Учение святителя Феофана Затворника о мытарствах (его особенности и влияние на православное богословие XX века)

Пoскoрee и мeня извeститe… Прoцитирoвaв мысль святитeля Фeoфaнa, прoфeссoр Oсипoв рaзвивaeт eё дaльшe: «Мытaрствa – этo нe нaкaзaниe Бoжьe зa грexи, a пoслeднee лeкaрствo для тяжeлo бoльныx – для тex, ктo нe тoлькo oтдaвaлся стрaстям, нo и oпрaвдывaлся в ниx, нe кaялся и «дoстиг» высoкoгo мнeния o сeбe, свoиx дoстoинствax, свoиx зaслугax пeрeд Бoгoм и людьми. – М.: Цeнтр пo изучeнию рeлигий, 1995. 3, Пис. С. С. Тaк прoисxoдит срыв нa мытaрствe и ниспaдeниe души в лoнo бeссмыслeннoгo и ничeм нeутoлимoгo oгня гoрeния этoй стрaстью. В нeгo пoступaют всe, в кoтoрыx eсть кaкaя-либo нeчистoтa грexoвнaя. В дaннoм исслeдoвaнии aвтoр привoдит рeзультaты изучeния трудoв святитeля Фeoфaнa, в кoтoрыx упoминaeтся o мытaрствax. Срeди oгрoмнoгo мaссивa бoгoслoвскиx тeм, сoдeржaщиxся в нaслeдии святитeля Фeoфaнa Зaтвoрникa, учeниe o мытaрствax, нa пeрвый взгляд, нe прoизвoдит впeчaтлeния oсoбoй знaчимoсти: eму нe пoсвящeнo ни oднoгo спeциaльнoгo прoизвeдeния, и дaжe в тex книгax, в кoтoрыx o нём гoвoрится, oбщий oбъём дискурсa исчисляeтся всeгo нeскoлькими aбзaцaми.Тeм нe мeнee, нeзaурядный твoрчeский ум святитeля Фeoфaнa сумeл тaк сeбя прoявить в этиx крaткиx тeкстax, чтo влияниe eгo учeния o мытaрствax в рaздeлe прaвoслaвнoгo бoгoслoвия o зaгрoбнoй учaсти души являeтся вeсьмa oщутимым кaк в XX вeкe, тaк и в нaчaлe XXI.С другoй стoрoны, пoскoльку в нaши дни учeниe o мытaрствax встрeчaeт прoтивникoв дaжe в срeдe извeстныx прaвoслaвныx миссиoнeрoв[1], прeдстaвляeтся вaжным выяснить oтнoшeниe к этoму вoпрoсу стoль aвтoритeтнoгo и срaвнитeльнo близкoгo к нaм пo врeмeни святoгo oтцa, кaк Феофан Затворник.Главным источником, откуда мы можем почерпнуть сведения по указанной теме, надо признать книгу святителя Феофана «Толкование на 118-й псалом», а более конкретно – объяснение стиха 80-го: «Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся». Если мы посмотрим, где и как он пишет о мытарствах, то поймём, что для него это было важной составляющей духовной жизни и всего христианского пути ко спасению. – С. И скажи ему сердцем мужественным и небоязненным: «Возвратись, окаянный, во тьму свою. Когда из сердца в продолжение земной жизни изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда, что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. Куда ломанется? Например, отец Александр Мень признавал существование мытарств, но, во-первых, отождествлял их с чистилищем[18], а во-вторых, то и другое предлагал понимать только как проекцию внутренних человеческих страстей на посмертное состояние души[19].Митрополит Антоний Сурожский, который в своих возвышенных поэтических лекциях о смерти и о вечной жизни многократно ссылался на святителя Феофана Затворника[20], тему о мытарствах вообще не любил, и когда ему как-то раз о них всё же напомнили, ответил: «Каждый из нас, конечно, ожидает смерть в тех категориях, которые ему свойственны. Ибо, с одной стороны, вся воздушная стихия представляет одно и непрерывное целое, от неба до преисподних, а с другой – демоны, как духи, хотя находятся и в подземных пространствах, однако в преграде земли не имеют препятствия к тому, чтобы чувствовать Божественное действие, производимое от креста в воздухе. Одно мне нужно – безмерное благоутробие Господа моего Иисуса Христа, молитвы и заступления Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых»… Таковы наиболее употребительные оружия, какими враг нападает на нас в последний час смертный. Ожегова и Д.Н. И к самопознанию он поруководит, и паче внедрит убеждение в силе слезного покаяния и исповеди»[4].В другом месте, а именно в письме к мужу умирающей сестры, святитель Феофан пишет: «…У отошедших скоро начинается и подвиг перехода через мытарства. Не надо понимать ад как уголовное наказание, что-то вроде места бессрочного заключения. Толкование на 118- псалом // biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/tolkovanie-na-118-psalom[3] Там же.[4] Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, 36.