«Удовлетворение правде Божией» в «Руководстве к исповеди» преп. Никодима Святогорца

3:21) oзнaчaeт, чтo «вo Xристe являeтся Бoг, уничтoжaющий злo, рaзрушaющий нeспрaвeдливoсть и вoсстaнaвливaющий нeспрaвeдливo дeржимыx злoм прaвeдникoв»[65]. Пaрeнти. Π. Пo этoй причинe oн рeкoмeндуeт прoсить у дуxoвникa бoльшую eпитимью: «Eсли тaк случится, чтo дуxoвник пoжeлaeт дaть тeбe нeбoльшую eпитимью (ὀλίγον κανόνα), тo ты сaм дoлжeн прoсить eгo дaть бoльшую eпитимью, кaк пoступaют и мнoгиe другиe, кoтoрыe гoрячo кaются. Двoрeцкий, пoд рeдaкциeй С.И. Никoдимoм, и eгo сoбствeннoгo тeкстa «Рукoвoдствa». Никoдим, oпять жe вoпрeки мнeнию Мeтaллинoсa и нeкoтoрыx другиx грeчeскиx исслeдoвaтeлeй (Гикaсa, Кaрaисaридисa), испoльзуeт тeрмин «удoвлeтвoрeниe» (ἱκανοποίησις) в спeцифичeски кaтoличeскoм ключe, имeннo кaк «удoвлeтвoрeниe прaвдe Бoжиeй» и «вoзмeщeниe ущeрбa». (Лeйпциг, 1806)Γιανναρᾶς Χρῆστος. ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ ΚΑΙ ΔΥΣΗ ΣΤΗ ΝΕΟΤΕΡΗ ΕΛΛΑΔΑ Ἐκδόσεις Δόμος, Αθήνα, 1996, Δεύτερη ἐπανέκδοση.Γκίκας Αθανάσιος, πρωτοπρεσβύτερος. Гeoргий Мeтaллинoс, a в сaмoм прямoм смыслe, кoтoрый имeл в виду aвтoр «Рукoвoдствa». Крoмe тoгo, Святoгoрeц зaчaстую сoзнaтeльнo умaлчивaeт o зaпaднoм прoисxoждeнии свoиx истoчникoв, пoдчaс мeняeт зaпaдныe имeнa нa вoстoчныe, чтoбы избeжaть вeрoятныx упрeкoв в филoкaтoлицизмe. Вoстoчныe Цeркви, вырoсшиe нa «Испoвeдaнии вeры» киeвскoгo митрoпoлитa Пeтрa (Мoгилы), впитaвшиe в сeбя «симвoличeскиe книги» тoй эпoxи, нe мыслили инaчe, чeм в кaтeгoрияx сxoлaстичeскoгo бoгoслoвия. 2 sing.), испoльзуeтся в другиx мoлитвax Литургии. У святитeля Вaсилия Вeликoгo в пeрвoй мoлитвe вeрныx: «Ты удoвли ны (σὺ ἱκάνωσον ἡμᾶς) силoю Святaгo Твoeгo Дуxa»[5]. У святитeля Иoaннa Злaтoустa тaкжe в пeрвoй мoлитвe вeрныx: «И сoтвoри ны дoстoйныx быти… и удoвли ны (καὶ ἱκάνωσον ἡμᾶς)»[6]. И в мoлитвe принoшeния, пoслe Xeрувимскoй: «И удoвли ны (καὶ ἱκάνωσον ἡμᾶς) принoсити Тeбe дaры и жeртвы дуxoвныя»[7].Кaк видим, этoт глaгoл испoльзуeтся здeсь в смыслe «дeлaть спoсoбным», чтo сoзвучнo сущeствитeльнoму ἱκανότης – «спoсoбнoсть».Прeпoдoбный Никoдим слoвo ἱκανοποίησις испoльзуeт в знaчeнии «удoвлeтвoрeниe» (oт лaт. ΕΚΔΟΣΕΙΣ Π. 69-86.ΕΞΟΜΟΛΟΓΗΤΑΡΙΟΝ ΗΤΟΙ ΒΙΒΛΙΟΝ ΨΥΧΟΦΕΛΕΣΤΑΤΟΝ ΠΕΡΙΕΧΟΝ Διδασκαλίαν σύντομον πρὸς τὸν Πνευματικὸν πῶς νὰ ἐξομολογῆ μὲ βοηθὸν τοὺς Κανόνας τοῦ Ἁγίου Ἰωάννου τοῦ Νηστευτοῦ ἀκριβῶς ἐξηγημένους, συμβουλὴν γλαφυρὰν πρὸς τὸν μετανοοῦντα πῶς νὰ ἐξομολογῆται καθῶς πρέπει, καὶ λόγον ψυχωφελῆ περὶ μετανοίας. Ο ΜΕΤΑΝΟΩΝ ΔΙΔΑΣΚΟΜΕΝΟΣ, Σ. Ο ΜΕΤΑΝΟΩΝ ΔΙΔΑΣΚΟΜΕΝΟΣ. Вoт чтo гoвoрит Кaтoличeский Кaтexизис oб удoвлeтвoрeнии: «Мнoгиe грexи нaнoсят ущeрб ближнeму. Издaтeльствo св. Paolo Segneri oб «удoвлeтвoрeнии».«Бoг нa судe испoвeди (nel Tribunale della Confessione) являeт нaм бeскoнeчнoe блaгoутрoбиe (infinita misericordia), прoщaя нaм смeртный грex (il peccato mortale) и вeчнoe нaкaзaниe (la pena eterna). Πουρναρά, 2009, Σ. Испoльзoвaниe иeзуитскиx тeкстoв нe прoшлo бeсслeднo. Никoдим зaимствoвaл из бoлee рaнниx прoизвeдeний oб испoвeди. 79.[27] Μεταλληνός Γεώργιος Δ., πρωτοπρεσβύτερος. Этo прoизвeдeниe Святoгoрeц испoльзoвaл при сoстaвлeнии свoeгo трудa[23].Мeтaллинoс исключaeт нaличиe у Святoгoрцa сxoлaстичeскoгo сoзнaния пo зaпaднoму oбрaзцу нa oснoвaнии двуx дoвoдoв:1. Киeв, 2013.Xристиaнскoe вeрoучeниe. Гeoргий Флoрoвский, прoвoзглaсивший лoзунг: «Впeрeд – к oтцaм!». БИБЛИOГРAФИЯ Дрeвнeгрeчeскo-русский слoвaрь. Τὸ «Ἐξομολογητάριον» τοῦ Ἁγίου Νικοδήμου, Σ. Η μετάνοια κατά τον άγιο Νικόδημο τον Αγιορείτη // Πρακτικά Α΄ επιστημονικού συνεδρίου ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ Ο ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ: Η ΖΩΗ ΚΑΙ Η ΔΙΔΑΣΚΑΛΙΑ ΤΟΥ. Эти три [чaсти] видны в пoкaянии блуднoгo сынa из притчи»[69]. ЗAКЛЮЧEНИEВ зaключeниe прoвeдeннoгo исслeдoвaния мы дoлжны признaть слeдующиe фaкты:1. A ты, грeшник, рaзвe бoльшe ниx? 225.[47] ΕΞΟΜΟΛΟΓΗΤΑΡΙΟΝ, ΑΘΗΝΑΙ, 2008, Σ. 50, прим. Культурный цeнтр «Дуxoвнaя Библиoтeкa», Мoсквa, 2007, С. Киeв, 2013, С. Гeoргий, пeрeвeдший с нeмeцкoгo языкa нa грeчeский книгу иeзуитa Гeрxaрдa Пoдскaльскoгo «Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrschaft (1453 – 1821)», скрoмнo пoстaвил свoe имя в кaчeствe пeрeвoдчикa, a нe aвтoрa вышeдшeгo издaния.Вoзврaщaясь к Эммaнуилу Рoмaнитису и eгo пeрeвoдaм, нaдo дoбaвить, чтo, пo мнeнию Эммaнуилa Фрaнкискoсa, Рoмaнитис при «пeрeвoдe с итaльянскoгo <…> вeрнo слeдуeт oригинaлу, нe втoргaясь в eгo сoдeржaниe»[28]. Эти цaри имeли сeрeбрa бoльшe твoeгo, и oни мoгли дaть миллиoны, чтoбы нe принимaть eпитимьи. Кoгдa цaрь испoвeдaлся в свoиx грexax, дуxoвник скaзaл: «Ты рaсскaзaл o грexax Aлeксия (к примeру), a тeпeрь рaсскaжи о грехах царя»[25]. Пусть не вводит тебя в заблуждение тот помысел, что ты дашь серебро и искупишь свое удовлетворение. Проси духовника, чтобы он дал тебе большое наказание, потому что дела, данные в качестве наказания, более удовлетворительные (piu satisfattorie, πλέον πληροφοριτικά) и приносят больше заслуг (piu meritorie, περισσοτέρου μισθοῦ), чем тем, которые делаются по собственному выбору, и поэтому они имеют гораздо большую выгоду (hanno un vantaggio grandissimo), нежели любое другое дело[37].Здесь мы отметим, что Романитис в этой главе переводит «soddisfazione» (удовлетворение) как «πληροφορία» (извещение), а дела «удовлетворения» (l’opere satisfattorie) – как дела «извещения» (τὰ ἔργα πληροφοριτικά).Далее Segneri продолжает: «Если ты не исполнишь это наказание (penitenza) как совершенное всесожжение, тогда будешь обнажен своего тела окончательно в чистилищи (nel purgatorio), в месте чистейшем (in loco mundissimo), но гораздо более мучительным образом (con modo assai piu penoso)»[38].Надо заметить, что это место Романитис смягчает в своем переводе, не приводит дословно выражения Segneri об «обнажении от тела», опускает совсем слово «чистилище». Епитимью надо исполнить как можно скорее, «чтобы остаться в состоянии благодати и не впасть в новый смертный грех. 288-289.[54] ΕΞΟΜΟΛΟΓΗΤΑΡΙΟΝ, ΑΘΗΝΑΙ, 2008, Σ. Ὁ Ἅγιος Νικόδημος ὁ Ἁγιορείτης καὶ τὸ Λειτουργικό του ἔργο. Это удовлетворение (soddisfazione, πληροφορία (извещение) – у Романитиса) или наказание (penitenza), если назвать его своим, более употребительным именем, является третьей частью, касающейся кающегося[52].Правда Божия (ἡ δικαιοσύνη τοῦ Θεοῦ) хотя и прощает прегрешение и освобождает от вечного наказания (αἰώνιον τιμωρίαν), однако не прощает просто и как случится, но прощает с неким извещением временной епитимьи и наказания (μὲ κἄποιαν τινὰ πληροφορίαν τοῦ προσωρινοῦ τούτου κανόνος καὶ τῆς παιδείας). Напротив, после слов о характере греха и епитимий он отсылает к Августину, а также к предшествовавшим «богословам» – Георгию Корессию и Гавриилу Филадельфийскому, испытавшим на себе влияние западного богословия[21]. 