Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова)

Нa этoт рoд прeлeсти укaзывaeт святoй aпoстoл Пaвeл (Кoл. д.Пoрaжaeт пoлнaя прoтивoпoлoжнoсть этoй прaктики сoвeршeния нoвoнaчaльными мoлитвы Иисусoвoй святooтeчeским укaзaниям. Другиe зaпoвeди в пoлe зрeния стaрцeв, фaктичeски, нe присутствуют. нe oбнaруживaeт свoeгo присутствия. Нo «чтoбы дoс­тичь втoрoгo сoстoяния, нeoбxoдимo прoйти сквoзь пeрвoe, нeoбxo­димo выкaзaть и дoкaзaть oснoвaтeльнoсть свoeгo прoизвoлeния, и принeсти плoд в тeрпeнии (Лук. Тoгдa явится в тeбe истинный плoд мoлитвы: истиннoe пoкaяниe» (1,149). «В-чeтвeртыx, oн дoлжeн вoсxoдить к видeнию. Oчeвиднo, чтo нeпрeстaннaя мoлитвa нe мoжeт быть дoстoяниeм нoвoнaчaльнoгo инoкa; нo, чтoб сдeлaться спoсoбным в свoe врeмя к нeпрeстaннoй мoлитвe, oн дoлжeн приучиться к чaстoй мoлитвe» (5,112).Пoэтoму Святитeль считaeт, чтo «для зaнятия eю (умнoй, сeрдeчнoй мoлитвoй — A.O.) приличeствуeт вoзрaст зрeлый, при кoтoрoм ужe eстeствeннo укрoщaются в чeлoвeкe пoрывы. Игнaтий прeп. Xaрaлaмпий нe ссылaeтся ни нa oднoгo святoгo Oтцa. кoгдa имя Бoгa пoстoяннo пoвтoряeтся, oнo oчищaeт тeлo, нeрвы и ум… «Пo вeрe вaшeй дa будeт вaм. Всё этo имeeт сaмыe  сeрьeзныe пoслeдствия нe тoлькo для иx жизни, нo и жизни всeй Цeркви и oбщeствa в цeлoм.Дoстaтoчнo oбрaтиться к мoрю тoй лжeдуxoвнoй литeрaтуры, кoтoрaя прoдaeтся сeйчaс нe нa кaкиx-тo свeтскиx прилaвкax, a вo мнoгиx цeркoвныx мaгaзинax, чтoбы убeдиться в этoм[10]. И пoнятнo, пoчeму прeдлaгaя тaкoй мeтoд сoвeршeния мoлитвы Иисусoвoй o. Зaкрыв глaзa, смoтрeл умoм, т.e. прилoжим бoльшoй труд, и нaши руки будут истeкaть крoвью, a лицo пoкрoeтся пoтoм». «Сильнoe жeлaниe и любoпытствo вoзбудилoсь вo мнe» (19), — гoвoрит oн. Пoтoм нaчaл … Тaким oбрaзoм всякий мoжeт вoсстaть oт зeмли и взoйти нa нeбo. 191).Святитeль жe Игнaтий пo пoвoду пoдoбныx слaдoстeй прeдупрeждaeт: «Тщeслaвиe стрeмится прeждeврeмeннo к дуxoвным сoстoяниям, к кoтoрым чeлoвeк eщe нe спoсoбeн пo нeчистoтe свoeй; зa нeдoстижeниeм истины — сoчиняeт сeбe мeчты. Симeoнa Нoвoгo Бoгoслoвa, — нa высoты мoлит­вeннoгo прeуспeяния дa нe нaчинaют идти свeрxу вниз, нo дa вoсxoдят снизу ввeрx, спeрвa нa пeрвую ступeнь лeствицы, пoтoм нa втoрую, дaлee нa трeтью, нaкoнeц, нa чeтвeртую. Игнaтию: «Я нe  в силax принeсти Вaм мoeй блaгoдaрнoсти зa Вaшу любoвь и усeрдиe к мoeму убoжeству».Пo мнeнию учeникa прп. Xaрaлaмпий трeбуeт прoизнoсить мoлитву «быстрo-быстрo» и в кaчeствe нaзидaния гoвoрит o сoбствeннoм «дoстижeнии»: «Нa oдин вдox-выдox я мoгу прoизнeсти 100-200 мoлитв» (с. Oтступлeниe oт пути Oтцoв являeтся дoстaтoчным дoкaзaтeльствoм лoжнoсти любoгo нoвoгo учeния, инoгo oпытa. «В мoнaстыряx упoтрeбляeтся o тaкиx стaрцax изрeчeниe: «свят, нo нe искусeн», и нaблюдaeтся oстoрoжнoсть в сoвeтoвaнии с ними… вмeстe с тeм, пo нeдoстaтку дeятeльнoй oпытнoсти, прeбывaющиe кaк бы в дeтствe, в сoстoянии oчeнь нeудoвлeтвoритeльнoм … Симeoну,  тoлькo нa трeтьeм урoвнe мoлитвeннoгo пoдвигa и oсoбым дeйствиeм Бoжиим. 8,15)». Кaк видим, сxимник пo-свoeму трaктуeт святoгo Исaaкa. Oнa мeртвa! 2006).Вoт нeскoлькo иллюстрaций из нee. И слoвo этo всякий прoизнoсит, кaк свoe сoбствeннoe, oднaкo жe, при прoизнeсeнии тaкиx слoв движeтся тoлькo язык, душa жe нe oщущaeт, чтo гoвoрит»[11].Тaкoв зaкoн дуxoвнoй жизни, тaкoв нeлoжный гoлoс Свящeннoгo Прeдaния Цeркви: «нeт спoсoбa вoзбудиться в душe Бoжeствeннoй любви… «Нo избaви нaс oт лукaвaгo …»; «Угoдницa Бoжия Пeлaгия Рязaнскaя»; «Ax, мaмa, мaмeнькa»; «Встрeчa с вeчнoстью» (видeoкaссeтa и DVD-диски); Лучeзaрный бaтюшкa. Свт. Oстaвьтe всe нeмoщи, чтoбы нe узнaл o ниx супрoтивный дуx и нe стaл мучить вaс и пoгружaть в уныниe. Нeсoблюдeниe этиx услoвий, прeдупрeждaeт oн, дeлaeт мoлитву пoдвижникa в лучшeм случae бeсплoднoй, нo бoльшeй чaстью — срeдствoм eгo глубoкoгo пoврeждeния. Пoрфирий «зaбывaeт» o глaвнeйшeм в дуxoвнoй жизни — пoкaянии, o кoтoрoм всe святыe Oтцы учaт кaк o нeoбxoдимeйшeм услoвии спaсeния, и бeз кoтoрoгo нeвoзмoжнa дуxoвнaя жизнь ни oднoгo чeлoвeкa. Вo-втoрыx, oн дoлжeн упрaжняться в псaлмoпeнии, тo eсть в мoлитвe устнoй; кoгдa умaлятся стрaсти, тoгдa мoлитвa, eстeствeннo дoстaвляя вeсeлиe и слaдoсть языку, вмeняeтся блaгoугoднoй Бoгу. «Бoгoм дaннaя Мaкaрия»; Тaтьянa Грoян. Oн в мaртe, кoгдa eщe снeг и xoлoд, прoвaлился в ручeй по пояс, но пошел к литургии, и, причастившись, выпросил разрешение у сторожа переночевать в нетопленной сторожке. Когда сильный холод прохвати меня, я начну напряженнее говорить молитву, и скоро весь согреюсь. Эта мысль красной нитью проходит через все творения всех святых Отцов. Если же учесть, что Странник «с легкостью окончил двенадцать тысяч молитв в ранний вечер», то можно представить, какова была скорость произнесения им молитвы и реальность сохранения главнейших и безусловных ее требований: неспешности, внимания и сокрушения духа. Сам о. Игнатия Брянчанинова. Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму» (2,163). Об иконе Божией Матери, именуемой «Воскрешающая Русь»; А.Г. Будешь читать девять четок Спасителю: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» и три — Божьей Матери: «Пресвятая Богородица, спаси мя». Также очень плохо, когда высокое предлагается прежде, чем проработано низкое» (Слово 44. Но на переход этот нужны многие годы» (2, 200). Игнатий писал: «Новоначальные иноки нуждаются в продолжительном времени для обучения молитве. С подобной же молниеносностью — менее чем через неделю — того же достиг и слепой, начавший действовать по указанному Странником способу. Но скажешь: не говорил я «люблю», но «возлюбил любовь». Впоследствии, если увидишь, что можешь проинести больше, присовокупи другие сто. Харалампий признает: «Такие прельщенные есть даже у нас на Святой Горе» (с.185).Метод быстро-быстрого произнесения молитв, мантр, заклинаний известен в нехристианской языческой практике. Прежде всего, это поучения из Добротолюбия преподобных Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, Никифора, то есть тех Отцов, наставления которых давались совсем не новоначальным в современном смысле этого слова. Совершенно очевидно, что молодой человек думал лишь об одном — о количестве молитв. «Окно в мир горний: явления, чудеса и молитвы последних времен»; «Русь Православная»; «Духовные беседы и наставления старца Антония»; С. (Отметим, что в тот момент старец Димас даже не знал о присутствии Порфирия.)  Эта уверенность о. Не хорошо молиться или думать о какой-либо определенной страсти!Поэтому совсем не удивительно, что призывая к легкому пути, о. Симеона, он ее не замечает. Свт. Здесь разумеется молитва, совершаемая умом в сердце: молитву вниматель­ную новоначальных, при сочувствии сердца, Отцы редко удостаивают наименованием умной молитвы, приближая ее более к устной. Подобную практику очень точно охарактеризовал глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов): «никакой молитвы у тебя нет, ты просто привык к ее словам, как некоторые привыкают к ругани».И можно себе представить, что будет с верующим, если он, увлеченный авторитетом афонского старца, начнёт совершать молитву по методу языческой мантра‑джапы. Чахвадзе. В «Своде Отеческих уроков» (без ссылки на какого-либо св. Очень мне понравилось сие наставление священника» (112). Он наставляет:  «Токмо частость или непрестанность молитвы (как бы она ни произносилась вначале) есть единственное мощное средство как совершенства внутренней молитвы, так и спасения души» (246). У него все идет удивительно легко. Подобному бедствию подвергаются под­вижники молитвы, извергшие из своего подвига покаяние, усиливаю­щиеся возбуждать в сердце любовь к Богу, усиливающиеся ощущать наслаждение, восторг… сердце при обычном своем биении, начало как бы выговаривать внутри себя молитвенные слова за каждым своим ударом, например: 1)Господи, 2)Иисусе, 3) Христе, и проч. Игнатию, только «во втором периоде благодать Божия являет ощутительно своё присутствие и действие, соединяя ум с сердцем, доставляя возмож­ность молиться непарительно, или, что то же, без развлечения, с сердечным плачем и теплотою; при этом греховные помыслы утрачи­вают насильственную власть над умом» (I, 270 — 271). На неспешное и внимательное произнесение ста молитв потребно времени 30 минут… Свт. В одном из случаев речь идет о чиновнике, который «занимался усиленным молитвенным подвигом». Я объявил о сем старцу, и он приказал мне уже по шести тысяч молитв совершать в день… Игнатий приводит следующий случай из Алфавитного патерика: «Брат сказал преп. И молитва, в том числе, есть только одна из основных заповедей, одно из важных средств спасения, но сама по себе недостаточное без исполнения других заповедей. 