[5] Собрание писем, п.159 // http://blagolyub.livejournal.com/5591.html[6] Игнатий (Брянчанинов), свт. Святитель Феофан Затворник, как видно из его наследия, был прекрасно знаком с богословским творчеством преподобного Никодима Агиорита, или Святогорца, и даже осуществил перевод, вернее свободное авторское переложение с греческого на русский язык его знаменитой книги «Аoratos polemos» («Невидимая брань»). Душа после смерти. Постыждение здесь в том, что душа сама бросается в ад»[3].Легко заметить, что взгляд святителя Феофана на мытарства включает в себя три существенных элемента:Во-первых, святитель Феофан, как и вся православная святоотеческая традиция, уверен в реальном существовании мытарств;Во-вторых, интерпретация святителем Феофаном самого процесса прохождения мытарств заметно дополняет общепринятую;Наконец, в-третьих, в обоснование своей оригинальной трактовки мытарств святитель Феофан ссылается на автора, имени которого он не называет, а обозначает его как «одного из немалоученых».По первому пункту надо сказать, что учение о мытарствах отнюдь не было для святителя Феофана уступкой традиции. Правда, его книга «Инструкция для бессмертных, или что делать, если Вы всё-таки умерли» написана очень своеобразным молодёжным сленгом, а святителю Феофану в ней приписываются такие подробности в описаниях мытарств, которых не удаётся найти ни в одном из его произведений, но это не умаляет проницательности отца Даниила в подходе к проблеме мытарств в целом.В частности, отец Даниил пишет: «Мытарства — это последняя попытка искушений человека. Позволю себе процитировать этот фрагмент: «Если б враг наш, злой, лукавый и упорный, никогда не утомляющийся искушать нас, восхотел в час смерти тебя и соблазнить какими-либо призраками, видениями и преображениями в Ангела светла, ты стой твердо в осознании своей скудости и своего во всем ничтожества. – Чистилище есть пункт веры католической. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Реальность ловушек, сделанных для отлова людей. е. Посему-то прежде приближения часа брани оной великой надлежит нам, возлюбленные, вооружиться против сильнейших страстей своих и, мужественно вступив в брань с ними, преодолеть и очиститься от них, чтоб облегчить себе победу и тогда, в час твой последний, который может найти в каждое мгновение. Думайте об этом, и вы услышите вопль: помоги! 25.[15] Серафим (Роуз), иером. – С. Письма. Ближайшее непостыждение бывает во время восстания внутренних браней… Второй момент непостыждения есть время смерти и прохождения мытарств… Но окончательное непостыждение — на Страшном суде, пред лицем всевидящего Судии, пред сонмом ангелов и всех святых»[2].Рассмотрим, что же именно пишет святитель Феофан о мытарствах: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения им не миновать. Вопрос: насколько неизбежны? Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы всё-таки умерли // http://azbyka.ru/vera_i_neverie/zhizn_posle_smerti/sysoev_instrukcija_dlja_bessmertnyh-all.shtml#rel12[18] «Чистилище – это состояние человека, который очищается от земного зла. канд. Догматически он неверен потому, что не оставляет места для Божия Суда» (Кураев А., протодиак. 284).[11] «Что такое чистилище? Публикация магистра богословия, преподавателя Одесской духовной семинарии протоиерея Димитрия Предеина посвящена анализу учения о мытарствах святителя Феофана Затворника. Феофан Затворник говорит, что она увидит роскошный стол, а там — черная икра, красная икра, балык, торты, вино и так далее. Рай и ад мы носим в себе сегодня и поэтому уносим с собой в вечность» (Отец Александр Мень отвечает на вопросы. Ни у кого из крупных русских богословов и догматистов XIX века такой идеи найти не удаётся. В православной традиции это называется мытарствами. Осипова «Посмертная жизнь». Современник святителя Феофана святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Для истязания душ, проходящих воздушное пространство, установлены темными властями отдельные судилища и стражи в замечательном порядке. На это один из немалоученых вот какую еще выразил мысль: мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное (льстивое, коварное). 363.[22] «Может быть, я еретик, вы можете меня сжечь, раньше чем я уйду отсюда, но мне представляется, что Бог нас встретит с жалостью о том, что мы целую жизнь прожили – и так бесплодно прожили, и так испортили её для себя, не говоря о других; и Его реакции на нас – жалость и сострадание» (Антоний Сурожский, митр. Толкование канона на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня // http://vozdvizhenie.paskha.ru/Bogoslovie/Tolkovanie_kanona[14] Осипов А.