57.[35] Paolo Segneri IL PENITENTE INSTRUITO A BEN CONFESSARSI, Operetta Spirituale. «Бог Священного Писания и православных отцов по Своей сущности не подвластен никакой нужде, Он свободен от любой необходимости… Это еретическая идея, что божественная природа оскорбляется и нуждается в удовлетворении»[67]. Эта «еретическая идея» приводит к другому заблуждению, свойственному католической догматике, – учению о существовании чистилища (purgatorium – лат.), где раскаявшиеся грешники, не успевшие при жизни принести «удовлетворение правде Божией», «воздают» за свои грехи[68].Преподобный Никодим более схоластичен, нежели его старший собрат по движению колливадов преподобный Афанасий Парийский (1721 – 1813). Для прощения, по учению Святогорца, нужно принести удовлетворение. удовлетворению) не только Богопроповедники (Θεοκήρυκες) и Духопроповедники (Πνευματοκήρυκες) Кафолической Церкви научили, но и Божественное Писание его ясно проповедует»[29].Далее Севир говорит о наказаниях бывших сестре пророка Моисея Мариам (Числ. 58.[25] ΕΞΟΜΟΛΟΓΗΤΑΡΙΟΝ, Σ. Отец Афанасий указывает на два из них: «Синтагматион о святых и священных таинствах» митрополита Филадельфийского Гавриила (Севира) (Венеция, 1691)[10] и «Учение полезное о покаянии и исповеди» архимандрита (впоследствии патриарха Иерусалимского) Хрисанфа (Нотараса) (Венеция, 1724)[11]. Гикас считает, что термин «удовлетворение» Святогорец использует в значении «примирения кающегося грешника с Богом». Ἐκδόσεις Θεσβίτης, Θήρα, 2005.ἈθανάσιοςὁΠάριος, ἱερομόναχος ΕΠΙΤΟΜΗ ΕΙΤΕ ΣΥΛΛΟΓΗ ΤΩΝ ΘΕΙΩΝ ΤΗΣ ΠΙΣΤΕΩΣ ΔΟΓΜΑΤΩΝ Μετὰ πάσης ἐπιμελείας κατ’ ἐπιτομὴν φιλοπονηθεῖσα, ὑπὸ τοῦ ἐν Ἱερομονάχοις ἐλαχίστου ΑΘΑΝΑΣΙΟΥ τοῦ ΠΑΡΙΟΥ. Но Божие правосудие неподкупно. 99; PAOLO SEGNERI Ο ΜΕΤΑΝΟΩΝ ΔΙΔΑΣΚΟΜΕΝΟΣ, Σ. Π. Здесь мы приводим для сравнения два текста, Segneri и св. Сему (т.е. 41-42. aor. Варшава, Синодальная Типография, 1930, С. Ἡ διδασκαλία περὶ ἱκανοποιήσεως τῆς θείας δικαιοσύνης στὴ νεοελληνικὴ θεολογία // Γρηγόριος ὁ Παλαμᾶς, ἔτος 71, τεῦχος 723, Θεσσαλονίκη, 1988; Καλλιακμάνης Βασίλειος Ι., πρωτοπρεσβύτερος. Поэтому назначается епитимья, цель которой заключается именно в этом – в исправлении повреждения, восстановлении душевного здоровья. Но дальше Святогорец, развивая свою мысль, уклоняется в юридическое понимание искупления греха. Этой временной епитимьей (μὲ αὐτὸν τὸν πρόσκαιρον κανόνα) ты спасаешься от вечной епитимьи геенны (γλυτώνεις ἀπὸ τὸν παντοτεινὸν κανόνα τῆς κολάσεως)[43].На страницах 224-228 и 288 «Руководства» дается вполне развернутое объяснение понятия «удовлетворение», которое Преподобный еще называет каноном (κανών) и наказанием (τιμωρία, ποινή, παιδεία). 245.[14] Там же.[15] Там же, Σ. К Галатам Апостол пишет: «Если законом оправдание (δικαιοσύνη – праведность, правда), то Христос напрасно умер» (Гал. 154.[37] Paolo Segneri IL PENITENTE INSTRUITO A BEN CONFESSARSI, Operetta Spirituale. Σολωμός ἀναγνώστης τῶν «Γυμνασμάτων Πνευματικῶν»; Μιὰ ὑπόθεση ἐργασίας // ΕΕΚΜ, τόμος ΙΘ΄ 2004-2005, Αθήνα, 2005.Φύκας Δημήτριος Ο Γαβριήλ Σεβήρος και η στάση του στα πνευματικά προβλήματα της εποχής του. Это «удовлетворение» называется также «епитимией». Θεσσαλονίκη, εκδ. Уповать на прощение Божие можно только ввиду того удовлетворения, которое принес Христос: «Ко всему прочему мы прилагаем и такой совет, возлюбленный: никогда не верь своему помыслу, что благодаря твоей епитимье, сколь суровой и большой они ни была, прощаются и разрешаются грехи твои. Велковской, С. Ἐν Λειψίᾳ τῆς Σαξωνίας ἐν τÍ τυπογραφίᾳ τοῦ Βράϊτκοπφ καὶ Ἕμτελ. Μιὰ μετάφραση τοῦ Ἐμμανουὴλ Ρωμανίτου. ΠΟΥΡΝΑΡΑ, ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 2010.Σεβῆρος – Τοῦ ταπεινοῦ Γαβριήλ Μητροπολίτοῦ Φιλαδελφίας, τοῦ ἐκ Μονεμβασίας τοῦ Σεβήρου Συνταγμάτιον περὶ τῶν ἁγίων Μυστηρίων, 1715, без места. 285.[22] Там же, Σ. ВведениеВ последнее время в среде греческих богословов активно обсуждается степень зависимости творчества преподобного Никодима Святогорца от западных источников, которые он использовал в работе. 90.[65] Там же, Σ. В оригинальном тексте Paolo Segneri в переводе Романитиса, который использовал св. Если же не получишь ее здесь, то обязательно получишь ее там вечно. НикодимаБог на суде исповеди (nel Tribunale della Confessione) являет нам бесконечное благоутробие (infinita misericordia), прощая нам смертный грех (il peccato mortale) и вечное наказание (la pena eterna). Πουρναρά, 2009.Καραϊσαρίδης Κωνσταντίνος, πρωτοπρεσβύτερος. 99; PAOLO SEGNERI Ο ΜΕΤΑΝΟΩΝ ΔΙΔΑΣΚΟΜΕΝΟΣ, Σ. 109).[5] Евхологий Барберини гр. Εἰσαγωγικὴ μελέτη — Ἐπιμέλεια κειμένου Βασίλειος Τσακίρης. Наказание за грех нельзя удовлетворить деньгами. Оценка современными греческими богословами использования термина «удовлетворение» в творениях преподобного Святогорца.Термин «удовлетворение» преподобный Никодим Святогорец не раз использует в «Руководстве». Оно требует страдания того тела, которое согрешило.«Многие другие цари за свои грехи испытали более жестокие удовлетворения (αὐστηροτάτας ἱκανοποιήσεις). Они часто встречаются на страницах одной из самых известных книг Святогорца «Руководство к исповеди» (Ἐξομολογητάριον). Чего только стоит, к примеру, фраза из «Катехизиса» святителя Филарета (Дроздова), где на вопрос о смысле крестных страданий Спасителя дается ответ во вполне ансельмовском стиле: «Его вольное страдание и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам грешным прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью»[70].Еще не прозвучал призыв священномученика Илариона (Троицкого) к очищению православного богословия от западного влияния. 289.[59] Катехизис Католической Церкви. Заслуженный профессор Афинского Университета не может не знать, что переводчик никогда не является автором произведения. 154.[51] ΕΞΟΜΟΛΟΓΗΤΑΡΙΟΝ, ΑΘΗΝΑΙ, 2008, Σ. Θεσσαλονίκη, εκδ. 227.[49] ΕΞΟΜΟΛΟΓΗΤΑΡΙΟΝ, ΑΘΗΝΑΙ, 2008, Σ. ΠΟΥΡΝΑΡΑ, ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 2010, Σ. ΕΚΔΟΣΕΙΣ Π. Никодима об удовлетворении правде Божией.Мы видим, что Святогорец в акте прощения греха усматривает два аспекта: прощение самого греха и прощение вечного наказания за грех. Схоластические выражения он заимствует у авторов своей эпохи, но при этом наполняет их библейским и святоотеческим содержанием[24].На первый довод необходимо возразить и противопоставить ему доказанную прямую связь с западными источниками по крайней мере в лице Paolo Segneri и его двух книг об исповеди, не раз здесь упоминавшихся. Συνερρανισθὲν μὲν ἐκ διαφόρων Διδασκάλων καὶ εἰς ἀρίστην τάξιν ταχθέν. Δ. О. Ἀθῆναι, 1998.Μεταλληνός Γεώργιος Δ., πρωτοπρεσβύτερος. Ἀθῆναι, 1998, Σ. Следы такого слова не удается обнаружить в интернет-проекте TLG[2]. 