Западная критика учения прп. Иоанна Дамаскина о взаимообмене свойств

Д. Тeрмин «чaстнaя прирoдa» Дaмaскин пoлнoстью oтвeргaeт.[l] Gunton С. SJT, (3) 54 (2001). God in Patristic Thought. № 2.[xxxii] Prestige L. Иoaнн привoдит мнoжeствo тaкoвыx, нaпримeр: «Гoспoдь слaвы был рaспят» (1 Кoр. С. περιχωρέω and περιχώρησις in the Fathers. В святooтeчeскoй трaдиции тaкoe явлeниe нaзывaeтся oбoжeниeм.Нaряду с этим C. Xристoлoгичeскиe ипoлeмичeскиe трaктaты. 251.[xlix] Иoaнн Дaмaскин, прп. Edinburgh: T & T Clark, 1996. περιχωρέω and περιχώρησις in the Fathers. М.: Индрик, 2002. 413.[xliii] См.: Joannes Damascenus. Иoaнн Дaмaскин испoльзуeт двa тeрминa для вырaжeния учeния oб oбщeнии свoйств (communication idiomatum). P. К примeру, свт. Прoтив мaниxeeв. Ibid.[li] Prestige L. Иoaнн Дaмaскин, слeдуя oбщeму стрoю святooтeчeскoй мысли, тeрминoм ἀντίδοσις вырaжaeт сaм прoцeсс пeрeдaчи свoйств oт oднoгo eстeствa вo Xристe другoму[xix]. Учитывaя, чтo бoжeствo и чeлoвeчeствo oстaются рaздeльными при взaимoпрoникнoвeнии, тeрмин, пo мнeнию исслeдoвaтeля, являeтся пo сути излишним, ввoдящим в зaблуждeниe[xli].Впoлнe oчeвиднo, чтo нeoбxoдимo рaзличaть дeйствиe (свoйствo) Бoжиe кaк тaкoвoe и дeйствиe (свoйствo) пo дoмoстрoитeльству. Кириллa Aлeксaндрийскoгo,Лeoнтия Визaнтийскoгo, Лeoнтия Иeрусaлимскoгo, прп. С. Мaксимoм Испoвeдникoм[xxviii].περιχώρησις , сoглaснo прп. С. Perichoresis: New Theological Wine in An Old Theological Wineskin. De natura composita, 4.[xliv] Иoaнн Дaмaскин, прп. Xoтя Lampe oтмeчaeт, чтo эти знaчeния «oбычнo зaтруднитeльнo oтличить».[xxv] Manastireanu G. Иoaнн Дaмaскин упoтрeбляeт тeрмин περιχώρησις.Глaгoл περιχωρέω в Aнтичнoсти имeл знaчeния «врaщaть(ся)», «смeнять(ся) пo oчeрeди»[xx], «oбxoдить», «пeрexoдить»[xxi]. 128.[xv] Liddell H., Scott R. Eсли жe oн oткaзывaлся, тo нaчинaлoсь судeбнoe рaзбирaтeльствo[xvii]. Учёнoму кaжeтся стрaнным, чтo прп. Prestige укaзывaeт нa смeшивaниe Дaмaскиным двуx знaчeний περιχώρησις : в кoнтeкстe триaдoлoгии и в кoнтeкстe xристoлoгии. С. G. Institutio elementaris 10. тeрмин стaл упoтрeбляться в знaчeнии взaимoпрoникнoвeния и тoгдa жe вoшeл в триaдoлoгию. Иoaннa Дaмaскинa o взaимooбмeнe свoйств во Христе показывает, что исследователи в своей критике зачастую упускают сотериологическое значение этого учения. 11 // Афанасий Великий, свт. Точное изложение… С. Слова на Богородичные праздники / Пер. В чём конкретно состоит такое взаимопроникновение? Настоящая публикация иерея Николая Михальцова посвящена анализу критических замечаний некоторых западных учёных в отношении учения прп. Иоанн использует термин ἀντίδοσις 5 раз, а περιχώρησις – 48 раз.[xiii] Следует отметить, что термин περιχώρησις прп. Таким образом, более богатый человек мог обменяться своим имуществом с менее состоятельным. На ариан слово третье. Gunton во многих пунктах весьма схожа. Prestige согласен также W. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1970. У Аристотеля термин означает обмен имущества[xvi]. Связь слов χωρέω и περιχώρησις является случайной.По нашему мнению, полностью опираться на этимологию какого-либо термина при построении какой-либо богословской концепции не всегда корректно. При рассмотрении термина «воля» прп. 27 – 29.[xviii] Lampe. 62.[xxvi] H. 25-30.[xlviii] Prestige L. и прп. То есть воплощённая ипостась Слова заключает в Себе как свойства божественной, так и человеческой природ. P. Е. 244.[xlvi] Вейсман. περιχώρησις у Геродота – династическая преемственность, у стоика Анаксагора – нерушимая постоянная динамическая связь между Умом и космосом[xxv]. Т. 4). 2. by G.W.H. Человеческая природа приобщается божественной энергии, «Слово дает (μεταδιδοῖ) плоти участвовать в Своих свойствах (ἰδίων)»[v], совершается обожение плоти.Именно по причине общения свойств и возможны выражения, обозначающие, что свойства божественной природы переносятся на человеческую, и наоборот. P. Perichoresis and the early Cristian doctrine of God. Точное изложение… С. 61.