И. Письмо от 19.05.1893 к сомневающемуся о полученном разрешении грехов // Феофан Затворник, свт. Василия Нового и во многих других как древних, так и новых источниках. об этом: Леонтий (Козлов), иером. Тут нужна сестре помощь. № 479 // biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/pisma3/txt06.html).[12] Никодим Святогорец, прп. Но даже если бы и говорилось, то, конечно, православные авторы не стали бы этого переводить. Если не хотите, чтобы вас бесы пугали на мытарствах, ведите плохую жизнь, они вас будут просто обманывать. Как недостойному, мне не подобают видения и откровения. Когда зуб болит, не приходится себе напоминать – и без того помнишь; а если он не очень болит, а хочешь вспомнить, можно языком немножко тронуть сразу вспомнишь» (Там же. Отец Серафим тоже приводит толкование святителя Феофана на 80-й стих 118-го псалма, но лишь в качестве общего подтверждения истинности святоотеческого учения о мытарствах. Посмертная жизнь. А тут-то ее и поймают, — сам пошел, понимаете? 36-37).[19] «…Процесс вхождения человека в иной мир очень сложен и труден, и Православная Церковь в своей традиции называет это «мытарствами», католическая традиция называет это «чистилищем». – М.: Жизнь с Богом, 2008. Они живут в надежде и не страдают, не в муках суть. – С. И если в книге «Душа после смерти» нет параграфа, специально посвящённого учению святителя Игнатия, то только потому, что на этом учении строится вся книга, как на своём фундаменте. Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809). – С. Совет РПЦ, 2008. — В православной церкви нет такого ученья, а есть верование, по коему умершие с покаянием и причащением, но не успевшие понести исправительных подвигов или епитимий, восполняют сие молитвами о них церкви и милостынями за них, и конечно своими там молитвами. Стало быть, у кого сердце непорочно и чуждо страстей, у того они не могут найти ничего такого, к чему могли бы привязаться; напротив, противоположная им добротность будет поражать их самих, как стрелами молнийными. — Страсти. Если душа вышла из тела, а человек привык жить для желудка, что она увидит? Здесь святитель Феофан пишет следующее: «Пророк не упоминает, как и где да «не постыдится». Понятно, да? И мы не знаем многого, что там происходит, но только верим, что Творец более благ, чем мы, и глубже знает нас самих, чем мы. 156-157.[10] «В итоге текст святителя Феофана больше отличается от текста преподобного Никодима, чем текст последнего от текста Скуполи» (Феоктист (Игумнов), иером. Например, в книге «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться» святитель Феофан пишет: «Пришло мне на мысль вот что Вам подсказать! Потом, правда, они совершенно не рады, что туда попали»[17].У катехизаторов ярко выраженного либерального направления, таких как протоиерей Александр Мень или митрополит Антоний Сурожский, отношение к учению о мытарствах весьма специфично. Также им прослеживается влияние данного учения на православных богословов и катехизаторов XX – начала XXI века. словари русского языка В.И. И тогда долой разум, совесть, добро, собственное благополучие. А слишком горевать и убиваться – мало имеет смысла»[5].Относительно второго аспекта оригинального истолкования процесса прохождения мытарств у святителя Феофана, надо заметить, что его трактовка интересна, необычна и познавательна, но нельзя отрицать того, что она не находит прямого подтверждения в тех описаниях мытарств, которое мы видим в житии св. Очищение совершается мучениями, соответственно грехам. Житие и творческое наследие: дис. Преподобный Никодим Святогорец существенно отредактировал этот перевод, дополнив его многочисленными святоотеческими ссылками и кое-где (как, например, в фрагменте о медитации или размышлениях о страданиях Христовых) подправив с точки зрения православной аскетики. – М.: Изд. — Сергиев Посад, 2004. Человек перед Богом… С. Даля, С.И. Возможно, именно поэтому на глубокое своеобразие трактовки мытарств святителем Феофаном Затворником отец Серафим не обратил должного внимания[16].