, пожертвовать божественной природой Святой Троицы. А что иначе, как не мгновение, может подразумеваться святым отцом, когда начало какого-либо события совпадает с его концом? 158.[23] Там же, стр. Однако следует отметить, что с точки зрения современной науки сама идея предсуществования в прошлом событий, имеющих причину своего возникновения в будущем, не выглядит столь уж фантастично, как может показаться на первый взгляд. Бог вечен по природе и выше всякой последовательности и разделения. Григорий Неокесарийский в своем «Подробном изложении веры» указывал: «Един Сын, один и тот же и до воплощения, и по воплощении, человек и Бог, то и другое — единое»[9].Идея предсуществования Иисуса Христа нашла свое отражение в богословии св. Путь к Никее. Против ересей. Становление христианского богословия. Афанасий Великий. Григорий Нисский и другие считали, что мир сотворен Богом не во времени, а мгновенно.Вся земная история от сотворения мира является для Святой Троицы мгновением без какой-либо длительности или протяженности. И св. Ибо Кто принес (с Собой) конец, Тот произвел и начало; <…> потому что Слово Божие обвыкло восходить и нисходить ради спасения бедствующих»[14]. Здесь св. Изд. Василий Великий, св. отцы. При этом преп. по: Прот. Иринея Лионского. Чернин, Вселенная, жизнь, черные дыры. 56.[20] Там же, стр. То, что вы видите Духом Моим, — Я вижу; то, что вы говорите Духом Моим, — Я говорю. И здесь возникает апория, которая поставила древнюю Церковь на грань раскола. стр.45.[3] Л.П. Апостол Павел пишет: «Христос за всех умер, чтобы живущие не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. Он писал: «И тот и другой Заветы (Ветхий и Новый) произвел один и тот же домохозяин — Слово Божие, Господь наш Иисус Христос»[11].«Они (Ветхозаветные патриархи и пророки) видели Сына Божия человеком, обращающимся с людьми, так как они предсказывали будущее, говоря, что Тот, Кто еще не пришел, уже присутствует»[12]. Под Богом Ветхого Завета св. Время у них отступало на второй план, не «диктовало» свои законы и правила домостроительства, не довлело над Богом, но сообразовывалось в соответствии с Его Промыслом. По учению св. Тем не менее в Священном Писании, в учении св. По сей-то причине один и тот же Иисус Христос предвозвещаем был в Законе и Пророках, как Бог и человек… Таким образом, в Божественных Писаниях говорится о Христе, как о Едином, и прежде Его воплощения»[8]. На нем, как на фундаменте, зиждится вся христианская космология. Слово 29. Отстаивая божественную природу Иисуса Христа и единство Бога Троицы, святые отцы неявно формировали новые представления о времени и вечности.Противоречие между вневременным бытием Святой Троицы и нисхождением Сына Божьего в мир — это апория времени, и корни ее решения в метафизике времени. Эти слова могут свидетельствовать о том, что «одесную отца» Сын Божий Бог-Слово и воскресший во плоти Иисус Христос едины.Апостол Павел учил: «…в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: начальства ли, господства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. Священное Писание дает понять, что Бог существует вне времени. Христианское богословие выработало аксиоматические представления о Боге, которые можно кратко сформулировать так: Бог и только Бог Безначален, Неизменяем и Всемогущ. Все события нашего мира для Бога одновременны и мгновенны. Григорий Богослов остроумно замечал: «Что за чрезмерная мудрость вводить невременное время?»[35].Возможно, учение святых отцов и в наше время многим покажется противоречащим законам логики, здравому смыслу. Так Исаия, говоря об умерщвлении Его (Иисуса), не сказал, что Он как овча на заколение веден будет, — в будущем времени, — но: «яко овча на заколение ведеся» (Ис. Восточные отцы IV века. Изд. Бог вне времении не может быть подвержен каким-либо изменениям, тлению или возникновению. Бога нельзя мыслить в пространстве или времени. Но возвращается уже как Иисус Христос, как Сын Божий и Сын Человеческий, в воскресшем обоженном теле, «воссевши одесную Отца» после вознесения на «небо». Буквальное толкование этих слов подразумевает Сына Человеческого, то есть Бога-Слова воплощенного. 86.[21] Преп. 362.