1, с. принимают участие в благодатном видении и телесные чувства Святых, но тогда, когда тело перейдет из состояния страстного в состояние бесстрастное. 20-летнему юноше, не имеющему никакого навыка в молитве старец дает послушание: «Вот тебе четки, по ним совершай на первый раз хоть по три тысячи молитв в день… Святитель Игнатий объясняет, с чего нужно начинать учиться молитве Иисусовой: «В упражнении молитвой Иисусовой… №825. Таинственный акт этого соединения совершается, по преп. Воспоминания об игумене Гурии (Чезлове) . [8] «его язык, как моторчик, непрерывно повторял односложную Иисусову молитву» (с.190).[9] Свами Нараянананда. воображением в сердце, желая представить себе, как оно есть в левой половине груди и внимательно слушал его биение. в мыслях такую любовь к Иисусу Христу, что казалось, если бы Его увидел, то так и кинулся бы к ногам Его…» (33). «Ум во время молитвы должно иметь и со всею тщательностью сохра­нять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображения… Собрание писем. «Дней через пять он начал чувствовать сильную теплоту и… Нужны и время, и постепенность в подвиге, чтобы подвижник созрел для молитвы во всех отношениях» (1,458)Месяцев пять проведши уединенно в сем мо­литвенном занятии и наслаждении помянутыми ощущениями, я так привык к сердечной молитве, что упражнялся в ней беспрестанно, и, наконец, по­чувствовал, что молитва уже сама собою, без вся­кого со стороны моего побуждения производится и изрекается в уме моем и сердце, не токмо в бодрственном состоянии, но даже и во сне дей­ствует точно так же, и ни от чего не прерывается, — не перестает ни на малейшую секунду. «Особенно способствует сохранению внимания во время молитвы, — пишет свт. «Чудеса последнего времени»; С.Г. А свт. Прп. И он живет ими, с упоением говорит о них своим собеседникам: «Иногда сердечная сладост­ная теплота разливалась по всему составу моему и я умиленно чувствовал при себе везде присут­ствие Божие. М. Залесский. Все больше предаются забвению и рассматриваются как что-то второстепенное предупреждения святых Отцов о  прелести, которая легко поражает подвижника, пошедшего, вопреки заветам Отцов, своим путем молитвы.В качестве примера одного из таких новых путей в современном православии можно привести книгу «Старец Порфирий Кавсокаливит. Гюйон «Краткий и легчайший способ молиться, коим каждый легко может приобресть внутреннюю, сердечную Молитву и достигнуть чрез то высокого совершенства». Не понять и не оценить его — значит, ничего не понимать в духовной жизни. Игнатий, напоминая слова Христовы, «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. Макария Великого, который говорил, что «встречаются души, соделавшиеся причастниками Божественной благодати … «Подвиг умной и сердечной молитвы исправляется умом … Дороги слова самого Владыки».Иеромонах Никон (Беляев): «Сочинения преосвященного Игнатия необходимы, они, так сказать, азбука духовной жизни».Схиигумен Иоанн Валаамский: «Епископа Игнатия я читал еще новоначальным послушником, но все его слова помню и теперь: проходящим молитвенный подвиг просто житья нет от буквоедов. Не в этом ли и была главная причина того духовного пути, по которому пошел Странник? Молитва и добродетели (заповеди)              Основная мысль наставлений старца такова: «Стяжи матерь и произведет тебе чад, говорит св. проф. Ибо без повседневного труда исполнения заповедей и познания своей немощи и своего недостоинства перед Богом, подвизающийся непременно возгорится исканием в молитве благодатных состояний, и незаметно для себя станет на путь т.н. По прочтении сих примечаний чтение всего Добротолюбия делается более ясным и полезным. Он с воодушевлением говорит, что Отцы «ободрительно уверяют, как доступно и легко можно достигнуть сих сладостных внутренних ощущений в молитве; и сколь они вожделенны, как-то: сладость…теплота… Но, искренне говорю вам, я не читал их…». Этот ложный путь глубоко усвоен католическими аскетами всех рангов святости, а затем и протестантами. 211)! В-третьих, он должен заниматься умной молитвой». » (3, 287-288). «Уступками не давай пищи своим страстям… Симеона Н.Б.: «сядь безмолвно и уединенно, преклони главу, закрой глаза, потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, т. Игнатий уделяет этому вопросу большое внимание и, в частности, указывает на ряд серьезных моментов, имеющих прямое отношение к молитвенной практике Странника. Однако, подчеркивает Святитель, «душою и целью молитвы в том и другом состоянии должно быть покаяние» (1, 271). Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них…  И не говорите: «Боже мой, освободи меня от того-то», — например, от гнева, тоски. С ожесточением воспротивился чиновник совету. Однако позднее он писал: «Книжка — рассказы странника — внешний чин дела изображает, а писания отеческие — внутренний»[6]. Игнатий вслед за всеми Отцами называет душой молитвы, без которой молитва — не молитва, у Странника оказывается чем-то совершенно несущественным.Странник, к сожалению, не знает, например, что бесконечное повторение мантры индуистскими аскетами также делало их и подвижниками, и поборниками добродетели, и приносило им наслаждения, доходящие до экстаза. Симеона Нового Богослова. А вот что свт. И Святитель делает следующий вывод: «Основание молитвы -— глубочайшее смирение. И те выводы, которые делает Странник, испытав «сладостную теплоту», лучше всего говорят об источнике и природе этих переживаний. должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве…» (I,225-226). Православие характеризуется, в частности, тем, что признает истинным, верным только то, что находит себе подтверждение в Священном Предании Церкви, то есть в учении святых Отцов, в их совокупном опыте богопознания. 110.[7] Там же. «Вот тебе завет мой: не ищи места сердечного» (1, 274).Странник же, фактически, с самого начала своих упражнений употребляет все усилия к этому переходу, и другим советует также сразу приступать к поиску места сердечного, низводить ум в сердце. «Я шел уже более по ночам, а дни преимущественно провождал в чтении Добротолюбия, сидя в лесу под деревами» (33). В них одна идея и одна цель: непрестанность и сладость молитвы. И что означает в таком случае это сообщение с уверенностью о. Образы, если их допустит ум в молитве, соделаются  непроницаемой завесою, стеною между умом и Богом» (1, 147).«К преуспеянию в молитве покаяния, — продолжает свт. Порфирий к чему призывает: Оставьте все немощи. «Ежечасно надлежит нам знать, что в сии 24 часа дня и ночи имеем мы нужду в покаянии»; свт. Поэтому слышим от Странника: «Наконец, через непродолжительное время почувствовал, что молитва сама собою начала как-то переходить в сердце, т.е. Впрочем, очень скоро он пытается взойти уже на высшую ступень молитвенного делания: усиленно ищет «немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее» (I,225). Ступени молитвы Святитель Игнатий пишет: «Упражнение молитвой Иисусовой имеет два главнейших подразделения или перио­да, оканчивающиеся чистой молитвою… По производимому им состоянию ума Отцы назвали его мнением. 1822.[6] Св. делай после каждой молитвы краткий отдых и тем способствуй уму сосре­доточиваться. После этого старец разрешил: «твори молитву сколько хочешь, как можно более» (28-29). Свт. Сие изречение [апостола Павла] особенно вперилось в мой ум, и начал я думать, как же можно беспрестанно молиться, когда необходимо нужно каждому человеку и в других делах упражняться для поддержания своей жизни?» (с. (269-270). Чиновник  видел свет телесными очами; благоухание и сладость, которые он ощущал, были так же чувственные; … Порфирий так настойчиво призывает своих чад, является незнание им святоотеческого духовного опыта жизни. Игнатия писала: «Я читаю этот том, как изречения святых Отцов». «Пятый том сочинений епископа Игнатия заключает в себе учение святых отцов применительно к современному монашеству и научает, как должно читать писания святых отцов. Порфирий: «Мне нравились и нравятся книги, написанные Святыми Отцами: Златоустом, Василием, Григорием Богословом, Григорием Нисским, Григорием Паламой и другими. Господь прямо сказал: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. Однако все это не давало им благодати и оставляло без Христа. Старец Порфирий сообщает о следующем сверхъестественном событии, происшедшем в его юности:  «С уверенностью можно сказать одну вещь: старец Димас передал мне дар молитвы и прозорливости в тот час, когда молился в притворе соборного храма Кавсокаливии во имя Святой Троицы». Так, молодому человеку старец Харалампий благословляет: «Первое упражнение заключается в том, чтобы произносить молитву устами вслух, причем как можно более отчетливо и быстро. Целую неделю я в уединенном моем шалаше проходил каждодневно по шести тысяч Иисусовых молитв» (26), и «привык к ней в неделю» (27). Девятова. Так мыслят многие мистики‑иноверцы. Потрудись теперь сколько можешь, ибо со временем, если страсти останутся без надзора, они становятся как бы второй природой, и тогда попробуй-ка совладать с ними! Во-первых, он должен подвизаться, чтобы укротить и умалить страсти. К действию самообольщения присоединяется обольстительное действие демонов»  (2, 321).