819.[4] PG 36, 704A. 154.[38] Paolo Segneri IL PENITENTE INSTRUITO A BEN CONFESSARSI, Operetta Spirituale. Паренти. Голованов, Омск, 2011.Иванов М.С., Казбекова Е.В., Тюшагин В.В. Составил И.Х. Одним из ключевых терминов, вокруг которого ведется полемика в научной сфере, является термин «удовлетворение» (ἱκανοποίησις), а также концепция об «удовлетворении правде Божией». Никодима. Первый вред: своими грехами ты похулил и обесчестил Всевышнего и Великого Бога. Μιὰ μετάφραση τοῦ Ἐμμανουὴλ Ρωμανίτου. Кстати, один из канонов Тридентского собора (12-й канон о таинстве покаяния, XIV сессия, 1551 год) провозглашает: «Если кто-либо говорит, что любое временное наказание отпускается Богом вместе с проступком (totam poenam simul cum culpa remitti semper a Deo) <…> да будет отлучен от сообщества верных»[61].Итак, наказание за грех (poena, ποινή, παιδεία), которое является временным наказанием, а не вечным наказанием в геенне, не отпускается вместе с грехом. Никодим об «удовлетворении».Что же об «удовлетворении» пишет Святогорец? «За исповедью следует третья часть покаяния – удовлетворение (ἱκανοποίησις), которое заключается в исполнении епитимьи (ἔμπρακτος τελείωσις τοῦ κανόνος), данной духовником, как определяет Гавриил Филадельфийский в сочинении о таинствах. Так пишет Филадельфийский Гавриил в своем сочинении «О таинствах»: «Неподчинившийся епитимьям по необходимости будет отослан к тамошнему суду (τοῖς ἐκεῖσε δικαστηρίοις) и даст слово за свои неподобные деяния как отвергший установления святой Церкви»» [44].Выше мы уже приводили эту цитату митрополита Гавриила. Как можно быстрее (piu presto) исполнить наказание, чтобы остаться в состоянии благодати и не впасть в новый смертный грех. В данном случае δικαιοσύνη – это синоним слова «оживление» (ζωοποίησις)[66].Отец Иоанн Романидис говорит, что сам термин «ἱκανοποίησις», или «satisfactio», чужд греческим отцам. Кроме того, он указывает, что наказание за грех уже прощенный должно понести или в этой жизни, или в вечной. «Вкратце мы говорим тебе, что ты должен выбрать одно из двух: либо здесь временно получить епитимью (προσκαίρως τὸν κανόνα) за свои грехи, либо там вечно (ἤ ἐκεῖ αἰωνίως). Петра, Санкт-Петербург, 2002.Lampe G.W.H. Но к тому же грех ранит и ослабляет как самого грешника, так и его отношения с Богом и ближними. Вероучительные тексты Православной Церкви. Con Licenza de’ Superiori, e Privilegio.[1] Lampe G.W.H. Преподобный Никодим при составлении «Руководства к исповеди» использовал труд «Il penitente istruito» иезуита Paolo Segneri в переводе Эммануила Романитиса, то есть, вопреки мнению о. Π. Единственное, о чем может идти речь, по мнению Караисаридиса, так это о «методе работы», в котором сказывается западное влияние.В качестве примера западного влияния в трудах Святогорца он указывает на лексику, которую последний использует в своих трудах. Σολωμός ἀναγνώστης τῶν «Γυμνασμάτων Πνευματικῶν»; Μιὰ ὑπόθεση ἐργασίας // ΕΕΚΜ, τόμος ΙΘ΄ 2004-2005, Αθήνα, 2005, Σ. Η ΖΩΗ ΜΕΤΑ ΤΟΝ ΘΑΝΑΤΟ. Георгия Металлиноса, о которых мы поговорим ниже, звучит оценка обсуждаемой проблемы со стороны протопресвитера Василия Каллиакманиса. Человек – один и виновный перед неумолимым судьей и карателем Богом, Который ненасытно жаждет удовлетворения (ἱκανοποίηση) Своего оскорбленного человеческим грехом правосудия. Будь то пост, или поклоны, или милостыня, или иное что. Ἐνετίῃσιν, αψκδ΄ (Венеция, 1724). В своей работе «Удовлетворение божественному правосудию в новогреческом богословии»[19] он признает влияние на труды преподобного Никодима богословия Ансельма Кентерберийского. Епитимия, налагаемая духовником, должна <…> в максимальной степени соответствовать тяжести и природе содеянных грехов»[59].Строго в соответствии с этим католическим учением Святогорец утверждает, что «прощается грех, а не наказание за грех»[60]. Ἀθῆναι, 1998, Σ. Потому что исповедь не забирает у нас всего наказания и епитимьи, которую мы должны получить за свои грехи, и не отнимает всю силу дурных привычек и склонностей, которые мы получили в грехе, несмотря на то, что нечто из этого уменьшает. Зачем Преподобному менять имя императора Карла на имя греческого царя Алексия? По его мнению, св. 205-207.[17] Καραϊσαρίδης Κωνσταντίνος, πρωτοπρεσβύτερος. Ὁ Ἅγιος Νικόδημος ὁ Ἁγιορείτης καὶ τὸ Λειτουργικό του ἔργο. Вероучительные тексты Православной Церкви. Ибо после этого прощения он был изгнан со своего царствования своим собственным сыном Авессаломом, и меч не отступил от его дома, но тьмы других зол испытал он, как пророчествовал об этом сам Нафан. Появление схоластического богословия об удовлетворении божественного правосудия на православном Востоке Каллиакманис связывает с «выпуском и обоснованием индульгенций восточными патриархами»[22]. 3. Константин приводит слова св. 336 (Graecus 336), Издание текста, предисловие и примечания Е. Но прежде всего всей душой прими отлучение от причастия на столько лет, на сколько тебе определено. Нужно сделать все возможное, чтобы возместить ущерб (например, вернуть украденные вещи, восстановить репутацию оклеветанного человека, изгладить обиды). Если же человек не повинуется, то его как отвергнувшего уставы Святой Церкви необходимо предать светскому суду за его неподобные деяния (ἀνοσιουργήματα)[30]. На этом учение митрополита Гавриила об «удовлетворении» завершается. 5. Εἰσαγωγικὴ μελέτη – Ἐπιμέλεια κειμένου Βασίλειος Τσακίρης. На это мы дадим тройной ответ: да, грех прощается грешнику, но не просто, а при условии, что он сохранит епитимью и отлучение от Причастия (ибо поэтому до чтения разрешительной молитвы духовник назначает ему епитимью и отлучение от Таинств). Иными словами, книги Segneri в переводе Романитиса являются точной передачей на греческий язык книг иезуита.Исходя из сказанного, можно с уверенностью сказать: утверждение о. Мало того, сам термин «удовлетворение» (ἱκανοποίησις) не встречается в трудах восточных отцов.Не следует упрекать св. Η ΖΩΗ ΜΕΤΑ ΤΟΝ ΘΑΝΑΤΟ. Издательство св. Георгий едва упоминает, что книги якобы Романитиса принадлежали Paolo Segneri: «Τὰ ἔργα του «Ὁ μετανοῶν διδασκόμενος» καὶ «Ὁ πνευματικὸς διδασκόμενος» ἀνῆκαν στὸν Paolo Segneri» (Σ. 12; 13), но не было прощено наказание за грех. 153.[53] ΕΞΟΜΟΛΟΓΗΤΑΡΙΟΝ, ΑΘΗΝΑΙ, 2008, Σ. Очевидно для того, «чтобы не давать повода ищущим повода» (2 Кор 11:12).Кстати, о. В своей книге «Православие и Запад в новейшей Греции», между прочим, он пишет следующее: «Основание спасения для Никодима – это «метафизика торга» человека с Богом – именно так, как определили ее Августин и Ансельм, и Тридентский собор, который возвел ее в официальное учение Римо-Католицизма. Так вот и ты, брат мой грешник, должен с великой радостью принимать епитимью (τὸν κανόνα), данную тебе духовником. Епитимью надо просить большую, нежели дает духовник[50].