С той же целью, что и у профессора Осипова – углубить понимание прохождения мытарств, – ссылался на учение святителя Феофана яркий катехизатор и миссионер наших дней священник Даниил Сысоев. Не забудьте так сделать, – вот и любовь! Как я говорил, кто причастился, тот сразу поднимается к небесам, и мытарства он минует, бесы же разбегаются в разные стороны… Подвижники, которые ведут духовную жизнь, постоянно подвергаются нападкам демонов. Они для людей неизбежны, потому что пройти сквозь эту область придется. Воздушные бесовские стражи и судилища называются в отеческих писаниях мытарствами, а духи, служащие в них, — мытарями»[6].Иеромонах Серафим (Роуз) ту же мысль выражает ещё более отчётливо: «…Существует истязание бесами, которые появляются в страшном, но человеческом виде, обвиняют новопреставленного в грехах и буквально пытаются схватить его тонкое тело, которое крепко держат Ангелы; и все это происходит в воздухе над нами и может быть увидено теми, чьи глаза открыты для духовной реальности»[7].Сам глагол «мытарить» в русском языке, согласно общепризнанным словарям, означает не «соблазнять», не «прельщать» и не «увлекать», а именно «подвергать мытарствам», то есть «мучить», «беспокоить», «утомлять», «истязать», «плутовать», «насмехаясь потешаться» и «издеваться»[8].Святитель Феофан Затворник, несомненно, является большим авторитетом в православной экзегетике, в особенности новозаветной, а также и в области нравственного богословия. Он помещен в житии Василия Нового под 26 марта. 15, 18)»[12].Таким образом, Никодиму Святогорцу оставалось лишь продолжить мысль Лоренцо Скуполи и предположить, что бесовские прельщения, иллюзии и соблазны, которые начинаются у смертного одра христианина, продолжаются и при прохождении мытарств.Эту мысль Никодим Святогорец приводит в толковании канона на праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В этом случае, говоря о взаимоотношениях души и падших духов, можно оперировать категориями исключительно духовными, такими как воля, желание, стремление, страсть, добродетель, сочувствие, отвращение и т.д. 102.[16] Там же. Следовательно, это должен быть автор образованный, авторитетный для святителя Феофана, но не прославленный ещё в лике святых. Это иное – это отражение нашей черноты» (Отец Александр Мень отвечает на вопросы. Есенина, 2013. Никто из современных авторов, цитирующих это место из святителя Феофана, не объясняет, кто этот «немалоучёный» писатель, подавший владыке Феофану столь оригинальную идею.Но в действительности всё оказывается довольно просто. – С. А те, которые пребывают в окружающем землю воздухе, искушают людей живущих на земле постыдными, хульными и лукавыми помыслами. Но с точки зрения сугубо догматической восприятие им проблемы мытарств скорее похоже всё-таки на частное богословское мнение, а не на выражение общецерковного духовного опыта.Вместе с тем, ничто не препятствует нам считать этот теологумен святителя Феофана правильным, ведь по совокупности обстоятельств представляется вероятным, что на мытарствах могут быть явления и того и другого рода: и истязания, и прельщения. Я думаю, самый действительный показатель любви вашей к усопшей будет то, если с минуты отхода души погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии и новых неожиданных нуждах. По слоям поднебесной, от земли до самого неба, стоят сторожевые полки падших духов. 102-103.[17] Сысоев Д., свящ. Вот это и происходит там, только в неизмеримо большей степени. Это похоже на чистилище, но не то же» (Феофан Затворник, свт. поднебесном воздухе, другие – в окружающем землю, а третьи ниспали в подземный воздух (в преисподнюю). Заметим также, что учение католиков о чистилище, о котором сам святитель Феофан писал, что оно похоже на учение о мытарствах, но «не то же»[11], никакого отношения к концепции мытарств у Никодима Святогорца иметь не может, поскольку бесы, согласно этому учению, людей в чистилище именно мучают, а не прельщают.Однако есть в книге «Невидимая брань» фрагмент, очень напоминающий учение Никодима Святогорца и святителя Феофана о мытарствах. Сравнение учения о молитве в «Невидимой брани» преподобного Никодима Святогорца и её русском переводе святителя Феофана Затворника // Феофановские чтения. Значит, очень сомнительно, чтобы душа, пока в ней остаются еще сочувствия к предметам каких-либо страстей, не постыдилась на мытарствах. Бесы и берут ее, будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать. Начав так, непрестанно молитесь Богу о помощи ей, особенно в продолжении шести недель, да и далее. Почувствовав его, они содрогаются, страшатся и трепещут»[13].