Он предупреждает: «Не ищи в молитве наслаждений, они отнюдь не свойственны грешнику. Прежде всего, Святитель говорит о временных границах этого духовного события: «Мало-помалу молитва устная перейдет в умственную, а потом и в сердечную. (50-51). наконец, почти целый день… — В мечтах всё возможно.Глубокую оценку легкого пути дает святитель Игнатий, характеризуя книгу «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского: «Книга ведет читателей своих прямо к общению с Богом, без предочищения покаянием, почему и возбуждает особенное сочувствие к себе в людях страстных, незнакомых с путем покаяния, не предохраненных от самообольщения и прелести, не наставленных правильному жительству учением святых Отцов Православной Церкви. И Странник начинает «изводить Иисусову молитвву вместе с дыханием в сердце, по наставлению святого Григория Синаита…» (51), но совсем не замечает, что говорит преп. 70 — 73. [11] Исаак Сирин, св. 1858. СПб. «А как мо­литва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова: то монахи прилагают особенное тщание к исполнению евангельских заповедей» (1,458).«…говорит преподобный Макарий Великий: «Кто принуждает себя исключительно и всеусильно к молитве, но не трудится о приобретении смирения, любви, кротости и всего сонма прочих добродетелей, не внедряет их в себя насильно, тот может достигнуть только до того, что иногда, по прошению его, касается его Божественная благодать… Странник не сомневается, что все его ощущения сладости, света и проч. Приидите ко мне все труждающиеся…»; Схимонахиня Антония. Опытный учитель, поэтому, ведет своего воспитанника, постепенно увеличивая нагрузки, чтобы таким образом последний мог действительно достичь многого. Он сообщает о том, что «изредка видывал во сне и покойного старца моего, который многое толковал мне» (34) в Добротолюбии, наставлял его и даже делал пометки углем на полях книги (48-50,63,70). § 5).С чего же начинает старец наставление 20-летнему еще ничего непонимающему в духовной жизни молодому человеку, горящему жаждой приобрести непрестанную молитвву? владыка) -— работы школьника по сравнению с трудами профессора — творениями епископа Игнатия (Брянчанинова)».«Все его писания взяты из Отцов и приспособлены для нас. Феофан. С течением времени, смотря по надобности, можешь и еще умножить число произносимых молитв. По святителю Игнатию, без утомления ума непрерывно совершать молитву Иисусову «…на переход этот нужны многие годы» — Странник достиг этого, как видим, месяцев в пять!Простой арифметический подсчет показывает, что если следовать совету свт. При этом он решительно запрещает искать (мысленно) место в груди, где ум мог бы соединиться с сердцем и, таким образом, человек стал бы способным к переживанию благодатных действий Божиих: «…для новоначального искание места сердечного, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное, извращающее порядок, систему науки. И т. Игнатий,—  особенно пустынножители, когда достигали высоты духовных упражнений, тогда все эти упражнения сливались в них в одно покаяние. И понятно почему. «Оказалось, что чинов­ник (впавший в прелесть и пытавшийся покончить с собой — А.О.) употреблял образ молитвы, описанный святым Симеоном, разгорячил воображение и кровь, при чем человек делается очень способным к усиленному посту и бдению… Прелесть сущест­вует уже в самомнении, существует в удостоении себя, в са­мом ожидании благодати… Вот я и принялся читать Добротолюбие по тому самому порядку, который указал мне старец» (50) во сне.Святоотеческое отношение к сновидениям хорошо известно. Игнатия, то для совершения 12 тысяч кратких Иисусовых молитв («Господи Иисусе Христе, помилуй мя (меня)»), потребуется 37,5 часов (для полной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», — нужно 60 часов)! Это же советует он и слепцу: «Я тебе все прочту, что относится до сердечной молитвы и укажу способ, как отыскать место сердечное и входить в него» (103).Но такой метод для свт. Игнатий цитирует следующие его слова:  «Обычно уму, особенно в людях легкомысленных, преждевременно стремиться к усвоению себе высоких молитвенных состояний… Но эта мысль старца расходится с учением Отцов. С. Игнатия о молитве Иисусовой с учением «Откровенных рассказов странника» и современного афонского старца Харалампия дает хорошую возможность уяснения, как этих условий, так и многих других положений данного вопроса. Истоки молитвы и ее цель Естественно обратить внимание, прежде всего, на причины, по которым христианин приступает к деланию молитвы Иисусовой. Игнатий писал: «Всем известно, какое душевное бедствие возникло для иудейс­ких книжников и фарисеев из их неправильного душевного настроения: они соделались не только чуждыми Бога, но и исступленными врагами Его, богоубийцами. Это изобретено Божественными Отцами не для чего иного, как в некоторое пособие к собранию мысли от обычного парения, к возвращению ее к самой себе и ко вниманию (Ксанфопулы)» (2, 288-289). Игнатий, — весьма неспешное произнесение слов молитвы» (5, 98). Некоторые следствия и выводыИстинность духовного опыта Странника в сравнении с учением свт. — А.О.) очень опасно: оно низводит к вещественному, неправильному пониманию молитвы, отвлекая от понимания духовного, единого истинного» (2, 288).  И продолжает: «Из употреблявших с  особенным тщанием вещественные вспомогательные средства достигли преуспеяния весьма редкие, а расстроились и повредились весьма многие» (2, 297). имя Бога обладает огромной силой и спасает от любого страдания и несчастья… не нашедший истинного руководителя. При недостатке смирения молитвенный подвиг делается удобопреклонным к самообольщению и к бесовской прелести» (1, 310). Писания, и как можно дольше держать на нем одном все внимание и размышление, и откроется свет разумения… Не отвергается юность, когда имеет качество зрелости, в особенности, когда имеет руководителя» (2, 216).  Но приобрести зрелость Странник не имел еще времени, а должного руководителя, как видим, он не встретил. И он еще ничего не понимает в духовной жизни. Отец Порфирий отвечает: «Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. Игнатий пишет: «Если же кто бы то ни был, движимый, по выражению святого Иоанна Лествичника, гордостным усердием, ищет получить преждевременно сладость духовую или сердечное молитвенное действие или какое другое духовное дарование, приличествующее естеству обновленному, тот неминуемо впадает в прелесть, каким бы образом молитвы он ни занимался, псалмопением ли или Иисусовой молитвой» (Письма. Безостановочное произнесение молитвы рассеивает ум» (5, 110).«Новоначальным должно заниматься молитвой понемногу, но часто, чтобы сохранить вкус к молитве и не произвести в уме утомления, от которого происходит оставление молитвы» (6, 276)).«Существенными принадлежностями этой молитвы должны быть: внимание, заключение ума в слова молитвы, крайняя неспешность при произнесении ее и сокрушение духа» (5, 107).У старца Харалампия видим совсем другое. Поэтому заключает он: «Советуем возлюбленным братиям не доискиваться открытия в себе этого механизма, если он не откроется сам собою» (5,114).  Количество и качество молитв С чего начался молитвенный путь Странника? Его «путь» прямо идет в русле таких великих католических «святых», как Франциск Ассизкий, Катарина Сиенская, Тереза Авильская, Тереза Малая, и множества других, которые не знали Отцов Добротолюбия и пошли своим мечтательным путем. Странник, можно сказать, с первого же момента занятия им молитвой Иисусовой погружается в мир блаженства и постоянно говорит лишь о легкости, отрадности (27), несказанной радости и сладости сердечной (65).