[28] Преп. На возможность обратимости времени указывали многие святые отцы. Так преподобный Максим Исповедник отмечал, что «В [Священном] Писании есть обычай менять времена и поставлять одно вместо другого, будущее принимать за прошедшее и прошедшее за будущее, настоящее время употреблять вместо того, которое до или после него»[30]. Слово на язычников. Св. 221.[32] Св. отцы, воипостазирована человеческая природа.Относительно сотворения человека св. Афанасия, не только плоть, но и душа сотворена Иисусом Христом: «И не прекратится жизнь ее (души), потому что так сотворил ее Бог Словом своим, Господом нашим Иисусом Христом»[20]. А каким образом Христос (есть) конец Закона, если Он и не начало Его? Николай Кавасила, Христос, Церковь, Богородица, Семь слов о жизни во Христе; Слово шестое. 351.[15] Там же, стр. Изд. Но вы видите во времени, а Я вижу не во времени, и точно так же вы говорите во времени, а Я говорю не во времени». «Олега Обышко», С-П., 2013, стр. 172.[8] Цит. Именно благодаря этому нераздельному единству Богу-Слово доступно время нашего мира во всей полноте. И далее: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 13, 8). Апостольское «вчера, сегодня и во веки» указывает на «полноту времен» от сотворения мира, на единство Сына Божьего Бога-Слова и Сына Человеческого Иисуса Христа во все времена. Афанасий Великий. Она решалась в рамках концепции вневременного ведения Богом земной истории. Из этого божественного мига нисходит в наш мир Сын Божий Бог-Слово, рождаясь во времени от Девы Марии и принимая на себя человеческую природу. Только оно говорит во времени, слово же Мое времени не подвластно, ибо оно пребывает со Мной одинаково вечно. «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Ефес. 8, 56-58); «ныне прославь Меня Ты Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у тебя прежде бытия мира» (Ин. Изд. Григорий Богослов. Максима Исповедника: «Это (воплощение Бога Слова) есть Божественный конец, ради которого и возникло все [тварное бытие]. <…> конец, ради которого существуют все [тварные вещи]… Это есть в подлинном смысле слова предел Промысла, <…> согласно которому происходит возглавление в Боге [всех существ], созданных Им…»[29].Причина кажущейся парадоксальности учения св. Афанасий в «Четвертом слове на ариан» проводит четкое разграничение между Сыном Божиим Богом-Словом, Его предвечном вневременном рождении и Иисусом Христом. Афанасия Великого: «Он (Бог Отец) как наилучший кормчий, собственной Своей Премудростью и Собственным Своим Словом, Господом нашим Иисусом Христом спасительно управляет и распоряжается во всем мире и творит как Сам признает это наилучшим»[17]. И далее: «Посему никому, не позавидовав в бытии, из ничего все сотворил Словом Своим, Господом нашим Иисусом Христом»[18]. По учению св. Николай Кавасила подчеркивал, что в делах Божиих нет ничего невозможного, поэтому не следует удивляться предсуществованию в прошлом событий, имеющих причину своего возникновения в будущем: «Всего неуместнее думать, что совершеннейшее из всего устроено по образу несовершенного, и что худшее служит примером для лучшего, и слепые руководят видящими. И преподобный Иоанн Дамаскин учил: «Должно знать, что божественное Писание часто употребляет прошедшее время вместо будущего. Ириней пишет: «…мы никак не могли бы получить нетление и бессмертие, если бы не были соединены с нетлением и бессмертием. Потребовалось несколько столетий, пока эта стена непонимания была разрушена верою, основанной на Предании Церкви и Священном Писании. Он пишет: «Посему, под именем Христа разумеем и то и другое вместе, то есть, Божие Слово, соединенное в Марии с Тем, Кто от Марии»[10]. Мы должны признать, что обратимость прошлого и будущего, то есть существование в прошлом событий, причина возникновения которых лежит в будущем, может является характерным свойством нашего времени, сотворенным Богом. 320.[35] Св. На ариан слово четвертое. «Изд. 10, 3-4). в связи с тринитарными спорами того времени, состояло в том, что он отрицал «предсуществование Христа» или иначе отрицал субстанциональное существование Слова как Сына Божия, в том числе и до Его рождения от Девы Марии[7]. отец подразумевал воскресшего во плоти Иисуса Христа: «Это есть Слово Его, Господь наш Иисусу Христос, Который в последние времена сделался человеком среди человеков, чтобы конец соединить с началом, т.е. Сретенского монастыря, 2014. Поэтому, следуя преданию Церкви и учению отцов, мы покланяемся Иисусу Христу как Богу истинному, как Сыну Божьему и Сыну Человеческому, второй ипостаси Святой Троицы и почитаем Деву Марию Богородицей.