Заимствование профессором М.А. Олесницким учения И. Канта

С. С. Вип. С. 433–4344) Лeвчук Л.A. С. С. 208–220.12) См.:Ткaчук М.Л., Гoлoвaщeнкo С.І., Кoзлoвський В.П. К., 1905. — кaк виднo, зaимствoвaнa у Кaнтa» (4).Киeвский мыслитeль стaрaeтся вoзврaщaться к aтмoсфeрe И. Кaнтa: истины дуxoвнoгo мирa, нeсмoтря нa тo, чтo нe oблaдaют aдeквaтным вырaжeниeм в мaтeриaльнoм видe, oднaкo имeют всe шaнсы быть привeдeны к aбсoлютнoй oчeвиднoсти и яснoсти, иx всeoбщeму признaнию (5).М.A. Oлeсницкий трaктуeт oпрeдeлeниe вoли в дуxe И. Кaнтa — свoбoдa рaссмaтривaeтся им сaмoстoятeльнo, кaк исключитeльнo внутрeннee сaмooпрeдeлeниe, нeзaвисимoe oт тoгo, чтo пoрoждeнo eю вo внeшнeм мирoздaнии. 9: Істoрикo-філoсoфські студії. Богословы древней Церкви были глубоко образованными людьми, хорошо знакомыми с античной философией, откуда нередко заимствовали из нее терминологический аппарат и некоторые понятия, духовно переосмысляя их. та ін. Однако перенимая что-то у западных моралистов, причём  с абсолютной уверенностью в потребности подобных заимствований, М. Олесницкий, с одной стороны, оставался стойким в своих православных взглядах, а с другой, одновременно с сочинениями западных моралистов — и чем дальше, тем больше — исследовал в интересах своей науки труды духовных писателей (2).Немецкий философ и ученый Иммануил Кант, создатель «критической философии», ставшей важнейшей вехой в истории европейской философии, является родоначальником немецкого идеализма — традиции, представленной И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллингом, Г.В.Ф. Гегелем. Л.А. Левчук отмечает: «М. Олесницкий не принимает кантовского сведения объективного мира к субъективному “я”, что творит мир, отбирая у него независимое, самостоятельное значение» (7).По мнению той же Л. Левчук, «сравнительная характеристика толкования соотношения разума и веры у Канта и М. Олесницкого довольно сложный вопрос. Но точка зрения немецкого философа на нравственные причины человеческих действийне вполне устраивает М. Олесницкого — ригоризм и формализм кантовской этики ограничивают область изучения обстоятельств должного поведения (9).Профессор Киевской духовной академии П. Кудрявцев указывает на эволюцию взглядов М.А. Олесницкого: если сначала в 1874–1875 уч. г. До питання про антропологічні засади морального богослов’я М.О. Олесницького. царство целей заменяется Царством Божиим, в духе философии Лютардта, к тому же эта идея рассматривается уже как основная и определяющая идея его системы христианской этики (10).По замечанию доцента кафедры философии и религиоведения Национального университета «Киево-Могилянская академия» В.П. Козловского, указывая список источников своего предмета, М. Олесницкий упоминал работы самых различных философов, теологов и психологов как прошлых веков, так и своих современников: в этом списке находятся, например, Иммануил Кант, Георг Гегель, Фридрих Якоби, Иоганн Фихте, Артур Шопенгауэр и прочие. Очевидно, что применение тех или иных мыслей, подходов данных исследователей налагало огромную ответственность на кого-либо из преподавателей православного учебного заведения. И хотел он того или нет, но ему доводилось обращаться за помощью к западным моралистам, и Маркеллин Алексеевич, без сомнения, был многим обязан трудам таких моралистов, как Роте, Вуттке, Лютардт, в особенности Мартенсен и прочие. 57–58.6) См.: Там же. Вместе ощущается и расхождение с Кантом. на Волыни в семье священника. С. Профессор Маркеллин Алексеевич Олесницкий // Труды КДА. С. 173.13) См.: Нападиста В.Г. 59.7) «Понятие личности, в понимании М. Олесницкого, тождественно понятию морального существа, характерными признаками которого являются свобода и самосознание, что руководит им, — и этот взгляд является возвращением к интуиции Канта. 682.11) См.:Козловський В.П. До проблеми рецепції філософії Канта в християнській етиці Маркеліна Олесницького // Магістеріум / Національний університет «Києво-Могилянська академія». Его сложность обусловлена ​​прежде всего умеренностью позиции М. Олесницкого, не представляет четкой и традиционной для русского мышления антитезы западноевропейскому рационализму. М., 2012. 686–687.3) См.: Казарян А.Т. Философия стремится дать ответы на наиболее важные мировоззренческие вопросы, касающиеся сосуществования в нашем мире добре и зле, жизни и смерти. В частности, обращаясь к И. Канту, М. Олесницкий акцентирует внимание на его вкладе в определение автономии личности и категорического императива как абсолютных основ человеческой свободы (11).Все эти, без сомнения, выдающиеся учёные неповторимо и многогранно представили протестантскую философско-богословскую традицию. Особо интересна в этом аспекте научная деятельность профессора Киевской духовной академии М.А. Канта. С. (Там же. Т–4. он окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия, после окончания обучения остался преподавателем на кафедре нравственного богословия и педагогики (1).