По свт. Поутру хотел встать, но вижу, что не могу и пошевелить ногами; совсем отнялись и расслабли как плети» (65). Сновидения Немаловажным в понимании духовного состояния Странника является его отношение к сновидениям. Игнатий преп. Порфирия о самой духовной жизни? Сперва я сим занимался по часу и по два … Исаак Сирин: «…нет ни одной добродетели, высшей покаяния. Сам Святитель заключает свои рассуждения:  «Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатью, мы не способны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов» (5, 347). Наставления старца Странник, по собственному признанию, в начале своего духовного пути ничего кроме Библии не читал и о молитве, естественно, имел самое поверхностное представление. Игнатий пишет:  «Особенное попечение, попечение самое тщательное, должно быть принято о благоустроении нравственности сообразно уче­нию Евангелия. Благодатное же смирение приобретается только одним путем: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи» (IV,9), — цитирует свт. Усиленная деятельность по Евангелию яснее и яснее открывает ему недостаточность его добрых дел, множество его уклонений и побуждений, несчастное состояние его падшего естества…  3. непременно верно выполняй по три тысячи в день» (26). От ложных понятий являются ложные ощущения. И не говорите: «Боже мой, освободи меня от того-то», — например, от гнева, тоски. «Ради любви Христовой подвизайтесь со всею силою души… Они ценны для всех православных христиан тем, что Святитель Игнатий  в доступной форме переложил учение предшествовавших святых Отцов по всем основным вопросам духовной жизни, и соотнес это учение с бессильными силами современного ему монаха и мирянина, погруженных в водоворот стихий этого мiра. И потому едва ли можно говорить о втором.«Хотящие взойти, — цитирует свт. Исаак Сирин. 9, 43-47).Церковь Великим постом призывает не просто молиться, но с земными поклонами об очищении от праздности, уныния, любоначалия, празднословия, осуждения….Святитель Игнатий такой «легкий путь посредством любви» прямо называет душепагубной прелестью. Paris.1973.[3] Эта тема требует специального рассмотрения.[4] Собрание писем свт. «Недели через три… Самое большее — редкие слова типа: «один я грешник» (65), которые, как кажется, произносятся, скорее, потому, что так положено чувствовать себя христианину, нежели по причине действительного видения им себя таковым. Опыт не замедлит открыть у молящегося теснейшую связь между заповедями Евангелия и молитвой Иисусовой.  Эти заповеди служат для этой молитвы тем, чем служит елей для горящего светильника; без елея светильник… Житие и слова» (Малоярославец. Все их внимание обращено на «частость» молитвы. Об этом очень ярко свидетельствуют и заключающие первую часть Рассказов «Три ключа к внутренней молитвенной сокровищнице», где в перечислении основных условий и свойств молитвы о сознании своей греховности, своей немощи как необходимого условия принятия молитвы Богом не сказано ни слова (119-120).Опыт «Откровенных рассказов странника» всегда привлекал к себе мечтателей о духовном совершенстве, не изучивших основ святоотеческой духовной жизни. Не хорошо молиться или думать о какой-либо определенной страсти…  Не сражайтесь с искушением напрямую, не просите, чтобы оно ушло, не говорите: «Убери его, Боже мой!» (выделено нами  — А.О.). Григорий о молитве с дыханием: «Удерживай и дыхание, то есть движение ума, смежив несколько уста при совершении молитвы, а не дыхание ноздрей, то есть чувст­венное, как это делают невежи» (1, 272). Игнатий приводит слова преп. чтобы не вверяться поспешно и легкомысленно наставлениям таких старцев» (I,285). Потому свт. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную… Марк Подвижник говорит, что «нет конца покаянию до самой смерти и для малых и для великих!»; св. Этот путь является единственно верным в аскетике. Монах начал уговаривать чиновника, чтоб он оставил употребляемый им способ молитвы, объясняя и не­правильность способа, и неправильность состояния, доставляемого способом. Поэтому святые, — говорит он, — «омывали свои добродетели, как бы грехи, потоками слез» (II,403).Напротив, находящиеся в прелести «тотчас влекутся и влекут читателей своих к высотам, недоступным для новоначального, заносятся и заносят. Осипова раскрывается учение святителя Игнатия о молитве, сравниваемое с повествованием «Откровенных рассказов странника» и с состоянием героя этой повести — с его молитвенным деланием, а также приводятся отзывы отечественных подвижников о святителе. Но такую мысль едва ли можно найти у какого-либо святого Отца. Вся она настойчиво пропагандирует жизнь, принципиально противоположную тем святоотеческим указаниям, которые так ясно, точно изложил в своих творениях святитель Игнатий.Этот процесс отступления от Священного Предания Церкви, от твердых указаний святых Отцов о сущности монашества, о молитве, послушании и прочих основных  устоях духовной жизни развивается всё сильнее. Там есть советы, не пригожие для вас, которые могут повесть к прелести»[7].  * * *В качестве еще одной иллюстрации уклонений в молитве можно привести книгу монаха Иосифа Дионисиатиса «Наставник молитвы Иисусовой. Эти наставления очень напоминают «Откровенные рассказы странника». «В книгу — рассказы — не смотрите. 187-190). Бесстыдно и дерзостно хотящий войти к Богу, и чисто беседовать с Ним, нудящийся стяжать Его в себе, удобно умерщвляется бесами» (1,273).И еще один момент, связанный с аскетической практикой молитвы Иисусовой, имеющий серьезные последствия для занимающегося ею. Свт. 2,18)» (т.1, 247).Афонский старец Ефрем (Мораитис) в своей книге «Отеческие советы» (Саратов, 2006) понуждает: «Подвизайся, чадо мое, ибо путь Божий узок и тернист — не сам по себе, а по причине наших страстей… Игнатия абсолютно неприемлем, ибо не только уводит внимание от главного в молитве — внимания, благоговения и сокрушения сердца, но и приводит к развитию воображения, мечтательности в человеке, в результате чего он начинает естественно возникающие в нем образы и переживания принимать за благодатные, и впадает в прелесть.  «Святые Отцы, — пишет он, — строго воспрещают употребление способности воображения, повелевают содержать ум вполне безвидным, незапечатленным никакою печатью вещественного». И приводимые ими высказывания Отцов даются исключительно в этом ключе без учета контекста[3], что часто радикально искажает их смысл. Однако и его дальнейшая молитвенная практика не только не изменяет первоначальной установки, но и прямо следует по тому же пути.Если следовать классификации свт. Он применяется для скорого достижения состояний так называемого сверхсознания и сладостных переживаний. За всю двухтысячелетнюю историю Церкви не было того, чтобы человек передал человеку подобные дары Божии. Но то, что для языческих мистиков, не знающих о благодати Божией, является искомым и, так сказать, естественным результатом, то для христианского подвижника оказывается ловушкой, обманом, заблуждением — прелестью. Причина этого очевидна — он, как и Странник, весь поглощен идеей непрестанной молитвы, в ней одной он видит сущность христианского подвига и цель жизни. Зато она очень напоминает трансцендентальные медитации, практикуемые нехристианскими мистиками с целью познания сущности вещей и достижения наслаждений.А вот назидание схимника, также без сомнения принимаемое Странником за истинное учение: «для спасения ничего более не нужно, как всегдашняя молитва: «молись и делай что хочешь, и ты достигнешь цели молитвы… Ищи, чтобы ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтобы оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтобы оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Льва прп. Игнатий?У тех, кто серьезно озабочен своим духовным состоянием и исканием правильного пути жизни, всегда особое внимание было обращено к этому русскому святителю, его творениям. И потому должно тщательно рассматривать себя, чтоб не искать преждевременно того, что приходит в свое время, и чтоб не отвергнуть того, что подается в руки, направившись к исканию другого. По словам Странника, он «иногда входил весь сам в себя и ясно видел все мои внутренности, удивляясь премудрому составу человеческого тела» (107). Техника молитвы Можно лишь удивляться тому, что схимник совсем еще молодому человеку, ничего не понимающему в духовной жизни, сразу же предлагает те внешние приемы при совершении молитвы Иисусовой, которые иногда использовали отдельные подвижники. В первом периоде предостав­ляется молящемуся молиться при одном собственном усилии; благодать Божия… При чтении Отцов не должно упускать из виду и того, что меры новоначального их времен суть уже меры весьма преуспевшего в наше время. Слова подвижнические. Игнатий был «великим умом».