Прямое влияние учения святителя Феофана о мытарствах мы находим у одного из самых неординарных катехизаторов нашего времени, в работе профессора А.И. Каждое отделение заведывает особенным видом греха и истязывает в нем душу, когда душа достигнет этого отделения. – С.136.[7] Серафим (Роуз), иером. 371).[21] Антоний Сурожский, митр. Ушакова.[9] См. богословия / МДА. Как говорил Феофан Затворник, человека, который привык к чревоугодничеству, бесы будут обманывать. и я тоже начну, и дети пусть так делают… И тот, кто не боролся с ней, служил ей, для кого она была смыслом его жизни, тот не устоит перед лицом демонских искушений, бросится на них, как на приманку. Слово о смерти. Он очень поучителен. Что сделает душа? В сказании Феодоры – мешок, из которого ангелы брали, чтобы отделываться от злых духов, были молитвы ее старца. – С. – СПб.: Царское дело, 1995. Это глава тринадцатая из второй части под названием «Четвертое искушение в час смерти – призраками». Товар же их какой? Вот этот-то рассказ я и советую Вам прочитать со вниманием. 363-364). А тех, которые не ведут — они их не запугивают. Ибо, если в земных условиях она иногда по временам могла еще получать себе пищу и успокоение, то там для нее, открываются, действительно, муки Тантала»[14].Другой знаменитый православный катехизатор современности иеромонах Серафим (Роуз) в своей замечательной книге «Душа после смерти» последний параграф шестой главы назвал «Учение епископа Феофана Затворника о воздушных мытарствах». Соответственно, это помогает святителю Феофану в описании духовной реальности избегать грубых, земных, антропоморфных аналогий.Таким образом, и в этом частном моменте святитель Феофан Затворник проявляет ту свойственную ему последовательность, скрупулёзность и систематичность мышления, которая позволяет нам рассматривать его учение о мытарствах как органичную часть его богословского мировоззрения.[1] См., например: ««Мытарства блаженной Феодоры», входящие в состав «Жития Василия Нового» — текст сомнительного происхождения и содержания. Достаньте Четьи Минеи за март месяц и прочитайте там рассказ блаженной Феодоры о том, как она проходила мытарства. 25-26).[20] См., например: «Феофан Затворник говорил, что ветхий Адам своей естественной смертью не умирает – он должен быть убит; и молитва (по слову Феофана) – словно кинжал, который мы своей рукой должны вонзить в него – то есть в себя!» (Антоний Сурожский, митр. Но не надо создавать ложных категорий»[21]. – М.: Жизнь с Богом, 2008. Эта книга, как было недавно доказано, была переведена греческим богословом Эммануилом Романитисом[9] с латинского перевода сочинения итальянского иеромонаха-театинца Лоренцо Скуполи “Combattimento spirituale” или «Брань духовная». Для отца Серафима (Роуза) авторитетом № 1 среди святых отцов был святитель Игнатий (Брянчанинов). Человек перед Богом… С. – М.: P.S., 1991. Души людей слишком различны, их состояния и отношение к Богу весьма многообразны, соответственно, и тактика сатаны с целью их уловления может варьироваться в широких пределах, чем и объясняется неоднозначность свидетельств о мытарствах даже в тех источниках, которые заслуживают полного доверия.Что касается третьего отмеченного нами аспекта, то определить, кого именно имел в виду святитель Феофан под «немалоучёным» и у кого он заимствовал эту необычную трактовку мытарств как обольщения, оказывается не так легко. Но он употребляет на это и всякую другую страсть, какою кто из умирающих обладаем был в жизни и на какую наиболее был падок, и старается возбудить ее, чтоб он отошел в страстном настроении, имеющем решить и участь его. Правда, в книге «Невидимая брань» ничего о мытарствах не говорится, что не удивительно, ведь у римо-католиков нет такого учения, а греческий перевод, даже в редакции Никодима Святогорца, получился довольно близким по смыслу к итальянскому подлиннику[10].У католиков есть учение о чистилище (purgatorium), однако о чистилище в книге «Брань духовная» тоже ничего не говорится. Чего ищут эти мытники в проходящих? Те из них, которые находятся в поднебесном воздухе, препятствуют восхождению душ после смерти и прельщают различными мечтаниями и обольщениями ум тех, которые стараются созерцать духовное. В самом деле, если отрицать любую, даже самую тонкую вещественность человеческой души и ангельской природы, становится довольно проблематичным объяснить те фрагменты в повествованиях о мытарствах, где говорится об истязаниях душ бесами, о том, что бесы буквально бросались на душу, пытались её схватить и насильно увлечь в преисподнюю.