[xxiii] Lampe. Иоанн определяет этот концепт как «разумное стремление» и «движение ума»[liii]. 244.[xxxiii] Prestige L. [i] Joannes Damascenus. Expositio fideii 48.38 / TLG Workplace 7.0.[ii] Иоанн Дамаскин, прп. Иоанном Дамаскиным.L. Иоанна Дамаскина перихорезис представлял собой технический термин, обозначавший исключительно взаимообмен свойств; использовался главным образом в христологии. 374 ; Григорий Богослов, свт. Афиногенов. Иоанна Дамаскина о взаимообмене свойств во Христе. 247 (Expositio fidei 52).[xiv] Вейсман А. Т. Собрание творений. 250 – 251. Аналогии могут подчёркивать лишь некоторые аспекты описываемого явления, а не в точности раскрывать его. G. См. Кроме того, образ раскалённого железа нередко встречается у церковных писателей[xxxvi]. 428.[xxvii] Otto R. 155.[xvi] Aristotelis. Святоотеческое наследие. / TLG Workplace 7.0.[x] См., напр.: Joannes Damascenus. 298.[lv] Cross R. 59-65).[xxxvii] См.: Афанасий Великий, свт. Ep. С L. Prestige, W. 56.3.7. Но индивидуальная природа и есть не что иное, как конкретизированная единица, и в этом смысле некий объект, который может и отдавать свои свойства, и принимать свойства другой природы.Также стоит указать, что обоженное человечество Спасителя не теряет и не приобретает новых свойств, то есть не изменяется.Отметим также, что L. Григорием Богословом, прп. 938).[iv] Иоанн Дамаскин, прп. 5-е. Expositio fidei 48.38.[xx] Liddell, Scott. Действительно, проблема сознания человечества Христа в святоотеческой письменности не получила специального освещения, хотя некоторые смежные вопросы (напр., проблема неведения; вопросы, связанные с волей) были в разной степени раскрываемы. 4/1, 2012. 71 – 72. А при рецепции христианским богословием термин мог приобретать совершенно иное значение по сравнению с тем значением, в котором он употреблялся ранее. / Пер.и комм. cit. P. К примеру, рассматривая вопрос неведения, Дамаскин утверждает, что Логос воспринял «душу разумную» (ψυχὴν νοερὰν)[lii], обладающую сознанием и, естественно, являющуюся неотъемлемой частью человеческой природы. Поэтому для примера проанализируем главным образом аргументы, которые использовал L. 242 (Expositio fidei 49) ; Точное изложение… С. Oxford: Clarendon Press, 1996. Творения. P. P. II. 2-3 (Элементарное введение… С. Видимо, в указанном пункте прп. 245.[xlii] Афанасий Великий, свт. Т. Бронзова, А.И. Иоанн использует и в триадологии (см.: Иоанн Дамаскин, прп. Prestige для обоснования своей позиции.Учёный утверждает, что недопустимо для описания взаимопроникновения приведение прп. Perichoresis, Deification, and Christological Predication in John of Damascus. Состоятельные граждане Афин имели повинность нести литургию (то есть финансировать ряд государственных проектов, либо мероприятий). Pro Ecclesia 4,1995. Кирилла Александрийского (см.: McKinon 2000, 74-78, 217-224); у Леонтия Византийского (см.: Perczel I. 49. Prestige, не представляется возможным, чтобы сообщенные вследствие перихорезиса человеческой природе силы были реально ей дарованы[xlviii].По этому вопросу, нам мыслится, необходимо обратиться к определению концепта «природа», где прп. В таком случае мы можем говорить о преображении человеческой природы Спасителя, когда человечество восприняло столько совершенств, сколько могло вместить. 1394.[xxi] Вейсман. На протяжении всей истории Церкви возникали ложные учения о Христе. περιχωρέω and περιχώρησις in the Fathers. Иоанна Дамаскина о взаимообмене свойств во Христе.Прежде чем перейти непосредственно к анализу критических замечаний, кратко опишем учение о взаимообмене свойств, изложенное в трудах прп. Серия Гуманитарные науки. Точное изложение… С. Иоанном Дамаскиным примеров из тварного мира, как «ложных аналогий»[xxxiii]. Г. Творения. В исследованиях по патристике мы встречаем два значения περιχώρησις: статичное – как «взаимообмен», и динамичное – как «взаимопроникновение»[xxiv].Глагол περιχωρέω не встречается у Платона и Аристотеля. P. Otto[xxvii].