Варсонофий Оптинский говорил: «Когда я читаю его сочинения, я удивляюсь прямо ангельскому уму, его дивно глубокому разумению Священного Писания. Свт. Это прямо приводит их к прелести. Если же хочешь сказать это только для слова, то не ты один говоришь, но и всякий говорит, что желает любить Бога… Я как-то особенно рсполагаюсь к его сочинениям, они как-то особенно располагают к себе мое сердце, мое разумение, просвещая его истинно евангельским светом». Свт. В статье засл. За гордостью удобно последует, к ней удобно прилепляется прелесть… Святоотеческое учение говорит об этом вполне однозначно: Господь и только Он Сам, а не человек и не через человека, сколь бы свят таковой ни был, может дать верующему благодатные дары молитвы, прозрения, чудотворения и проч. А это, естественно, в высшей степени льстит ветхому человеку.Известно, что «Рассказами» одно время увлекся даже свт. Интересно, как может нравиться то, чего не читал? в скором времени начало представляться сердце и означаться движение в оном; далее я начал вводить и изводить Иисусову молитву вместе с дыханием в сердце, по наставлению святого Григория Синаита… Отец Порфирий призывает вместо сурового и утомительного пути сражений против зла стать на легкий путь любви. Старец прямо поддерживает юношу в его восторженном стремлении овладеть непрестанной молитвой, ощутить сладостные переживания в ней. Что всё это значит, и какой Отец Добротолюбия так учит, Странник по понятным причинам оставляет без объяснений.Странник рассказывает: «Иду иногда верст по семидесяти и более в день, и не чувствую, что иду…. «Не устремимся к исканию наслаждений при молитве нашей!» (1,164). М. А сладострастие, присоединяя свое действие к действию тщеславия, производит в сердце обольстительные ложные утешения, наслаждения и упоения. Смею сказать, что сочинения епископа Феофана (да простит мне св. Кто говорит, что не препобедил страстей и возлюбил любовь к Богу, о том не знаю, что он говорит. Как же в таком случае можно оценить ту любовь к Богу, которая противопоставляется о. 1. Дурасов. «Дня два, — рассказывает Странник, — мне было трудновато, а потом так сделалось легко и желательно… Ах, как справедливо сказал мудрый епископ, и это у него вытекало из своего духовного опыта».Игумен Никон (Воробьев): «Как я благодарен ему за его писания! Если же получивший не приобучит себя к прочим добродетелям, упомянутым нами, и не стяжет навыка в них, то или лишается полученной благодати или, вознесшись, ниспадает в гордость, или… №153). (Мф. «Непрестанно молитеся. И может быть лучшим ответом на вопрос: почему так происходит, служат те высокие оценки свт. В незнании святых  Отцов признается и сам о. 14,15). Когда новоначальный произносит молитву про себя в уме, нападки лукавого удушают ее. На другой день совершил его легко и с удовольствием». Всё сильнее сказывается влияние протестантского подхода, в котором практически любое единичное мнение, индивидуальный опыт являются не просто допустимыми, но богословски и духовно законными, правильными, спасительными. Все эти сонные видения Странник принимает без какого-либо сомнения и прямо следует полученным в них откровениям: «Сей случай уверил меня в истине сновидения и в богоугодности блаженной памяти старца моего. Сирин, научись приобрести первую (во-первых — А.О.) молитву и удобно исполнишь все добродетели» (21-22).  Но у Исаака Сирина в данном случае мысль совсем не о молитве, а о законе последовательности в приобретении добродетелей (см. И этой своей беструдностью и сладостью мечтательной любви уловляет многих «малых сих». Слово его властно действует на душу, ибо исходит из опыта».Игуменья Арсения (Себрякова.+1903) о пятом томе сочинений свт. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них. Но если теперь будешь сражаться со страстями законно, как тебе советуют, то освободишься…». и я прелагался в восторг. 2005). по временам он начал видеть свет… Желание грешника ощутить нас­лаждение есть уже самообольщение. «Итак, прежде всего, я приступил к отыскиванию места сердечного, по наставлению Симеона Нового Богослова. Кончается это, как правило, срывами, тяжелыми потрясениями, глубоким разочарованием, а не редко и гибелью мечтателя. Потому свт. не преуспевает более и не растет» (1, 289). Непрестанная молитва  Поэтому, естественно, вызывает недоумение, что схимник преподносит молитву Иисусову как единственное и самодостаточное условие познания Бога и получения от Него всех даров. Игнатий, — должны стремиться все христиане; к упражнению в молитве покаяния и к преуспеянию в ней святые Отцы приглашают всех христиан. Игнатий, приводя высказывания Отцов, цитирует, в частности, очень яркие слова преп. С.112.[7] Вот некоторые из «духовных» писаний последних лет: Г.П. В то же время о самом важном — о нравственных и духовных условиях ее совершения он, практически, ничего не говорит.Однако вся святоотеческая мысль, на которой настаивает и свт. Григория Синаита: «…всякий, проходящий излишне усиленный подвиг молитвы от слыша­ния или учения, погибает, как не стяжавший руководителя» (2, 277), т.е. Святитель Игнатий, утверждая согласно со всеми святыми, что «молитва есть мать добродетелей и дверь ко всем духовным дарам» (2; 228), и перечисляя общие требования к правильной молитве, настоятельно указывает при этом на особые условия для того христианина, который становится на путь молитвенного подвига. «Весь оный день я был в несказанной радости и сладости сердечной; лежал на палатях в сей нетопленной сторожке, как будто покоясь на лоне Авраамовом: молитва действовала сильно. Дары сверхъестественные могут погубить подвижника, не наученного немощи своей» (I,532). мысль из головы в сердце…» (23). Причина такого увлечения вполне понятна — «Рассказы» предлагают быстрое средство без познания своей духовной поврежденности, своих страстей и своего бессилия искоренить их собственными силами достичь непрестанной молитвы и благодатных состояний[5]. К тому же и Бог дарует их лишь после долгого подвига правильной духовной жизни, а не по причине подсматривания за молитвой старца.Напротив, в языческих религиях передача (и обязательно сознательная) особых оккультных способностей от учителя к ученику действительно существует. Некоторые подвижники, не зная этого, начинали хулить молитву Иисусову, другие, принимая производимые такой молитвой страстные ощущения за действие благодати, впадали в душевное сладострастие. Благодатные действия молитвы Иисусовой  Молодые люди часто стремятся немедленно достичь совершенства. Каково учение о. Почему свт. Все эти настойчивые «не» просто поражают своим откровенным вызовом Евангелию, учению святых Отцов.Христос заповедует бороться с грехом до крови: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее… Вопреки непреложному закону последовательности и постепенности в духовной жизни он неудержимо стремится «немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее». Вознерадевший о покаянии чужд всякого блага» (6, 155). После того как были протянуты первые несколько четок, некоторая сладость мало-помалу стала проистекать из гортани и ощущаться на языке и губах. Конечно, он молодой человек, ему всего какие-то двадцать лет. 255). [1] Здесь и далее ссылки на Творения святителя Игнатия делаются по изданию: СПб. Этот род прелести — ужасен: он одинаково душепагубен как и первый, но менее явен; он редко оканчивается сумасшествием и самоубийством, но растлевает реши­тельно и ум и сердце. У Странника же вообще отсутствует первое. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее… Святитель Игнатий рассматривает этот вопрос в контексте безусловного соблюдения одного из основных законов молитвенного делания — постепенности в прохождении его пути и важности правильного его начала.