Преподавая нравственное богословие, М.А. Олесницкий должен был быть первопроходцем в данном процессе, потому что ему довелось оказаться на данном пути в период, когда в определенных сферах российского сообщества появилось понимание потребности радикальной реформы в преподавании морального богословия. С. Звіт про науково-дослідну роботу «Філософська і богословська думка в Київській духовній академії на початку ХХ століття». Х. Я.), и в соблюдении нравственного закона лишь находит свое проявление». С. К слову, кантовское обозначение воли как единственной в мире и даже за пределами мира вещи получает у отечественного богослова достаточно высокую оценку (6). Можно найти и другие точки пересечения обоих мыслителей, в частности в признании различной природы веры и разума (объективной в уме, субъективной в вере; в акцентуации практической ориентированности веры; в толковании веры как субъективной убежденности в истинности определенных суждений, имеющих ценностный характер; в понимании веры как предположении ума, в существовании “вещи в себе”). Эта традиция продолжилась в произведениях богослова и писателя XIX века М.А. особого направления в европейской философии, получившего название неокантианство (3). Учение Иммануила Канта в некоторой степени повлияло и на взгляды М. Олесницкого.Современный украинский философ Л.А. Левчук считает, что моральная концепция М.А. Олесницкого имела целью в первую очередь формулирование методики, которую надлежит использовать этике как науке. 143–144. В 1873 г. Одной из проблем современной богословской науки является осознание и осмысление заимствования отечественными богословами учения зарубежных богословов, в частности теоретического и практического вклада представителей духовно-академического образования второй половины ХІХ — начала ХХ в. Однако, указывая на список источников своего предмета, М. Олесницкий, как правило, упоминал работы не только протестантских, но и православных богословов: свтт. Петра Могилы, Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, митрр. Платона и Филарета (12).Таким образом, широко эрудированный, блестяще ориентирующийся в актуальных течениях отечественной и западноевропейской философии, М. Олесницкий пытался соединить в предмете «нравственное богословие» достижения современной науки и истины святоотеческих учений, не искаженных вековым наслоением их церковного толкования (13).Примечания:1) См.: Кудрявцев П.П. он рассматривает понятие высшего блага вполне в духе кантовской философии, то впоследствии, в 1889–1890 уч. г. та ін. Зато для М. Олесницкого самоочевидной и первой есть истина именно о достоинстве человеческой личности, масштаб которой был найден в христианстве — человек создан по образу и подобию Божьему, то есть человеческое существо имеет степенью собственного становления Абсолютную Личность. Олесницкого. Но духовно-академический мыслитель не согласен с кантовским нивелированием веры как источника познания» (8).Кантовские мотивы играют очень заметную роль в морально-антропологических рассуждениях М. Олесницкого. Таким образом, в частности, обращаясь к кантовской моральной теории, Маркеллин Алексеевич акцентирует внимание на той выдающейся роли, которую Кант предоставляет автономии лица и категорическому императиву как абсолютным основаниям человеческой свободы. У Олесницкого встречается и вера ума, как у Канта, и знание веры. Історія етики в Україні. К.: «Стилос», 2002. Профессор Маркеллин Алексеевич Олесницкий. Олесницкого.Маркеллин Алексеевич Олесницкий родился в 1848 г. Немецкий мыслитель сначала постулирует достоинство морального закона, которому, как отмечает Виндель-Банд, собственно и присуще достоинство в строгом смысле. Т. ХХХ. Кант // Православная Энциклопедия. И. Кант оказал влияние на формирование во второй половине XIX в. С. 62.9) См.: Ткачук М.Л., Головащенко С.І., Козловський В.П. 56–57.5) См.: Там же. 675–677.2) См.: Там же. 60–61).8) Левчук Л.А. Сам индивидуум является вторичным этому закону, поскольку выполняет его как обязанность, набирая, таким образом, его достоинства и значимости абсолютной цели в себе. 173.10) См.: Кудрявцев П.П. С. Звіт про науково-дослідну роботу «Філософська і богословська думка в Київській духовній академії на початку ХХ століття». в этот процесс. Статья посвящена наиболее очевидным заимствованиям, которые осуществил Олесницкий, из философского наследия И. До проблеми рецепції філософії Канта в християнській етиці Маркеліна Олесницького. «Методология, на которую опирается М. Олесницкий, — сочетание априорного и апостериорного начал в познании, синтез дедукции и индукции, признание руководством познания объяснение, толкование мира как данного для сознания; акцентирование роли экспериментатора в познании, который спрашивает не природу, а себя: как я объясню новое явление по неизменным логическим законам? С. Итак, присутствует в человеческой личности имплицитно (скрытый, подразумеваемый, невыраженный смысл — доб.