На страницах Священного Писания данные термины не встречаются.περιχώρησις используется свт. С таким решением согласен и R. С. Perichoresis and the early Christian doctrine of God // Archaevs Xi – XII (2007 – 2008). Expositio fidei 48.38.[xi] Joannes Damascenus. 246 – 247 (Expositio fidei 51) ; Точное изложение… С. Согласно H. De sancta trinitate. περιχωρέω and περιχώρησις in the Fathers. Lampe. Отсюда происходит глагол χώρειν («содержать», «освобождать место», «переходить к». Подобно тому, как при антидосисе в Афинах более состоятельный гражданин должен был обменяться своим имуществом с менее состоятельным, аналогично и в христологии – совершенное божественное естество сообщает свои свойства ограниченной человеческой природе.Рассмотрим, в каком значении прп. – Oxford: The Clarendon Press, 1968. Сагарды. 250.[lii] Joannes Damascenus. Т. Исходя из вышесказанного, первый термин можно перевести как «взаимообмен» («способ взаимообмена»), а последний – «взаимопроникновение». Pannenberg и C. P. Демидова. Афанасий Великий, поясняя вопрос о вездеприсутствии Бога, говорит, что «Бог во всём пребывает Своей благостью и могуществом, и вне всего Собственным Своим естеством»[xlii], – то есть Бог проникает всё своей энергией, а не природой. Expositio fidei 49)); Точное изложение… С. Взаимообмен – это следствие взаимопроникновения.Существует группа учёных (L. 4. 2:8; «хотя и не страдало Божеское Его естество»), «о Сыне Человеческом исповедуется, что Он до страдания был на небе»[vi], «Сей Бог наш на земли явися и с человеки поживе (Вар. 297.[xxxvi] У Феодорита Киррского (Er. Once again on Dionysius the Areopagite and Leontius of Byzantium. М., 1997. A Greek-English Lexicon. 239. Torrance, утверждая, что в христологическом контексте употребление термина περιχώρησις вводит некую «форму докетической рационализации и умаления человечества Христа»[xxxix]. Edinburgh: T & T Clark, 1993.[xli] Prestige. Во-первых, как нами прежде было отмечено, церковные писатели, начиная с Оригена, прямо говорили об обмене свойств именно между природами. М., 1994. Макарием Египетским, свт. М. P. 5.[xxxviii] Prestige L. A. London: SCM, 1968. Термин περιχώρησις образован от существительного χώρα («пространство», «помещение»). περιχωρέω and περιχώρησις in the Fathers. P. Jesus — God and Man. Иоанн Дамаскин говорит о том, что Бог Слово воспринял именно природу индивидуальную, но никак не абстрактную или частную[xlix]. 299.[xxxiv] Prestige L. Подобную мысль развивает также T. P. Cit. Edinburg, 1993. до н. П. The Use and Abuse of Perichoresis in Recent Theology. ἀντίδοσις буквально определяется как «отдача в обмен чего-то»[xiv], «обмен»[xv]. Perichoresis, Deification, and Christological Predication in John of Damascus. περιχωρέω and περιχώρησις in the Fathers. P. 144) свт. P. Expositio fidei 63.12[xii] На основе данных TLG нами было установлено, что в христологическом ракурсе прп. Wolfson, термин имеет стоическое происхождение[xxvi]. 1. Странно было бы утверждать, что в Боговоплощении участвовала лишь энергия Бога, а не Сам Бог Слово. 5). Op. Несмотря на обширную палитру значений и употребление еретиками, термин «лицо» прочно вошел в богословско-философский аппарат. Иоанна Дамаскина об общении свойств как масштабного систематизатора православного богословия ясно показывает неразрывную связь христологии и сотериологии, задаёт тон для богословских исследований в этих направлениях. Prestige затрагивает проблему человеческого сознания во Христе, утверждая, что «Дамаскин не может гарантировать сохранение человеческого сознания» и даже говорит, что Дамаскин вообще «не осознаёт эту психологическую проблему»[li]. 994.[xxii] Lawler, M. Святоотеческое богословие приоткрывает её лишь отчасти. Н. Максима Исповедника[xviii].Прп. При этом человеческое естество Спасителя само по себе не обладало всеведением (см.: Expositio fidei 58).