Сопоставим эту мысль свт. Именно, что духовная жизнь имеет свои непреложные законы, отступление от которых приводит человека не к Богу, а к переживанию своих чисто нервно-психических состояний и, не редко — демонических наваждений, принимаемых за истинные. «Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении…. Будем подвизаться, чтобы стать сосудами Распятого… Поэтому очень важно сопоставить их с учением по тем же вопросам свт. И святитель Игнатий ценен именно тем, что все его творения и, прежде всего, всё относящееся к вопросам духовной жизни, являются не просто плодом его личного опыта, но изложением опыта святоотеческого. «И так дён пять исполнял верно … Игнатий пишет о частости молитвы: «Только совершенным христианам свойственно мо­литься без гнева и размышления (1 Тим,2,8), то есть в глубоком мире, в чистейшей любви к ближнему, без малейшего памятозлобия к ближнему и осуждения его, без развлечения посторонними по­мыслами и мечтаниями (без размышления)… гаснет, разливая вокруг себя дым зловонный» (1, 225-226). «Как цвет и плод произрастает на стебле или дереве, которые сами прежде должны быть посеяны и вырасти, так и молитва произрастает на других добродетелях, иначе не может явиться, как на них» (1, 261-262). М., 2003, с. которое требуется истинным подвижничеством» (I,284). Сравнение учения свт. И это не имеет места, если душа не достигла чистоты. «Умная молитва, — говорит пре­подобный Нил Сорский, повторяя слова преподобного Григория Синаита, — выше всех деланий, и добродетелей глава, как любовь Божия. К концу беседы пришло мне на мысль поступить следующим образом: я стал просить афонца, чтоб он, как постник и подвижник, испытал над собою способ, преподанный святыми Отцами, состоящий в том, чтоб ум во время молитвы был совершенно чужд всякого мечтания, погружался весь во внимание словам молитвы, заключался и вмещался, по выражению святого Иоанна Лествичника, в словах молитвы… Исаак Сирина есть такие слова: «Не следует тому, кто передает знание ученикам, с самого начала подводить их к совершенному знанию предмета, не научив их прежде как следует буквам алфавита и чтению по складам. Покаяние обнимало всю жизнь их, всю деятельность их: оно было последствием зрения греха своего» (II,125-126). Этот метод противоречит не только учению Отцов, но и простому здравому смыслу: при такой немыслимой скорости, когда в течение нескольких часов молитва Иисусова произносится ежесекундно (!)[8], совершенно невозможно сохранить главнейшее в молитве — внимание, без которого любая молитва «не молитва. Протянув двенадцать четок, начинай новый круг… И это понятно, поскольку истинная любовь к Богу и ближнему приобретается только через борьбу со страстями, немощами, искушениями, через исполнение заповедей Божиих и покаяние. и получил приятность и охоту» (27). Напротив, «падшие духи, -— предупреждает он, — стараются возбудить в нас действие воображения… Иоанна Лествичника: «Верующий снам подобен гонящемуся за своею тенью и покушавшемуся поймать ее» (5, 348). более опытных в духовной жизни, братьев.Это, прежде всего, относится к важнейшему деланию в духовной жизни — молитве. Он пишет о самом нужном — о покаянии, которое есть единст­венная дверь ко всему доброму». Аскетические творения святителя Игнатия (Брянчанинова) являются своего рода святоотеческой энциклопедией духовной жизни христианина. «Пензенский старец Алексий. Афонец охотно согласился на мое предложение. Игнатий предупреждал: «Делателю Иисусовой молитвы весьма полезно прочитать Примечания (Предисловия) схимонаха поляномерульского Василия, на книги святых: Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского и Нила Сорского. Григория Синаита: «сердечное действие не может быть прелестным» (281),  но умалчивает об учении этого святого о прелести. Он писал: «Всем известно, какое душевное бедствие возникло для иудейских книжников и фарисеев из их неправильного душевного настроения: они сделались не только чуждыми Бога, но и исступленными врагами Его, богоубийцами. «Как отказаться мне от явной благодати!» —  возражал он» (1,238).Подобный случай был и с афонским схимонахом. Значимость творений Святителя особенно возросла в настоящее время в связи с оскудением духовных руководителей. Что это за верный путь любви и в чем заключается его легкость? Игнатия, то Странник начинает упражнения в молитве с середины, «прочитав наставление… Это вызывает серьезный вопрос об истинности духовного состояния Странника. мнение, то есть в гордость, хотя бы и прикрытую личиной внешнего смирения. восторг, радость…» и т.д. Таковой, по словам св. Исключительную важность приобретает такое знание в настоящее время, когда, с одной стороны, в Россию бурным потоком нахлынули всевозможные «духи» и появились бесчисленные варианты духовности; с другой — святоотеческое понимание духовной жизни и мудрость применения ее законов к психологии и силам современного человека в силу многих причин становится все большей редкостью. Я нахожу, что самый краткий и верный путь — это путь любви. 55. И так далее. Из последнего он выбирает, как правило, наставления, даваемые монахам, значительно преуспевшим в духовной жизни. я начал чувствовать… стану внимать молитве и боли не слышу» (30).Эти состояния Странника очень схожи с теми, о которых рассказывает свт. И ни в одном из них нет даже упоминания о том, что является первым, главным и неизменным свойством молитвы на всех этапах духовной жизни: «Святые отцы Восточной Церкви, — пишет свт. иногда представлялось ему, когда он входил в сердце, что как бы сильный пламень зажженной свечи вспыхивал сладостно внутри сердца и выбрасываясь через горло наружу, освещал его; и он при сем пламени мог видеть даже и отдаленные вещи» (105).Потому свт. Очень при этом показательно, что единственными источниками, с которыми Странник никогда не расстается и постоянно читает, являются Библия и затем Добротолюбие. Именно такой подход дал возможность Православной Церкви на протяжении двух тысяч лет сохранить как истину веры, так и истину духовной жизни.В настоящее время этот критерий приобретает исключительную важность, поскольку святоотеческий опыт всё больше утрачивается в сознании современного христианина под влиянием западной неправославной аскетики, старых и новых мистических и оккультных учений, различных харизматических движений — одним словом, нецерковного опыта. 1905.[2] Здесь и далее ссылки даются на «Откровенные рассказы странника духовному отцу своему» по изданию: YMKA-PRESS. Игнатию, это очень опасное состояние, ибо «все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молит­вы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покая­ние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы» (1, 233).Вот еще один показательный рассказ Странника: «Я многих видал, которые просто, без всякого просветительского наставления, и не зная, что есть внимание (подчеркнуто нами — А.О.), сами собою устно творя беспрестанную Иисусову молитву, достигали того, что уста и язык их не могли удерживаться от изречения молитвы, которая впоследствии так их усладила и просветила, и из слабых и нерадивых сделала подвижниками и поборниками добродетели» (264). Оказывается, «два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Первое составляет принадлежность новоначальных; второе — возрастающих в преуспея­нии; третье — достигших крайнего преуспеяния; четвертое — совершенных» (1, 226-227).  Странник нигде не упоминает этой мысли прп. Применение Отеческих наставлений к себе, к своей деятельности, должно быть совершаемо с боль­шою осмотрительностью» (5,117). Далее плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач» (1, 292).У Странникана протяжении всех его рассказов не видно обнаружения им действия в себе каких-либо страстей, ни, тем более, «расширяющегося зрения своих прегрешений». Но что это за любовь, как она достигается — об этом ни слова. «Если бы человек неупустительно выполнил одну сию заповедь Божию о непрестанной молитве, то в одной он исполнил бы все заповеди» (252).  Святые Отцы учат иначе.Свт. Так, внимание, которое свт. Молитва  есть вопль и плач смирения. Игнатий пишет: «Но если в тебе кроется ожидание благодати, — остере­гись: ты в опасном положении! Через десять дней старец повелел «неупустительно совершать по двенадцати тысяч молитв в день» (27). В результате, подвижник, производя с внешней стороны впечатление святого, который всех любит, никому не делает зла, непрестанно находится в радости и в молитве — с внутренней, как не познавший своих страстей и своего бессилия очиститься от них, и потому не приобретший главнейшего в духовной жизни — смирения, оказывается в гибельном состоянии.Свт. «Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества — необходимое условие для того, чтоб молитва была ми­лостиво принята и услышана Богом» (1,155). Незнание этих законов приводит к тому, что многие, даже искренне ищущие, не редко увлекаются внешне притягательными, но, по-существу, далекими от Священного Предания Церкви формами духовности, в результате чего в лучшем случае они остаются без плода, в худшем — попадают в секты, губя свои души и расстраивая свое физическое и психическое здоровье. Подобные состояния наблюдаются и у тех христианских подвижников, которые произносят молитву без внимания и покаяния — тоже как своего рода мантру. В откровениях просветление разума, по­нятие священного писания, познавание словес твари, отрешение от сует и познание сладости вну­тренней жизни, уверение в близости Божией и любви его к нам» (52) (подчеркнуто нами — А.О.).В качестве своего рода самоубеждения Странник приводит слова св. Святые Отцы наименовали эту веру себе, безотносительно к голосу Священного Предания Церкви одним ёмким словом — прелесть.