Гораздо легче совместить с верой в абсолютную невещественность души понимание мытарств именно как бесовских попыток с помощью созданных ими иллюзий соблазнить душу, вызвать в ней страстное влечение и побудить саму избрать участь с возлюбившими грех больше, чем Бога. 361); или ещё: «Епископ Феофан говорит: память смертная должна быть у нас как болячка на сердце или как зубная боль. С.А. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствия, на то душа и бросается там. Это место, на котором неочистившиеся грешники здесь очищаются. И более того, я убежден, что даже мусульманский рай мусульмане видят. То же будут и ваши молитвы. 342); ещё: «Феофан Затворник в одной из своих надгробных проповедей говорит: братия, станем плакать, но станем плакать как христиане, зная, что эта разлука для нас – порой еле выносимая боль, но для умирающего это какое-то чудо…» (Там же. – Рязань: РГУ им. Невидимая брань // http://www.wco.ru/biblio/books/bran1/H66-T.htm[13] Никодим Святогорец, прп. Поэтому, как скоро начертывается священниками в воздухе знамение честного креста и особенно в сегодняшний праздник Воздвижения, его трепещут и страшатся демоны и надземные, и земные, и подземные. Прямо начинайте с рассказа Феодоры, а где он начинается, можете узнать по заметкам на полях… Здесь он, в частности, пишет: «…Демоны, падшие с неба, одни остались в надземном, т. Отсюда все эти рассказы об астральных мирах, астральных блаженных обителях — это и есть описание тех самых ловушек сатаны, которые он ставит на загробном пути. Здесь он констатирует, что святитель Феофан рассматривал учение о мытарствах «как составную часть всего православного учения о невидимой брани или духовной борьбе с бесами»[15]. Мытарства — это последняя попытка человека соблазнить и погубить. Всякому в сем отношении говорит Господь: воюй их, дондеже скончаеши их (1 Цар. — Того, нет ли у них их товара. Гл.6; Как понимать мытарства.[8] См. Вып. Вот на что надлежит нам устремить все внимание и всю любовь к ней. С. То, что здесь описывают — это хорошо организованная реальность. Духовные писатели, рассуждавшие о посмертной участи души в конце XIX века, такие как протоиерей Григорий Дьяченко или монах Митрофан, такой мысли тоже не воспроизводят. Само житие старца велико. Для такой души мытарства и представляют собой совершенные средства познания своего дна, ибо без этого познания невозможно обращение ко Христу, принятие Его – невозможно спасение… Мы все знаем, что значит огонь страсти — человек вдруг подчиняется жуткому гневу, алчности, похоти..! Если бы эту идею святитель Феофан взял у кого-то из тех святых отцов, на которых он обещает ссылаться в начале своего толкования 118-го псалма, он обязательно указал бы его имя. Человек перед Богом. Душа после смерти. – С. По его мнению, всепрощающий Христос встретит нас по смерти с любовью и состраданием, а не предоставит бесам истязать нас на мытарствах[22].Из всего сказанного совершенно ясно, что ссылок на учение святителя Феофана о мытарствах у богословов из либерального лагеря искать не приходится.В заключение этого небольшого исследования хотелось бы поставить ещё один вопрос: почему святитель Феофан обратил такое пристальное внимание и проникся таким полным доверием именно к тому пониманию мытарств, которое было предложено преподобным Никодимом Святогорцем?Представляется вероятным, что это связано не только с авторитетом афонского подвижника, но и с учением самого святителя Феофана Затворника о чистой, абсолютной невещественности ангелов и человеческих душ. Мытарства Феодоры // http://diak-kuraev.livejournal.com/15653.html).[2] Феофан Затворник, свт. В душе обнажается во всей полноте действие той страсти (или страстей), в удовлетворении которой человек видел весь смысл своей жизни. Так, в «Мытарствах блаженной Феодоры» прямо говорится, что бесы клеветали на неё, устрашали и пытались вырвать её душу из рук святых ангелов.Многие старинные православные иконы, изображающие посмертные мытарства души, живописуют не соблазнение, а именно истязания души бесами.