Бог-Слово может войти в наш мир только через божественный миг земной истории, в котором Он и Иисус Христос едины. п. Изд. Сретенского монастыря, М., 2014, стр. Более вероятным представляется характерное для св. Афанасий, св. В этом случае начало и конец одномоментны, и все промежуточные события, лежащие между началом и концом, заключены в этом едином мгновении. 34.[11] Св. 103.[19] Св. стр. Как соединить Бога Отца с Логосом, Логоса — со Христом и Христа с человеком, сохранив при этом их ипостасное различие, но не разделяя Святую Троицу как Бога Единого, который выше всякого совершенства, выше всякой сущности и времени[3]. Можно утверждать, что сотворение нашего мира и человека в нем зависят не от того, что произошло в прошлом, а от того что должно произойти в будущем, от воплощения Сына Божьего Бога-Слова. Белорусского Экзархата, 2006, стр.136.[2] Прот. На Богоявление. 17, 5). Если первый путь открыл нам истину бытия Триединого Бога, то второй — породил ереси разных толков. Григорий Неокесарийский. И мало сказать: «Бог всегда был, есть и будет», лучше сказать: «Он есть, ибо Он сосредотачивает в Себе Самом целое бытие, которое не начиналось и не прекратится». 93.[18] Св. отцов содержатся не только отдельные высказывания, которые могут быть истолкованы как предсуществование Иисуса Христа во плоти до Его рождения, но и прямые указания на этот факт, как, возможно, имевший место в библейской истории.На Свое предсуществование неоднократно указывал Своим ученикам Сам Христос: «…истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. Слово на язычников. Для Святой Троицы эти события не разделены десятками лет, как воспринимаем их мы, находящиеся на земле. отцов может быть объяснена инверсией причино-следственных связей во вневременном Божественном бытие, которая несовместима с нашим чувственным эмпирическим опытом восприятия времени. стр. Оно безначально, бесконечно, не ограниченно никаким пределом ни в прошлом, ни в будущем. И люди должны были жить не для себя, но «для умершего и воскресшего», чтобы в роде человеческом явила себя та единственная достойная стать матерью Сына Божьего, чтобы Сын Божий мог вочеловечиться, исполнить «полноту времен» и «возглавить свое творение». Николая Кавасилы: «Он создал ее (человеческую природу) с самого начала такой, чтобы, когда придет время Ему родиться (по человечеству), позаимствовать у нее для Себя Матерь. МГУ, 1994.[4] Св. Бог вне времени, поэтому между двумя любыми событиями на земле для Него не может быть никакой временной протяженности. Как метко заметил более полутора тысяч лет назад св. Сретенского монастыря, 2010. 517-518.[6] Цит. И пр. Изд. выше) подразумевал Богочеловека, в котором явлены божественная и человеческая природы.Учение о сотворении человека Господом Иисусом Христом получило дальнейшее развитие в богословии преподобного Николая Кавасилы. Мир имеет бытие во времени, но Бог вне времени, вне причинно-следственных связей, навязанных нам временем. Не ясно, каким образом он мог прийти к этой мысли, но она вряд ли может следовать из его учения о предсуществовании душ.Показателен такой пример: главное обвинение Павлу Самосатскому (согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского), которое звучало у авторов IV в. Поэтому в нашем тварном мире Сын Божий Бог-Слово всегда, во все времена, являет Себя как Иисус Христос, состоящий из божественной и человеческой природы. 2010, стр. Обоженная плоть воскресшего Христа послужила прообразом для плоти первого человека. Павел пишет: «Иисус Христос вчера, и сегодня и во веки Тот же» (Евр. Но как мы могли бы соединиться с нетлением и бессмертием, если бы наперед нетление и бессмертие не сделалось тем, что и мы»[15], то есть прежде сотворения человека Сын Божий Бог-Слово был уже соединен с нетленной воскресшей человеческой природой. 1, 14-1). Здесь явно идет речь об Иисусе Христе как Боге-Слове воплощенном, иначе о чьей крови говорит апостол. Богу, как и твари, приписывалось бытие во времени. Московского Патриархата, 1993, стр. Это связано с тем, что возможность предсуществования плоти, пусть даже воскресшей и воипостазированной Богом-Словом, но до ее земного рождения, воспринималась как факт абсурдный, противоречащий чувственному опыту времени.