Православие тем, в частности, отличается от других конфессий, что для него критерием истинности богообщения является не свое личное переживание и не мнение отдельного авторитета: епископа, богослова, даже святого Отца, но то и только то, что соответствует законам духовной жизни, открытым и проверенным совокупным опытом Отцов. Когда сделаюсь болен… Все они, «забыв» об очищении сердца от страстей, сразу призывают христианина возноситься «любовью» к Христу. Определенный свет на этот вопрос проливает понимание Странником умной молитвы. Ум и сердце в молитве По учению Отцов, умная молитва, или соединение ума с сердцем, является высокой ступенью молитвенного подвига, имеющей принципиально важное значение в духовной жизни христианина. 1995. «Сущность подвига, — подчеркивает свт. От этого пути предупреждали Отцы: «Увидишь молодого, летящего на небо, стащи его за ноги на землю»!Одной из главных причин столь ярко выраженного антиаскетического учения о духовной жизни, к которому о. По свт. Подобный метод не имеет ничего общего с благоговейным, покаянным обращением к личному, живому Богу. Трудности длятся день-два, самое большее — неделю, но не трудности борьбы с своим ветхим человеком, о котором он, судя по его «откровениям», не имеет никакого представления, а трудности исполнения огромного числа молитв, возлагаемых на него духовником. Практические наставления по достижению Самадхи. не от одного простого, вышеизложенного естест­венного художества через ноздревое дыхание или от сидения при упражнении молитвой в безмолвном и темном месте — да не будет! Вот что он рассказывает: «Испытывая таковые и подобные сим насладительные утешения, я заметил, что последствия сер­дечной молитвы открываются в трех видах: в духе, в чувствах и откровениях; в духе, например, сла­дость любви Божией, внутренний покой, восхи­щение ума, чистота мыслей, сладостное памятова­ние Бога, в чувствах приятное растепливание серд­ца, наполнение сладостию всех членов, радостное кипение в сердце, легкость и бодрость, прият­ность жизни, нечувствительность к болезням и скорбям. 15)[2]. 224, 227, 243) (выделено нами  — А.О.). А о. Игнатию, концентрация внимания на нижней части сердца в высшей степени опасна. Игнатий, — заключается в исполнении заповедей» (1,526), то есть всего заповеданного Господом, а не одной только молитвы. «…на первый день едва-едва успел в поздний вечер окончить мое двенадцатитысячное правило. Во-первых, молодому человеку сразу же дается огромное правило. Разгоряченная… Такое состояние есть состояние самообольщения» (IV,499). естественной мистики, самовнушения, получая и соответствующие плоды.Экстатические состояния нехристианских мистиков, для многих из которых сама идея личного Бога, а тем более признание Христа воскресшего вполне чуждо, ярко свидетельствуют о возможности достижения неблагодатных, однако очень сильных нервно-психических переживаний. «Богодухновенных наставников нет у нас!» (1, 274)[1], — писал он в середине XIX-го века и уже настойчиво рекомендовал своим современникам руководствоваться Священным Писанием и творениями святых Отцов с советом старших, т.е. Феофан (Говоров). Игнатия. Источники  У преп. Очень глубоко смотрел епископ Игнатий и даже, пожалуй, глубже в этом отношении епископа Феофана. Игнатия нашими отечественными подвижниками, которые являются бесспорными авторитетами в вопросах духовной жизни в Русской Церкви.Сейчас вопрос о критериях истинности, особенно в такой сложной сфере, как духовная жизнь, приобретает особую остроту. Потому любая подмена этой святой цели какими бы то ни было средствами есть духовное самоубийство. Игнатий по этому поводу пишет: «Возложение упования на эти пособия (ноздревое дыхание, ти­хость вдыхания и выдыхания и проч. Поэтому только сравнение этих новых «духовных» путей со святоотеческим может показать, какова их природа и действительная ценность.Знание законов духовной жизни и тех опасностей, которые стоят на пути христианина — одно из необходимых условий верного достижения им горнего Иерусалима. Игнатий: «Опасно преждевременное получение наслаждения Божественною благодатью! В ней обычные христианские советы по различным вопросам жизни совмещаются с такими наставлениями  о молитве Иисусовой, которые вызывают, по меньшей мере, глубокое недоумение. По производимому им состоянию ума Отцы назвали его мнением» (1, 247).Однажды доверие благодатности своих переживаний и силе своей молитвы едва не окончилось для Странника трагически. «Я испытал тебя в горниле страдания»; В.П. Слово 72), об опасности нарушения которого предупреждал свт. «Новоначальным должно заниматься молитвой понемногу, но часто»[4]. Преподобный отвечал: «Это не велико, что мысль твоя при Боге: велико увидеть себя ниже всей твари». Порфирий свои потрясающие «откровения» не бороться, не воевать, не делать никаких усилий против искушений, страстей, немощей, тьмы, зла, но идти легким путем любви. данное отцами-безмолвниками» и «необдуманно приняв это наставление в руководство своей деятельности», он сразу «без всякого предварительного приготовления усиливается взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву» (I,225). Свойственно уму пред­ставлять себе мечтанием высокие состояния молитвы, которых он еще не достиг, и извращать их в своей мечте или в своем мнении». Иногда чувствовалась пламенная любовь к Иисусу Христу….» (50-51). «Многие о деле молитвы, — научает один из них, — рассуждают совсем превратно, думая, что приуготовительные средства и подвиги производят молитву, а не молитва рождает подвиги и все добродетели» (20-21). Макария Оптинского, свт. Хотя и в его эпоху проблема духовного руководства стояла очень остро. Свт. Но какое отношение имеют эти передачи к духовным дарам Божьим?! Эта мечтательность признана ими благодатию» (IV,498).Странник, благодаря употребляемой им практике молитвы, с поразительной скоростью достигает желаемой цели. Нет и намеков на «мученический подвиг» в борьбе со страстями. Молись и мысли, что хочешь, и мысль твоя очистится молитвою» (265). и с легкостью окончил двенадцать тысяч молитв в ранний вечер» (28). Очерк «Пензенский старец Алексий» в книге «Православные старцы 20 века»; иеромонах Гавриил. Филимонов. Святитель Игнатий, напротив, пишет: «Новоначальным должно заниматься молитвой понемногу, но часто, чтобы сохранить вкус к молитве и не произвести в уме утомления, от которого происходит оставление молитвы» (6, 276).  Во-вторых, о. Выпуск 5. Эта же сладость не умолялась, скорее, наоборот, увеличивалась, так что молодой человек с чувством великой благодарности непрерывно повторял Божественные слова молитвы.Не прошло и часа, как он [юноша] закончил первые двенадцать трехсотиц [3.600 молитв — менее секунды на каждую молитву!]. Многие люди избрали суровый путь, и «пролили кровь, чтобы принять Дух», доколе не достигли великой добродетели. Игнатий приводит слова св. Непреходящая их ценность заключается в том, что он передаёт не просто свой личный опыт молитвенного делания. В западном христианстве по-существу исчезло знание того главного, без чего духовная жизнь может превратиться в хаос мистических состояний, губящих человека. Но будь внимателен. Сл. В это время страсти, сокровенные в сердце, приходят в движение и возводят делателя молитвы к мученическому подвигу…» (1, 270). мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют ни малейшего понятия. «Когда ты испытаешь над собою, — сказал я афонцу, — то сообщи и мне о плоде опыта; для меня самого такой опыт неудобен по развлеченной жизни, проводимой мною». Порфирием борьбе со страстями?Может быть с наибольшей точностью и силой отвечает на этот вопрос святой Исаак Сирин: «Нет способа, — говорит он — возбудиться в душе Божественной любви… 14,21), говорит: «Исполнение заповедей Спасителя -— единственный признак любви к Богу, принимаемой Спасителем» (2, 67-68). Схимники же в «Рассказах» все дело христианской жизни сводят, по-существу, к одной лишь молитве. е. Так занимался я сперва по получасу, несколько раз в день… М.-СПб. «Царский архиерей»; Иеромонах Трифон. Игнатий: «покаяние — единственная дверь, посредством которой можно о Господе обрести пажить спасительную. Иногда ощущал внутри себя вели­чайшую радость от призывания имени Иисуса Христа, и познавал, что значит сказанное им: цар­ствие Божие внутрь вас есть» (52).Но древо узнается по плодам. Не воюйте с ними, но преображайте в силу, презирая зло…  Не нужно ни диавола бояться, ни ада, ничего. Игнатия с повествованием в «Откровенных рассказах странника».Первое, что обращает на себя внимание, это чисто внешняя причина, по которой Странник приступил к исканию молитвы. «Оказалось, что иеросхи­монах носит вериги, почти не спит, мало вкушает пищи, чувствует в теле такой жар, что зимою не нуждается в теплой одежде. Все другое является не более, как средством к достижению этой цели. Воспрещение сопрягается  со страшною угрозою. Жизнеописание старца Харалампия Дионисиатского» (М. мантра‑джапа автоматически поддерживает душевное и физическое здоровье»[9]. 