[liii] Joannes Damascenus. Таким образом, мы не имеем никаких оснований делать выводы монофизитского характера, интерпретируя аналогию раскалённого меча, используемую прп. Исходя из этого, мы также однозначно можем говорить о наличии человеческого сознания во Христе, являющегося онтологической причиной человеческой воли.W. тж.: О свойствах двух природ… С. С. 2. 1077.[xxiv] Ibidem ; Manastireanu G. περιχωρέω and περιχώρησις in the Fathers. 242 (Joannes Damascenus. Epistulae theologicae. Творения: Христологические и полемические трактаты. Кол. P. Wolfson. э.: к вопросу о правовых аспектах кризиса полиса // Вестник ЯрГУ им. Gunton считает, что учение об общении свойств «материализует природы», поскольку «перихорезис может быть между объектами, но не способами существования»[l]. Большинство из них основывалось на искажённом понимании Священного Писания, а также на неприятии догматических терминов и формул, одобренных соборным разумом Церкви.Настоящий доклад посвящён анализу критических замечаний некоторых западных учёных в отношении учения прп. 247 (Expositio fidei 52).[viii] Иоанн Дамаскин, прп. У церковных писателей термин употреблялся в значениях «внешность», «социальное положение», «индивид», «подлежащее», «зримое», «имеющее форму», «персональное бытие», «индивидуальное начало» и, наконец, лицо[xlvii]. Отождествления перихорезиса в триадологии и в христологии здесь нет: между Лицами Святой Троицы не может быть никакого обмена ипостасными свойствами. Prestige, среди прочего, утверждает, что существует неотделимое свойство Бога проникать во все вещи. Антидосис в Афинах IV в. 3:36,38)», «Человек Этот не создан, не подвержен страданию и неописуем».Само взаимопроникновение природ не влияет на их состояние, природы во Христе качественно не изменяются, они «хотя и соединены, но соединены неслитно; и хотя проникают (περιχωροῦσιν) одно другое, но не допускают как изменения (μεταβολὴν), так и превращения одного в другое»[vii], «ведь слабейшее получает помощь от сильнейшего»[viii].Само взаимопроникновение естеств происходит со стороны Божества как активного в данном случае начала: «Проникновение принадлежит собственно естеству Божескому, ибо оно через все проходит и проникает, как хочет, а через него ничто (не проходит и не проникает)»[ix].Прп. Во-первых, это ὁ τρόπος τῆς ἀντιδόσεως[x], иногда – просто ἀντίδοσις [xi]. Общение свойств двух природ во Христе возможно «по причине взаимного проникновения (περιχώρησιν) и ипостасного соединения естеств»[ii]. 239 (Expositio fidei 47.75-78).[iii] Т. Expositio fidei 11.41-42. JTS 29, 1928.[xxx] Pannenberg W. С таким мнением согласен и C. 37, 49.[liv] Pannenberg W. Концепция communication idiomatum вне сотериологии теряет всякий смысл. 197.[xlv] Prestige L. Вся глубина взаимопроникновения естеств заключается именно в обожении человеческой природы Христа и во всегда актуальной возможности человеку стать «причастником Божеского естества» (2 Пет. P. Во-вторых, помимо взгляда антиохийской школы, учение об обмене свойств имеет место у представителей школы александрийской, у которых как раз и находим концепцию общения свойств исключительно между природами. СТСЛ, 1994. Gunton[xxxi]), которые видят в термине περιχώρησις «излишюю формализацию, которая не добавляет свежей идеи в христологию, но вводит в заблуждение»[xxxii]. Отсюда можно заключить, каково соотношение терминов ἀντίδοσις (и, на наш взгляд, более точного выражения ὁ τρόπος τῆς ἀντιδόσεως и περιχώρησις в христологии Дамаскина. 134). Таким образом, по мнению некоторых исследователей, περιχώρησις в значении взаимопроникновения в контексте христологии употреблять некорректно.Из такого утверждения вполне естественно рождается критика церковных писателей (в т. 250.[xxxv] Pannenberg W. G. // Афанасий Великий, свт. Кроме того, в Древних Афинах ἀντίδοσις означал форму имущественных отношений в системе Римского права, которая также заключалась в обмене имуществом.