В заключение автор следует вновь за Segneri, говоря о том, что нельзя надеяться на собственное удовлетворение, на собственные труды, что ради них прощаются грехи. Τόμος Β΄, Έκδοση Ιερού Κοινοβίου Οσίου Νικοδήμου, Γουμένισσα, 2006, Σ. Никодим «превосходит» (ὑπερβαίνει) западную семантику этого термина и наделяет его новым содержанием. Ἡ διδασκαλία περὶ ἱκανοποιήσεως τῆς θείας δικαιοσύνης στὴ νεοελληνικὴ θεολογία // Γρηγόριος ὁ Παλαμᾶς, ἔτος 71, τεῦχος 723, Θεσσαλονίκη, 1988.Καλλιακμάνης Βασίλειος Ι., πρωτοπρεσβύτερος. Книга издана в качестве приложения к произведению Хрисанфа Нотары, патриарха Иерусалимского: Συνταγμάτιον περὶ τῶν ὀφφικίων, κληρικάτων καὶ ἀρχοντικίων τῆς τοῦ Χριστοῦ ἁγίας Ἐκκλησίας (Σ. Составил И.Х. Еще не родился о. 154-155.[43] ΕΞΟΜΟΛΟΓΗΤΑΡΙΟΝ, ΑΘΗΝΑΙ, 2008, Σ. Этой цитатой он утверждает мнение об обязательном посмертном воздаянии и наказании, которое грешник должен понести за свои грехи. 244-245.[64] Ρωμανίδης Ἰωάννης Σ. Он считает, что содержание, которое вкладывает Преподобный в этот термин, является совершенно православным и святоотеческим, и соответствует привычному для нас понятию епитимьи. Последний на протяжении нескольких страниц «Руководства кающемуся» рассуждает о множественном вреде, который грех причиняет грешнику[18]. Если получишь ее здесь, то избавишься от нее там. Догматические тексты учительства Церкви III-XX вв. Потому что неподкупное Божие правосудие не удовлетворяется иначе, как наказанием того тела, которое согрешило»[54].Преподобный Никодим говорит, что «исповедь не забирает у нас всего наказания и епитимьи (ὅλην τὴν ποινὴν καὶ τὸν κανόνα), которую мы должны получить за свои грехи»[55]. Именно в таком ключе понимает высказывание Филадельфийского митрополита преподобный Никодим. 224.[44] ΕΞΟΜΟΛΟΓΗΤΑΡΙΟΝ, ΑΘΗΝΑΙ, 2008, Σ. Νῦν πρῶτον τύποις ἐκδίδοται, διὰ συνδρομῆς τῶν φιλοχρίστων ὁμογενῶν, καὶ μάλιστα τῶν περιωνύμων Ζωσιμάδων. τοῦ ἐκ Θεσσαλονίκης. На основании этого довода он делает вывод, что «он был против папского примата и уклонений Римо-Католической Церкви»[14]. 12): милостыня избавляет от смерти и очищает от греха; и блаженны милостивые (Мф. Но этого не может произойти, даже если ты отдашь целое царство. В XVIII веке, в атмосфере подавляющего влияния западной мысли на находящийся под турецким гнетом православный Восток, следование мысли древних отцов было бы скорее выдающимся явлением и даже анахронизмом, нежели чем-то обыкновенным. 12.[32] Там же.[33] Там же, Σ. Ἐκδόσεις Θεσβίτης, Θήρα, 2005, Σ. 288-289.[58] Там же, Σ. Следуя за рассуждениями иезуита, Преподобный советует следующее: чтобы не остаться «должным» божественному правосудию, лучше исполнить больше, чем назначает духовник. Τὸ πραποτορικὸν ἁμάρτημα. Если вы отдадите все это, то всесожжение будет совершенным, и больше не останется что принести (che dare – что дать)»[40].В переводе Романитиса немного по-другому звучит последняя фраза: «И не останется никакого долга (οὐδένα χρέος)»[41]. 7. Ведь уже покаявшиеся грешники «нисходят во ад и терпят наказания за учиненные ими грехи», потому что не успели «принести никаких плодов покаяния». 287-288.[57] Там же, Σ. И мы отвечаем, что да, грех прощается грешнику, но необходимо ему быть испытанным и лишиться на время благодати Божией»[47].Здесь Святогорец воспроизводит католическое учение о возмездии за грех, об удовлетворении божественному правосудию, по латыни – satisfactio. Однако ничего похожего на схоластические схемы вышеназванных авторов у Афанасия нет. «Истинное и совершенное покаяние главным образом должно иметь следующие три [части]: первое – сознаться себе в том, в чем согрешил; второе – перед духовным отцом, то есть перед Богом, осудить себя как падшего, открывая, то есть исповедуя точно то, что соделал; третье – с верою просить об оставлении исповеданного, обещая впредь к тому не возвращаться, по Великому Василию, [что] всячески исцеление греха есть совершенное воздержание [от него]. Ή ΕΚΔΟΣΙΣ, ΒΙΒΛΙΟΠΩΛΕΙΟΝ ΝΕΚΤΑΡΙΟΣ ΠΑΝΑΓΟΠΟΥΛΟΣ, ΑΘΗΝΑΙ 2008.Ἱερόθεος Βλάχος, Μητροπολίτης Ναυπάκου καὶ Ἁγίου Βλασίου. Εἰσαγωγικὴ μελέτη – Ἐπιμέλεια κειμένου Βασίλειος Τσακίρης. Никодима в излишней любви к католической догматике или даже к заблуждениям отцов-схоластов. НикодимаЕсли ты не исполнишь этот канон (ἐκεῖνον τὸν κανόνα) как совершенное всесожжение в этой жизни, то оплатишь его (θέλεις τὸν πληρώσεις) в другой [жизни], но гораздо более мучительным образом[42].Потому что таким небольшим наказанием ты умиротворяешь великий гнев Божий на тебя. Καὶ ὅτι μάλιστα ἐπισταμένως καὶ ἐπιμελῶς θεωρηθεῖσα ὑπὸ τοῦ Πανιερωτάτου καὶ Σεβασμιωτάτου ἁγίου πρῳην Κορίνθου, ΚΥΡΙΟΥ ΚΥΡΙΟΥ ΜΑΚΑΡΙΟΥ ΤΟΥ ΝΟΤΑΡΑ ὑφ’ οὗ καὶ φωτὸς ἀξία κριθεῖσα. 39.[26] PAOLO SEGNERI Ο ΠΝΕΥΜΑΤΙΚΟΣ ΔΙΔΑΣΚΟΜΕΝΟΣ. В приведенном отрывке мы видим, как Segneri отождествляет «soddisfazione» (удовлетворение) и «penitenza» (наказание). Ущерб этот, в понимании Святогорца, наносится Богу грехом, который есть «безмерная хула» на Бога;4. 114.[45] У Севира: τοῖς ἐκεῖ δικαστηρίοις.[46] Φύκας Δημήτριος Ο Γαβριήλ Σεβήρος και η στάση του στα πνευματικά προβλήματα της εποχής του. Но приводит название греческого перевода этих произведений: «Ὁ μετανοῶν διδασκόμενος» и «Ὁ πνευματικὸς διδασκόμενος». ELY PROFESSOR OF DIVINITY IN THE UNIVERSITY OF CAMBRIDGE, OXFORD AT THE CLARENDON PRESS, 1961, P. Μιὰ μετάφραση τοῦ Ἐμμανουὴλ Ρωμανίτου. 12) и коринфскому блуднику (1 Кор. Потому что и грех Давида, да, был прощен Богом, когда Нафан сказал ему: «Господь снял с тебя грех твой» (2 Цар. Εθνικό και Καποδιστριακό Πανεπιστήμιο Αθηνών, 2008, Σ. ΠΑΡΑ ΤΟΥ ΕΝ ΤΩ ΑΓΙΩ ΟΡΕΙ ΑΣΚΗΣΑΝΤΟΣ ΑΟΙΔΗΜΟΥ ΔΙΔΑΣΚΑΛΟΥ ΝΙΚΟΔΗΜΟΥ. О. 40, прим. В условиях исламской оккупации, при отсутствии типографий, книг и учебных заведений (школы элементарной грамотности в расчет брать не будем), никакого более или менее широкого изучения предания Православной Церкви, конечно же, не могло и быть. 673.[2] TLG – Thesaurus Linguae Graecae – проект оцифровки античных и византийских текстов, успешно реализуемый Калифорнийским Университетом в г. Для этого необходим подвиг. Индульгенция // Православная Энциклопедия, том XXII, М., С. 50. 352.[60] ΕΞΟΜΟΛΟΓΗΤΑΡΙΟΝ, ΑΘΗΝΑΙ, 2008, Σ. После исповеди грешник должен с благодарностью и терпением исполнить епитимью: «Знай, брат, что после доброй и умилительной исповеди нужно <…>  исполнить с благодарностью и безропотным терпением епитимью и наказание, которое даст тебе Бог, чтобы излечить твои грехи… Ведь правда Божия (ἡ δικαιοσύνη τοῦ Θεοῦ) хотя и прощает прегрешение и освобождает от вечного наказания (αἰώνιον τιμωρίαν), однако не прощает просто и как случится, но прощает с неким извещением временной епитимьи и наказания (μὲ κἄποιαν τινὰ πληροφορίαν τοῦ προσωρινοῦ τούτου κανόνος καὶ τῆς παιδείας). Исповедь не исправляет повреждений, нанесенных грехом. Так же, как и Гавриил Филадельфийский, Хрисанф Нотарас и преп. IL PENITENTE INSTRUITO A BEN CONFESSARSI, Operetta Spirituale. 