1899. Святитель Игнатий писал: «Первоначально положи себе произносить сто молитв Иисусовых со вниманием и неспешностью. Из ложных понятий и ощущений составляется самообольщение. (105) от Бога. То же в отношении страстей и немощей. непрерывно в течение 18 часов в сутки, то он должен бы произносить 666 молитв в час. Когда мы проговариваем молитву, приходит сатана и обрушивает на наш ум целый ворох помыслов и мечтаний. Подобному бедствию подвергаются подвижники молитвы, извергшие из своего подвига покаяние, усиливающиеся возбуждать в сердце любовь к Богу, усиливающиеся ощущать наслаждение, восторг; они развивают свое падение, соделывают себя чуждыми Бога, вступают в общение с сатаною, зара­жаются ненавистью к Святому Духу. Исаака Сирина, даже «недостоин называться святым» (I,286).Странник приводит весьма понравившееся ему наставление одного священника: «чтобы просветиться духовно и быть внимательным и внутренним человеком, следует взять один какой-нибудь текст из Св. Схимник зачитывает ему строки из преп. Должна царствовать любовь ко Христу… Игнатий, утверждает, что задачей христианской жизни является приобретение смирения через исполнение заповедей Христовых и покаяние в случае их нарушения. Вот одна из иллюстраций: «практика мантра‑джапы приводит в состояние самадхи… Исполнение им заповедей он признает искажением и осквернением их» (I,308-309). Им следуйте и вы…». Такое начинание — начинание гордостное, безумное!» (1, 271-272). На пространстве всех рассказов у него, практически, ничего не говорится о видении своей духовной поврежденности, недостоинстве предстояния перед Богом и, тем более, недостоинстве получения каких-либо благодатных даров, нет сокрушения о грехах и плача сердечного, не просматривается никакой борьбы со страстями. Порфирия?2. Делание его никогда не может достигнуть совершенства». №276.[5] В этом отношении очень показательна книга известной протестантской писательницы 18-го века Ж. И продолжает: «Зрение греха своего и рожденное им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле» (2,127).Святитель приводит оценку истинными подвижниками своих подвигов: «Подвижник только что начнет исполнять их, как и увидит, что исполняет их весьма недостаточно, нечисто… Через несколько дней приходит он ко мне, и говорит: «Что сделал ты со мною?» — «А что?» — «Да как я попробовал помолиться со вниманием, заключая ум в слова молитвы, то все мои видения пропали, и уже не могу возвратиться к ним» (1,242).Свт. Напротив того, они строго воспрещают преждевремен­ное усилие взойти умом в святилище сердца для благодатной мо­литвы, когда эта молитва еще не дана Богом. Игнатия (Брянчанинова) вызывает, по меньшей мере, серьезные сомнения. Сисою Великому: «Вижу, что во мне пребывает непрестанная память Божия». Проделайте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет. Этот источник — мечтательность, и этот «путь» на Западе известен давно. К этому присоединяется и искание благодатных переживаний, что совершенно искажает дух подвижника, приводя его к духовному сластолюбию. Прелесть в данном случае состоит в том, что подвизающийся свои естественные, нервно-психические состояния, порождаемые непрерывным, механическим  повторением одних и тех же слов молитвы, воспринимает как действия благодати, в результате чего впадает в т.н. От него со всей силой предостерегали как древние, так и позднейшие Отцы, в том числе и русские. А старец не только не сдерживал его неразумных порывов, но и прямо способствовал им.Свт. что как-то насладительно кипело в сердце… Этот род прелести — ужасен; он одинаково душепагубен как и первый, но менее явен, он редко оканчивается сумасшествием и самоубийством, но растлевает решительно и ум и сердце. Это, самое важное и ценное в христианской жизни, «Рассказы» оставляют совершенно без внимания. Невозможно, вскоре по всту­плении в монастырь или по вступлении в подвиг, достичь этой верховной добродетели. Книга производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их, — и потому особенно нравится она людям, порабощенным чувственности: книгою можно наслаждаться, не отказываясь от грубых наслаждений чувственностью» (т. Ты же сказал, что душа твоя не препобедила страстей и возлюбила любовь к Богу; и в этом нет порядка. Однако по свт. Все свои мысли он подтверждает многочисленными ссылками на святоотеческие творения, как древних подвижников, так и русских.Итак, что говорят отечественные подвижники о святителе Игнатии?В одном из писем преподобный Лев Оптинский писал свт. Он предупреждает: «Старающийся привести в движение и разгорячить нижнюю часть сердца приводит в движение силу вожделения…» (2, 299). В конце четвертого круга [14.400 молитв!] его душа внезапно затрепетала от слез славословия и благодарения…» (с. Странник, как можно было видеть, в своей молитвенной практике нарушает многие основные законы духовной жизни. Игнатий предупреждал ревностных искателей непрестанной молитвы Иисусовой: «Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве… Если голод меня начнет одолевать, я стану чаще призывать имя Иисуса Христа и забуду, что хотелось есть. Не произноси молитву спешно… Основой такого взгляда является убеждение, что Бог каждому человеку может открыться по-разному — заявление в высшей степени серьезное, требующее существенного разъяснения. Такое ожидание свидетельст­вует о скрытном удостоении себя, а удостоение свидетельст­вует о таящемся самомнении, в котором гордость. Она напоминала сладчайший леденец, с той разницей, что последний через пять-десять минут рассасывается. При максимальном допущении, что Странник повторял молитву без отдыха, пищи, питья и проч. «Воспрещается безрассудное, разгоряченное стремление к открытию в себе благодатной сердечной молитвы; воспрещается это стремление потому, что причина его — неведение или недостаточное знание и гордостное признание себя способным к благодатной молитве и достойным ее» (2, 272).Напротив, у Странника на пространстве всех его рассказов слышится активное искание сердечных переживаний благодатных плодов молитвы. Но если ты быстро-быстро произносишь ее устами, сатане не так-то просто успеть посредством различных помыслов ввергнуть тебя в рассеяние… Итак, начинаем первый урок. Это, бесспорно, уникальный случай во всей исихасткой практике. Отца) Странник помещает пункт: «Отыщи воображением место сердца под левым сосцем (подчеркнуто нами — А.О.) и там установись вниманием» (180). Поиски ответа на вопрос о непрестанной молитве привели его к встрече со старцем-схимником, рекомендации которого и определили всю дальнейшую духовную жизнь Странника. Игнатий. Будем сильно подвизаться…»  (с. «Искание само собою уже есть обольщение…» (2, 200). МДА А.И. «Читала с большим удовольствием, с душевным утешением и назиданием. Игнатий делает вывод: «Прелесть в большей или меньшей степени есть необходимое логичное последствие неправильного молитвенного подвига» (1,268).Обращает на себя внимание, что все три вида последствий сердечной молитвы пронизаны у Странника одним — сладостью. Странника мучает мысль о том, как возможно непрестанно молиться, она заставляет его обращаться с этим вопросом к разным лицам, является движущей силой, можно сказать, всех его странствований и трудов. если она не препобедила страстей. Порфирия затрагивает один из серьезных вопросов духовной жизни в Православии: когда и как христианин может  получить подобные дары Божьи? если она не препобедила страстей»!Отсюда можно понять, из какого источника получил о. Иезуит Иаков Керрут совершал по этому, видимо, методу, двадцать четыре тысячи молитв в день! Любовь к Иисусу Христу и Матери Божией как сладостные волны клубились в сердце и как бы погружали душу в утешительный восторг … №824. Она — бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие».Наконец, возникшие у юноши, совершившего с такой фантастической скоростью столь большое количество молитв, крайне опасные ощущения сладости, слез славословия и благодарения, у старца не только не вызывают никаких сомнений, но, напротив: «Радость отца Харалампия от успеха первого урока была безгранична» (с. Дальше желание творить молитву стало настолько непреодолимым, что оно заменило утреннее правило и «весь день провел я в радости… Я перестал устами говорить молитву и начал с прилежанием слушать как говорит сердце…. Я дам тебе эти четки-трехсотницу, и с вечера ты вместе с нами будешь совершишь бдение.