Весьма примечательна в контексте исследуемого нами вопроса процедура такого обмена. Догматическое учение о Лице Спасителя прежде всего ограждает богословскую мысль от неправильного понимания христологического догмата. Иными словами, взаимообмен свойств и имен между природами во Христе является результатом взаимопроникновения этих природ. Иоанн Дамаскин следующим образом определяет понятие взаимообмена: «Способ взаимного сообщения (ὁ τρόπος τῆς ἀντιδόσεως), когда каждое из обоих естеств передает (ἀντιδιδούσης) другому свои свойства по причине тождества ипостаси и взаимного проникновения естеств»[i]. Афиногенова, А.А. Магистерская диссертация. Е. Prestige выявляется ошибочная позиция западного богословия, отрицающая разделение в Боге сущности и энергии.L. 1077.[xxix] Prestige L. Кол. Ведь значение многих философских терминов с течением времени часто изменялось. Источник знания. 24 / TLG Workplace 7.0.; Gregorius Nazianzenus. д.Размышляя об использовании аналогии раскалённого меча, L. P. Athenaion Politeia. Prestige говорит о возможных монофизитских выводах из концепции взаимопроникновения, по крайней мере, ничто «не мешает принять» таких выводов[xxxviii]. Прежде всего – в том, что «Слово усваивает[iii] Себе человеческие свойства (Expositio fidei 47.75 to Expositio fidei 47.75 Οἰκειοῦται δὲ τὰ ἀνθρώπινα ὁ λόγος), ибо все, что принадлежит (ὄντα Ÿ святой Его плоти, есть вместе и принадлежность Слова»[iv]. Гражданин, привлечённый к литургии, имел право указать на другого человека, более состоятельного, и не вошедшего в число исполнителей литургий. Учение прп. Сергиев Посад, 2012. Только после VI в. Непосредственно после объяснения аналогии раскалённого меча Дамаскин показывает, к каким догматическим искажения приводит моноэнергизм. Существовал определённый имущественный ценз, обладая которым необходимо было участвовать в литургии. Review of B. 102.[xl] Gunton C. Pannenberg, который напоминает, что образ раскалённого меча использовал также Аполлинарий Лаодикийский[xxxv].Сам подход точного проецирования аналогий на первообраз является ошибочным. делает своими собственными (см.: A Patristic Greek Lexicon / Ed. The Faith of the Early Church. Философско-богословская терминология преподобного Иоанна Дамаскина: традиции и новации. Иоанн опирался именно на александрийскую богословскую мысль.Анализ критических замечаний к учению прп. Прп. Pannenberg в контексте критики отмечает, что «антиохийские богословы признают только общение свойств двух природ по отношению к общему для них лицу, но не обмен свойств между природами»[liv].Действительно, стоическая концепция смешения подразумевает отнесение свойств, входящих в полученное вещество компонентов, самому этому веществу[lv]. 250 – 251.[xxxix] Torrance T. В таком случае обмен свойств имел бы лишь временную актуальность, ограниченную периодом проповеди Христа на земле. Prestige[xxix], W. Прп. Изд. P. 153.[xix] Joannes Damascenus. Кириллом Александрийским, прп. Чуть ниже мы приведём сравнение с употреблением ἀντίδοσις в христологии.В контексте христологии ἀντίδοσις употребляется у Феодота Анкирского, свт. 170.[ix] Иоанн Дамаскин, прп. 297.[xxxi] Gunton C. Tournhout: Brepols, 2000. Op. СПб., 1899. P. и коммент.: свящ. P. Pannenberg[xxx], C. Как считает L. The Christian Doctrine of God, One Being Three Persons. Comp. P. Однако такое философское обоснование не исчерпывает парадигму смешения в христологии Дамаскина. God in Patristic Thought. Козлов, Д. Ответчик мог принять на себя расходы (литургию) или обменяться имуществом с истцом. Во-вторых, и намного чаще[xii], Дамаскин употребляет термин περιχώρησις͵[xiii] и глагол Expositio fidei 49.7 to Expositio fidei 49.7 περιχωρέω. Естественно, в этой аналогии можно найти множество несоответствий с первообразом: солнце, свет и тепло не имеют личностного образа бытия, проявление света и тепла – процесс, происходящий во времени, свет и тепло могут проявляться на земле в большей или меньшей степени и т. 32. 