284.[7] Там же, С. Варшава, Синодальная Типография, 1930.Пусть, истина и жизнь. Петра, Санкт-Петербург, 2002, С. Venetia, 1687, P. Я сказал о некоем извещении, ибо хотя епитимья (ὁ κανόνας) грешника содействует прощению его грехов, однако все прощение грехов зависит исключительно от безграничной милости Божией и бесценного удовлетворения, содеянного Сыном Божиим посредством Своих страданий и смерти, как говорят священные богословы»[57].Далее Святогорец продолжает свои рассуждения о наказании Божиим: «У Бога в обычае наказывать грешников <…>, и причиной этому является то, что если Бог не накажет грешника в этой жизни за его грехи епитимьей и наказанием временным, то, конечно же, накажет его в другой жизни всегдашним мучением»[58]. 8. Ἐκδόσεις Θεσβίτης, Θήρα, 2005, Σ. 311-312.[21] Καλλιακμάνης Βασίλειος Ι., πρωτοπρεσβύτερος. Православное предание не знает, что такое «удовлетворение правде Божией», как это понимали западные схоласты. Благоразумный разбойник, не успевший «принести никаких плодов покаяния», первым вошел в рай, а не снизошел в чистилище, чтобы там претерпеть наказание, искупить свои грехи и принести «удовлетворение правде Божией».Известный греческий богослов, протопресвитер Иоанн Романидис (+2001) замечает: «Парадоксально, но считалось, что учение Ансельма об удовлетворении опирается на богословие Павла»[64]. Удивительное совпадение и самоопровержение!Резким диссонансом с приведенными мнениями, а также доводами о. Τόμος Β΄, Έκδοση Ιερού Κοινοβίου Οσίου Νικοδήμου, Γουμένισσα, 2006, Σ. С другой стороны, «наказание и епитимья» – это, по его мысли, кажется, является только исправлением того повреждения, которое было нанесено грехом: «Исповедь, происшедшая хорошо и как должно, хотя и изглаживает грехи, но не изглаживает всего зла, соделанного в душе грехами: то есть помрачения и ослепления ума, дурных наклонностей и расположения воли, привычки и склонности сердца, растление и распущенность сил и действий естества, безобразия образа и подобия. Индульгенция // Православная Энциклопедия, том XXII, М., С. И добавляет: «От святых же отцов, потому что они определили явно согласно количеству и качеству грехов и удовлетворение, которых (т.е. Τὸ «Ἐξομολογητάριον» τοῦ Ἁγίου Νικοδήμου // Πρακτικά Α΄ επιστημονικού συνεδρίου ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ Ο ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ: Η ΖΩΗ ΚΑΙ Η ΔΙΔΑΣΚΑΛΙΑ ΤΟΥ. 285-286.[23] Μεταλληνός Γεώργιος Δ., πρωτοπρεσβύτερος. 90-143).Φραγκίσκος Εμμανουήλ Ὁ. YMCA-PRESS, Париж, 1947.Пространный христианский катихизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви. Настоящее небольшое исследование посвящено тому, чтобы выяснить, действительно ли св. Его значение древнегреческо-русским словарем Дворецкого определяется как «давать способность, делать кого-либо способным быть кем-либо»[3]. 229, прим. Василий разделяет богословский и антропологический уровень учения об удовлетворении. Это удовлетворение может выражаться в различных благих делах, которые были уже перечислены выше.Индульгенции в Католической Церкви призваны к тому, чтобы освободить верующего от временного наказания за уже прощенные грехи: «Индульгенция – в Римо-Католической Церкви освобождение от временного наказания за отпущенные в таинстве Покаяния грехи, а после смерти – от страданий в чистилище, очищающих от неискупленной вины за прощенные грехи»[62].Нечто подобное сему мы видим и в «Послании патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» 1723 года: «Души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще раз до разлучения с настоящею жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния (каковы: молитвы, слезы, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним, что все Кафолическая Церковь с самого начала признает богоугодным и благопотребным), души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, облегчения от них»[63].Мы видим, как здесь католическое учение об «удовлетворении за грехи» транслируется в немного измененном виде, по сути оставаясь тем же. 4): милостынями избавься от беззаконий; и Товит (Тов. Достаточно упомянуть лишь отрывок из молитвы Херувимской песни в византийской Литургии Златоуста и Василия Великого:«…и удовли мя (καὶ ἱκάνωσόν με) силою Святаго Твоего Духа <…> предстати святей Твоей сей трапезе и священнодействовати святое и пречистое Тело Твое и честную Кровь».Кстати, эта молитва, согласно Патрологии аббата Миня, принадлежит перу святителя Григория Богослова и включена в чин приписываемой ему Александрийской Литургии[4].Также глагол ἱκανόω, причем в форме ἱκάνωσον – «сделай способным» (imper. 80-81.[13] Καραϊσαρίδης Κωνσταντίνος, πρωτοπρεσβύτερος. Или что прощается грех, а не наказание за грех, то есть епитимья (συγχωρεῖται ἡ ἁμαρτία, ὄχι ὅμως καὶ ἡ ποινὴ καὶ παιδεία τῆς ἁμαρτίας, ταὐτόν εἰπεῖν ὁ κανών), к которой причисляется и отлучение от Причастия. 47-65.ΠΗΔΑΛΙΟΝ – ΕΙΣ ΔΟΞΑΝ ΠΑΤΡΟΣ, ΥΙΟΥ ΚΑΙ ΑΓΙΟΥ ΠΝΕΥΜΑΤΟΣ, ΤΟΥ ΕΝΟΣ ΘΕΟΥ ΠΗΔΑΛΙΟΝ ΤΗΣ ΝΟΗΤΗΣ ΝΗΟΣ ΤΗΣ ΜΙΑΣ, ΑΓΙΑΣ, ΚΑΘΟΛΙΚΗΣ ΚΑΙ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ, ΗΤΟΙ ΑΠΑΝΤΕΣ ΟΙ ΙΕΡΟΙ ΚΑΙ ΘΕΙΟΙ ΚΑΝΟΝΕΣ ΤΩΝ ΑΓΙΩΝ ΠΑΝΕΥΦΗΜΩΝ ΑΠΟΣΤΟΛΩΝ, ΤΩΝ ΑΓΙΩΝ ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΚΩΝ ΤΕ ΚΑΙ ΤΟΠΙΚΩΝ ΣΥΝΟΔΩΝ ΚΑΙ ΤΩΝ ΚΑΤΑ ΜΕΡΟΣ ΘΕΙΩΝ ΠΑΤΕΡΩΝ ΕΛΛΗΝΙΣΤΙ ΜΕΝ ΧΑΡΙΝ ΑΞΙΟΠΙΣΤΙΑΣ ΕΚΤΙΘΕΜΕΝΟΙ ΔΙΑ ΔΕ ΤΗΣ ΚΑΘ’ ΗΜΑΣ ΚΟΙΝΟΤΕΡΑΣ ΔΙΑΛΕΚΤΟΥ ΠΡΟΣ ΚΑΤΑΛΗΨΙΝ ΤΩΝ ΑΠΛΟΥΣΤΕΡΩΝ ΕΡΜΗΝΕΥΟΜΕΝΟΙ ΑΓΑΠΙΟΥ ΙΕΡΟΜΟΝΑΧΟΥ ΚΑΙ ΝΙΚΟΔΗΜΟΥ ΜΟΝΑΧΟΥ. Применение этого схоластического понятия вызвало резкую критику со стороны Христоса Яннараса. Третий вред: своими грехами ты соделал неслыханную несправедливость, презрел избавление, совершенное Сыном Божиим»[16].Далее о. Потому что таким небольшим наказанием ты умиротворяешь великий гнев Божий на тебя. Τὸ πραποτορικὸν ἁμάρτημα. Никодима, а также прослеживается непосредственное влияние идей иезуита Паоло Сеньери (Paolo Segneri), высказанных в его книге «Il penitente istruito» на текст «Руководства к исповеди» св. Это в полной мере соответствует схоластическому определению прощения. Появление этого термина на страницах «Руководства» он объясняет тем, что термин этот используется в «Синтагматионе» митрополита Гавриила Филадельфийского – бесспорного богословского авторитета времен турецкого ига (1453 – 1821). Соболевского, в двух томах, М., 1958.Евхологий Барберини гр. YMCA-PRESS, Париж, 1947, С. 247.[16] ΕΞΟΜΟΛΟΓΗΤΑΡΙΟΝ, ΑΘΗΝΑΙ, 2008, Σ. 271.[6] Там же, С. Караисаридис говорит, что эти слова – пример мнимого, с первого взгляда, влияния западной схоластики: «Грех причиняет Богу тройной вред (τρεῖς βλάβας). В качестве яркого примера можно привести отрывок из его «Руководства», где он говорит об исповеди одного царя. Ζ΄ έκδοση, Ἱερά Μονή Γενεθλίου τῆς Θεοτόκου (Πελαγίας), 2000.Καλλιακμάνης Βασίλειος Ι. 632.[63] Пусть, истина и жизнь. Разве твое тело благороднее и нежнее, что ты не принимаешь от духовника маленькую епитимью за свои грехи? Θεσσαλονίκη, εκδ. Голованов, Омск, 2011, С. 209.[61] Христианское вероучение. Соответствует ли действительности это утверждение уважаемого профессора? Никодим, рассказывается об императоре Карле[26]. A PATRISTIC GREEK LEXICON edited by G.W.H.LAMPE, D.D. Соболевского. Необходимо рассмотреть учение преподобного Никодима Святогорца об удовлетворении и по возможности найти те источники, которые он использовал при составлении этой части своей книги.Здесь уместно было бы привести высказывания об удовлетворении иезуита Paolo Segneri, поскольку св. Второй вред: своими грехами ты явил себя неблагодарным рабом. Термин «удовлетворение» (ἱκανοποίησις) в святоотеческой литературе.Этот термин отсутствует у Lampe[1]. Venetia, 1687, P. Что такое удовлетворение? Он, таким образом, должен сделать еще что-то, чтобы исправить свою вину: он должен соответствующим образом «принести удовлетворение», или «умилостивить» за свои грехи. Вот что у него получилось: «Если ты не исполнишь этот канон (ἐκεῖνον τὸν κανόνα) как совершенное всесожжение в этой жизни, то оплатишь его (θέλεις τὸν πληρώσεις) в другой [жизни], но гораздо более мучительным образом»[39].Далее Segneri говорит, что такие помышления согревают грешника и подталкивают его к принесению достойных плодов покаяния, которых насчитывается три: пост (digiuno, νηστεία), милостыня (limosina, ἐλεημοσύνη) и молитва (orazione, προσευχή). «Под постом понимаются все дела, мучительные для плоти (ogni opera penale alla carne), которыми тело наше приносится [в дар] Богу; под милостыней понимается любое дело милосердия к ближнему (opera di misericordia col prossimo), которыми приносится [в дар] Богу наше имущество (i nostri beni); под молитвой понимаются любые благие дела, посвященные служению Господу(ogni opera buona ordinata al culto del Signore), и через них мы приносим Ему наш дух (il nostro spirito). отцов) должен читать духовный отец, чтобы понять, как исправлять тех, кто исповедуется»[32].«Какими способами производится удовлетворение? По мнению архимандрита Киприана (Керна), предание составление этой молитвы приписывает святителю Василию Великому (Киприан (Керн), архимандрит. Никодима о том, что грех причиняет тройной вред и самому грешнику: это потеря сверхъестественной благодати; к потере вечного райского блаженства; к наследованию вечной муки и неугасимого огня[17]. Здесь наш особый интерес привлекло то, что в опровержение тезиса о западном влиянии на Святогорца Караисаридис, сам, видимо, не зная того, приводит одно из мест «Руководства», где преподобный Никодим почти цитирует Paolo Segneri (!). Культурный центр «Духовная Библиотека», Москва, 2007.Киприан (Керн), архимандрит. В «Руководстве» Святогорца присутствуют оба уровня. 155.[42] PAOLO SEGNERI. 57.[24] Там же, Σ. М., 1958, Том I, С. Или оно есть деятельное исполнение или совершение канона, который дает согрешившему духовный отец, обладающий властью (ὁποῦ ἔχει ἐξουσίαν), согласно преданию Святой Церкви и духовному наказанию священных канонов. Откуда мы получили сие удовлетворение? От Священного Писания и от святых отцов»[31].Далее патриарх приводит уже известные нам места из Священного Писания, где повествуется о наказании Мариам и коринфского блудника. 90.[68] Ἱερόθεος Βλάχος, Μητροπολίτης Ναυπάκου καὶ Ἁγίου Βλασίου. Св. Τὸ «Ἐξομολογητάριον» τοῦ Ἁγίου Νικοδήμου // Πρακτικά Α΄ επιστημονικού συνεδρίου ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ Ο ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ: Η ΖΩΗ ΚΑΙ Η ΔΙΔΑΣΚΑΛΙΑ ΤΟΥ. Далее он замечает: «Кающийся предпринимает совершение своего канона не в рамках удовлетворения божественного правосудия (выделено мною – автор), но как воспитание своей души, дабы стряхнуть с себя груз греха и шествовать к очищению и освобождению от страстей»[12].Протопресвитер Константин Караисаридис считает, что святой Никодим, поселившись на Святой Горе, «живет уже в глубоко православном окружении (βαθύτατα ὀρθόδοξο περιβάλλον), где влияние Запада никогда не оказывало серьезного воздействия на святогорскую духовность»[13]. В своем Ἐπιτομή о таинстве покаяния он пишет довольно скупо, совершенно избегая схоластических схем. 336, Издание текста, предисловие и примечания Е. Но еще Он желает явить и справедливость (giustizia), и поэтому требует от нас некоего удовлетворения (qualche soddisfazione, κάποιαν πληροφορίαν (извещения) – в переводе Романитиса), чтобы оставить или все, или часть этого временного наказания, которое остается нам уплатить (scontare, νὰ πληρώσωμεν) после прощения вечного [наказания]. 382.[70] Пространный христианский катихизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви. 2:21). Никодима:Segneri в переводе Романитиса«Руководство» св. Я сказал о некоем извещении, ибо хотя епитимья (ὁ κανόνας) грешника содействует прощению его грехов, однако все прощение грехов зависит исключительно от безграничной милости Божией и бесценного удовлетворения, содеянного Сыном Божиим посредством Своих страданий и смерти, как говорят священные богословы[53].Высказывание Segneri о том, что «дела, мучительные для плоти», являются частью удовлетворения, у нашего автора преобразуются в следующую мысль: правосудие Бога нельзя ничем купить. Никодим воспринял концепцию «удовлетворения правде Божией», и в каком ключе он понимает это «ансельмово наследие». 1. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΠΑΠΑΔΗΜΗΤΡΙΟΥ, ΑΘΗΝΑΙ, 2003.Ρωμανίδης Ἰωάννης Σ. 632-645.Катехизис Католической Церкви. Удовлетворение есть труд достаточный к разрешению греха посредством совершения добрых дел (διὰ τῆς τελειώσεως τῶν καλῶν πράξεων), которые как канон обязательный дает исповедующемуся духовник. Τὸ «Ἐξομολογητάριον» τοῦ Ἁγίου Νικοδήμου, Σ. 209.[48] ΕΞΟΜΟΛΟΓΗΤΑΡΙΟΝ, ΑΘΗΝΑΙ, 2008, Σ. Преподобный Никодим объясняет и это: «Если кто-нибудь в недоумении скажет, что раз через разрешительную молитву духовника прощается грех кающегося человека, то почему ему не разрешается причащаться как уже прощенному и оправданному? Иначе так бы сделали цари, которые могли бы заплатить миллионы, лишь бы только не страдать. Venetia, 1687, P. 287.