318 (Expositio fidei 91). Studer, Trinity and Incarnation. Послание о том, что Никейский собор, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение своё против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно. 62, 2000. cit. Вследствие проникновения божества в человечество Христа, обогащения человеческих способностей (heightening of the human powers), естественные человеческие силы могут быть не сохранены. С. 1091.[xlvii] Михальцов Н. Иоанну Дамаскину, – это взаимопроникновение природ, возникшее в результате воипостазирования индивидуальной человеческой природы в ипостась Слова. Скажем, известное[xxxvii] уподобление солнца и исходящих от него света и тепла Лицам Святой Троицы. С. 89. В христианской письменности мы встречаем множество аналогий, с помощью которых авторы пытаются отразить какую-либо догматическую истину. Иоанна Дамаскина), использующих περιχώρησις в значении взаимопроникновения.Критическая аргументация L. Иоанн при построении концепта перихорезиса в христологии опирается на триадологию[xliii] (De Nat. P. Греческо-русский словарь. ч. / TLG Workplace 7.0.[xvii] Цымбал О. P. тж.: Cyrillus Alexandrinus. Studer “Trinity and Incarnation. е. Gunton[xl].Однако этот аргумент является весьма шатким, поскольку аналогия раскалённого меча используется церковными писателями, равно как и самим Дамаскиным, главным образом в контексте антимонофелитской и антимонофизитской полемики, а также полемики с несторианами. Например, термин πρόσωπον в древнегреческих текстах представлен следующими значениями: «лицо», «передняя часть, фасад, фронт», «наружный вид, наружность, вид», «маска», «лицо, особа, личность, persona»[xlvi]. Jesus — God and Man. Если мы посмотрим на указанный учёным отрывок из послания «О сложной природе против акефалов», то увидим, что святой отец лишь проводит аналогию: как в Святой Троице нераздельность ипостасей обусловлена «неслиянным перехождением друг в друга», подобным образом и во Христе природы нераздельны вследствие «неслиянного перехождения друг в друга»[xliv]. P. (Expositio fidei 47.75-77).[v] Там же (Expositio fidei 47.76).[vi] Там же.[vii] Там же. P. 368.[xxviii] Lampe. The Faith of the Early Church”. Иоанна.Взаимообмен (общение) свойств является естественным следствием Боговоплощения. Д. Так, в главе «О действованиях в Господе нашем Иисусе Христе» «Точного изложения православной веры» при использовании указанной аналогии видим явный полемический оттенок. В отношении указанной критики можно отметить следующее. Такое значение указанного термина согласуется и со смыслом антидосиса, имущественного обмена, о котором мы упомянули выше. Для того чтобы выразить именно такое, природное проникновение со стороны Божества, и необходим был специальный термин, περιχώρησις.Помимо прочего, в только что приведённом тезисе L. P. (Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Тайна Боговоплощения непостижима для человеческого ума. Review of B. Сагарды, Н.И. С. Г. Таким образом, в литературе встречаются следующие определения термина περιχώρησις : «динамический процесс освобождения места для другого вокруг себя»[xxii], «окружать», «сменяться», «взаимообмениваться»[xxiii]. Согласно мнению этих исследователей, до времени прп. P. Horizons 22 (Spring 1995). Р. 1:4). Глагол χωρέω, имеющий значение «содержать», «хранить», а также отглагольное περιχώρησις в христологии, по мнению Prestige, будет нести монофизитский оттенок до тех пор, пока взаимопроникновение не станет носить «чисто формального отношения»[xlv]. Точное изложение… С. // Medieval Studies, vol. G. Послание 1, к монаху Евагрию, о Божестве // Григорий Богослов, свт. Также известно, что термин πρόσωπον был скомпрометирован савеллианами. πρόσωπον означал маску, драматическую роль. London, 1959 ; περιχωρέω and περιχώρησις in the Fathers. The Philosophy of the Church Fathers. См. В частности, указывая на образ раскалённого меча, Prestige предупреждает об опасности впасть в аполлинаризм, поскольку в таком случае «божественные энергии являются исходящими через человечество из небесной сферы (heavenly sphere) сознания Логоса»[xxxiv], умаляют человеческое сознание Христа. Кол. 62 ; Cross R. С. 96. ex.: Manastireanu G.