[56] Там же, Σ. Митрополит Гавриил (Севир) об удовлетворении:«Третья часть покаяния есть удовлетворение (ἱκανοποίησις), которое является деятельным исполнением и совершением канона, который духовник, имеющий власть, дал согрешившему за его грехи, согласно преданию Святой Церкви и духовному наказанию (ποινήν) священных канонов. Давайте проследим цепочку его рассуждений. Восстав от греха, грешник должен еще восстановить полностью свое духовное здоровье. 225; Γιανναρᾶς Χρῆστος ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ ΚΑΙ ΔΥΣΗ ΣΤΗ ΝΕΟΤΕΡΗ ΕΛΛΑΔΑ Ἐκδόσεις Δόμος, Αθήνα, 1996, Δεύτερη ἐπανέκδοση, Σ. 154-155.[40] Paolo Segneri IL PENITENTE INSTRUITO A BEN CONFESSARSI, Operetta Spirituale. 114.[31] Διδασκαλία ὠφέλιμος περὶ μετανοίας καὶ ἐξομολογήσεως, Венеция, 1724, Σ. Εθνικό και Καποδιστριακό Πανεπιστήμιο Αθηνών, 2008.Χρυσάνθου – Διδασκαλία ὠφέλιμος περὶ μετανοίας καὶ ἐξομολογήσεως, συλλεχθείσα παρὰ Χρυσάνθου πρεσβυτέρου καὶ ἀρχιμανδρίτου τοῦ ἁγιοτάτου, ἀποστολικοῦ καὶ πατριαρχικοῦ θρόνου τῶν Ἰεροσολύμων. То есть дела удовлетворения, сатисфакции, здесь называются «плодами покаяния».Настоящий тезис вступает в резкое противоречие с опытом Церкви, выраженным в Евангелии и житиях святых. Πουρναρά, 2009.[20] ΠΗΔΑΛΙΟΝ, ΑΘΗΝΑΙ, 2003, Σ. ELY PROFESSOR OF DIVINITY IN THE UNIVERSITY OF CAMBRIDGE, OXFORD AT THE CLARENDON PRESS, 1961.PG – PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS SERIES GRAECA, PARIS, 1857-1866, тома 1-161.Paolo Segneri. Дворецкий, под редакцией С.И. Однако, глагол ἱκανόω встречается в литургических текстах. В результате проведенного анализа он выясняет, что в богословии апостола Павла выражение «правда Божия» не имеет юридического наполнения. 100.[39] PAOLO SEGNERI Ο ΜΕΤΑΝΟΩΝ ΔΙΔΑΣΚΟΜΕΝΟΣ, Σ. Иначе, – предостерегает он, – ты не только не будешь иметь награды», но даже некоторый род вины;2. Но Святогорец делает здесь один неожиданный акцент. Παρὰ Νικολάῳ τῷ Σάρῳ. Ἐπιστασίᾳ τε καὶ διορθώσει τοῦ ἐν Ἱερομονάχοις Καλλινίκου Ἀρχιμ. Только в подстрочном примечании к тексту о. Никодим, он говорит о трехсоставности таинства покаяния. Θεολογικά ρεύματα στην Τουρκοκρατία. Η μετάνοια κατά τον άγιο Νικόδημο τον Αγιορείτη // Πρακτικά Α΄ επιστημονικού συνεδρίου ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ Ο ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ: Η ΖΩΗ ΚΑΙ Η ΔΙΔΑΣΚΑΛΙΑ ΤΟΥ. Venetia, 1687, P. 203.[10] Τοῦ ταπεινοῦ Γαβριήλ Μητροπολίτοῦ Φιλαδελφίας, τοῦ ἐκ Μονεμβασίας τοῦ Σεβήρου Συνταγμάτιον περὶ τῶν ἁγίων Μυστηρίων, 1715, без места. Евхаристия. В работе рассматриваются взгляды современных греческих богословов на влияние этой доктринальной концепции на творчество св. A PATRISTIC GREEK LEXICON edited by G.W.H.LAMPE, D.D. 100-101.[41] PAOLO SEGNERI. 5), ссылается на церковные Соборы и богоносных отцов: Афанасия, Петра Александрийского, Дионисия, Григория Чудотворца, Василия, Златоуста, Григория и Кирилла, а также на Иоанна Постника, которые в зависимости от грехов человека точно определяют количество и качество «удовлетворения». Ζ΄ έκδοση, Ἱερά Μονή Γενεθλίου τῆς Θεοτόκου (Πελαγίας), 2000, Σ. Но по мнению исследователя жизни и трудов Севира Димитрия Фикаса, здесь митрополит говорит просто о светских судах, куда должны приводиться нераскаявшиеся грешники[46].Почему же нужно обязательно понести наказание за грехи? Это удовлетворение (soddisfazione, πληροφορία (извещение) – у Романитиса) или наказание (penitenza), если назвать его своим, более употребительным именем, является третьей частью, касающейся кающегося»[35]. Романитис в ниже следующем тексте переводит итальянское слово «penitenza» греческим «κανών»[36]. Впоследствии Святогорец и будет использовать эти понятия как совершенные синонимы.Segneri дает кающемуся два совета по исполнению «наказания»:1. 13.[34] Μεταλληνός Γεώργιος Δ., πρωτοπρεσβύτερος. 438.[62] Иванов М.С., Казбекова Е.В., Тюшагин В.В. Догматические тексты учительства Церкви III-XX вв. Четырьмя: духом, устами, телом и делом. Духом, когда кто-либо умилостивляет Божество умной молитвой (ἐξιλεοῦται τὸ Θεῖον μὲ προσευχὴν νοεράν), как Давид говорит: из глубины воззвах к Тебе, Господи. Устами, как когда он же говорит: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Телом – постами, бдениями, коленопреклонениями и всенощными стояниями, как он же говорит: колена моя изнемогоста от поста и плоть моя изменися елея ради; и жития святых очень выразительно проповедуют. Делом, когда мы умилостивляем Божество милостыней нищим, благотворением, как Даниил говорил Навуходоносору (Дан. Оценки протопресвитера Георгия Металлиноса.В таком же ключе говорит о термине «удовлетворение» и протопресвитер Георгий Металлинос. 87.[66] Там же, Σ. 212.[69] Ἀθανάσιος ὁ Πάριος, ἱερομόναχος ΕΠΙΤΟΜΗ ΕΙΤΕ ΣΥΛΛΟΓΗ ΤΩΝ ΘΕΙΩΝ ΤΗΣ ΠΙΣΤΕΩΣ ΔΟΓΜΑΤΩΝ, Лейпциг, 1806, Σ. Полное отсутствие непосредственной связи с западными источниками.2. Каллиакманис воспринимает рассуждения о величии греха и безмерной хуле и ущербу, который он причиняет Богу, не в русле выражений, понятных народу, как это любит объяснять о. 229, прим. Георгия Металлиноса о том, что преподобный Никодим не имел прямой связи с западными источниками, что авторами упомянутых книг Paolo Segneri был Эммануил Романитис, можно назвать удачным полемическим ходом, но никак не выводом научного исследователя. 175-181.[19] Καλλιακμάνης Βασίλειος Ι. Ἐκδόσεις Θεσβίτης, Θήρα, 2005.PAOLO SEGNERI. Ο ΠΝΕΥΜΑΤΙΚΟΣ ΔΙΔΑΣΚΟΜΕΝΟΣ. Книга издана в качестве приложения к произведению Хрисанфа Нотары, патриарха Иерусалимского: Συνταγμάτιον περὶ τῶν ὀφφικίων, κληρικάτων καὶ ἀρχοντικίων τῆς τοῦ Χριστοῦ ἁγίας Ἐκκλησίας (σ. Никодим более всего в своем «Руководстве» цитирует именно этого автора. 6. 113.[30] Там же, Σ. Ἐνετίῃσιν, αψκδ΄ (Венеция, 1724). При этом автором этих произведений называет переводчика, священника Эммануила Романитиса![27]. 90-143).[11] Διδασκαλία ὠφέλιμος περὶ μετανοίας καὶ ἐξομολογήσεως, συλλεχθείσα παρὰ Χρυσάνθου πρεσβυτέρου καὶ ἀρχιμανδρίτου τοῦ ἁγιοτάτου, ἀποστολικοῦ καὶ πατριαρχικοῦ θρόνου τῶν Ἰεροσολύμων. 251.[18] PAOLOSEGNERI Ο ΜΕΤΑΝΟΩΝ ΔΙΔΑΣΚΟΜΕΝΟΣ. Но еще Он желает явить и справедливость (giustizia), и поэтому требует от нас некоего удовлетворения (qualche soddisfazione, κάποιαν πληροφορίαν (извещения) – в переводе Романитиса), чтобы оставить или все, или часть этого временного наказания, которое остается нам уплатить (scontare, νὰ πληρώσωμεν) после прощения вечного [наказания]. И продолжает: «В таких условиях святой Никодим не мог быть филокатоликом, испытывавшим влияние западного богословия и духовности»[15]. Нет, но по милости Божией и благодаря удовлетворению, соделанному Иисусом Христом»[51].В другом месте своего «Руководства» автор снова возвращается к теме удовлетворения божественного правосудия. Ирвин (США). Сделай это, чтобы этой временной епитимьей более умилостивить божественное правосудие (διὰ νὰ ἐξιλεώσῃς μὲ τὸν πρόσκαιρον αὐτὸν κανόνα τὴν θείαν δικαιοσύνην) и лучше убедиться (πληροφορηθῇς – получить извещение) в том, что Бог простил (ἐχάρισε) тебе вечное наказание (αἰώνιον τιμωρίαν), которое ты должен был получить за грех»[48].Пока не согрешишь, не впадешь в тяжкий грех, надо успеть исполнить определенное духовником епитимью-наказание, находясь еще в состоянии благодати Божией: «Наконец мы говорим тебе, брат, что епитимью, данную тебе духовником, ты должен исполнить как можно быстрее, доколе пребываешь в благодати Божией»[49]. Здесь Святогорец повторяет вышеприведенное учение Segneri о том, что:1. Василий удивляется, почему преподобный Никодим «не делает ударения на терапевтическом характере епитимий», несмотря на то, что 102-е правило Трулльского собора, говорящее о том, что епитимья призвана прежде всего исцелить грешника, находится в «Кормчей»[20], составителем которой был он сам! 229.[50] Paolo Segneri IL PENITENTE INSTRUITO A BEN CONFESSARSI, Operetta Spirituale. Георгий в качестве источников, которые использовал преподобный Никодим при составлении «Руководства», упоминает два произведения Paolo Segneri «Il penitente istruito» и «Il confessore istruito». 225.[55] Там же, Σ. Такие сознательные подлоги не являются научным аргументом.Что же касается второго довода, то здесь потребуется сравнение восточных авторов, используемых св. Μιὰ μετάφραση τοῦ Ἐμμανουὴλ Ρωμανίτου. Анализ учения преп. 122.[29] Τοῦ ταπεινοῦ Γαβριήλ Μητροπολίτοῦ Φιλαδελφίας, τοῦ ἐκ Μονεμβασίας τοῦ Σεβήρου Συνταγμάτιον περὶ τῶν ἁγίων Μυστηρίων, 1715, Σ. 99; PAOLO SEGNERI Ο ΜΕΤΑΝΟΩΝ ΔΙΔΑΣΚΟΜΕΝΟΣ, Σ. Θεολογικά ρεύματα στην Τουρκοκρατία. Ο ΜΕΤΑΝΟΩΝ ΔΙΔΑΣΚΟΜΕΝΟΣ, Σ. Единственной отдушиной для грека, стремившегося получить богословское образование, был католический Запад.Читателю стоит напомнить, что в Русской Церкви в XVIII, в XIX и даже еще в XX веке, по крайней мере в первой его половине, господствовали схоластические богословские схемы. 98-99; PAOLO SEGNERI Ο ΜΕΤΑΝΟΩΝ ΔΙΔΑΣΚΟΜΕΝΟΣ, Σ. 153.[36] Paolo Segneri IL PENITENTE INSTRUITO A BEN CONFESSARSI, Operetta Spirituale. Патриарх Хрисанф (Нотарас) об «удовлетворении».Другой автор, патриарх Хрисанф, об «удовлетворении» повествует гораздо более развернуто: «О третьей части покаяния, то есть удовлетворении (ἱκανοποιήσεως). Venetia, 1687, P. Этого требует простая справедливость. Τόμος Β΄, Έκδοση Ιερού Κοινοβίου Οσίου Νικοδήμου, Γουμένισσα, 2006, Σ. Ὁ Ἅγιος Νικόδημος ὁ Ἁγιορείτης καὶ τὸ Λειτουργικό του ἔργο. 19).[28] Φραγκίσκος Εμμανουήλ Ὁ Δ. Эта мысль иллюстрируется одной очень примечательной цитатой из «Руководства». Уже один этот факт опровергает мнение Металлиноса. 227-228; Τοῦ ταπεινοῦ Γαβριήλ Μητροπολίτοῦ Φιλαδελφίας, τοῦ ἐκ Μονεμβασίας τοῦ Σεβήρου Συνταγμάτιον περὶ τῶν ἁγίων Μυστηρίων, 1715, Σ. Con Licenza de’ Superiori, e Privilegio.[12] Γκίκας Αθανάσιος, πρωτοπρεσβύτερος. 201-202.[9] ΕΞΟΜΟΛΟΓΗΤΑΡΙΟΝ, ΑΘΗΝΑΙ, 2008, Σ. Георгия Металлиноса, имел непосредственный контакт с католическим текстом;2. Ἐν ἔτει σωτηρίῳ ᾳωστ΄. Доступ к электронному ресурсу: http://stephanus.tlg.uci.edu/ (дата обращения: 27.01.2016).[3] Древнегреческо-русский словарь. Таким образом, через «penitenza» устанавливается тождество терминов «soddisfazione» (удовлетворение) и «κανών» (правило). Θεολογικά ρεύματα στην Τουρκοκρατία. Необходимо выяснить, добавляет ли он нечто от себя, и если добавляет, то как оценить его дополнения.Рассмотрим упоминавшиеся выше два творения. 4. Напротив, выражение «явилась правда Божия» (Рим. 224; Γιανναρᾶς Χρῆστος ΟΡΘΟΔΟΞΙΑ ΚΑΙ ΔΥΣΗ ΣΤΗ ΝΕΟΤΕΡΗ ΕΛΛΑΔΑ Ἐκδόσεις Δόμος, Αθήνα, 1996, Δεύτερη ἐπανέκδοση, Σ. Велковской, С. 5:7). Этими четырьмя частями удовлетворения хранится любовь к Богу – через молитву; (любовь) к себе – через посты и прочим суровым житием (καὶ τῶν ἄλλων σκληραγωγιῶν); (любовь) к ближнему – милостынями и благотворениями, которыми характеризуется совершенный христианин»[33]. На этом учение патриарха Хрисанфа об «удовлетворении» заканчивается.Протопресвитер Георгий Металлинос пишет, что учение об удовлетворении святой Никодим заимствует «не из западных источников, а из произведения Гавриила Севира, митрополита Филадельфийского «О таинствах» (Περὶ μυστηρίων)»[34]. Иначе, предостерегает он, ты не только не будешь иметь награды (merito – заслуги, μισθός), но в таком состоянии будешь иметь некий род вины (qualche sorte di colpa, κάποια ἁμαρτία) и новый долг (nuovo debito, νέον χρέος).2. Τόμος Β΄, Έκδοση Ιερού Κοινοβίου Οσίου Νικοδήμου, Γουμένισσα, 2006, Σ. Παρὰ Νικολάῳ τῷ Σάρῳ. Venetia, 1687, P. Отпущение снимает грех, но оно не исправляет беспорядка, вызванного грехом. 285.[8] ΕΞΟΜΟΛΟΓΗΤΑΡΙΟΝ, ΑΘΗΝΑΙ, 2008, Σ. satisfactio). 2. Тут он использует уже известный нам по переводам Романитиса термин «извещение» (πληροφορία), которым отец Эммануил переводил итальянское слово «soddisfazione» (удовлетворение). Исследование посвящено изучению вопроса рецепции преподобным Никодимом Святогорцем схоластической доктрины об «удовлетворении правде Божией», которая была сформулирована католическим святым Ансельмом, архиепископом Кентерберийским, в монументальном труде «Cur Deus homo». С немалым трудом преподобный Никодим переправлял свои рукописи в Италию, где они и издавались. Venetia, 1687.PAOLO SEGNERI. Этой временной епитимьей (μὲ αὐτὸν τὸν πρόσκαιρον κανόνα) ты спасаешься от вечной епитимьи геенны (γλυτώνεις ἀπὸ τὸν παντοτεινὸν κανόνα τῆς κολάσεως)».По сути, мы видим здесь парафраз текста Segneri.Segneri в переводе Романитиса«Руководство» св. 88.[67] Там же, Σ. Εἰσαγωγικὴ μελέτη — Ἐπιμέλεια κειμένου Βασίλειος Τσακίρης. Евхаристия. 230.[52] PAOLOSEGNERI Ο ΜΕΤΑΝΟΩΝ ΔΙΔΑΣΚΟΜΕΝΟΣ, Σ. Выражение «тамошнему суду (судам)» (τοῖς ἐκεῖσε δικαστηρίοις)[45] автор «Руководства» понимает как намек и отсылку к вечному суду Правды Божией. Но все это она оставляет нам, чтобы это исправили и изгладили мы сами всегдашней сердечной болью, трудами и подвигами покаяния, которые мы должны после греха совершать всю свою жизнь»[56].Кажется, все ясно. В «Руководстве» прослеживается целый ряд заимствований специфически католических богословских тезисов: «удовлетворение правде Божией», «неподкупное правосудие Божие», «наказание за грех» (τιμωρία, ποινή, παιδεία), «вечное наказание за грех», «извещение о прощении греха» и т.д.;3. Сам о. Бог требует наказания грешника, потому что «неподкупное Божие правосудие не удовлетворяется иначе, как наказанием того тела, которое согрешило»[8]. «Епитимьи он понимает не как человеколюбивую педагогику для исцеления грешника, а как выкуп, который грешник должен заплатить, чтобы «умиротворить великий гнев Божий на него»»[9].Другие греческие богословы рассматривают и объясняют употребление этого схоластического термина в «Руководстве» Преподобного иначе.Протопресвитер Афанасий Гикас считает, что термин «удовлетворение» св. Св.